Катакомбы палермо розалия ломбардо. Путешествие в музей мертвецов: страшно до жути


Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан - духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и "профессии".

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Супружеские пары:

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор, Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Братья-художники

Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

Портреты смерти:

15.02.2016 by Виктор Комлев

Приветствую, дорогой читатель! Видя, какой интерес вызывают наши материалы о Катакомбах Капуцинов в Палермо, мы решили познакомить тебя с музеем мертвецов еще лучше.

Факты и легенды

  • Это единственные катакомбы в мире, которые по сути дела представляют собой кладбище, где усопшие выставлены на всеобщее обозрение
  • Первые захоронения стали делать в XVI веке, а точнее в 1599 году. Это был монах по имени Сильвестро .
  • Его останки до сих пор можно увидеть в левой нише коридора монахов
  • Поначалу в музее мертвых покоились только монахи ордена Капуцинов, которые внесли наибольший вклад в дела Ордена
  • Рядовых монахов хоронили в общей могиле в общей могиле недалеко от монастыря Капуцинов
  • Катакомбы имеют уникальный микроклимат, благодаря которому тела не разлагаются и сохраняются надолго.
  • Последний монах-капуцин, захороненный в музее мертвецов Палермо, стал Риккардо в 1871 году
  • Последним человеком, погребенным в катакомбах стала знаменитая девочка Розалия Ломбардо в 1920 году.
  • Ее тело сохранилось просто идеально: глазницы, кожа, ресницы: все в сохранности.
  • Розалия Ломбардо умерла от воспаления легких в возрасте 2 лет.
  • Тело Розалии бальзамировал известный мастер Альфредо Салафия .
  • Долгое время, секрет его способа оставался загадкой, пока не нашли его дневники.
  • Состав смеси для бальзамирования от Альфредо Салафии: формалин , спирт , глицерин , соли цинка и салициловая кислота .
  • Данная смесь под высоким давлением вводилась в артерию, откуда она попадала по кровеносным сосудам во все органы
  • В XIII веке в музее мертвецов стали появляться тела не только монахов, но и других горожан.
  • Постепенно, Катакомбы Капуцинов превратились просто в престижное кладбище.
  • В музее мертвых Палермо есть помещения, куда закрыт доступ для посетителей
  • Например, это коридор монахов-капуцинов.
  • В 1837 году был введен запрет на размещение тел в открытом виде в музее мертвых
  • Однако жители все время обходили этот запрет, делая «окна» в гробах
  • В музее мертвецов покоятся предки сегодняшних жителей Палермо
  • Другие города на Сицилии стали подражать Палермо и делали у себя схожие захоронения
  • Самым известным из клонов музея мертвых Палермо являются катакомбы города Савока .
  • Среди посетителей катакомб было много известных людей.
  • Поэт Ипполито Пиндемонте потрясенный посещением музея мертвых написал поэму «Гробницы»
  • В поэме поэт повествует о торжестве жизни над смертью
  • В 1890 году музей мертвецов посетил Ги де Мопасан .
  • Его ощущения были ужасными, их он отразил в произведении «Бродячая жизнь »
  • В катакомбах действует запрет на фото и видеосъемку
  • Однако нескольким телекомпаниям удалось получить разрешение на съемку
  • В их числе была российская НТВ

Фото музея мертвецов Палермо


Кроме как кладбищем и не назовешь. Единственное, что отличает это ничем не примечательное здание монастыря ордена капуцинов от настоящего захоронения мертвых, так это то, что мертвецы находятся не под землей, а на земле. Вот уже на протяжении нескольких столетий туристы в Палермо, не упускают возможность прогуляться по катакомбах капуцинов (Catacombe di Cappuccini), где всеобщему обозрению предоставлены более восьми тысяч мумий.

Вообще эта местная огромная выставка мумий вызывает у туристов немалый интерес. Большой и мрачный склеп представляет собой целую сеть проходов и коридоров, по сторонам которых лежат, стоят, сидят и даже весят те, кто погибли много лет назад, были забальзамированы и позже доставлены прямо сюда.

На самом деле кладбище капуцинов — зрелище не для слабонервных. Иногда кажется, что какой-нибудь старый мертвец упадет прямо на вас, клацнет зубами, либо улыбнется, кивнет или вовсе зайдется в нервном смехе.

История местного подземного царства Аида начинается еще в далеком 16 веке, когда возникший на Аппенинском полуострове монашеский орден капуцинов переместился на остров Сицилия и стал весьма популярным. Представители этого монашеского ордена не хотели, чтобы их хоронили вдали от монастыря, поэтому решили создать кладбище прямо на его территории — прямо под ним.

Первая могила появилась в склепе еще в самом конце 17 века. По мере заполнения кладбища новыми «постояльцами» добавлялись и удлинялись новые коридоры и проходы. Вскоре монахи поняли, что специфический воздух, витающий в стенах склепа не позволяет трупам разлагаться .

Именно поэтому это место «облюбовала» местная элита. Под сводами монастыря теперь хоронили знатных в городе и округе людей, которых предварительно высушивали и наряжали. Лишь в конце 19 века на местном кладбище больше не производилось никаких захоронений. К тому времени в склепе были захоронены восемь тысяч островитян.

Последней в склепе оказалась двухлетняя девочка Розалия Ломбардо (Rosalia Lombardo), которая умерла в 20-х годах двадцатого века от воспаления легких и по просьбе отца была забальзамирована местным врачом Альфредо Салфией (Alfredo Salfia).

Пожалуй, это одна из самых известных мумий в музее капуцинов: прошло почти сто лет, а состояние тела девочки не изменилось. И по сей день кажется, что ребенок просто спит в своем стеклянном гробу. Ее волосы, брови и ресницы абсолютно не изменились. Некоторые охранники музея и вовсе заявляют, что иногда малышка открывает глаза. Состояние маленького тела вызывало недоверие у многих специалистов, однако когда оно было изучено через рентгеновские лучи, врачи и ученые были повергнуты в шок, а те, кто утверждал, что в музее лежит кукла, немедленно отказались от своих слов: современное оборудование подтвердило не только то, что в стеклянном гробике лежит девочка, но и показало, что все ее органы находятся в идеальном состоянии. Рецепт такого бальзамирования давно уже стал известен. Розалию превратили в мумию, используя спирт, салициловую кислоту, глицерин и прочие компоненты, которые ввели прямо в кровеносную систему девочки. В честь малышки была переименована часовня при монастыре.

Все мумии, находящиеся под землей монастыря капуцинов, распределены по статусу, который они занимали при жизни, половым, профессиональным и прочим признакам. Так, здесь вы найдете зал девственниц, детский зал, зал супружеских пар и многие другие помещения.

Катакомбы капуцинов не раз были упомянуты известными испанскими, итальянскими и французскими писателями, тем самым сделав музей весьма известным во всей Европе.

Однако сюда приезжают не только туристы, но и те люди, чьи предки захоронены в склепе под монастырем. Хранители музея запрещают фотографировать экспонаты: съемка может негативно сказаться на телах мертвецов.

Как добраться, часы работы, билеты

Необычный музей находится в городе Палермо на Площади капуцинов (Piazza Cappuccini, 1) и принимает посетителей с 8:30 до 18:00 за небольшую плату. Зайти в музей мумий вы сможете всего лишь за 3 евро.


Просмотреть на карте большего размера

Официального сайта у данного музея нет, а вот

Массовая усыпальница – место не для слабонервных. И тем не менее катакомбы капуцинов – одна из самых посещаемых достопримечательностей Палермо.

«Жуткое отвращение» и «нескрываемый восторг» – вот, что прочёл на лицах сюда забредших Диего Веласкес, посетивший подземные кладбищенские коридоры Палермо. Даже самая ужасная комната страха «отдыхает» в сравнении с этим сицилийским музеем смерти. Мумифицированные, скелетированные и забальзамированные тела усопших здесь повсюду: они лежат, стоят и висят вдоль стен, а в их одежде легко угадываются модные веяния былых эпох.

Погребальные катакомбы капуцинов находятся на в городе Палермо. Эта известнейшая выставка мумий располагается за пределами исторического центра города в районе Пьяцца Капуччини под Монастырём капуцинов. Останки самих монахов, местных аристократов, зажиточных горожан и даже одного американского консула хранятся здесь в открытом виде. В общей сложности катакомбы капуцинов хранят более 8000 «музейных экспонатов», погребённых в период с XVI по XIX века.

Чтобы попасть в сицилийский музей мертвецов, нужно пройти от площади Независимости два квартала по Корсо Калатафими и свернуть на улицу Пиндемонте. Заканчивается эта улица площадью Капуцинов, на которой и располагается монастырь.

Катакомбы капуцинов. Страницы истории

К концу XVI века количество постоянно проживающих в монастыре монахов и послушников увеличилось настолько, что возникла острая необходимость в организации отдельного кладбища. По одной из версий, в одном из погребов монахи обнаружили, что воздух в нём обладает какими-то особенными свойствами «консерванта», замедляющими процессы разложения. Именно поэтому здесь было решено устроить последнее прибежище. Усыпальница была оборудована в монастырской крипте. Первым здесь в 1599 году был захоронен брат Сильвестро, рождённый в Губбио. Немного позже сюда занесли тела ранее скончавшихся капуцинов. С течением времени крипта стала слишком тесной, и монахи вырыли длинный подземный коридор, в котором до 1871 года продолжали хоронить «постояльцев» монастыря.

Сначала в усыпальнице находили последний приют только капуцины и только с разрешения прелата. Но многочисленные благодетели, жертвовавшие на монастырь, тоже захотели, чтобы их родные были захоронены здесь. Это позволяло им иметь постоянный доступ к телам усопших. В результате уже в XVII веке катакомбы превратились в престижное кладбище для аристократов и духовенства, разрешение на захоронение на котором после 1739 года выдавал уже настоятель монастыря. Для захоронения всех желающих были прорыты дополнительные подземные коридоры и кубикулы. За три столетие здесь было погребено более 8000 человек.

Официальное закрытие катакомб состоялось в 1882 году. С тех пор захоронения в подземных коридорах Палермо производились лишь несколько раз. Исключения были сделаны для Джованни Патернити, усопшего в 1911 году вице-консула США, и умершей от пневмонии в 1920 году Розалии Ломбардо.

О методах захоронения в катакомбах капуцинов

Подмеченные монахами особенности почвы, препятствующие разложению, позволяли размещать тела практически открытыми. В некоторых случаях умерших клали в гробы, но и здесь родственники оставляли открытую стенку или окошко для «общения». Долгие годы основным методом подготовки тела к погребению было его восьмимесячное высушивание в специальной камере. После этого тела обрабатывали уксусом и одевали в праздничные одежды. К слову, некоторые особы, беспокоящиеся о красоте своей в мире ином, завещали капуцинам переодевать их по нескольку раз в год.

В периоды эпидемий процедура подготовки тела несколько менялась: его помещали в раствор мышьяка или известь, после чего тоже выставляли на обозрение. Некоторые тела, всё же, помещались в гробы, но в большинстве случаев их просто устанавливали или вывешивали вдоль стен в коридоре. Запрет на открытое размещение мёртвых выдан был в 1837 году, но их родственники всячески «обходили» данное предписание.

Описание катакомб в Палермо

Адрес: Площадь Капуцинов 1, Палермо, Сицилия, Италия.
Телефон: +39 091 212117.
Катакомбы открыты для посетителей с 8.30 до 13.00 и с 14.30 до 18.00.
Стоимость билета – 1.5 евро.

В результате многих работ по переоборудованию катакомбы капуцинов в Палермо приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором священников в плане. Все стороны этого прямоугольника – коридоры (монахов, женщин, мужчин и профессионалов), на пересечении которых находятся кубикулы девственниц, детей и часовня святой Розалии.

Исторически самой древней частью катакомб в Палермо является коридор монахов . В нём захоронения производили на протяжении всей истории подземного кладбища. Тела 40 наиболее почитаемых монахов располагаются в правой части коридора, а первый и последний погребённые здесь братья Сильвестро и Риккардо – в левой. Все усопшие капуцины облачены в грубую рясу с верёвкой, обвитой вокруг шеи.

Самую меньшую сторону прямоугольника катакомб составляет коридор женщин , большинство тел которых лежат в нишах. Две решётки ранее закрывали коридор, а стеклянные перегородки защищали ниши до 1943 года. Но после бомбардировки союзников большая часть этих перегородок было разрушено. Тела женщин облачены в кружевные шёлковые платья с оборками и шляпки в соответствии с модой XVIII–XIX веков.

Первую длинную сторону прямоугольника образует коридор мужчин , в котором в XVIII–XIX века захоронены благотворители из числа мирян. В соответствии с их собственными завещаниями тела облачали как в грубые погребальные саваны, так и в роскошные костюмы с жабо и галстуками.

Вторую длинную сторону занимает коридор профессионалов , где помещены тела скульпторов, юристов, художников, профессоров и профессиональных военнослужащих. Местная легенда гласит, что где-то в этом коридоре покоится и знаменитый испанец Диего Веласкес.

Самая недавняя часть катакомб – новый коридор , используемый после запрета на открытое погребение. Именно поэтому здешние стены не содержат ниш, а всё пространство коридора было заполнено гробами. Правда, в результате бомбардировки 1943 года большая часть гробов была уничтожена. Нынче уцелевшие гробы располагаются вдоль стен, благодаря чему можно рассмотреть майолику на полу.

На пересечении коридоров профессионалов и женщин располагается кубикула девственниц , отведённая для захоронения незамужних женщин и девушек. Приблизительно десяток тел стоит и лежит вокруг деревянного креста, головы девушек в знак чистоты усопших увенчаны металлическими венцами. В месте пересечения коридоров священников и мужчин находится кубикула детей . Останки нескольких десятков детей расположены вдоль стен в открытых и закрытых гробах. В центральной нише стоит кресло-качалка, в котором мальчик держит младшую сестру. Скелетированные останки детей резко контрастируют с разноцветными платьями и костюмчиками, любовно подобранными скорбящими родителями.

Самой известной частью катакомб Палермо является часовня святой Розалии, вплоть до 1866 года посвящённая Богородице. Сейчас в её центре стоит стеклянный гроб, в котором покоится практически нетленное тело усопшей в 1920 году Розалии Ломбардо. Успешно произведённая Альфредо Салафия процедура бальзамирования позволило ему сохраниться почти без изменений. Примыкает к часовне кубикула, в которой располагаются ещё несколько хорошо сохранившихся тел, среди которых и американский консул.

Несмотря на давно «приклеившийся» к катакомбам статус достопримечательности, местные жители продолжают считать их кладбищем, пускай и необычным. Потомки многих нынешних жителей Палермо покоятся в подземелье, рядом с которым располагается и действующее кладбище. Традиция погребения «у капуцинов» остаётся модной и в наши дни.

Безусловно, катакомбы капуцинов в Палермо — это не самый весёлый музей на планете, но любители разнообразия и экстрима его оценят.

Помимо дворцов и музеев есть в Палермо одна достопримечательность, которую слабонервным и впечатлительным посещать не рекомендуется. Полумрак и особая атмосфера в этом месте только добавляют остроты ощущениям. Речь о знаменитых Катакомбах капуцинов, своеобразном Городе-музее мертвых под монастырем капуцинов в пригороде Палермо (Италия).

Немного истории

Первые капуцины появились на Сицилии в 1534 году и поселились неподалеку от Палермо, к западу от города. Им была передана во владение небольшая церковь эпохи норманнов – часовня Santa Maria della Pace .

Рядом с ней монахи со временем отстроили монастырь и часовню, причем большая часть финансов для строительства поступала от горожан, в качестве пожертвований. В 1565 году церковь решено было реконструировать , полностью изменив ее очертания и структуру. Ремонтные работы по ряду причин растянулись на несколько десятилетий.

По мере разрастания монастыря и численного увеличения братства перед монахами встал вопрос о достойном месте для погребения умерших братьев. Первые захоронения появились здесь в 1599 году, а именно – в монастырской крипте . Сюда же были перенесены тела монахов, умерших за год-два до этого. Постепенно свободного пространства становилось все меньше, и монахи были вынуждены расширить помещение для захоронений, вырыв ряд тоннелей и коридоров.

Свой нынешний вид церковь Санта-Мария делла Паче приобретает в 1934 году, когда была произведена реконструкция церковных помещений. В интерьерах церкви сохранились предметы церковной утвари и произведения искусства XVI-XVIII веков.

Описание и фото

Погребальные катакомбы представляют собой крипту с захоронением более 8 тысяч человек – множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Некоторые мумии похоронены в гробах – от простого и до изысканного, некоторые – в нишах в стене.

Расположение захоронений имеет свою особенность – здесь хоронили не всех подряд , для каждого из умерших предназначался свой отдельный коридор.

Два коридора, наиболее длинных и располагающихся параллельно друг другу – это коридор мужчин и коридор профессионалов . В последнем хоронили «людей искусства» – поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже своя легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.

Коридор мужчин тоже впечатляет размерами. Здесь хоронили сначала влиятельных вельмож и представителей духовенства , а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал немалые суммы на приход). Разрешение на захоронения в крипте до 1739 года выдавали только архиепископы или руководители ордена капуцинов. Быть похороненным в подземной крипте считалось среди горожан весьма престижным.

Перпендикулярно этим коридорам идут коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев . Коридор женщин оказался единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии оказались разрушенными целиком, а те, что остались, были уложены в ниши и на полки. Причем резко контрастируют почти разрушенные лица и яркая, отлично сохранившаяся одежда разных эпох…

Отдельно идет коридор священников, куда туристы не всегда допускаются. Есть и закрытые помещения, где похоронены высшие церковные чины.

Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа сохранились довольно неплохо : какие-то сохранились целиком и полностью, можно даже в деталях рассмотреть наряд той эпохи, которой принадлежала мумия – от платья обычного горожанина до роскошного наряда знатного вельможи.

Причем по поводу одежды случались небольшие казусы . Именитые горожане, завещавшие похоронить себя в крипте, давали монахам-капуцинам особые указания по поводу того, сколько раз в год нужно менять их наряды…

В этом видео вы можете увидеть мумии музея мертвых – катакомб капуцинов в Палермо (осторожно, это не для слабонервных!):

О других, менее страшных читайте в отдельном материале. А вы найдете весь перечень знаменитых мест на острове Сицилия.

Секреты маленькой Розалии Ломбардо

Есть у крипты еще одна тайна, один секрет, ради которого туристы посещают это место.

В часовне святой Розалии установлен небольшой гроб, а в нем покоится тело двухлетней жительницы Палермо – Розалии Ломбардо, похороненной здесь в 1920 году . Она скончалась от воспаления легких, причем скоропостижно, и безутешный отец никак не мог понять, что его любимая дочурка умерла.

Отец малышки обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело малышки нетленным. После уговоров Альфред согласился и исполнил волю синьора Ломбардо.

Секрет своего волшебного состава Альфредо Салафия так никому и не раскрыл, поэтому остается загадкой, как тело девочки за долгие десятилетия не подверглось никаким изменениям – не только мягкие ткани, но и глазные яблоки, волосы и ресницы остались невредимыми.

Туристам, приходящим в часовню кажется, что малышка попросту уснула, а сами жители Палермо называют Розалию Ломбардо «наша Спящая красавица»…

Высказывались предположения, что малышка находится в летаргическом сне, или она вообще является куклой. Но результаты рентгеновского исследования, проведенные группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок , тело которого не подверглось никаким изменениям.

Однако даже после проведенного исследования ученым была подброшена еще одна задачка: бесстрастная техника зафиксировала два слабых электромагнитных импульса головного мозга ребенка, как будто Розалия находится в состоянии сна .

Служители часовни утверждают, что иногда от тела девочки исходит слабый аромат лаванды. Объяснить это явление ученые не в силах до сих пор, а глубоко религиозные люди считают Розалию «вестницей Бога» .

Больше о мумии «Спящей красавицы» Розалинде Ломбардо смотрите на видео:

Узнайте больше о – еще одном ярком местечке на Сицилии. А о городе Чефалу на том же острове и его интересных местах .