Билеты на балет «спартак» в большом театре. Вечные сюжеты


Картина 1

Нашествие
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обре­чены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака
У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыслит свою жизнь в рабстве.

Картина 2

Рынок рабов
Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией. Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии
Фригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях.

Картина 3

Оргия у Краса
Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака
Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4

Казарма гладиаторов
Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5

Аппиева дорога
На Аппиевой дороге к "спартаковцам" присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака
Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6

Вилла Красса
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины
Она давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7

Пир у Красса
Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной. Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака
Он переполнен радостью победы.

Картина 8

Победа Спартака
Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9

Месть Красса
Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины
Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10

Лагерь Спартака
Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака
Спартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11

Разложение
Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса
Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12

Последний бой
Легионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Реквием
Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

Режиссерский анализ хореографического номера балета «Спартак»

«Спартак» - балет в 3-х действиях, двенадцати картинах и девяти монологах. Это визитная карточка Большого театра.

«Спартак» - современный балет, который в январе на гастролях Большого театра в Париже имел очень большой успех.

Музыка: народный артист СССР, лауреат Гос. премий СССР Арам Хачатурян.

Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

Сценография - народный художник СССР, Лауреат Государственных премий СССР И.Сумбаташвили

Костюмы - Е.Дворкина

Постановщик трюков - вице-президент Федерации вольного боя, Вице-президент Федерации «Русского боя», генерал-майор, князь Александр Малышев

Хореография и постановка: народный артист СССР Валентин Елизарьев

Дирижер - заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Колядко

Декорации и костюмы: народный художник Украины, лауреат Гос. премии Украины Евгений Лысик.

Премьера: 1956, Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский), Ленинград

Премьера нынешней постановки: 1980

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

Спектакль идет с двумя антрактами Советский балетный театр (1917-1967). М., 1976. - С. 185.

Основным драматургическим принципом балета стал контраст, противостояние двух сил - восставших гладиаторов и пресыщенного Рима с его мощной военной машиной. Полярны и центральные образы - благородного, нравственно безупречного Спартака и развращенного сластолюбца Красса. Демонстрируя, как римские легионеры, вытянув вперед руку в приветствии, которое стало широко известным в нашем веке, шагают как бы по эпохам и континентам, авторы вновь, как и в предыдущих балетах, перекидывали мосты из прошлого в настоящее. Не только красной ареной цирка, но и кровавой ареной истории воспринималась сценическая площадка, созданная художником. Оригинальными были танец рук, вобравший в себя мольбы, жалобы и плач плененных рабов; эпизод длинного и тяжелого, воистину «крестного» пути восставших гладиаторов, и в особенности сцена смерти Спартака. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. - М., 1958. - С. 191.

…Повержены, разбиты восставшие гладиаторы. Трагическая тишина воцаряется над полем, где только что гремела битва. Но вот, словно превозмогая саму смерть, поднимается один из воинов. Это Спартак, который обращается к своим соратникам с прощальными словами. На зов вождя откликаются умирающие, и каждый из них последний свой вздох, последнюю каплю крови, как святой долг, передает Спартаку, чтобы еще на мгновение продлить его дыхание, его жизнь. И Спартак остается жить вечно. Потерпев поражение в I столетии, он победил навсегда. В кровавом отблеске, напоминающем о цене, заплаченной за бессмертие, осененные крыльями богини Победы Ники, и поныне встают легендарные воины, готовые к новым битвам

«Спартак» в редакции Юрия Григоровича - третья версия балета на сцене Большого театра. Первая, созданная Игорем Моисеевым (1958), быстро исчезла из репертуара. Вторая, якобсоновская, также не имела долгую сценическую жизнь. Версия, предложенная Юрием Григоровичем, - ее премьера состоялась 9 апреля 1968 года - потрясла основы основ балетного театра того времени. Этот «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы, перевернул все представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета. Классический танец, представ во всем блеске и разнообразии форм, в новой постановке стал основным, если не единственным средством выразительности. Именно классический танец царил в монологах, дуэтах, массовых сценах - виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс. Русский балет: Энциклопедия. М., 1997. - С. 209.

С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы. Подобных персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой в этом мужском по преимуществу балете галерею замечательных женских сценических портретов - сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий - лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову.

Конечно, «Спартак» Большого театра, прежде всего - страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием современных аллюзий. Тут также налицо четкий социальный конфликт, как того требовали в дни премьеры. И в то же время это балет-прозрение, балет-предвиденье. Грандиозное музыкально-хореографическое «исследование» столкновения древнего язычества с нарождающимся христианством.

Балет задуман мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности.

Музыку я создавал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия… Балет «Спартак» представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы.

Действие I

Картина 1

Нашествие

Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обречены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака

У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыслит свою жизнь в рабстве.

Картина 2

Рынок рабов

Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией.

Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии

Фригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях.

Картина 3

Оргия у Краса

Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака

Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4

Казарма гладиаторов

Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5

Аппиева дорога

На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака

Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6

Вилла Красса

Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины

Она давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7

Пир у Красса

Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной.Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака

Он переполнен радостью победы.

Картина 8

Победа Спартака

Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9

Месть Красса

Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины

Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10

Лагерь Спартака

Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака

Спартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11

Разложение

Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса

Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12

Последний бой

Легионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

Реферат на тему

Балет А. И. Хачатуряна

«Спартак»

Выполнила:

преподаватель высшей категории фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна

Ульяновск

2016

Балет А.И.Хачатуряна «Спартак»

В своём творчестве А.И. Хачатурян опирался на богатейший опыт и традиции мировой культуры, сокровища народного творчества и классическое наследие. Он писал произведения различных жанров: музыка для театра, балеты, камерные и симфонические произведения, песни, музыку для кино.

Музыкальные образы Хачатуряна полны жизни, движения, конкретности и широких обобщений. Музыке композитора свойственны романтическая взволнованность и повышенная эмоциональность. Как способ художественного отображения действительности огромную роль в творчестве А.И. Хачатуряна занимает лирическое начало. «Лирическое начало действительно играет большую роль в моей музыке»,- говорил сам А.И. Хачатурян.

Для стиля А.И. Хачатуряна характерны яркая театральность, зримость, живописность. В творчестве композитора сближаются жанровые и композиционные закономерности восточной и европейской музыки.

Огромную роль в музыке А.И. Хачатуряна играет ритм. Ритм берёт на себя образно-драматургическую роль, передавая статичность южной знойной природы, биение сердца, энергию масс, проявляющуюся в празднестве, в пляске, в борьбе. Ритм - это важнейший элемент национальной музыки народов Закавказья с богатым миром нежных, скерцозных и мужественных плясок.

Уникально ладовое строение музыки А.И. Хачатуряна. Это связано с тем, что композитор постиг ладовую специфику народной музыки и обогатил её новейшими приёмами современного композиторского письма.

Оркестровая палитра композитора необычайно богата. Яркая, сочная инструментовка играют большую роль в музыкальной драматургии произведений. Партитуры А.И. Хачатуряна свидетельствуют о том, что композитор мастерски владеет драматургией тембров, умением насыщать ткань яркими красками, смешением различных тембров, завоеванием новых оркестровых регистров, глубоким пониманием выразительных возможностей солирующих инструментов.

Работа над балетом длилась три года, хотя замысел возник гораздо раньше, в 1933 году, когда по заказу Большого театра либреттист Н.Д. Волков и балетмейстер И.А. Моисеев создали первый вариант сценического плана. К сочинению балета А.И. Хачатурян предполагал приступить в 1941 году, во время войны, но работу пришлось отложить по различным причинам. Работа над балетом началась в 1950 году. Работая над либретто, Волков обратился к нескольким солидным источникам: свидетельствам античных историков, среди которых особенно выделялись «Гражданские войны» и «Римская история» в изложении Аппиана, а также – творения Плутарха, снабдившего биографию Красса подробными сведениями о так называемой «войне со Спартаком».

Также, в процессе работы над либретто Волков задействовал сатиры Ювенола и «Картины из бытовой жизни Рима» Фрилденера. Помогла либреттисту и монография советского историка Мишулина «Спартаковское восстание». Как видим, еще до создания музыкального материала были созданы серьезные предпосылки к воссозданию исторической достоверности.
Еще из юношеской поры А.И.Хачатурян вынес яркие впечатления от мифов, легенд и древней истории, в частности – от истории о Спартаке в изложении Р. Джиованьоли. Со временем эти впечатления обогащались новым содержанием, приобретая связь с вечно актуальными темами борьбы за освобождение народов .

А.И. Хачатурян писал: «Спартак» замысливался мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту человеческой личности, которому я хотел отдать дань восхищения и глубокого уважения».

А.И. Хачатурян так излагал свои взгляды на эстетику и сущность балета: «Балет я считаю великим искусством. В нём можно выразить всё многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному… Музыка в балете должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене».

Идеалом балетной музыки Хачатурян считал произведения П.И. Чайковского, И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Особенно близки ему были творческие принципы П.И. Чайковского, который в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» создал традиции музыкально-хореографического искусства, наполнил музыку большими человеческими чувствами, драматизмом, широкими обобщениями и подлинным симфонизмом. В музыке Стравинского ему были близки новые сюжеты, необычные образы, ритмические формы, использование фольклорных тем. Балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» А.И. Хачатурян считал началом нового этапа в развитии этого жанра, признавая его новаторское значение, изумительную меткость музыкальных характеристик и театральность.

Балет «Спартак» написан в форме монументального спектакля. Для его драматургии характерны многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главная сюжетная линия – восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющие – любовь Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и другие вспомогательные линии.

В музыке балета сливаются воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы балета, композитор использует всевозможные средства выразительности кантилены, декламации, интонации стона, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене «Смерть Спартака» драматизм достигает своей кульминации.

«Музыка балета «Спартак» несомненно интересная и волнующая, писал Д.Д. Шостакович. – она написана талантливо, и на ней, как на всём, что пишет А. Хачатурян, лежит печать яркой творческой индивидуальности». Балет «Спартак» стал вершиной творчества композитора.

Балет включает в себя четыре акта. Условно его можно рассматривать как музыкально-хореографическую симфонию, в которой все части взаимосвязаны и есть экспозиция противоборствующих музыкальных тем, их разработка и реприза с кодой. Сам А.И. Хачатурян называл балет «Спартак» «хореографической симфонией». Все номера балета пронизаны сквозным симфоническим развитием, интонационным единством и лейтмотивными связями. Большую роль в симфонизации балета играют лейтмотивы, они являются яркими, выпуклыми характеристиками действующих персонажей. Одни лейтмотивы отличаются развёрнутостью построения, как например лейтмотив гладиаторов, другие, наоборот, лаконичны и кратки, как например мотив призыва к восстанию. Сквозные мотивы, темы, интонации развиваются, видоизменяются, вступают во взаимодействие друг с другом по мере развития драматургии балета.

Огромное значение в музыке балета «Спартак» играет драматургия ритма. Здесь представлены различные ритмы маршей – героические, триумфальные, батальные, траурные. Многообразно использованы танцевальные ритмы: лирические и героические, в целях образности присутствуют ритмическая асимметрия и полиритмия. В партитуре балета использована вся богатейшая палитра оркестровых регистров и тембров. Гармонический язык балета «Спартак» колористически экспрессивен, свеж, насыщен диссонирующими интервалами.

А рам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.

Образ Спартака неразрывно связан с музыкальным материалом «народных» тем. Эти образы не только интонационно близки, но часто в музыкальной драматургии балета темы – мотивы Спартака перерастают рамки личных характеристики и приобретают более широкое значение.

Сквозные интонации, мотивы, темы играют огромную роль в музыкальной драматургии, в симфоническом развитии балета. Композитор подошел к созданию музыки не со стилизаторских позиций, а со всей творческой непосредственностью и искренностью. Многие страницы партитуры «Спартака» вызывают ассоциации с музыкой «Гаянэ», а через нее – и с армянской народной музыкальной культурой. Но в музыке «Спартака» нет прямых фольклорных цитат. Интонационные связи с народной музыкой здесь носят более опосредованный характер.

Впервые балет «Спартак» был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Леонид Якобсон. Спектакль имел огромный успех у публики.

В 1958 году зритель смог увидеть любимый балет в постановке И. Моисеева. Данную постановку критики приняли достаточно холодно.

Попробовать свои режиссерские таланты в Москве решил и Л. Якобсон, но московской премьере не удалось затмить успех балета вЛенинграде.

Довольно успешной считалась постановка Юрия Григоровича, наполненная психологизмом и трагическими нотами. Партии Спартака и Фригии исполняли Васильев и Максимова. На сегодня известно более 20 разных версий постановки балета «Спартак». Но самыми известными остались две редакции спектакля - Леонида Якобсона и Юрия Григоровича.

Балет «Спартак» - это самое крупное и яркое творение А.И. Хачатуряна. Этот балет стал значительным произведением советского и мирового балетного искусства. Балет «Спартак» до настоящего времени пользуется большой популярностью не только у любителей классического балета, но и у всех любителей музыки.

Список использованной литературы

1. Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980.

2. Хачатурян А.И. Письма. Ереван, 1983.

3. Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974.

4. Тигранов Г.Г. Арам Ильич Хачатурян. Л. 1978.

5. Советская музыкальная литература. Здание вып.1, издание. Москва, 1977.

В четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73-71 годах до н.э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894-1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883-1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906-2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50-120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60-140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, - писал Волков, - как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года - последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904-1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, - пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. - Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников... намечали образ военной машины... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, - Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, - куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади - Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком. Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка - Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

Музыка

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Л. Михеева

Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев - Эгину и Гармодия. Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества. Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы - египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. «Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний - действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева - человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы . Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину - Шелест. Как та, Красс - Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано. Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».

«Спартак» Григоровича - не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) - коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) - нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией - высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади - небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное. Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху. В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.

Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра. Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.

А. Деген, И. Ступников

Спартак: Спартак известный раб гладиатор. Содержание 1 Известные носители имени Спартак 2 Спорт 2.1 … Википедия

Спартак (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Спартак (значения). Спартак Spartaco

Спартак (фильм) - Снято несколько фильмов с таким названием: Спартак (фильм, 1926) СССР, 1926, реж. Э. Мухсин Бей Спартак (фильм, 1960) США, 1960, реж. Стэнли Кубрик Спартак (фильм балет) СССР, 1977, фильм балет IMDb Спартак (фильм, 2004) США,… … Википедия

СПАРТАК (1975) - «СПАРТАК», СССР, Мосфильм, 1975, цв., 94 мин. Фильм балет. О восстании рабов в Древнем Риме под предводительством Спартака. Роли исполняют артисты балета Большого театра СССР. Хореография Юрия Григоровича. В ролях: Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ … Энциклопедия кино

Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося… … Большая советская энциклопедия

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БАЛЕТ МИРОВОЙ - Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

Балет - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Спартак - Эта статья о предводителе восстания рабов; другие значения: Спартак (значения). Спартак Spartacus … Википедия

Книги

  • Откровения балетместера Федора Лопухова (DVD) , . Двадцатый век - век триумфа русской школы балета. Известный балетмейстер Федор Лопухов, проживший долгую и плодотворную жизнь в искусстве, вспоминает и размышляето судьбе классического танца… Купить за 493 руб
  • Спартак , Лесков Валентин Александрович. Имя фракийца Спартака, римского гладиатора и вождя самого знаменитого восстания рабов в древнем Риме (74-71 годы до н. э.), обладает несомненной притягательной силой. Бессмертный роман…