Катерина Шпица: искусство быть счастливой. Сочинение по произведению на тему: "Отчего люди не летают?" (Образ Катерины в пьесе А


Катерина Шпица серьезно относится ко всему: к себе, к работе, к воспитанию сына. Что придает ей сил и помогает быть «живой»?

Фотография: Ваня Березкин

К атя, какой классной получилась ваша с Германом съемка! Даже настроение поднимает.

Да, вышло ярко и весело!

Как вам кажется, вы хорошая мама?

Думаю, ни одна мама не может ответить на этот вопрос однозначно и без оговорок.Бывают дни, когда я собой довольна, а бывают и такие, когда я подвергаю себя жесткой самокритике. Когда появляется ребенок, женщина столько о себе узнает! Одно ее радует, окрыляет и вдохновляет. Но случаются ситуации, сталкивающие ее нос к носу с собственными нерешенными внутренними проблемами. И в такие моменты велик риск ввязаться в неравный бой с призраками прошлого, иллюзиями, скелетами из шкафа детства.

У меня было счастливое детство, но и я столкнулась с тем, что мне понадобилось много над чем поработать. Я не могу сказать, что материнство меня в одночасье глобально изменило. Очень быстро изменились лишь приоритеты в распоряжении свободным временем, стало легче принимать решения, отсеивать лишние события и лишних людей. Но я думаю, что мое становление как зрелой личности происходит сейчас именно благодаря материнству. Оно заставляет пристально вглядываться в себя. Самое важное, что мы можем дать ребенку,- это искусство быть счастливым, что означает умение работать и любить.

Но как невозможно научить ребенка ходить, если сам не имеешь об этом представления, так же не получится взрастить счастливого человека, если сам таковым не являешься. И тут никак не обойтись без глубинной работы над собой.

У меня есть ощущение, что, хоть я и не планировала беременность и сын вошел в мою жизнь неожиданно, я была к этому готова. Я не испытала никакого слома представлений о жизни, стресса и прочего, не говоря уже о том, что на простом физиологическом уровне мне было всё понятно и легко - от беременности до тонкостей грудного вскармливания. И я рада, что произошло именно так. Думаю, если бы я планировала рождение ребенка так, как верстают съемочный график, то, возможно, до сих пор бы не стала мамой. (Смеется. )

И ведь появление ребенка не остановило ваш рабочий процесс, не перекрыло кислород.

Да, у меня всё настолько удачно сложилось, что я ничего не потеряла в работе. Актерская профессия - жестокая и тяжелая для женщины, беспощадная в необходимости постоянно выбирать... Выбирать правильных людей, выбирать между корректным молчанием или принципиальным высказыванием, выбирать для всего время, которое часто не на нашей стороне. Молодость - очень переоцененный и быстро иссякаемый ресурс. Я знаю истории актрис советского кинематографа, которые когда-то делали выбор - сниматься или рожать. Некоторые приняли решение об аборте. И да, они сыграли роли, которые таки сделали их звездами эпохи, и ставка, казалось бы, оправданна, но эти актрисы потом так и не стали матерями. Кто-то - осознанно, а кто-то просто не смог.

Гремящее на весь мир имя, роль - жемчужина мирового кинематографа? Это мечта. Но как же это горестно, должно быть, в разные периоды жизни мысленно подсчитывать: «А сколько моему ребенку было бы сейчас лет?..»

Мне кажется, это самый горький вопрос, который может задавать себе женщина. И как было бы прекрасно, если бы мы в своей жизни осознанно находили правильное время для всего. Эта профессия жестока, но я верю в то, что истинно найденный путь вместит всё: и успех, и счастливое материнство.

А разве люди не всегда уверены в правильности принимаемых решений? Это ведь только потом становится очевидно, правильно они поступили или нет.

Осознанность заключается в том, что мы делаем выбор, правильный не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. И делаем его сердцем в союзе с рацио.

То есть вы ни о чем не жалеете? Ваш выбор всегда был правильный?

Даже те вещи, которые мне приносили боль и страдания, - это часть моего пути, которой я дорожу. Эти шрамы - карта моей жизни, и мне не нужны на ней белые пятна. Мне очень сложно представить, какой бы я была, если бы определенных событий в моей жизни не произошло. Например, были некие отношения, которые долгое время, несколько лет, казались очень важными, необходимыми, когда казалось, что вот с тем человеком, взявшись за руки, мы могли бы полететь на космической скорости к вершинам самосовершенствования и счастья и из нашего союза могло бы выйти что-то доселе невиданное. (Смеется. ) Но потом звездная пыль на нашем Млечном Пути оказалась просто пылью моих иллюзий, застивших глаза, и я поняла, что то, что я воспринимала как двигатель с высочайшим КПД, - это большей частью лишь мандраж, который испытывает организм, когда мы вступаем в эмоционально зависимые отношения, и на поверку у них оказывается мало общего со зрелой любовью.

Есть отношения, которые вызывают неврозы без исцеления, от них в крови бушует адреналин, это прямо-таки фейерверк. А есть отношения, которые сталкивают с собственными эмоциональными проблемами лицом к лицу.

Но если ты с правильным человеком, то решаешь эти проблемы, не растворяясь в миражах. Этот мандраж, который часто путают с вдохновением, мы можем испытывать в огромном количестве отношений. Наркоман перед дозой тоже испытывает пьянящее предвкушение. И есть риск навсегда остаться в этом кругу. Смею полагать, что я из него вылетела. Центрифуга не всесильна. (Смеется. ) Оговорюсь, что, о чем бы я ни вела речь в нашей беседе в безличных формулировках, это совершенно не касается папы Германа, не надо обобщать, наша история с Костей совершенно отдельная, и у меня есть такое правило: я о наших отношениях подробно не рассказываю.

Почему?

Потому что есть такие вещи, при рассказе о которых должно звучать два голоса. Мы оба медийные люди. Я имею право рассказать о себе, но не о нем. Если бы мы решились дать откровенное интервью вдвоем и, как на сеансе у семейного психолога, рассказать, как мы полюбили друг друга и почему у нас не получилось создать крепкую семью, это был бы другой разговор. Но я еще не видела интервью с такой концепцией. (Смеется. )

Между собой вы нашли ответ на вопрос «почему»?

Мне кажется, к этому вопросу мы будем возвращаться вновь и вновь. Это же больно: нас двое, а малыш один. Но у нас обоих теперь отдельные дороги, а ведь Герману, как любому ребенку, хотелось бы, чтобы дорога была общей. Он осознает это позже, а пока мы с ним говорим простыми словами о сложных вещах, чтобы он понимал, что мама и папа его очень любят, что живут в разных домах, потому что они не муж и жена, что мама и папа - друзья и у папы в будущем может быть невеста, а у мамы может быть жених. Всё это, конечно, трудно, и внешне кажется, что Герман вполне счастлив. Думаю, многие свои самые сокровенные чувства он пока не может облечь в слова, но в какой-то момент начнет задавать вопросы.

Вы уже знаете, что ему скажете?

Уже знаю. А откуда? Сейчас мы как раз можем вернуться к вопросу о том, как материнство сподвигло меня «расти». Больше чем через год после расставания с Костей я обратилась к психотерапевту и с тех пор посещаю сеансы психоанализа. Просто однажды я будто увидела себя глазами моего сына - несчастливой, уставшей от внутренней борьбы с самой собой, раздраженной. Я ощутила в себе много подавленной аутоагрессии, порожденной чувством вины и самокопанием, которое не приводило ни к чему. Я устала саму себя бесконечно ругать за то, что очень часто повышала на сына голос, пусть и по делу. В большинстве случаев можно всё объяснить спокойно и дружелюбно, а я срывалась на крик чаще, чем это того стоило, могла шлепнуть по попе от беспомощности и отчаяния. Может, кто-то узнал сейчас во мне себя в иные моменты, а я считаю, что это совершенно неприемлемо.

Безболезненные шлепки далеко не безобидны. Это не больно, но унизительно для маленького человека. Наверняка вы видели картины, когда люди неистово трясут своих и без того расстроенных детей за плечи, стремясь их, как это ни парадоксально, успокоить и добиться желаемого быстрого согласия. А получится только подавить волю ребенка.

Да, ему не будет больно, но ему будет страшно, очень страшно. И когда я в какой-то момент вдруг обнаружила себя на грани состояния, близкого к описанному, то быстро спохватилась, потому что поняла, что это может зайти далеко и я просто потеряю глубинное доверие Германа. Я никогда не наказывала Германа физически, даже в угол ни разу не ставила, но понимаю, что я одним взглядом могу давить психологически, а я хочу вырастить ответственного, внутренне свободного человека с сильной волей, способного на диалог. И я быстро нашла себе психотерапевта и стала работать над собой. Я призываю к этому всех. Потому что мы прибываем в эту жизнь, как путешественники в аэропорт, - каждый со своим багажом: у кого-то это ручная кладь весом десять килограммов, у кого-то это большой чемодан, а у кого-то - огромный груз, за сверхнорматив которого приходится дорого заплатить авиаперевозчику. Я не знаю ни одного человека, который не имел бы за плечами груза чужих проекций и без труда сразу нашел предназначенный только ему путь. До соли собственной жизни надо еще докопаться через соль слез, которые придется выплакать.

Психоанализ как-то повлиял на творчество?

В какой-то момент меня настораживало, что, если я стану нормальной... (смеется ), у меня пропадет золотая жила, из которой я черпаю вдохновение. Считается же, что чем человек сложнее скроен, чем хитрее он внутри закручен, тем интереснее его творчество. Нет, это не так. Огромное количество энергии, которое мы тратим на переживания, самоедство, конфликты с другими людьми, мы можем обратить в творчество. Я не стала идеальной, но ощущения предельного внутреннего напряжения, слабо контролируемого гнева, когда кажется, что я вот-вот взорвусь и начну кричать, давно не было. У меня пропал страх ошибаться в жизни и ослабевает перфекционизм. Знакомо состояние, когда из последних сил контролируешь себя, чтобы из тебя не вылез кто-то нехороший?.. Теперь не без осечек, но в большинстве случаев в щекотливые моменты у меня есть реальные «легкие» силы спокойно сказать своему ребенку: «Ты знаешь, я сегодня до чертиков устала, и мне вообще очень грустно по такой-то причине, и если ты сейчас на счет три не уберешь свои вещи, я, честно тебе признаюсь, могу начать орать, но я очень этого не хочу, потому что я тебя люблю».

И это работает?

Это работает. И в такие моменты, когда удается не перевести всё в разговор на повышенных тонах или в сплошное назидание, любой родитель почувствует гордость за себя и разливающееся внутри душевное спокойствие. И дальше становится легче, легче и легче. Ребенку не нужна идеальная благополучная мама-картинка, писанная с нереального человека. Ему нужно видеть живого человека, который может глубоко любить, но при этом неизбежно оступаться и подниматься, не сваливая ни на кого вину за свои ошибки.

Ребенок выйдет в мир, в котором будут любовь, дружба, гармония, но будут и недопонимание, конфликты интересов, несправедливость и обиды. Я не могу и не должна создавать ему тепличную среду. Я должна просто быть собой, такой, какой воспитала себя на текущий момент жизни.

Невозможно в искренних отношениях держать всех демонов при себе. Необходимо, чтобы ребенок видел, что мама может быть расстроена и даже может выйти из себя, но потом она объяснит, почему так поступила, расскажет, в чем оба были неправы, как лучше делать в дальнейшем, и... попросит прощения. Но диалог с ребенком - это не формальная исповедальня. Главное - не злоупотреблять принципом «греши и кайся». Потеряешь доверие - потеряешь всё. Любовь - в доверии, поэтому говори и делай, то есть трудись душой, чтоб не ходить от граблей к граблям.

Но вы же не всё время занимаетесь ребенком, он взаимодействует и с другими людьми. Они разделяют такую модель воспитания?

Мне колоссально повезло с родителями. Они уже почти два года живут со мной и на данный момент они мои незаменимые помощники в воспитании Германа. Они мой тыл. И что касается воспитания, у нас во многом взгляды похожи. Бывало, что на чем-то, сильно отличающемся от советских принципов ухода и воспитания (а я тот еще новатор), пришлось настаивать, но мама и папа мудро прислушивались. Мы существуем в постоянном диалоге, я прислушиваюсь, потому что мне нравится, какой из меня получился человек, а ведь меня воспитали мои мама и папа и я не умаляю ценность их жизненного опыта. Обмен знаниями между поколениями с креном в сторону философии будущего необходим.

Катя, а вы готовы к новым отношениям? Учитывая, что у вас есть ребенок, мужчина должен подходить не только вам, но и Герману.

Я уверена, что мой будущий муж будет тем человеком, который найдет общий язык с моим ребенком. У Германа есть очень любящий папа, ему не надо заменять отца. Мужчина, который войдет в мою жизнь, должен быть моему ребенку старшим другом, и это непременно будет человек, достойный уважения маленького мальчика. А вот готова ли я? Не думаю, что хочу сейчас до глубины души таких серьезных отношений, которые могли бы привести к браку. Такая расхожая, на мой взгляд, формулировка - «быть готовой»... Похожая на отмазку. (Улыбается. ) Предполагающая какие-то оправдания себя. Не паста же я в конце концов, чтоб быть al dentе... Два фактора: есть желание или нет желания. Есть способность - нет способности. Всё!

Желание любить есть, и огромное: почувствовать сначала влюбленность, восхищение, потом углубление в суть другого человека, родить в этом союзе ребенка...

И если Герман пришел ко мне как величайший учитель, то в своем дальнейшем материнстве хочется уже быть достойным учителем самой. Но если говорить о способности... Ее надо еще дотянуть до желания. (Улыбается. ) Сложно ли будет вписывать мужчину в свою нынешнюю систему координат, я особенно не думала. Если появится самодостаточный человек, который будет меня любить, ни в чем не торопя, не пытаясь меня активно перестраивать, думаю, мы справимся.

А если не перестраивать, а подстраиваться?

Я не совсем понимаю, что значит подстраиваться в отношениях. Мне кажется, что, когда люди действительно друг другу интересны и их общение конструктивно, тогда вот этого осознанного мыслительного процесса - «а как подстроиться?» - не происходит. Определенный рационализм в отношениях быть должен. Хотя бы для того, чтобы понимать, а что останется, когда пройдет фейерверк и первичные волны восхищения и непреодолимого желания быть рядом. Когда всё схлынет, что останется, какая будет почва под ногами, не захочется ли ножкам побежать врозь? Действительно ли есть общие взгляды, общие интересы, которые вы будете разделять. Один мой хороший старший товарищ однажды сказал очень простую по формулировке, но прекрасную по содержанию фразу: «Если твой муж любит играть в теннис, а ты нет, то рано или поздно он начнет искать себе другого партнера по теннису». Очень классно, когда у людей в паре мышление одинаково структурировано. Например, обоим интересно ходить на выставки, или на балет, или в кино, и нравится это всё обсуждать, делиться знаниями каждого нового дня. Про себя могу сказать точно, что я уверена: как такового понятия «подстраиваться», в смысле вымученно искать компромисс в тех отношениях, в которых поселилась гармония, просто не нужно.

Научиться играть в теннис с мужем - это прекрасно. А пожарить ему котлет?

Я очень хорошо готовлю, люблю уют. Я не фанатичная чистюля. У меня в комнате и легкий бардак бывает, потому что я вечно в сборах и на чемоданах, но у меня дома теплый уют, а не рациональный, выверенный по линейке. Дом наполнен вещами с историей... И непорядок в них может быть, но дома должно быть чисто. Зеркала и сантехника - индикатор чистоплотности. И если нет времени у самой, я наведу порядок чужими руками, я имею в виду штатную уборщицу. А моя мама недавно сама провернула такую уборку, что я на руках готова ее носить.

Я сама могу помыть унитаз и даже заизолировать стык в ванной или прочистить слив в душевой, да-да, всё раскрутить и потом закрутить обратно так, что будет работать. (Смеется. ) И я никого порядком не задалбливаю.

Все-таки быт съедает. И очень здорово быть состоятельным человеком, потому что деньги позволяют скрасить быт. Если есть человек, который раз в неделю прибирает твою квартиру, это уже огромное счастье, потому что по крайней мере твой внешний мир будет в порядке. И когда он в порядке, гораздо легче уже разбираться со своими внутренними делами. Поэтому лучше с любовью относиться к своему дому, хотя я и гостиницы очень люблю.

Вы серьезно?

Да, обожаю! Обожаю гостиничное постельное белье! Оно как-то определенным образом постирано, наглажено, оно такое белое, такое вот без «легенды роли»... Мне в гостинице очень хорошо отдыхается, но не потому, что я не люблю свой дом. Просто, скажем, в путешествиях, когда я одна, у меня больше возможностей непредвзято посмотреть на саму себя. Потому что дома я всегда окружена статусами, социальными ролями, я прихожу домой, и если сын дома, то я уже не просто я, я уже мама. Если дома мои мама или папа, то я - дочь. Если есть гости, то я - друг и хозяйка. А момент одиночества - блаженство, возможность побыть только со своими мыслями, ну, в конце концов, ничего не делать. Просто лечь с книжкой после работы. Это очень круто, мне это очень нравится.

Почему-то подумала, что вы скажете - не книжку почитать, а музыку послушать. Вы часто появляетесь на концертах совершенно разных музыкантов: видела вас на концерте «Би-2», недавно - у Алёны Свиридовой…

Вообще у меня очень эклектичный вкус.

Вы и сами поете. Кстати, как вы решили, что будете не певицей, а актрисой?

Не решала я ничего, так просто получилось. Певицей я не собиралась быть. Потому что, на мой взгляд, надо либо быть великой певицей, либо заниматься тем, что позволит тебе просто наслаждаться музыкой время от времени, но не делать это своей профессией. Певица в моем случае - более узкая профессия. И может, в какой-то степени гораздо более зависимая, чем актерская. И если ты превращаешь пение в дело всей жизни, то ты должен быть крут. Нет, я, конечно, размышляла, почему столько времени никто не обращал внимания на то, что я могу хорошо петь. Почему я не пошла в музыкалку, почему меня туда не отдали? Но поразмышляла я об этом совсем недолго, все-таки выдающихся вокальных данных у меня нет и моя жизнь сложилась правильно.

У меня хороший слух, я тонко проживаю песню актерски... Но пение - лишь один из моих инструментов. Если можешь не петь - не пой. Я же могу жить без исполнения музыки месяцами. Значит, это не дело моей жизни. Вот без кино, без его магии - никак.

У вас скоро премьера на НТВ - сериал «Актриса». Это детектив?

Да, моя героиня существует в сериале во флешбэках, она такая... Лора Палмер. В детективе выясняются обстоятельства ее смерти. Для себя я так и обозначила наш фильм: «Твин Пикс» без мистики. Я, кстати, очень люблю Линча.

Насколько вам важно, чтобы в съемочном процессе всё было четко и слаженно и никто не говорил «мы кино не про пальто снимаем», если фасон пальто не соответствует эпохе?

Конечно, для меня это важно, но зависимость актерской профессии проявляется не только в том, что мы зависим от экономики нашей страны, от злободневности темы, от веяния времени, от профессиональных качеств продюсера... Внутри рабочего процесса мы зависимы от огромного количества людей. Как в «Девчатах», помните? «Вот возьму я эту кашу и не доварю или пересолю!» И у нас так же: вот возьмет гример и сделает не ту прическу, или художник по костюму не тот костюм создаст. И можно по этому поводу высказаться, переживая за достоверность. Но иногда такая возможность есть, а иногда этой возможности нет. И все эти случаи, когда ты «выступаешь», на твоей репутации отражаются. И отражаются гораздо ярче, чем все твои заслуги. Правило «одного к десяти».

И что, молчать?

Я не молчу, именно поэтому люди, которые со мной работают, делятся на тех, кто любит со мной работать, и тех, кто за спиной поговаривает. Правда, последних в лицо я не знаю. Это ведь так сложно - сказать человеку нелицеприятную вещь в глаза. Я, кстати, очень уважаю людей, которые высказывают свое -пусть и негативное - мнение прямо. Мечтаю видеть вокруг себя как можно больше прямых и великодушных людей и в сыне своем воспитываю именно эти качества. Потому что малодушие - это то, чего я боюсь, и если в себе замечаю, то сразу режу на корню.

Катя, вы уже сделали некоторое количество крепких работ в кино. Сейчас, когда принимаете предложения, выбираете тщательнее или по-прежнему беретесь за любой интересный проект?

Я всегда тщательно выбирала. И на самом деле в последние полгода-год я попала не во все проекты, в которые хотела. Где-то не сошлись по срокам, куда-то не утвердили. Но я знаю, что мое от меня не уйдет. Есть, конечно, некоторые переживания по поводу того, что у нас в индустрии существует разграничение на актрис авторского и актрис коммерческого кино, и с ним очень сложно бороться. Потому что мне бы хотелось, чтобы на меня всерьез могли посмотреть такие режиссеры, как Андрей Звягинцев, Юрий Быков, Михаил Сегал, Борис Хлебников, Иван И. Твердовский, Кантемир Балагов... Я бы с удовольствием поработала в театре с Александром Молочниковым. Мне бы хотелось, чтобы мы как можно меньше работали по типажам, чтобы было больше парадоксальности, каких-то неожиданных решений. Поэтому мне одинаково классно работать и с опытными режиссерами, и с дебютантами. Я всё лето снималась у Тиграна Кеосаяна, а потом - у дебютанта Петра Олевского.

Вы много снимаетесь, но почему-то самой тиражируемой новостью в этом году стало обсуждение вашего выхода на «Кинотавре», а точнее - «надела ли Шпица под платье белье». Обидно такое читать?

Нет. Это смешно. (Улыбается. ) Не обижаюсь на такое. Потому что, во-первых, это никак не характеризует меня, это вообще не касается никаких моих человеческих качеств, моей нравственности и достоинств. Это характеризует людей, которые муссируют подобные «новости». Нет бы обсудить, какое красивое платье, как хорош дизайнер, какой у меня вкус и как это мне идет, и так далее. То, что желтая пресса творит новости из пошлости, унижает только самих людей, которые за этим стоят.

Да нет, они деньги зарабатывают, трафик.

Не знаю, как бы я спала, если бы была репортером в желтой газете. Хотя они нормально спят. Я отдаю себе отчет в том, кто в своей массе читает мой Instagram. Я же вижу, какое количество людей реагирует на афишы, на всё то, что касается сугубо моего творчества. Это в среднем всего две с половиной тысячи из почти четырехсот тысяч человек! И я вижу, какое количество лайков у бытового селфи... Будто не важно, что создает личность, а важно как можно ближе рассмотреть частную жизнь и виртуально пофамильярничать. Но может, ради нескольких тысяч людей, которым интересны мои выступления, и тех, кто полностью читает текст под незамысловатым селфи, интересуясь моей философией жизни, я и веду Instagram.

И хочется сказать некоторым активистам, которые считают какие-то фото неинтересными: «Ребята, мой Instagram не только для вас, вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что я веду блог только для того, чтобы вы знали, куда я пришла и что сделала».

Для чего же тогда вам Instagram?

Я не скрываю, что это и бизнес-инструмент. Лучше я сделаю платный пост, чем снимусь хотя бы один съемочный день в проходной роли. И к слову, я рекламирую только то, что реально нравится мне самой. Но ценность Instagram для меня прежде всего в том, что я, как человек, у которого нет времени каждый вечер записывать свои мысли в дневник, хочу спустя годы пролистать ленту и вспомнить, где я была и что чувствовала. Поэтому у меня часто бывают километровые описания под фото, потому что мой аккаунт - это отчасти мой журнал. И я хорошо понимаю, чем он глобально отличается от реальной жизни. Он ограничен количеством знаков в тексте и качеством сознания подписчиков, а моя жизнь не ограничена ничем. Чего и всем желаю. Люди, будьте счастливыми. Instant в переводе - «мгновение». Меньше сиюминутной желчи, больше мгновенного света.

Текст: Евгения Белецкая. Фото: Ваня Берёзкин. Стиль: Мария Пушкова

Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прически: Евгения Курпитко

Каждый человек имеет много разных прав. Часть из них записаны в законах, часть подразумеваются. Свобода слова, совести, равенство перед законом…

Но имеет ли человек право быть счастливым?

К чему это я. Коротко о себе, мужчина, возраст в интервале «уже далеко за 30», но «еще далеко до 40». Человек, которому не везет. Я иногда вижу посты людей, которые делятся своей не сложившийся жизнью, и их проблемы по адресу – во многом это психологические проблемы, часто родом из детства, когда люди, в той или иной мере, сами к себе притягивают клеймо неудачников. Не мой случай. По пунктам.

Главное, что к психологии не имеет никакого отношения – у меня уже много лет есть проблемы со здоровьем. Проблемы носят вполне конкретный характер, это сосуды и позвоночник. Не вдаваясь в подробности, они достаточно сильно ограничивают мою жизнь: я не могу быстро ходить, долго ходить, далеко ходить, в любом из этих случаев нарушенное кровоснабжение приводит к невероятно сильным болям. Мое движение ограничено скоростью неспешно прогуливающегося пенсионера и расстоянием порядка километра. Следующее, проблемы с позвоночником не позволяют мне долго сидеть, даже в самом удобном ортопедическом кресле я могу без болей просидеть не более получаса. Тот же самый позвоночник перекрывает шейные артерии, так что головные боли – мой верный спутник, а длительные интеллектуальные усилия – верный способ сойти с ума. За время, пока написал текст выше, я дважды ложился на диван, даль голове передышку. Ну и наконец, мои проблемы имеют не психосоматическую, а вполне конкретную, физическую причину, и не имеют никакого медицинского решения. Типичный случай, чтоб стоять на месте, я должен бежать вперед: чтоб ситуация не ухудшилась, я должен постоянно предпринимать определенные усилия. Улучшиться она не может. По крайней мере, в этом меня заверяли все киевские врачи, через которых я прошел, а прошел я в свое время через пол сотни, и самых лучших. Думаю, лечение за границей ничего особо не изменят: они посмотрят на мои анализы, и просто повторят те слова, что я и так наизусть знаю.

Представили? Молодой мужчина в расцвете сил, который не может ни ходить, ни сидеть, ни заниматься физической, ни умственной работой. Почему так произошло – не играет роли, это моя жизнь, и я ее принял такой, как она есть. Но из этой проблемы вытекают абсолютно все остальные, в частности:

У меня нет нормальной работы. Когда все началось, я вынужден был оставить свою прошлую работу, бросить все, чему я учился много лет, и мне еще, можно сказать, повезло – я нашел, пожалуй, единственную подходящую мне должность. Ни сидеть, ни ходить не надо, пять дней в неделю бесплатный бассейн, жизненно необходимый для позвоночника. При этом зарплата 3000-3500 грн, и никаких перспектив роста – если ничего не изменится, я буду получать так следующие 10-20 лет. Найти другую подходящую работу я не могу. Работать по специальности (электроника, разработка) я не могу. Читать техническую документацию я не могу – если раньше проглатывал толстенный том за сутки, сейчас уже страница текста приводит к сильнейшим головным болям. Работать во фрилансе я не могу. Пол часа за монитором – час головной боли. Пол часа в кресле – час лежать пластом. Организовать свой бизнес я не могу – какой, к черту, бизнес, если мне даже за справкой в паспортный стол родители ходят.

У меня нет друзей. Сейчас. Было много – когда начались проблемы со здоровьем, наши пути разошлись. Не стало общих интересов, я поменял сферу деятельности, вся прошлая компания осталась в прошлой жизни, на новом месте коллектив 60+.

У меня нет таких атрибутов состоявшегося человека, как машина и квартира. Точнее квартира есть, но, чтоб хоть как-то финансово выживать, она сдается, а живу я с родителями. Которым уже далеко за 70, и которые, фактически, обеспечивают мне сейчас нормальное существование. Потому что знают, что и как, видели, все на их глазах происходило. Кроме них, о моем состоянии никто не знает, и особо не хочет вникать. Знают, что болею, но (по их мнению), раз не лежу пластом, не езжу в инвалидной коляске и хожу без костылей – значит ничего серьезного, и я просто ленюсь (притворяюсь, придуриваюсь…). Я никого не переубеждаю, не хочу – мне не нужно, чтоб меня жалели, а помочь мне они никак не могут.

Еще раз: представили? Мужчина, не мальчик, четвертый десяток на середине, живет с родителями-пенсионерами, бюджетник с фантастической зарплатой в 150 долларов. Просто волшебный жених, мечта любой девушки, откуда и вытекает последнее: у меня нет никакой спутницы жизни.

Но это не значит, что она не может появится. Отнюдь. Скорее всего, я бы смог себе кого-то найти, у меня хорошо подвешен язык, я хорошо умею производить впечатление, только…

Имею ли я на это право? Имею ли я право на счастье?

Не знаю. Не уверен. Сомневаюсь. Потому никого не ищу. Потому что я просто не знаю: что я могу человеку, который захочет со мной связать жизнь, дать?

Говорят, в отношения надо вступать, если в них тебе будет лучше, чем было без них. Мне-то определенно будет лучше. Только станет ли лучше тому человеку, который согласится быть со мной?

С «этим» - это со мной. Я не знаю, почему их мужья так себя ведут, но я знаю, что я буду вести себя точно так же: мало зарабатывать (см. выше), валятся на диване (за время написания поста уже делал 6 десятиминутных перерывов – просто пролежал час, выпив несколько таблеток анаприлина – проблемы с сосудами, это гарантированное давление 220 на 140 при малейших переменах погоды), мало помогать по хозяйству (если погулять с ребенком в парке я еще смогу, то сделать ремонт в квартире – нет, я не смогу физически ездить по магазинам, подбирать материалы и т.д.). У меня есть плюсы, объективные, про них говорят все, кто меня знает. Я очень добрый, я хорошо эрудирован, я много знаю и могу это интересно подать. Это все отлично для конфетно-букетного периода, периода влюбленности, только когда он закончится, любая девушка подумает: а зачем мне эта доброта, если он даже не может сводить меня в ресторан? Зачем эрудиция, если он даже не может устроиться на нормальную работу? Как с таким заводить детей? Кто будет нас всех кормить, когда я буду беременна, и не смогу зарабатывать? Что он мне может дать?

И она права. Я не знаю, что я могу ей дать. Я, человек, который объехал весь мир, который проехал от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, который несколько недель был в Антарктиде на станции Академик Вернадский, который пешком прошел по горам от Феодосии до Севастополя, который каждый месяц себе покупал по новому ноутбуку, просто так, для коллекции – человек, который знает, какой бывает жизнь, я не вижу, что я могу дать. Доброту? Слова поддержки? Это лишь слова – они мало значат. Если ребенок заболеет ночью, я не побегу в аптеку за лекарством – я медленно, очень медленно пойду. Потому что если я побегу, то через пятьдесят метров ноги сведет судорога, и следующие два часа я пролежу на асфальте, ожидая, пока она пройдет.

Так имею ли я право на счастье? Семейное счастье? На жену, на детей? На радость отцовства, на восхищенные глаза сына, на любящие – жены?

У меня была девушка. Она любила меня, я любил ее. Она говорила: это все не важно, любовь важнее всего, мы сильные, мы со всем справимся. Говорила мне, и плакала, когда думала, что я не вижу. Я уверен: если бы я захотел, она бы сейчас была моей женой. Но… Я любил ее. По настоящему. И я сделал так, что она теперь с моим приятелем (бывшим). Он думает, что он ее у меня отбил. Она думает, что она меня ради него бросила. Она до сих пор чувствует вину (хотя я постоянно ей говорю, «не надо, все сложилось так, как должно было сложиться»). А я молчу, потому что знаю, почему произошло именно так. Они уже достраивают под Киевом дом, у них двое детей, машина, и я вижу в соц. сетях ее улыбку – со мной она так никогда не улыбалась. Со мной она всегда была напряжена, ожидая всех бед мира, готовая меня от этих бед оградить – там у нее нет такого. Там есть, кому ее защитить. Я рад за нее.

Мне иногда рассказывают истории. Про девушку, которая полюбила инвалида-колясочника, и уехала к нему жить в другой город. Показывают картинки из интернета, про американского солдата, потерявшего руки и ноги, от которого не отказалась его возлюбленная. Они думают, что хотят меня подбодрить, но… Я каждый раз, когда смотрю на эти фото, не любовь вижу, а недоумение – зачем? Если он ее любит – зачем он портит ей жизнь собой?

Или я не прав? Или каждый имеет право на счастье, и нужно думать в первую очередь о том, чтоб самому быть счастливым? Или можно быть счастливым, добровольно взвалив на себя пожизненную заботу об инвалиде? Или бывают настолько жертвенные люди, кто будет только счастливы, заботясь о другом? Пожертвовав многим… Я ведь не смогу девушку ни на танцы пригласить (разве что очень медленные, и дома), ни поехать с ней в горы, ни пронести на руках через порог – мне категорически запрещено поднимать тяжести. Я не молод (хотя пока еще и не стар), не богат, не здоров, не перспективен – это объективно. Можно ли с таким, как я, быть счастливым? Потому что одному, за счет кого-то, быть счастливым я не хочу.

И, да. Счастье в теме и вопросах – это именно семейное счастье. Если не считать его, я вполне счастливый человек – невзирая на.

В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского "Гроза". Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина - "русский сильный характер", для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего.
Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле" среди, материнской любви и благоухающей природы.
Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в "заточеньи", но все у нее впереди, впереди жизнь в "темном царстве".
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!... Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на "свободу", но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, "поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся".
Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров. И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе "пустых" лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза "режет" темнота и убогость этого "царства", разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом "как за каменной стеной". И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает "на съеденье волкам".
Страшны эти "волки", но не могут они устрашить "русской души" Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола.
Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким "рисовала" его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная "птичка, заточенная в клетку", не смогла выдержать неволи - Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, "взлететь", она шагнула с высокого берега в Волгу, "расправила крылья" и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление "темному царству". Но Добролюбов называет ее "лучом" в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас "темного царства" и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для "жестоких нравов". Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин - и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины. Уже сейчас назревает над всем этим "царством" зловещая гроза, способная разрушить, его "в пух и прах". И этот светлый луч, пробудивший - пусть на один миг - сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних.
Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его "маменьки". Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков "построить" новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший.
И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.

Текст сочинения:

Екатерина в драме "Гроза" Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза" Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой ҭихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!... Мы видим, что Катерина росла счастливой, романҭичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать.
Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пуҭи то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не даюҭ ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпиҭся, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, ҭуда, где унижение и страдание. Катерина пытается найҭи свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаюҭся Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, лирикому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становиҭся совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была эҭим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунҭ против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жерҭву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насыҭиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висиҭ на ее сердце ҭяжким камнем. Катерина ужасно боиҭся надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боиҭся бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучаюҭ два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой сиҭуации Катерина видиҭ смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходиҭ из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречиҭ друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, Способен так жерҭвовать, так с виду покорно переносить все лишения, Оставаясь при эҭим самим собой, свободным, не рабом.

Права на сочинение "Екатерина в драме "Гроза"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

"Catherine le Grand" - Екатерина Великий. Мы завершаем портрет, начататый в предыдущем выпуске:

Гала Наумова: ... Другой синтез, объясняющий столь редкостный успех и невиданные для женщины достижения, прежде всего на государственном поприще, это синтез мужских и женских черт в характере Екатерины.

Никому из русских цариц, правивших до и после нее, не удалось соединить женское обаяние и красоту с интеллигентностью, мужским характером, волей, решительностью, отвагой, дисциплиной, колоссальной работоспособностью и неизменным успехом.

Екатерина в совершенстве владела искусством сочетания пассивных элементов с активными, умея использовать их игру для достижения своих целей.

Как женщина в жизни и в любви она предпочитала пассивные женские черты, в вопросах государственных и политических включались активные мужские механизмы власти, не исключавшие однако маленьких женских хитростей.

Сама же Екатерина считала, что у нее мужской характер, но при том все прелести милой женщины. Никто не умел как она столь совершенно и естественно поддерживать равновесие этих полюсов.

Чтобы понять механизм этого регулирования нужно, прежде всего, установить, что же понимается под термином "мужские" и "женские" черты.

Симона де Бувуар писала 50 лет назад в своей тогда нашумевшей книге "Другой пол" о том, что быть женсвенной означает подавать себя неспособной, поверхностной, пассивной и податливой. Эти черты трудно соотнести с образом Екатерины Великой.

Поначалу юная великая княгиня естественно проявляла свой бурный темперамент и независимый характер. Многолетний корреспондент и друг барон Грим, которому Катерина писала почти каждый день, делясь своими заботами, даже сравнивал ее с вулканом.

Но жизнь при дворе, полная интриг, научила ее быть гибкой. Вскоре она заметила, что неумение владеть своими эмоциями может иметь негативные последствия. Перед своим непредсказуемым мужем Петром III и подозрительной императрицей Елизаветой умнее было скрывать силу своего свободолюбивого и независимого характера.

Женственной, в смысле пассивной и податливой, Екатерина была и с братьями Орловыми, когда ее жизнь и будущее в значительной степени зависели от их поддержки. И они помогли Катерине подняться на престол и удержаться на нем в первые годы все по тому же простому и естественному принципу, что сильный мужчина помогает слабой женщине.

Екатерина оставалась женственной в любви, но в делах государственного управления разум стоял над чувствами. Эту характеристику больше традиционно относят к мужскому полу.

Валишевский замечает, "в ней не было чисто женского кокетства и вообще претензий. Она говорила просто и непринужденно о своей внешности и даже о своем уме, никогда не скрывала своих лет."

В одном из писем (Сенак де Мейлан май 1791) Екатерина писала:

" Я никогда не находила, что у меня был творческий ум; я встречала множество людей, которых без всякой зависти признавала гораздо умнее себя. Руководить мною всегда было очень легко, ...чтоб добиться этого, надо было только предоставить мне несравненно лучшие и более основательные идеи..." И далее " несмотря на всю мою податливость от природы, я умела быть упрямой и твердой..., когда мне это казалось необходимым. Спорить я не люблю, потому что, по-моему, каждый остается при своем мнении. Я никогда не помню зла. Провидение поставило меня на такое место, что я не могу быть злопамятна к отдельным лицам, так как считаю обе стороны не равными".

Вероятно, помня об этой черте Екатерины и зная ее доброе сердце, почти все мужчины в жизни Екатерины, не боясь последствий, не стеснялись изменять своей державной возлюбленной. Страдая как женщина, Екатерина никогда не опускалась до злобного мщения, не говоря уже о физическом наказании или даже казни. Ей бы и в страшном сне не привиделось, отрубить голову своей сопернице и в заспиртованном виде предъявить ее изменившему ей возлюбленному, как это сделал Петр Первый, великий не только преобразованиями, но и своей легендарной жестокостью, с красавцем Вилимом Монсом на основании доноса о тайной связи молодого человека с женой его Екатериной Первой. И не помешало тому то обстоятельство, что способный юноша был братом Анны Монс, в которую царь был так страстно влюблен в молодости, что готов был сделать ее императрицей, если бы она только на это согласилась.

Екатерина же в отличие от Петра уничтожала изменников своим благородством и добротой, отпуская их с богом на все четыре стороны, наградив богатством и чинами.

В книге "Роман императрицы" историк К.Валишевский что Екатерина "всегда стремилась разделять в себе два особые существа - женщину и императрицу. Как она достигала этого, мы не знаем, но несомненно, что она доводила это раздвоение до странных отличий и удивительных тонкостей... Императрица была в ее представлении не отделима от империи, а империю она ставила недосягаемо высоко".

Целью своей жизни она выбрала служение стране, в которой она, волею судьбы и своей собственной волей стала императрицей. Знаменитый Казанова с присущей ему проницательностью сказал после встречи с Екатериной. "У нее нет другой более сильной страсти, чем властвовать и сохранить свою власть." За два месяца до смерти, в сентябре 1796 года Екатерина напишет своему верному Гримму "Царствовать или умереть! - вот наш клич. Этот девиз она начертала на щите своей судьбы еще 40 лет назад, когда в письме английскому посланнику Уильямсу 27- летняя великая княгиня писала "Будьте уверены, я буду царствовать или погибну."

Прав был Казанова, жизнь и власть были неотделимы друг от друга. Но для Катерины был абсолютно необходимы еще два важных элемента ее формулы счастья. Один из них - это любовь. Она могла быть по-настоящему сильной только тогда, когда любила. Поэтому получается, чтобы жить и служить, нужно любить.

Другой важнейший элемент - этоСВОБОДА.. " La liberte, ame de toutes, sans vous tout est mort ! " "Свобода, ты душа всего, без тебя все мертво!" Эти четыре компонента неразрывно связаны друг с другом в ее судьбе.

Была ли Катерина на самом деле красивой?

Сложный вопрос. Ведь красота- понятие комплексное.

"Сказать по правде, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась, и, думаю, что в этом была моя сила". Так определила сама Катерина характер своей женской привлекательности.

Магическая аура ее судьбы и ее личности были столь сильными, что ее, казалось бы бросающиеся в глаза, хотя и незначительные недостатки внешности, почти никто не замечал. Их описывают те, кому, тем или иным образом удалось освободиться от ее колдовского очарования.

В действительности она была ниже среднего роста, о чем свидетельствуют ее платья, которые выставлены в экспозиции Эрмитажа и Царского села. При этом Катерина отличалась преждевременной склонностью к полноте. Нельзя не вспомнить и тот факт, что она значительное время своей жизни была в состоянии беременности и родила много детей.

Вот портрет Катерины набросанный французом Рюльером, автором нашумевшей в то время "Истории о революции в России 1762 года" приблизительно в год ее восшествия на трон. Ей было тогда 33 года. Рюльер не был ни влюбленным, ни энтузиастом. Судите сами.

"Стан ее изящен и благороден, поступь гордая; все ее существо и манеры полны грации. Она имеет царственный вид. Все черты ее лица говорят о сильной воле. У нее длинная шея, и лицо сильно выдается вперед... Лоб у нее широкий и открытый, нос почти орлиный. Губы- свежие, их очень украшают зубы; подбородок несколько велик и почти двойной, хотя она и не полна. Волосы у нее каштановые и необыкновенно красивые, брови темные, глаза карие, прекрасные, они отсвечивают синеватым отблеском; цвет лица чрезвычайно свежий. Гордость - вот истинный характер ее лица. В нем есть также приветливость и доброта, но для проницательных глаз они кажутся только следствием желания нравиться".

Другой француз, граф Сегюр, посетивший Екатерину в 1785 году, забыл от волнения слова приветственной речи, увидев величественную императрицу в роскошном одеянии на фоне сияющего великолепия Зимнего дворца. Первое свидание на многих действовало ошеломляюще. Опытные государственные мужи, бесстрашные полководцы, изощренные дипломаты, даже такие знаменитости как Дидро, бледнели и терялись перед ней. Но проходила минута, и спокойный и умный взгляд, доброжелательный, даже ласковый тон ее речи, простота и естественность ее поведения преображали разговор- лед смущения и неловкости таял и вскоре новый знакомый чувствовал себя легко и свободно рядом с ней. Ее простота и естественность в сочетании с величием и достоинством - поражали и удивляли собеседника в первую минуту.

Неотразимой и очень привлекательной была сама личность Катерины, которую нельзя отделить от ее внешнего вида. Ее пытливый ум, редкое обаяние и прекрасные манеры в сочетании с тонким чувством юмора, меткостью наблюдений и суждений, образованностью и начитанностью, делали ее интересным и приятным собеседником. А веселый и заразительный смех выдавал легкий и уступчивый характер и говорил о натуре активной и жизнерадостной.

Как относиться к многочисленным любовным историям императрицы? Так ли много их было на самом деле в жизни Екатерины?

Вокруг любовной жизни Катерины сложилось много легенд. Cохранилось письмо Катерины Потемкину - ценный документ человеческих отношений того времени. В этом письме Катерина открывает свою душу, ее слова трогают своей простотой и искренностью и проливают свет на неоднозначные ситуации, на основании которых и возникли многие легенды и анекдоты.

Это письмо- источник понимания женской судьбы Екатерины. Оно, по всей видимости, явилось ответом на горькие упреки со стороны любимого человека в безнравственности, легкости ее связей, которые затронули ее за живое. И в ответ она рассказала правду о своем несчастном замужестве, об истории любви с Сергеем Салтыковым, от которого она родила наследника престола, и тяжело переживала его отступничество. Тут появился "нынешний король польский Станислав Понятовский... был он любезен и любим от 1755 до 1761". В разлуке с ним Екатерина тосковала и была ему верна, что доказывает переписка с английским послом. Но в 1761 году появился Григорий Орлов. "Сей бы век остался, естьлиб сам не скучал". Не она разлюбила, ее разлюбили.

После того, как Екатерина узнала, что Орлов любит ее фрейлину Зиновьеву, их совместная жизнь, к тому времени уже и без того непомерно отягощенная его изменами и сумасбродствами, стала окончательно невыносима, и Екатерина, сделала из дешперации т. е. с отчаяния выбор кое-какой (речь идет о новом фаворите Александре Васильчикове), от которого "более грустила, нежели сказать могу."

"И всякая приласканья во мне слезы возбуждала, так что я думаю от рождения своего я столько не плакала как сие полтора года. Сначала я думала, что привыкну, но что далее, то хуже, ибо с другой стороны месяцы по три дутся стали и признаться надобно, что никогда довольнее не была, как осердится и в покое оставит, а ласка его мне плакать принуждала".

Кажется, что не всесильная императрица выражала свои чувства в этих чистосердечных словах, а обыкновенная женщина, с болью прощавшаяся со своей большой любовью.

И вот в это то самое время и появляется вдруг в ее жизни "некто богатырь Потемкин, по заслугам своим и по всегдашней ласке прелестен".

"Ну, господин Богатырь, после сей исповеди могу ли я надеяться получить отпущение грехов своих, - продолжает она уже несколько иронично, - изволишь видеть, что не пятнадцать, но третья доля из сих, перваго по неволе да четвертаго из дешперации,(с отчаяния), Орлова имеется ввиду оставила) я думаю на счет легкомыслия поставить никак не можно. О трех прочих, есть ли точно разберешь, бог видит, что не от распутства, к которой склонности не имею и есть либо я в участь получила с молода мужа, которого бы любить могла, я бы вечно к нему не переменилась, беда то, что сердце мое не хочет быть ни на час охотно без любви".

Кто знает, может быть и впрямь, если бы Петр III не оказался пародией на мужа, можно было бы предположить, что Екатерина могла бы стать верной супругой и добродетельной матерью. Ведь ее с детства к этому готовили. " ...поистине я бы очень любила своего мужа, если бы представилась к этому возможность и если бы он был так добр, что желал бы этого. ...Я всегда смотрела на ревность, сомнение и недоверие и все, что из них следует, как на величайшее несчастье, и была всегда убеждена, что от мужа зависит быть любимым своей женой, если у последней доброе сердце и мягкий нрав; услужливость и хорошее обращение мужа покорят ее сердце", - писала Екатерина в своих Мемуарах.

Петр же вместо любви и ласки, которых жаждала душа молодой Екатерины, заставлял ее стоять ночь напролет с ружьем на вахте и вешать крыс. Ему нужна была не жена, а "поверенная в его ребячествах". Таковою она для него и стала, и не более того. Великовозрастному дитяти, коим он и остался до конца своей несчастной жизни, было не дотянуться до рано повзрослевшей, умной и тонкой Екатерины. Он скорее заслуживал снисхождения и жалости, чем ненависти, видимо так Катерина к нему и относилась, чем и вызывала раздражение и даже ненависть с его стороны. Никогда мы не говорили между собой на языке любви, - вспоминала Екатерина.

Была ли Екатерина виновна в смерти Петра Третьего?

Не существует никаких исторических документов, из которых бы следовало, что Екатерина убила Петра. Не была она ни "леди Макбет без раскаяния", ни отравительница "Лукреция Борджия эта русская царица немецкого происхождения", как не очень лестно отозвался о Катерине Второй А.Герцен в cвоих воспоминаниях "Былое и Думы".

В смерти Петра Екатерина напрямую не виновна, как ее многие в то время обвиняли. Об этом свидетельствует письмо Алексея Орлова, найденное Павлом 1, сыном Екатерины. В нем Алексей Орлов в смятении чувств и с явным страхом о наказании рассказывает о катастрофе в Ропше и внезапной смерти Петра.

"Матушка, милосердная государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось:не поверишь верному своему рабу, но как перед богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть, но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не милуешь. Матушка, его нет на свете! Но никто сего не думал и как нам задумать поднять руку на государя? Но, Государыня, свершилась беда. Мы были пьяны, и он тоже. Он заспорил за столом с князем Федором Барятинским, не успели мы разнять, а его уже не стало. Сами не помним, что делали, но все до одного виноваты, достойны казни. Помилуй хоть для брата!.. Свет не мил. Разгневали тебя и погубили души навек..."

Судьба помогла Катерине устранить опасного соперника, но она напрямую не виновна в его смерти. Об Александре 1 говорили, что он знал о готовящемся заговоре против отца, но никто не обвинял его в убийстве. О Екатерине же неизвестно, что она знала что-либо о готовящемся заговоре, да и заговора, как такового, не было.

Узнав тогда о смерти своего мужа, должна была почувствовать она тяжесть царского венца. Если и виновата была она, так в том, что предчувствовала трагедию и не сумела или не захотела ее активно предотвратить. Таких ситуаций отыщется немало и в прошлом и в настоящем.

Так или иначе эта история остаются навсегда темным пятном в биографии императрицы Екатерины Второй. Но есть ли незапятнанные властители?

Может ли Макиавелли стать Эразмом? Возможно ли соединить власть и мораль? И как найти компромисс между соображениями политической целесообразности и элементарной человечностью? Вопросы эти стары как мир и до сих пор не найден на них однозначный ответ.

Было ли то удачное расположение звезд или счастливая случайность, что в самом начале правления Екатерины два ее опаснейших конкурента отправились в мир иной. Оба были царями по закону и по рождению. Первый муж ее Петр Третий, другой - невинный мученик Иоанн Антонович, волею своей несчастной судьбы ставший российским императором в годовалом возрасте. Дочь Петра Елизавета, узурпировав власть, вынула из колыбели несчастное дитя, прижала его к груди и поцеловав на прощанье, как отец ее целовал в губы казненных, отправила младенца на вечное заточение в Шлиссельбургскую крепость. Там и был он убит уже в царствование Екатерины, 21 год спустя при весьма странных обстоятельствах, якобы при попытке его освобождения. Никита Панин, воспитатель наследника престола Павла, сообщая императрице о случившемся, добавил

"Дело решилось благополучно, чудесным божьим промыслом."

Однако при всем политическом резоне очень трудно связать подобного рода дела с божьим промыслом.

Григорий Орлов был большой любовью в жизни Екатерины. Благодаря ему она стала императрицей. Они не просто прожили в невенчанном браке 11 лет, и родили, по мнению некоторых историков, помимо всем известного графа Бобринского, еще двух сыновей и несколько дочерей. Они были соратниками в первые годы великих преобразований, их соединяли общие дела. После восшествия на престол Екатерина серьезно размышляла о том, чтобы выйти за него замуж, но, вняв смелому совету Никиты Панина, во время решила, что "мадам Орлова не может управлять Россией".

Интересная деталь: любовь Катерины и Григория Орлова соединяла обоих до тех пор, пока соблюдался принцип соотношения сильной мужественности и слабой женственности. Пока Екатерина была "слабой" женщиной и нуждалась в поддержке "сильного" мужчины, Орлов чувствовал себя на коне. Когда он окончательно осознал неисправимость для его мужского достоинства постыдного, несмотря на все почести и богатство, положения фаворита при императрице, в их отношениях образовалась трещина, которая углублялась с каждым годом. Екатерина же, со своей стороны, тоже потеряла надежду перевоспитать его:

"Природа создала его русским мужиком, таковым он останется до смерти...Его интересуют одни пустяки...он еще очень молод душою, мало образован, жаждет славы, весьма плохо им понимаемой, неразборчив во вкусах."

В любви также неразборчив как в еде: калмычка, финка и самая изящная придворная дама в этом отношении для него безразличны: "такова его бурлацкая натура" с горечью признавалась Екатерина дипломату Дюрану, давая понять, что амуры Григория оскорбляли ее как женщину и дискредитировали как императрицу.

Причин для разрыва было много. Она устала от его шалопайства и измен. Они по-разному использовали время и подошли к расставанию разными людьми. Анисимов сформулировал их в одной меткой фразе.

"В то время как она не поднимая головы, трудилась, рядом с ней на канапе храпел пьяный артиллерийский капитан". Ей был нужен надежный помощник в государственных делах, а не "кипучий лентяй" как она окрестила Орлова за его неуравновешенный темперамент и кипучую деятельность, вызванную часто простой прихотью.

Настоящим помощником стал для нее Потемкин - незаменимый циклоп без панталон. Григорий Александрович Потемкин, также как и Григорий Григорьевич Орлов, подолгу любил лежать на диване, формируя комплекс Обломова, ставший существенной характеристикой русского характера. Но во всем остальном он резко отличался от него. Потемкин был не только любим. Австрийский император Иосиф II-ой как-то сказал о нем: "Он не только полезен ей, он стал незаменим".

Потемкин, по признанию современников, был оригинальным человеком. Вот одно из его описаний:

" Около семи вечера перед губернаторским домом в Могилеве остановились сани, из них вышел высокого роста человек и чрезвычайно красивый человек с одним глазом. Он был в халате и его длинные нерасчесанные волосы, висевшие в беспорядке по лицу и плечам, доказывали, что человек этот менее всего заботится о своем туалете. Маленький беспорядок, происшедший в его одежде при выходе из саней, доказал всем присутствующим, что он забыл облачить ту часть одежды, которую считают необходимой принадлежностью костюма".

Короче, явился на прием без панталон.

"Никогда еще...не бывало царедворца более великолепного и дикого, министра более предприимчивого и менее трудолюбивого, полководца более храброго и вместе с тем нерешительного. Этого человека можно сделать сильным и богатым, но нельзя было сделать счастливым... То, чем он обладал, ему надоедало, чего он достичь не мог, - возбуждало его желание".

Катерина прощала ему все. Потемкин был младше Екатерины на 10 лет. Может быть этим в какой-то мере объясняется тот факт, что после бурной но короткой любви, длившейся год, они словно заключили "договор о дружбе и сотрудничестве", предоставив друг другу неограниченную свободу. Сначала, письма Екатерины Потемкину - это записки влюбленной женщины своему возлюбленному, которого она называет "гяуром, казаком, московом". Потом, когда с годами их отношения меняются, в письмах императрицы звучит грубовато-шутливый тон хозяйки своему хозяину, "бате", "батиньке", "папе". Эти письма полны искренней любви и заботы о здоровье Светлейшего, и в то же время через многолетнюю переписку звучит лейтмотив:

"Береги здоровье, оно нужно мне и России. "Вы отнюдь не маленькое частное лицо, которое живет и делает, что хочет, Вы принадлежите государству, Вы принадлежите мне".

Кажется и в любви она не отделяет себя от государства. И понятно, Потемкин -коренник в упряжке, в которой они вместе тянут воз государственных дел, без него все встанет. "Не опасайся, не забуду тебя", успокаивает она его, когда до него в очередной раз доходят слухи о новом фаворите императрицы.

Что же касается последующих любовных связей Катерины, то серьезными из них можно назвать ее любовь к Александру Ланскому, в котором она нашла родственную душу и желала с ним остаться до конца, и к Александру Мамонову. Оба разбили ей сердце. Ланской неожиданно умер, а Мамонов предал ее, влюбившись в молодую фрейлину и скрывая от нее эту новую любовь целый год.

Укоренившееся в сознании современников и потомков представление о Екатерине как ненасытной стареющей любовнице, пьющей кровь молодых гвардейцев, не соответствует ее человеческой и женской сущности. Она всегда стремилась поднять своих возлюбленных до своего уровня. Она вовсе не использовала их, через свою любовь она открывала для молодых людей редкостные возможности полной самореализации, и наиболее талантливые из них действительно принесли немало пользы Отечеству. Над ней тайно посмеивались, когда Катерина всерьез говорила о том, что ее возлюбленные проходят у нее школу воспитания государственных мужей. Но на уровне факта на государственном поприще не без успеха проявили себя не только братья Орловы Григорий и Алексей - герой Чесменской битвы, не говоря уже о бесчисленных заслугах Потемккина, но и прошедший школу Екатерины шармантный украинец Петр Завадовский. Он стал талантливым министром просвещения и принес много пользы на этом посту. Следовавший за ним в 1777 году гусарский майор Зорич, прозванный дамами при дворе Адонисом за свою необыкновенную красоту, и ставший единственный иностранец в ряду фаворитов императрицы, основал после своей отставки в белорусском имении Шклов, подаренном ему Екатериной, школу для сыновей из обедневших дворянских семей, которая позднее была преобразована в кадетский корпус и переведена в Москву. Факты подобного рода почему- то менее известны.

Безусловно, в последние годы стареющая правительница сильно деградировала и попала под влияние самого ординарного из всех ее интимных друзей - Платона Зубова, который не отличался ни бескорыстной привязанностью и преданностью Александра Ланского, ни способностями и талантами прежних фаворитов.

И все же необычность личности и судьбы Екатерины проявилась даже в последний, наименее яркий период ее жизни. И проявилась она в отсутствии страха следовать до конца, не боясь превратить трагедию человеческого существования в фарс.

"Душа приходит в мир старой и становится со временем все более юной - в этом комедия жизни. Тело рождается молодым и стареет - в этом трагедия жизни", - сказал Оскар Уайльд.

Величие Катерины проявилось в том, что она стала одной из первых женщин, которые не боясь суда людей и общества, вступили в открытую борьбы с традицией и принятыми в обществе законами. Екатерина отвергает безжалостный жребий женской судьбы, бросает смелый вызов несправедливости природы и укоренившему эту несправедливость обществу, которое традиционно считает век любви женщины более коротким, чем у мужчины.

Доказав всему миру, что женщина способна быть выдающимся государственным деятелем, Екатерина II примером всей своей жизни дает миру и новый тип женщины, которая отваживается открыто и до конца жить жизнью любви, становясь таким образом, первой феминисткой. "Мое сердце и часа не хочет прожить без любви ", писала Екатерина, - вот ключ к ее тайне.

Екатерина Великая замыкает собой ряд женского правления России - она была последней "счастливой случайностью" на российском троне.

Какими бы разными ни были характеры русских цариц, всех их объединяет общая судьба - все они заплатили высокую цену их женского счастья и любви в безжалостной борьбе за власть за право распоряжаться судьбой России. Была ли Екатерина исключением? Попросту говоря,

Была ли Катерина счастлива?

Сложный вопрос, потому что, чтобы ответить на него, нужно знать, что такое счастье вообще, и что оно означает для каждого в частности. Один из мудрецов античности выразил мнение, что человек, реализовавший себя и довольный достигнутым, может считать себя счастливым. В этом смысле Екатерину можно считать счастливой.

Ее жизненный эксперимент, в котором она, не без успеха, соединила власть и любовь, женщину и императрицу, был подобен революции. Она доказала, что женщины не менее успешно могут править государством, сохраняя при этом свою женскую сущность. Она же дала миру новый тип политика, сила которого в интуитивной интеллигенции созидательного женского начала, в терпимости и любви.

Была ли она счастлива в любви?

"Мне кажется, что Екатерина всю свою жизнь была несчастлива в любви",- считает Евгений Анисимов. Без любви началась ее семейная жизнь, любовные романы с Салтыковым, Понятовским, Орловым, Потемкиным были неудачны по разным причинам. Но она не могла жить без любви, она продолжала искать, надеясь найти достойного ее партнера. И именно в этом поиске, через испытания в любви и шлифовалась ее незаурядная личность. Но в какой-то момент она поняла, что человек, способный удовлетворить ее высоким требованиям и взыскательному вкусу (учтем при этом ее недосягаемое положение императрицы), видимо, еще не родился на свет. Ну коли так, так нужно его создать, воспитать, что вполне соответствовало ее просветительским идеалам по "перековке" человеческой породы с помощью знания, доброты и свободы. Именно поэтому ее нельзя ни в чем обвинять. Она была творцом своей судьбы, но и судьба сотворила ее такой, что не может охватить ее многогранную личность парадигма обыкновенного человеческого суждения, не подходит Екатерина ни под какую категорию, ее нельзя судить общим для всех законом, потому что поднялась она очень высоко. Вот и родились в сознании мужского мира из этого комплекса перед ней невероятные легенды и прочие истории о жеребцах, прочно засевшие в мозгу у стольких поколений людей, которые как-то несправедливо заслонили все ее выдающиеся достижения.

Но может быть, если глубоко задуматься, именно тот факт, что легенды эти живы до сих пор, и является истинным доказательством ее признания и даже тайного преклонения, если не сказать больше - глубоко сокрытого, но вечно живущего архаического страха мужчины перед природным непостижимым и всеобъемлющим женским началом.

Catherine le Grand - Екатерина Великий. Вы слушали прилетевшего к нам из Парижа автора передачи - европейский историк и публицист Гала Наумова. Музыка - Томмазо Траетта, "Антигона" - опера, премьера которой состоялась при Екатерине Великой в Императорском театре, Санкт-Петербург, 1772 год.

Другие передачи месяца:

  • Catherine le Grand - Екатерина Великий (ч.1)