Когда появился музыкальный коллектив машина времени. История рок‑группы "Машина времени"


Отечественная рок-группа, основанная в 1969 году Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое и являющаяся одной из родоначальниц «русского рока».

Примерно за год до появления ныне легендарной группы «Машина времени », в 1968 году, ученики московской школы №19 организовали ансамбль под названием The Kids , в состав которого входили Андрей Макаревич , Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Сергей Кавагое, Александр Иванов и Павел Рубен . В самом начале существования ансамбля в него также входили две солистки – Лариса Кашперко иНина Баранова . Ребята выступали на школьных вечерах, где пели песни известных английских и американских групп.

В 1969 году сформировался первый состав новой группы «Машина времени » (изначально назвать группу хотели «Машины времени»). Коллектив записал свой первый магнитоальбом из 11 англоязычных песен. Запись производилась на обычный магнитофон с микрофоном, стоящий в центре комнаты.

До середины 70-х годов состав группы постоянно менялся, за исключением трио Андрей Макаревич (гитара, вокал), Сергей Кавагое (ударные) и Александр Кутиков (бас-гитара).

В 1971 году «Машина времени » даёт свой первый концерт в «колыбели московского рока» – ДК «Энергетик».

В 1972 году началось творческое сотрудничество «Машины времени» с известной группой «Лучшие годы» («The Best Years») , продолжавшееся несколько месяцев. После этого бывший барабанщик коллектива «Лучшие годы» Юрий Фокин некоторое время играет в «Машине времени» . В этом же году забирают в армию Игоря Мазаева , также группу покидает барабанщик Юрий Борзов . В коллектив приходит Макс Капитановский , однако вскоре его тоже отправляют на службу родине. Сергей Кавагое сам садится за барабаны. Позже в группе появляется Игорь Саульский из коллектива «Лучшие годы» .

В 1973 году из «Машины времени» в группу «Високосное лето» уходит Александр Кутиков . В этом же году звукозаписывающая компания «Мелодия» выпускает пластинку Дмитрия Линника совместно с «Машиной времени» . Это первое официальное упоминание о группе.

В 1974 году состоялись первые киносъёмки «Машины времени» в одном из эпизодов фильма «Афоня» (Георгий Данелия) . Группа получает свой первый гонорар в размере 600 рублей, который тратит на покупку магнитофона для записей песен. В составе вновь появляется новый участник – гитарист Игорь Дегтярюк .

В 1975 году в группу приходит Евгений Маргулис , который играет на бас-гитаре и пишет для «Машины времени» песни с блюзовым уклоном.

В 1976 году, заняв первое место на эстонском фестивале «Таллинские песни молодёжи – 76» , «Машина времени» становится популярной на всю страну. Здесь же происходит знакомство с группой «Аквариум» и Борисом Гребенщиковым , который приглашает «Машину» на гастроли в Ленинград . Концерты имеют огромную популярность. Второе выступление в Таллине в 1977 году уже было не таким успешным.

В группе появляется новый солист из ленинградской группы «Мифы» Юрий Ильиченко , а также духовики Евгений Легусов и Сергей Велицкий, которого в 1978 году сменил Сергей Кузьминок .

Весной 1978 года «Машина времени» приняла участие в Свердловске на фестивале «Весна УПИ» , а также записала свой первый студийный альбом «Это было так давно…» . Работа проходила полуподпольно, на речевой студии ГИТИСа . Альбом состоял из песен, неоднократно исполняемых группой на концертах. Запись звучала по всей стране и принесла группе большую популярность.

В 1978 году группа на грани распада из-за серьёзного конфликта между Макаревичем и Кавагое . Сергей Кавагое и Евгений Маргулис уходят в «Воскресенье», а в коллектив возвращается Кутиков . Позже к группе присоединяется Пётр Подгородецкий . Новый состав «Машины времени» производит на свет такие песни, как «Свеча» , «Хрустальный город» , «Поворот» , ставшие настоящими народными хитами.

В 1979 году «Машина времени» заключает контракт с Росконцертом и становится частью труппы гастрольного театра, а позже гастролирует как самостоятельная группа.

К 1980 году «Машина времени» уже популярная рок-группа. Всё же некоторые песни пока остаются запрещёнными для исполнения как политически некорректные. В этом году «Машина времени» производит своим выступлением фурор на Тбилисском рок-фестивале, оставив позади «Аквариум» и «Фаворит» . Группа покидает андеграунд и становится всесоюзной. Хиты «Машины времени» звучат на радио и телевидении. Группа получает предложение записать саундтрек к фильму «Душа».

В 1982 году в ходе кампаний против самодеятельных ансамблей в газете «Комсомольская правда» появилась статья «Рагу из синей птицы» , резко критикующая творчество «Машины времени», за что редакция газеты была завалена письмами возмущённых поклонников. В этот период группу покидает Подгородецкий, а в её состав вливаются Сергей Рыженко и Александр Зайцев .

1983 год – время временного творческого затишья «Машины времени».

До 1985 года концерты «Машины времени» в Москве под запретом, её фактически не показывают по телевидению, не выпущено ни одного официального альбома. Тем не менее песни группы очень популярны. Они распространяются на магнитных записях. Также «Машина времени» исполняет песню для мультсериала «Обезьянки», записывает саундтреки для фильмов «Скорость», «Тайна “Чёрных дроздов”».

В 1987 году в свет выходит первый официальный альбом «Машины времени» под названием «В добрый час». Андрей Макаревич снимается в фактически автобиографичном фильме «Начни сначала» . Группа активно принимает участие в различных музыкальных телепередачах: «Весёлые ребята», «Песня-86», «Музыкальный ринг».

В 1988 году выпущены альбомы «Реки и мосты» и «Десять лет спустя». Группа отправляется на первые зарубежные гастроли (Болгария, Канада, США, Испания, Греция ).

В 1989 году «Машина времени» даёт грандиозный концерт в Лужниках , посвящённый 20-летнему юбилею группы. На концерте выступили бывшие и настоящие участники коллектива. 89-й год ознаменован также выходом первого сольного альбома Андрея Макаревича «Песни под гитару».

В 1990 году «Машина» исполняет «Новогоднюю песню» в «Голубом огоньке». В группу возвращаются Маргулис и Подгородецкий. «Машина времени» записывает альбом «В круге света» на студии «Синтез Рекордз».

В 1991 году, после прекращения деятельности Росконцерта , «Машина времени» становится самостоятельным коллективом. Все члены группы принимают участие в обороне Белого дома во время путча.

За 90-е годы группа выпускает 7 альбомов, среди которых «Внештатный командир Земли», «Отрываясь», «Картонные крылья любви». Появляется такой хит, как «Однажды мир прогнётся под нас» , на который снимают видеоклип.

В этот период у группы два юбилея: 25-летие (1994 г.), отмеченное грандиозным концертом на Красной площади перед аудиторией в 300000 человек, а также 30-летие (1999 г.) – концерт проходит в СК «Олимпийский» .

В 1999 году из группы увольняют клавишника Петра Подгородецкого, а на его место приглашают певца Андрея Державина .

В 2000 году начинается совместный гастрольный тур с группой «Воскресенье», названный «50 лет на двоих» . С этого же года «Машина времени» становится постоянным участником ежегодного рок-фестиваля «Крылья».

С 2001 года «Машина времени 21 век» регистрируется как открытое акционерное общество, а название группы становится торговой маркой. С 2004 по 2009 год выходят альбомы «Машинально», ««Time Machine» (студия «Эбби роуд» ).

В 2009 году выходит туалетная вода «Машина времени» , представленная группой на выставке InterCHARM 2009 . Коллектив празднует свой 40-летний юбилей, отправившись в тур по 40 городам, завершившийся финальным концертом в СК «Олимпийский».

2010 год ознаменован выступлением на фестивалях «Рок над Волгой» и «Нашествие».

Действующий состав группы:

  • Андрей Макаревич – основной вокал, гитары, автор песен (с 1969)
  • Александр Кутиков – бас-гитара, гитары, вокал, автор песен (1971–1975, с 1979)
  • Евгений Маргулис – гитары, бас-гитара, вокал, автор песен (1975–1979, с 1989)
  • Валерий Ефремов – ударные, перкуссия (с 1979)
  • Андрей Державин – клавишные, вокал, автор песен (с 2000)

Дискография

Студийные альбомы:

  • 2007 – Time Machine
  • 2004 – Машинально
  • 2001 – Место где свет
  • 1999 – Часы и знаки
  • 1997 – Отрываясь
  • 1996 – Картонные крылья любви
  • 1993 – Внештатный командир Земли
  • 1992 – Это было так давно… (запись 1978 года)
  • 1991 – Медленная хорошая музыка
  • 1989 – В круге света
  • 1987 – Реки и мосты

Концертные альбомы:

  • 2010 – День 14810-й
  • 2005 – Kremlin Rocks!
  • 2001 – Машина времени и Воскресение. 50 на двоих
  • 2000 – ХХХ лет Машине времени
  • 2000 – Маленький принц (запись 1979-1980 годов)
  • 1994 – Unplugged
  • 1991 – Машине времени – ХХ!

Сборники:

  • 2010 – Машинопись
  • 2009 – Машины не парковать
  • 2006 – Машина Времени. Часть 1
  • 2004 – Неизданное. Часть 2
  • 2001 – Лучшие песни 1989–2000
  • 1998 – The Best (Приложение к журналу Stereo & Video)
  • 1996 – Неизданное
  • 1996 – Megamix
  • 1996 – Кого ты хотел удивить?
  • 1993 – Лучшие песни 1979–1985
  • 1987 – Десять лет спустя
  • 1986 – В добрый час

Другие известные записи и работы:

  • 2007 – Былые дни (Компиляция редких песен 1973-2005)
  • 2005 – Запись на ТВ (запись 1975 года)
  • 1999 – Неизданное. Часть 2
  • 1997 – Поворот (запись 1980 года)
  • 1985 – Рыбка в банке
  • 1984 – Чужие среди чужих
  • 1982 – Бег по кругу
  • 1982 – Несостоявшийся концерт
  • 1982 – Охотники за удачей
  • 1981 – Москва – Ленинград
  • 1979 – Машина времени – 79
  • 1978 – День рожденья

Фильмография:

  • Дом Солнца (2010)
  • Лузер
  • День выборов (2007)
  • Кошмар перед Рождеством (2006) – мультфильм, дубляж
  • Танцор (2004)
  • Воры в законе (1988)
  • Капитан «Пилигрима» (1986)
  • Бармен из «Золотого якоря» (1986)
  • Начни сначала (1986)
  • Прорыв (1986)
  • Тайна «Чёрных дроздов» (1983)
  • Скорость, реж. Д. Светозаров (1983)
  • Обезьянки – мультсериал (1983)
  • Душа (1981)
  • Шесть писем о бите (1976)
  • Афоня (1975)
Коллектив «Машина времени» по праву считается родоначальником классического русского рока и внес неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру. «Машинисты» не только первыми стали сочинять и исполнять рок-музыку на русском языке (официальной датой рождения группы считается 1969), но и наполнили ее глубоким смыслом, тем самым заставляя аудиторию задуматься о важных общечеловеческих проблемах. За полвека творчество «Машины времени» не утратило своей актуальности и является своеобразным эталоном музыкального стиля и профессионализма как для миллионов поклонников, так и для многочисленных коллег по цеху.

История создания группы

Музыкой московский школьник Андрей Макаревич увлекся еще в подростковом возрасте и уже в пятнадцать лет организовал свой первый коллектив «The Kids», в состав которого, помимо него, входили Миша Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Поначалу ребята пели на английском языке, выступая с хитами популярных западных исполнителей на вечерах самодеятельности и школьных дискотеках.


В 1968 году Андрей впервые услышал «Битлз », творчество которых полностью перевернуло его сознание. Пример ливерпульской четверки, а также совместное выступление на школьном концерте с ВИА «Атланты», вдохновили юного Макаревича на создание рок-группы «Time Machines». В ней, по аналогии с «Битлз», уже не было места девушкам: Андрей пел и играл на гитаре, бас-гитаристами стали Паша Рубин и Игорь Мазаев, Юра Борзов сел за ударные, Саша Иванов исполнял партии на ритм-гитаре, клавиши доверили Сереже Кавагоэ. У последнего родители работали в посольстве, долгое время жили и работали в Японии и обзавелись высококлассной музыкальной аппаратурой, которая качественно улучшила звучание новоиспеченной группы.


Поначалу среди участников коллектива часто возникали разногласия по поводу музыкального материала: Макаревич настаивал на оригинальном репертуаре, остальные ребята стремились подражать «Битлам». Из-за этого в группе даже произошел раскол, и Мазаев, Борзов и Кавагоэ сделали попытку создать собственный коллектив, которая не увенчалась успехом. «Time Machines» снова воссоединилась, и вскоре на домашний магнитофон был записан первый альбом, состоящий из одиннадцати англоязычных песен. К сожалению, этот материал не сохранился, о чем Макаревич нисколько не сожалеет, называя его «чудовищным».


К этому времени ребята окончили школу и задумались о продолжении образования. Не всем удалось совместить учебу в вузе с музыкой, и группу покинули Рубин и Иванов. Макаревич и Борзов поступили в столичный архитектурный институт, где познакомились с Алексеем Романовым и Александром Кутиковым. Ребята стали вместе выступать в институтской рок-группе, давали концерты в ДК «Энергетик».


Вскоре Кутиков заменил ушедшего в армию Мазаева, а место барабанщика занял Максим Капитановский. Через год он тоже отправился служить в Вооруженные силы, и Кавагоэ сам сел за ударные.

Основные этапы творчества

Эта троица до середины 70-х оставалась основным составом группы, которая к тому времени уже сменила название на «Машина времени» и, благодаря участию в записи пластинки трио «Зодиак», даже засветилась на студии «Мелодия».


Но «Росконцерт» и Союз композиторов игнорировал появление странного коллектива, выбивающегося из общей концепции советской эстрады, и чинил молодым музыкантам всевозможные препоны. В самой группе тоже было не все гладко, и в 1974 году из-за разногласий с Кавагоэ ее покинул Кутиков. Ему на смену пришел Евгений Маргулис, универсальный музыкант с «блюзовым» голосом.

В этом же году «машинистов» пригласили сняться в фильме Георгия Данелии «Афоня», и, хотя в окончательном варианте эпизод с их участием вырезали, в картине осталась песня «Ты или я», а в титрах – название группы.


В 1975 году «Машину времени» позвали на телевидение для записи программы «Музыкальный киоск». Программа в эфир так и не вышла, но семь новых композиций, записанных в профессиональной студии, быстро разошлись по всей стране. Когда в 1976 группу пригласили выступить на музыкальном фестивале в Таллинне, их песни уже были хорошо известны публике, которая тепло встретила «Машину времени». Коллектив стал обладателем главного приза и познакомился со многими талантливыми музыкантами, в числе которых был Борис Гребенщиков . Он помог организовать гастроли «машинистов» в Питере, которые прошли с огромным успехом.

Машина времени – Марионетки (выступление 1977 года)

Но, тем не менее, чиновники «от культуры» продолжали настойчиво не замечать их возросшую популярность, поэтому гастрольная деятельность группы проходила в «подпольном режиме». Макаревича нервировала эта ситуация, и он всячески пытался придать коллективу официальный статус. Андрей даже придумал литературно-музыкальную программу «Маленький принц», с которой несколько лет безуспешно пытался попасть в «Росконцерт».

Остальных участников группы вполне устраивало их «нелегальное» положение, которое никак не влияло на доходы от гастрольной деятельности, поэтому среди музыкантов снова начались разногласия. В 1979 году Кавагоэ и Маргулис переходят в «Воскресенье», в группу возвращается Кутиков, а спустя некоторое время к коллективу присоединяется Петр Подгорецкий.


В этом же году «Машина времени» получила возможность выступать от «Росконцерта», войдя в труппу Московского театра комедии. Музыканты тут же занялись созданием новой концертной программы, и спустя несколько месяцев громко заявили о себе на престижном музыкальном фестивале в Тбилиси. С этого момента начинается стремительный взлет группы на вершину музыкального Олимпа.

Машина Времени – Знаю только я (1985)

Их хиты крутили на радиостанциях, кассеты заполнили киоски звукозаписи, а после участия в фильме «Душа» участников группы начали останавливать на улицах. Но, несмотря на это, в 1982 году творчество «Машины времени» подверглось резкой критике со стороны чиновников («...рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», – писали припартийные критики), и лишь волна людского гнева и тысячи писем поклонников заставили функционеров отступить.

«В Никитском ботаническом саду». Первый клип «Машины времени»

Такая двойственная ситуация сохранялась до середины 80-х годов. Группа активно гастролировала по стране и свободно исполняла песни собственного сочинения. При этом ей были запрещены официальные выступления в Москве, большая часть телепрограмм с участием музыкантов попадала «на полку», а до 1986 года не было издано ни одного профессионального студийного альбома.


С началом Перестройки ситуация в корне изменилась. Коллектив стал участником Фестиваля молодежи и студентов и впервые выехал на гастроли за рубеж. Ажиотаж на их концертах был сравним с разгаром «битломании», когда поклонники готовы были разорвать от избытка чувств своих кумиров. В конце 1986 вышел первый официальный альбом группы «В добрый час» (компиляция лучших песен), а через год – первый студийный альбом «Реки и Мосты». Музыканты стали частыми гостями на телевидении, без их присутствия не обходилась ни одна популярная в то время музыкальная и развлекательная программа.


Свое двадцатилетие «Машина времени» отметила масштабным сборным концертом в Лужниках, на котором выступили близкие друзья-музыканты и бывшие участники коллектива. Следующий, четвертьвековой юбилей «машинисты» отпраздновали в самом сердце столицы, на Красной площади. На концерте присутствовали лучшие российские рок-группы, а послушать музыкантов собралось около 350 тысяч человек.


После 1991 года Макаревич стал активно участвовать в общественной жизни страны, открыто проявляя свою гражданскую позицию. Группа выступила в поддержку Бориса Ельцина на баррикадах Белого дома, а в 1996 поддержала Бориса Николаевича на очередных президентских выборах.

Машина времени – Мой друг лучше всех играет блюз

На юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном тридцатилетию коллектива, присутствовало немало политиков. Среди них были Анатолий Чубайс , Борис Немцов и Владимир Путин , тогда еще в должности премьер-министра. Сразу после этого масштабного шоу из-за чрезмерного пристрастия к кокаину был уволен Петр Подгородецкий. Позже он написал скандальную книгу «Машина с евреями», в которой не лучшим образом отзывался о бывших коллегах по группе.

Последним концертом, в котором принимал участие Подгорецкий, стало выступление 1999 года, приуроченное к 30-летию группы. В 2000 году вышел концертный DVD, записанный на этом выступлении. Музыканты исполнили 36 своих хитов.

Машина времени – Место, где свет (2001)

В нулевые годы группа стабильно радовала поклонников новым творчеством. В 2001 году в продажу поступил экспериментальный альбом «Место, где свет», в котором дебютировал клавишник и аранжировщик Андрей Державин , пришедший на замену Подгорецкого. Он же написал текст для песни «Крылья и небо», правда, позже признал, что получилось слабовато. В целом альбом получился необычным для творчества группы: слушателей ждало абсолютно новое качество звучания и большое количество солистов.


Юбилейный, десятый студийный альбом «Машины времени» под названием «Машинально» (его придумала 26-летняя Элина Соколова, победившая в объявленном группой конкурсе названий) увидел свет в 2004 году.


Следующий альбом «Time Machine» музыканты записали в лондонской студии Abbey Road. Сотрудники студии хотели отослать получившийся материал устроителям премии «Грэмми» (в номинации «Иностранная музыка»), но это требовало колоссальных вливаний со стороны самой группы, а заработать несколько сотен тысяч долларов на продаже дисков в России было невозможно.


В следующий альбом «Машины не парковать» (2009), помимо новых песен группы, неожиданно вошли и каверы других исполнителей на старые хиты «Машины времени». Сергей Чиграков из «Чижа» перепел «Перекресток», Алексей Кортнев спел «Что ты имела», Борис Гребенщиков – «Я – змея» и «Апокриф», Петр Мамонов – «Досуги-буги» и т.д.

Дискография

  • Реки и Мосты (1987)
  • В круге света (1988)
  • Медленная хорошая музыка (1991)
  • Это было так давно…1978 (1992)
  • Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо (1993)
  • Картонные крылья любви (1996)
  • Отрываясь (1997)
  • Часы и Знаки (1999)
  • Место, где свет (2001)
  • Машинально (2004)
  • Time Machine (2007)
  • Машины не парковать (2009)
  • ВЫ (2016)

Группа «Машина времени» сейчас

В последнее время «Машина времени» резко сократила количество выступлений и не часто балует концертами своих фанатов. Возможно, это связано с уходом из группы Маргулиса и с политическими высказываниями лидера группы, которые разочаровали многих поклонников коллектива. Так, в 2014 году антимилитарист Макаревич осудил присоединение Крыма к России, неоднократно участвовал в антиправительственных митингах демократов-«белоленточников», выступал перед украинскими военнослужащими в Славянске. Несовпадением в политических взглядах объясняют и внезапный уход из группы Андрея Державина, которому власти Украины запретили въезд в страну перед гастрольным туром осенью 2017 года.

Машина времени – Крысы (2012)

Что касается творчества, последний на данный альбом группы – «Вы» – вышел в свет в 2016 году. В записи альбома принимал участие новый участник группы, гитарист Игорь Хомич.


«А началось всё 11 декабря 1953 года, когда в семье архитектора Вадима Макаревича родился мальчик, которого назвали Андреем.

Дома частенько музицировали. Правда, мать Андрея, окончившая музыкальную школу, садилась за инструмент редко - забота о семье в совокупности с профессией врача не оставляли свободного времени. Отец никакого музыкального образования не получил, однако прекрасно играл на фортепиано, подбирая на слух абсолютно разную музыку, включая джаз и классику (даже технически сложные вещи Рахманинова ). Немудрено, что первые музыкальные опыты мальчик провёл на рояльной клавиатуре. Дебютную композицию можно было бы назвать «Грозой», где «молния» исполнялась на высоких нотах, а «гром» - на басах. Пытался подбирать какие-то мелодии, очень понравилась песня из кинофильма «Последний дюйм», настолько, что упросил отца научить играть её. А вот отношения с учительницей по фортепиано не сложились. Она требовала от Андрея дружбы с нотами, а у того нотные знаки вызывали стойкое отвращение. Вскоре преподавательница отказалась от занятий, и мальчика отдали в государственную музыкальную школу. Однако и там он продержался не более двух лет, и на этом первый этап музицирования закончился.

Уже в седьмом классе приятель Андрея Слава Мотовилов, используя всего три аккорда, сыграл ему какую-то песню Высоцкого на семиструнной гитаре. Вышеозначенные аккорды тут же были разучены Андреем, и... вскоре (в 1968 году) появился самый первый ансамбль. Чтобы представить его, воспользуемся цитатой из книги героя нашего повествования: «Странный был ансамбль. Две девочки (история сохранила их имена: Лариса Кашперко и Нина Баранова), я и Миша Яшин «играли» какие-то туристические песни Визбора . Их обычно Миша приносил, я про те песни даже не знал...».

В школе N 19, где учился Андрей, существовал ещё один ансамбль из ребят на год старше. Это была настоящая группа - три электрогитары и барабаны - и играли они лучше. Однажды на новогодний вечер приехала группа «Атланты» под предводительством Алика Сикорского. У них была собственная мощная аппаратура, и впечатления от их выступления остались очень яркие. Тем более что в антракте «атланты» позволили сыграть на их инструментах, а сам Сикорский подыграл на бас-гитаре. В своей книге «Всё очень просто» (Издательство «Радио и связь», 1991 г.), цитатами из которой мы будем часто пользоваться, Андрей Макаревич констатировал: «Думаю, что играли мы ужасно. Одноклассники смотрели на нас сочувственно. Но жизненный выбор был сделан... Насколько судьба зависит от каких-то, в общем, мелочей. Алик ведь мог и не дать нам сыграть...».

Однажды Андрей вернулся из школы в момент, когда отец переписывал на магнитофон взятый у соседа «битловский» альбом «Hard day"s night». Крошечные фрагменты музыки «Beatles» подростку доводилось слышать и прежде, но на этот раз ощущения были другими. «Было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут её вдруг вынули», - физиологический процесс, произошедший тогда с Андреем, - понятен всем меломанам, жившим в то время. «Новая музыка» ворвалась в жизнь, сместив привычные ориентиры и понятия, открыв другой, яркий и красочный, мир. Музыка «Beatles» слушалась дни и ночи напролёт, песни «снимались» вплоть до мельчайших подробностей и фанатично разучивались. Появился кружок друзей-битломанов.

В него удачно вписались двое новеньких, только что появившихся в классе: Юра Борзов и Игорь Мазаев. Каждый из них изначально обладал музыкальными способностями, а огромная любовь к музыке «Битлз» и желание играть нечто подобное многократно усиливали общий творческий потенциал.

Идея создания группы витала в воздухе, и вскоре появился коллектив, который с некоторыми натяжками можно назвать первым, просуществовавшим очень недолго, составом впоследствии легендарной группы: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - ритм-гитара; Павел Рубен - бас-гитара; Игорь Мазаев - фортепиано; Юрий Борзов - ударные. Репертуар состоял из двенадцати англоязычных (как у «Beatles»!) композиций, сочиненных Андреем. А называлась эта группа «Машины времени». Да-да, именно «машинЫ», и этому способствовал тот факт, что множественное число в названии тогда было общепринятым. «Doors», «Rolling Stones», и, конечно, «Beatles», «Славяне», «Соколы», «Скоморохи» - череду названий по обе стороны железного занавеса можно продолжать бесконечно. Борьба за множественное число продолжалась до 1973 года, когда не желавшие принимать его поклонники ансамбля одержали безоговорочную победу...

Заслуживают отдельного описания музыкальные инструменты. Андрею к тому времени уже удалось «раскрутить» родителей на тридцатипятирублёвую гитару «made in USSR» («сделано в СССР»), роль баса играл аналогичный инструмент с четырьмя виолончельными струнами, а вот с ударными обстояло гораздо хуже. Пионерский барабан и тарелка от хэта уже не удовлетворяли, и ситуация могла стать безысходной, как вдруг удалось прознать, что у заводских шефов школы пылится списанная ударная установка. Вряд ли возможно почувствовать, каким триумфом явился для «машинистов» момент собственноручного внесения барабанов в здание школы. А когда на первый концерт группы завхоз школы широким жестом выдал динамики от школьной киноустановки КИНАП, ликованию не было предела. Казалось, что столь мощный (около тридцати ватт) звук бьёт в спину, как бы подталкивая к будущим победам.

На это первое их выступление Юра Борзов пригласил своего приятеля Сергея Кавагоэ, учившегося в школе N 20 у Смоленской площади. Между собой его называли Японцем, хотя таковым он являлся лишь наполовину. Его отец бывал на родине, в стране восходящего солнца, вследствие чего у сына.появились фирменные музыкальные инструменты. Концерт Японцу понравился, и через пару дней он заехал к Андрею, вооружённый двумя японскими электрогитарами и гитарным комбиком. (Скомбинированные в едином корпусе усилитель и колонка). Подростки пробренчали до ночи, а уже на следующее утро группа начала репетицию в новом составе - с Кавагоэ, который пока ещё ни на чём не играл. Однако вскоре японские родственники прислали Сергею настоящий электроорган с колонкой, и это событие повлекло за собой перевоплощение Кавагоэ в клавишника.

Спустя некоторое время группа записала свой первый альбом «Time Machines», состоявший из одиннадцати англоязычных композиций и записанный дома с помощью бытового магнитофона. Пристрастие участников коллектива к творчеству «Beatles» предопределило прицел: запись кустарно отображала построение битловского «Сержанта Пеппера». Конечно, это пока ещё была игра в группу, так что коллекционерам вряд ли стоит искать этот раритет: пленка, «к счастью», утеряна. Но игры играми, а за выступление в школе N 4 «Машины времени» получают свой первый гонорар в размере 40 рублей, что чуть не становится причиной ссоры - идеалист Макаревич считал, что «брать деньги за искусство стыдно». Только довод соратников о необходимости приобретения аппаратуры смог поколебать его позицию, и деньги перекочевали в «партийную кассу»».

Троегубов В., Машина времени, в Сб.: Легенды русского рока, М., «Леан», 1999 г., с. 34-37.

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

В 1969 году по инициативе и Сергея Сировича Кавагоэ создан новый музыкальный коллектив, исполнявший песни в популярных тогда жанрах – рок, рок-н-ролл и авторская песня. Итоговое название группы – «Машина времени» – сменило первоначальную версию «Time Machines».

История создания и состав

На рубеже 1960-1970 годов ХХ столетия на территории СССР набирали популярность юношеские и студенческие группы, подражавшие в своем творчестве, как правило, британским и другим легендарным музыкантам. Следуя такой тенденции, в 1968 году в Москве учащиеся школы №19 с углубленным изучением английского языка создали группу, в состав которой вошли четверо старшеклассников: Андрей Макаревич, Михаил Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Девушки пели, а парни аккомпанировали им на гитарах.

Репертуар молодых людей, свободно владевших английским языком, состоял из зарубежных знаменитых песен, с которыми они выступали в столичных школах и молодежных клубах под названием «The Kids».

Однажды в школе, где учились ребята, проходило выступление ВИА из Ленинграда «Атланты». Группа имела в своем распоряжении качественное высококлассное оборудование и бас-гитару, бывшую тогда в диковинку. В перерыве у «Атлантов» Андрей Макаревич с товарищами исполнили несколько собственных музыкальных произведений.


В 1969 году был организован изначальный состав «Машины времени», куда вошли Андрей Макаревич, Юрий Борзов, Игорь Мазаев, Павел Рубин, Александр Иванов и Сергей Кавагоэ. Автором названиягруппы, звучавшего тогда «Time Machines», стал Юрий Иванович Борзов, а Сергей стал инициатором создания исключительно мужского коллектива – так бессменным вокалистом оказался Андрей Макаревич.

По мнению ребят, появление в составе «Time Machines» Кавагоэ помогло им добиться успеха. У Сергея, родители которого жили в Японии, имелись настоящие электрогитары, считавшиеся дефицитными в те времена в Советском Союзе, и даже небольшой усилитель. Так звучание песен «TimeMachines» выгодно отличалось от других музыкальных групп.


В мужском коллективе стали возникать конфликты, связанные с выбором репертуара: Сергей и Юрий желали играть «Битлов», но Макаревич настаивал на выборе композиций менее знаменитых авторов. Свою позицию Андрей аргументировал тем, что спеть лучше «Ливерпульской четверки» у них все равно не выйдет, и «Time Machines» будут иметь «бледный вид».

В результате возникшего спора коллектив раскололся: Борзов, Кавагоэ и Мазаев вышли из «Time Machines» и начали работу под названием «Дюрапонские паровики», но успеха не добились, в связи с чем вернулись в «Time Machines».


После выпуска дебютного альбома гитаристы Павел Рубин и Александр Иванов покинули группу. К тому времени ребята окончили среднее образование и всерьез задумались уже не о музыке, а о получении высшего образования. Юрий и Андрей поступили в архитектурный институт в Москве, где познакомились с Алексеем Романовым (сейчас выступает в ) и Александром Кутиковым.

Последний вскоре заменил призванного в вооруженные силы Мазаева в составе «Time Machines», а Борзов ушел в группу Алексея Романова. Ударником стал сценарист и писатель Максим Капитановский, который через год также ушел служить в вооруженные силы СССР.


Тогда же Сергей Кавагоэ начал готовиться к вступительным экзаменам в МГУ, из-за чего регулярно пропускал репетиции и отменял выступления, а Макаревич и Кутиков трудились в группе «Лучшие годы». Воссоединившись в 1973 году, ребята изменили название на более привычное слуху советских людей – «Машина времени», а спустя год Алексей Романов стал вокалистом совместно с Макаревичем.


Тогда же Кутиков ушел из коллектива, на замену ему пришел , игравший на бас-гитаре. Спустя 5 лет после конфликта, связанного с общей концепцией, состав «Машины времени» опять поменялся: вокалистом остался Макаревич, а аккомпанировали ему Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Пётр Подгородецкий. В 1999 году Подгородецкий из-за проблем с наркотиками и нарушений дисциплины был уволен, а заменил его .

Музыка

Дебютный альбом группы, работавшей тогда под названием «TimeMachines», вышел в 1969 году и носил аналогичное название. В него вошли 11 англоязычных песен, которые существенно напоминали творчество «The Beatles». Пластинка записывалась дома: в центре комнаты стоял вокалист Макаревич с катушечным магнитофоном с функцией записи и микрофоном, по периметру помещения расположились музыканты. Бобину с записанными песнями ребята распространяли среди друзей и знакомых.


Группа "Машина времени"

Официальный релиз так и не состоялся, но сейчас ребята изредка исполняют композицию из «Time Machines», называющуюся «This Happened to Me». Она же вошла в альбом «Неизданное», выпущенный в 1996 году.

К 1973 году структура коллектива претерпела значительные изменения, а название стало звучать как «Машина времени», но формально выступлений и народной любви музыкантам пришлось ждать еще долго. В 1973-м вышел сборник «Мелодия», где «Машина времени» значилась в музыкальном сопровождении.

"Машина времени" - "Однажды мир прогнется под нас"

Период 1973-1975 годов стал наиболее тяжелым в истории группы: выступлений практически не было, ребята зачастую пели за проживание и питание, не раз приходилось искать новую базу для репетиций, а лидера «Машины времени» исключили из вуза, и он устроился на работу в Гипротеатр. Тогда же ребятам предложили сыграть ряд композиций в фильме «Афоня», за что они получили приличный гонорар. Однако в итоговой версии киноленты осталась звучать всего одна песня «Ты или я», зато название их мелькнуло в титрах.

В 1974 году «Машина времени» записала композицию «Кто виноват», написанную Алексеем Романовым, которая, к сожалению, была воспринята критиками как диссидентская. Хотя, по словам автора, композиция не несла никакого потайного смысла и тем более политической подоплеки.

"Машина Времени" - "Маленький принц"

В 1976 году коллектив выступил на музыкальном фестивале «Таллинские песни молодёжи», и вскоре их песни напевали во всех уголках Советского Союза. Но спустя 2 года произошел скандальный инцидент: на известном музыкальном фестивале группу назвали политически неблагонадежной, и ребят отстранили от дальнейших концертов.

С тех пор выступления музыкантов стали нелегальными, но, по словам Кавагоэ, приносили неплохой доход. Однако Андрей Макаревич всегда стремился вывести группу на всероссийскую эстраду из закрытых выступлений в полуподвальных помещениях, что послужило причиной очередного конфликта с Сергеем Кавагоэ.

"Машина Времени" - "За тех, кто в море"

Изменив состав группы, Макаревич с помощью специально назначенного партийного куратора все же сумел вывести «Машину времени» на эстраду, и к началу 1980-х годов группа выступала уже полностью официально. На концертах, проходивших в переполненных залах, звучалихиты «Поворот», «Свеча» и другие, которые не теряют популярности и сегодня.


Вскоре группу снова ждал неприятный сюрприз от властей СССР: творчество музыкантов подверглось резкой критике со стороны официальных лиц, но, ко всеобщему удивлению, поклонники отстояли право «Машины времени» осуществлять дальнейшую концертную деятельность – 250 тысяч писем от фанатов пришли в редакцию «Комсомольской правды» в поддержку музыкантов.

"Машина времени" - "Годы летят стрелою"

С началом распада СССР политическое давление на музыкантов значительно ослабло, они беспрепятственно выступали на столичных концертных площадках, выпускали новые альбомы, уже не опасаясь политической цензуры. В 1986 году прошло первое в истории группы зарубежное выступление на музыкальном фестивале в Японии.

В 1986-м вышел в свет «первый настоящий альбом» «Машины времени». Как указано на официальном сайте группы, он был соткан из концертных фонограмм, а сами музыканты участия в записи не принимали. Но даже в таком виде презентация альбома «В добрый час» стала большим шагом вперед для коллектива.

"Машина времени" - "В добрый час"

А уже в 1988 году «Машину времени» признали группой года. В начале 1990-х снова претерпел изменения состав: Зайцев в связи с проблемами с алкоголем и наркотиками ушел из коллектива, зато вернулся Маргулис.

В 1991 году по инициативе Макаревича ребята выступили в рамках политической акции, организованной с целью поддержки . Апогеем популярности стал 8-часовой концерт «Машины времени» на Красной площади в Москве, на котором собрались около 300 тысяч поклонников. А в декабре 1999-го концерт «Машины времени» посетили такие выдающиеся политики, как и , а также , занимавший тогда должность премьер-министра.

"Машина Времени" - "Брошенный Богом Мир"

Уже в 2000-х «Машина времени» вошла в десятку самых популярных российских рок-групп по версии «Комсомольской правды», а композиция «Костер» вошла в сотню лучших песен русского рока в XX веке по версии «Нашего радио». В 2010 году лидер группы прославился своей литературной деятельностью, опубликовав 3 книги.

Логотип «Машины времени» – это шестеренка с пацификом внутри. Символика была изображена на обложке альбома «Машинально». Сегодня выпускаются футболки, бейсболки и шарфы с логотипом коллектива.


Логотип группы "Машина времени"

Летом 2012 года Маргулис, сославшись на желание работать над сольным проектом, ушел из «Машины времени», тем не менее оставшись в дружеских отношениях с музыкантами. А в феврале 2015 года в СМИ появилась информация о новом разладе в группе, связанном с политической ситуацией в соседней Украине. Правда, слухи о том, что коллектив распался, не подтвердились. Однако в туре «Машины времени» по Украине Андрей Державин участия не принял.

Шумиха возникла из-за позиции Андрея Макаревича относительно конфликта между Россией и Украиной. Макаревич принял сторону последней, тем самым спровоцировав небывалую по размаху травлю, включая бойкот и срыв выступлений, а также фейковое сообщение о его смерти. Масла в огонь подливал и сам артист, летом 2015 он записал трек «Стали глистами бывшие братья мои». При этом музыкант категорически опровергает политический контекст композиции.

"Андрей Макаревич" - "Люди глисты"

Несмотря на это, в сентябре 2015 лидер группы Андрей Макаревич рассказал журналистам, что коллектив намерен снова объединиться «золотым» составом, чтобы записать новый альбом. Но, к сожалению поклонников, этого не произошло. После злосчастной песни появились слухи, что у Макаревича вспыхнул конфликт с Маргулисом. Но вскоре Евгений сообщил, что с Андреем Вадимовичем не ссорился, но его творчество настолько от него далеко, что комментировать он его не готов.

«Машина времени» сейчас

2017 год ознаменовался не только длительными гастролями, но и, опять же,скандалами с политической подоплекой. Так Андрей Державин поддержал официальную позицию Кремля по Крыму, в связи с чем оказался в списке артистов, которым запрещен въезд в Украину. Сам же Макаревич считает присоединение Крыма аннексией, о чем неоднократно высказывался в своих интервью.


В Украине "Машина времени" гастролировала в неполном составе

В то же время музыканты провели ряд концертов в украинских городах, а ее лидер Андрей Макаревич отказался комментировать различие в политических взглядах музыкантов. Кстати, продюсер группы Владимир Борисович Сапунов также поддержал позицию Российской Федерации. Однако, судя по анкетам и фото на сайте «Машины времени», кадровых перестановок в связи с политическим мировоззрением на тот моментне последовало.

Так продолжалось до осени 2017 года. Директор и продюсер Владимир Сапунов после 23 лет работы в коллективе был со своего поста уволен. Он объяснил, что у них состоялся разговор с Андреем Макаревичем, в котором тот ему сообщил: «Мы с вами больше не работаем». При этом Сапунов отметил, что благодарен коллективу, работая с ним, ему удавалось забыть о своем недуге и ощущать себя счастливым.Тогда же в Сети появилась новость, что Макаревич уволил и Державина, но эта информация на тот момент не подтвердилась.


5 мая 2018 года Сапунов скончался вследствие продолжительной болезни, у экс-директора «Машины времени» была диагностирована онкология.

В начале 2018 стало известно, что группу все-таки покинул Андрей Державин, и так как тема уже давно муссировалась СМИ, эта новость поклонников не удивила. В интервью, которое музыкант дал в марте, он сообщил, что причиной ухода стало пересечение гастрольных графиков. Дело в том, что Державин решил возродить свой коллектив – легендарную группу 90-х «Сталкер».


В итоге на 2018 год в составе группы «Машина времени» остались трое участников – Макаревич, Кутиков и Ефремов. Так или иначе, музыканты продолжают гастролировать. В 2018 году коллектив выступит на музыкальном фестивале «Хмельнов Фест» в Минске. Также впервые за 5 лет они посетят Тюмень, где дадут концерт «Оставайся собой» в филармонии.

А на ноябрь 2018 запланировано их участие в спектакле «Квартета И». Ранее Андрей Макаревич уже не единожды принимал участие в «Письмах и песнях...», но сольно. На этот раз на театральной сцене появится весь состав.

В 2019 году группе исполняется 50 лет. В честь юбилея музыканты решили пригласить известных российских режиссеров, чтобы снять киноальманах «Машина [вне] времени». Он будет состоять из короткометражных новелл-зарисовок, объединенных одной темой: песни «Машины времени».

Дискография

  • 1986 – «В добрый час»
  • 1987 – «Десять лет спустя»
  • 1987 - «Реки и Мосты»
  • 1988 - «В круге света»
  • 1991 - «Медленная хорошая музыка»
  • 1992 - «Это было так давно…1978»
  • 1993 - «Внештатный командиръЗѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо»
  • 1996 - «Картонные крылья любви»
  • 1997 - «Отрываясь»
  • 1999 - «Часы и Знаки»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2004 - «Машинально»
  • 2007 - «TimeMachine»
  • 2009 - «Машины не парковать»
  • 2016 - «ВЫ»

Клипы

  • 1983 - «В Никитском ботаническом саду»
  • 1986 - «В добрый час»
  • 1988 - «Герои вчерашних дней»
  • 1988 - «All I Can Say is Hello»
  • 1989 - «Морской закон»
  • 1991 - «Она желает (Свалить из СССР)»
  • 1993 - «Мой друг лучше всех играет блюз»
  • 1996 - «Поворот»
  • 1997 - «Он был старше её»
  • 1997 - «Однажды мир прогнётся под нас»
  • 1999 - «Эпоха большой нелюбви»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2012 - «Крысы»
  • 2016 - «Однажды»
  • 2017 - «Пой»