Воздействующая сила искусства 9. "воздействующая сила искусства"


СИЛА ИСКУССТВА – Здравствуйте, Елена Сергеевна!.. Старая учительница вздрогнула и подняла глаза. Перед нею стоял невысокий молодой человек. Он смотрел на нее весело и тревожно, и она, увидев это смешное мальчишеское выражение глаз, сразу узнала его. – Дементьев, – сказала она радостно. – Ты ли это? – Это я, – сказал человек, – можно сесть? Она кивнула, и он уселся рядом с нею. – Как же ты поживаешь, Дементьев, милый? – Работаю, – сказал он, – в театре. Я актер. Актер на бытовые роли, то, что называется «характерный». А работаю много! Ну, а вы? Как вы-то поживаете? – Я по-прежнему, – бодро сказала она, – прекрасно! Веду четвертый класс, есть просто удивительные ребята. Интересные, талантливые… Так что все великолепно! Она помолчала и вдруг сказала упавшим голосом: – Мне комнату новую дали… В двухкомнатной квартире… Просто рай… Что-то в ее голосе насторожило Дементьева. – Как вы это странно произнесли, Елена Сергеевна, – сказал он, – невесело как-то… Что, мала, что ли, комната? Или далеко ездить? Или без лифта? Ведь что-то есть, я чувствую. Или кто-нибудь хамит? Кто же? Директор школы? Управдом? Соседи? – Соседи, да, – призналась Елена Сергеевна, – понимаешь, я живу как под тяжестью старого чугунного утюга. Мои соседи как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. Нет, они не скандалят, не кричат. Они действуют. Выкинули из кухни мой столик. В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. Газовые горелки всегда заняты их борщами, бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай… Ах, милый, ты мужчина, ты не поймешь, это все мелочи. Тут все в атмосфере, в нюансах, не в милицию же идти? Не в суд же. Я не умею с ними справиться… – Все ясно, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – вы правы. Хамство в чистом виде… А где же это вы проживаете, адрес какой у вас? Ага. Спасибо, я запомнил. Я сегодня вечером к вам зайду. Только просьба, Елена Сергеевна. Ничему не удивляться. И полностью мне во всякой моей инициативе помогать! В театре это называется «подыгрывать»! Идет? Ну, до вечера! Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства! И он ушел. А вечером раздался звонок. Звонили один раз. Мадам Мордатенкова, неспешно шевеля боками, прошла по коридору и отворила. Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек, в кепочке. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. – Ты, что ли, Сергеева? – хрипло спросил человек в кепочке. – Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова. – Сергеевой два звонка. – Наплевать. Давай проводи! – ответила кепочка. Оскорбленное достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры. – Ходчей давай, – сказал сзади хриплый голос, – ползешь как черепаха. Бока мадам зашевелились порезвей. – Вот, – сказала она и указала на дверь Елены Сергеевны. – Здесь! Незнакомец, не постучавшись, распахнул дверь и вошел. Во время его разговора с учительницей дверь так и осталась неприкрытой. Мордатенкова, почему-то не ушедшая к себе, слышала каждое слово развязного пришельца. – Значит, это вы повесили бумажку насчет обмена? – Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны. – Я!.. – А мою-то конуренку видела? – Видела. – А с Нюркой, женой моей, разговор имела? – Да. – Ну, что ж… Ведь я те так скажу. Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. Сама посуди: у мине там два корешка. Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. Ведь это удобство? Удобство… Но, понимаешь, мне метры нужны, будь они неладны. Метры! – Да, конечно, я понимаю, – сдавленно сказал голос Елены Сергеевны. – А зачем мне метры, почему они нужны мне, соображаешь? Нет? Семья, брат, Сергеева, растет. Прямо не по дням, а по часам! Ведь старшой-то мой, Альбертик то, что отмочил? Не знаешь? Ага! Женился он, вот что! Правда, хорошую взял, красивую. Зачем хаять? Красивая – глазки маленькие, морда – во! Как арбуз!!! И голосистая… Прямо Шульженко. Целый день «ландыши-ландыши»! Потому что голос есть – она любой красноармейский ансамбль переорет! Ну прямо Шульженко! Значит, они с Альбертиком-то очень просто могут вскорости внука отковать, так? Дело-то молодое, а? Молодое дело-то или нет, я те спрашиваю? – Конечно, конечно, – совсем уж тихо донеслось из комнаты. – Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – Теперь причина номер два: Витька. Младший мой. Ему седьмой пошел. Ох и малый, я те доложу. Умница! Игрун. Ему место надо? В казаки-разбойники? Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил, потому что теснота! Ему простор нужен. Ему развернуться негде. А здесь? Ступай в коридор и жги чего хошь! Верно я говорю? Зачем ему в комнате поджигать? Ваши коридоры просторные, это для меня плюс! А? – Плюс, конечно. – Так что я согласен. Где наша не пропадала! Айда коммунальные услуги смотреть! И Мордатенкова услышала, что он двинулся в коридор. Быстрее лани метнулась она в свою комнату, где за столом сидел ее супруг перед двухпачечной порцией пельменей. – Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришел, насчет обмена с соседкой! Пойди же, может быть, можно как-нибудь воспрепятствовать!.. Мордатенков пулей выскочил в коридор. Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина в кепочке, с прилипшим к губе окурком. – Здесь сундук поставлю, – говорил он, любовно поглаживая ближний угол, – у моей маме сундучок есть, тонны на полторы. Здесь мы его поставим, и пускай спит. Выпишу себе маму из Смоленской области. Что я, родной матери тарелку борща не налью? Налью! А она за детьми присмотрит. Тут вот ейный сундук вполне встанет. И ей спокойно, и мне хорошо. Ну, дальше показывай. – Вот здесь у нас еще маленький коридорчик, перед самой ванной, – опустив глаза, пролепетала Елена Сергеевна. – Игде? – оживился мужчина в кепочке. – Игде? Ага, вижу, вижу. Он остановился, подумал с минуту, и вдруг глаза его приняли наивно-сентиментальное выражение. – Знаешь чего? – сказал он доверительно. – Я те скажу как своей. Есть у меня, золотая ты старуха, брательник. Он, понимаешь, алкоголик. Он всякий раз, как подзашибет, счас по ночам ко мне стучится. Прямо, понимаешь, ломится. Потому что ему неохота в отрезвиловку попадать. Ну, он, значит, колотится, а я, значит, ему не отворяю. Мала комнатенка, куды его? С собой-то ведь не положишь! А здесь я кину на пол какую-нибудь тряпку, и пущай спит! Продрыхнется и опять смирный будет, ведь это он только пьяный скандалит. Счас, мол, вас всех перережу. А так ничего, тихий. Пущай его тут спит. Брательник все же… Родная кровь, не скотина ведь… Мордатенковы в ужасе переглянулись. – А вот тут наша ванная, – сказала Елена Сергеевна и распахнула белую дверь. Мужчина в кепочке бросил в ванную только один беглый взгляд и одобрительно кивнул: – Ну, что ж, ванна хорошая, емкая. Мы в ей огурцов насолим на зиму. Ничего, не дворяне. Умываться и на кухне можно, а под первый май – в баньку. Ну-ка, покажь-ка кухню. Игде тут твой столик-то? – У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили. Говорят – два стола тесно. – Что? – сказал мужчина в кепочке грозно. – Какие такие соседи? Эти, что ли?! – Он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – Два стола им тесно? Ах, буржуи недорезанные! Ну, погоди, чертова кукла, дай Нюрка сюда приедет, она тебе глаза-то живо выцарапает, если ты только ей слово поперек пикнешь! – Ну, вы тут не очень, – дрожащим голосом сказал Мордатенков, – я попросил бы соблюдать… – Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? Так я брызну! Я могу! Пущай я в четвертый раз пятнадцать суток отсижу, а тебе брызну! А я-то еще сомневался, меняться или нет. Да я за твое нахальство из прынцыпа переменюсь! Баушк! – Он повернулся к Елене Сергеевне. – Пиши скорее заявление на обмен! У меня душа горит на этих подлецов! Я им жизнь покажу! Заходи ко мне завтра утречком. Я те ожидаю. И он двинулся к выходу. В большом коридоре он, не останавливаясь, бросил через плечо, указывая куда-то под потолок: – Здесь корыто повешу. А тут мотоциклет. Будь здорова. Смотри не кашляй. Хлопнула дверь. И в квартире наступила мертвая тишина. А через час… Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. Там стоял новенький сине-желтый кухонный столик. – Это вам, – сказал Мордатенков, конфузясь, – зачем вам тесниться на подоконнике. Это вам. И красиво, и удобно, и бесплатно! И приходите к нам телевизор смотреть. Сегодня Райкин. Вместе посмеемся… – Зина, солнышко, – крикнул он в коридор, – ты смотри же, завтра пойдешь в молочную, так не забудь Елене Сергеевне кефиру захватить. Вы ведь кефир пьете по утрам? – Да, кефир, – сказала Елена Сергеевна. – А хлеб какой предпочитаете? Круглый, рижский, заварной? – Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама!.. – Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор: – Зинулик, и хлеба! Какой Елена Сергеевна любит, такой и возьмешь!.. И когда придешь, золотко, постираешь ей, что нужно… – Ох, что вы!.. – замахала руками Елена Сергеевна и, не в силах больше сдерживаться, побежала к себе. Там она сдернула со стены полотенце и прижала его ко рту, чтобы заглушить смех. Ее маленькое тело сотрясалось от хохота. – Сила искусства! – шептала Елена Сергеевна, смеясь и задыхаясь. – О, волшебная сила искусства… Виктор Драгунский

Тестовое задание №1 по теме: Искусство 9 класс.

1 вариант.

1 .Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей? Назовите типичные черты, символизирующие власть.

1. 2.

2.

1. 2.

3. Перечислите средства художественной выразительности, которые являются общими для всех видов искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец.)

4.

5. Объясните, как вы понимаете термины «содержание», «ритм», «форма».

Тестовое задание №1 по теме: «Воздействующая сила искусства». Искусство 9 класс.

2 вариант.

1 . В чем сходства и различия произведений искусства, символизирующих власть? Выделите общие (типичные) черты?

1.
2.

2. К какой мировой религии относятся эти храмы? Опишите их специфику. Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?

1.
2.

3. Назовите особенности языка, каждого вида искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец).

4. Как называется данное произведение искусства? Кто его автор? Каков художественный образ этого произведения?

5. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «сюжет», «фактура».

Искусство 9 класс.

1 вариант

1. 2.

2. Рассмотри гравюру М.Эшера «День и ночь». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?

1.Ф.Гойя а) «Купец»

2. Б.Кустодиев б) «Четыре всадника»

3.Дюрер в) «Какое мужество»

4.Что является жанром изобразительного искусства? Напиши формулировки.

1. Сонет 4. Натюрморт

3. Соната 6. Ода

Тест №2 по теме: «Искусство предвосхищает будущее» Искусство 9 класс.

2 вариант

1. 2.

2. Рассмотри гравюру М.Эшера «Солнце и Луна». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?

3. Соотнеси названия картин и имена художников.

1.Ф.Гойя а) «Большевик»

2. Б.Кустодиев б) «Новая планета»

3.К. Юон в) «Скорбное предчувствие будущего»

4.Что является жанром музыки? Напиши формулировки.

1. Сонет 4. Натюрморт

3. Соната 6. Ода

5. Приведи пример художника или композитора, творчество которого на тебя произвело наиболее глубокое впечатление. Что тебе о нем известно? Приведи примеры его произведений.

Тест №3 по теме: « Дар созидания. Практическая функция » Искусство 9 класс.

1 вариант

1.Какой исторической эпохе принадлежат данные архитектурные произведения? Почему вы так решили?

1. 2.

2. Рассмотри дом, построенный американским архитектором Франком Ллойдом Райтом. В чем вы видите новаторство? К какому архитектурному стилю вы отнесли бы данную постройку?

3. Соотнеси названия народных промыслов и материалы (сырье), из которых можно было бы их сделать.

    Изделия из глины. а). Хохломская роспись. Русские матрешки Роспись по дереву. б). Финифть. Изделия из металла. в).Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка

4. Объясни понятия:

Дизайн

Аванга́рд

Полиграфи́я

5 . Какие виды ДПИ вам известны? Какие из них можно встретить в наши дни? Расскажи об одном из них.

Тест №3

Воздействующая сила искусства

Урок 1. «Искусство и власть»

I . Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

- Что такое искусство?

- Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II . Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III . C самостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )

Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.



IV . Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107

Cлайд 1

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Cлайд 2

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Cлайд 3

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Cлайд 4

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Cлайд 5

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

Cлайд 6

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

Cлайд 7

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Cлайд 8

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Cлайд 9

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Cлайд 10

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Конспект урока искусства(музыка)

Класс: 9-ый

Тема урока: «Воздействующая сила искусства»

Цель: развитие у учащихся способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха. Проанализировать современность музыкальных произведений Баха в наше время, сравнить с произведениями современных музыкантов.

Задачи:

Образовательные:

    продемонстрировать особое значение произведения И.С. Баха для мировой культуры в процессе прослушивания и анализа фрагментов произведений данного композитора;

    сформировать представление об истории возникновения произведений И.С. Баха в ходе эвристической беседы;

    систематизировать умения учащихся анализировать художественно-музыкальные образы в ходе критического анализа фрагментов музыкальных произведений композитора;

    сформировать у учащихся умение сопоставлять произведения разных видов искусств в ходе сообщающего слова учителя.

Развивающие:

    развивать произвольное внимание в ходе прослушивания музыкальных композиций;

    развивать зрительную, слуховую память в процессе анализа произведений разных видов искусства;

    развивать коммуникативную культуру учащихся в процессе эвристической беседы;

    развивать познавательный интерес учащихся за счет использования в уроке метапредметных связей.

Воспитательные:

    воспитывать устойчивый интерес к предмету за счет использования в уроке необычных форм работы;

    воспитывать эмпатию в процессе анализа произведений классической музыки;

    воспитывать уважение к музыкальному наследию композиторов других стран в процессе критического анализа фрагментов музыкальных произведений.

Тип урока: интегрированный урок (музыка + литература + живопись)

Программа, по которой работает учитель: Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы»

Перечень оборудования: учебник по музыке (Т.И. Науменко, В.В. Алеев Музыка 8 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук.

Музыкальный материал: муз. энциклопедия (И. С. Бах), И. С. Бах « Хоральная прелюдия g - moll », В. Бутусов песня «Прогулки по воде», И. С. Бах «Месса h -moll », И. С. Бах «Мелькнёт за часом час», Вилла- Лобос « Бахиана», И. С. Бах «Магнификат».

Список используемой литературы:

    Ф.М. Оржеховская Себастьян Бах, М.: Просвещение, 1960. – 172 с.

    Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - М: Советская энциклопедия, . - с. 761.

Особенности урока: время проведения урока 90 мин.

Ход урока :

Звучит музыка Баха (хоральная прелюдия соль минор).

Учитель: Как вам кажется, для чего написана эта музыка? Какие чувства композитора в ней отображены? Что удалось почувствовать Вам?

Примерные ответы детей: (красота, благородство души человека, нашедшего истину )

Учитель зачитывает фрагмент

- Из глубины церкви неясно проступали очертания органа. Казалось, подобно уснувшему городу, орган ждал, чтобы встающий день освободил его от безмолвия, вдохнул в него многоголосную жизнь. Он обернулся к органу, словно прислушиваясь. Его близорукий взгляд, казалось, был обращён вовнутрь. Потом он медленно, будто раздумывая, собрал в аккорды этот сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперёд, туда, в будущее, где имя его останется навсегда. Кто этот человек?

Дети высказывают свои предположения

(Детям предлагается для просмотра сюжета о жизни и творчестве И. С. Баха)

Учитель: Сегодня наш урок посвящён великому И.С. Баху

(Звучит «Хоральная прелюдия g - moll » И. С. Баха) Если отталкиваться от тех ощущений, которые вы испытывали, слушая эту музыку, то, как вам кажется, образ какого человека возникает в сознании? (великого, благородного, возвышенного ). На что вы обратили сразу внимание в движении музыки? (наигрываю мелодию). Какая она по характеру: земная, мирская, или божественная, возвышенная? (возвышенная ). Давайте попробуем её пропеть и покажем рукой мелодию. Есть ли у неё окончание или она бесконечно охватывает мироздание человека? Есть ли в этой божественной музыке что-то, что очеловечивает её? Обратите внимание на погружение моих пальцев в клавиатуру, какое оно? (плотное, вросшее корнями в землю ).

Учитель:

Как же так получается, с одной стороны небесная, а с другой - глубинная? Как вы считаете, для чего она и когда написана?

Примерные ответы детей (для человека, чтобы он стал чище и лучше)

Учитель: Действительно так. Поэтому, мы можем назвать эту музыку религиозной, в её основе религиозное содержание, название соответствующее» Я взываю к тебе, Господи». Вообще, Бах за время своей деятельности часто

менял работу, у него были постоянные конфликты с церковью. А что же, он был ненужным человеком, плохо относился к обязанностям? (ребята высказывают своё мнение).

Учитель : Какова цель религиозной музыки? (восприятие красоты и силы Бога). Верно, а Бах её очеловечил, почему? (чтобы воспеть божественное в человеке, силу духа, разума). Так, наверное, поэтому у него произошёл конфликт с церковью? Рассуждения и ответы детей.

Учитель : Конечно. Ведь церковь обвинила Баха в том, что он, якобы, восхвалил силу человека, а не Бога.

Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать Баха верующим человеком? (да ) В хоральной прелюдии мы проследили взаимосвязь человека с Богом. А в другом, знакомом произведении, мы попытаемся определить роль и место человека в мироздании в целом (природа, земля, космос).

(Учитель предлагает вспомнить песню «Мелькнёт за часом час…». Она звучит в исполнении детей)

Учитель: Вслушайтесь, пожалуйста, в смысл следующих строк: «Мелькнёт за часом час и новый день уже погас...» О чём они? (жизнь лишь миг в эволюции вселенной ). Главное в 1-ом куплете очень точно голосом передать повествование, размышление). 2 куплет - время имеет свойство двигаться, поэтому быстрее исполняем, движение показываем рукой. 3 куплет - к чему пришли (К свету, красоте, могуществу природы и человека в ней. Звучит песня)

Учитель : Как вы думаете, так ли мимолётна человеческая жизнь? Что же оставил Бах? Предположительные ответы детей: (множество произведений )

Учитель : Верно, а одно из них - «Месса h -moll ».Давайте вспомним, что такое месса? Ребята обмениваются мнениями.

Учитель : Месса - это огромное произведение, которое специально создано для службы в церкви. Какой была эта служба по своему состоянию? Представьте высокие своды, акустика, хор. Что испытывали люди? Во всём этом разобраться вам поможет музыка. (Слушаем фрагмент мессы).

Учитель : Как звучит здесь голос, какие краски, тембры? Бах был протестантом, но его музыка связала Бога и человека. А вот у католиков тоже звучала музыка, только, кроме этого, украшением ещё служили фрески. Одна из самых известных - «Сотворение Адама». Она никогда не находилась в церкви, которой играл Бах, между ними огромный временной отрезок, почти 227 лет. Но, тем не менее, мне хочется сказать, что Микеланджело - это Бах в живописи. Как вы считаете, почему? (ответы детей).

Учитель : Ребята, вслушайтесь, как звучит фреска? (многоголосно, ярко, солнечно …) Я слышала такую фразу, что музыка - язык ангелов. А теперь всмотритесь. Саваоф создал человека и он ещё слаб. Вот-вот сверкнёт божественная искра, руки их соприкаснутся, и в Адама вольётся жизнь, поэтому - радость. Итак, Бах и Микеланджело в один голос воспевали совершенство и силу Бога. Предлагаю послушать ещё одно муз. Произведение (звучит Superstar Уэббера). Средства выразительности близки человеческим эмоциям, а значит эта музыка не столько о Боге, сколько о нас с вами.

Учитель : Тема Бога и человека была актуальна всегда. Как вы считаете, а в наше время этот вопрос поднимается? (ответы детей )

Учитель : А вот сейчас мы это узнаем (См. клип группы «Наутилус – Помпилиус» «Прогулки по воде»). Ребята, у меня такой вопрос: сколько действующих лиц в этом произведении? Совершенно верно. Происходит разговор между человеком и Богом. Обратите внимание на слова: «Видишь, там на горе, возвышается крест…» Как вы их понимаете? (для того, чтобы достичь вершины Бога, нужно пройти через все испытания и страдания). Итак, мы сказали, что здесь 2 действующих лица. Какова интонация у Андрея? (напеваем). Интонация вопрошения, он пытается найти истину. А какова интонация Бога (напеваем). Верно, это интонация утверждения, он нашёл истину, уверенность. Давайте сейчас всё это ещё раз исполним и отразим своим голосом. Итак, ребята, мы уже слушали много разных произведений, а что их объединяет? (вопросы души , нравственности взаимоотношений …). Большинство произведений, прослушанных сейчас, принадлежат Баху, а как вы считаете, почему человечество до сих пор обращается к музыке Баха? (ответы детей ). Я думаю, что музыка - это нравственный идеал всего человечества. Перерыв 10 минут.

2 блок.

(Звучит фрагмент «Кофейной кантаты» Баха)

Учитель : Как вы считаете, а какие вопросы ставит эта музыка? Какая она по настроению? (лёгкая, шутливая, грациозная ). На что обращает внимание композитор? (напеваю Хэр фатер). Какое состояние передаётся? (волнение, т.к. постоянно прерывается мелодия ). Сколько вы уловили здесь действующих лиц? (2-е). А теперь послушайте, кто они и о чём между ними разговор? (поём). О чём говорит один? (ворчит ). Второй-игривый, грациозный, жеманный. Кто же эти герои? (предположительные ответы)

Учитель : Перед нами Лизхен, девочка, обожающая кофе и её отец, который решил отучить дочь от пагубного зелья. Но никакие уговоры не помогают Лизхен, даже обещание скорого замужества. Как вы считаете, почему Бах - композитор, поднимающий вечные серьёзнейшие вопросы, обращается к такой теме? Верно, он шутит, ему свойственно чувство

юмора и он это воплощает в музыке (Ответы детей). А если бы он жил в наше время, то на какую тему он бы создал произведение? (например, «Жвачная оратория»…)

Учитель : И всё же Бах - это смысл, взгляд в будущее. А какая судьба в этой музыке? (Звучит «Бахиана» Вилла-Лобоса 1-ая ч.)

Итак, куда же приведёт эта дорога, что впереди?

(Звучит « Бахиана» Вилла- Лобоса 2-ая ч)

Учитель : Как вы думаете, когда была написана эта музыка, она современная или классическая? (классическая ).

Учитель : Конечно, мы привыкли считать, что если классическая, то несовременная. А классическая, от лат. «Образцовый», «первоклассный». Значит, современная музыка может быть классической? (да ). А какую музыку можно назвать современной? (та, которая волнует людей и сейчас). Музыку, которую мы слушали сейчас создана не так давно, в 20 веке. Называется она «Бразильская Бахиана» композитора Вилла-Лобоса. А кому она посвящена, вы, наверное, догадались. (Баху ). Современный композитор продолжает традиции Баха, его стиль, мелодический язык, и, в тоже время, добавляет что-то своё. Как вы думаете, если Бах воспевает красоту человека, его силу и мощь, то, что воспевает Вилла-Лобос, обращаясь к музыке Баха? (красоту и смысл баховской музыки, его размышления о душе человека, об окружающем мире). Это действительно так. Вечные вопросы добра и зла, любви и смерти.

Учитель : Выбрать между добром и злом, любовью и смертью, действительно сложно, а выбрать нужно что-то одно. Что же выбрал Бах, что он сделал своим жизненным девизом? Для того чтобы понять это, обратимся вновь к музыке.

(Звучит «Магнификат» Баха)

Учитель : Не нужно сейчас никаких слов, просто попытайтесь воплотить свои идеи в живописи и скульптуре. Предлагаю разделиться на 2 группы. Скульпторы - выберите материал, постановку фигуры. А художники - в красках, линиях и штрихах отразите свой образ (дети слушают повторно музыку и рисуют, затем анализируем работы).

Учител ь: Ребята, что же было главным девизом композитора, девизом его жизни и творчества? (интонация всепобеждающего добра и света ). Добро, свет и духовность - девиз музыки Баха, может быть поэтому, его музыка стала духовным идеалом человечества.

(Звучит ещё раз «Магнификат») До свидания, до новых встреч!