Русская морская традиция на день тв. Николай манвелов обычаи и традиции российского императорского флота


Все началось с печали

К идее создания клуба «Русская морская традиция» подтолкнуло одно печальное событие, имевшее место в одной из старейших военно-морских баз России. Десяти матросам была поставлена простая (как казалось) задача – пройти на веслах в шлюпке 30 метров. Матросы (будущие старшины флота) лихо ринулись выполнять приказание. Они гурьбой залезли в шлюпку и расселись задом-наперед (т.е. лицом по направлению к предполагаемому движению). Пришлось их развернуть, но сразу же возникла другая проблема – весла разобрать команда не смогла. Выполнение простейшей задачи грозило обернуться катастрофой с непредсказуемым исходом – ни о гребле веслами, ни о постановке паруса матросы не имели ни малейшего представления. А ведь флот начинается не с авианосцев.

Вспоминается легендарный нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, который наставлял: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю». Еще в начале 90-х гг. прошлого века при каждом судостроительном заводе был цех малого деревянного судостроения, который делал шлюпки.


Морской клуб при православном храме

Группа энтузиастов, среди которых морские офицеры, любители паруса и русской морской истории объединились, чтобы по мере возможности спасти и сохранить наследие русской морской культуры. Началось все в 2005 г. с приобретения старенького деревянного шестивесельного яла, его реставрации и установки классического разрезного рейкового парусного вооружения и последовавшего за этим торжественного выхода в акваторию Истринского водохранилища.


Идейным вдохновителем проекта стал священник Дмитрий Шмелев, в прошлом выпускник Военно-морского училища им. Фрунзе и офицер Северного флота, а в настоящем – настоятель Борисо-Глебского храма в с. Куртниково Истринского района Московской области. Общими стараниями при храме был построен эллинг для зимовки и реставрации лодок, на прихрамовой территории стали проводиться теоретические занятия по основам русских морских традиций. Занятия всегда были и остаются бесплатными, азам морского дела и морской культуре обучаются все желающие: мужчины и женщины, дети и взрослые.


Занятия с курсантами ведет сертифицированный яхтенный шкипер и опытный преподаватель, кандидат педагогических наук Александр Власов. На занятиях большое внимание уделяется морской терминологии, первичным навыкам корабельной морской культуры, устройству катеров и шлюпок, прививается умение ходить на веслах и под парусом, разбираться с типами парусного вооружения, правильно носить морскую форму. Также курсанты приобретают навыки правильного ухода за различными частями деревянного корпуса, металлическими деталями (т.н. «дельными вещами»), содержанию рангоута и такелажа.


Практические занятия в теплое время года проводятся в Истринском водохранилище. Также летом старшие члены клуба регулярно выезжают на Балтику в Финский залив на ходовые испытания лодок, оттачивают морское ремесло в Средиземном море.

11 марта закончилась ежегодная международная московская выставка катеров и яхт «Московское Боут Шоу». На фоне современных яхт и катеров ярким и необычным видом выделялись широкие паруса и высокие мачты традиционного деревянного корабля, словно сошедшего с картинки из старой книги о морских приключениях, привезенного на выставку подмосковным православным клубом «Русская морская традиция».

Нелегко поверить, что в ближнем Подмосковье есть возможность пройти под парусами на старинном судне. Между тем это истинная правда. В Истринском районе, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме в селе Куртниково действует клуб «Русская морская традиция», занимающийся возрождением образцов парусно-гребных судов Русского Военно-морского флота. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер (их остались единицы), а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы.

Мы решили побеседовать с протоиереем Димитрием Шмелевым, одним из основателей клуба «Русская морская традиция». Дмитрий Шмелев родился в 1964 году. Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, служил офицером на боевых кораблях Северного Флота. Рукоположен в сан священника в 2001 году, окончил Коломенскую православную духовную семинарию, в настоящее время служит в Борисо-Глебском храме в селе Куртниково, при котором и существует клуб.

Отец Димитрий, как получилось, что при храме Бориса и Глеба появился клуб по возрождению русских морских традиций?

Началось все с того, что в 2004 году в Борисо-Глебский храм была привезена шестивесельная шлюпка - Ял-6. Она была приобретена в разрушенном состоянии, но, по моим расчетам, ее вполне можно было восстановить и использовать для прогулок по расположенному рядом с храмом Истринскому водохранилищу, а также для обучения детей и взрослых нашей церковной общины хождению под парусом. Поскольку я получил морское образование еще до перестройки и часть своей жизни прослужил на флоте, необходимый опыт и знания по данному вопросу у меня имелись. Постепенно стал складываться круг любителей паруса и гребли.

В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров

В силу того, что подобные парусно-гребные суда уже не производятся в настоящее время, как и детали для них, нам приходилось ездить и искать необходимые запчасти для нашей «шестерки» по разным базам и клубам. В одном месте мы наткнулись на достаточно редкий тип судна, двухмачтовый 10-весельный парусно-гребной катер, тоже находившийся в полуразрушенном состоянии. Когда его перегоняли, произошел курьезный случай. Несколько матросов помогали нам перегонять и грузить катер. Оказалось, что они не умели правильно даже сидеть в шлюпке. Пришла отчетливая мысль о том, что знания и навыки, которые мне даны были во время флотской службы, в настоящий момент забыты на флоте. К сожалению, современные матросы не знают ни техники хождения под парусом, ни специальных команд, не имеют навыков правильной гребли. Стало ясно, что через некоторое время все это будут полностью потеряно, и восстановить умения, которыми некогда славился российский флот, будет уже невозможно.

- Как получилось, что этому не учат на современном флоте?

Технический прогресс привел к тому, что паруса, как и весла, стали терять свою актуальность. На шлюпки и катера устанавливались сначала паровые машины, а затем и двигатели внутреннего сгорания. Стало казаться, что подготовка матросов именно в части управления парусно-гребными судами, которое в императорский период истории флота имело огромное значение, стала не нужна. После революции, когда был образован Советский флот, оснащенный в основном кораблями и судами на паровой тяге, через военных спецов, оставшихся после императорского флота, парусно-гребной подготовке все-таки еще уделялось значительное внимание вплоть до 80-х гг ХХ века. В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров, о матросах даже говорить не приходится.

- Значит, эти традиции и опыт теперь имеют только историческую ценность?

Нет, с этим нельзя согласиться. Хотя актуальность паруса и весел, на первый взгляд, снизилась, но именно шлюпка воспитывает моряка. Процитирую легендарного главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств - глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Как священник добавлю, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может явиться и средством катехизации. Впрочем, это отдельная длинная тема.

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа на парусах. Навыки умения ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Да и чисто практически все-таки никто не застрахован от неких экстремальных условий (аварии корабля, например), когда такой опыт может просто спасти жизнь или позволит наилучшим образом выполнить иную задачу.

Одновременно с восстановлением 10-весельного катера созрела и идея создания нашего клуба, основной миссией которого является сохранение всех типов парусно-гребных шлюпок ВМФ, навыков хождения под парусом и на веслах, сохранение языка русских морских команд (так как в яхтинге сейчас английские слова вытесняют всю нашу традиционную терминологию), сохранение отдельных элементов отечественной морской культуры.

- Кстати, а есть ли существенная разница между яхтингом и хождением на ваших шлюпках и катерах?

Да, разница есть, и принципиальная: наши шлюпки - это бескилевые суда. Современные яхты имеют киль, который обеспечивает непереворачиваемость яхты и делает безопасным плавание даже слабо подготовленных команд. К тому же они оснащены всеми элементами современного комфорта. Наши же суда этих преимуществ лишены. Соответственно, они гораздо более требовательны к навыкам управления и слаженности работы команды, требуют терпеливого перенесения тягот и лишений морской службы.

Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых

- Вы называете проект «Русская морская традиция» культурологическим?

Конечно. К нашему клубу присоединились некоторые члены творческого ансамбля «Казачий круг», издавна дружившие с нашим приходом; они отнеслись к возрождению старинной морской песни с большим интересом. А в связи с тем, что в настоящее время это лучшие исполнители народных песен, наш клуб приобрел и серьезную музыкальную составляющую.

После восстановления «десятки» мы решили сохранить и сберечь всю линейку советских малых парусно-гребных судов. В нее входили 2-весельный ял, 4-весельный ял, 6-весельный ял и 10-весельный катер. Эти четыре типа судов массово производились в советский период времени, они же использовались в парусно-гребном спорте.

Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых, по информации из других клубов. Сначала нашли давно списанную 4-весельную шлюпку, позже - достаточно редкую 2-весельную, идеально подходящую для обучения детей и подростков. И та и другая - в разрушенном состоянии, требующие серьезнейшего ремонта. Дыры в бортах, поврежденные шпангоуты, сгнившая обшивка - фактически шлюпки пришлось полностью перебирать, заменяя вышедшие из строя детали.

В 2014 году мы открыли новую страницу в истории клуба: по нашему заказу, по чертежам из архива ВМФ, на верфи деревянного судостроения «Варяг» в Петрозаводске был построен уникальный 14-весельный трехмачтовый командирский катер, который использовался на Императорском русском флоте в XVIII-XIX веках.

Изучая в архивах, различных старых источниках информацию об этом судне, мы увидели, что разнообразие парусно-гребных судов в Императорском флоте было значительно большим, чем на флоте советском. Применялись как 10-,14-, так и 16-, и 18-весельные катера. Во времена Российской империи навыкам хождения под парусом и на веслах уделялось огромное внимание, наши команды, как правило, успешно участвовали в международных соревнованиях по парусу и гребле.

Восстановление скоростных парусных катеров по старым чертежам и книгам представляет огромный интерес и с исторической, и с чисто практической точки зрения. Сейчас в России судов такого класса вообще нет, оставшиеся от царского флота вышли из эксплуатации еще к 1960-м (в связи с использованием двигателей на новых судах), а новых никто не строил (до нашего 14-весельного «Императора»).

Если удастся найти инвесторов, мы очень хотели бы реализовать еще два проекта по постройке очень красивых и быстрых судов. Первый из них - 16-весельный 2-мачтовый гафельный катер (на таких ходили генерал-адмиралы Императорского флота). Второй проект - это судно поменьше, так называемый русский двухмачтовый вельбот. Мы провели большую работу в архивах, в настоящее время у нас есть их чертежи. Кстати, оба этих типа были на легендарном крейсере «Аврора», и поныне продолжающем службу в качестве музея, - они входили в штат русских крейсеров в начале XX века. Сейчас, к сожалению, на «Авроре» установлены лишь их макеты.

Поскольку у нас в клубе стало уже 5 парусно-гребных судов, и мы изучали массу информации по их истории, конструкции, навыкам управления, то стали все больше внимания обращать и на такие не самые, на первый взгляд, важные детали, как традиционная форма одежды, морские команды и сигналы и прочее. Ведь все эти элементы входили в общую систему морской культуры и были далеко не случайны. Например, мало что может сравниться по удобству и безопасности со стандартной матросской робой и брюками - эта одежда имеет специальные элементы, позволяющие быстро избавиться от нее в воде в случае аварии или падения в воду, не сковывает движения, не продувается ветром и быстро сохнет.

Поэтому в качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая морская роба, которая использовалась на флоте практически без изменений около ста лет, примерно с 80-х годов XIX в до 80-х годов XX века. В такой форме русские матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас в клубе состоит примерно 40 человек разного пола и возраста, не только из Истринского района, но со всей Московской области и Москвы. Цели и задачи клуба, его миссия были очень хорошо встречены и ветеранами флота, и действующими офицерами, многие из которых вступили в наши ряды либо поддерживают с нами тесные отношения. У нас уже есть ряд подготовленных командиров, способных управлять всеми видами наших судов, обучать новичков.

Немного странно, что клуб, занимающийся возрождением морских традиций, находится в Московской области, далеко от морской волны…

На самом деле ничего странного. Наш клуб находится на берегу Истринского водохранилища, которое хоть и не может сравниться с морем по размерам, но, благодаря непостоянству и быстрым переменам ветров, является идеальным тренировочным водоемом для освоения малых парусно-гребных судов.

Но, поскольку наш клуб все-таки называется «Русская морская традиция», то мы ежегодно выезжаем с нашими шлюпками в морские походы на Балтийское море, на Онегу (там проходили ходовые испытания нашего 14-весельного катера), со временем надеемся «освоить» и Черное море.

Кстати, в северной столице концепция нашего клуба вызвала большой интерес (в училище имени Макарова, которое готовит гражданских специалистов для морского флота, и в Федерации морского многоборья ВМФ). Возможно, в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге будет создано нечто вроде филиала.

В 2015 году концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». Этот грант мы использовали на дальнейшее развитие клуба, приняли участие в международной московской выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу», презентовав наш проект среди профессиональной яхтенной публики, что вызвало дополнительный приток людей в клуб.

Кроме того, в прошлом году наш клуб принял участие в трех фестивалях - в Петербурге и Москве.

В нынешнем году мы снова приняли участие в «Московском Боут Шоу», продемонстрировали публике наш 10-весельный катер, провели мастер-классы по работе с парусами, традиционными морскими командами, в том числе с помощью звуковых сигналов традиционной боцманской дудки.

В ближайших планах у нас - участие в Параде ВМФ в Санкт-Петербурге, посвященном дню Военно-морского флота, и очередное участие в Питерском парусном фестивале в августе.

Многие члены клуба исполняют церковные послушания, постепенно воцерковляются и новички

В одном из интервью вы сказали, что возрождение русских морских традиций - это больше увлечение для души, а основным делом вашей жизни вы считаете церковную службу и восстановление Борисо-Глебского храма в Куртниково.

Да, именно так. Восстановление храма и служба в нем - это главное мое служение. Многие старые члены клуба исполняют церковные послушания, участвуя в жизни храма, постепенно воцерковляются и новички. В настоящее время клуб и община храма - сообщества близкие.

Многие местные жители помнят, что еще относительно недавно Борисо-Глебский храм был практически в руинах. Сегодня же он снаружи полностью восстановлен. Я слышал, история храма насчитывает практически 5 столетий?

Да, история храма достаточно интересна. Первое упоминание о деревянной церкви , расположенной в селе Куртниково, принадлежащем Троице-Сергиеву монастырю, относится к 1592 г. В июле 1809 г. началось строительство новой каменной церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Завершено строительство в 1816 г. В 1831 г. в трапезной церкви с правой стороны был устроен придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1857 г. на средства статского советника Владимира Александровича Рукина с левой стороны в трапезной был устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Непосредственное участие в утверждении проектов приделов храма принимал и лично подписывал антиминсы Святитель Филарет Московский (Дроздов). Борисоглебский храм был закрыт в 1937 г. Не обошли стороной его и военные грозы 1941 г. Недалеко от Куртникова проходил северный рубеж 1-й Гвардейской танковой бригады М. Е. Катукова; 24 ноября 1941 г. наши войска были вынуждены отойти на восточный берег Истринского водохранилища. Куртниково было захвачено врагом.

Восстановление храма началось в 2001 году. Я тогда был только-только рукоположен в священники, начал собирать материалы в архиве (чтобы восстановить храм в максимально близком к первозданному виде), одновременно служил вторым священником в Благовещенском храме села Павловская слобода Истринского района. Настоятель этого храма, протоиерей Владислав Провоторов, оказал мне огромную помощь и в приобретении навыков церковного служения, и в постановке правильного подхода к восстановлению храма.

В настоящее время восстановлен белокаменный фундамент, подземная отопительная система, проведены газ и электричество. Восстановлены разрушенные своды, кровля, глава храма, колокольня с полным звоном колоколов. Построена частично церковная ограда. В главном приделе храма идет роспись. В трапезном приделе храма совершаются регулярные богослужения.

Для полноценного восстановления осталось закончить роспись храма, установить постоянные иконостасы, оборудовать алтари. К сожалению, в связи со сложной экономической обстановкой работы эти движутся не быстро. Надеюсь, что Господь управит, и найдутся возможности и благодетели, которые помогут окончательно восстановить храм.

Приглашаем всех желающих к участию в жизни нашего храма и клуба!






Состоялась поездка учеников воскресной школы и их родителей в село Куртниково Истринского района, где находится храм в честь святых мучеников Бориса и Глеба, настоятель которого прот. Димитрий Шмелев является создателем и руководителем клуба "Русская Морская традиция". Основные ориентиры клуба: православная вера и возрождение флотских традиций. В составе клуба - малый флот, состоящий из пяти судов. Это настоящие военно-морские шлюпки: двухвесельный ялик, или "тузик", ял-четверка, шестивесельный ял и десятивесельный и четырнадцативесельный катера. Последний построен в Санкт-Петербурге специально для клуба по чертежам начала 20 века.

Флот базируется на Истринском водохранилище. Все суда ходят только на веслах или под парусом. Никаких моторов! Для управления ими требуются настоящие морские навыки.

В этот раз погода (сильный дождь) не позволили выйти на воду. Но дети получили достойный курс теории. Старые участники клуба, бывалые моряки, рассказали об устройстве шлюпок, о мерах безопасности на воде и при обращении с оснащением судов, об основных принципах управления парусным и весельным судном. Все объяснялось на примерах настоящих шлюпок и на модели шестивесельного яла.

Кроме того, дети услышали морские песни в достойном исполнении, потому как ветераны клуба являются профессиональными музыкантами и участниками ансамбля "Казачий круг".

В плане знакомства с храмом, имеющим свою давнюю историю, поднялись, ко всему, на колокольню. Отобедали в кают-компании - трапезной, устроенной во дворе храма в сугубо морском стиле... Серость дождливого дня скрасила детям также игровая комната, входящая в состав детской площадки при храме. А мужчины родители оказали реальную помощь клубу тем, что помогли переместить две лодки: тузика и четверку с открытой площадки в ангар. "Эх, ухнем!". Сразу стало понятно, почему моряки тренируются в перетягивании каната, ибо слаженность в применении общих усилий нужна очень часто во флоте, особенно, в парусном... Возвращались домой уже не просто четырьмя машинами, а ЭКИПАЖАМИ, готовыми к совместному плаванию и надеющимися выйти на большую воду в ближайшем будущем...

Истринский клуб «Русская морская традиция», ставший победителем конкурса «Наше Подмосковье» в прошлом году, на всех парусах продолжает путь к намеченной цели – претворяет в жизнь славные флотские традиции

Этим летом мореходы привели часть своей флотилии в пойму реки Клязьма. Здесь проходит Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов».

Наш клуб получил приглашение от организаторов принять участие в проекте. Мы проводим на форуме уже третью смену. Два опытных шкипера — Александр Власов и Игорь Коновалов — приобщают участников форума к морскому делу, — рассказал руководитель клуба, настоятель Борисо-Глебского храма села Куртниково протоиерей Димитрий Шмелёв.

Напомним, именно приобщение к морским традициям является главной целью клуба, участники которого восстанавливают суда русского военно-морского флота, бережно сохраняя утраченное наследие.

Мы привезли на форум 2 судна — шестивесельный ял «Резвый» и четырехвесельный ял «Малый», — рассказывает Александр Власов, главный старшина клуба, который стал на форуме инструктором по освоению морской практики вместе со своим товарищем по команде Игорем Коноваловым. Игорь — офицер североморец, опытный моряк, большую часть жизни посвятивший службе на Северном флоте. В день нашей встречи он получил международный сертификат, дающий право на вождение парусных судов в международных водах.

Под руководством наших собеседников участники форума осваивают премудрости морского дела, постигая азы нелегкого флотского ремесла.

Обе шлюпки имеют мачту, — по-флотски четко рапортует Александр. — Мы берем с собой участников форума: ходим под парусами, обучаем навыкам гребли. Одним словом, приобщаем их к морскому делу.

Участникам форума приходится изрядно попотеть и потрудиться под руководством строгих наставников. По словам Александра Власова, девяносто пять процентов их учеников ни разу в жизни до этого не занимались ничем подобным.

Лишь некоторые гребли на байдарках и участвовали в сплавах по рекам, — уточняет Александр.

Стоит отметить, что участниками первой смены форума стали молодые педагоги, во вторую смену приезжали начинающие политики, а в третью — компьютерщики. Поэтому неудивительно, что работа по превращению сухопутных жителей в морских волков начинается с азов.

В первую очередь, мы проводим вводный инструктаж. Затем учим, как заходить на шлюпку, рассказываем о её устройстве, и, разумеется, обучаем командам, которые члены экипажа должны выполнять на воде. Конечно, не обходится без соленых морских шуток. Но молодежь не обижается, воспринимает всё позитивно, — с улыбкой рассказывает Александр.

Более того, по его словам, многие из тех, кто хоть раз попробовал свои силы в морском деле, приходят вновь и вновь. Это говорит о том, что истринские моряки завоевали среди форумчан популярность и признание. Их небольшой флот вызывал неподдельный интерес участников всех трёх смен.

Многие признались, что благодаря нам получили самые яркие впечатления на форуме, — говорит Александр.

При этом он отмечает, что общение принесло взаимную пользу всем его участникам.

Клуб на форуме напрямую выполняет свою главную задачу, которая состоит в популяризации и сохранении русских морских традиций, — уверен наш собеседник.

Кстати, именно на эти цели моряки израсходовали денежную премию, полученную за победу в конкурсе «Наше Подмосковье». Средства пошли на восстановление ещё одного малого судна, входящего в состав истринской флотилии, — двухвесельного яла. Кроме того, часть денег стала существенным подспорьем при подготовке к летней навигации. Ведь поддержание деревянного флота в полной боевой готовности требует немалых затрат.

Ирина ГАЛЧИХИНА,

фото из архива клуба

Патриотизм не может быть созерцательным и распространяться только через слово. Российский патриотизм есть действие! Сегодня крайне востребован опыт организаций, формирующих характер молодежи через деятельность.

Одной из предельно активных патриотических организаций является клуб «Русская морская традиция», штаб-квартира, правильнее сказать – сердце, которого находится в Истринском районе Московской области, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме. Клуб занимается пропагандой традиций русского флота через реконструкцию парусно-гребных судов.

В этой несложной географии все становится на свои места, если познакомиться с одним из основателей клуба протоиереем Дмитрием Шмелевым. Выпускник Высшего военно-морского училища им. М.Фрунзе достойно служил на Северном флоте. Духовную же службу начал в 2001 г., окончил Коломенскую православную духовную семинарию, определен в приход с полуразрушенным храмом, который сегодня для многих стал центром духовного притяжения. Патриотизм и традиция суть явления духовные.

Любители паруса, знатоки отечественной морской истории, военно-морские офицеры запаса и жаждущая подвигов молодежь объединились, чтобы восстанавливать и строить парусно-гребные суда, осваивать технику хода на веслах и под парусом, изучать поэтический язык морских команд и строгий код сигналов. Члены клуба не только правильно носят морскую форму и исполняют старинные матросские песни, они овладевают умением совместного труда и взаимопомощи. Гребцы должны чувствовать друг друга почти интуитивно. К слову о песнях, исполняются они почти профессионально. Это заслуга известного фольклорного коллектива «Казачий круг», сохраняющего старинные поморские песенные славления Святителя Николая – покровителя путешествующих по водам.

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа с парусами. Навыки ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Никто не застрахован от неких экстремальных условий, когда такой опыт может просто спасти жизнь, или позволит наилучшим образом выполнить задачу.

В свое время главком ВМФ Н.Г. Кузнецов отмечал: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Отец Дмитрий считает, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может быть и средством формирования мировоззрения, и даже катехизации. Сколько пришли к Богу после молитвы на воде, услышанной Николаем Чудотворцем.

История клуба началась с 2004 г., когда в храм Бориса и Глеба была привезена шестивесельная шлюпка – Ял-6. Она была в разрушенном состоянии, но оказалась вполне пригодной к восстановлению и прогулок по Истринскому водохранилищу. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер, а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы. Эти кораблики имеют и свои экипажи. География активности клуба распространяется не только на Подмосковье, но и на Балтику, Онегу, Черное море.

Сегодня в клубе почти полсотни человек. Прием добровольцев бесплатный. Дети занимаются только с родителями. Уход за шлюпками совмещается с теоретическими занятиями по устройству их корпусов. В непогоду и осенне-зимний период занятия по теории с новичками проводит главный старшина клуба Александр Власов. Он же, владея управлением всеми типами судов, имеющихся в распоряжении клуба, выводит новое поколение мореходов на воду, давая им первые практические навыки при движении на веслах и под парусом.

В клубе с большим уважением относятся к внешним атрибутам морских традиций: флагам, вымпелам, форме. В качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая матросская роба, которая носилась на флоте практически без изменений около ста лет. В такой форме матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войне.

В 2015 г. концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области, и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». В 2016 г. моряки из «Русской морской традиции» приняли участие в целом ряде выставок, форумов и фестивалей. Наиболее значимыми были студенческий образовательный форум «Территория смыслов» на Клязьме, Санкт-Петербургский морской фестиваль, фестиваль славянского искусства «Русское поле» в Царицыно и, конечно же, «Московское бот шоу», где суда клуба можно было не только увидеть, но и посетить.

Интересы подмосковных моряков не только к воде или небесами. Но и к обильно политой кровью родной земле. Открытие навигации в этом году запланировано на 8 мая. Прежде чем поднять паруса, в канун Дня Победы члены клуба возложат венки к братским могилам павших советских воинов 1-й Гвардейской танковой бригады генерал-майора М.Е. Катукова, державших оборонительный рубеж у деревни Куртниково.

Пусть никого не смущает, что морская традиция тщательно сберегается так далеко от моря. Сложная акватория Истринского водохранилища с различными ветрами почти идеально подходит для тренировок маломерного парусного флота. Будь оно создано лет на триста раньше, царю Петру Алексеевичу не пришлось бы строить потешный флот на Плещеевом озере. Русская морская культура принадлежит не только поморам. Сколь прославленных адмиралов вышло из областей, далеких от моря: рязанцы В. Головнин и А. Авинов, пермяк Д. Максутов, закавказец И. Исаков (Ованес Тер-Исаакян). Этот список может быть продолжен именами офицеров, старшин и матросов, чья морская судьба началась с простой шлюпки.

Наш Центр видит объединение патриотических клубов не в федеративной или конфедеративной форме. Слово сегодняшнего дня за сетецентричностью. Ведущую роль в идеалогическом формировании российской молодежи в какое-то время могут играть и «Русское географической общество», и «Военно-историческое», и «Бессмертный полк», и «Русская Америка», и «Союз городов воинской славы». Мы едины в сохранении традиций российского патриотизма. В какой-то момент эстафету лидера подхватит и «Русская морская традиция». Семь футов и хорошего ветра! Ветра не обязательно попутного, ведь мы умеем ходить в бейдевинд.

Екатерина Дутова, Илья Казаков, Владимир Ружейников




OLYMPUS DIGITAL CAMERA