Художественный мир с.а. есенина


Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина»

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

Есенин Сергей Александрович

Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895-1925)

«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный приро­дой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей» , любви ко всему живому в мире и милосердия, ко­торое - более всего иного - заслужено человеком» , - писал о поэте М. Горький.

Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, иг­рающий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую класси­ку, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изу­чал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэти­ческой культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой ав­тобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пуш­кина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все боль­ше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он прихо­дит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословляв­ший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «... я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нерв­ничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее» .

Есенин действительно прошел «трудный путь», что обусловлено субъективными и объективными факторами. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творческую эволюцию. Он - выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть жизни прожил в городе, в эмоцио­нально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была сотка­на из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согла­сию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебряного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы:

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

При этом в синтаксисе избегал усложненности, тяготел к строй­ности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпа­дение фразы и строки». Эти черты поэтики, несмотря на эволюцию мировидения, в целом характерны для всего творчества поэта.

Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков. А появившаяся после смерти статья Н. Бухарина «Злые заметки» положила начало вытеснению Есенина из советской культуры. Идеологическая оценка была беспощадной: «... Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера». И хотя появился унизи­тельный термин «есенинщина» и книги поэта изымались из биб­лиотек, у Есенина всегда оставался читатель, для которого творче­ство поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии XX века и в читательских сердцах. В современных исследованиях творчество поэта предстает в его объективной значимости.

Поэма "Анна Снегина" (1925) - одно из последних произведений С. Есенина. Это поэма о крестьянской России, о судьбе крестьянст­ва в революции и о любви, пронесенной через всю жизнь. Поэма лироэпическая по жанру. Лирическое и эпическое начала в поэме проникают друг в друга. Личная жизнь лирического героя соизме­ряется с судьбой России. Реалистически конкретно и объемно рас­сказывается в поэме о жизни русской деревни в годы исторических потрясений. Из крестьянской массы выделен образ народного вожа­ка Прона Оглоблина. Важнейшими средствами раскрытия характе­ров и проблематики в поэме является язык. Есенин использует близ­кий к фольклорному сказовый стиль, интонации и лексику просто­народной речи. Индивидуализирована речь персонажей. Изображая нового, послереволюционного крестьянина, Есенин прибегает к иро­нии. Он не видит в новом образе жизни и в новом человеке столь дорогих ему черт национального характера. Пожалуй, только стару­ха-мельничиха - истинно народный традиционный характер в по­эме. Она предчувствует гибель деревни. Рассказывая о самочинной расправе крестьян над старшиной, она горько прибавляет: «Таких теперь тысячи стало / Творить на свободе гнусь. / Пропала Рассея, пропала... / Погибла кормилица Русь...» . Революция не принесла в деревню благополучия и мира. Таков вывод автора.

Если эпический сюжет раскрывается реалистическими средства­ми, то любовный - намеками, описанием череды состояний. Откры­того выявления чувств нет, любовь показана импрессионистически, что не исключает драматизма любовной линии сюжета, усиленного горькой судьбой героини, вынужденной стать эмигранткой.

Сам Есенин (в отличие, например, от Блока) был не склонен подразделять свой творческий путь на какие-либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914 г. «Гой ты, моя родная...» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь». (Напомним, что наше государство в те годы называлось СССР, а страны, которую собирался воспевать Есенин, официально не существовало.)

В этом же стихотворении - «Русь Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» (1916, Петроград) и «Голубень» (1918, там же). Доказательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Анненский). Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России» (Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь

Грустная песня, ты - русская боль.

Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - /Я научиться не могу».

Лирический герой Есенина. В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира («стихи - письмо от Есенина» (Ю. Тынянов)).

3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли »).

4. Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика. Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты» (Н. Клюев, П. Орешин, П. Карпов, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику - страну хлеба и молока. В 1917-1919гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычно «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если б мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если б не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, его вполне можно принять за натурную зарисовку. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ ПРОЩАНИЯ и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его - миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Если домашнее задание на тему: » Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что в его стихах часто фигурирует, как некая живая . То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные , деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с . Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.