За селом на рассвете где колышется рожь. Николай якунин


* * *
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»

Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»

На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!

Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?

Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»

* * *
Других, не себя, милосердию учим,
В сердцах уличаем кого-то во зле,
А там, за туманом, за лесом дремучим,
Есть место святое на грешной земле.

Стучатся к нам в души то счастьем, то горем
Зимы кулаки и ладошки весны.
А там за туманом, за сказочным бором,
Есть место святое, где все мы равны.

В тиши той священной ни песни, ни крика,
Обманщик вдруг вздрогнет, замрет краснобай.
Стекает закатом в траву земляника,
И тянутся ветки деревьев к грибам.

В правах там равны и вдова, и невеста,
Наполнены гнезда там вечностью звезд.
На грешной земле есть священное место -
Священное место - крестьянский погост.

* * *
Ах, как бы я хотел весною
Тропинкой талой в звонкий день
Уйти куда-нибудь с тобою
От шумных сел и деревень.

Хотел бы все твои печали
Оставить где-то позади,
И, ничего не замечая,
Счастливым рядышком идти.

Не слышать шорохи и звуки,
Не видеть птиц и гнезд в кустах,
Твои доверчивые руки
Вдруг ощутить в своих руках.

И в белой роще незнакомой
В глаза родные посмотреть,
Забыть, что ждут нас где-то дома,
И ни о чем не сожалеть.

Осыпать прошлую тревогу
Росой в лесную благодать,
К твоим губам найти дорогу,
А все другие - потерять!…

* * *
Затерялся в репейнике след
Тот, что я здесь когда-то оставил.
Лишь струится над памятью свет:
Желтый лист на зеленой отаве.

Старый вяз, словно раненый зверь,
Шарит ветками в поисках детства.
Крепко заперта в прошлое дверь,
И не пустит никто обогреться.

Где-то трубит рассерженный лось,
Мышь шуршит в заколоченном доме.
Рыжий ветер, промокший насквозь,
Что-то ищет в холодной соломе.

В роднике загустевшую тушь
Не пригубят ни люди, ни кони.
Лишь на боль мою тянет из луж,
Как и встарь, подорожник ладони…

* * *
Ты для меня как заря и как тайна,
Годы искал, а вот встретил случайно,
Не затерялась ты в мире огромном -
Светлая лилия в омуте темном!
Не затерялась, не запропала,
А лепестки по воде расплескала.
Дни так длинны! А свиданья - коротки,
Мне до тебя - и ни вплавь, ни на лодке.
И надо мною кувшинки смеются,
Не донырнуть до тебя не коснуться.
Хочешь, в жару истеку я слезою,
Чтобы лишь вместе быть, рядом с тобою?
Хочешь, твоим стану стеблем и корнем,
Белая лилия в омуте черном?
Ива молчит, усмехается вереск,
Знают, ко мне ты не выйдешь на берег.
В темную глубь среди полдня заманишь,
Но лепестки мне свои не протянешь.
Сколько бродить мне напрасно влюбленным,
Светлая лилия в омуте черном?
Свет твой прохладный, мои неудачи
Осень погасит и в реченьке спрячет.

* * *
О, что за создания - русский народ!
В избе-развалюхе старушка живет.

В почете была. И была знаменита.
Теперь же соседями даже забыта.

Живет-доживает на старости дней
Без злобы на мир, без обид на людей.

Живет-доживает, как в сумерках серых, -
Ни к бывшей снохе и ни в дом престарелых.

Все было - прошло. Ни вдова. И ни мать.
«Зачем же я буду кого-то стеснять?»

Одна, как в пустыне, нища и убога,
Достатка, здоровья не просит у Бога.

Ночами стоит у лампады своей:
«О, Боже, пошли ты мне смерть поскорей!

О, Добрый Всевышний, я слезно молю,
Прими же Ты грешную душу мою…»

* * *
За деревней сонною, за печалью тихою
Пахнет луг туманами пополам с гречихою.

В лозняке за выпасом, над рекой недальнею
Истекают росами голоса печальные.

Я стою да слушаю, - хочется, не хочется, -
Справа - грусть глубокая, слева - одиночество.

Бродят по тропиночкам в темноте - не светятся,
Только я предчувствую, что они здесь встретятся.

Так и вышло к радости. И сбылось пророчество:
Где-то в пойме встретились - грусть и одиночество.

Ласточки над омутом. Спит звезда на отмели.
Обнялись два голоса и зарю приподняли.

Родине

Мимо тусклых рябин
По тропинке гусиной
Выйду в поле один
На свиданье с Россией.

Воздух, что на меду -
Малый Ковш - без закуски.
И к земле припаду
По-крестьянски, по-русски.

Боль и бедность - не грех,
Мать виновных не ищет.
Поклонюсь я за всех
Неимущих и нищих.

И у неба светло
Попрошу как прощенья,
Чтоб убавилось зло,
Не иссякло терпенье.

Чтоб садились за стол
С верой мы и любовью,
И чтоб каждый твой стон
Отзывался в нас болью.

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Внеклассное мероприятие

«Щедра Московская земля талантами»

Подготовила

Учитель начальных классов

Терентьева Е.А.

Ноябрь,2012г.

Цели мероприятия:


  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.

  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.

  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

  4. Воспитание уважения к русским мастерам и к родному народу.

  5. Воспитание гордости за национальную культуру и творчество.

  6. Развитие интереса к изучению родного края.
Задачи :

  1. Развивать творческие способности, мышление, речь.

  2. Усиливать патриотические и нравственные качества личности.

  3. Развивать эмоциональную сферу.

  4. Научиться беречь традиции русского народа.

  5. Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование :

  1. Выставка изделий народных промыслов России.

  2. Плакаты о народных промыслах.

  3. Книга стихов Владислава Бахревского «Золотые к сердцу ключи».

  4. Рисунки и поделки детей.

  5. Музыкальное оформление.

  6. Доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

Ход мероприятия


  1. Зал украшен плакатами; рисунками, которые дети выполняли на уроках изобразительного искусства; рисунки воспитателей; доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

  2. Оформлена выставка образцов декоративно-прикладного искусства Московской области и детские работы: гжельская посуда, жостовские подносы, богородская игрушка, матрешки из Сергиева Посада, павловский платок, народный костюм жителя Московской губернии, кудринская резьба по дереву, лаковая миниатюра Федоскино.
Ученик 1: За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Ученик 2: Подмосковье, Подмосковье,

Край любимый и родной!

Подмосковье, Подмосковье!

Мы любуемся тобой.

Ученик 3: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий: - Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб (вынимает предметы и показывает ).

Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Ученик 3: - Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Ученик 3: - А вот мы сейчас и проверим.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек. Демонстрируют несколько матрёшек, вынимая их одну за другой).

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо - говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Исполняются частушки московских матрешек.

Мы веселые матрешки

Любим петь и танцевать,

У нас розовые щечки,

Губки алые горят.

У меня на сарафане –

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленька.

Я – матрешка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан одетая.

Девчоночки – беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Ученик 4: Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

Ученик 5: Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Ученик 6: Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое – Дымково назвали.

Ученик 7: Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Ученик 8: Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе
Кто-то сделал индюка – распушённые бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

Ученик 9: Барашек-свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок.
Утка-Марфутка бережком идёт,
Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой.

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Ученик 10: Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Ученик 11: Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” - говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” - вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

Ученик 12: Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Ученик 13: До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый...
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Ученик 14: Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Ученик 3: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Ученик 15: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий: А наши ребята тоже своими руками сделали поделки!

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

^ Исполняются частушки:

Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка частушки!

Выходите поскорей

Да порадуйте гостей!

Мы - ореховски девчата,

Мы нигде не пропадем,

Сами музыку играем,

Сами пляшем и поем.

Город свой мы уважаем

Город свой мы бережем

О родном своём Орешке

Песни звонкие поем.

Мы с веселой песней дружим,

Все по-русски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Ой, березонька-береза

Раскудря-кудрявая,

Город не такой большой.

Но все же замечательный!

Очень рады мы гостям,

Ждем еще Вас в гости к нам.

Хлебом- чаем угостим,

С нами в пляску пригласим.

Дети исполняют русский народный хоровод «По городу ходила царевна».

Ученик читает стихи Владислава Бахревского «Воспоминания об Орехово-Зуево».

За недолями, болями, далями,

За восторгом зеленых полей

Мы не детство, мы душу оставили,

Лебедей, журавлей, снегирей.

Там до чуда нежданного близко,

Там ежи все кружат – ворожат,

И в траве, как лукавая присказка,

Золотая корона ужа.

Все участники праздника и гости исполняют песню «Подмосковные вечера».

Литература:


  1. Клепинина З.А. «Мой край: природа, история, культура».

  2. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастер».

  3. Клиентов Алексей «Народные промыслы».

  4. Бахревский Вл. «Золотые к сердечку ключи».

Родина
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного


На траве - студеная роса.
И глазами вишни да смородины
Глянет мне земля моя в глаза.

Припев: Родина.
Сибирское раздолье. Родина.
Приволжские края,
Где звучит родимая до боли
Песня, что запомнил с детства я.

С птичьего полета даль окину я, -
Там петляет в прошлое стезя,
И горит святая, материнская,
На щеке у памяти слеза.
Припев

На березах - солнечные родинки,
На душе и чисто и светло.
Над землей любви моей, над Родиной
Посмотри, как ясно рассвело.
Припев

Земля моя, Сибирь
Музыка О. Иванова, слова Ю. Колоколова

Она давно живет во мне,
Пускай еще не ясная
Мечта, что я воспеть смогу
Красу твою и ширь.
Зерно мое пшеничное,
Моя калина красная,
Раздольная и гордая
Земля моя, Сибирь!

Припев: Взмахну крылом, польюсь рекой,
Из края в край пройду весь мир
И не найду другой такой
Земли, как ты, моя Сибирь!

В беде любой и в радости
Без отдыха, без устали
От трудных дел не пряталась
И не таила зла.
Живет во мне от матери
Твоя кровинка русская
Живым огнем морозного
Сибирского тепла.
Припев

Ищу слова хорошие,
Правдивые и сильные,
Чтоб передать любовь свою
И полюбить сильней
Леса твои высокие,
Твои, озера синие,
И небо васильковое,
И песни глухарей.
Припев

Глухариная заря
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного

Глухари токуют в глухомани,
В зарослях скрываются, в тумане.
Глухари тоску и радость прячут,
От любви поют и даже плачут.

Припев: А я, а я любовь свою
К родной земле не утаю.
Во мне звучит, зарей горя,
Песнь глухаря!
А я у краешка зари
Стою, влюбленный сын земли.
Что ж, пойте, пойте, глухари,
Певцы зари!

Не моя забава и забота -
На заре на глухарей охота.
Загубить возможно ль чудо это -
Песню глухаря в часы рассвета?!
Припев

Глухари токуют в глухомани.
Пусть тебя надежда не обманет.
Пусть любовь твоя, как песня эта,
В мир летит, полна добра и света.
Припев

Вот такие пироги!
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Г. Георгиева

Знаю я наизусть
Песен больше тыщи,
А про тещ ни в одной
Добрых слов не сыщешь.
В песнях больше любовь,
Соловьи да рощи,
А какая же любовь,
Если нету тещи!

Я скажу о своей,
Пусть скажу я мало:
В доме теща у нас
В чине генерала.
Если теща поет -
Все ей подпевают,
Если пляшет она -
Сердце замирает.

Если теща весела -
Радостнее дышишь,
Испечет пироги -
Пальчики оближешь!
В общем, что там судить,
Я скажу вам проще -
Вот такие пироги,
Вот такая теща!

Завлекаши
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова народные

ДЕВУШКИ: Мы по бережку ходили,
А вода колых, колых.
Все девчата очень хитрые,
А мы хитрее их.
РЕБЯТА: По деревнюшке прогрянем
Шестьдесят четвертый раз,
Шестьдесят четвертый раз -
Да всё, матани, из-за вас.
ДЕВУШКИ: Ох, ребята, ребятёш,
Да с вами скоро пропадешь,
До полночи прогуляешь
И домой не попадешь.
РЕБЯТА: Ох ты, милая моя,
Какая ласковая!
Все конфеты из кармана
Повытаскивала.
ДЕВУШКИ: Завлекательные глазки,
Завлекательный и сам.
Завлекательного мальчика
Узнаю по глазам.
РЕБЯТА: На черемушке воробышки
Пощалкивают.
Меня девушки не любят,
Все поталкивают.
ДЕВУШКИ: Ох, девчоночки, девчонки,
Зря мы были на вечорке.
Здесь ребята не по нам,
Пошли, девчата, по домам.
РЕБЯТА: Завлекаши - да не наши,
Завлекали - да не нас,
Ну а наши завлекаши
Далеко живут от нас.

Эвенкия моя
Музыка И. Шестерикова, слова В. Власова

Красотой первородной горда,
Край таежный великой России,
Величава, светла, молода,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Припев: Пахнут ветры кедровой смолой,
Взор мой радуют дали лесные.
Я любуюсь твоей красотой,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Где поют в сосняках глухари,
Зазвучали там песни другие.
Ты нам клады свои подари,
Эвенкия моя, Эвенкия!
Припев

Мы ведем наступленье, как бой,
Проникаем в глубины земные.
Отдаем для Отчизны родной
Твои клады, моя Эвенкия!
Припев

Пишите письма матерям
Музыка И. Шестерикова, слова С. Викулова

Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей.
О сколько вас сегодня юных
Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге -
То там объявитесь, то тут.
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас всё ждут и ждут

Они считают дни, недели.
Слова роняют невпопад.
Коль рано матери седеют -
Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще все-таки, ребята,
Пишите письма матерям!

Революция продолжается
Музыка Э. Казачкова, слова Б. Демкива

Революция продолжается:
В небо домнами поднимается,
К солнцу тянется спелым колосом,
Утро будит ребячьим голосом.

Припев: Наши руки легко и молодо
Сталь сжимают серпа и молота.
Наша мощь растет, умножается -
Революция продолжается!

Всё святое в нас с нею связано.
С ней любая даль не заказана.
В планах партии гений Ленина,
В коммунизм идем мы уверенно!
Припев

Салюты победной весны
Музыка Э. Казачкова, слова А. Федотова

Спокойствием дышат рассветы,
Безоблачна майская высь.
Минувшей войны километры,
Вы так нелегко нам дались.

Припев: Колышется мирное поле
Среди голубой тишины.
Мы помним, мы помним до боли
Салюты победной весны,
Салюты победной весны!

Победный салют в сорок пятом
Нам памятью помнить дано -
Как славно, что наши ребята
Войну видят только в кино.
Припев

Сквозь годы и дальние дали
Салюта не гаснут огни.
Они в каждой выплавке стали,
В кострах пионерских видны.
Припев

Судьба у нас тревожная

Дымок костра привального
Трепещет на ветру.
Опять в дорогу дальнюю
Уходим поутру.

Припев: Березки, как девчонки,
Светло глядят вослед.
И держит песня звонкая
Равненье на рассвет.

Судьба у нас тревожная,
Как будто на войне.
Любовь у нас надежная,
Проверена вдвойне.
Припев

Дымок костра привального
Растаял вдалеке.
Пригрелось утро раннее
На пыльном рюкзаке.
Припев

Напиши мне на Север
Музыка Э. Казачкова, слова В. Захарова

Завернула зима на север,
И на улице ни души.
Ты пиши мне сюда на Север,
Обязательно мне пиши.

В непогоду читаем все мы
Письма ласковые твои,
Как есенинскую поэму
О невыдуманной любви.

Не сердись только ради бога,
Что я тайны другим дарю.
Твои письма, пожалуй, многим
Открывают свою зарю!

Твоя весточка - это радость
И напутствие мне - мужай!
Ты пиши. или нет, не надо,
Лучше, милая, приезжай.

Дальневосточный Перекоп
Музыка В. Пороцкого, слова В. Гина

Хоть небо мирное над нами,
Но позабыть мы не смогли,
Какими трудными путями
Ко дню сегодняшнему шли,
Как с первым выстрелом «Авроры»
Отряды множили свои.
И помнят сосны, помнят горы
Дальневосточные бои.

Мы с ненавистными врагами
Под Волочаевкой сошлись.
Земля горела под ногами -
Мы бились насмерть, но за жизнь.
Как в бой летели мы галопом,
Навек запомнила страна.
Дальневосточным Перекопом
Победа эта названа.

И орденов краснознаменных
Мы удостоены не зря.
В краях, боями опаленных,
Взошла счастливая заря.
Мы смотрим в небо без опаски,
Но не забудутся они -
Те штурмовые ночи Спасска,
Те Волочаевские дни.

Я вернусь на село
Музыка В. Пороцкого, слова В. Бурыгина

Часто снится мне детство в тумане,
Мест родимых не видел давно.
И на родину так меня манит.
Я вернусь на село все равно.
Приведи поскорее, дорога,
Навсегда в дорогой отчий дом,
На крыльцо - помечтать у порога,
По росе побродить босиком.

Припев: Я вернусь, я вернусь,
Я вернусь в родное село.
Я вернусь, я вернусь,

С наслажденьем всегда вспоминаю
Аромат тех лугов заливных,
И с тобой, деревенька родная,
Утонул бы в хлебах золотых.
Не могу я забыть это поле
И тоскую о нем уж давно.
Мне делить с ним отцовскую долю -
Я вернусь на село все равно.
Припев

Мухтар Ауэзов. «Серый Лютый».

Художник А. Лурье.

К. А. Федину

Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.

Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой, невыкошенных низинах без устали дерут коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие, густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок - наша райская птица.

Тишина, утро, простор. Мы выезжаем на большак - широкую, бойкую дорогу, обсаженную старыми развесистыми березами, покрытыми потрескавшейся корою. Мало осталось этих древних берез - они дряхлы, дуплисты и, кажется, спят непробудным сном, до самой земли опустив свои плакучие ветви.

Еще стоят кое-где вдоль дороги похинувшиеся деревянные крестики, заросшие высокой муравою. По народному обычаю, отмечали на Смоленщине такими придорожными крестиками памятные места, где нежданная смерть застигала прохожего или проезжего человека. Сколько страшных рассказов слышал я в детстве об убиенных и умерших в пути, опившихся, сраженных грозою, утопших! Тревожное чувство вызывали эти немые памятники печальных событий. Помню, как набожно крестилась мать, как торопили мы, бывало, лошадей, минуя место, овеянное памятью давней трагической кончины…

Вот на перекрестке дорог высится знакомый тесаный камень. По рассказам стариков, некогда здесь стоял веселый кабак; гремя бубенцами, сюда подкатывали ямщицкие и помещичьи тройки, у изгрызенной коновязи, прикрытые армяками, дремали лохматые лошаденки возвращавшихся из города загулявших мужичков. По старинному обычаю, вместо писаной вывески над крышею кабака висела «ведьмина метла» - густая еловая ветка, служившая призывным маяком для проезжих и прохожих гуляк.

Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Вокруг - холмы, поля, колышется и дымит рожь, нежно зеленеют овсы, туманятся луга. Солнце светит весело и ярко; пухлые, белые, чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу, а по холмам за рекою, по сизым хлебам, скользят их лиловые тени… Чернеют соломенными старыми крышами деревни, синевеют за рекою нетронутые леса; зеленым островком кажется деревенское старое кладбище с высокими соснами, с покосившимися крестиками на могилах, с островерхой крышей кладбищенской часовни - каплицы. От кладбища не спеша идет человек в подпоясанной ремешком рубахе; босые, серые от пыли ноги мягко ступают по гладкой, горячей от солнца дороге, стариковские зоркие глаза глядят на нас с любопытством…

Мы едем не торопясь, иногда идем пешком на подъемах. Ямщик идет рядом с дугою, бодро пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам. Бронзово-черный затылок его оброс курчавыми волосами; на выцветшем сукне старой солдатской гимнастерки налипли слепни. Слепни жадно вьются над потной спиной лошади, липнут на холку, на грудь. Скаля зубы, ямщик давит их рукою, вытирая о колени испачканную кровью грязную мозолистую ладонь.

День занимается ясный, паркий, высоко стоит солнце. По макушкам берез нет-нет прошумит и затихнет полуденный теплый ветерок. Он колышет ветви берез, наносит с полей запах трав и хлебов. В рощах пахнет сыростью, грибами, кое-где под деревьями еще лежит роса. Повиснув в знойном воздухе, плещется над межою крыльями длиннохвостая пустельга…

Я смотрю на поля, на деревья, на недвижно повисшую в воздухе освещенную солнцем пустельгу. Сколько картин, событий, забытых судеб, историй воскрешают эти знакомые с детства места, дороги! Вот здесь, над рекою, стоял против церкви большой, с пустыми зарадужелыми окнами, нежилой дом дворян Пенских, и мне опоминаются слышанные некогда рассказы о грозной барыне Пенчихе, беспощадно поровшей дворовых девок и баб, о полусумасшедшем карлике-барине, ходившем молиться в поле под старый дуб (развесистый дуб этот показывали мне в детстве). Далеким, почти сказочным показывается и недавнее прошлое: волостное правление на краю села, казенка, окруженная шумливыми хмельными мужиками, чернобородый старшина Фетисыч с заплывшими аленькими глазками, чахоточный длинношеий писарь… Далеким прошлым кажутся эти отжитые времена.

Стерт с лица земли, по бревнышкам разнесен дом дворян Пенских; сожжено, головешки не сыщешь, «волостное правление»; с землею сровняли мужики двор кузнечихи Марьи, в смутные годы укрывавшей у себя разбойников-бандитов… Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьется- бежит среди зеленых лугов знакомая наезженная дорога.

Кормить останавливаемся в старинном Болдинском монастыре.

Проезжаем подмонастырную, богатую некогда деревню с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворечнями на деревьях. Монастырь обнесен кирпичной оградой с бойницами, через которые - сказывают люди - некогда лазили по ночам гулять к солдаткам-бабам молодые монахи. Тяжелы, несокрушимы монастырские кованые ворота с тяжелым железным запором. Прославился монастырь веселыми вхождениями монахов, которых духовные власти ссылали на покаяние в эту глухую обитель. Теперь в монастыре - музей и хозяйственный склад, а на опустевшем монастырском дворе пробирается между камнями веселая зеленая мурава. Темная фигура единственного уцелевшего монаха-скопца, отрекшегося от своего сана и оставшегося жить при музее, испуганной птицей метнулась за углом каменного дома…

В опустелом монастыре задерживаемся недолго. Солнце уже высоко, поднимается над дорогою легкая пыль. Дороги здесь вьются вдоль реки перелесками, полями - уводят в синюю зыблющуюся даль.

Большая темная туча растет за рекою. Мы наблюдаем, как надвигается с запада страшная туча, как клубятся, сивой грядою бегут впереди нее грозные клокастые облака. Застывший воздух тяжел и недвижен. Как бы стараясь подчеркнуть наступившую предгрозовую тишину, наперебой изо всех сил стрекочут кузнечики; еще настойчивее липнут к усталой лошади злые слепни. Отсвет пробившегося сквозь облака солнца янтарными бликами ложится на лица. Внезапно налетевший вихрь вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву, играет гривою лошади с завязшими в ней репьями. Все громче, все грознее приближаются громовые раскаты. Смутное чувство забытого детского страха возникает в душе.

Первые капли дождя, смешиваясь с пылью, грузно падают на дорогу, на пыльные крылья тележки. Подгоняя лошадь, мы едем, пока позволяет дождь, потом, торопливо привязав к изгороди лошадь, скрываемся в лес под деревья. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Беспрерывно одна за другою полыхают молнии, громыхает гром, с треском обрушиваются близкие удары, после которых еще сильнее вдруг припускает дождь.

Пережидая грозу, мы сидим долго в лесу под деревьями, потом, мокрые почти до костей, по прибитой дождем траве выходим на залитую водой дорогу. Потемневшая от дождя лошадь радостным ржаньем приветствует нас. Далеко-далеко за полями поднимаются сизые клубы дыма. Это горит деревенский сарай, зажженный прокатившейся грозою. Грозная темная туча медленно уходит. Все реже и реже полощут

Классный час на тему: «Разговор с Родиной»

Я спросил у России: “Где ты счастье берешь?,

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Задачи:

    Усиление патриотических качеств личности Расширение кругозора учащихся Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт. Повышение интереса к истории Отечества Развитие эмоциональной сферы.

Техническое оборудование : медиапроектор, компьютер.

Презентация.

Оформление: столы расставлены полукругом, на экран проецируется пейзаж просторов России. (Слайд № 1)

I. Слово учителя .

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, в ней жили отцы и деды наши, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех невзгод и врагов. Вы, наверное, слышали выражение: «Родина – мать». Каждый человек с нежностью, любовью и заботой относится к своей матери, любит беседовать с ней, задавать вопросы, прислушивается к ее советам. И вот сегодня, я предлагаю вам представить, что мы разговариваем с Родиной, и узнать, что ее тревожит, чему она радуется, о чем мечтает?


Прежде чем начать наш разговор с Родиной, давайте поговорим с вами о том, что еще входит в понятие Родина. Для начала давайте послушаем песню «С чего начинается Родина?». Внимательно вслушайтесь в слова песни, у каждого из вас на парте лежит лист с наклеенным желтым кружочком, на котором написано слово Родина, а рядом лежат белые лепестки, напишите на каждом лепестке ключевые слова из песни, которые входят в понятие Родина. А теперь подумайте, что значит Родина для каждого из вас? Запишите эти слова на оставшихся лепестках.

(Учащиеся высказывают мнения, что еще входит в понятие Родина, составляют ромашку).

II. «Разговор с Родиной»

А) Учитель читает эпиграф к занятию: За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

За селом, на рассвете, где колышется рожь,

Я спросил у России: “Где ты счастье

берешь?,

,Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

О чем спрашивает поэт Родину? А о чем вам хотелось бы спросить Родину?

Дети должны представить, что разговаривают с Родиной. Задание: придумать вопрос к Родине. (учащиеся придумывают вопросы и записывают их на листочках). А теперь давайте попробуем ответить на некоторые составленные вами вопросы. Для этого давайте поместим ваши вопросы в шкатулку и достанем вопрос. А теперь на него ответим (2-3 вопроса с обсуждением коллективно). Давайте все ваши вопросы поместим в книгу, которую назовем «разговор с Родиной». Оставим чистый лист для ответа.

А мне хотелось бы задать Родине следующие вопросы. Давайте попробуем на них ответить: 1. О чем печалиться Родина? (слайд)

2. Чем или кем гордиться Россия? (слайд)

3. Какими Родина хочет видеть своих детей? (слайд)

II. Игра « Что отдашь Земле родной?»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т. д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого - либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

Дети садятся на свои места.

Чувство Родины – проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Где бы мы не были, нас всегда тянет домой, в родной уголок.

« В родном углу все по нутру»

В родном углу тепло всегда,

Там исчезает вмиг беда,

Там ждет тебя твоя семья,

Там за столом твои друзья

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут.

Подумайте, каким должен стараться быть человек, чтобы принести пользу родной стране, чтобы Родина могла гордиться им?


Сейчас я раздам вам карточки, на которых перечислены разные качества. Отметьте те качества, которыми нужно обладать человеку, чтобы не огорчать Родину, родителей, товарищей.

    Трудолюбивым Уважительным к другим людям Отважным Гордиться своим народом Знать и любить родной язык Мужественным Образованным Бережно относиться к родной природе Выручать друзей Делать все на благо своей Родины Помнить и уважать подвиги своих предков

А какие качества остались? Правильно, люди, обладающие такими качествами, огорчают Родину, заставляют ее печалиться.

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 16).

Ребята, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 5–11 с видами природы России).

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

Учитель : Я верю, что каждый из вас вырастет человеком, который будет приносить пользу Родине, никогда не огорчать ее, приумножать ее богатства, оберегать и защищать.

Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу подарить вам эту книгу. Сохраните ее до окончания школы

Я предлагаю вам встать в круг и ответить на вопрос: Что тебе дал этот классный час? Какие чувства ты сейчас испытываешь? Тебе было радостно, тепло, что у тебя хорошие одноклассники, что ты испытываешь?

Используемая литература :

А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости», 2008 г.

«Стихи о Родине» Москва 1985 г.

В. История отечества для детей - М, 1996 г.

Н. А. Некрасов “Зеленый шум”. Москва, 1981 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 36

_____________________________________________________________________________

Классный час

на тему «Любовь к Родине»

(для учащихся 6Б класса)

Классный руководитель: В.