Синявская тамара ильинична дети от первого брака. Тамара синявская - биография, информация, личная жизнь


«Настоящая Пушкинская Ольга», женщина, чьим именем названа планета Солнечной системы, бархат оперной сцены. Тамара Синявская – оперная певица, народная артистка СССР и обладательница международных наград. Её драматическое меццо-сопрано восхищало и пленяло слушателей. Тамару приглашали выступать на мировых сценах, но она всегда оставалась верной Большой театру. Сегодня мы расскажем чуть больше о биографии Тамары Синявской, детях, первом муже.

Биография

Тамара Синявская родилась в 1943 году в Москве. Примером для Тамары всегда была мама – человек талантливый, наделённый сильным и красивым голосом. Она не стала певицей, но помогла реализоваться дочери в этом. С трёх лет девочка повторяла за мамой песни, а немного позже сама устраивала концерты для детей во дворе. Наибольшим удовольствием для Тамары было пение в парадных старых московских домах, отличавшихся потрясающей акустикой.

Окружённая величественной архитектурой, девочка исполняла песни и чувствовала, никогда не покидавшее её после на сцене, божественное волнение. Восхищённые талантом девочки, жильцы посоветовали матери Тамары отвести её на занятия вокала. Она послушала их. Девочку приняли в Дом пионеров, в котором она и пела, и танцевала. Однако танцы мало увлекали девушку, и в 10 лет она перешла в группу хористов. В хоре она пробыла 8 лет, где научилась необходимому для поступления в музыкальное училище музыкально-сценическому опыту.

Кстати, в детстве также, как и пение, Тамару увлекала медицина. В её доме находилась поликлиника, и девочка часто наблюдала за работой персонала.

Её привлекала белизна формы сотрудников, чистота помещений и запах лекарств. Дома женщина устроила больничный пункт, в котором на каждого члена семьи была заведена медицинская карта. В картах она записывала рецепты для больных. Тамара считает, что, если бы не увлечение музыкой, она могла бы стать хорошим врачом.

Также девочке очень нравились зимние виды спорта. И как только застывал лёд, она первой выходила кататься на коньках. Выбрав затем карьеру певицы, она отказалась от спорта, мороженого и разговоров на улице в холодную погоду.

Как было сказано ранее, Тамара любила выступать на публике, но она не могла выбрать между театральным и музыкальным училищем. Желание петь стало сильнее, когда она увидела в кинотеатре фильмы «Дом, в котором я живу» и «Кубанские казаки».

Она постоянно напевала песни из фильмов, и с каждым днём убеждалась в необходимости музыкального образования. Но замотивировал поступить в музыкальный её именно Владимир Локтев.

Он настаивал на необходимости реализации таланта Тамары. Он же посоветовал пойти в музыкальное училище при консерватории имени П.И. Чайковского. Когда девушка поступила туда, она ни разу не пожалела потом о своём выборе. В училище работали талантливые педагоги, которые помогли девушке реализоваться. Уже в начале обучения, по вечерам, Тамара пела в Малом театре. В нем же она познакомилась с талантливыми и знаменитыми певцами СССР.

Творческие достижения

В 1964 году Тамара Синявская окончила обучение. После сдачи экзаменов на «отлично», преподаватели рекомендовали девушке пройти стажировку в Большом театре. И хоть у Тамары не было консерваторского образования, жюри выбрало девушку среди других практикантов. Девушка стала самой молодой участницей театра. Сначала группа негодовала по поводу юного возраста девушки. Но девушка была настолько талантливой, трудолюбивой и дружелюбной, что уже через год вошла в основной состав.

Молодая Синявская все ещё ощущала нераскрытый потенциал. Она поступила в ГИТИС, где впервые услышала, что ей нужно больше работать над голосом. Преподаватель по вокалу много занималась с ней, и с каждым днём её голос становился всё более уверенным и уникальным.

Работая не первый год в театре, девушка всё-таки робела перед своими талантливыми партнёрами. Помог преодолеть страх ей Борис Покровский. Он предложил Тамаре роль пажа в опере «Риголетто». И хоть Тамара спела её несколько медленно, совместная работа с профессионалами разбила барьер страха девушки. Полностью преодолеть неуверенность ей помогли гастроли в Милане. Её единственную пригласили на роль Ольги в постановке «Евгений Онегин». Считают, что её исполнение стало тем идеальным элементом, что соединило произведения Пушкина и Чайковского. Сергей Лемешев признал Тамару лучшей исполнительницей роли Ольги. Впоследствии певицу назвали лучшей российской вокалисткой итальянской школы.

Таким же известным было её выступление в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Лучшей, однако, ролью считают Любашу в опере «Царская невеста Римского-Корсакова.

В 60-х она гастролировала по миру с Большим театром. Тамара была и в Канаде, и во Франции, и в Японии, и в Болгарии. Она также получила золотую медаль на конкурсе в Бельгии и на Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Синявская получила приглашение выступать на мировых сценах, но не покинула Большой театр. Именно русская опера казалась девушке настоящей движущей силой. Женщина стажировалась два года в миланском театре «Ла Скала».

В преимущественно творческой биографии певицы была также работа депутата ВС СССР.

В 2003 году Тамара ушла из театра. Как и многие артисты, она посчитала лучшим уйти на пике славы. Считает, что лучше уйти на полгода раньше, чем на пять минут хуже. И что нет ничего грустнее, чем слышать удивлённые отзывы о том, что человек ещё поёт. Она не могла себе позволить опуститься хоть немного ниже того, чего она достигла. А петь, как раньше, она бы не смогла, хотя бы из-за волнений на сцене. Она всегда боялась, что её запомнят в плохом свете. По этой же причине не выступала на телевидении. Её последней ролью стала любимая Любаша из «Царской невесты»

Но и сейчас Тамара каждый день проводит голосовые разминки. По окончании оперной карьеры, она начала преподавать вокал в ГИТИСЕ. Так как в биографии у Тамары Синявской с первым и вторым мужем не было детей, то она отдаёт всю любовь своим воспитанникам. С 2005 года была заведующей кафедры вокала и руководительницей Фонда Муслима Магомаева

Личная жизнь

По сведениям из биографии Тамары Синявской, первым мужем был Сергей. Детей у пары не было. Сергей был артистом балета.

С Муслимом Магомаевым Тамара познакомилась в 1972 году в Баку. Они встретились в филармонии. На одном из концертов Роберт Рождественский представил Муслима Тамаре. Когда в 1973-1974 у Тамары была стажировка в Милане, Муслим звонил ей каждый день, и влюблённые по много часов разговаривали. Тогда же девушка одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия».

И хоть у Тамары был муж, она развелась с ним. Спустя год Муслим и Синявская поженились, они прожили вместе 34 года. Тамара даже считает своим лучшим возрастом 29 лет, когда у них начался роман. Муслим и Тамара были влюблены в музыку. Пара переживала её эпохи, восторгаясь ею и творя её. В биографии Тамары Синявской не было детей. Первому и второму мужу певица отдавала всю свою любовь. Она тяжело перенесла смерть Муслима Магомаева в 2008 году. В последние три года о ней не было никаких новостей.

Она продолжает преподавать вокал в ГИТИСе?

Синявская Тамара Ильинична дети от первого брака, тайна личной жизни, которая вызвала настоящий шок у поклонников оперной певицы. Тамару Синявскую сегодня все больше знают, как жену Муслима Магомаева, а уже потом как артистку высокого класса. А ведь зря. Она очень талантливая певица, которая в советское время была очень знаменитой.

Ее меццо-сопрано восхищался сам Брежнев. Она всю свою жизнь проработала в Большом театре, в ее репертуаре более 30 партий в самых культовых произведениях. Синявская является заслуженной и народной артисткой РСФСР и России, стажировалась в Милане, в театре „Ла Скала” и в ее честь названа планета. Закончила свою оперную карьеру Тамара Ильинична в 2005 году и с того времени она заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе.


Личная жизнь

Синявская за свои 72 года жизни никогда особо не рассказывала о своей семье и личной жизни в интервью, всегда считала, что должна быть интересна людям за счет своего творчества, а не из-за грязных сплетен. Именно поэтому сплетен вокруг нее никогда не было, но и информации мало. Известно, что по национальности певица русская и коренная москвичка. Отец ее погиб на войне, певческий талант Тамара Ильинична унаследовала от матери, так она сама рассказывала. Однако, ее мама не была профессиональной эстрадной певицей, а лишь пела в церковном хоре.

Мало кто знает, но до брака с Муслимом Магомаевым, Синявская была замужем. Нигде не значится имя первого мужа певицы, но известно, что он был артистом балета. Детей в браке не было. Продлился он недолго, так как женщина познакомилась с Магомаевым, который, кстати, на тот момент также был женат.

В 1974 году Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились и прожили счастливо 34 года вместе, пока артист в 2008 году не умер. Их семье Бог также детей не дал, но это не помешало им прожить душа в душу столько лет и всегда говорить друг о друге только хорошее. А на вопрос о том, как им удалось так долго быть вместе и любить друг друга не смотря ни на что, Синявская отвечала, что их соединяло общее дело, одна страсть на двоих – музыка. Конечно, по признанию артистки, они ссорились и даже расставались, но все равно сходились, так как не представляли жизни друг без друга.

Вот и после смерти Магомаева, Синявская ушла в себя и целых три года не появлялась на публике. Очень тяжело дался ей уход любимого мужа. Но теперь, она говорит, что взяла себя в руки и полна сил жить и заниматься любимым делом. Сегодня это преподавательская деятельность и фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева. На сцену Тамару Ильиничну зовут, но она отказывается, аргументируя это тем, что не хочет даже на немного ниже опускаться того уровня, который она достигала раньше.

Так что детей у Синявской от первого брака нет. Она постигла незабываемую радость того, что такое первый муж, но вот дети не осчастливили ее увлекательного бытия.

С другой стороны, певица очень не любит распространяться о своей семье, в СССР ее слава гремела на весь мир. Может быть у нее и есть где-то сын или дочь, которых она предпочла скрыть от публики. Так поступают многие знаменитые родители, чтобы дети стали самостоятельными личностями. Ведь тень славы матери запросто может сделать ребенка заносчивым гордецом.

«Оперная царица Тамара» - такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), - вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.

Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.

Гораздо скромнее была международная карьера Синявской, чего немного жаль: при таком редком по красоте, великолепном голосе и яркой внешности, эта карьера должна была быть более значимой и громкой. Трудно сказать, что не позволило этому состояться, но сцены и партии, в которых выступала Синявская в Европе и в мире, были явно не того масштаба, что заслуживал талант Синявской.

Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.

Сегодня Синявская - педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.

"Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве. "

Тамара Ильинична Синявская (род. 6 июля 1943, Москва, СССР) - советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982). Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Биография

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.

В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.

С 1964 по 2003 год - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д.Верди.

В 1973-1974 гг. стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

С 2005 года - заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе, профессор.

Депутат ВС СССР 11 созыва с 1984 года.

Личная жизнь

Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева, с которым познакомилась 2 октября 1972 года в Баку, поженились 23 ноября 1974 года в Москве.

Творчество

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Признание

  • Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Репертуар

В её репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди)
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Флора («Травиата» Дж. Верди)
  • Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
  • Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.