Что рисовал Клод Монэ в серии «Руанский собор»? Лучшее из увиденного Руанский собор в полдень.


Где находится : музей д"Орсе, зал импрессионистов
На что посмотреть : найти отличия от соборов, хранящихся в ГМИИ им.А.С.Пушкина (Москва).

Все четыре картины - НЕ из музея д"Орсе. Чтобы узнать место "прописки", достаточно навести мышкой на репродукцию.

Самый большой цикл работ Моне посвящен Руанскому собору, точнее - его западному фасаду, украшенному скульптурой, отражающей тенденции развития французской готики; по бокам фасада расположены две большие башни - башня Сен-Роман на севере и Масляная башня на юге. Название последней обусловлено тем, что в ее строительство были вложены средства, поступившие от благодарных граждан, которым было разрешено есть масло во время поста.

Моне приехал в Руан - город, расположенный на севере Франции, 5 февраля 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье. Свой первый вид фасада собора он написал из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж. По возвращении он добился разрешения работать, сидя в витрине магазина модной одежды «Фернан Леви», выходившей на соборную площадь.

Серия, посвященная Руанскому собору, состояла из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Владелец магазина, заметивший, что посетительницы странно реагируют на присутствие художника, попросил его впредь прятаться за ширму и ограничить свои занятия утренними часами. 15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не менее был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы, из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Комнаты, отведенные под мастерские, были расположены на втором этаже, из их окон, выходивших на соборную площадь, взору Моне открывался великолепный вид собора. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.

Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни - темно-серой.

Работая над серией, художник пребывал в тревожном, смятенном состоянии духа; недовольный собой, он уничтожил многие полотна этого цикла. В том же письме Алисе Ошеде он писал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Художник более не использует нейтральные тона для передачи тени, на холсте нет явно выраженных зон с преобладанием темного или светлого. Тени написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, природа обретает свою гармонию в свете и вечном движении: каждое мгновенье ее облик преображается.

Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия - огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Ради раскрепощения зрительного восприятия Моне жертвовал даже перспективой - непреложным принципом европейского изобразительного искусства начиная с XV века. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг.

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Тот же Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.

Что первое приходит на ум, когда слышишь название «Руанский собор»? Многим кажется, что это величественное достояние архитектуры, но также это и цикл картин известного художника Клода Моне.

Немного о истории самого Руанского собора. Строительство началось в 1145 году и закончилось аж в 1506 году. Долгое время (с 1876 по 1880 годы) был самым высоким сооружением в мире, длинною в 151 метр. Наиболее собор пострадал от Второй мировой войны, в него попали 7 бомб. Сейчас он является визитной карточной Руана и излюбленным местом вдохновения всех художников.

Первое мнение

Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30. Идеей было показать каждую вибрацию света, отражение дня на фасаде, влияние погодных условий на детали. Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Восхищенный, он заимствовал игру лучей солнца и запечатлел каждую деталь, будь то бледные стены под влиянием туманной серой дымки, золотисто-янтарные фасады в пик полуденной жары или многогранное свечение витражей.

Но разные взгляды на один и тот же предмет в разные моменты и при разном свете были ему не в новинку. Ведь в 1891 году он уже создал подобную серию из 15 картин, где изобразил стог сена лежащего на окраине города Живерни. И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца.
Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет?». Но мысль, что готическая архитектура была очень интересна и увлекательна художнику, неверная. Ведь для Моне и простой камень и стог сена и собор имели одинаковый вес в плане художественного наследия.

Нормандия - регион современной Франции с древней историей. Римляне называли эту территорию Кельтской Галлией. Тогда же возникло первое поселение на месте, где сегодня расположен город Руан (Франция). Являясь административным центром Нормандии, он ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, в числе которых и знаменитый Кафедральный собор.

Столица герцога Нормандии

Уже в III веке н. э. Руан был процветающим городом римской Галлии с термами и амфитеатром. Когда местные жители приняли христианство, точно неизвестно, однако сохранился труд руанского епископа Виктриция, датированный концом IV века, где сообщается, что на тот момент в городе строилась христианская базилика.

Позже Галлия была завоевана франками и к середине IX века, когда начались набеги норманнов, входила в состав Западно-Франкского королевства. Во время этих набегов Руан был неоднократно разграблен воинственными норманнами. В конце концов, в 911 г. франкский король Карл III, в соответствии с заключенным мирным договором, объявил Роллона - предводителя норманнов - герцогом завоеванной им территории.

Герцогство стало называться Нормандией, а его столицей стал Руан. Роллон, как и многие его соплеменники, принял христианство, получив при крещении имя Роберт. Руанский собор - это место, где сегодня покоятся останки первого герцога Нормандии.

От романской базилики до готического собора

Первый христианский храм в Руане был разрушен во время одного из набегов норманнов. Сооружение не стали восстанавливать, но на его месте уже после образования герцогства в X веке построили другую базилику в романском стиле с баптистерием. От древнего сооружения до наших дней сохранилась лишь крипта, которую можно увидеть, посетив Руанский собор.

На смену суровой архитектуре романского стиля пришла возвышенная готика. Как и многие другие храмы Франции, кафедральный собор Руана в XII веке стали строить в согласии с новым архитектурным стилем. Работы растянулись на несколько веков, поэтому сам храм можно считать своеобразной иллюстрацией истории нормандской готики.

Башня Святого Ромена

Башня Сен-Ромен - самая старая сохранившаяся часть собора, посвященного Руанской Богоматери. Под ней находится баптистерий, напоминающий о стоявшей когда-то на этом месте романской базилике.

Башня названа в честь одного из епископов города - Ромена, жившего в VII веке, который, согласно преданию, победил обитавшее в Сене чудовище. Жаль, что святой Ромен не смог уберечь башню, носящую его имя, во время Второй мировой войны. В результате бомбардировок союзников Руанский собор очень пострадал, в частности, от башни Сен-Ромен остались только стены.

В течение двенадцати послевоенных лет в соборе велись восстановительные работы. Но вернемся к истории башни. Ее строительство началось в 1145 году, в эпоху ранней готики, а последние этажи заканчивали уже в эпоху поздней готики. На верх 82-метрового строения, возвышающегося над нефом, ведут 813 ступеней.

С XVI века башню Сен-Ромен венчал покрытый оловом деревянный шпиль, пока в 1822 году он не сгорел от прямого попадания молнии. Позднее его заменили металлическим с четырьмя башенками, правда, одну из них несколько лет назад снес сильный ураган, пронесшийся над севером Франции.

Архитектурная эклектика

Руанский собор, архитектура которого составляет единый ансамбль с дворцом архиепископа, относится к важным памятникам французской средневековой готики.

Правда, его планировочная схема с радиальными капеллами вокруг апсиды присуща более раннему романскому стилю. Колоннада, окружающая обширную алтарную часть храма, в начале XIII века также считалась устаревшим архитектурным решением.

Зато фасад с его каменной вязью, множеством арок, вереницей статуй святых и апостолов является ярким примером нормандской готики в период ее наивысшего расцвета. В этом стиле построена Тур-де-Бёр, то есть Масляная башня, желтоватый камень для которой привозили из Уэльса.

Средокрестие собора венчает башня-фонарь с самым высоким шпилем во всей Франции. Этот выкованный из железа шпиль установили в XIX в., и на фоне средневековой архитектуры выглядит он слишком технологично.

Что нельзя пропустить

Руанский собор не может не произвести впечатление, особенно на тех, кто осматривает его впервые. Высота потолка в центральной части храма сравнима с высотой современного двадцатиэтажного дома, а длина центрального прохода составляет 137 м. Под потолком вместо запланированных балконов сделали ажурные окна.

Кафедральные соборы часто служили местом захоронения правителей и церковных прелатов. Кроме гробницы первого герцога Нормандии Роллона и его сына, в Руанском соборе покоится сердце Ричарда Львиное Сердце и установлены саркофаги нескольких архиепископов.

Средневековая Нормандия славилась мастерами, изготовлявшими витражи необыкновенного лазурного цвета. Поэтому неудивительно, что этими артефактами XIII века обладает и Руанский собор.

Описание храма будет неполным, если не сказать несколько слов о часовне Девы Марии. Здесь, помимо витражей, можно познакомиться с главными иконами собора, осмотреть средневековые резные скамейки и панели.

Руанский собор Моне

Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.

Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.

Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.

Курьезы Кафедрального собора

Клод Моне был не единственным, кого вдохновлял Руанский собор. Интересные факты связаны также с именем французского писателя Гюстава Флобера. Как уроженец Руана, он, без сомнения, был хорошо знаком с главным храмом города. В частности, витраж, посвященный истории святого Юлиана Госпитальера, вдохновил Флобера на написание одной из его «Трех повестей».

Наблюдая за установкой железного шпиля над средокрестием собора, Флобер язвительно охарактеризовал подобное архитектурное решение капризом взбесившегося изготовителя паровых котлов. Тем не менее заклейменный писателем шпиль принес Руанскому собору славу самого высоко здания в мире в 1876-1880 гг.

Возвращаясь к Моне, заметим, что часть своих полотен с видами Руанского собора он уничтожил, а приблизительно 30 оставшихся были представлены публике в 1895 г. Некоторые из них Моне продал за 3-5 тысяч франков, а не так давно одна картина из знаменитого цикла была продана уже за 24 млн долларов.

Культурное наследие страны

Руанский собор расположен в историческом центре города, в окружении хорошо сохранившихся средневековых, барочных и фахверковых домов. Чтобы по достоинству оценить сдержанную красоту готики и почувствовать дух далекого Средневековья, требуется неспешный осмотр главного храма города.

Руан (Франция) тратит немалую часть городского бюджета на поддержание своих исторических достопримечательностей, в частности на реставрацию собора, объявленного культурным наследием страны.

Художники как никто другой понимают важность освещения для правильного восприятия картины мира. Выбирая место и время написания своих произведений, авторы, в первую очередь, учитывают каким будет свет. Клод Монэ был одним из первых, кто стал относиться к свету как к главному герою своих полотен. В период с 1892 по 1895 год художник работал над большой серией картин, посвящённых Руанскому собору. Монэ написал более 20 картин посвященных Руанскому собору, по некоторым данным их около 50, но лишь 15 из них сейчас представлены в разных музеях. Все они выполнены в одном формате.

Художник специально снимал жилье в доме напротив знаменитого собора, чтобы иметь возможность постоянно наблюдать и сохранять на полотнах мимолетные состояния светового настроения природы, передавать едва заметные полутона цвета. Гениальный замысел автора состоял в том, чтобы показать один и тот же вид в разное время года, суток, при разных погодных условиях, попытаться уловить малейшие нюансы в изменение цвета и света.

Клод Моне увековечил облик Руанского собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям. В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ. Художника интересовало, прежде всего то, как свет, самый великий художник, играет цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей, как он окрашивает бледные стены фиолетово-синим цветом туманным зимним утром, медово-золотистым в полдень и . Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля.

Сам Клод Монэ хотел, чтобы картины этого цикла продавались не по одной, а всей серией. Поэтому впервые они были представлены широкой публике лишь в мае 1895 года в галерее Дюран-Рюэля. На суд зрителей были выставлены двадцать из большого числа картин, посвященных Руанскому собору. Выставка имела большой успех.

Картины занимали целый зал, и Монэ сам утверждал порядок их расположения. Просмотр открывала серая серия — темный массив, который постепенно становясь все легче и светлее, плавно превращаясь в белый. Затем игра света и цвета постепенно усиливается, переходя от слабого мерцания к более ярким переливам. Кульминацией являлись полотна радужной серии, самые необыкновенные по своей экспрессии и выразительности. Завершала этот спектакль спокойная синяя серия, где свет постепенно смягчается и тает, как небесное видение.

Вопреки воле Моне картины серии «Руанский собор» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Германии, Японии, Соединенных Штатов и Роcсии. В Музее им. Пушкина в Москве выставлены две картины этой серии «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером».

В интернете эту серию с кратким описание на английском языке можно посмотреть, например, .


Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них серии Стога (1890–1891 гг.); Тополя (1890–1892 гг.); Руанский собор (1894 г.), Виды Темзы (1899–1904 гг.) и Венеция (начата в 1908 г.).

Одна из самых известных и впечатляющих серий картин, знаменитого Клода Оскара Моне, называется «Собор в Руане», серия насчитывает тридцать работ. Для создания своих полотен Моне поселился в 1892 году прямо напротив собора и начал работу над своим детищем. Художника очень увлекла игра света на камне в зависимости от времени суток, Моне пытался уловить это «скользящий свет», который появляется и пропадает в зависимости от погодных условий и высоты солнца.

Французский художник сконцентрировал внимание не на всем соборе, а только на его части, башню святого Мартина и башню Альбане, этот фрагмент служит неким порталом готического собора, на всех полотнах изображен именно эта часть. Моне просыпался на рассвете и писал картины до темноты.

Моне писал в одном из писем: «Я уже давно здесь, но это не значит, что я скоро закончу свои "Соборы". Увы! Я могу только сказать еще раз, что, чем дальше, тем труднее мне становится передавать то, что я чувствую. И я говорю себе: только очень самоуверенный человек может утверждать, что довел свою картину до конца. Довести до конца – значит сделать картину совершенной, а я работаю так много, все ищу и пробую, почти не продвигаясь вперед и только устаю…»
Вот что писал о «Соборах» в 1919 году К. Малевич: «…на самом деле все усилия Моне были направлены к тому, чтобы культивировать живопись, которая растет на стенах собора. Не свет и не тень составляют его основной интерес, но живопись, находящаяся в тени и на свету. Пикассо и Моне добывали живописное, как добывают жемчуг из раковин. Нам не нужен собор, а нужна живопись, не важно, откуда она взята, так же как нас мало волнует, из какой именно раковины извлечены жемчужины».


Rouen Cathedral, Sunlight Effect, 1894
Руанский собор, Солнечный свет Эффект, 1894.



Руанский собор, Магия в голубом, 1894

Со временем, Моне наносил на картины более толстый слой краски, чтоб подчеркнуть те или иные детали и создает впечатление, как будто картина имеет свой собственный свет. Художник жаловался, что чем скорее продвигается работа, тем сложнее отобразить его видение, он также жаловался, что ему снятся кошмары, где собор падает на него и вечно менял цвет становился то желтым, то розовым, то голубым.

Основная часть картин была написана в 1892-1893 годах, окончательно серия была доработана в 1894. Картины носят название в зависимости от освещения, времени суток, например: «Собор в Руане в полдень», «Собор в Руане в Солнце», «Собор в Руане, портал в сером тоне».

Впервые зрители увидели картины Руанского собора на выставке в 1895 году, хоть у критиков линия вызвала противоречивые чувства, она изменила мировосприятие многих французских и зарубежных художников. Почти сразу же было продано 8 картин разным коллекционерам. Оставшиеся картины Моне хотел продать одному коллекционеру, но из-за достаточно высокой цены (15 тысяч франков), картины достались разным владельцам.


Rouen Cathedral, Portal in the Sun, 1894


Rouen Cathedral, the Portal and the Tower d`Allban on the Sun, 1894
Руанский собор, портал и башня d`Allban на Солнце, 1894


Rouen Cathedral 01, 1894


Rouen Cathedral 02, 1894


Rouen Cathedral at Noon, 1894
Руанский собор в полдень, 1894


Собор в тумане, 1894


Rouen Cathedral, 1894


Rouen Cathedral, Grey Weather, 1894


Rouen Cathedral, Magic in Blue, 1894
Руанский собор, магия в Голубом


Rouen Cathedral, Sunlight Effect, 1894.
Руанский собор, Эффект Солнечного света,1894


Rouen Cathedral, Symphony in Grey and Rose, 1894
Руанский собор, симфония в сером и Роуз, 1894


Rouen Cathedral, The Portal and the Tour d"Albane at Dawn, 1894
Руанский собор, портал и Tour d"Albane на рассвете, 1894


Rouen Cathedral, the Portal and the Tour d"Albane, Full Sunlight, 1894
Руанский собор, портал и Tour d"Albane, полный солнечный свет, 1894