Постфильтр яндекса. Тексты оптимизировались, переоптимизировались, но не выоптимизировались


Яндекс постоянно стремится улучшить качество поисковой выдачи и беспрерывно работает над разработкой новых алгоритмов определения качественного контента. Недавно появились сообщения о том, что появился новый текстовый фильтр, у которого пока даже нет названия. То есть оно, наверно, есть, просто вебмастерам оно неизвестно.

Судя по всему «Новый» фильтр (будем называть его так) появился летом 2014 года, алгоритм его действий точно не известен. Некоторые СЕО- специалисты, например, Дмитрий Севальнев обратили внимание на то, что неожиданно некоторые страницы продвигаемых или находящихся под их наблюдением сайтов стали резко терять свои позиции вплоть до вылета из ТОП1000. Но чаще всего страница находится в пределах 100 – 400 позиций, хотя 100-ая или 1000-ая позиция – это уже неважно: на страницу никто никогда не перейдет.

Графически это выглядит так:

(Для увеличения любой картинки — кликните по ней)

По определенному запросу текст ранее находился на втором месте в выдаче, потом страница попала под фильтр и вылетела из ТОП100. В результате некоторых предпринятых мер кратковременно восстановила позиции, после чего опять попала под фильтр. Потом опять поднялась – и все это в результате действий вебмастера. По остальным контрольным запросам позиции сайта не изменились.

Но до чего жалко потерять вторую позицию в выдаче!

Самое обидное, что Яндекс, по своему обыкновению, молчит, предоставляя право вебмастерам только догадываться. Они и пытаются догадаться: некоторые причины наложения фильтра будут ясны, после того как вы причитаете о порядке выхода из-под фильтра. Об этом чуть ниже.

Как узнать наложен ли «Новый» фильтр на страницы вашего сайта?

Дмитрий Севальнев разработал специальный онлайн сервис, который в настоящее время пока бесплатный, но сколько он еще будет бесплатным – зависит он нас с вами, ниже я на этом подробно остановлюсь.

Указываете нужный регион. URL своего сайта и нужные запросы – по одному в каждой строке. Нажимаете «Отправить» и через очень короткое время появляется таблица с результатами:

Видим, что сначала сервис идет на ваш сайт и подбирает наиболее релевантный URL и потом сравнивает его с конкурентными страницами. У меня по первому запросу сервис ничего не нашел (хотя соответствующая статья имеется), по второму запросу наложен фильтр, а по третьему – нет, не наложен.

Разберем второй запрос. Видим, что сервис определил 101 позицию в выдаче, а если фильтр был бы снят, то позиция, вероятно, стала бы 75-й. Результаты проверки можно проверить, нажав соответствующую ссылку. Только учтите, что именно в вашей выдаче Яндекс будет подмешивать результаты ваших предпочтений в соответствии с алгоритмами . Поэтому ваша выдача будет немного отличаться от данных сервиса.

Без всякого сомнения. Особенно радует, что сервис бесплатный. Но поскольку работа сервиса требует достаточно большого количества XML- лимитов, то большая просьба ко всем вебмастерам: если вы сами не пользуетесь XML- лимитами, то отдайте их в этот сервис. Как это сделать, подробно написано выше таблицы – под кнопкой «Описание». Это, по моему опыту, займет не более 2 минут, зато теперь, когда вы начнете работать с сервисом, то, может, будут использованы и мои XML- лимиты:)), а потом — и ваши.

Теперь несколько слов о том, как снять наложенный фильтр.

Понятно, что все данные получены исключительно экспериментальным путем и изложены разработчиком сервиса в его докладе «Санкции поисковых систем – новый виток борьбы» на конференции «IBS Russia 2014» (ноябрь 2014г.). Прочитать его доклад полностью можно , тем, кому этого не хочется, вот слайд с его презентации :

Естественно, что при написании новых статей все эти рекомендации следует использовать в полном обьеме.

Но в последнее время более активным стал Яндекс. В отличие от Google, который в лучшем случае пришлет пример спамной ссылки, с Яндексом еще можно договориться .

Итак, переходим к делу. На одном из проектов был успешный рост трафика и транзакций, но в следующем месяце видимость по Яндексу снизилась до 30% и продолжала жестоко падать. ТИЦ упал с 450 до 425.

1. Было принято решение писать в техническую поддержку Яндекса. 2. Представитель техподдержки в этот же день сообщил, что да, нас таки зафильтровали.
3. После этого я составила письмо с просьбой указать, что же конкретно мы сделали не так. В ответном письме содержалась ссылка, на которой был заспамленный SEO-текст и маленькая надпись «Товаров с заданными критериями не найдено». Обратить внимание ранее на такие страницы мы не могли, так как их не было в структуре сайта. 4. Как оказалось, таких страниц у клиента на сайте было чуть более десяти, ссылки на них шли с постов на блоге за 2011. Мы оперативно обнаружили все подобные страницы с использованием Netpeak Spider и при помощи клиента. Со всего сайта убрали ссылки на эти страницы, почистили тексты, а самим страницам прописали:

5. После этого написали еще одно письмо Яндексу, где сообщили о проделанных работах.

Нас обрадовали тем, что сделали мы все правильно, «но был нюанс» (C). Автоматический фильтр снимается лишь через месяц, поэтому пришлось ждать...

6. Весь этот месяц мы продолжали штормить поддержку Яндекса письмами, с целью быть в курсе следующего: Возможно ли снять фильтр быстрее?

Ответ — нет. Процесс автоматизированный, никакого дополнительного воздействия Яндекс не мог оказать.

Падает ли трафик из-за совершения нами новых ошибок или из-за существующего фильтра?

Трафик продолжал падать из-за фильтра.

Почему после письма о снятии санкций не было заметных изменений?

Позиции должны вернуться в течение двух недель.

7. 30 июня было ровно две недели, как пришло письмо о снятии фильтра. Позиции начали возвращаться:

Трафик из Яндекса начал активнее возвращаться:

Yandex, а это, напомним, лидирующий поисковик в России, может накладывать на запросы и документы по коммерческой тематике те или иные текстовые фильтры. Знают об этом многие, а вот точно определить, случилось ли это в каждом конкретном случае, могут далеко не все. Диагностировать наложение текстового фильтра порой не способны не только оптимизаторы, лишь недавно влившиеся в ряды покорителей SEO-сферы, но и некоторые мастера с опытом. Что уж говорить о новичках? Эти товарищи вообще могут не знать, что методы определения санкций существуют, поскольку в Сети, честно говоря, крайне мало детальной и правдивой информации по этой теме.

Итак, пришла пора помочь оптимизаторам и внести ясность в этот интересный вопрос. Хочется верить, что статья поможет борцам за место в ТОП-10: они научатся не только диагностировать, но и своевременно устранять проблемы, возникающие в ходе продвижения одного или нескольких коммерческих запросов из-за наложения соответствующих фильтров.

Информация, изложенная ниже, в том числе и технические приемы выявления санкций, актуальна с самого времени их появления до момента подготовки материала (середины ноября 2012-го). Хочется надеяться, что и дальше сведения будут полезными.

Yandex: борьба с «псевдооптимизацией»

На всевозможных отраслевых конференциях представители «Яндекса» неоднократно подчеркивали , что целенаправленно никто с оптимизаторами не воюет. У поискового монстра есть четкая позиция, опубликованная на официальном интернет-портале. Смысл прост и понятен: есть не только всем известная оптимизация сайта, но и «псевдооптимизация» . Вот со второй специалисты и борются.

Сражение ведется по нескольким направлениям. Так, фильтры накладывают на:

  • манипулирование значениями текстовых факторов (собственно, именно о них дальше речь и пойдет);
  • попытки накрутки поведенческих факторов;
  • попытки накрутки ссылочных факторов, а также на задействование спама и линковых колец.

Есть и другие фильтры: АГС, adult, дорвеи, аффилиаты и так далее.

Типы текстовых фильтров

На сегодняшний день выделяют всего два основных текстовых фильтра. Применяет их «Яндекс» к документам, содержащим уникальный контент, что сильно мешает оптимизаторам жить без особых потрясений и выводить запросы в ТОП-10 без напряжения.

Мы не будем сейчас рассматривать «фильтрацию страниц для взрослых» и фильтр «Ты последний», накладываемый за неуникальный контент. Они не особо распространены в коммерческой тематике и, согласитесь, крайне редко встречаются при выводе приличных интернет-сайтов в ТОП по высоко- и среднечастотным запросам.

Санкции друг от друга отличаются: у каждой есть свои причины наложения, свое же проявление и, соответственно, определение. Различны и рекомендации касательно действий для того, чтобы от этих санкций избавиться. Итак, их типы:

    Фильтр «Переоптимизация».

    Он был анонсирован официально в сентябре 2011-го , но заработал чуть позже.

    Фильтр «Переспам» (он же «-20» и «портяночный»).

    Он не анонсировался официально, однако работает с некоторыми изменениями уже с февраля 2010-го. Обсуждение этого фильтра растянулось на более чем 150 страниц в соответствующей теме на «Серче» (форуме SearchEngines.ru) .

Проявления «Переоптимизации» и «Переспама»

Как же понять, какой из фильтров «Яндекс» наложил на документ либо продвигаемый запрос? Ознакомьтесь с Таблицей 1 и сравните описанные в ней ситуации с реальным положением дел в вашем конкретном случае.

Таблица 1 — Признаки фильтров «Переспам» и «Переоптимизация» в Yandex и их проявления

Различия между фильтрами

Понять, в чем разница между этими двумя фильтрами, будет легче, если ознакомиться с Таблицей 2.

Таблица 2 — Разница в санкциях и падении позиций, зависимость от запросов

Как провести диагностику и выявить проблему

Понятно, что работа над проектом должна сопровождаться грамотным наблюдением за тем, как у сайта обстоят дела с завоеванием места в ТОП-10. Изучив признаки и проявления, указанные в Таблице 1, и отличия, отмеченные в Таблице 2, следует точно диагностировать и оперативно устранить выявленную проблему. В общем случае достаточно будет провести сравнение позиций интернет-ресурса по конкретному запросу «до» апдейта Yandex и «после» него .

Очень важно подойти к вопросу с умом. Необходимо отличать ситуации, в которых можно говорить о наложении санкций поисковиком, от:

  • изменений в алгоритме ранжирования, результатом которых стало изменение позиций немалого числа веб-порталов, в том числе и вашего сайта;
  • выпадения из индекса продвигаемой страницы, что достаточно часто случается даже тогда, когда уровень ее вложенности является небольшим (это можно проверить с помощью запроса, имеющего вид ).

Что необходимо сделать? Комплексно сопоставить первые 10 позиций в выдаче по интересующему вас запросу «до» апдейта и «после» него и проанализировать результаты. Существенно «просел» один только ваш документ? Это, видимо, санкция. ТОП-10 заметно изменился, из него выпало несколько веб-ресурсов, поменялись сайты на первых местах и так далее? Это уже, вероятно, изменения в алгоритме.

Выявили, что страница, которую вы продвигаете, продолжает находиться в выдаче, при этом существенно позиция в топе изменилась только лишь у вашего интернет-портала? Что ж, скорее всего, вы попали под те или иные санкции.

Как быть, если сайт только что пришел к вам на продвижение?

Разумеется, случаи бывают разными. Не исключено и возникновение ситуации, когда в SEO-компанию на продвижение приходит проект, уже находящийся под санкциями. Все осложняется тем, что динамику его позиций «до» и «после» отследить невозможно. Работаем с тем, что есть: фильтр уже наложен на некоторые документы либо же запросы. Нам остается применить описанные ниже методы диагностирования.

Метод 1: выявляем «Переспам».

Фильтр, как известно, накладывается не на документ целиком, а на один или несколько запросов. Соответственно, все, что требуется, сделать, — модифицировать запросы и посмотреть, изменятся ли позиции в выдаче (снова внимание на Таблицу 1).

Не так давно можно было снять фильтр, применив модификацию запроса вроде [поисковый запрос/] либо же [поисковый запрос ~~ наборбукв223234hgf]. После этого позиция документа заметно и быстро улучшалась. Но на данный момент такие способы не являются действенными.

Метод 2: выявляем «Переоптимизацию».

Если пользоваться расширенным поиском, то этот фильтр снимается. Это означает необходимость сравнения по релевантности в выдаче двух интернет-сайтов — вашего и того, который находится выше вашего на 2-5 позиций. Это делается как с применением языка поисковых запросов, так и с использованием расширенного поиска.

Ваш проект в общей выдаче по запросу находится ниже конкурента, а при задействовании расширенного поиска документы с вашего сайта более релевантны? Почти наверняка мы столкнулись именно с переоптимизацией.

Какие меры следует предпринять

Лишь после того, как вы с большой долей вероятности выявили наличие конкретной проблемы и узнали, как проявляется тот или иной фильтр, можно устранять возможные причины потери проектом трафика и позиций.

Ниже, в Таблице 3, приведены меры, которые придется предпринять для того, чтобы фильтр был снят. Почти наверняка именно этих действий будет достаточно, и Yandex снимет все санкции. Изложенные меры направлены на ликвидацию основных причин, по которым могут быть наложены санкции.

Таблица 3 — Меры устранения текстовых санкций «Переспам» и/или «Переоптимизация»

В качестве заключения

Хочется верить, что информация окажется полезной для максимально большого числа оптимизаторов. Есть надежда и на то, что качество страниц интернет-сайтов в целом и текстовой составляющей в частности будет постоянно улучшаться. Собственно, разработчики «Яндекса» именно для этого запускали в работу рассмотренные выше фильтры.

Наша специализация — работа с разными объемами и тематиками. Сайты-визитки, порталы, интернет-магазины.

Нами успешно реализовано более 113 проектов.

С каждым годом известные поисковые системы оптимизируют поиск и делают его лучшим для людей. Роботы поисковых систем учатся работать не только с ключевыми словами и заголовками, а так же и с самим контентом, который будет просматривать посетитель. То есть СЕО оптимизация уже начинает уходить на второй план. Поисковые системы настраиваются на то, что теперь главное в ранжировании — это качество текста. Яндекс в такой новой политике поисковиков не является исключением. Уже существует немало поисковых роботов российской поисковой системы, которые работают исключительно с текстом страницы сайта.

Именно поэтому страницы вашего сайта, даже самые оптимизированные по ключевым словам и заголовкам, могут начать резко терять позиции в поисковой выдаче, а всё из-за новых текстовых фильтров Яндекса. Эти фильтры могут понизить в выдаче страницы или вовсе их оттуда убрать, если посчитают контент некачественным для пользователей.

Как узнать, что страницы вашего сайта попали под текстовый фильтр

1. Сайт начинает терять позиции в поисковой выдаче или вовсе исчезает из поиска. Конкуренты, у которых не были оптимизированы заголовки и ключи поднимаются выше вас.
2. Терять позиции начал не весь сайт, а некоторые запросы, при этом, в остальных направлениях сайта с выдачей всё хорошо. Порой это связано с тем, что алгоритмы проверяют сайт по страницам и некоторые из них он попросту еще не проверил.
3. Ну и если вы видоизмените запрос. Даже незначительно, а на ранжирование это не повлияет, то ваш сайт точно попал под текстовый фильтр Яндекса. Дело в том, что остальные фильтры поисковой системы работают исключительно с запросами и заголовками и их изменение точно бы повлияло на ранжирование. А вот если ничего не произошло, то всё дело именно в контенте.

Если вы уверены, что страницы теряют позиции в поисковых системах из-за некачественного текста, то не стоит опускать руки. Есть несколько способов решения проблемы, которые возможно могут помочь.

Снятие текстового фильтра Яндекса со страниц сайта

1. В мета теге title нужно сократить длину и количество ключей.
2. В последнее время Яндекс начал любить короткие тексты, которые несут только нужную информацию. Поэтому нужно сократить текст на 20-30%, и по возможности уменьшить количество воды.
3. Ключевые слова нужно распределить равномерно по тексту.

Если же эти действия не помогли продвинуть сайт в выдаче, то не остается ничего, как написать текст заново, учитывая все вышеперечисленные правила. Спешить не стоит, нужно подождать пару недель перед тем, как приступить к написанию нового текста. Сегодня текстовые фильтры работают ещё очень медленно, поэтому нужно немного подождать. Если вы увидите, что через несколько недель страницы сайта незначительно поднялись в выдаче или вовсе упали, то нужен новый текст.

В борьбе за качественный контент поисковая система Яндекс предпринимает все новые меры. К санкциям за переспам, переоптимизацию и неуникальные тексты уже прибавился «Новый текстовый фильтр». Если на сайт или его отдельные страницы наложены санкции, в первую очередь, необходимо поставить точный диагноз.

В данной статье рассмотрим различия, способы определения проблемы и вывода из-под фильтров Яндекса.

  • «Ты последний» . Был введен осенью 2006, наиболее ярко показал себя в мае 2007 года.
  • Перспам . Официально не анонсировался, предположительно вступил в силу в феврале 2010 года. Также иногда называется «портяночным» и «-20».
  • Переоптимизация . Официально анонсирован в сентябре 2011 года, вступил в силу спустя некоторое время.
  • «Новый текстовый фильтр Яндекса» . Официального анонса до сих пор не было. Первые признаки были замечены летом 2014 года. Также носит название «текстовый антиспам».

Ты последний

По одной из версий «Ты последний» пришел на смену традиционной пессимизации.

Причины : Основным фактором риска является размещение неуникального или низкокачественного контента: генерированные, не несущие смысла и откровенные бредотексты. В связи с некорректной работой алгоритма под санкции может попасть первоисточник.

Симптомы : Сайт остается проиндексированным, но пропадает из выдачи. При этом его без труда можно найти в поиске по отрывкам из текстов. Даже по собственному адресу сайт может выходить не на первой позиции. Среди других признаков фильтра Яндекса «Ты последний» можно выделить отключение ссылочного ранжирования и влияния статического веса.

Лечение : Полное обновление контента, только уникальные тексты с минимальным количеством ключевых запросов. Для дополнительной защиты рекомендуется добавлять каждый текст в «Оригинальные тексты» Яндекса. После окончания работ подождать 2-3 апдейта. При отсутствии положительной динамики написать в службу поддержки.

Теперь рассмотрим наиболее распространенные текстовые пост-фильтры и их особенности. В отличие от «Ты последний» подобные санкции могут коснуться страниц с авторским контентом даже со 100% уникальностью.

Переспам или переоптимизация?

Признаки Переспама Признаки Переоптимизации
Один из запросов резко теряет позиции, опускаясь на 15-35 пунктов. Возможна замена релевантной страницы в результатах, старая страница под фильтром Яндекса по-прежнему остается в индексе. Группа запросов, ведущих на 1 страницу, теряет от 5 до 20 позиций. Возможна замена релевантных страниц по группе запросов, при этом все они остаются в индексе.
Позиции повышаются при небольшом изменении продвигаемого запроса: смена склонения, падежа, числа, перестановка слов. При видоизменении запросов, продвигаемых на страницу, позиции значительно не меняются.
Документ сохраняет позиции по нескольким словам. Трафик не меняется, но позиция по основному запросу ухудшается. Документ теряет трафик, отмечается проседание до конца 1-3 десятки в выдаче.

Таким образом, можно выделить основные различия. Фильтр за переспам Яндекс накладывает на 1-3 фразы, является запросозависимым, проседание более существенна. Переоптимизация, в свою очередь, накладывается на всю страницу целиком, не является запросозависимой.

Примеры изменения позиций при наложении/снятии фильтров

Для точной диагностики достаточно проанализировать позиции «до» апдейта и «после». При этом важно исключить другие возможные причины:

  • Изменение алгоритма ранжирования
  • Выпадение страницы из индекса

Чтобы определить переоптимизацию или спам фильтр Яндекса следует обратить внимание на динамику изменения позиций. Если просела только анализируемая страница – это санкция. В том случае если из первой десятки выпало сразу несколько сайтов, скорее всего, вступил в действие обновленный алгоритм.

Методы снятия фильтров

Если сомнений не осталось, можно приступить к работе над ошибками. Рассмотрим основные меры, которые помогут вывести сайт из-под санкций.

Переспам Переоптимизация
Сократить избыточные чистые вхождения запроса в документе. В некоторых случаях может помочь изменение склонения/падежа/числа. Переработать текст. Потребуется тщательный рерайт или написание с нуля.
Сократить текст на 10-20% (в зависимости от начального объема), избавиться от портянок. Избавиться от избыточных выделений ключей, использовать теги ,, , по минимуму. Сократить вхождения в заголовках. Провести редактуру.
Снять внешние входящие ссылки, включающие запрос в прямом вхождении. Сделать акцент на разбавленные анкоры и безанкорные ссылки. Определить оптимальный процент вхождений, ориентируясь на конкурентов, проработать контент.
Использовать форматирование, заголовки и таблицы. Добавить фото, видео, схемы и другие материалы. Сделать информацию более упорядоченной и наглядной. Использовать графические элементы.

Если ни одно из описанных выше действий не помогло, возможно, ваш сайт стал жертвой новой санкции.

Новый текстовый фильтр

Сайт стремительно теряет позиции по некоторым запросам, пропадая из зоны видимости? Он продолжает нормально ранжироваться по оставшимся запросам? Изменение фразы (склонение, падеж, число) не помогает вернуть утраченные позиции? Если ответ положительный, следует перейти к детальной проверке.

Диагностика

Во-первых , необходимо проследить динамику изменения позиций и сравнить с общим изменением выдачи по данному запросу. Если «Новый фильтр Яндекса» вступил в силу, общая выдача ПС существенно не изменится, а рассматриваемый сайт полностью пропадет из зоны видимости (возможно падение на несколько сотен позиций).

Во-вторых , можно использовать расширенный поиск. Выделяют несколько этапов:

  1. В строку вводится исходный запрос – проверяется текущая позиция рассматриваемого сайта.
  2. Текущее место соотносится с позицией, занимаемой до вступления в силу вероятных санкций.
  3. Выбирается пара сайтов для контроля. Необходимо найти ресурсы, которые находились на более низких позициях по сравнению с рассматриваемым сайтом до предположительного применения санкций, но сейчас стоят выше на 1-3 строки.
  4. Вводится запрос с использованием операторов расширенного поиска: «site:» и «|». Таким образом, выдача сводится к сравнению анализируемого и контрольного сайта.
  5. Если позиция рассматриваемого сайта будет выше, скорее всего, имеет место текстовый фильтр. Для подтверждения можно повторить последовательность действий с другими контрольными сайтами.
  6. При Переоптимизации проверка также будет пройдена. Отличить «Новый» можно по более значительному падению позиций (50+).

Если проверка сайта на фильтры Яндекса прошла успешно, а диагноз был подтвержден, можно приступать к работе над контентом.

Лечение

  • Сократить длину Title примерно до 60-70 символов, снизить спамность, полностью исключить повторы слов.
  • Сократить количество прямых вхождений запроса в текст страницы примерно в два раза. Уменьшить общий процент вхождений, распределить ключи более равномерно.
  • Провести полную редактуру: устранить все несогласования, пунктуационные и орфографические ошибки.
  • Сократить общий объем текста на странице: в среднем на 20-30%.
  • Избавиться от лишнего выделения и форматирования, в частности, тегов , , , , и т.д.

После окончания работы над ошибками следует подождать пару апдейтов, если документ был переиндексирован, но положительных изменений не произошло лучше всего полностью переписать текст. При этом важно избегать переизбытка однокоренных слов, они также могут стать причиной наложения фильтра.

Итоги

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели 4 основных текстовых фильтра Яндекса, появившихся до 2015 года. Несмотря на внешнюю схожесть, каждый из них имеет свои характерные признаки и отличия, а снятие каждой санкции требует особого подхода. Надеемся, что предложенный материал поможет верно поставить диагноз и быстро реабилитировать ваш сайт.