Тайцзицюань стиль ян трубная. Мультимедийный учебник по тайцзи-цюань стиля ян


Тайцзицюань – один из самых известных стилей ушу. Он входит в тройку "классических внутренних" стилей ушу. Согласно летописцу Тан Хао самым ранним направлением тайцзицюань был стиль Чень, основателем которого стал Чень Вантин, выходец из семейства Чень, проживавшей в Уезде Вень провинции Хэнань. Ранний стиль Чень отличался от современного, в нём было много быстрых движений, резких ударов и даже кувырков. В своём современном виде стиль характеризуется медленными плавными движениями, мгновенно переходящими в быстрые, взрывные.

Тайцзицюань стиль Ян создал выходец из бедной семьи Ян Лучань (1799 – 1872 гг.). Он родился в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Ян с детства мечтал заниматься ушу. Однажды его отправили разгружать уголь в аптекарскую лавку семьи Чень. Там он впервые познакомился с тайцзицюань. Позднее, за счёт хитрости, ему удалось поступить в ученики к Чень Чансину. В дальнейшем Ян Лучань видоизменил стиль, добавив в него мягкость, позже постепенно упростил выброс силы, прыжки и другие трудные элементы.
Его сын Ян Цзяньхоу еще больше упростил стиль.
В дальнейшем Ян Цзяньхоу передал форму своему сыну Ян Ченфу, который тоже внес изменения, создав стандарт стиля 85 движений.
В этом виде он, благодаря легкости и простоте стал более доступен широким массам.

Упражняясь в тайцзицюань стиль Ян , необходимо в движении стремиться к покою, а в покое - к движению; использовать разум и не применять силу; разграничивать пустое и полное. Движения тайцзицюань словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит переплетение всех форм, везде царит непрерывность, нельзя отыскать ни начала ни конца. В процессе эволюции тайцзицюань возникло множество различных направлений (наиболее известные: Чень, Ян, У, Сунь).
И хотя каждому присущи свои черты, тем не менее все они объединены общими требованиями.


Движения тайцзицюань покорны, непринужденные, ровные, мягкие. Твердость и мягкость таятся внутри (подобно игле внутри ваты). Расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляются посредством выброса энергии Ци. Позиции могут быть высокими, средними, низкими, в зависимости от возраста, пола, физической силы и мотивации ученика. Вот почему этот стиль подходит как для лечения болезней и профилактики заболеваний, так и для увеличения силы и улучшении здоровья.

В изучении Тайцзицюань есть 3 стадии обучения:
Первая стадия - нужно все делать медленно, но медленно не означает безжизненно.
Вторая стадия - все нужно делать быстро, но быстро не означает поспешности.
Третья стадия - научившись двигаться быстро, нужно учиться делать движения мягко, и только долгое время мягко двигаясь, можно развить внутри мягкости жесткость, чтобы жесткое и мягкое друг друга дополняли.

Ученики центра традиционного ушу «УЦЗИМЭНЬ» (как взрослые, так и дети) изучают тайцзицюань стиль Ян и тайцзицюань стиль Цзинву. Неотъемлемой частью занятий тайцзицюань является практика цигун и туйшоу.

Начать заниматься тайцзицюань стиль Ян никогда не поздно. Всё зависит от вашего желания.

Дисциплины: самооборона, тайцзицюань, ушу, ЛФК, цигун, тайцзицюань стиль Ян.

Неоднократный чемпион и призер всероссийских и международных турниров по тайцзицюань (2000, 2001, 2003 гг.).
Занимается тайцзицюань с 1982 года.
Сертификат тайцзицюань семьи Чэнь, квалификация – инструктор по тайцзицюань (линия Чэнь Чжаокуя, Шицзячжуан, Китай, 1998 г.).
Опыт тренерской работы – с 2009 года.
Автор перевода с китайского книги Ма Хуна «Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь».

Практикую боевые искусства. Самбо, дзюдо, каратэ, южношаолиньские стили (ламсон, хунцзя). Последние годы практикую только тайцзицюань семьи Чэнь, учусь непосредственно у прямых носителей стиля Чэнь Юя, Чэнь Шиу. Ежедневно провожу занятия в клубе Цинлун: форма тайцзицюань Чэнь, Туйшоу и боевое применение, Цигун (Даоинь Яншэнгун), нэйгун, формы с оружием. Также практикую иглорефлексотерапию, делаю переводы с китайского, занимаюсь китайской живописью.

Тайцзицюань стиль Ян: 2500 руб. / 60 мин.

Самооборона: 2500 руб. / 60 мин. (Цель любого вида самообороны– эффективность. Без надежной защиты и хорошего удара самооборона не эффективна. Сейчас тайцзицюань очень редко практикуется как разновидность боевого искусства. В основном люди ориентируются на оздоровительные и эстетические аспекты тайцзицюань или на соревновательные практики туйшоу. Тем не менее, тайцзицюань был и, за редким исключением, остается эффективным видом рукопашного боя. На занятиях мы подробно занимаемся темами усилий – цзинь 劲: базовым усилиям и построение на их основе взрывной силы 发劲 фацзинь, короткому усилию 寸劲, встряхивающему усилию 抖劲 доуцзинь и др.; постановке силы удара с помощью специального защитного оборудования; познакомиться с техническим арсеналом ударов стиля Чэнь (удары ладонями, кулаками, пальцами, предплечьями, локтями, корпусом, ногами, коленями, головой); ознакомить с локализацией каждого из типов ударов. )

Тайцзицюань: 2500 руб. / 60 мин. (Немного истории для понимания контекста, в котором я преподаю тайцзицюань.
Когда тайцзицюань только формировался, его создатель Чэнь Вантин объединил в одно целое приемы рукопашного боя, которые имели хождение в то время, закон единства и борьбы противоположностей, описанный в трактате «Чжоу И», учение китайской медицины, изложенной в трактате «Внутренние покои», а также даосские техники тунна и даоинь.
Даосы с древнейших времен искали ключ к бессмертию – некий элексир. Были школы внешней алхимии, которые варили всевозможные зелья в поисках того самого элексира. Были (и по сей день есть) школы внутренней алхимии, которые при помощи психофизических упражнений (к ним относятся в том числе даоинь и тунна) трансформировали человеческое тело для достижения бессмертия. Никто этих бессмертных, правда, не видел, но слухи ходят не одно тысячелетие. Мой же скромный опыт позволяет судить об энергетическом эффекте этих упражнений как о реальном и, главное, доступном для современных людей.
При помощи своих практик даосы развивают три энергии в человеке: цзин (базовую составляющую), ци (энергию, пневму, или кому нравиться – прану) и шэнь (дух). В свою очередь, учение китайской медицины основываются на законе взаимодействия инь – ян и вышло, собственно говоря, из даосских практик. Богатейшая традиционная китайская лекарственная медицина берет начало от разработок древних даосов внешней алхимии. Методы саморегуляции - цигун, яншэнгун и прочие берут начало от школ внутренней алхимии. Рукопашный бой был сам по себе. Чэнь Вантину первому пришла идея: а почему бы не использовать три уровня энергии человека (цзин – ци – шэнь) в боевом искусстве, в утилитарных, так сказать, целях.
Даоинь – это вытягивание сухожилий, Чэнь Вантин стал использовать сухожильную силу вместо чисто мускульной, это - уровень цзин. Энергию дыхания ци у даосов развивала дыхательная гимнастика тунна, силу ци (второй уровень) можно использовать как средство проникающих ударов. И, наконец, третий уровень - шэнь (дух) психическую энергию можно использовать как эффективный проводник первых двух сил. Из сплава трех энергий и состоит знаменитая сила тайцзи – цзинь.
Исходя из теории единства и борьбы противоположностей, можно разделить иньскую и янскую составляющую в тайцзицюань. Тело – это структура, базисная, иньская составляющая, приемы рукопашного боя – это функция, янская составляющая. Тело – инструмент, за которым требуется отдельный уход. Упражнения тайцзицюань сами по себе несут эффект, который укрепляет тело, но на мой взгляд - недостаточный. Если заниматься исключительно боевым аспектом, то это разрушает тело. Если практиковать только даоинь и тунна, или практиковать только оздоровительный тайцзицюань, то это разрушает боевое искусство. Поэтому мы ищем баланс: у нас в Цинлуне есть разные виды тренировок. Есть туйшоу и применение, силовая работа, даоинь, нэйгун (дыхательная практика), медитация дацзо. Туйшоу, применение и силовуха, даоинь формируют энергию цзин; нэйгун укрепляет ци, а дацзо воспитывает шэнь. Формы Чэнь (первая и паочуй + оружие) объединяют все составляющие.
Приглашаем всех на семинар-интенсив, на котором мы собираемся поупражняться в формах Чэнь, попрактиковать даосский даоинь, нэйгун и дацзо.
)

Ушу: 2500 руб. / 60 мин.

Традиционный Тайцзи-цюань стиля ЯН. Интерактивное обучающее пособие.
Михаил Баев, ООО "ВИПв"
Автор-составитель этого DVD - Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань...

За его плечами более 35 лет практики, в том числе и реальной боевой. Также М.Л. Баев является специалистом по традиционной китайской медицине.


Об авторе-составителе пособия
Автором-составителем интерактивного обучающего пособия является Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань.

Ниже мы приведём выдержки из интервью с Михаилом Баевым.
Михаил Леонидович, насколько мне известно, в своё время Вы работали в Комитете Государственной Безопасности, где служили в антитеррористической противодиверсионной группе, базировавшейся в средней Азии. Причём группа, как было принято тогда говорить, была образцово-показательной. В число Ваших основных обязанностей входила подготовка личного состава по общефизической, боевой и рукопашной подготовке. Это уже предполагает определённый уровень наработки. Расскажите, как Вы пришли в мир Воинских Искусств?
Моим первым учителем был Исаков Макетай, киргиз по национальности. Человек, который ввёл меня в мир Воинских Искусств, дал основы и направление. Я бесконечно ему благодарен за это. Мне не пришлось переучиваться нигде. Ни тогда, когда нужно было заниматься реальной работой в КГБ, ни тогда, когда я в Китае изучал традиционный Тайцзи-цюань…
Сам он начал заниматься, когда учился в Мухинском училище в Питере, в самом начале 70-х, а потом, когда после учёбы вернулся на родину в Киргизию, оказалось, что в средней Азии достаточно много выходцев из Китая, которые обладали какими то интересными знаниями из этой области. В силу его личностных качеств и устремлённости, у него была возможность получать информацию от этих выходцев из Китая, таким образом, по крупицам он сформировал стиль, с помощью которого воспитал несколько сотен великолепных бойцов. А потом, когда появился Мастер, который ему дал конкретные техники, он передавал их и нам. Это были замечательные времена. Когда мы уезжали вместе в горы и тренировались по 15 - 18 часов в сутки…

А как Вы познакомились со своим учителем?
Первые контакты с китайскими мастерами я завязал в Москве (поскольку раньше был не выездной), прилетев сюда на семинар, который проводил Госкомспорт.
А потом ко мне попала кассета с записью Лю Гаомина, и я понял, что это именно то, чего мне не хватало в изучении Тайцзи-цюань. Какое то время занимался по кассете, потом поехал в Пекин. Поводом для этой поездки была всемирная конференция по Тайцзи-цюань, на которой от Советского Союза были приглашены только два человека - я и мой брат. Китайцы, возможно, не знали, кого приглашать. Там встретился с Учителем, показался ему, и он взял меня. А через три года я попросил сделать БАЙ ШИ и войти в семью. И тоже получил согласие.

Поподробнее, пожалуйста. Что такое БАЙ ШИ?
БАЙ ШИ это приём в ученики. Формально это означает одно - поклониться Мастеру, как Учителю. Если он разрешит это сделать, значит, берёт тебя в ученики. Это равносильно приёму в семью, и те, кто прошёл этот ритуал становятся буквально вступающими в след, то есть последователями. Теми, кто принимает всю информацию. Как кто возьмёт - это уже личное дело каждого, но им, ещё раз повторю, дают всю информацию, и они уже становятся представителями школы. В 94-м году Учитель взял меня в семью…

Каким образом Вы занимались?
Ездить в Китай начал с 1991 года. Я жил тогда в Алма-Ате. 4 часа лёта до Пекина. Ездил 5 - 6 раз в году, но дольше 2-х месяцев я ни разу не жил в Китае.
Прилетал к Учителю. Мы занимались в парке, в котором он преподавал с 59 года. Это парк при бывшем императорском дворце. Сёйчас он называется «Парк культуры и отдыха трудящихся». Вот у Восточных ворот этого парка есть маленькая беседочка. Мы там занимались 2 - 3 раза в день. Чаще всего вдвоём. Так как когда Учитель занимается с тобой персонально - это называется «Ученик Внутренних покоев». Достаточно привилегированное положение в традиционной китайской школе.


Клип 1. Занятия с Учителем.

Плотно мы общались таким вот образом до 95 года. С 95-го года у Учителя пошло обострение болезни (следствие тяжёлой травмы после аварии) и потом уже занятия шли так: Учитель приглашал кого-нибудь из старших учеников и то, что он сам не мог показать (например, форму с копьём, это достаточно сложно) мне показывал старший ученик, а Учитель давал указания и разъяснения. В марте 2004 года Учитель ушёл…

На что Вы рекомендуете обратить внимание, какие советы дать тем из пользователей, кто только что начинает заниматься Тайцзи-цюань.
Человеку, выросшему в условиях Западной культуры достаточно трудно вполне и всерьёз воспринять все составляющие традиционных духовных и физических практик древнего Китая, многое из которых невозможно объяснить на вербальном уровне. Поэтому в своих занятиях каждый должен быть максимально честным и искренним, стараясь по мере возможностей использовать традиционные, древние техники. Совершенствовать внешнее и внутреннее, постоянно подгоняя своё отстающее. Укреплять и развивать тело, контролировать-развивать дыхание и концентрировать - утончать ум.
Рекомендуется ознакомиться, а лучше прилежно изучать три главных книги для всех внутренних стилей у-шу: И Цзин (Книгу Перемен), Дао-Дэ Цзин (Канон Пути и Силы, или Пути и Добродетели) и Хуан-Ди Нэй-Цзин (Трактат о Внутреннем Жёлтого Императора).
Каждый, желающий достичь совершенства должен целью иметь максимальные задачи:
В боевом искусстве - достижение состояния, когда навсегда исчезнет необходимость драться, так, как настоящий мастер никогда не допустит вблизи себя ситуации, вызывающей необходимость использования физической силы. Либо - как высший уровень мастерства в Тайцзи-цюань - способность материализации намерения и управления ситуациями на уровне энергий.
В плане здоровья - полное отсутствие всех заболеваний…
В совершенствовании духа - достижения состояния сознания, определяемого в китайской традиции как “Совершенная мудрость”.

Военно-прикладные виды искусства Китая включают в себя множество направлений и школ, но независимо от этого, для достижения хорошего уровня владения искусством ведения боя необходимо приложить много усилий и терпения, многие годы кропотливого труда в одном направлении. Только тогда возможно появление того, что называется Гунфу - наработка, мастерство на уровне свершений. Что же касается искусства Тайцзи-Цюань, то оно определяется такими понятиями как «слабое одерживает верх над сильным», «в мягком содержится твердое», «дух-шэнь, дыхание-ци и семя-цзин едины”, “мысль ведёт дыхание-ци, ци ведёт силу-ли» и т.д., которые распространяются на все остальные сферы жизни человека и лежат в основе всей традиционной китайской культуры. Если научишься постоянно тренировать дух и тело, независимо утро это, или вечер, холодная зима или же знойное лето, если будешь повышать свой интеллектуальный и физический уровень, то независимо от того, кто ты мужчина или женщина, стар или молод, обязательно достигнешь большого успеха. И не надо откладывать продвижение по Пути, придумывая себе оправдания в виде поисков «секретных техник» или «настоящего учителя». Традиция говорит, что когда ученик готов, учитель найдётся сам. Так же древние говорили: “Один день занимался - один день приобрёл. Один день пропустил - десять дней потерял”...


Особенности проекта
Наша программа работы с текстовой и видео информацией на выходе (то есть на экране монитора), представляет из себя «живую книгу».

Вы просто читаете эту книгу. Дойдя до определённого места, Вы обнаруживаете, что на одной из страниц появляется видео изображение, соответствующее по смыслу только что прочитанному.

1.Чтение "книги". Слева текстовая информация, справа - соответствующий ей видеоклип

Если клип Вас заинтересовал, можно просмотреть его ещё раз, можно просматривать его непрерывно целиком или любую его часть, как на боевой скорости, так и в режиме "по кадру".

2.Клип меня заинтересовал, я просматриваю его непрерывно

А можно увеличить его до размеров экрана, отойти в сторону и отработать полученную информацию (например, уход с линии атаки противника, нанесение удара ногой, защиту от ножа и т.п.).

3.Увеличиваю видео до размера экрана

Такой подход (предоставление информации в формате «живой книги»), с нашей точки зрения, наиболее оптимальный. Поскольку лишь сочетание видео и текстовой информации может дать наиболее объёмное рассмотрение вопросов по военно-спортивной тематике

Так же хотим обратить Ваше внимание, что освоение Вами технических приёмов при такой форме обучения будет проходить значительно эффективнее, по сравнению с изучением лишь с помощью учебного фильма. Ведь любой из этих приёмов Вы можете найти в течении нескольких секунд, ознакомиться с необходимой текстовой информацией, изучать или отрабатывать приём или его часть на удобной для Вас скорости с помощью пяти встроенных в программу видео плееров...

Кроме того, программа позволяет работать с Вашим личным видео архивом.
Ведь каким бы уровнем мастерства Вы не обладали, взгляд на себя со стороны поможет Вам проанализировать свои достоинства и недостатки, сделать нужные выводы и продолжить свои тренировки более эффективно.


Начальный этап обучения
Основные методы начального этапа
Основные методы начального этапа - подражание и повторение. Путь к освоению лежит через накопление лёгкости и мягкости. Накопление мягкости даёт твёрдость, твёрдое и мягкое начинают органично направлять друг друга.


Клип 1. Столбовая работа, статика. Стояние столбом и на китайском языке здесь идёт описание основных принципов. Принципы, которые необходимы и в движении и в исполнении тайцзи-цюань*. То есть поза статическая ЧЖАН-ЧЖУАНЬ - то, что называется столбовая работа. Это стояние столбом. Одна из главных техник для внутренней наработки энергии в себе. В статическом упражнении прорабатываются три уровня - семени «Цзин», дыхания «Ци» и духа «Шэнь». Или тела, дыхания и сознания. В работе с телом необходимо достигать полного контроля расслабленного тела, ощущения всех сочленений как единого. В работе с дыханием необходимо достигать глубокого, тонкого и ритмичного дыхания. Сознание необходимо делать чистым и спокойным, соединяя внимательное ощущение расслабленного тела и пульсацию дыхания сознанием в триединство. Эта практика выполняется как до и после комплекса форм движений тайцзи-цюань, так и в виде отдельной работы.


Клип 2. То же самое. То, что необходимо. Он перечисляет части тела и говорит, какими они должны быть. Голова подвешена, плечи опущены, локти нагружены, кисти посажены


Основные требования к форме тела.
К положению тела при занятиях тайцзи цюань есть базовые требования. Требования к положению головы в соответствии с требованиями по кулачному бою следующие. Сюэ лин цзин цзи эр, в пустоте божественного духа усилия макушкой. Что касается людей, которые в настоящее время делают объяснения этой фразы, они ее переводят как «подвешенная макушка головы».
Но само это понятие очень трудно исполнить. Макушка должна быть расположена прямо, и намерение должно быть направлено вверх, в пустоту. Таким образом, у всего тела поддерживается прямое, срединное, расслабленное и сбалансированное состояние.
Подобная поза и движения главным образом воплощаясь приводят в движение семя и дух. И предотвращают усталость и лень, невозбужденность. Таким образом, можно заставить центральную нервную систему внутри головного мозга руководить, управлять всеми движениями в процессе занятий тайцзи цюань.
Позиция головы после того, как это требование воплощается, нижняя часть головы подтягивается, собирается и шея и область ворота, задняя часть немножко соединяется, подбирается. Необходимо избегать напряжения шеи, чтобы не образовывалось застоя. Нужно поддерживать подвижность и живость в этой области.
Грудная клетка и спина представляют собой симметричные позиции, находящиеся впереди и сзади.
В древних текстах по тайцзи цюань, по бою говорится «втянуть грудь и выпятить спину». Смысл заключается не в том, чтобы выпячивать грудь, а в том, чтобы намерение и ци собирать вовнутрь.
И когда занимаются плохо, часто образуется выпуклость груди и горб на спине. Это ошибка часто встречается, поэтому нужно обращать особое внимание, чтобы избежать ее.
«Втянуть грудь и выпятить спину» - основная цель заключается в том, чтобы вся форма туловища была сбалансированная, прямая. Необходимо раскрывать грудь и высвобождать спину для этого. Для того, чтобы грудь и спина собирали и ци, ци намерения, должна быть раскрыта и свободно двигаться. Только в этом случае при занятиях тайцзи цюань можно испытывать свободу движения и не возникает напряженности, в результате чего происходит давление по состоянию.
Во время боя в соответствии с этим требованием можно наносить удары во все 8 сторон и двигаться свободно, отражая любое нападение. Позвоночник до копчика - необходимо, чтобы от образовывал одну вертикальную прямую линию, срединности, прямоты, покоя и расслабленности. Суставы позвоночника должны быть расслаблены и от копчика должны быть направлены вниз, это нужно упражнять. Это играет очень важную роль и для приведения в движение дыхания ци в процессе питания жизни и для выбрасывания энергетических усилий во время ударов по стойкам.
Плечи и локти представляют собой верхнюю часть рук. В древних трактатах говорится, что нужно опустить плечи и направить вниз локти. Суть в том, что нельзя топорщить плечи и поднимать локти. Таким образом, это может повлиять на погружение вниз ци намерения.
Однако, во время занятий, если очень сильно стараться опускать плечи и локти, очень легко могут возникнуть отклонения связности движений в локтях и плечах. Движения тогда будут негибкими, с непроходимостью.
Если локти будут расслаблены и округлены, тогда они будут образовывать с плечами ровный круг движения ци.
Таким образом, можно будет почувствовать живую округлость движений, которая не будет приводить к затруднению и несвязности. Во время боя можно будет очень живо на все реагировать, таким образом, что области локтей будут соединяться с позициями рук при оборонных и наступательных ударах.
Ладони должны быть связаны с запястьями. В древних трактатах по тайцзи цюань говорится о цзо ван, о сидящих запястьях, что выражает базовое положение.
На самом деле сидящие запястья очень легко образуют онемение, негибкость. Поэтому необходимо, чтобы запястье было выпячено, торчало наружу, гу сань. Ладонь должна быть расслабленная, ровная и прямая. Это будет помогать, чтобы внутренний цзи из основания среднего пальца проходил вовне, и в результате очень легко будет совершать движения руками.
Когда кисть живая и свободная, все движения рукой тогда легко совершаются, человек ощущает свободу движений. Дыхание и кровь циркулируют свободно. Таким образом даже в холодную погоду руки будут теплыми.
Если рука твердая и замершая, очень легко замерзнуть.
Рука может превращаться в раскрытую ладонь, а может превращаться и в кулак, может делать крюк, но во всех случаях необходимо избегать твердости, жесткости.
В зависимости от того, какое движение производится, ладонь необходимо держать расслабленной, чтобы она была ровная и мягкая, прямая. Центр ладони должен быть собран вовнутрь, как будто внутри он держит живой маленький шарик энергии ци.
Вне зависимости он того, какое движение делает кулак, он не должен быть твердым и сжатым. Центр все равно должен быть расслабленным и в нем должно сохраняться немного пространства.
Когда делается одиночная плеть и рука складывается в крюк, она не должна быть слишком изогнутая, и пять пальцев должны быть направлены вниз, чтобы ци проходило из конца среднего пальца и выходило наружу.


РАБОТА НОГ

Изучение стоек-шагов (Бу-фа)*.


Клип 1. ГУН БУ - поза лука и стрелы, передняя стойка.


Клип 2. СЮЙ БУ. Пустой шаг. Задняя стойка.


Клип 3. МА БУ - поза всадника, боковая стойка.


Клип 4. БАЙ МАБУ - промежуточная средняя стойка между пустым шагом СЮЙ БУ и позой всадника МАБУ.


Клип 5. ПУ БУ Уход вниз или поза припавшего к земле.


Клип 6. ТУЙ БУ - Отступление, шаг назад.


Клип 7. ТУЙ БУ - Отступление назад. В предыдущем клипе был один шаг, а здесь несколько шагов.


Клип 8. ГЭН БУ - подшаг.


Клип 9. ШАН БУ - продвижение вперёд в позе лука и стрелы.


Клип 10. ЦХЭ СИН БУ - передвижение в сторону (в бок). Применяется в облачных руках.


Клип 11. ДУ ЛИ БУ - Стойка на одной ноге.


Клип 12. КАЙЛИ БУ - подготовительная стойка


Клип 13. ХАНДАН БУ - развёрнутая в сторону ухода лука стрелы. Усложнённая стойка ГУН БУ


Клип 14. НЯНЬ БУ Вариант поворота стопы, который применяется при передвижении вперед.

Способы ударов ногами (ТУЙ-ФА)**.


Клип 15. ДЭН ЦЗЯО - проникающий удар пяткой.


Клип 16. ФЭН ЦЗЯО - круговой удар стопой.


Клип 17. ПАЙ ЦЗЯО - удар со шлепком ладони. Щелчковый удар стопой вверх с хлопком ладони по подъёму стопы.


Клип 18. БАЙ ЛЯНЬ ЦЗЯО - смести белый лотос. Круговой удар стопой с последовательным хлопком двумя ладонями по подъёму.


Работа рук
Форма рук


Клип 1. ЦЮАНЬ - Кулак.


Клип 2. ЧЖАН - Ладонь.


Клип 3. ГОУ - Крюк (клюв).

Базовые техники рук*.
Имеется ввиду при работе с базовой техникой восемь главных техник, которые соотносятся с 8-ю вратами (БА-МЭН), 8-мь разных типов энергии и усилий (БА-ЦЗИНЬ), и боевых техник (ЮНЬ-ФА).


Клип 4. ПЭН - отражение.


Клип 5. ЛЮЙ - пропускание.


Клип 6. ЦЗИ - надавливание.


Клип 7. АНЬ - вырывание корня.


Клип 8. ЦАЙ - срывание.


Клип 9. ЛЕ - расщепление.


Клип 10. КАО - толчок плечом.


Клип 11. ЧЖОУ - удар локтём.

Положения для наработки**.


Клип 12. ЛУ - опускание и пропускание.


Клип 13. ТУЙ - толчок ладонью.


Клип 14. ЧУАНЬ ЧЖАН - Пронзающая ладонь.


Клип 15. ГУАНЬ ЦЮАНЬ - парный удар кулаками (глазом кулаков) по ушам.


Клип 16. ПЕ ЦЮАНЬ - перевёрнутый кулак, удар наотмашь.


Клип 17. ДА ЦЮАНЬ - большой кулак, прямой удар кулаком.


Клип 18. ШИЦЗЫ ЧЖАН - Скрещенные ладони. Может применяться как блок и как толчок.


Клип 19. ЮНЬ ШОУ - Облачные движения рук.


Клип 20. ФЭНЬ ЧЖАН - Летящая ладонь. Применяется как техника положения рук при ударах ногами. При ударах ногами, руки работают таким образом.


Клип 21. ИЯ ЧЖАН - отражающая ладонь.


Изучение поз-форм (ши)*
Изучение поз-форм (ши) - важнейший элемент начального этапа обучения. Основное внимание изучению поз-форм мы уделим в следующих разделах (См. 1-я ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА и 2-я и 3-я ЧАСТИ КОМПЛЕКСА). В этом же коротком документе мы приведём лишь несколько примеров, как способов работы над каждой позой.


Клип 1. ПУ БУ - уход вниз. Пример из спортивной формы, которую в данном пособии мы рассматривать не будем.


Клип 2. ДУЛИ БУ.


Клип 3. ХА ДАН БУ.


Клип 4. ЛОУ СИ АО БУ - самая распространённая техника для изучения и практики шага вперёд.


Клип 5. ТАО НИЕНЬ ХОУ - Шаг назад с отражением обезьяны, самая распространённая техника для изучения и практики шага назад.


Классическое исполнение первой части комплекса

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет первую часть комплекса, в котором содержатся формы с 1-й по 15-ю. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это была первая учебная запись по Тайцзи-цюань в Китайской Народной Республике.


Фрагмент изучения 3-й части комплекса

Формы 79 - 83

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет фрагмент комплекса, в котором содержатся формы с 79-й по 83-ю. Нажав на кнопки a*, b, c, d, e, Вы сможете ознакомиться со следующими формами:
Форма 79 (см. кнопку a). Ся ши. Уход вниз.
Форма 80 (см. кнопку b). Шан бу чи син. Шагнуть к Большой Медведице (Северный Ковш) или к семи звёздам.
Форма 81 (см. кнопку c). Туй бу куа ху. Отступая, перешагнуть через тигра (сесть верхом?).
Форма 82 (см. кнопку d). Чжуан шэн шуан бай лянь. Повернуться и смести лотос двумя руками.
Форма 83 (см. кнопку e). Вань гу ши ху. Натянуть лук и выстрелить в тигра.

Формы 79 - 81

Клип 2. Исполнение форм 79 - 81.


Клип 3. Отводящие блоки, блок от ещё одного удара в лицо и встречный удар левым кулаком.


Клип 9. После контратаки в лицо блок от удара в корпус с захватом и с разворотом соперника.

(*) разделение формы на элементы проводится в обучающей программе


Воздействие на организм
Занятия Тай Цзи Цюань - это лучший способ укрепления здоровья и совершенствования организма. Он способствует развитию силы, скорости, реакции, выносливости, гибкости, сообразительности. Его философской основой является древние принципы инь-ян (движение и покой, единство взаимопревращения противоположностей) и у-син (порядок порождения и взаимопреодоления пяти движений материи).
С точки зрения физиологии, специфическое дыхание в Тай Цзи Цюань равным образом способствует закалке органов цзан-фу (полных и полых внутренних органов), а так же всестороннему развитию органов восприятия. При этом внутренние и внешние органы объединяются с мышцами, сухожилиями, плотью и кожей. Каждый выполняет свою функцию, но при этом все пребывают в единстве. Таким образом, конечности движут внутренние органы и происходит слияние ци с любым устремлением, с любым движением тела. Все эти положения тесно связаны с концепциями традиционной китайской медицины.
Во время занятий необходима концентрация сознания, поиск покоя в движении. Сознание необходимо держать чистым и спокойным. Мысль ведет ци по телу подобно тому, как нанизываешь на ниточку мысли суставы. Таким образом гармонизируются духовное и физическое, накапливается дыхание-ци и совершенствуется дух-шэнь. Во время занятий необходимо использовать мысль, а не силу. Куда проникает мысль, туда может следовать и ци, а так же и выброс ци. Возможно всё это только тогда, когда сбалансированы инь и ян, гармонично циркулируют кровь и дыхание-ци, а все каналы раскрыты и проходимы. Всё это благотворно влияет на дыхание, пищеварение, обмен веществ, нервную систему, железы внутренних секреций и всю жизнедеятельность организма. Хороший оздоровительный эффект получают люди страдающие повышенным кровяным давлением, болезнями желудочно-кишечного тракта, ослабленной нервной системой, а так же длительными, хроническими заболеваниями.

Перед Вами Базовая программа обучения тайцзицюань в нашей Школе. Программа является результатом многолетней работы по созданию эффективной технологии обучения тайцзицюань. Отойдя от концепции «делай, и все когда-нибудь придет», от «мистико-магического» восприятия тайцзи, мы исходили из той идеи, что процесс обучения должен проходить в достаточно определенный период времени, и результаты обучения должны быть весьма конкретными. Нас могут критиковать за излишний прагматизм - но мы живем в реальном мире, где выживают только эффективные технологии. Тайцзицюань же, является такой технологией, дающей человеку здоровье, внутреннюю гармонию, безопасность, и главное способствующей духовному развитию личности. Важно только продемонстрировать всю его мощь.

Программа разработана с учетом культурных особенностей нашей страны. Мы отказались от свойственной китайским авторам метафорической манеры объяснения. Почти все названия приведены на русском языке, кроме характерных для тайцзицюань понятий, все основные понятия тайцзицюань изложены максимально понятным языком. Основной упор сделан на практические аспекты, на то, чтобы упростить процесс изучения тайцзи. При этом внутреннее содержание тайцзицюань осталось без изменения, сохраняя Дух искусства, переданный мастерами прошлого.

Программа посвящена старому стилю Ян или лаоцзя. Старый стиль Ян или лаоцзя – это просто тайцзицюань «как он есть». К такому тайцзи рано или поздно приходит каждый практикующий после многих лет исканий или мытарств. Сухому, лаконичному и эффективному боевому искусству. И если вспомнить, кем был Ян Лучань, становиться все понятно. В боевом искусстве не может быть вычурности.

* В нашей Школе до 2006 года упор делался на большую ветвь тайцзицюань стиля Ян (дацзя) . Но так исторически сложилось, что последние 10 лет мы посвятили именно лаоцзя. С нашей старой программой можно ознакомиться в библиотеке .

Базовая программа обучения тайцзицюань является эффективной методикой позволяющей в реальные сроки достичь прогресса и мастерства. Программа разделена на три условных года обучения, каждый год обучения в свою очередь разделен на 3 модуля. Также существует условный нулевой год обучения, своеобразная подготовительная группа. Разделение на года обучения и модули позволяет структурировать программу, обеспечить постепенность и непрерывность обучения от простого к сложному, контролировать процесс изучения.

Подготовительный уровень (факультативный):

  • «Тайцзи-Кардио» – условный нулевой год обучения. Это своеобразная подготовительная группа. Облегченная версия рассчитанная для абсолютных новичков или людей очень пожилых и ослабленных. Данный этап не является обязательным.

Ученические уровни программы:

  • «Тайцзицюань для здоровья и долголетия» – первый условный год обучения или 1, 2, 3 модули. Это наша лучшая программа оздоровительного профиля. Также это программа позволяет заложить крепкую техническую базу в практике тайцзи-цюань.
  • «Тайцзицюань для самообороны и умения побеждать» – второй условный год обучения или 4, 5, 6 модули. Цель настоящей программы – научить вас драться. По-настоящему драться, так чтобы на улице вы смогли выжить и выстоять. Оздоровительная эффективность тоже сохраняется.

Мастерский уровень программы:

  • «Тайцзицюань: практика мастеров» – третий условный год обучения или 7, 8, 9 модули. Программа продвинутого уровня для тех, кто воспринимает тайцзицюань как свой путь и жизненный выбор.

Базовой программой тайцзицюань старого стиля Ян предусмотрены три формы обучения: очная, заочная и индивидуальная.

Очная форма обучения: Это регулярные занятия в зале под руководством преподавателя. Это самый удобный способ практики – ведь ученик может «вживую» постоянно работать с учителем. Расписание наших очных занятий


Баев М. Л., 2007 г.

Баев М. Л. - родился в 1958 году, мастер Тайцзи цюань стиля ян, ученик китайских мастеров. Знаток китайского чая в России. Автор первой научной статьи о классификации китайского чая. Мастер, впервые приготовивший чай по методу Лу Юя. Автор и соавтор книг о китайском чае, собиратель китайских артефактов, участник десятка экспедиций по Китаю. Отец-основатель «Клуба Чайной Культуры» школы чайного мастерства в России.

Возраст живой китайской традиции, не имеющей на Земле аналогов, указывает на её важность и истинность - ибо, что может быть важнее и правильнее между Небом и Землёй, чем длить жизнь и её законы? Тайцзи-цюань - одно из удивительных явлений древней, тонкой, мудрой и очень рациональной традиционной китайской культуры.

Первые упоминания о боевых техниках, подобных тайцзи-цюань связываются с даосским философом и мастером боя Сюй Сюаньпином , приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм (“Хлыст”, “Играть на Пи-ба” и т.д.). Жил Сюй Сюаньпин во времена династии Тан (618 - 907 гг. н.э.) . Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в “Классическом тексте по тайцзи-цюань” Чжан Саньфэн (династия Сун 960 - 1279 гг. н.э.) . Существует множество историй о том, как возник Тайцзи-цюань, описывающих в основном различные варианты создания Тайцзи-цюань даосом Чжан Саньфэном. Чжан Саньфэнов было даже несколько - в настоящее время трудно установить, кто из них был первым, оставим это ученым. Один из них родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день поклонники Чжан Саньфэна отмечают как день рождения тайцзи-цюань ) и прожил по преданию более 200 лет.

Тайцзи-цюань последователей Чжан Саньфэна очень трудно поддаётся изучению и упорядочиванию, так как основан на личном опыте адептов и их восприятии традиционных текстов и различных песен и стихов о тайцзи-цюань, которые обычно изучаются и осмысливаются в уединении, в результате чего рождается форма тайцзи-цюань, которая впоследствии совершенствуется сама, совершенствуя исполнителя. Современный Саньфэн тайцзи не вызывает особого доверия, так как практикующие его монахи в подавляющем большинстве состоят на государственной службе и работают в монастырях до 6 часов вечера, после чего монахами быть перестают и идут домой к жене..

Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию - Ван Цзунъюэ , живший в династию Мин (1368 - 1644 гг. н.э.) . Он был известным полководцем и оставил после себя тексты “Руководство по тайцзи-цюань”, “Разъяснение духовной сути 13 форм” и “Об Истинном свершении” , которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие тайцзи-цюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана роду Чэнь, представители которого исправно служили Минским императорам и добивались высоких должностей на военном поприще.

Более поздние стили тайцзи-цюань намного конкретнее. Мы не ставим себе целью определить, какой стиль древнее и первее, хотя в современном Китае этот вопрос вызывает очень большую дискуссию и разногласия. По одной из версий в основе создания тайцзи-цюань лежит даосский трактат «Канон Жёлтого двора» или “Хуан-тин цзин” , который распространялся в народе в двух версиях. В одной текст состоял из фраз по семь иероглифов, а в другой в каждой фразе было по восемь иероглифов. Сохранившийся в настоящее время текст “Канон внешнего облика Жёлтого двора” или “Хуан-тин вай-цзин цзин” по своему содержанию не совсем совпадает с первоначальным текстом. В Пекинском Бай юн гуань (Храм белого облака) сохранился текст «Хуантин чжэнь цзин» - «Истинный канон желтого двора». Однако во всех случаях данный канон описывает наше тело как совокупность тонких сущностей-духов, обитающих не только во внутренних органах, но и в сочленениях тела, имеющих свои имена, определённые функции, иерархию, цикличность действия и посвящается даосскому искусству питания жизни посредством общения с этими духами через дыхательные упражнения ту-на и исполнения поз дао-инь. По этой версии представитель 9 поколения семьи Чэнь – Чэнь Вантин на основе материалов текста «Хуантин цзин» создал свою технику боя-цюань, в которой с боевым аспектом совмещены принципы дао-инь и ту-на . Создавая данное искусство боя, он принял во внимание все особенности внутренних практик, с тем, чтобы этот стиль подходил ему в старости, обременённой заботами о самосовершенствовании и питании жизни. Одновременно он не оставил без внимания и боевую эффективность стиля, который нёс на себе как отпечаток передачи потомственной воинской традиции, так и слепок характера Чэнь Вантина, который даже будучи старым и больным, на заслуженном отдыхе, одним своим именем приводил в панический ужас всех местных разбойников. Впоследствии созданное им искусство боя-цюань передавалось по традиции в роду Чэнь, при этом оно совершенствовалось и улучшалось. Стиль состоял из трёх дорожек - трёх одиночных форм, из которых первая “Длинный кулак 108 форм” утеряна , традиция не сохранилась. Вторая (“мягкого много, жёсткого мало”, 83 формы) и третья (“Пао Чуй” “Пушечные удары”, соответственно “жесткого много, мягкого мало”, 71 форма) практикуются поклонниками стиля Чэнь наряду с формами, включающими техники работы с различными видами оружия и парными упражнениями. Позднее этот стиль получил название “Лао Цзя” (“Старый стиль”).

По другой версии, Чэни практиковали Шаолиньский паочуй, не имеющий отношения к тайцзи-цюань. Чэнь Чжансин получил передачу тайцзи-цюань от Цзан Фа и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучен от рода Чэнь.

Но как бы то ни было, у представителя четырнадцатого поколения семьи Чэнь - Чэнь Чжансина (1771 - 1853) передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзи-цюань человек. Благодаря трем поколениям его семьи тайцзи-цюань стал известен миру и приобрел популярность как непревзойденное искусство ведения боя и система оздоровления-совершенствования. Этот человек - Ян Фукуй (1799-1872?) , более известный под вторым именем Ян Лучань (это его ученическое имя).

Существует много разных легенд о технологии этой передачи. По одной из них никто помимо Чэней под страхом смерти не мог получить доступ к знаниям. Ян Лучань подсматривал за занятиями, запоминая техники и выполняя работы по дому. Постелью Яну служила доска шириной в ладонь, и как только он с неё сваливался, он прерывал сон и шёл отрабатывать то, что запомнил. Через несколько лет таких занятий Ян Лучань настолько овладел техниками Чэней, что когда однажды случай заставил его вступить в соперничество с одним из противников семьи Чэнь Чжансина, Ян одержал победу. Видя в Ян Лучане прирождённого мастера, Чэнь Чжансин сделал исключение и взял в ученики человека, не принадлежащего к роду Чэнь. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Чэня в общей сложности тридцать лет. Известно, что за этот период он трижды покидал Чэньцзягоу (Овраг семьи Чэнь). После первого этапа обучения он приехал в столицу и получил вызов одного из лучших столичных мастеров. Проиграв схватку, Ян вернулся к Чэнь Чжансину. Потренировавшись ещё несколько лет, молодой мастер бесспорно выиграл не только у того мастера, которому проиграл прежде, но и ещё у нескольких известных мастеров, но эти победы только укрепили Ян Лучаня в осознании несовершенства собственного мастерства. Он продолжил тренировки.

После завершения обучения, Ян вернулся на родину в местечко Юньнянь провинции Хэбэй. Не имея собственного дома, он арендовал дом у богатой семьи У, в котором открыл аптеку. Три брата У Ченцин, У Хэцин и У Жуцин , которые владели этим домом, были известными мастерами народных боевых техник. Уговорив мастера, они и стали первыми учениками Ян Лучаня. Люди называли технику Яна “Ватный цюань” или “Мягкий цюань” за удивительную эффективность атаки, защиты, боевой тактики и непричинение вреда соперникам. Позднее У Жуцин получил очень высокий пост и стал приближённым к императорской семье. Его рассказы об удивительном мастере вызвали большой интерес во дворе династии Цинь (1644-1911 гг. н.э.) , где очень большое внимание уделялось боевым техникам. Маньчжурская династия Цинь, захватившая власть в Китае в результате военного вторжения, испытывала постоянное сопротивление со стороны сторонников династии Мин (1368-1644 гг. н.э.) , возглавляемых многочисленными школами воинских искусств. Поэтому чиновники Циньской династии особое внимание уделяли личной военной подготовке. Ян Лучань в 1852 году был приглашён в столицу и начал преподавать свое искусство сначала в семье богатых купцов Чжан, затем в императорских казармах, а в последующем – во дворце принца. Одна из версий причины переселения Янов в Пекин гласит, что Ян Лучань вынужден был вступить в схватку с очень авторитетным в Юнняньсян мастером боевых искусств. Агрессивная атака представителя шаолиньской школы была встречена «бань-лань чуй». В результате шаолиньский мастер погиб, а Ян Лучань был вынужден искать убежища от преследования законом в столице. Естественно ему пришлось сдавать “экзамен” на личное мастерство, в результате которого после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Ути - “Ян непобедимый” , или “Ян, не имеющий соперников” . К этому же периоду его жизни относится увлечение Ян Лучаня и его сына Ян Баньхоу ночными походами за город и в самые опасные районы, где они искали поединков с разбойниками, оттачивая воинское мастерство.

В конце концов, Ян Лучаню предложили должность выше седьмой степени при дворе. После этого он в третий раз посетил Чэньцзягоу, чтобы получить благословление Учителя на работу в императорской семье. Чэнь Чжансин очень тепло встретил Яна, одобрил его работу в Пекине и сказал Ян Лучаню, что духовно и физически он настолько великий мастер, что равных ему нет, и до конца дней ему не надо будет думать о жилище и еде. Так Ян Лучань получил возможность всецело отдаться тайцзи-цюань, обучая императорскую гвардию, личную охрану императора и некоторых членов императорской семьи. Естественно, структура традиционной школы подразумевает, что все ученики одного Мастера принадлежат к одной семье и являются братьями. Члены императорской семьи не могли стать братьями телохранителям. Поэтому охрана была зачислена в ученики к сыновьям Ян Лучаня, тоже носившим звание «Непобедимые».

С возрастом в характере Ян Лучаня к искренности добавилась мягкость. Хотя он открыто не избегал соперничества, но, как прежде, сам уже не стремился к поединкам, а если таковые случались (ведь желающих попробовать свои силы в бою со знаменитым мастером всегда было предостаточно), то его победа, как правило, не причиняла физического вреда соперникам. Многие не решались открыто бросить вызов на бой, и испытывали силу и мастерство Яна в различных жизненных ситуациях. Так, например, известен случай, когда его пытались столкнуть в воду, подкравшись незаметно при рыбной ловле. Естественно, нападавшие оказались в воде, так и не коснувшись мастера. Или, однажды, один известный мастер решил стянуть Яна за руку со стула. После захвата Ян Лучань, не шелохнувшись, сидел с доброжелательным и спокойным выражением лица, а соперник его покраснел, начал сильно потеть, и вдруг стул под ним рассыпался на кусочки, на что Ян сказал, что мастер очень силён, только стул его был недостаточно крепок. Существует много рассказов о подвигах Ян Лучаня и его сыновей. Бесспорно, что именно он сделал тайцзи-цюань известным и популярным, открыв это искусство людям. Дата смерти Ян Лучаня точно не известна. Общепринято считать, что он умер в 1872 году, хотя по некоторым семейным источникам, был жив в 1874…

В процессе преподавания в Пекине Ян Лучанем и сыновьями техники тайцзи-цюань постепенно переосмысливались. Боевое применение скрывалось за плавностью форм, из них исключались резкие движения с выбросами силы и ци, сложные прыжки с поворотами. Это было изменение вовсе не ради упрощения, это была другая трактовка даосских принципов питания жизни. Несмотря на плавность и медленность исполнения, подлинное значение абсолютно каждого движения имело огромный разрушительный характер и содержало в себе изощрённую защиту, сокрушительный удар или болевой приём, ломающий кости и выворачивающий суставы. Но разные по трудности комплексы и техники не всегда осиливались перенимающими. Постепенно сформировался переходный стиль, готовящий к последующим боевым и скоростным техникам. Вновь созданный стиль получил название “Чжун Цзя” (“Средний стиль”) . Некоторые элементы в нём (такие, как “пронзающий удар кулаком вниз”, “удар в пах”, удары ногами) выполнялись достаточно резко, но в целом это был уже тот стиль Ян, который известен сегодня как тайцзи-цюань стиля Ян - самый популярный из всех стилей внутренних направлений у-шу, имеющий множество последователей во всех концах нашей планеты. Соразмерная широта движений, четкая постановка, конкретная последовательность выполнения форм и строго вертикальное (прямое) положение тела дали возможность делать плавные, последовательные действия, свободные и легкие внешне, но при этом глубокие и важные по своему содержанию.

У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других - Ян Ю или Ян Баньхоу (1837-1892) и Ян Цзеньхоу (1839-1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера. Педагогические принципы семьи Ян изменялись вместе с трансформацией техник. Известно, что когда Ян Лучань проживал в Юньнянь, он не выпускал своих сыновей из двора дома и даже не позволял им по нескольку лет смотреть в окно, выходящее в сад, жестоко тренируя их и требуя полной устремлённости к постижению его искусства. Но после того, как один сын сделал попытку самоубийства, а второй пытался сбежать в монахи, Ян Лучань понял, что в преподавании, как и в бою, мягкое побеждает твёрдое и если ученик готов и стремится к знанию, его нет необходимости ломать, он увидит и возьмёт всё сам. Опять же последовательность преподавания техник определяла, что сначала изучались более мягкие формы и комплексы. Не усвоившие мягкого, не получали следующих техник. Мягкость Ян Лучаня при обучении придворной военной знати наверное и дала основание некоторым историкам утверждать, что техники Янского тайцзи-цюань были упрощены Яном в связи с изнеженностью знати, которая принадлежала к ненавистным в Китае маньчжурам, “недостойным” техник Ян Лучаня. Сыновья Ян Лучаня также продолжили трансформации стиля в соответствии со своими характерами.

Ян Баньхоу имел задиристый характер, никогда не упускал возможности вступить в схватку, и неизменно одерживал победы. Очень долгое время Ян Лучань избегал преподавать Баньхоу тонкости боевого тайцзи, учитывая его несдержанный характер. Он даже пытался отдать его на обучение «гражданским наукам», но, в конце концов, понял, что воина невозможно сделать ученым, и стал обучать в полной мере. Его так же, как и отца, называли “Ян непобедимый”, хотя Ян Фукуй порой и журил сына за то, например, что во время боя, закончившегося бесспорной победой, Ян Ю позволял сопернику коснуться своего рукава. Сам Ян Баньхоу говорил, что для того, чтобы понять и узнать соперника, достаточно одного вдоха, а для того, чтобы победить или проиграть, достаточно одного выдоха. В его техниках бесспорно приоритетными были чисто боевые стороны тайцзи-цюань. Преподавание не очень интересовало Ян Ю. Техники Ян Лучаня, трансформированные его сыном Ян Ю как стиль были доработаны и видоизменены. Они получили название “Сяо Цзя” (“Малый стиль”) и были переданы старшему сыну Ян Цзеньхоу, которого звали Ян Шаохоу.

Младший сын Ян Лучаня Ян Цзеньхоу (1839-1917) был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Цзеньхоу, и чаще всего использовал его как партнера в туй-шоу. Ян Цзеньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение тайцзи-цюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьем – фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался и ушел с улыбкой на лице. Вот смерть мастера!

Ян Шаохоу (1862-1930) тоже был известным мастером у-шу и в большей степени своим мастерством он обязан своему дяде Ян Баньхоу. Подобно дяде, он был воинственным по природе. Во время обучения Ян Шаохоу травмировал учеников реальной работой и быстрыми атаками. Он работал со свирепым выражением лица, рыча и гримасничая. Его ученики с трудом могли подражать своему Учителю, получая бесчисленные травмы. Именно поэтому многие из них бросали занятия на половине пути. Наверное, по этой же причине стиль тайцзи-цюань Ян Шаохоу был менее популярный, чем стиль его брата Ян Чэнфу , наследовавший линию Ян Цзеньхоу (1939-1917) , хотя оба брата в своё время имели одинаково высокую репутацию. Ян Шаохоу – сильнейший из бойцов третьего поколения семьи Ян. Но в силу сложного характера, неуступчивости, жестокости и бедности в 1930 году принял решение покончить с жизнью в Наньцзине. Правда, есть еще одна версия самоубийства Шаохоу. По ней – его вызвал на поединок человек, с которым Шаохоу было не справиться. Чтобы избежать позора поражения, мастер ушел из жизни. Из очень малого числа людей, сумевших принять техники Ян Шаохоу, наиболее известен У Тунань, практиковавший разный тайцзи-цюань более ста лет, и проживший 108 лет. Некоторые из учеников Ян Шаохоу после смерти своего Учителя перешли по традиции к его младшему брату – Ян Чэнфу.

Следующий, и, к сожалению, последний в замечательной плеяде мастеров семьи Ян – Ян Чжаоцин (Чэнфу) (1883-1936) . Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, вырос огромным – под 2 метра и 130 кг – для Китая человеком. Есть информация, что в ранней молодости по причине природной одаренности и отсутствия жизненной необходимости, пренебрегал тренировками, и лишь в 20-летнем возрасте начал заниматься в полной мере. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на тайцзи-цюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию тайцзи-цюань. Ян Чэнфу завершил трансформацию изначальных техник Ян Лучаня, создав Да-цзя Большой стиль Ян.

В передачу входили одиночный комплекс да-цзя, количество форм в котором разнится из-за разности в системе подсчета, чан-цюань – длинный кулак, тайцзи-дао – комплекс с янским Дао, отличным по форме клинка от общепринятого в Китае Дао «ивовый лист», тайци-цзень – меч, тайцзи-цзянь – копье и туй-шоу – парная работа. Это практически стало базовым наследием семьи Ян, причем тем, кто не освоил в полной мере одиночный комплекс да-цзя, остальные техники, как правило, не давались.

Учеников у Ян Чэнфу было очень много, но полный объем передачи и истинную традицию получили немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу – Цуй Иши (Личжи) (1892-1970), Чэнь Вэймин, Ню Чуньмин (Цзинсюань), Дун Инцзе, Ван Юнцюань (1904-1987). В 1925, 1931 и 1933 годах вышли 3 книги по тайцзи-цюань, написанные учениками Ян Чэнфу по его указанию и с его слов. В 1934 году Чжэнь Маньцин издал книгу, в которой были использованы фотографии и тексты Ян Чэнфу.

Мягкий характер большого, доброго и сильного человека не сделал Ян Чэнфу знаменитым поединщиком. Однако многие хотели проверить на практике силу тайцзи-цюань и провоцировали Яна на схватки. В схватках с оружием Ян Чэнфу, как правило, выступал «комическим противником», используя против настоящего меча бамбуковую палку или тренировочную трость против копья. При этом не оставлял своим противникам ни малейшего шанса, лишая их оружия и повергая на землю. При использовании внутренних усилий пронизывал все тело противника, полностью и безоговорочно поражая. Все последние годы жизни ездил по стране, преподавая тайцзи-цюань. Повсюду в поездках его сопровождал Цуй Иши – старший из учеников. Говорят, когда они жили в Шанхае, обильные угощения яствами, питьем и девочками породили у Ян Чэнфу болезнь, постепенно ослабившую мастера, вызвавшую излишнюю полноту, и, в конце концов приведшую к смерти мастера в Гуанчжоу.

Дети Ян Чэнфу - Ян Чжэнмин, Ян Чжэньцзи, Ян Чжэньдо и Ян Чжэньго по информации, полученной мной от моего Учителя Лю Гаомина, по причине обеспеченности и отсутствия необходимости, а так же из-за непрерывных разъездов Ян Чэнфу, у отца не учились. После смерти отца и по достижении зрелого возраста, вдова Ян Чэнфу отправила сыновей в Пекин с наказом взять семейное искусство у старшего брата – Цуй Иши. Но отношения Янов и очень строгого в обучении Цуй Иши не сложились. Поэтому глядя на работу четвертого поколения семьи Ян, остается лишь вздыхать с сожалением. Как ответил мне Учитель на удивленный вопрос после просмотра записей Ян Чжэньдо в 1995 году, «они знают все, только мало тренировались, и показать не могут». Хотя я должен признать, что за прошедшие с тех пор 12 лет техники Ян Чжэньдо на мой взгляд заметно улучшились.

Цуй Иши (Личжи) (1890-1970) . «На юге – Фу (Фу Чжунвэн), на севере – Цуй!» Так говорили о янском тайцзи-цюань после смерти Ян Чэнфу. Родился в 1890 г. в провинции Хэбэй, уезд Чжэнтайжэн. Умер в 1970 г. в возрасте 80 лет. С раннего детства занимался боевыми искусствами. В 18 лет переехал в столицу и поступил в ученики к Ян Чэнфу. Ученик «Внутренних покоев» (тот, кто получал передачу в личном общении с глазу на глаз, от сердца к сердцу, говоря современным языком – тот, с кем занимались индивидуально), один из важнейших Носителей традиции четвертого поколения. Последние 8 лет жизни Ян Чэнфу в качестве лучшего ученика и напарника следовал за Учителем, преподавая тайцзи-цюань в Пекине, Нанкине, Шанхае, Гуанчжоу, Ухани, Сиани, Ланьчжоу, Банбу, Ваньсяни, Ханькоу. Вскоре после Освобождения (1949 г.) основал в Пекине "Ассоциацию юнняньского тайцзи" (Ян Лучань был родом из Юннянь) и стал её председателем, был почётным членом Ассоциации ушу Пекина. Достиг совершенства в самых разных видах тайцзи-цюань школы Ян. В особенности же велик был в туй-шоу, боевом стиле, рукопашной.

После смерти Учителя преподавал с 1936 по 1949 год в городах Пекин, Нанкин, Ухань, Сиань, Ланьчжоу и Аньхой. С 1950 года тренировал на специальной площадке в пекинском парке Чжуншэнь. В 1940 году Цуй Личжи учредил в Сиане Ассоциацию Чжицян тайцзи-цюань, а в 1958 основал Ассоциацию Юннянь тайцзи-цюань в Пекине. В том же году с помощью своих учеников он разработал упрощенную 42-ю форму Ян-ши тайцзи-цюань, которая также передавалась последующим поколениям. Стиль преподавания отличался строгостью. Не достигшие предыдущего не получали последующее. В годы «государственной реформации тайцзи-цюань» во время создания на базе янских техник упрощенных и соревновательных комплексов, в 1956 году жестко зафиксировал в рамках своей школы полученное от Учителя, благодаря чему удалось сохранить в поколениях множество деталей, тонкостей, техник, а порой – и целых форм комплекса Да-цзя. Передавал техники Да-цзя (одиночная форма), тайцзи Чан-цюань (длинный кулак), Дао (сабля), Цзень (меч), Цянь (копьё) и туй-шоу (парной работы).

В число его учеников входили: Цуй Сюйчэнь (Cui Xiuchen) (дочь), Лю Гаомин (Liu Gaoming), Хэ Синцин (He Xiqing), У Вэнькао (Wu Wenkao), Инь Цзяньни (Yin Jianni), Цзи Лянчэнь (Ji Liangchen), Ян Цзюнфэн (Yang Junfeng), Ли Хун (Li Hong), Хуан Юндэ (Huang Yongde), Ван Юнчжэнь (Wang Yongzhen), Шэн Дэфэн (Shen Defeng), Цао Яньчжан (Cao Yanzhang), Цуй Бинь (внук) (Cui Bin), Цуй Чжунсань (внук) (Cui Zhongsan) и Чжан Юнтао (внучатый племянник) (Zhang Yongtao).

Следующим в линии передачи традиции пятого поколения нашей ветки является мой Учитель – Лю Гаомин (1931-2003) . Родился в 1931 г. в провинции Хэбэй, уезд Жэнь. С раннего детства увлекался боевыми искусствами. В 1953 г. начал изучать тайцзи-цюань у Цуй И Ши. Благодаря упорной работе и глубокому проникновению в тайцзи-цюань школы Ян, он был назван лучшим среди учеников Цуй И Ши.

Начиная с 60 гг. он постоянно занимается обучением боевым искусствам, и также выступает в качестве судьи на соревнованиях по ушу самого различного уровня. На первых Всекитайских соревнованиях по боевым искусствам занял в категории тайцзи-цюань третье место и был назван универсальным мастером (т.е. таким, у которого «все пять хороши»). В 1983 г. ему было дано звание Заслуженного, Превосходного наставника боевых искусств г. Пекина и всего Китая. В 1991 г. получил Первый приз на Международных показательных выступлениях традиционных боевых искусств в Пуяне. Начиная с 1960 г. обучал тайцзи-цюань в Пекинском парке культуры и отдыха трудящихся (старый дворцовый парк перед Кугуном). В 1980 г. занял пост тренера Пекинской Федерации Боевых Искусств. С 1985 по 1991 гг. преподавал тайцзи-цюань и боевые искусства в Пекинском Педагогическом Университете Физической Культуры. Начиная с 1974 г. он многократно принимал делегации из-за рубежа и учил их тайцзи-цюань. В 1982 г. в Дяо Юй Тай, обучал тайцзи-цюань японского канцлера Тен Чжун Цзяо (надо посмотреть, как это будет звучать по-японски). Центральная народная радиостанция Чжуан Чжи Ин Куа Гу Цзянь Тхай передавала в Японию его лекции о пользе занятиями тайцзи-цюань. Кроме того, он три раза получал приглашение в Японию для того, чтобы там учить тайцзи-цюань. У Лю Гаомина обучался Буш – старший, интересовавшийся тайцзи-цюань. Лю Гаомин внес значительный вклад в дело передачи и развития тайцзи-цюань и сохранения традиции китайских боевых искусств. Лю Гаомин являлся членом Комитета Общества Боевых искусств города Пекина и также председателем Юнняньского Общества изучения тайцзи цюань школы ян. Умер от болезни в Пекине в 2003 году.

Янский тайцзи-цюань, несмотря на свою популярность и распространённость, оказался самым закрытым из всех существующих стилей. С каждым поколением Мастеров уходит огромный объём знаний и техник, не переданных никому. Каждое следующее поколение носителей традиции намного слабее предыдущего. Каждое новое поколение передающих передает меньший объём знаний, форм, техник. Это очень прискорбно. Происходит это потому, что в современном мире не находятся люди, способные заниматься с таким качеством и в таком объёме, чтобы успеть усвоить получаемые знания. А не усвоившие полученное дальше не продвигаются.

Стиль, дошедший от Ян Лучаня до Ян Цзеньхоу получил название чжун-цзя. Развитие традиций школы закончилось во времена Ян Чэнфу, переработанная форма Ян Ченфу получила название да-цзя (большой стиль). Техники, передававшиеся по линии сына Ян Лучаня Ян Баньхоу (1837 - 1892) и его внука Ян Шаохоу (1862-1930) стали называться сяо-цзя. Таким образом, в настоящее время существуют несколько направлений передачи и развития традиции тайцзи-цюаня семьи Ян, отличающихся друг от друга исполнением некоторых форм, работой ног, скоростью исполнения и трактовкой движений. Поэтому, практикующий должен точно знать линию передачи традиции в своей школе и её отличие от других.

Большой стиль включает в себя:

  1. Комплекс традиционных форм без оружия (Чуань-тун Ян-ши Тайцзи-цюань тао-лу).
  2. Комплекс форм с саблей или кривым мечом (Тайцзи-дао).
  3. Комплекс форм с обоюдоострым мечом (Тайцзи-цзень).
  4. Комплекс форм с копьём (Тайцзи-цянь) и с шестом (Тайцзи-гун).
  5. Парные упражнения “толкающие руки” (Тайцзи туй-шоу), которые в свою очередь делятся на технику работы одной (дань-туйшоу), а затем и двумя руками (шуань-туйшоу), технику упражнений в толкании руками в сочетании с работой ног (хо-бу туйшоу), изучение техники бросков и толчков, да-люй, а так же свободные поединки - тайцзи-саньшоу.

Огромное значение для популярности стиля имеет общепринятое утверждение о том, что Тайцзи-цюань полезен для здоровья - и это бесспорно так, ведь плавные, расслабленные, медленные и округлые движения способствуют набору ци, улучшению циркуляции крови, а, следовательно, и обменных процессов. Глубокое и ритмичное брюшное дыхание массирует внутренние органы, способствуя их оздоровлению и нормальной деятельности, а спокойное и чистое сознание восстанавливает умственные силы, снимая стрессы и комплексы. Однако в этом утверждении, со слов одного известного китайского мастера, заключена самая большая трагедия Янской школы Тайцзи-цюань. Почти двести лет распространения и интерпретаций не прошли бесследно для того стиля, который дал возможность основателю носить титул “Ян, не имеющий соперников”. Боевая техника внутреннего стиля, включающая в себя все составляющие Пути Воина как метода духовного и физического совершенствования личности всё чаще подменялась “оздоровительной гимнастикой”, теряя детали, имеющие большое значение в техническом, энергетическом и духовном аспектах. Потребность иметь комплексы “оздоровительной гимнастики Тайцзи-цюань для всех” плохо сочеталась с традиционным комплексом, простое исполнение которого занимало как минимум 30-40 минут времени и требовало большой концентрации сознания и значительных физических усилий. Стали появляться сокращённые и упрощённые формы - 37 форм Чжень Ман-цина, 24 формы. То немногое, что попало из Большого стиля Ян в “Упрощенный тайцзи-цюань в 24-х формах”, с 1956 года активно внедрялось в систему физического воспитания КНР. Огромная популярность породила потребность соревноваться - стали появляться более расширенные соревновательные комплексы 48 форм, 40 и 42 формы, включающие в себя технические приёмы других стилей Тайцзи-цюань. Но во всех новых комплексах изменилась техника передвижения и работы ног, упростились, а зачастую и вовсе изменились многие формы. С целью повышения соревновательной зрелищности появились новые требования к технике исполнения и упрощённые трактовки практического применения, которое само по себе всё больше становилось абстракцией.

Вместе с тем, каждый человек, занимающийся серьёзно и глубоко, неизбежно в практиках устремляется к истокам, к древним знаниям. Подлинные традиции Тайцзи-цюань стиля Ян сохранились в полном объёме по линии прямой передачи (чжэнь-цзун чуань тун). В китайской традиции эти линии принято фиксировать, и из множества учеников (сюэ-жэнь), только прошедший обряд посвящения в последователи (ту-ди) заносится в списки школы.

В настоящее время состояние Ян-ши тайцзи-цюань выглядит следующим образом. В Китае спортивные деятели от тайцзи-цюань занимают руководящие посты, распределяют «Дуани» (нововведенные уровни мастерства в ушу), проводят международные семинары для популяризации своего детища. В традиционных линиях передачи существуют достаточно сложные отношения как между носителями традиции разных ветвей, так и в рамках одной семьи. То, о чем раньше в коммунистическом Китае говорить было нельзя, сейчас придает статус. Издается огромное количество книг, выпускается множество видео пособий. На свет появляются «древние, секретные, дворцовые» и прочие скрытые стили. Как правило, это все новоделы, иногда, правда, созданные на основе древних техник ушу, существовавших задолго до появления Ван Цзунъюэ, не говоря о семье Ян. Появляются также мастера, которые «являются четвертым поколением передачи» и преподают это все модное секретное. Так же модно стало открещиваться от Ян Чэнфу и его линии, объявляя себя последователями Ян Баньхоу и Ян Цзеньхоу. И только некоторые отдельные мастера предпринимают усилия для общения различных ветвей передачи и собирания вместе для обмена опытом мастеров одной линии. Особенно выделяется в этом плане усилиями Сяо Вэйцзя, пекинская линия учеников и последователей Ван Юнцюаня, учившегося как у сыновей Ян Лучаня, так и у его внуков.

В России ситуация еще хуже. От избытка искренности и «верности школе и Учителю», каждая изучающая тайцзи-цюань группа утверждает, что «наш Ян самый янский» и учение единственно верное. При этом недостаток информации и незнание языка передачи приводят к тому, что некоторым адептам удобнее изучать тайцзи-цюань, например, в Австралии или Америке, чем в Китае. А каждый китаец, выехавший в Америку или Австралию, подчиняясь законам рынка, начинает строить коммерческую секту, не всегда направленную на передачу истинных знаний. Поэтому можно, конечно, изучать русскую культуру у иммигрантов начала ХХ века во Франции или Канаде. И чему-то даже научиться. Но, скорее всего такое обучение не приведет к полноценному знанию.

Из положительных явлений стоит отметить достаточно постоянно проводящиеся по всей России Фестивали в рамках празднования школ или отмечания дня рождения Чжан Саньфэна. Эти мероприятия собирают вместе адептов разных школ и стилей, позволяя на не соревновательной и не коммерческой основе обмениваться опытом, демонстрировать достигнутое, взаимно обогащаясь общением.

По материалам сайта www.wushuliga.ru