Мои впечатления после прочтения мастер и маргарита. Мастер и Маргарита, Книга, которая оставила сильное впечатление


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти, представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, -- заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, -- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость -- самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?

Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда.

Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» - прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее - это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.

Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: "Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем". Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю "черную" работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три "главных" шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Одна из самых загадочных фигур романа "Мастер и Маргарита" является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать тот самый роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.

С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

На мой взгляд, суть романа заключается в критике многих людских пороков того времени. По сведениям, опять же, Лакшина, когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Некоторые наиболее политически открытые места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы.

Для меня роман "Мастер и Маргарита" – очень важное произведение, которое ставит человека на новую ступень его духовного развития. Прочитав тот самый роман, легко можно понять, почему он стал классикой не только русской, но и мировой литературы.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Как вы уже поняли, речь пойдёт о великом романе, или, как его ещё называют, «романом в романе» «Мастер и Маргарита».

На самом деле, мне было очень сложно выбирать между тысячью великих произведений, чтобы говорить только об одном из них. К примеру, очень сложно сравнивать золотое слово Пушкина с нежным слогом Тургенева, а краткость и гениальность Чехова с многозначностью и подробностью письма Льва Толстого…

Первый раз я познакомилась с этим произведением в семь лет. Да, да, именно в этом возрасте. Моя мама, ярая поклонница литературы, и, в особенности, Михаила Афанасьевича, поэтому «Собачье сердце» и «Морфий» были у нас настольными книгами.

В 2005 году на экраны вышел сериал замечательного режиссёра Бортко «Мастер и Маргарита», и, конечно же, вся наша семья уселась за просмотр. Я помню свои первые ощущения: эта потрясающая музыка, от которой бросало в дрожь, великолепная игра великих актеров, с первого же кадра… Все эти элементы сшивались воедино и создавали фантастическую атмосферу «дьявольского добра»!

Уже в столь юном возрасте после просмотра сериала мое миропонимание стало меняться. Время шло, я взрослела, и в четырнадцать лет решила прочесть этот роман от начала до конца.

Какие чувства он во мне вызвал? Я не могу подобрать достаточно точного эпитета, но практически сразу я поняла, что Булгаков — гений. Конечно, в силу недостатка жизненного опыта и нужного образования, я понимала не все вещи, затронутые автором, но все равно не могла оторваться от книги.

У меня не возникало сложностей с перемещением по тексту романа из двадцатых годов СССР в древний Иерусалим. Я, может, и не понимала многих описанных вещей мозгом, но зато чувствовала суть на интуитивном уровне. Для меня книга стала своеобразной Библией жизни. Альманахом судьбы.

Время шло. Вот я уже в 9 классе и мне 16 лет. Позади первая любовь, первое предательство и даже неудачное поступление в театральный колледж. Появился и у меня сложный жизненный опыт. И я решаю прочесть роман ещё раз. И после второго прочтения снова получаю неожиданно яркие впечатления. Это волшебство какое-то, это невероятно, но такое ощущение, что этот роман я читаю впервые. Эти чувства непередаваемые.

Немного о юморе Булгакова, это отдельная тема. Как он ходит по лезвию ножа, как точно подмечает все недостатки общества, что до нашей эры, что в нашей. Склоняясь к тому, что социум не меняется. Очень четко и реально прописаны, образы героев, как главных, так и второстепенных. Кажется, что вся библиотека человеческих грехов раскрывается перед нами. Как смешно нам, когда мы это замечаем в своём соседе, и как печально, когда находим в себе.

Сцена бала прописана и величественно, и завораживающе, один из самых запоминающихся эпизодов книги.

Я считаю, что все самые главные человеческие проблемы описаны в романе: тема любви, предательства, дружбы, добра и зла, чести, гордыни, мести, обмана, истины. Как осторожно Булгаков подводит читателя к тому, что истинный свет не существует без тьмы. И сложно понять сразу — добро ли этот свет, является ли тьма злом? Или это совершенно естественные противоположности, не существующие друг без друга и не имеющие конструктивной формулировки?

Недавно я прочла роман и в третий раз. И он снова показался мне новым. Это удивительное созидающее качество по-настоящему великого произведения. Михаил Булгаков — гений, а его произведение — целая вселенная, окунувшись в которую понимаешь навсегда, что «Все будет правильно, на этом построен мир.»
Отзывом на роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поделилась Александра (usan-2016).

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер - гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. мастер маргарита булгаков творчество

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита - та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.