Добро, Чир-Чир и Консул: о чем рассказывают крымскотатарские фамилии. Татарские фамилии: список


Гульнара СИЧАЕВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Крымскотатарское дворянство имеет великую многовековую историю, уходящую корнями своего происхождения еще в эпоху завоеваний кочевников Великой Степи, прошло сложный путь становления и выдвижения в правящие круги независимого национального государства крымских татар. В лице родоплеменной аристократии и служилого дворянства оно политически и экономически доминировало в Крымском ханстве, на протяжении всего существования которого фактически сосредоточив всю власть и основную военную силу, играло далеко не последнюю роль в государстве.

По мнению казанских ученых Д.Исхакова и Л.Измайлова, начальный этап становления кланово-племенной структуры империи Чингиз-хана в тюрко-монгольском обществе приходится на 1206 год, когда Чингиз-хан, став ханом новой конфедерации племен, не предпринял никаких попыток изменить основной порядок нового общества. Он просто расширил существующую племенную структуру и вскоре санкционировал племенной порядок своей державы, признав в своем ярлыке 9 новых или существующих племенных групп «тысячами», то есть военно-административными и этнополитическими единицами. Подобную картину мы можем увидеть уже в период Крымского ханства, когда административно-территориальную единицу наряду с кадылыками составляли бейлики определенных знатных родов, как и основную военную силу хана.

Позже, с дальнейшей экспансией Монгольской империи, были сформированы другие новые «тысячи» и назначены новые их владетели. Одновременно происходило выделение улусов и войск из различных кланов для сыновей Чингиз-хана, которые сами становились ядром для будущих обширных владений и также использовали свои отряды для создания на новой территории новой военно-административной организации, в основе которой лежали кланы, ведущие свое происхождение из Центральной Азии, сохранившейся и в социальной структуре Золотой Орды.

Само присутствие клановых структур в Золотой Орде не подлежит сомнению. Уже в ранний период важную роль в политике Улуса Джучи играли представители кланов Салджигут, Кингит и Хушин, а также некоторые другие – Алчи-татар, Кийат и Кунграт. Кланы Кийат, Салждигут, а также Алчи-татар, Кунграт и Мангыт играли важную роль в Ак- и Кок-Орде (пер. пол. XIV века). Уже в 1380-е гг. можно видеть совсем другую ситуацию – наряду с прежними кланами Кунграт, Кийат и Сарай в число ведущих кланов начинают выдвигаться кланы Мангыт, Ширин и Барын. Причем клан Ширин закрепляется в Крыму. Позднее, уже в XV веке, именно из этих кланов выдвинутся четыре правящих клана в Крымском ханстве – Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак. Клан Ширин являлся одним из самых важных и влиятельных в системе власти Улуса Джучи и при хане Тохтамыше заменил в Крымском тумене клан Кийат. Не исключено, что другие кланы (Аргын, Барын, Ширин), считавшиеся элями хана Тохтамыша, сдвинулись на запад одновременно с кланом Ширин. Всего выявлено 37 важнейших правящих клановых наименований в Улусе Джучи.

Крымскотатарская феодальная аристократия Крыма в лице Ширинов, Аргынов, Барынов, Кыпчаков и другого родового дворянства, располагавших громадными земельными угодьями, пока Крым оставался в зависимости от ханов Дешт-и Кыпчака, не могла свободно распоряжаться своими богатствами. Попытка Хаджи-Гирая закрепить за собой Крымский полуостров в 1434 году потерпела неудачу. Он встретил сопротивление со стороны рода Кунгратов, одного из знатнейший родов Джучиева Улуса. Но если в 1434 году цементирующей активности влиятельного рода Конгратов хватило, чтобы перебороть сепаратистские настроения кланов Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак, то спустя десятилетие этот противовес исчез вместе с Золотой Ордой. Теперь же, в период вторичного возвращения Хаджи-Гирая в Крым в 1443 г., обстановка резко изменилась. Поэтому местная крымскотатарская аристократия начала тайно сноситься с Хаджи-Гираем, все еще находившемся в Литве при дворе Казимира. В 1443 г. он был повторно приглашен ведущими крымскими кланами на крымский престол. Согласно польско-литовским хроникам, «татары перекопские, барынские и ширинские, у которых царь умер без потомства, прислали к Казимиру, великому князю литовскому, с просьбой дать им на царство Хаджи-Гирая, который, бежав из Орды, в то время проживал в Литве. Казимир возвел с литовскими панами того Хаджи-Гирая на царство татарское и послал его в Перекопскую Орду с маршалом Радзивилом, который посадил его там на трон отцовский». Приведенное выше сообщение о роли кланов Ширин и Барын в интронизации в Крыму Хаджи-Гирая в 1443 г. свидетельствует о значимости, могущественности и влиятельности этих древних родов.

Не последнюю роль сыграла аристократия в событиях 1475 года, связанных с прибытием турецких войск в Крым, в которых активное участие принял ширинский мурза Эминек. Он, оставшись за пределами Кафы, привлек на свою сторону всех татар и, отправившись к начальнику флота, привез с собой свежие припасы и предложил ему свои услуги. Таким образом, представитель рода Ширин помог турецким войскам овладеть крымским городом во время своего личного противостояния за главенство в своем роду. Позиция же самого Эминека внутри ханства не отличалась особой устойчивостью.

В Крымском ханстве в XV – XVI вв. были известны знатнейшие бейские рода. Сигизмунд Герберштейн сообщает о таких четырех родах: Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, главных советников ханов. Упоминаются кроме этих имен еще рода Кийят, Мангыт и Салджигут, которые появились в Крыму с ногаями. В путевых заметках М. Броневского несколько другая ситуация, где в иерархической последовательности родов идут кланы Ширин, Барын и Мангыт, а не как у Герберштейна, где третье место занимает род Кыпчак. В его сообщении также сказано, что племенная аристократия «пришедшая», хотя на сегодняшний день существует мнение, что род Ширин является коренным крымским родом.

М. Броневский писал о Крыме второй половины XVI века. В первой же половине XVI века проходила интенсивная борьба за более высокое положение и власть среди племенной аристократии ханства. Усиление Мангыт-ногаев в крымской политике датируется временем Менгли-Гирая. Мансуры сумели за столь короткий срок выдвинуться в число ведущих кланов, оставив за собой рода Кыпчак и Кийят.

В источниках XVII – XVIII веков фигурируют следующие фамилии родовой аристократии: Ширин, Барын, Мансур, Салджигут, Аргын, Яшлав, первенство за собой всегда оставляют Ширины. Образуя определенный род племенной конфедерации под управлением баш-карачу лидирующего клана Ширин, четыре клана действовали как главная военная сила в ханстве и управляли государственной политикой в своих коллективных интересах. Представители клана Ширин в начале XVI века могли выставить 20 тыс. воинов. Реально же Ширины выставляли около 5 тысяч воинов, Аргыны и Кыпчаки – 3 тысячи, а Мангыты – 2 тысячи. Вопрос численности войска на данный момент является открытым и требует последующих уточнений. Надо иметь в виду, что в период победы над Большой Ордой в Крым прибыли еще кланы Кийат, Салджигут и Конграт. В некоторых случаях они могли иметь достаточно крупную численность. Со сведениями о военном искусстве, тактике ведения боя и воинского мужества крымских татар мы можем ознакомиться посредством крымскотатарского источника XVII века «Книга походов» Сенаи, где наиболее яркой личностью среди высшей знати был «подобный льву по имени Тугай бек», ставший комендантом крепости Ферахкерман.

Известно, что крымскотатарское дворянство состояло из двух социальных групп общества – родового дворянства и служилого (къапы-къулу). Штат къапы-къулы (дворяне, получившие наследственные привилегии за службу, усердие и личную преданность хану) учредил Сахиб I Гирай, сын Менгли-Гирая, по образцу турецких янычар и сейменов. В начале этот тип формирований состоял из черкесов, лезгин, кабардинцев, но позднее в него вошли и крымские татары. Их потомки и получили впоследствии дворянство. Архивные данные устанавливают следующие фамилии служилого дворянства. При деле №6932 «О дворянстве мурз Бораганских» приводится свидетельство о том, что фамилия Бораганских происходит от древней фамилии Бораган, выдвинувшейся из числа капухалков. Некий Хайдар-бей из «кунутских князей» (?) состоял на службе у Сахиба I Гирая, который выдал соответствующий ярлык от 1543 года. Есть свидетельство о том, что род Улановых находился на службе у Мехмед II Гирая, им был выдан ярлык в 1576 году. Представителям рода Даирских был выдан ярлык Селимом I Гираем, подтвержденный Крым Гираем. Вполне вероятно, что этому роду также не требовалось официального подтверждения своих полномочий от верховной власти, т. к. некоторые авторы и Э.Челеби, и Ш.де Пейсоннель придают данному роду немалое значение, но в то же время не приравнивают его в статусе к высшей знати. Возможно, это объясняется немалым военным потенциалом и значительными территориальными владениями в Перекопском уезде, между Салгиром и Зуей. Также стало известно, что в 1625 году Мехмедом III Гираем был выдан ярлык представителям рода Джанклычевых, в котором выделялись земли при речке Черкес-Кобазы с угодьями (ныне Бахчисарайский район, с. Малиновка). Данный ярлык был подтвержден Селим I Гираем. При деле №6548 «О внесении в дворянскую книгу Ногаевых» утверждается, что представители данного рода являются из рода Едиге-бея, который, в свою очередь, является основателем рода Мангыт. Это еще не полный перечень фамилий, которые происходят из числа служилого сословия.

Французский дипломат Ш. де Пейсоннель, находившийся в Бахчисарае в 1775 году, помимо родовой знати называет и фамилии штата къапы-къулу – Авлан, Узие, Кайа, Сабла, Олан, Кемаль, Эл.

П. Палас приводит в общей сложности 15 дворянских фамилий, в состав которых входила родовая знать и выслужившееся дворянство: Кая, Кипчак, Ойрат, Меркит, Аблан, Бурульча, Битак-булгак, Собла, Субан-гази-оглу, Едие-оглу, две последние фамилии ногайского происхождения, жившие большей частью за Перекопом. Наряду с этим высшим дворянством автор указывает о существовании еще одного «класса дворян или мурз, называющихся капихалки», происходящий от занимавших при ханском дворе самые значительные государственные должности. Общее число фамилий къапы-къулу в Крымском ханстве насчитывало около 48, подлинность которых может быть доказана письменными, в том числе архивными, данными.

Большинство родоначальников выдающихся фамилий крымских татар со своими народами пришли в Крым в разное время, начиная с 1224 года из приволжских степей, кроме некоторых, а именно:

Родоначальник фамилии Булгаковых Абдульлатиф-ага прибыл со своим отцом Темиром-ага из Турции и закупил массу земель в разных частях Крыма, между прочим и деревню Булгакъ Евпаторийского уезда, которая была избрана местом постоянного их жительства. Абдульлатиф-ага, по принятию присяги на русское подданство, в 1783 году умер, а Меметша бей, его сын, женился на дочери князя Кантакузина и переехал в Коккоз, приняв фамилию по родовому имению Булгакъ.

Фамилия Балатуковых, родоначальник которой Аджи Бекир бей Болатин оглу из влиятельных князей большой Кабарды прибыл из Кавказа при Каплан Гирай Хане в 1709 году.

Почти в одно время с ним прибыл, оттуда же, и из тех же князей Хункал бей, родоначальник фамилии Хункаловых.

В числе прибывших с ним был Уздень Черик бей из Кумыкских князей, и потомство по мужской линии приняло фамилию Уздемниковых, а по женской – Чериковых, впоследствии переделанное в Чергеевых.

Фамилия Крымтаевых, родоначальник коих Куртмурза Ойрат бей из рода Тамагулы Трымтай, прибыл в Крым из Туркмении при присоединении Крыма к России. Потомок его Батыр ага (сын Али ага, бывшего берегового начальника) подписывался Тамагуль Крымтайский; он умер в чине коллежского советника в 1809 году.

После присоединения Крыма Российской империей Екатерина II указом от 22 февраля 1784 года объявила о том, что крымскотатарская знать может быть зачислена в состав российского дворянства, если она представит соответствующие документы о своем родовитом происхождении. Была создана специальная комиссия по сбору доказательственных документов. В январе 1787 года в Крыму были проведены первые дворянские выборы, на которые съехалось со всего Крыма до ста мурз. На выборах были избраны уездные предводители уездного дворянства, уездные судьи и уездные исправники.

Таким образом, в Крымском ханстве влияние и могущество крымской знати практически не было ограничено, основой которого была экономическая и военная независимость от правящей династии Гираев, которая сделала попытку ограничения власти родовой аристократии посредством учреждения личной гвардии хана. После аннексии Крыма политика Российской империи была прогнозированной, новая власть выдачей новых привилегий, наделением некой властью и земельными наделами подобным образом привлекала на свою сторону влиятельный слой общества среди простого населения Крыма.

(Продолжение следует)

Исмаил-мурза Муфтий-заде

Суин-бей Яшлавский с супругой Хатидже-ханым


В статье анализируется происхождение фамилий в России, Крыму, англо-саксонских странах
. Проводится аналогия происхождения так называемых «профессиональных» фамилий, по национальной принадлежности и т.д.
Ключевые слова : родовые имена, нецерковное имя предка, архииерей, знать, династия, потомок, бей, муфтий, шейх, кадий, мирское имя

Постановка проблемы:

Происхождение фамилий у разных народов всегда интересовало человека. Не зря он строит своё генеалогическое дерево и пытается составить своё родовое происхождение и происхождение своей фамилии.
О происхождении фамилии написано немало. К наблюдениям над их происхождением люди обратились давно. Уже в XI-XII веках летописцы чувствовали, что многие древние языческие имена слишком похожи на обычные нарицательные слова.
Однако научный подход к антропонимам именований людей в книжном языке и в живой речи представлен в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.
В XVIII веке некоторые особенности русской антропонимии – «говорящие» фамилии – были блестяще использованы сатириками и комедиографами Н.И. Новиковым, И.А. Крыловым, Д.И. Фонвизиным. Эта традиция была продолжена В XIX веке.

Но лишь в конце XIX – начале XX века начинают уделять настолько большое внимание изучению имен собственных и фамилий, что об антропонимах появляются специальные работы
.
В настоящее время насчитывается значительное количество исследований ученых, посвященных именованиям людей различных эпох, появились словари имен, фамилий и псевдонимов.
Цель статьи: систематизировать некоторые данные, опубликованные в различных источниках и показать формирование фамилией у различных народов в процессе развития общества, т.к. фамилии и имена-антропонимы, а это архивы и музеи, неоценимые свидетели истории языка.
Приступая к написанию статьи о происхождении фамилий, возникла мысль дать толкование самому слову «фамилия». В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. мы находим: «Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени». Значит, фамилия должна быть у каждого человека. Но заглянем в историю.

Имена и фамилии – это своеобразная летопись, в которой отражена история народа. Изучение их этимологии рассказывает о взаимоотношениях и культурных связях с соседними народами.
Каждая фамилия интересна своим происхождением и часто бывает сопряжена с историей своего народа.
У древних греков не было фамилий. А население Исландии ещё и сегодня обходится без фамилий.

В XIV веке в России появились княжеские фамилии
:
- сначала как родовые имена по названиям уделов - Шуйские,
- затем или одновременно с этим фамилии по не церковному имени предка:
- Пушкин - от боярина Григория по прозвищу Пушка («пухать» - по древнерусски шуметь).
- В процессе дробления боярских родов продолжали формироваться фамилии разделившихся ветвей.
- К началу XVIII века у всех помещиков уже были фамилии.
- У духовенства в середине XVIII века почти не было фамилий.
- Священники именовались по церквам, в которых служили.
- С конца XVIII века будущим служителям культа архиерией придумывал фамилии сам.
- У купцов фамилии появились с XVI, но лишь у крупнейших, и пополнялись они из низших бесфамильных слоев.
- Фамилии остальных горожан возникли стихийно.

А родовые фамилии крымских татар?

В Крыму в конце XIII в. начале XV в. происходит образование родов, которые в Крымском ханстве будут уже определять политику государства.
Наличие родового имени в XV-XVIII в.в. говорило прежде всего о знатности рода, а уже потом о его положении в обществе.
При рассмотрении основ социального устройства Крыма видно строгое разграничение сословия: род Гераев – правивший. Эта династия ведет свое начало от Чингиз-хана и сына его Джучи. Основателем его считается потомок ветви Тока-Темура: Хаджи-Герай, сын Гиаз-эд-Дина.
Одной из побочных ветвей рода Герай являлись Чобан-Гераи.
Родовое имя не следует путать с именем собственным, которое также не являлось редкостью среди крымских татар.
Особенно много Гераев появилось с введением фамилий в 20-30 годах прошлого века. Это родовое имя входило в полное имя беев Ширинских, многовековые связи между ними были тому причиной.
Ширин – этот род является вторым по знатности в Крыму после Гераев. Затем род Барын, Аргын и Кыпчак, т.е. Дерт Караджи, игравших значительную роль в определении Крымской политики и влиявших на принятие решений ханом.
Челеби – лица, ведущие свою родословную от известных и пользовавшихся уважением людей. Это прежде всего потомки духовных особ – муфтиев, шейхов, кадиев и т.д.
У каждой из фамилий своя история. Так, родоначальник фамилии Хункал-бей прибыл в Крым из Большой Кабарды в начале XVIII в. Фамилия Черековых происходит от кумыкского князя Уздеш Черык-бея, потомство которого по мужской линии приняло фамилии Уздешниковы, а по женской Чериковы, впоследствии измененную на Чергеевых и т.д.
Интересен факт, сообщенный крымскотатарским художником Исметом Шейх-Задэ в своем интервью газете «Полуостров» (№ 27, 8-14 августа, 2003.- с.16), в котором он рассказал об элитарном происхождении Посла российской федерации в Украине Виктора Черномырдина:
«Къара Мырда (а это производное от Къара-Мурза) означало когда-то в Золотой Орде «Великий князь», но впоследствии къара (великий) было ошибочно переведено как Черный, а корень Мырда(князь) вообще оказался непонятным.

Древние греки, например, образовывая торговые колонии на берегах Черного моря и надолго оседая в них, распространяли свою культуру и на местные народы. От них сохранились такие имена, как: Шемсизе (меч), Ильдар (солнечный дар), Румий (византиец).
Тесные взаимоотношения с соседними народами фиксировались в своеобразных, отражающих их названиях, именах, которые становились собственными, и сегодня встречаются в фамилиях: Дангалах (малоазиатский грек), Къарабаджакъ (выходец из половецкой земли и именах), Урмие (гречанка), Румий (византиец). В именах также зафиксирован род профессионального занятия. Дюльгер (плотник), Куркчи (копейник), сарач (шорник), Сараф (меняла).
Современные крымскотатарские фамилии этимологически могут быть разделены на следующие группы:
1. Фамилии, восходящие к этнонимам .
Как известно, Крым является одним из мест очень
раннего поселения человека. На его территории в разное время засвидетельствовано до 40 этносов (А.В. Суперанская, 1987), многие из которых в той или иной мере приняли участие в этногенезе крымских татар. К этой группе можно отнести следующие фамилии:
Татар – татарин, Черкез – черкес, Тюрк – турок, Кумуков – кумык, Гуд – гот, Нагаев – ногаец, Уланов – алан, Гурджи – грузин, Урум – грек и другие.
В особую подгруппу можно выделить фамилии, в основу которых легли генонимы, т.е. названия родов: Чагар, Курти, Дадой. Катай, Кангиев, Беди, Чурлу, Джетере, Куба, Катаман, Кайко, Чаган,Читаков, Караманов, Данда, Баим, Бараш и др.
Изредка встречаются имена других народов. Например, греческие: Кантакузин, Барба, Паралам, Дук; русские: Молочников, Военный, Черняев, Ламповщиков и др.;

2. Фамилии, связанные с местом рождения .
Образованы посредством присоединения к топонимам форматов -лы, -ли, -ский, -ская.
Например: Акчокраклы, Керменчикли, Яшлавский, Тайганская и др.;

3. Фамилии, обозначающие старые социально-политические понятия :
Мурахас – член ханского Дивана (Совета), Кадыев – мусульманский судья, Устабашы – цеховой мастер, Чауш – пристав, Сохтаев – учащийся медресе и др.;

4. Фамилии, восходящие к прозвищам или эпитетам, характеризующим особенности внешнего
вида
или характеризующим особенности внешнего вида или характера человека:
Чалбаш – седоголовый, Сокуров – слепой, Аксаков – хромой, Чалык – быстрый, Ювашев – тихий и др.

5. Фамилии, обозначающие различные профессии :
Демирджи – кузнец, Пенирджи – сыродел, Куюмджи – ювелир, Бербер – цирюльник и др.

6. Фамилии, восходящие к личным именам .
Среди них можно выделить несколько подгрупп:
а) крымскотатарский тип, представляет собой лишь личное имя, или личное имя и слово «оглу» – сын, или «кызы» – дочь, например: Недим, Мамут, Ибриш, Хаяли, Асан-кызы, Курт-оглу;
б) русский тип, образуется путем присоединения к личному имени формантов -ов (-ова), -ев (-ева), например:
Бекиров, Куртсеитова, Джемилев, Велиева;
в) персидский тип, образованный при помощи слова «заде» – потомок, встречается редко. Иногда первый компонент таких фамилий содержит не личное имя, а прозвище: Шемьи-заде, Чобан-заде, Эмир-заде, Лятиф-заде;
г) фамилии с суффиксом -ич: Халич, Велич, Касич, Балич, Комич, Кашич, характерным для Белоруссии, Польши и западных областей России.

Анализ крымскотатарских фамилий показывает, что фамилии жителей степного Крыма несколько отличаются от фамилий Южного берега и горного Крыма, что связано, на наш взгляд, с этногенезом крымских татар.
Среди уроженцев степного Крыма сложносоставные фамилии:
Менбариев, Бекмамбетов, Фетислямов, Бораметов, Шейхалиев, Аджыасанов, Сеитджелилов, Куртсеитов, Кельмамбетов и др.) встречаются чаще.
Фамилии уроженцев Южного берега и горного Крыма образованы, в основном, от прозвищ и отличаются краткостью, звучностью:
Юрдам, Куку, Дук, Гуту, Ирих, Маву, Сары, Дагджы...
Преобладающая часть русских фамилий имеет в своей основе церковное или мирское имя предка.
Большая часть фамилий многих народов образовалась от календарных личных имен, называемых так, потому что они содержатся в священных книгах (у православных в церковном календаре – святцах, у мусульман – в Коране).
Имена «обкатывались» в языке, давали большое количество производных – уменьшительных, ласкательных, звательных, уничижительных. Все это отразилось в фамилиях, например, от имени
Иван пошли фамилии: Иванов, Ивкин, Ивков, Ванюшин, Ванеев, Ванников.
До принятия христианства у русских были фамилии, отражающие реальные события жизни, характеры и качества людей: Бессонов, Нечаев, Сосунов и т.д. Много имен присваивалось по внешним данным: Беляй, Черняй, Красава, Кудряш. Отсюда позже появились фамилии: Белов, Чернов, Черняев, Черный, Красавин и др.
Крымскотатарские фамилии: Къаракъаш, Къарачикъ, Чалбаш, Сары, Сараев, Беяз.
Немецкие: Шварц, Вайс.
Фамилии рождались и от прозвищ, которые присваивались людям после роджения по определенным признакам деятельности, привычкам, характеру: Плешаков, Хромов, Рыжков, Набоков, Ломоносов, Толстой, Молчанов, Косоруков, Красношапко.
У крымских татар фамилии, образовавшиеся от прозвищ, такие, как Къашкъа, Чубар, Такос, Тазбаш, Акъсаков, Керогълу, Киббаров и т.д.
Немецкие: Ланге, Шварцкопф, Клайн, Марбен, Браун, Штольц.

Есть фамилии, пришедшие в русский язык из близкородственных языков – украинского, белорусского, польского. Сегодня это Глинский, Годунов, Стравинский, Станкевич.
А также образованные от тюркских имен: Бегичев, Кандауров, Балабанов, Узунов.
Термин «тюркский» объединяет группу тесно связанных между собой языков, среди которых важнешим как в культурном, так и в отношении числа его носителей является турецкий язык .
Русская лексика изобилует заимствованиями из различных тюркских языков, которые могли, как и любые слова, использоваться в качестве прозвищ или имен по профессии, а затем обычным путем превратиться в фамилии, например: Барсуков – барсук, Бугаев – бугай, Изюмов – изюм, Казначеев – казначей, Лапшин – лапша, Сургучев – сургуч.
Такие фамилии, разумеется, не могут рассматриваться как тюркские, поскольку они образованы не от тюркских имен, а от русских слов тюркского происхождения.

Вместе с тем есть множество фамилий и непосредственно тюркского происхождения.
Их можно разделить на две группы.
Первая группа, которую можно обозначить как «старинные татарские фамилии», восходит к эпохе Московского княжества и связана с татарским игом в России (1240 - 1480 гг).
Собственно, татары, т.е. монголы, составляли немногочисленную элиту (и притом лишь в ранний период) среди тюркской военной и гражданской администрации татарского государства на нижней Волге. Вскоре, однако, эта монгольская элита совершенно растворилась в массе тюрков.
К концу татарского ига некоторые татарские сановники постепенно изменили своей приходящей в упадок державе и подчинились растущей власти великих князей московских. Естественно, с падением татарского ига в 1480 г. этот процесс ускорился.
После покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств сильно возросло число татарских подданных русского царя.

Под властью российской короны татарская знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые, конечно, были русифицированы обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса -ов/ев и реже -ин. В фамилиях на -ов/ев ударение падает на предпоследний слог, в фамилиях на -ин, как правило, на конечный. Доля мусульманских имен арабского происхождения сравнительно мала в этой группе, состоящей преимущественно из фамилий русской знати и дворянства. В качестве примеров можно привести следующие фамилии:
Аксаков – aqsaq «хромой»
Аракчеев – araq¢y «пьяница»
Ахтамов – Ахтам – араб. Ahtam «достохвальный
Баскаков – basqaq «сборщик податей»
Бердиев, Бердыев, Бердяев – berdi «он дал», перфектная форма глагола bermek «давать»
Карамзин – qaramsy/qaramzy «чернявый»
Каратаев – «отатаренный мордвин», qara taj «черный жеребенок»
Кутузов – qutuz/qutur «неистовый, безумный»
Тимирязев – temir «железо» + Rijaz – араб. Rijad/Rijaz
Тютчев – возможно уйгур. kütü¢i «пастух» или производное от tüt «курить», либо tütä¢i «игрок на пастушьем рожке»
Чаадаев, Чадаев, Чегодаев – тюркский племенной союз, названный по второму сыну Чингиз-хана – Чагадаю (монгол «белесый»)
Шереметьев, Шереметев – перс. Sir «лев» + Ахмат.

На Руси XVI в. было модным давать детям шуточные имена, включая и мусульманские, такие, как Мансур, Мурат или Салтан, в качестве внутрисемейных. От них образовались затем фамилии, не отличимые от подлинных фамилий тюркского происхождения.
К приведенным фамилиям (их список можно продолжить) добавим несколько имен знаменитых племенников, взятых во время русско – турецких войн XVIII – начала XIX столетий.
Некоторые из этих фамилий принадлежали обрусевшим армянам, молдаванам, грекам или болгарам. Как правило, эти фамилии восходят к турецкому (османскому) источнику. Доля фамилий на -ов/ев и -ин в этой группе гораздо меньше:
Айвазов – турецк. Ajvaz «дворецкий»
Куинджи – турецк. Qujumdzu «серебряных дел мастер»; измененное окончание и передвинутое ударение придают этой фамилии итальянское звучание.

Вторая большая группа фамилий тюркского происхождения связана с покорением в XIX в.
огромных территорий в Средней Азии и на Кавказе с различным тюркским населением.
Это население составляет в настоящее время около 25 млн. человек, в том числе:
а) в Средней Азии: около 9 млн. узбеков, около 4,5 млн. казахов, около 1,5 млн. туркмен и примерно столько же киргизов;
б) на Кавказе: около 3 млн. азербайджанцев. К ним следует добавить
в) в европейской части России: около 6 млн. татар, ведущих исторический счет от Казанского и Астраханского ханств; около 1 млн. башкир и около 1 млн. чувашей, частично ассимилированных финнами потомков тюркских воложских булгар. Кроме перечисленных, имеются еще малые тюркские народности.

В настоящее время среди интеллигенции, в основном писателей тюркского происхождения, наблюдается тенденция к отбрасыванию русских окончаний, особенно у чисто тюркских, не арабо-мусульманских имен.
Фамилии этого типа образуются прежде всего от наиболее популярных из 99 имен Аллаха, например:
Азизов «Могущественный»
Валиев «Покровитель»
Ганиев «Даритель»
Меджитов «Славный»
Нуриев, Нуреев «Светлый»

Некоторое количество фамилий образовано от имен 28 «пророков», взятых Кораном из библейской традиции, например:
Ибрагимов, Ибраимов «Авраам»
Мусаев «Музаев, Мусин «Моисей»
Якубов, Ягупов «Иаков»

Несколько фамилий образовано от имен, связанных с происхождением и ранним периодом мусульманства. Имя основателя ислама отражено в следующих фамилиях:
Мухамедов, Мамедов «Восславляемый»
Расулов – «апостол», титул Магомета
Хасанов, Гасанов, Асанов – первый сын Али и второй имам шиитов.

Ряд фамилий образован от арабских слов, обозначающих понятия, связанные с мусульманской верой, например: Давлетов, Девлетов – «удача, счастье».

Имеется много так называемых «профессиональных» фамилий, их, правда, тоже часто бывает трудно отличить от прозвищ: Кузнецов, Мельников, Рыбаков, Плотников, Охотников, Слесарев.
У крымских татар это: Трубач, Дагъджы, Чиленгиров, Аюджи, Базиргян, Топчи, Молла, Арабаджи,
Бахчеванджи, Къуюмджи, Фурунджиев, Гемиджи.
Немецкие фамилии: Шнайдер, Мюллер, Фишер, Вебер, Беккер, Вангер, Штойерман и т.д.
Здесь бы сделать небольшую ремарку о том, что в странах СНГ самая распространенная русская фамилия Иванов, а в мире? Оказывается, чаще всего встречается фамилия, производимая от слова «кузнец». Если к русской фамилии прибавить Ковалевых, Ковалевских, Коваленко и Ковалей (по-украински «коваль» – кузнец), Демирджиев (по-крымскотатарски), то соотношение Кузнецовых и Ивановых значительно увеличится.

В англо–саксонских странах одна из самых распространенных фамилий Смит, то же самое можно сказать и о Шмидатах в Германии и Австрии. Но «смит» и «шмидт» в переводе на русский язык опять-таки «кузнец». Это объясняется тем, что раньше каждая деревня имела своего сельского старосту (Старостин, Шульце), своего кузнеца и управляющего (Майер), каждый помещик имел своего дворецкого (Хофман).
Фамилии образовывались и по национальной принадлежности, которая когда-то, возможно, была прозвищем, – Калмыков, Литвинов, Латышев, Татаринов, Татаринков, Туркин, Узбеков, Грузинов, Башкиров, Кигризов, Мордвинов, Цыганов. У крымских татар встречаются Казаков, Арап; у немцев – Бёме и т.д.

Князьям и боярам в XIV-XVI веках присваивались так называемые «географические» фамилии по их имениям: Трубецкой, Достоевский. У крымских татар фамилии Крымский, Керменчекли, Акъчокъракълы; немецкие Ангерман, Орт и т.д.

Итак, фамилия – это история от древности до наших дней, энциклопедия быта народа и этнографический кладезь. Это живая история народа.
Выводы: фамилия – это история народа. Фамилии бывают родовые, церковные; образованные от мирских имен предков; календарные, уменьшительные, увеличительные, отражающие реальные события; фамилии от прозвищ, привычек, характера, национальности, профессии, внешнего вида.

Литература:

1. Акъярлы Э. Из истории Крымского дворянства//Къасевет. – 1994. – № 2. – С.36-37.
2. Зорина Н.В. Deutsch – kommunikativ. – M.: Наука – Уайли, 1994. – 336с.
3. Каменская Г. Откуда пошла фамилия...//Семья. Земля. Урожай. – 1993.- №3. – С.47-48.
4. Прокопенко М.С. В мире интересного. – Ташкент: Наука, 1969. – 286с.
5. Унбегау Б.О. Русские фамилии- М: Издательская группа «Прогресс», 1995. – 448с.
6. Качкан В.А. Українське народознавство в іменах. -К: Либідь, 1995. – 228с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000/ Под ред. Н.Ю. Шведовой – 14 изд., стереотип. -М: Рус. Яз., 1983. – 816с.
8. Кайбулаев Ш.Э. Крымскотатрские имена. Происхождение и значение – Красноперекопск: Межрайонная типография. - 1994. -82с.
________________________________________
Крымский государственный инженерно-педагогический университет
У статті розглядається походження прізвищ у Росії, Криму, англо-саксонських
країнах. Подається анологія походження так званих «професійних» прізвищ, прізвищ
за національністю та інше.
Ключові слова: родові імена, нецерковне ім`я пращура, архієрей, знать, муфтій,
шейх, кадій, світське ім`я
The article deals with the analysis of the origin of names in Russia, Crimea, anglosaxon
countries. Analogy of the origin of so-called «professional names has been made as
well as the names connected with national origin.
Key words: muftii, dinasty, non-church name, kadii, sheih, aristocracy, genetic names,
descendant, ancestor, bei, archihei

Я решил сделать подборку источников об уланских родах Крыма. Чтобы сразу был ясен предмет обсуждения для образованной (читающей) публики, я посоветую перечитать «Квентин Дорвард» или еще нечто романтическое, но вполне достоверное о шотландских кланах. Честно говоря, не могу припомнить ничего о чеченских тейпах. Неплохо показывает родовую клановую организацию исторический роман «Кочевники», автор Ильяс Есенберлин. Важно для современной истории Крыма, а точнее особенностей этнопсихологии коренного крымского меньшинства, что на полуострове не сложились феодальные отношения, не было крепостного права.

В целом для обширной территории юго-востока Русской равнины — Северской земли (Слобожанщины, позднее, и области Войска Донского) феодализм также не утвердился по разным причинам. Прежде всего, это обилие природных ресурсов, сочетание промысловой присваивающей экономики и производящей, независимость от властей локальных хозяйственных единиц (сельских и ремесленных общин, хуторов, монастырей, артелей, пастушеских и рыбацких ватаг). В Крыму, как и в нынешнем Донбассе, так и не сложилась феодальная лестница , а по большому счету, вообще ничего из классического определения феодализма на юго-востоке Русской равнины найти невозможно.

Слобожанщина (Слободская Украйна) времен Российской империи удивляет 18 (!) разными системами налогообложения однодворцев. Однодворцы это не дворяне и не крестьяне, это государственные служащие (ямщики, гусары, пушкари, рейтары), которым было позволено жить своими общинами в обмен на определенную службу государству.

Бейлики Крымского ханства это своеобразные родовые автономии. Зависимость бейликов от центральной ханской власти в Бахчисарае была обоюдная. Османская империя, в меру своих возможностей, вмешивалась в эти отношения в своих интересах. Но это было крайне непросто. Армия Крымского ханства была в 15-17 века лучшей в мире, ничего подобного турецкая бюрократия создать не могла.
Просьба ко всем — в комменты добавлять ссылки на другие источники.
И прежде всего хотелось бы найти полный текст Лашкова из работы о бейликах Крымского ханства.

Лашков Ф.Ф.

АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ О БЕЙЛИКАХ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ
//Труды VI Археологического съезда. – Одесса, 1904.

с. 105 «Род беев Кудалан Яшлавских есть один из 7-ми бейских поколений, известных в Крыму всему народу, происшедших от древних завоевателей Крыма и составляющих превысшую в оном степень. Предок Яшлавских Абан бей Кудалан в прошедших веках пришел в Крым от реки Волги и привел с собою подвластные ему народы, коими всегда обладал и кои служили под его знаменами. В Крыму он завоевал еврейский город Кир, что ныне Чуфут-Кале, неприступный по натуральному положению, со всеми его землями, и поселился в Яшдаге, т.е. на полянах в молодом лесе, между городом Киром и рекой Альмой, от чего прозвался Яшлав, и потомки его и народ распространились в разных местах, им приобретенных. Первородный в фамилии Кудалан Яшлавских восходит в достоинство бея, который до присоединения Крыма к Российской державе ограничивал зависимость свою Крымскому хану, яко верховному повелителю государства, единым выходом своим на войну; меньшие же мурзами называются.
Беи Кудалан-Яшлавские, как древние владетели города Кира, брали со всех городских жителей, яко со своих подданных, подать деньгами и вещами, как то: со скота, овощей, съестных припасов, с вина, с недвижимых имений, с душ и венчанных браков, о чем подробно изъяснено в подтвердительной грамоте, данной от крымского хана Батыр-Гирея Джантемир бею Яшлавскому. Родовые имения их, переходящие целостно старшему в роде, и именно: округа деревни Биюк-Алтачи с соленым на оной озером и другие, называемые потому Яшлав-Бейлык, от самой глубокой древности состояли во владении их на праве собственности, в каковом праве и российское правительство их застало. Многие из рода Кудалан-Яшлавских служили турецким султанам и были от них жалованы, как то Мурат мурза, пенсионом, о чем значится в грамоте, данной ему султаном Махмутом, а другие внутренними в Крыму при хане беями и пашами, как о том в родословии показано».

Герб беев Яшлавских, имеющий указанную ниже форму, называется таган и употребляется от глубокой древности до ныне в фамилии их.
Источник — один из многих примеров высоко-профессионального исторического проекта — сайт Олексы Гайворонского о древнем городе Эски-Юрт (Кырк-Азизлер)

Ислям Ширинский
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О КРЫМЕ
(подготовил к публикации Ильяс Яшлавский)

ШИРИНСКИЙ ИСЛЯМ КАДЫРОВИЧ.
Родился 25 февраля 1901 года в деревне Ишунь Феодосийского уезда, в Крыму.
Род Ширинских — один из семи феодальных родов крымского ханства , упоминается еще в 14 веке. (см., например: Якобсон А.Л. «Крым в средние века». -М.: Наука, 1973 г.)

  • вот тут как раз внесу свои поправки в мнение (от слова мнить) официальной науки. В Крыму не было крепостного права, не было феодализма . Была клановая система , впрочем, как и на юго-востоке Русской равнины. Все Ширины были родственники между собой, однако не все были богаты, не все были мурзами, детьми бея. Главное — все были свободны, все семьи обязаны были давать воинов. Это не феодальная, а клановая организация. Родовая. В феодальном обществе, а до этого в рабовладельческих полисах Эллады, сильное племя или просто группа воинов (банда) захватывала территорию с земледельческим населением и облагала их данью и повинностями. Так сделали, например, спартиаты с илонами. Причем, в классической Спарте было соотношение около 30 тысяч спартиатов на 200 тысяч илонов, поэтому юноши (а по желанию и девочки, а также те девочки, которым для замужества надо было отомстить за смерть родителей) обучались воинскому мастерству. После захода солнца отряды подростков старше 14 лет должны были патрулировать кварталы илотов и убивать всех, кто покидал пределы своего дома.
  • В Степном Крыму и на Юго-востоке Украины земля принадлежала не помещикам из чужаков, силой захвативших пастбища и поля, а кланам, родовым сообществам. Подобно Шотландии и Северному Кавказу.

Ислям Ширинский, после революции учился в педтехникуме, затем учительствовал в Бахчисарае и Симферополе.
В 30-ые годы покинул Крым, учился в пединституте в Сталинграде и в университете Баку.
Более сорока лет преподавал в школах Азербайджана историю, географию, русский язык, рисование и пение.
За плодотворный труд награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
В настоящее время, пенсионер проживает в г. Гянджа республики Азербайджан.

Ильяс Яшлавский , 1991 г.

P.S. Несколько лет тому назад из Гянджи пришло сообщение о смерти Исляма Кадыровича.

Андрей Яшлавский , 1999 г.

«… Фамилии крымских мурз происходят в основном от названия той деревни, где они проживают, например:
название деревни — Ширын — Ширинлы, «ский» прибавляется в конце — Ширинский)
Аргын — Аргинлы
Яшлав — Яшлавлы
Кипчак — Кипчаклы
Мансур — Мансурлы и т.д.
После присоединения Крыма к России (1783г.) к фамилиям мурз стали прибавлять суффикс «ский» — это уже явление Русского государства. …

… крымские татары говорят: «ОГЛАН», а казанские — «УЛЬЯН». Не от этого ли слова произошла фамилия Ульянов?
Урал — по-татарски — пояс, кушак
Байкал — «Бай гель»
Царицын — «сару су»(желтая вода)
Саратов — «сару тав»(желтая гора)
Челябинск — от слова «Челяби»

Лошадь — от слова лаше
Деньги — от слова «тиньке»
Ура — от слова «ур» («ударь»)… »

КАРАИМЫ И АЛИМ

Караимы — малочисленный народ, говорят по-татарски с небольшими изменениями. Религия еврееподобная, но они считают себя далеко от евреев. В основном, они богатые люди, фамилии носят такие: Чуин (чугун), Туршу (соление), Сарибан и т.д.. Многие богатые караимы не женятся- умирают старыми холостяками. Живут они летом на своих дачах, а зимой переезжают в свои дома в город, занимаются торговлей.
Большая река протекает через Карасубазар — река Чай узень — с хрустально чистой водой. Недалеко от речки расположена небольшая деревня Азамат. Недалеко от этой деревни в районе, называемом Карагач, жил богатый караим с женой и дочерью. Он владел прекрасным садом и домом, любил цветоводство.
Ему понадобился человек, который бы ухаживал за цветами. Таким человеком оказался молодой, стройный и симпатичный татарин из деревни Азамат — Алим. Алим усердно выполнял свои обязанности по уходу за цветами. У хозяина была молодая и красивая дочь Сара. Она каждый день к вечеру выходила в садик и наблюдала за работой садовника Алима. Скромный парень Алим в первое время даже стеснялся дочери хозяина. Но Сара все больше и больше старалась затеять разговор с деревенским парнем. День ото дня, незаметно молодые сближаются. Видя симпатию девушки, Алим тоже стал набираться смелости и вступил в разговоры с дочерью хозяина. Отец — караим был доволен работой садовника, не замечал, что происходит между молодыми людьми. …
….
Алим решился на ограбление одного богатого караима, да и богатые татары помогли ему деньгами. Алим шесть месяцев прятался на чердаке дома брата моей бабушки (по отцу), после чего через Феодосию перебрался в Истамбул, там открыл кофейню и прожил всю жизнь в Турции. В кофейню Алима всегда заходили крымские татары, приехавшие в Турцию и он охотно принимал гостей.
А Арон, отец Сары продал дом и сад и куда-то переехал.
Прошло много лет после событий описываемых мною, но любой татарин с уважением называет имя Алима, чтят его как честного, умного и красивого парня. Некоторые жулики на больших дорогах, выдавая себя за Алима, грабили людей. Алим тогда еще был в Крыму и вот Алим поймал одного такого жулика — бандита и отрезал ему одно ухо и сказал:» вот ты теперь будешь Алим Безухим.»
Жалко этого благородного парня, который стал невыносимым, только для глупого папаши Сары — глупого Арона.

КИНОФИЛЬМ «АЛИМ»

Этот фильм был выпущен, где-то в 1922-23 гг. Главные роли исполняли: Алима-Хаири Эмирзаде, а Сары — Асие, внучка Саиде хани Муфтизаде, дочь Исмаила Мурзы Карашайского, Асни тогда была женой Хаири. Она слыла красавицей, но она не столько была красива, сколько умела создавать красоту красками. Хаир — житель деревни Дерекоя, бывший шофер с небольшим образованием. В первое время танцевал в районных клубах, а потом выдвинулся как знаменитый танцор в городе Симферополе, выступал в Госдрамтеатре и на дервизах (на народных гуляньях).
На этих дервизах Хайри танцевал и познакомился, и женился на дочери мурзы. За это было несколько попыток убить Хайри по дороге из Дерекоя в Симферополь. В то время в ЦК Крыма был бывший «чайчи» (чайханщик), безграмотный человек; его телохранителем был Кайсер, человек высокого роста, широкоплечий, со страшной физиономией — житель Ялтинского района, носил он желтые гетры на шнурках, синие галифе, коричневую гимнастерку, опоясан кавказским ремнем, с маузером с серебряной рукояткой, на голове коричневая кубанка. Вот эти два человека много безвинных людей погубили. …

Профессор Чобан-заде

…. В 1922 году недалеко от Симферополя в имении немца Кесслера открылись курсы по подготовке учителей для татарских школ Крыма. Эта школа называлась «Тотай-Кой». Я тоже там учился, но потом меня уволили, как человека непролетарского происхождения.
Директором школы был Амет Озенбашлы, преподавателями: Бекир Чобан-заде, Осман Акчокраклы, Михаилов, Свищев и др.
Питание учеников было очень плохое — 0,5 кг черного хлеба, утром котелок кипятку и кусок пиленного сахара, так же и вечером, в обед жиденький борщ на подсолнечном масле. Так кормили изо дня в день. Из шести дней недели два дня работали то в саду, то пасли скот, ездили в лес за дровами, убирали за скотом.
Жили в разных местах: на складе, в помещении мельницы, на частных квартирах.
Последствия страшного голода 1921 года еще продолжались. Стипендию нам не платили. После 1923 года директора школы арестовали, а остальных учителей разогнали, признавая в них националистический уклон.
Профессор Чобан-заде работал в институтах Баку, а потом и его изолировали. В последствии реабилитировали. Женой у него была Диляра, бывшая ранее женой Кипчакского Исмаила. Так погиб великий татарский ученый — сын постуха из Крыма. …

…. В 20-ти км от Карасубазара на северо-западе расположена наша деревня Ишунь (не путать с деревней Ишунь в р-не Сиваш).
Деревня основана моим отцом Хдыром Мурзой Ширинским.
В деревне стрункой тянутся дома крестьян, улица широкая, на противоположной стороне улицы дом и хозяйственные постройки помещика. Вся деревня в фруктовых садах и расположена она в 5-6 км от лесной полосы, а с противоположной стороны — степи. В центре деревни прекрасный фонтан, с хрустально чистой водой.
За деревней озеро, глубиной 3-4 метра, богатое рыбой. Такой красивой деревни в Феодосийском уезде больше нет.
Несколько лет тому назад, мой сын Бахтияр, был в Крыму и посетил нашу деревню Ишунь, которую я выше описывал.
От деревни остались только рожки да ножки. Сын из нашей деревни привез мне горсть земли, и я эту землю высыпал в пакет и написал стихи о моем горе и переживании.
Вот они, слова татарские, а буквы русские. ПРОЧТИТЕ!

Горсть земли

КРЫМ — ИШУНЬ — АНА
КОЮМИЗДЕН БИР АВВУЧ
ХАРЕЛИ ТОПРАК
АЗИЗ СЕВИМЛИ УНУТИЛМАЗ
АНА ВАТАНЫМ УПУРУМ
СЕНИ АИ ГУЗЕЛЬ КРЫМ
СЕНИН ГОИНУНДА
ЗШДАДЫМ НЕСЛИМ
ИУРЕГИМДЕН ХАСРЕТЛИ СЫРЫМШИМДИ ЭСЕ ТАЛИИМ
КАДЫ БУ БИР АВВУЧ ТОПРАКДА МЕНИМ
ИЧ ХАТРИДЕН ЧИКМАЗ СЕНИН КУЧАГЫНДА
КЕЧИРДИГИМ БАХЛИ КУНЛЕРИМ.
ЭНДИ КРЫМДА КАЛМАДЫ
НЕ БИР СОИ, НЕ БИР ДОСТ
НЕДЕ БИР СЕВИМЛИ ДЖАН,
УМИДСИЗДЕН БИЗЕ
ГУРБЕТЛИК ДУШДИ
ОЛДЫ ВЕТАНИМИЗ, АЗЕРБАЙДЖАН.
Крым — Ишунь — мать моя,
Как мне дорога горсть земли
С моей деревни,
Как прекрасна Родина- Мать, Крым
Теперь у меня и только осталось
Горсть земли бесценной
Никогда не исчезнет с души моей
Счастливых дней воспоминания.
Нет теперь в Крыму ни родных, ни друзей, ни любимых Джан
Только, ты утешение моей боли;
Гостеприимная, вторая Родина Азербайджан

(Перевод И.Яшлавского)

… К нашему удивлению, среди Ширинских очень много было людей любителей музыки. У Алиша Мурзы два сына играли на скрипке, один на кларнете, дочь на гармонике и бубне, другой сын на барабане. Мой отец и его сестра играли на гармонике, а с 19 лет на скрипке и мандолине, хорошо выбивал на бубне и красиво танцевал Хаитарму. Будучи учителем, я организовал драмкружок и 10 лет вечерами с молодежью готовил их к исполнению ролей в ходовых в то время пьесах, и заслужил большую благодарность общественности, с 7-ми летнего возраста увлекся искусством. Сейчас у меня на веранде висят хорошо оформленные в рамках более 300 картин. Столько же я подарил моим друзьям и родственникам. …
Август-октябрь 1990г.
гор. Гянджа, Азербайджан

Бейлик Аргын в Крыму обширные и богатейшие земли от нынешнего Симферополя почти до Белогорска. Столица Аргын-сарай находилась на полпути от Феодосийского шоссе к селу Межгорье. Весь этот могущественный род целиком уехал в Турцию после присоединения Крыма к России. Пустующие земли около 200 лет назад были заселены колонистами из Германии, Швейцарии и Франции.

Аргын известны в Сибири, как сильные воины, вероятно, имеющие отношение к торговле мехами и другими важными и дорогими товарами.

О роде Аргын в Казахстане - http://www.art-kaz.ru/images/argyn.html
Показательно, что тамга аргынов в Казахстане не такая как в Крыму. Так что не следует тамга называть родовым знаком. Тамга - знак территории.

Самое многочисленное подразделение аргынов – каракесеки (свыше 20 % численности аргынов в начале XX в.) считают себя потомками некого Болат-кожи, по прозвищу Каракесек (булыжник). Имя Болат-кожи исследователи соотносят с подразделением карлуков (булак), населявшего «страну Аргу» в бассейне реки Талас (Махмуд Кашгари). В период монгольского завоевания территории Аргу, часть ее населения бежала в северные степи, став основой племенного объединения аргынов. Не случайно тамга аргынов близка по начертанию к тамге дулатов. Об этом говорят и устные генеалогические предания, в которых Болат – имя старейшины сотни (жуза) людей, ушедших в Сары-Арку под начало Алаш-хана и образовавших Средний жуз.

По легенде Шакарима, первопредком аргынов был хан Аргын-ага, от его сына Кодана родился легендарный Даирходжа – Акжол, имя которого стало ураном всех аргынских подразделений. Интересно, что упомянутый Кодан (Котан) считается отцом Уйсуна (Старший жуз) и Алшина (Младший жуз).

Отдельно интересно было бы узнать о тамге Дулат (и связано ли это родовое имя с гуннской династией Дуло первых ханов Великой Булгарии, в земли которой входили Тамань и Восточный Крым).

Аргын - древней домонгольский аристократической род Крыма - тарханы.
отрывок из Истории Крыма Андреева:
В XIV веке в восточном и юго-западном Крыме образовываются феодальные поместья татарских беев и мурз Татарская знать получала земли по тарханным ярлыкам - жалованным грамотам вместе с различными льготами и привилегиями.
Известен ярлык крымского хана Девлет Гирея Аргинскому князю: «Девлет Гирей-хан. Слово мое. Владельцу этого ханского ярлыка, приносящего счастье, гордости до-стопочтенных эмиров - Аргинскому бею Ягмурчи-хаджи - пожаловал я страну и слуг, которыми распоряжались его отцы и старшие братья при наших высоких отцах и братьях, а также пожаловал ему, Ямгурчи-хаджи, лично получать все повинности (налоги от населения - А. А.) и управлять им, придерживаясь древних обычаев и закона. Повелеваю, чтобы как старики, так и молодые из слуг его явились к хаджи-бею, изъявили покорность и повиновение и сопровождали бы его везде - едет ли он верхом, идет ли пешком, и ни в коем случае не ослушивались бы его приказания. Чтобы ни султа-ны, ни другие беи и мурзы не посягали на изменения и не оказывали препятствия при владении землями, которые им, Аргинским, при ханах, отцах и старших братьях наших,
слу-жили для хлебопашества, сенокошения, кишлова и джюблова овец и турлава (земля для зимовки, летней пастьбы и по-стоянного жительства), - дан ему этот ярлык с приложением перстяной печати. 958 года (1551 года) в Бахчисарае».
+ + + + +
из этого документа можно сделать вывод, что крымские аристократы получали ярлыки от Чингизидов так же, как и русские князья из рода Рюриковичей.
Тарханный ярлык предназначался именно для домонгольской, немонгольской местной аристократии на землях, признавших свою зависимость от Чингизидов.
Отсюда становится понятным, почему большинство крымских беев и мурз не были похожи на монголов, ездили на высоких тонконогих лошадях, а одевались «по польской моде».
Польскую моду, очевидно, создали такие же конники сарматского происхождения (на лошадях той же, наверное, породы), которые служили польско-литовскому государству.

Теперь, хотелось бы еще выяснить, какие именно роды получали тарханные ярлыки, а какие все же пришли из-за пределов Крыма.
Пока я знаю лишь, что род Яшлав (князья Яславские) пришли в долины Чурук-су и Альмы из Поволжья. Монголоидные черты беи и мурзы Яшлавские сохранили вплоть до нынешних времен.

Бейлик Кырк , вероятно, возник для защиты Крыма от калмыков и населен был черкесами. Адыгский историк Самир Хотко приводит такую цитату неизвестного турецкого автора 1740 года:
Джанкой - «это значительное село, расположенное на большой реке, которая впадает в Азовское море. Оно защищено направленным к реке рвом. Там находится Ак-Чибукбег, вассальный вождь черкесского хана, который командует войском, составленным из людей 300 черкесских сел».
Вероятно, речь о местечке Сыртки Джанкой в общем устье Салгира и Карасу.
Налог ак-чибук известен в Османском империи на Балканах, это натуральный налог шерстью для выплаты военным наемнымникам. Ак в данном случае не просто белый, а белая шерсть, а чибук — трубка, то есть » деньги на табак». Судя по рисункам, стража в крепостях курила на посту, чтобы согреться и для бодрости. Трубки были с очень длинными чубуками и крышкой. Если человек сидел, то трубка упиралась в землю. Называть территорию Кырк бейликом не совсем правильно. Присивашье с глубокой древности, возможно еще с гуннских времен было частью земель рода Ширин. Только угроза калмыков вызвала необходимость поставить здесь черкесского наместника, но это был не родовой вождь, а только командир наемников. Самое название кырк означает круг. Многие села в Присивашье имели такие названия. Сложно сказать — возможно, из-за круглой формы заливов, возможно, по причине родовой организации черкесов. Кырк (круг) это еще и 40 воинов, которые едят из одного котла. Собственно, и слово черк-ас означает воин круга.

Для планирования маршрутов на любой внедорожной технике от джипа и багги до горного велосипеда, а также верхом по местам где были родовые дворцы степной и предгорной аристократии Крыма рекомендуем старинные грунтовые дороги. Они хорошо показаны на Военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года. Современный картографический сервис позволяет накладывать на нее любой прозрачности слои космической съемки и карту-гибрид. Есть возможность сопоставить древние и современные дороги, названия новые и старые. Особое внимание следует обратить на древние водопои, колодцы и родники. Одним из важнейших признаков старых постоялых дворов является прямоугольной формы фундаменты, которые читаются даже на космических снимках. Как правило рядом с ними над родниками сохранились огромные старые деревья чинары (платана восточного).

В результате изучения состава населения России выяснилось, что довольно значительную часть жителей страны составляют татарские народы. Несмотря на смешение народностей и наций, татары сохранили свою национальную культуру, язык и народные традиции. Татарские фамилии представляют собой особую группу со своими традициями и национальными особенностями.

История происхождения татарских фамилий

Баширов — сын Башира (Башир — мусульманское мужское имя).

Хайруллин — сын Хайри (в значении добро, благополучный, благо).

Сафин — сын Сафа или сын Сафи.

Юнусов — сын Юнуса.

и многие другие.

Фамилии крымских татар

Фамилии крымских татар имеют два варианта написания — с окончанием — ов и с окончаниями -ин, -ая, — ий. Фамилия крымских татар были оформлены во времена Великой Отечественной войны.

Татарские фамилии, образованные от профессии предка

Существует также группа татарских фамилий, произошедшие . Например, фамилия Урманчеев — «лесник»; Аракчеев - «аракчи» (от тюркского слова araq - водка, то есть торговец водкой).

Написание татарских фамилий

Татарские фамилии имеют два основных варианта написания — с руссифицированным окончание — ов, -ев -ин или без окончания: Тукай или Тукаев; Сайфутдинов или Сайфутдин; Залилов или Залил; Шарифуллин или Шарифулла. Фамилии без окончания употребляются при общении на родном языке либо в татарской литературе. В официальных документах России и в паспорте татарские фамилии имеют окончание , -ов или -ев.

Подготовлено специально для сайта

| | | | | | | | | | | |

Татарские фамилии.Значение татарских фамилий

ДУРАСОВЫ. Дворяне с XVII века, имение в Арзамасском уезде. От Кирйнбея Ильича Дурасова, перешедшего на русскую службу в 1545 году из казанских татар. Имя Киринбей от татарского прозвища кырын бей "окольный, окраинный господин", а Дурасов, возможно, от арабо-тюркского дурр, дурра "жемчуг, жемчужина" .

ДУНИЛОВЫ. Род дворянский от Дунилы из татар. В середине XV века отмечен Пётр Еремеев Дунило - Бахметьев, что - наряду со свидетельством родства Дуниловых с Бахметьевыми - еще раз подтверждает их тюркское происхождение.

ДУЛОВЫ. От мурзы Дуло, вышедшего из Орды к князю Ивану Даниловичу Шаховскому в середине XV века. Фамилия может быть от староболгарского "Дуло" - один из двух царственных булгарских родов.

ДУВАНОВЫ. Дворяне в рязанских землях с XVI века. От Дувана, вышедшего в XV веке из Большой Орды к рязанским князьям. Фамилия от тюркского прозвища дуван "майдан, открытое место, казачья сходка для дележа добычи" . В родстве с Темирязовыми и Турмашевыми (см).

ДОЛГОВО - САБУРОВЫ. В ОГДР сообщается: "Род Долговых - Сабуровых происходит от выехавшего к благоверному Великому князю Александру Невскому из Большой Орды Атуна мурзы Андановича, который по крещении назван Борисом и находился при великом князе в боярах. У сего Бориса был правнук Фёдор Матвеевич Сабур, коего потомки Долгово - Сабуровы". О тюрко - ордынском происхождении рода свидетельствуют фамилии и имена, исходящие из прозвищ: Атун - от древнетюркского айдун "свет, сияние"; Андан - от тюрко-персидского андамлы "стройный" ; Сабур ~ Сабыр - от арабо-мусульманского сабур "долготерпевший", один из эпитетов Аллаха. В 1538 году упомянут в Ярославле городской приказчик Долгово-Сабуров Иван Шемяка. Судя по "" именам и времени выезда, Долгово-Сабуровы могут быть беженцами из Булгар во время монгольского нашествия.

ДЕРЖАВИНЫ. От Державы Алексея, сына Дмитрия Нарбека, сына мурзы Абрагима - Ибрагима, вышедшего из Большой Орды на службу к Великому князю Василию Васильевичу отмечается также родство Державиных с Нарбековыми и Теглевыми. Под 1481 годом отмечается торговый человек Державин Филя. В потомках великий Гавриил Романович Державин, родившийся в 1743 году под Казанью.

ДЕДЮЛИНЫ. От Курбата Дедюлина, служилого человека, отмеченного в Казани в 1566 году. Скорее всего, это выходец из Казани с той же основой фамилии от прозвища дедя.

ДЕДЕНЕВЫ. От.Дюденя, который с Термосом и родственниками Сергея Радонежского переселился в 1330 году в Московское княжество. В XV веке потомки Дюденя имели княжеское звание и в конце XVI века уже носили фамилию Деденевы. Тюркское происхождение подтверждается распространённостью этого имени у ордынцев - см.: Дюдень - ордынский посол в Москву в 1292 году. Дюденевы получили дворянство в 1624 году, фамилия от древнетюркского дедя "отец" .

ДЕВЛЕГАРОВЫ. От Девлегарова Мамкея служилого татарина, станицы служилых татар в середине XVI века, посла в Ногаи в 1560 году. Судя по фамилии, распространённой у татар-мишарей, род Девлегаровых мишарского происхождения. Фамилия от прозвища, состоящего из двух частей: персидско-мусульм. девлет "счастье", "богатство" и персидско-тюркского гирей "сильный", "могучий" .

ДАШКОВЫ. 2 рода: 1) от князя Дмитрия Михайловича Дашко Смоленского в начале XV ве""ка пошли князья Дашковы, мелкие землевладельцы. В 1560 году князь Андрей Дмитриевич Дашков описывал Кострому; 2)-от мурзы Дашека из Орды и его сына Михаила Алексеевича, вышедших из Орды к Великому князю Василию Ивановичу на рубеже XIV - XV вв. . Дашек, принявший в крещении имя Даниил, умер в Москве в 1408 году, оставив сына Михаила по прозвищу Зияло. От сего рода пошли дворяне Дашковы. Прозвище "Дашек", по мнению Н.А.Баскакова, тюрко - огузского происхождения от дашык "заносчивый", но может быть и от ташак, ташаклы "мужественный". Имя-прозвище Зияло от персидско - тюркского "сияние Али" . От обоих родов, но преимущественно от второго, пошли дворяне, активно участвовавшие во всех завоевательных походах Руси на Казань, Прибалтику в XVI - XVII в""в., воеводы во многих городах, послы и дипломаты, учёные, в том числе первая и единственная женщина-президент Российской Академии Наук Екатерина Дашкова.

ДАВЫДОВЫ. Род от Давыда сына мурзы Минчака Касаевича, вышедшего из Золотой Орды к Великому князю Василию Дмитриевичу и принявшего при крещении имя Симеон. С 1500 года уже имели вотчины, в том числе в XVII - XX вв. в Нижегородской и Симбирской губерниях. В родстве с Уваровыми, Злобиными, Оринкиными. Фамилия и имя Давыд -Давуд ~ Дауд - арабизиро-ванная и тюркизированная форма еврейского имени Давид,что означает "любимый, любящий" . В потомках - воины, декабристы, дипломаты, академики и др. .