Экскурсия по Старому Городу «Константинополь. Айа София (Собор Святой Софии)


Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

Еще несколько фото Ая Софии.

Обзорная экскурсия по городу

Можно ли познакомиться с городом более полно, чем совершив по нему пешую прогулку? Очевидно, что нет.

Стоит лишь одеться соответственно времени года, обуть удобную обувь, взять с собой всё самое необходимое – к примеру, такие вещи как зонтик, шарф, шапку, солнцезащитные очки, питьевую воду – и всё, Вы готовы к знакомству с городом!

Во время данной экскурсии Вы повидаете Церковь Святого Георгия , которая является одним из самых важных памятников в Древней Софии, который сохранился по сей день. В течение полутора тысяч лет постройка не раз меняла свой облик, часто даже изменялась её основная задача. В первое время здесь располагался храм, а после этого - баня. Когда же в эти края пришла христианская вера, строение превратилось в баптистерий, а затем стало обычной церковью. Приблизительно в начале шестнадцатого века турки сделали из неё мечеть. В наши дни это – древняя прекрасная церковь, которая известна благодаря своим замечательным старинным фрескам.

Церковь Святого Георгия:

Вблизи от неё располагаются остатки Крепости Сердика . Здесь император Константин когда – то воскликнул: «Сердика – это мой Рим».

По стечению обстоятельств, на том самом месте, где римский император произнёс эти слова, в наше время располагается Президентство.

Болгария всегда была государством, известным благодаря своей терпимости. Наглядным доказательством этого может служить близкое расположение католического храма, православной церкви, мечети и синагоги.

На пешей прогулке по Софии вы осмотрите Национальный Театр имени Ивана Вазова . Прекрасная постройка имеет украшение из рельефов на мифологические темы и фигур богини Ники. Это здание, являющееся храмом искусства, в чём – то похоже на храмы античности.

Одна из самых старинных построек – это Собор Святой Софии , благодаря которому столица страны и получила своё имя. Этот храм является одним из главных в христианстве. В течение многих лет его не раз разрушали, а затем – снова восстанавливали.

В программу этой экскурсии также входит посещение известного Собора Александра Невского , который является символом избавления болгарского народа от гнёта османцев. Его воздвигли в честь русских воинов, которые отдали жизнь за свободу Болгарии. Эта постройка стоит в самом центре города.

Вблизи расположен памятник Царю Освободителю – так в этой стране величают Александра Второго. В период правления этого монарха государство было освобождено от турков – во время русско – турецкой войны.

Памятник Царю - Освободителю:

Кроме этого, любопытно также будет взглянуть на Библиотеку им. Кирилла и Мефодия . В наше время она является самым большим книжным хранилищем в Болгарии. Здесь находится более 1800 древних рукописных, старопечатных книг. Рядом с Софийским Собором находится укромный парк, в центральной части которого располагается так называемый Докторский Памятник - в честь русских военнослужащих – врачей, которые погибли в период русско – турецкой войны.

Рядом расположен также монумент в честь Советской Армии , бывший раньше символом советско – болгарских дружественных отношений. В течение более чем двадцати последних лет в стране не утихают прения по поводу сохранения этого памятника. По крайней мере, пока что он стоит на прежнем месте.

Также мы взглянем на Церковь Святого Николая , которая известна как «Русская Церковь». Этот храм построили в 1912 – 1914 года в память о русских солдатах, которые отдали свои жизни за освобождение Болгарии от османского ига.

Стоимость этой экскурсии – от 45 евро за группу, по времени она займёт три часа.

Экскурсия: духовность и святость

Эта экскурсия рассчитана на два дня, она включает посещение Рильского Монастыря , красивого города Мелник и территории Рупите

Отправляется эта экскурсия из Софии утром – в девять часов. Рильский Монастырь является сосредоточением православия в государстве. Он входит в перечень Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Это место является самым популярным среди туристов, посещающих Болгарию.

Путь приводит нас прямо к крупной постройке, которая имеет больше сходства с крепостью, чем с православным монастырём. Только миновав ворота, оснащённые коваными решётками, посетители в одночасье проникаются осознанием уникальности этого места. Весь архитектурный комплекс наполнен тишью, красотой и покоем.

Сперва взгляды туристов приковывает церковь, которая располагается в центральной части двора, а также башня времён средневековья, что возвышается тотчас за ней. Затем взгляды посетителей перемещаются по жилым зданиям, однако для того, чтобы увидеть все четыре этажа, им приходится задрать головы – ведь по - другому не получится оглядеть всё то, что располагается вверху. Сколько бы раз Вы сюда не приезжали, в первый или сотый – Вы всё равно будете поражены и изумлены при виде этого монастыря.

Следом за этим – осмотр церкви и монастырского музея. Идём по мощёной дороге к церкви. Её внешние стены украшают фрески, а внутри находится настенная живопись, резные предметы и не имеющие цены иконы, которые создавались десятками художников, многие из которых остались неизвестными. В монастырском музее Вы сможете увидеть известное Распятие Рафаила. Монах Рафаил отдал работе – вырезанию Распятия из цельного куска дерева – целых двенадцать лет! По преданию, за эту работу он поплатился своим здоровьем - потерял зрение.

Рильский Монастырь:

После осмотра Рильского Монастыря мы пообедаем в прекрасном ресторане, а затем поедем в небольшой красивый город Мелник.

Он является самым маленьким в стране, здесь проживает всего пятьсот человек. Город расположился у основания прекрасных естественных образований – Мелникских Пирамид. Эти странные изваяния из розового песчаника находятся на территории приблизительно в семнадцать квадратных километров! В Мелнике остались здания, которые построили в период с одиннадцатого по семнадцатый века. Это место является истинным городом – музеем, который прославился не только благодаря прекрасной природе, но и великолепному здешнему красному вину, отличающемуся густотой и терпкостью.

Здесь Вы разместитесь в гостинице, затем следует прогулка к самой большой местной диковинке – Кордопудову Дому, ставшему этнографическим музеем.

На следующий день мы отправимся в местность Рупите, которая известна благодаря тому, что здесь раньше проживала Ванга, и увидим храм, возведённый ею перед смертью.

Рядом расположены серные минеральные источники, которые привлекают паломников в любой период года. Производим осмотр церкви, зажигаем свечу, впитываем местную энергетику и отправляемся назад в Софию.

Стоимость поездки - от 275 евро с туристической группы.

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ая София внутри.
История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.
Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.
Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.
Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.
Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).
Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.
Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.
На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.
Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Потолок в одной из галерей. Главная часть храма. Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.
Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.
В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана. Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола. Колонна с отпечатком ладони султана.
В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.
Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.
Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно. Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.
Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты. Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает.
Еще несколько фото Ая Софии.



Всего 71 фото

Айя-София не исчерпаема. Этот пост будет интересен на мой взгляд потому, что я попробую рассказать об археологическом музее Айя-Софии под открытым небом. В сети нет почти никаких сведений об этом интереснейшем месте около Софийского собора. Айя-София возведена на древнейшем историческом месте где когда-то находился античный акрополь. Кроме того предтечами Айя-Софии были две базилики - римских императоров Константина и Феодосия о которых я немного рассказывал в первой части своего повествования об Айя-Софии. Дело в том, что вокруг Софийского собора проводились многочисленные археологичесие исследования и в этом археологическом парке под открытым небом и размещены эти самые археологические находки. Оказалось, что Базилика Феодосия судя по ним была великолепным величественным христианским храмом богато украшенным резьбой по камню. Рассматривать эти уцелевшие архитектурные шедевры одно большое наслаждение.

Во время этих раскопок было найдено множество колонн, капителей и других белокаменных архитектурных элементов что могут создать у зрителя дополнительный эмоциональный отклик, что и захотелось реализовать по возможности. Таким образом задача этого материала - внести дополнительный чувственный контекст для читателя не только при осмотре Софийского собора восхитившись его внешним и внутренним очарованием, но и увидеть, что окружает Софийский собор, что находится на этой территории. В пятой же части я еще вдобавок раскажу о мусульманских постройках на земле бывшего христианского Софийского собора. Такие вот планы. Что же получилось насчет археологического музея и Базилики Феодосия решать вам - то есть для этого прямо сейчас можно и заглянуть под кат.

А теперь осмотрим археологический музй под открытым небом Айя-Софии. На фото ниже кассовый и досмотровый туристический комплекс стамбульского музея Айя-София.
02.

Большей частью эта самая территория облагорожена. Здесь множество колонн античного периода, но установлены они на цветочных клумбах и зеленых лужайках часто бессистемно и как будто бы в качестве каких-то диковинок, а не ценных археологических находок.
03.

04.

Зона археологического музея Айя-Софии под открытым небом находится с западной стороны Софийского собора со стороны его входа и тяготеет большей частью к его внешней ограде и вытянута вдоль западной же части территории музея Айя-София.
05.


06.

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при императоре Константине I. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Но Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время знаменитого восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Этот раскоп облагородили. Он находится совсем рядом с западным входом в Айя-Софию "по левую руку".

07.


08.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов эти самые раскопки у собора провел один из основоположников археологического изучения Стамбула, А.М. Шнайдер (Германский археологический институт). Он открыл остатки колоннады эпохи императора Феодосия: в восьми метрах к западу от нынешнего экзонартекса, на два метра ниже его уровня лежали ступени, базы колонн, архитектурные детали (капители, куски фриза, сегменты арок, части потолков и фронтонов, покрытые прекрасной резьбой классического искусства). Стало ясно, что при строительстве времен Юстиниана древние основания только засыпали и они лежат существенно ниже полов нынешнего храма, ожидая дальнейшего исследования.

На фото ниже мы как раз и можем видеть реальные остатки Базилики Феодосия, в том числе и вышеупомянутые ступени этого храма.
09.

Базилика Феодосия

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Представление о ней дают археологические находки, которые позволяют судить не только о её внушительных размерах но и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, исследователи делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины, что находится в непосредственной близости от Айя-Софии и была до нее главной соборной церковью Константинополя.
10.


Базилика Феодосия

Архитектурные элементы Базилики Феодосия поражают богатством отделки. Вот в этой зоне археологического музея Айя-Софии под открытым небом как раз и собраны эти самые элементы.
11.

Фрагмент орнаментального фриза
13.

Все говорит о том, что сооружение по всех смыслах было величественным и впечатляющим.
17.


18.


19.


20.


21.


22.

Здесь же можно обнаружить крупный обломок знаменитой порфировой колонны внутреннего объема Айя-Софии из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
36.


37.


38.


39.

Посмотрим однако поближе интереснейшие фризы "с агнцами" из археологического раскопа Базилики Феодосия.
40.

Преемственность Базиклики Феодосия Святой Софии во всем несомненна. А надпись на Евангелии Иисуса с архитрава Св. Софии на церковно-славянском такова: "...рече Господь: Аз есмь дверь овцам; Мною кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет...".

Вообще же напротив входа в Айя-Софию среди "леса" античных колонн и многочисленных артефактов...
46.

В тени деревьев устроено большое "летнее" кафе.
47.


48.

Многочисленные саркофаги, их крышки и много чего еще размещено то здесь, то там среди "кафешных" столиков)
49.


50.


51.

Сидишь вот так за столом, смотришь меланхолично во внутренность саркофагов и как-то непроизвольно вспоминаешь булгаковское выражение, - "но мы-то живы" насчет судьбы "покойного Берлиоза". Как-то неправильно все это устроено по-моему)
52.


53.

Уважаемые гости,

Посещаем:

1. Храм Святой Софии

2. Дворец Топкапы

3. Цистерна Базилика

4. Голубая Мечеть

5. Римский Ипподром

(пешеходная экскурсия )

1. Храм Святой Софии — Этот шедевр древней византийской архитектуры был построен в VI веке по приказу императора Юстиниана. Император Юстиниан в день рождества открыл его, подняв руки к небу и сказал: «Я превзошел тебя, Соломон!». Затраты на строительство храма были огромными и составили три годовых дохода государства Византия, примерно 130 тонн золота. Он символ золотого века Византии. Когда он был построен, в мире стало разделяться восточные церквы от западных церквей. Он самый старый православный храм в мире, ему 1.479 лет. Он оставался самым крупным христианским храмом мира в течение 916 лет(до строения Святого Петра в Ватикане в XVII веке). В начале XIII века его разграбили крестоносцы, а в XV веке захватившие город Османы превратили его в мечеть. А после основания Турецкой Республики(1923) в 1935 году по указу государства превратили его в музей. Тепер он стал самым популярным объектом Византийского периода. Храм поражает своим масштабом и прекрасным интерьером.

2. Дворец Топкапы (Дворец Османской Империи) — Он построен в восточном стиле и является средневековым символом османской государственности. Основные части дворца были возведены во время правления султана Мехмеда Завоевателя в XV веке. В течение 400 лет в этом дворце жили 25 султанов Османской империи. В гареме дворца жила знаменитая султанка Роксалана, жена султана Сулеймана. Сегодня дворец является музеем, где находится гарем, дворы, кухня дворца, павильоны, сады, духовные ценности, драгоценные камни и объекты, и находится двор с прекрасным видом на Босфор. Отсюда османы 400 лет управляли пространствами империи, раскинувшейся в Европе и Азии, на Востоке и Западе.

3. Цистерна Базилика (Подземное Водохранилище) — В VI веке при пралении византийского императора Юстиниан построили огромное водохранилище в акрополе старого города. Он расположен в историческом центре рядом храма Святой Софии. В цистерне хранился большой запас питьевой воды на случай засухи или осады города. Здесь помещается около 100 тысяч тонн воды. В основании двух колонн расположены перевернутые головы Медузы Горгоны — одна смотрит вниз, а другая — в сторону. Историки до сих пор не могут выяснить, откуда привезены эти головы Медузы. Даже сегодня это самое большое Римское подземное водохранилище Европы.

4. Голубая Мечеть — Мечеть выл построен в XVII веке прямо напротив Софийского храма по приказу султана Ахмед I. Название «Голубая мечеть» получила из 21.043 синых, зеленых и белых керамических плиток, которые использовались в декорациях интерьера. Цветы тюльпанов, гиацинтов, граната, роз, винограда и кипариса украшают плитки. В мечети присутствует более 50 различных завершенных композиций и узоров. Кроме того, благодаря 260 витражным окнам, ощущается простор и величие мечети. Благодаря уникальному расположению окон создается впечатление, словно купол подвешен в воздухе. Единственная мечеть с 6 минаретами в Турции. Голубая мечеть является одним из символов города.

5. Римский Ипподром — После того как город стал частью Римской империи, император Септимий Север построил большой Ипподром в III веке для развлечения народа, где проводились гонки колесниц, гладиаторских боев и цирков, как в Колизее в Риме. Вместимость ипподрома составляла около 100 тыс человек. Он был сердцем политической и спортивной жизни Константинополя в течение 500 лет. Здесь можно увидеть самый старый памятник Стамбула — Египетский Обелиск, которому 3.500 лет. Его привезли в IV веке из Египта, вес его составляет около 100 тонн. Здесь также находятся обелиск Константина VII и Змеиная колонна. Крестоносцы увезли драгоценные памятники, находившиеся на Ипподроме, и на сегодняшний день там остались только эти три памятники.

В цену включено — Услуги лицензированного гида. В цену не включено — Входные билеты в музеи(Храм Софии, Дворец Топкапы, Цистерна Базилика)Продолжительность тура: 5-8 часов