Как выглядит арлекин. Значение слова арлекин


(южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла , от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктор (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони , Гоцци , Лесажа , Мариво , Мольера , Бомарше и др. герои комедии дель арте стали меняться. К середине 17 в. актер Д.Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро . Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т.Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т.Мартинелли.

Во Франции на рубеже 18–19 вв. возникли арлекинады . Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) – традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину – Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро.

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19–20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В.Мейерхольд (Шарф Коломбины , Маскарад ), А.Таиров (Ящик с игрушками , Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла ), К.Голейзовский (Трагедия масок ), М.Фокин (Карнавал , Петрушка ), Б.Фердинандов (Король-Арлекин ), С.Радлов (Лекарь поневоле и др. спектакли Театра народной комедии). в своем спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, слуга двух господ использовал традиции театра масок. Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.

2. Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Елена Ярошевич

Арлекин – персонаж, известный многим детям и взрослым. Впервые публика узнала о нем из произведения Толстого «Приключения Буратино». Появление героя относят к раннему времени. В Венеции около 5 столетий назад появился персонаж Кола Флауттино, позднее получивший имя Буратино и лишь затем ставший Арлекином. Считается, что имя Арлекин было дано персонажу в честь беса Эллекина, известного по этрусским легендам. В то же время в Италии появился брат персонажа – Пульчинелла.

Они оба относились к комедии масок и встречались со зрителями в первом профессиональном театре Европы. С помощью масок актеры выражали жизнерадостные нравы местных жителей, а также отрицательные эмоции. В 16 веке страна попала под влияние Испании, была разорена. В городах появилось множество деревенских беженцев, купечество переродилось в рантье. Возрождение постепенно оставалось в прошлом, но в душах людей все еще жило архаичное понимание целостности мира и человека.

Родившаяся в Италии комедия с участием Пульчинеллы быстро завоевала всю страну, а затем покорила и Европу, в каждой из стран которой герой получил собственное имя. Считается, что Арлекин был слугой и деревенским простаком. На его долю выпало много неприятных событий, но и характером он обладал своеобразным. У Арлекина была черная полумаска с длинным носом, широкополая шляпа, холщовые рубаха и штаны. Герой всегда носил за поясом деревянный меч.

В конце 16 столетия он стал шутом: в одежде появились шапочка с заячьим хвостиком, бубенчики. Позднее костюм персонажа становился все более обтягивающим, тем самым артисты стремились подчеркнуть его увертливость. Позднее одежду шили из разноцветных треугольников. Популярность нового персонажа превзошла даже интерес к Пульчинелле. Деревенское происхождение Арлекина стало заметно меньше, его шутки были более колкими и ядовитыми. Вскоре появился персонаж Пьеро, Арлекин стал его вечным спутником и полной противоположностью.

В представлениях с персонажами были песни, танцы, буффонады, пантомимы и шуточные драки. Во время модерна Пьеро и Арлекин стали фигурами декаданса. Образам героев приписывали игры со смертью и вселенскую печаль. Внешность персонажей стала более изысканной. Знаменитый венецианский фестиваль в настоящее время обязательно включает сценки в комедийном стиле дель арте. Среди шествующих всегда выглядывает вездесущий Арлекин. На протяжении долгого времени персонаж был комедийным, но при наступлении политкорректных времен он превратился в символ театра и Венеции.


  • Испанский театр кукол почти такой же, как и Итальянский. Это многочисленные спектакли возле храмов, площади и рынка. Здесь, самым главным кукольным...


  • Основным элементом театрального искусства является игра, а ее формой – театрализованные игры. Такие игры устраиваются по заранее спланированному...


  • В Германию кукольный театр пришел теми же путями, что и в другие страны Европы. Как и везде, начиналось все с древних обрядов, в которых особое место...


  • Ребёнок рождается с определённым творческим потенциалом и нужно стараться развивать его творческие способности. В детском коллективе очень важно...


  • История возникновения кукольного театра уходит своими корнями в глубокую древность, опережая своим возникновением другие жанры такого вида искусства, ...

АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд.

Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктора (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться.

К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли.


Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро).

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В. Мейерхольд («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таиров («Ящик с игрушками» , «Покрывало Пьеретты» , «Принцесса Брамбилла») , К. Голейзовский («Трагедия масок») , М. Фокин («Карнавал») , Б. Фердинандова («Король-Арлекин») , С. Радлов («Лекарь поневоле») . Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.









Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

А, м. arlequin, harlequin нем. Arlekin <ит. arlecchino. 1. театр. Слуга, традиционный персонаж итальянской комедии масок (обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске). БАС 2. Прежде говорит арлекин. Здравствуйте, господа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова

Муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками; | пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный. | Порода ищейных собак, на которых белая рубашка … Толковый словарь Даля

- (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь

АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АРЛЕКИН F1 - см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

АРЛЕКИН - (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <...> И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 (… Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

А; м. [итал. arlecchino]. 1. Традиционный персонаж итальянской комедии масок, слуга шут в костюме из разноцветных лоскутов и в чёрной полумаске. 2. Разг. Шут, паяц. 3. Спец. Животное с мраморным окрасом (о кошках, собаках). У арлекина мочка носа … Энциклопедический словарь

Книги

  • Арлекин , Гамильтон Лорел. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…
  • Арлекин , Гамильтон Л.. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…

АРЛЕКИН

АРЛЕКИН

муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками;

| пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный.

| Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках.

| Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами.

| Была когда-то пестрая модная ткань арлекин.

| Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами.

| Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада жен. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АРЛЕКИН" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Арлекин (значен … Википедия

    арлекин - а, м. arlequin, harlequin нем. Arlekin <ит. arlecchino. 1. театр. Слуга, традиционный персонаж итальянской комедии масок (обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске). БАС 2. Прежде говорит арлекин. Здравствуйте, господа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова

    - (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь

    АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    АРЛЕКИН F1 - см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    АРЛЕКИН - (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <...> И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 (… Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    А; м. [итал. arlecchino]. 1. Традиционный персонаж итальянской комедии масок, слуга шут в костюме из разноцветных лоскутов и в чёрной полумаске. 2. Разг. Шут, паяц. 3. Спец. Животное с мраморным окрасом (о кошках, собаках). У арлекина мочка носа … Энциклопедический словарь

Книги

  • Арлекин , Гамильтон Лорел. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…