Конспект по критической статье герой нашего времени. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе


Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

В своей статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова », написанной в 1840 году, классик отечественной критики В.Г. Белинский отмечает, прежде всего, присущий русской литературе дуализм, встретить который невозможно в произведениях зарубежных писателей. Здесь соседствуют талант и бездарность, желание дешевой «электризации» (М.Е. Салтыков-Щедрин) публики и подлинное понимание национального менталитета.

По мнению Белинского, на арене наконец-то появился настоящий творец, одинаково даровитый как в поэзии, так и в прозе, талантливый многосторонне и разнообразно. М.Ю. Лермонтов - талант, в котором соединились лирическая поэзия и повесть современной жизни, что роднит его с Пушкиным. В повестях Лермонтова заметно драматическое движение, что, несомненно, не было бы возможно без столь гениального предшественника.

Начало романа, на первый взгляд, не дает нам точного и полного представления о Печорине. Однако впечатление это обманчиво - мы проникаемся его чувствами, начинаем думать о нем. Все прочие лица, окружающие главного героя, группируются вокруг него, составляют с ним группу. В этом выражается единство мысли, которым пронизан роман, характерная для него полнота, оконченность и замкнутость целого.

(Главный герой - Печорин )

Белинский указывает: такие замкнутость и оконченность свойственны всему живому, и это - природная особенность, наиболее четко проявившаяся в человеке. Таким образом, главный закон мировой жизни состоит в обособлении и замкнутости общего в частном явлении. Закон этот применим и к искусству, ибо художник преобразует и организует творческую мысль в художественное произведение. Очевидно, что Лермонтов, как истинный художник, отлично справился с этой задачей и сумел показать процесс развития «органического» из «самого себя».

Критик рассматривает характеры, представленные в романе, и каждому дает меткое определение, указывая на прямое влияние обстоятельств на развитие природной натуры. Так, Максим Максимыч, наделенный добрым, «человеческим» сердцем, не получил должного развития, а потому стал всего лишь служакой, но служакой усердным, отважным и по-своему благородным. Более того, для обрисовки его характера автору достаточно пары метких деталей, и вот уже перед нами типическая русская натура. «Максим Максимыч» - имя уже не собственное, а нарицательное. На примере повести «Бэла» Белинский также отмечает присущую Лермонтову легкость повествования: льется оно свободно, подобно горной реке.

Приятно и просто читателю плыть по этим волнам, и вот он уже в «Тамани». Этой повести присущ причудливый местный колорит, не очароваться которым невозможно. Так же очарованы мы и прекрасной девушкой. А что же главный герой?.. Он по-прежнему остается той же таинственной личностью. Узнав о его истинных намерениях, мы готовы посчитать Печорина «страшным» человеком, а между тем он лучше многих: в нем есть та сила духа, что уподобляет простого смертного богоборцам. Даже в своих заблуждениях он прекрасен.

Ему суждено познать себя, но это в будущем. А пока герою предстоит страдать и служить причиной страдания, подниматься и вновь падать на самое дно. И даже если кто-то погибнет по его вине - такова жизнь, действительность, законы природы. Как любой человек, наделенный чувством и разумом, он живет в постоянном огорчении, которое, однако, не мешает при этом быть холодным наблюдателем. В душе Печорина - два человека, один из которых действует, а второй вполне заслуженно осуждает его. И такая двойственность - результат не модного «вернерства» и «байронизма», а плод горького опыта, приведшего к тому, что один человек умер, а второй еще не родился. Это переходное состояние - суть рефлексия, выражающаяся в отвращении к любому делу и самому себе.

Возможно, Печорин и творил зло, но, по мысли Белинского, сам глубоко страдал от этого. Он не эгоист, как принято думать, его сердце - благодатная почва, на которой могут взрасти цветы добра и любви. Натура глубоко рефлексирующая, он значительно выше Онегина по идее, он мечется и ищет, жаждет понимания и признания людей гораздо менее достойных, нежели сам, успокоения и страстей, чувств и мыслей. Найдет ли?..

Разделы: Литература

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

М. Лермонтов.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)

Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  • Способен ли герой на истинную любовь?
  • Какова жизненная философия нашего героя?

На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)

С чем связана смена рассказчиков?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)

2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)

Как вы объясните значение слова «странный»?

(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)

Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?

(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)

Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.

Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)

В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?

(«…во мне душа испорчена светом…»)

Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.

3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».

Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)

Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)

Как это его характеризует?

(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?

Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»

«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»

«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»

«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»

«…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…»

«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)

Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

Какова роль портрета Печорина?

(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)

Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?

(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.)

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?

(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?

(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

Почему его постигает горечь разочарования?

(«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»)

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

(Умение понять внутреннюю суть человека.)

Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

(Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.

«Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

«Производить эффект - их наслаждение».

«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает».

«Его цель – сделаться героем романа».

Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)

Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи».)

Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…»)

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)

6. Жизненная философия героя.

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

(«…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»)

Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

Что же такое дружба в понимании Печорина?

(«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

(«… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни». Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(«Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

Как таких людей называют в литературе?

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».)

Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

7. Итог урока.

Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?

Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями».

Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором. Он создал первый реалистический роман в прозе на русском языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил функциональные возможности композиции и подарил миру эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из круговорота своего мятежного времени.

«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 25 лет, за год до трагической смерти на дуэли. Шел 1840 год. В мировой литературе бытует тенденция к изображению «сына века» – типичного представителя конкретной эпохи, страны, социального слоя. Уже опубликована «Исповедь» Жана-Жака Руссо, «Страдания молодого Вертера» Йоганна Гете, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона, «Исповедь сына века» Альфреда Мюссе.

В России настоящую тенденцию поддержали Карамзин со своим «Рыцарем нашего времени», Веневитинов с «Владимиром Перенским», Станкевич с «Несколькими мгновениями графа Z». А в 20-е годы вышли шедевры «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина.

Суть и краткое содержание произведения

Совокупность стилей
В «Герое нашего времени» органично сплелись психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы, лучшие черты отошедшего романтизма и развивающегося реализма. В литературных кругах до сих пор продолжаются споры относительно определения жанра произведения – оно не умещается в узкие рамки ни одного из них.

Многогранность проблематики романа (нравственно-философская, социально-психологическая) обуславливает его психологизм, глубокое погружение в натуру главного героя. Реальные исторические события здесь прописаны условно, в первую очередь автора занимает история человеческой души, а она «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Первая публикация «Героя…» состоялась в 1840 году в питерском издательстве Ильи Глазунова.

Особенности композиции: циклизация, анахронизм

Роман состоит из отдельных повестей, путевых очерков, новелл, дневниковых записей. Примечательно, что реальная хронология событий нарушена, для читателя главы-повести расположены в такой последовательности:

  1. Предисловие к «Журналу Печорина»;
  2. «Тамань»;
  3. «Княжна Мери»;
  4. «Фаталист».

Если бы события располагались в хронологическом порядке, то сперва должна была идти «Тамань» (авантюрная история о контрабандистах), за ней «Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории), потом «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость из-за дуэли с Грушницким), «Фаталист» (мистическая история в казацкой станице), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина».

Лермонтов использовал прием анахронизма не случайно. Историческая действительность не представляла для автора первостепенной важности. Главная задача романа – раскрыть образ центрального персонажа. Именно поэтому автор перемешивает главы, устанавливает собственное внутрироманное время и располагает повести так, чтобы они наиболее ярко и детально раскрывали образ Печорина.

Кроме всего прочего, композиция «Героя…» осложнена сменой рассказчиков. В романе их три – странствующий офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин. Так, образ главного героя раскрывается под разными углами зрения – о нем пишет сторонний наблюдатель, приятель, лично знакомый с ним, и сам герой. Исследуя роман, читатель все детальнее углубляется в психологию Печорина, преодолевая сперва поверхностный, затем более детальный и, наконец, самый глубокий уровень психоанализа – самоанализ.

Повесть «Бэла» представляет из себя рассказ Максима Максимыча (коменданта сторожевой крепости на Кавказе), пересказанный неким странствующим офицером. События разворачиваются в отдаленной кавказской крепости, где томится от скуки блестящий императорский офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту глушь за какую-то светскую провинность (позже читатель узнает, что это дуэль с Грушницким). Привыкнув к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых впечатлений и выкрадывает у горского князька дочку, а у сорвиголовы Казбича – любимого коня.

Пленницу зовут Бэла. Ее экзотичная красота манит молодого офицера, он готов на все ради того, чтобы обладать ею. Мало-помалу Бэла привыкает и сама влюбляется в бывшего похитителя. Пара переживает прекрасные дни безграничного счастья, после чего пыл Печорина ослабевает. За красотой Бэлы не скрываются живой ум и образованность, так необходимые Печорину. Прекрасная дикарка вскоре ему попросту надоедает. Тяжко мучаясь от холодности любимого, Бэла погибает от руки Казбича, зарезавшего ее из мести за украденного коня.

Бэла становится первой невинной жертвой Печорина. В дальнейшем их список будет пополняться. Где бы не появился этот блестящий офицер, за ним неизменно следуют горе, разочарования, слезы и смерть.

В небольшой истории, очевидцем которой стал все тот же странствующий офицер, нет остросюжетной фабулы. Встретились два старых знакомых, перебросились парой-тройкой дежурных фраз, подали друг другу руки и разошлись. Ничего примечательного. Такие встречи случаются каждый день.

Драматизм момента станет понятен только тем, кто уже знаком с историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После пятилетней разлуки старик был готов кинуться на шею товарищу, с которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин лишь холодно подает руки и говорит со стариком так, будто и не было тех лет службы, не было Бэллы и Казбича.

Максим Максимыч – вторая жертва Печорина. И хотя бывший комендант не погибает в буквальном смысле, что-то с тех пор в его душе надломилось. Добрый штабс-капитан стал ворчливым и замкнутым.

«Тамань»

Раздосадованный Максим Максимыч передает офицеру дневниковые записи Печорина, которые он до этого бережно хранил. Теперь у читателя есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры главного героя.

Описываемые события произошли еще до ссылки Печорина на Кавказ. По долгу службы, неудавшийся петербургский студент Григорий Александрович Печорин приезжает в Тамань («самый скверный городишко из всех приморских городов России»). Там он случайно оказывается в центре авантюрной истории, выводит на чистую воду шайку контрабандистов и сам едва не погибает во время ночной стычки с преступниками.

Боясь, что военный донесет на них, контрабандисты Ундина и Янко навсегда уплывают из Тамани, оставляя на произвол судьбы слепого мальчишку, который им пособничал. И вновь Печорин, ворвавшийся в спокойной мирок «честных контрабандистов», рушит их привычный уклад жизни – обрекает Ундину и Януса на новые скитания, а убого мальчика на голод и одиночество.

В главе «Княжна Мери» Печорин отправляется на лечебные воды в Пятигорск. Разгар сезона. Здесь собралось светское общество, приезжающее сюда из года в год. Список жертв Печорина становится еще более внушительным: от его руки погибает недавний юнкер Грушницкий, горько страдает бывшая возлюбленная Вера, узнает горесть неразделенной любви и жестокость лжи молоденькая Мери Лиговская, которую офицер бессовестно влюбил в себя.

Самое жуткое, что действия Печорина не приносят ему никакой выгоды. Это просто жестокая игра. Он жонглирует человеческими жизнями от скуки. Если амурная история с Бэлой начиналась с искреннего влечения, то к Мэри Печорин не испытывал ничего больше симпатии. Его привлекла молодость, непосредственность молоденькой княжны, он хотел досадить заносчивому Грушницкому, который был влюблен в Лиговскую, желал потешить собственное самолюбие, в очередной раз почувствовать себя завоевателем.

Отголоском прошлой жизни, когда Печорин был способен искренне любить, является Вера, приехавшая на воды вместе с законным, но не любимым мужем. Примечательна одна из заключительных сцен повести, когда Печорин гонится на взмыленном коне за повозкой, уносящей Веру в город. Импульсивная попытка все исправить, начать жить заново, заканчивается поражением. Печорин обречен на несчастья, причинять боль другим – его фатум.

«Фаталист»

В заключительной части романа образ Печорина представлен в демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего предпринимать – достаточно сказать слово, и человек обречен на гибель.

В В стихах Михаила Юрьевича Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Это сочетание создаёт неповторимую «незавершённость» его произведений.

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова - русского поэта, прозаика, драматурга, художника, в творчестве которого удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы.

Разглядев на лице поручика Вулича «печать смерти», Печорин предрекает военному скорую кончину. Его не убила случайная пуля, но предстала в лице пьяного станичника с шашкой. Что это – предписание судьбы или губительная отрава, которую расточает Печорин? Не заведи он спор, Вулич остался бы играть в карты до утра, возвращался бы на квартиру вместе с товарищами и не повстречал бы хмельного казака.

Образ Печорина является связующей основой «Героя нашего времени». Все происходящие в романе события служат тому, чтобы полнее его раскрыть.

Образ главного героя препарировали в сотнях исследовательских работ. Одни называют его отщепенцем своего времени, лишним человеком, другие, напротив, считают Печорина типичным представителем русского дворянства. Его беда – это болезнь века. Григорий Александрович одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести горе и разочарования.

Несмотря на негативные поступки Печорина и внушительный список его жертв, он нравится автору и читателю. Лермонтов, однако, категоричен – печориным нет места в современном мире, они обречены. Герой его времени безвестно погибает во время одного из путешествий. При каких обстоятельствах? Не имеет значения. Иначе и быть не могло.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова