Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии (описание). Восхитительная природа карелии описание Золотая осень в карелии


Перед тем, как начинать описывать картину известного русского пейзажиста Василия Васильевича Мешкова, нужно разобрать с тем, в чем особенность природы нынешней Республики Карелии. Во-первых, это настоящая Северная Европа, Северо-Запад Российской Федерации, место бок-о-бок с Финляндией. Во-вторых, это сплошные холмистые равнины с множественными водоемами. В-третьих, обширные лесные массивы состоят в подавляющем большинстве из хвойных пород с малой примесью мелколиственных растений: березы, осины, ольхи, ивы.

Многие критики видят в картинах Мешкова определенную одухотворенность и я с ними полностью согласен, ведь его "Золотая осень в Карелии" живет своей жизнью. Это не снимок, момент из жизни, это комплекс большого спектакля, действия, которое развивается в процессе созерцания картины. Деревья замерли в ожидании грубого прикосновения ветра, их листья уже готовы шелестеть в испуге. В мягком и тусклом свете солнца, которое не может пробиться сквозь тяжелые свинцовые тучи, яркое убранство осени кажется главными источником освещения. Мощные сосны, серые валуны, водоемы-близнецы серого неба, все еще зеленая трава - все на своем месте у художника, словно ноты в аккорде. То, что Мешков для изображения пейзажа дикого северного края выбрал именно удлиненный панорамный формат картины, - исключительно удачный ход. Ведь таким образом картина стала величественной, охват - увеличенным, а сама природа - более четко и комплексно прорисованной.

Моя фантазия шепчет в подсознании, формируя особенное восприятие картины. Всматриваясь в полотно в стремлении познать его суть, задумку автора, я вижу огонь, который жадно накинулся на весь охватываемый панорамой ландшафт. Желто-багровые листья словно бы очаги стихийного огня поглотили все вокруг, выбрасывая в небо серый дым облаков. Один из символов пламени - очищение, так и в природе огненная осень поглощает увядающие листья, чтобы через несколько месяцев температурного стресса растение воскресло сильнее. Вот такое мое видение этой уж точно не посредственной картины.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елантовская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Подготовка к сочинению-описанию по картине

Василия Васильевича Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)

учитель русского языка и литературы

Село Елантово, 2016 год

Тип урока: урок развития речи.

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии».

Цель урока: научить писать сочинение-описание по картине.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование умений строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинении.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность;

- творческую активность;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:

- развивать способность внимательного отношения к знанию слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование:

Учебник «Русский язык. 8 класс. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2013;

Опорные карты;

Проектор;

Компьютер;

Презентация;

Репродукция картины.

План урока:

    Организационный момент.

    Мотивация.

    Слово о художнике.

    Сообщение о Карелии.

    Работа с картиной по учебнику.

    Физкультминутка.

    Словарная работа.

    Составление плана сочинения.

    Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент. (слайд 1)

«Здравствуйте, ребята.»

Пейзаж, как народная песня,

должен нести светлые чувства.

В.В.Мешков

«Кому известна личность В.В. Мешкова? Запомните эту фамилию.)

Мотивация.

Посмотрите фотографии и вспомните пожалуйста стихи об осени.» (слайд 2,3,4,5,6) Предполагаемые ответы детей:

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

И. А. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

«А каких деятелей искусства, кроме поэтов, может вдохновить осень?»

Предполагаемые ответы: композиторов, художников.

Рассмотрите картины известных живописцев (слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17)

«Кто же такой В.В. Мешков?»

Предполагаемые ответы: живописец, художник, пейзажист.

«Ребята, как вы думаете, над какой темой мы будем работать?» (слайд 18)

Слово о художнике. (слайд 19,20,21,22)

Василий Васильевич Мешков(1893-1963) - сын выдающегося русского художника Василия Никитича Мешкова, начал рисовать раньше, чем взял в руки букварь. "Было мне шесть лет, вспоминал впоследствии Мешков, и никакие игрушки меня не увлекали. Радовали меня больше кисти, пузатые тюбики винзоровских красок, цветные карандаши, бумага, пачкать которую было моей страстью". В 1907 и 1908 годах Мешков, тогда еще совсем юнец, стал с успехом участвовать в ученических выставках студии отца. В 1909 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали тогда Л. Е. Архипов, С. В. Малютин, П. Л. Касаткин, К. А. Коровин и С. В. Иванов. Вскоре произведения Мешкова начали появляться на выставках передвижников. Отец мечтал сделать из сына исторического живописца, однако Мешков-младший увлекся пейзажем.

В. В. Мешков . Народный художник РСФСР (1963), действительный член Академии Художеств СССР (1958).Живописец. Пейзажист, работал в индустриальном и историко-революционном жанре. Художник театра. В 1951 г. удостоен Государственной

премии СССР.

Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1929, 1941, 1953), в Венеции - в 1956 году. Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве. Народный художник РСФСР Мешков В.В. скончался в 1963 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

На картине художника «Золотая осень в Карелии» изображен живописный пейзаж Карелии. Это север России, лето здесь короткое. Художник на своем полотне запечатлел яркое прощание величественной и суровой природы Карелии с северным летом. Буйство красок ранней осени впечатляет зрителя.

«Где находится Карелия?» (слайд 23)

Ответы учащихся.

Сообщение о Карелии. (слайд 24,25)

Карелия – республика, входящая в состав России, расположенная в пределах Балтийского щита. Столица – Петрозаводск. Карелия – это край лесов и озер, находящийся на северо-западе России. Республика граничит с Финляндией и с Санкт-Петербургом. Здесь находятся такие известные на весь мир памятники архитектуры, как Кижи и Валаамский монастырь.

Больше половины площади Карелии покрыто лесами, где преобладают сосна и ель. Сосна неприхотлива, она растет даже на скалах. Карельская тайга отличается от мрачной тайги Сибири. Она светлее, приветливее, не такая густая и труднопроходимая, как сибирская. Здесь растет береза и осина, а на юге Карелии – липа и клен. Большие просветы в лесу образуются благодаря многочисленным озерам и рекам (66 тысяч рек и озер!). Поверхность – это холмистая равнина. Невысокие горы из сплошного камня – сельги. Часто встречаются большие сглаженные скалы – бараньи лбы, а также валуны. Скалы, сосны и вода – это визитная карточка Карелии!

Работа с картиной в учебнике на стр. 128 и опорными листами (приложение 1)

    Что изображено на картине? (слайд 26)

На картине художника В. В. Мешкова изображен живописный пейзаж Карелии. Это север России, лето здесь короткое. Художник на своем полотне запечатлел яркое прощание величественной и суровой природы Карелии с северным летом. Буйство красок ранней осени впечатляет зрителя. (запись в опорном листе)

    Что зритель видит на переднем плане картины? (слайд 27)

На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты, позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые сосны, серовато-зеленые валуны, озерцо. (запись в опорном листе)

    Что изображено на заднем плане картины? (слайд 28)

На заднем плане картины – озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше – зеленая полоса хвойного леса, и над всем – низкое сероватое небо в облаках. (запись в опорном листе)

    По каким деталям можно определить, что эта картина изображает Карелию? (слайд 29)

То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким деталям: слегка холмистый рельеф почвы, редкая растительность с негустой листвой, обилие валунов и озер, лес, уходящий за горизонт. (запись в опорном листе)

Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает праздничность и в то же время суровость карельской осенней природы. (запись в опорном листе)

    Каковы особенности композиции картины? (слайд 31)

Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельской осенней природы. (запись в опорном листе)

    Какое впечатление произвела на вас картина? (слайд 32)

Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти. (запись в опорном листе)

Физкультминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся)

Словарная работа. (учебник стр. 28, упр. 54, часть 2)

Примеры словосочетаний и предложений:

    В композиции картины;

    обилие валунов;

    поэтичность ландшафта;

    цепь озер;

    высокие суровые сосны.

    Колорит картины передает величественность и праздничность карельской осени.

Чтобы показать безграничность просторов карельского пейзажа, художник использует горизонтальный формат холста. (запись в опорном листе)

Примеры синонимов к имени В.В. Мешкова

Василий Васильевич Мешков, художник, пейзажист, живописец, он, певец русской природы, мастер пейзажа. (запись в опорном листе)

Составление плана сочинения.

1 вариант

1.Представление картины.

3. Мастерство художника:

а) яркие краски суровой Карелии;

б) красота и могущество природы.

4. Композиция картины.

а) Что изображено на переднем плане картины?

б) Что изображено на втором плане картины?

6. Впечатления от картины.

2 вариант

    Описание картины:

    1. передний план;

      задний план;

      особенности местности;

      основные цвета и оттенки;

      особенности композиции.

3 вариант

    В.В. Мешков - талантливый пейзажист.

    Описание картины:

    1. передний план;

      задний план;

      особенности местности;

      основные цвета и оттенки;

      особенности композиции.

    Настроение, вызываемое пейзажем.

4 вариант

Примерный план.

1.Представление картины.

2. Красота русской природы осенью.

3. Мастерство художника.

а. Яркие краски суровой Карелии.

4. Композиция картины.

а. Что изображено на переднем плане картины?

б. Что изображено на втором плане картины?

5. Что хотел выразить художник своей картиной?

6. Впечатления от картины.

Домашнее задание.

Написать сочинение-описание по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Приложение 1

Подготовка к сочинению-описанию по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Передо мной картина художника В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». На ней изображена осенняя природа Карелии. На переднем плане полотна мы видим лежащие по кругу камни-валуны. Только один из них расположился на некотором расстоянии от других. На переднем плане можно увидеть самые разные деревья: это и стройные золотисто-жёлтые берёзки, и красноватые осинки, и высокие тёмно-зелёные сосны.

На заднем плане картины виднеется небольшой водоём. Возможно, это озеро. Если приглядеться, то слева за озером можно увидеть очертания небольшого, но довольно густого тёмного леса. Небо изображено художником серым и мрачным.

При написании полотна художник пользовался самыми разными красками, здесь можно заметить различные оттенки золотистого и серого цвета, оранжевого, красного, также автор добавил к осеннему пейзажу немного зелени. Трава на картине уже не выглядит ярко и сочно, но всё же создаёт некоторый контраст и вполне уместна на данном пейзаже.

У этой картины есть одна интересная особенность – удлинённый горизонтальный формат холста. Я думаю, это связано с тем, что на обычном соотношении сторон непросто изобразить столько деталей. Так на одну картину поместилось множество разных деревьев, огромные камни, опушка, озеро, лес на заднем плане и, конечно, небо.

Ярко-золотистые и тёмно-зелёные цвета создают на картине особый контраст: уже закончилось жаркое лето, но пришло время не менее прекрасной и красочной поры – осени.

С первого взгляда эта картина показалась мне вполне обычной, но потом я стал рассматривать детали и увидел в ней много интересного: это и громоздкие камни, и разноцветные деревья, и озеро где-то вдали, и серое сгущающееся над всей этой красотой небо.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Мешкова «Золотая осень в Карелии» читают:

МБСКОУ СКОШ

Города Озёрска Челябинской области

Сочинение-описание по картине

Василия Васильевича Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

учитель русского языка и литературы

Сочинение-описание по картине Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)

Цели:

1. обучать словесному описанию;

2. развивать связную речь учащихся;

3. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

4. развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Эпиграф

Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти, словно листья,
словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось -- не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, наше зиму и весну...
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

Слово о художнике

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Она охватывает просторы полей и морей, богатство и разнообразие лесов и лугов, самобытность старой русской деревни и современное село, отдельные архитектурные памятники, городские ансамбли, парки и скверы.

Одним из самых плодовитых представителей русской реалистической художественной школы является Василий Васильевич Мешков (1893–1963). Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии. Русский живописец, сын художника В. Н. Мешкова. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. (Слайд 4)

Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. (Слайд 5)

После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.

Поездка в Крым и на Кавказ в 1924-1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника. (слайды 6,7)

В период Великой Отечественной войны совершает несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создаёт произведения «После врага», «По следам оккупантов». (слайды 8, 9)

Животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале". Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага

(слайды 10, 11)

После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». (слайды 12 - 14)

Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве. (слайды 15 - 19)

Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. (слайд 20 - 22)

Работа по картине

    Что изображено на картине?

Перед нами репродукция картины замечательного художника Василия Васильевича Мешкова. Он создал ряд великолепных полотен, посвящённых этому краю, но лучшим среди них является «Золотая осень в Карелии». Автор раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. Мы видим на картине сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света.

    Что зритель видит на переднем плане?

На переднем плане картины мы видим каменную гряду, поросшую редкими деревьями, одетыми в золото. Среди них огромными серыми глыбами лежат валуны. Высокие стройные сосны зеленой кроной возвышаются над лесом, тянутся к холодному северному небу.

    Что изображено на заднем плане картины?

На заднем плане, за деревьями, в окружении сосен видна серая гладь озера, берега которого покрыты ещё зелёной травой. Слева, за ним, можно разглядеть темную полосу леса. Пасмурное, молочно-серое небо довершает осенний пейзаж.

    По каким деталям можно определить, что картина изображает Карелию?

Карелия – очень красивый и живописный край с величественной и суровой природой. Холмистая местность, множество озер, скромная растительность, пробивающаяся к солнцу сквозь камни. Осенью Карелия особенно красива. Природа прощается с коротким летом ярко, с неистовством. Эту пору северной осени и изобразил В. В. Мешков на своей картине «Золотая осень в Карелии».

Художник раскрыл особую поэзию этого края. Он нашел для передачи ее своеобразия соответствующий колорит, в котором сочетается серая и золотистая гамма. Буйство красок выражается всеми оттенками желтого, коричневого, красного и золотого цветов.

Кажется, что вся природа застыла в надежде продлить это осеннее очарование как можно дольше. Цепь сероватых озер, желтеющая на холме трава, горящие яростным пожаром кроны деревьев, тускло-голубое в облаках небо – весь ландшафт здесь жадно впитывает последнее тепло, словно пытаясь задержать неизбежную зиму

    Каковы особенности композиции картины? (Почему художник выбирает для картины удлинённый формат?)

Удлиненный горизонтальный формат холста выбран художником, конечно же, не случайно – созданная благодаря ему панорама подчеркивает масштаб и многообразие карельской природы. Подобную пространственную композицию: художник создаёт часто, это усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание.

    Что, по-вашему, художник хотел выразить своим пейзажем?

«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», так когда-то называли этот край, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, топротянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладкообточенными водой и ветрами.

    Какое впечатление произвела на вас картина?

Художник сам влюблен в свою натуру, передает восторг и зрителям, заставляя нас снова и снова любоваться ярким и многоцветным карельским пейзажем.Колорит картины передает прохладу и праздничность осенней природы. Мы видим глубину и бескрайние просторы российского севера, от которых захватывает дух.

Работа с учебником (упр. № 54 II часть)

Составить словосочетания с данными в упражнении словами, записать их на доске и в тетради.

Возможный план сочинения

    В.В. Мешков - талантливый пейзажист.

    Описание картины:

    1. передний план;

      задний план;

      особенности местности;

      основные цвета и оттенки;

      особенности композиции.

    Настроение, вызываемое пейзажем.

Работа над текстом сочинения.

Литература:

Худякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи. РЯШ № 2, 1993г.

Интернетресурсы:

Мешков В . В . картины

meshkov _ v asilij_vasilevich.htm

wiki/ Мешков ,_ В асилий_Никитич

dic.nsf/enc_pictures/2017/ Мешков

vsesvit/tema/p/painter/m/2/ meshkov .html

meshkov - vv .html

Русские художники Мешковы.Мешков Василий Васильевич (1893-1963).Сын. - ч.2.

Русский - советский живописец, сын художника В.Н.Мешкова, академик живописи, лауреат Государственной премии СССР.Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В.В.Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В.В.Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе.«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова. В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу.Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы.После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой».После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье».


Зимний день. Подмосковье, 1940г.


Пойма реки. 1940.


Пейзаж с речкой .1930.

Деревенский мотив .1920-е.

Окский осенний массив .1948.Николаевкий художественный музей им.В.В.Верещагина.

Олений остров .1961.Сумской художественный музей им.Н.Х.Онацкого.


Пейзаж.Ненастье .


Мечты рыбака .


Золотое Подмосковье .1947. Холст, масло. 71х142. Государственный Русский музей

Горький .1946.


Ранний снег .


На Оке . 1946 г. Государственная Третьяковская галерея

Лодки. 1950-е. Картон, темпера. 35х38

Черное море.Бриз. 1934. Картон, масло. 15х23

Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии .«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», как когда-то называли его, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами.


Осень в Карелии


Золотая осень в Карелии . Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Ведло-озеро», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. Он нашел для передачи ее своеобразия и соответствующий колорит, в котором сочетались серая и золотистая гамма, и пространственную композицию: художник любит удлиненный горизонтальный формат холста, что усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание, позволяет представить широкую панораму природы.

Былина Севера

Признанный мастер эпического пейзажа - В. В. Мешков, написавший ряд превосходных картин, по-новому раскрывающих красоту природы нашей Родины, наталкивающий своими произведениями на раздумья о жизни, о величии мироздания, о силе человеческого разума и деяний людей, которые сумели подчинить себе стихийные силы природы. Мешков любит природу нашего Севера: суровые берега холодного моря, скалистые утесы, поросшие могучими деревьями, беспредельные таежные дали, открывающиеся с уступов Уральского хребта, спокойные реки, величаво несущие свои воды. В картинах Мешкова есть что-то богатырское, раздольное и широкое. Его палитра очень сдержанна, но и немногими красочными сочетаниями художник достигает выражения удивительного богатства чувств и настроений . Творчество Мешкова тесно связано с традициями предреволюционной русской пейзажной живописи. Особенно близок ему А. М. Васнецов, полотна которого отличаются эпической торжественностью и внутренней значительностью. Этот художник, так же как и Мешков, любил писать тайгу, Уральские горы, ему была близка природа, исполненная величия и силы. Но мастер, использовав достижения А. Васнецова, нашел свой путь, свои приемы изображения северной природы.

Мешков чаще всего выбирает широкий разворот пространства, панорамное решение пейзажа. Он словно окидывает взором расстилающиеся перед ним дали, выделяя крупные, сразу же бросающиеся в глаза детали пейзажа - могучий утес, деревья первого плана. Широкое письмо заставляет зрителя обращать внимание на главное в пейзаже и опускать второстепенное, повинуясь в этом желанию художника выделить ведущие места в композиции. Такой прием дает возможность Мешкову усиливать основную мелодию картины, подчинять внимание зрителя себе или, вернее, той эмоции, которая определяет образный строй произведения. Особенно блестяще развернулось творчество Мешкова в послевоенные годы. Именно в это время он полностью нашел себя и свой глубоко оригинальный и выразительный стиль. Им были созданы серии пейзажей, посвященные природе Карелии и Сибири. В этих сериях или циклах картин Мешков предстает художником, глубоко чувствующим особенности природы тех мест, которые он пишет. Вместе с тем именно эта природа позволила ему раскрыть свой талант эпического поэта, талант мастера значительной по своему содержанию и часто монументальной по форме пейзажной картины. Представление о могучих силах, таящихся в природе, о ее величии и торжественной красоте, свойственное многим русским пейзажистам, в огромной мере присуще Мешкову. Не случайно эмоциональный строй его картин отличается подлинной героикой.


Сказ об Урале . Эскиз. 1949 г. Холст, масло. 37,5х80,5. Государственный Русский музей.За эту картину художник получил Сталинскую премию.

Великолепна картина Мешкова "Сказ об Урале ", где торжественные и мерные ритмы уходящих к горизонту горных кряжей напоминают величественный и протяжный ритм народного сказа. Эта картина навевает мысли о необъятности родной земли, о ее величавой красоте, она вселяет в сердце гордость за Отчизну. Картина "Сказ об Урале" характерна для Мешкова в смысле тех художественных средств, которые он использует для воплощения своего замысла. Композиция здесь строится на широком ритме плавно струящихся линий, которые очерчивают уходящие к горизонту горные хребты. Зритель не столько видит, сколько угадывает расстилающиеся в глубине картины таежные дебри. Лишь несколько елей на переднем плане возвышаются словно былинные богатыри, охраняющие покой русской земли. Выразительна картина и в колористическом отношении. Широкими, энергичными мазками строит художник первый план. Дальние планы лишь намечены. Но выверенность цветовых отношений дает художнику возможность создать иллюзию бесконечной глубины уходящего вдаль пространства, наполнить картину воздухом, сообщить ему движение. Хотя природа, изображенная Мешковым, кажется исполненной царственного величия, в ней чувствуется внутреннее напряжение, внутренняя энергия. Это ощущение возникает уже благодаря резкому переходу от переднего плана к далеко лежащим горным кряжам. Но покой нарушается не только этим. Вдали на горизонте художник изобразил клубящиеся облака и туманом окутал таинственные таежные дебри. Все это сообщило художественному образу картины динамику, лишило его статичности, а в целом сообщило полотну ту жизнь, которая является признаком и качеством большого художественного произведения.

Когда речь идет об индустриальном или городском пейзаже, обычно не представляет труда связать художественный образ произведения с тем временем, когда работал художник. Сложнее обстоит дело с так называемым "чистым" пейзажем, где сюжет не дает возможности обратить внимание зрителя на приметы времени, на детали, свидетельствующие о том, что рассказ ведется о природе, облик которой меняется в результате деятельности наших современников. И все же очень часто (а если это произведение действительно значительно, то и обязательно) можно определить время, когда был написан тот или иной пейзаж нетронутой природы. Это объясняется прежде всего тем, что в этом пейзаже заключены большие и животрепещущие идеи эпохи, что он выражает чувства не только художника, но и современников этого мастера. Появление картины Мешкова "Сказ об Урале" в конце 1940-х годов не было случайностью. К этому времени русская пейзажная живопись в целом достаточно возмужала, чтобы уметь выразить в значительных и впечатляющих образах природы глубокие думы о Родине, о ее могуществе, о силах, таящихся в ее недрах.

Урал .

Примечательной особенностью картин Мешкова, и в частности картины "Сказ об Урале", является их, если можно так выразиться, философский характер . Образ природы, созданный художником, наталкивает на раздумья, вызывает рой ассоциаций. Широкий простор, развертывающийся перед зрителем, рождает представление о необъятности Родины. Природа, предстающая здесь во всей своей первозданной мощи, не противостоит человеку. Она возбуждает чувство подъема и восхищения, чувство, самым прямым образом отвечающее мироощущению советских людей. Образ, созданный Мешковым, оптимистичен в самом прямом смысле этого слова, он вселяет в человека уверенность в своих силах, он зовет к новым свершениям, он соотносит его чувства с величественной и могучей природой. Конечно, животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале", опосредствованно. Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага.

Октябрьские дни в Москве. 1917 год

Новороссийский порт .

Псков 17 века .

Художник работал на Псковщине два года - 1915 и 1916 гг. Пребывание в Пскове, где на каждом шагу внимание привлекали памятники старины, оказалось для него очень плодотворным. Он написал свыше тридцати произведений, которые были названы "Псковской сюитой". Работы Мешкова интересны не только как произведения живописи, но и являются ценными историческими документами. Значительны работы "Псков", "Нижние решетки", "Псков XVII века", "Псков XVIII века". Умение показать архитектуру городских сооружений, ансамбли соборов, церквей, монастырей, башен крепостных стен на фоне народной жизни в "Псковской сюите" получило убедительное выражение, придало ей историзм.