Составление предложений с обращением. Запятые при обращении и междометии


Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

  1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
  2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
  3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
  4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
  5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
  6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
  7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
  8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
  9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
  10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
  11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
  12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
  13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
  14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
  15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
  16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
  17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
  18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
  19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
  20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
  21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
  22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
  23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
  24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
  25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
  26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
  27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
  28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
  29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
  30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
  31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.

Предложения с обращениями. Стилистические функции обращений

11 класс

Цель урока : раскрыть роль обращений в речи, развивать логическое мышление и языковое чутье учащихся, способствовать развитию речи школьников.

ХОД УРОКА

Учитель . Всякое простое предложение – это синтаксическая цепочка членов предложения, иерархически упорядоченная на основе форм синтаксической связи. Помимо этих членов, в предложение могут быть введены компоненты, которые не включаются в синтаксическую цепочку. Отличительная черта этих компонентов – их ясная и резкая интонационная выделенность среди компонентов, составляющих синтаксическую цепочку. Предложения с компонентами, не включенными в синтаксическую цепочку членов предложения, называются осложненными. Осложнение осуществляется за счет введения компонентов с разными функциями. Сегодня мы поведем разговор об обращениях. Что же такое обращение? Вам предлагается несколько определений этого понятия. Какое из них является более точным? Обоснуйте свой выбор.

    Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

    Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо, реже предмет, которому адресована речь.

    Обращение – это слово (или группа слов), которое называет того, к кому обращена речь.

Ученик . Более точными являются 2-е и 3-е определения обращения. Первое определение неточно в том плане, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и другой частью речи.

Учитель . Запишите под диктовку следующие предложения и скажите, какое место в предложении может занимать обращение.

Друг мой, верьте мне, что не из тщеславия и не от избытка сознания стал я летописцем. (М.Пришвин) Прошла война. А ты все плачешь, мать. (А.Твардовский) Давно, друзья веселые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс. (М.Матусовкий)

Ученик . Обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения.

Учитель . В устной речи для обращений характерны разные типы интонации. Как вы думаете, ребята, от чего это зависит? Прокомментируйте следующие примеры:

1) Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А.Пушкин)
2) Летите прочь, воспоминанья! (А.Пушкин)
3) Мне, товарищи, некогда. (В.Панова)
4) Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь. (С.Есенин)
5) Словно перед непогодой, тяжело, друзья. (А.Яшин)
6) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.Маяковский)
7) Стойте, сыны России, стойте насмерть... (В.Вишневский)

Ученик . Интонация, с которой произносится обращение, зависит от места обращения в предложении, его экспрессивности, степени распространенности. Особая звательная интонация присуща обращению, стоящему вне предложения (примеры 1, 4). Обращение в таких случаях произносится с усиленным ударением и более высоким тоном, после обращения отмечается пауза, на письме это обозначается восклицательным знаком. Обращение, стоящее в конце предложения, характеризуется ослабленной звательной интонацией (5-е предложение). Однако в конце восклицательных и вопросительных предложений обращение может иметь усиленное ударение (примеры 2, 6). В середине предложения (3-е предложение) обращение выделяется небольшими паузами, произносится быстро и низким тоном (интонация вводности), но может иметь и звательную интонацию (7-е предложение).

Учитель . В чем особенность следующих предложений:

1) Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (А.Пушкин)
2) Москва, Москва моя, Москва моя – красавица, несравненная, родимая земля. (С.Васильев)
3) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, мой брат по музе, по судьбе? (А.Пушкин)

Ученик . В первом и втором предложениях обращения следуют друг за другом, то есть являются однородными. В третьем предложении обращение разорвано другими членами предложения.

Учитель . Как произносятся обращения в 1-м и 2-м предложениях? С какой интонацией?

Ученик . Если в предложении несколько обращений следуют друг за другом, то они произносятся с интонацией перечисления, которая сочетается со звательной интонацией.

Учитель . Могут ли обращения давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику? Свой ответ подкрепляйте примерами.

Ученик . Да, могут. Это достигается не только интонацией, но и использованием определенной лексики, определениями, суффиксами оценки, междометиями: Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.Фонвизин) ; Эх, Алешка, трудно тебе будет! (В.Аксенов) ; Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С.Щипачев) ; Чем же мне вас угостить, ребятушки?; Спасибо, моя родная земля, мой отчий дом, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу своем. (А.Твардовский) ; Эх ты, молодость, буйная молодость, удалая сорвиголова! (С.Есенин) ; – Ну, как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? – начал он. (М.Исаковский) ; –Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В.Соколов)

Учитель . Какими частями речи выражаются обращения?

Ученик . Обращения обычно выражаются именами существительными в форме именительного падежа. В качестве обращений могут выступать имена прилагательные, причастия, числительные. Это субстантивированные слова.

Учитель . Даны предложения. Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)
2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)
3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)
4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край? (С.Есенин)
5) Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)
6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач. (Пословица)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Прочитайте предложения: – Эй, там, в столовой! – донеслось с пристани. – Закругляйтесь. (В.Песков) ; Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! (П.Вяземский) Чем являются предложно-падежные формы в столовой и в белом сарафане из серебряной парчи ?

Ученик . Это обращения.

Учитель . Как эти формы называют лицо?

Ученик . По ситуативному признаку.

Учитель . Анализируем следующие предложения: – Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... (М.Горький) ; Гомон стоял оглушительный. – Тише, вы! – крикнула Феня. (С.Антонов) ; – Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский)

Ученик . В данных предложениях обращения выражены местоимениями 2-го лица и имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.

Учитель . Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т.д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы; географические наименования и т.д. Подтвердите сказанное примерами. (Учащиеся приводят примеры, записывают их и объясняют знаки препинания.)
В роли обращений довольно часто выступают слова: брат, матушка, батюшка, братец и т.п. Сохраняют ли при этом данные слова свое основное лексическое значение? Или происходит его частичная утрата? Запишите следующие примеры: – Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил. (А.Пушкин) ; – Этого, брат, упускать нельзя, – бубнил дядя Коля скучным голосом, не глядя на племянника. (К.Федин)

Ученик . Слова-обращения брат, матушка, батюшка и т.п. имеют оттенок дружеского или фамильярного отношения, частично утрачивая при этом свое основное лексическое значение.

Учитель . О чем говорит пример: Братья писатели! В нашей судьбе что-то лежит роковое. (Н.Некрасов) ?
Как вы понимаете: обращение может быть распространенным и нераспространенным?

Ученик . Если при главном слове есть согласованное или несогласованное определение, приложение и т.д., то это обращение распространенное, а если нет, то нераспространенное.

Учитель . Сравните на этот счет следующие примеры: Люблю вас, липы областные, и вас люблю, дубы районные. (А.Вознесенский) ; Ты не пой, косарь, про широку степь! (А.Кольцов)

Ученик . В первом предложении два обращения: липы областные и дубы районные , оба они распространенные, во втором предложении обращение косарь , оно нераспространенное.

Учитель . Чем интересно предложение: Цвети, любимая Белгородчина, где так чтят традиции предков?

Ученик . При главном слове – обращении Белгородчина есть не только согласованное определение любимая , но и придаточное определительное предложение: где так чтят традиции предков .

Учитель . Итак, какова же основная функция обращения?

Ученик . Привлечь внимание, побудить собеседника слушать речь говорящего.

Учитель . Верно. А.М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении» отмечает, что часто обращение является «эстетическим или риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора». Как вы понимаете эти слова?

Ученик . Обращение может быть сильным выразительным средством языка.

Учитель . Хорошо! Обратимся к строкам А.Твардовского: Мать-земля моя родная, сторона моя лесная. Приднепровский отчий край, здравствуй, сына привечай. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса, здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, здравствуй, речка Лучеса.
Какой мощной выразительностью обладают обращения! Обращение является фигурой поэтического синтаксиса. Нередко авторы обращаются к неодушевленным предметам, к отсутствующим или предполагаемым лицам, что придает речи выразительность. Достижению экспрессии, эмоциональности в поэтических произведениях способствуют обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы, обращения-иронии, обращения-повторения, риторические обращения, обращения-присловья, обращения фольклорные, обращения архаические. Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, определите виды обращений как фигур поэтического синтаксиса.

– Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал. (М.Горький) (Обращение-метафора – кладбище законов .)
– Куда лезешь, борода! Говорят тебе, никого не велено пускать. (Н.Гоголь) (Обращение-метонимия – борода .)
А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов... Таитесь вы под сению закона. (М.Лермонтов) (Обращение-перифраза – надменные потомки известной подлостью прославленных отцов .)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) (Обращение-ирония – умная голова .)
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин) (Обращение-повторение – о поле, поле .)
Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка! (А.Кольцов) (Обращения риторические – непогодушка и Волга-матушка .)
– Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники. (Н.Гоголь) (Обращения-присловья – батюшки, сватушки. )
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов) (Обращение фольклорное – сыр-дремучий бор .)
– Двор мне, княже, твой не диво. (А.К. Толстой) (Обращение архаическое – княже .)
Осень моя, осень! Думка золотая! (В.Инбер) (Обращение-метонимия – думка золотая .)
Люблю тебя, Петра творенье... (А.Пушкин) (Обращение-перифраза – Петра творенье .)
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню. (И.Грудев) (Обращение-метафора – с глазами синими .)
Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом! (С.Есенин) (Обращение-повторение – Друзья! Друзья! )
Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые; запылись ты, путь-дороженька; дай мне вестку, моя пташечка! (А.Кольцов) (Обращения фольклорные – леса темные, реки быстрые, путь-дороженька, моя пташечка. )
– А побойся ты Бога, человече! – закричал ему Дыма. (В.Короленко) (Обращение архаическое – человече .)

Заметьте, ребята, архаические обращения служат целям стилизации, речевой характеристики персонажей.
Как вы думаете, благодаря чему достигается экспрессия в следующих предложениях?
Здравствуй, здравствуй, любушка, любушка-голубушка! Здравствуй, зоренька-заря, свет, блеснувший за моря, здравствуй, небывалая, здравствуй, губы алые! (А.Прокофьев)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М.Исаковский)

Ученик . Экспрессию речи в данных предложениях придает употребление нескольких обращений к одному лицу.

Учитель . Как известно, обращения – неотъемлемая черта разговорной речи. Если так, то в какие предложения по цели высказывания обращения вводятся особенно часто?

Ученик . Обращения особенно часто вводятся в побудительные и вопросительные предложения, эти предложения по самой своей сути требуют обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос: – Мама, испеки, пожалуйста, пирог! – Надя, ты сходишь за хлебом? – Хорошо, мама, схожу. – Петя, у тебя сегодня сколько уроков? Вполне понятно, что обращение в этой своей прямой, основной функции широко представлено в языке художественной литературы в диалогах персонажей.

Учитель . Хорошо, верно! Ребята, при подготовке к сегодняшнему уроку вам было дано задание понаблюдать за разговорной речью окружающих. Не заметили ли вы какие-то особые формы обращений? Что это за формы?

Ученик . Да, в разговорной речи существуют особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, например: мам, Петь, Вань, Валь . Эти обращения передают близость отношений между говорящими. Для разговорной, непринужденной речи характерны обращения, образованные повторением одного и того же слова, причем второе слово присоединяется к первому с помощью частицы а : мама, а мам; Оля, а Оля .

Учитель . В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, обычны обращения к неодушевленным предметам. С какой целью это делается?

Ученик . Такие обращения, часто весьма распространенные, – особый поэтический прием. Это – один из способов олицетворения.

Учитель . Запишите под диктовку предложения и расставьте знаки препинания.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С.Есенин)
Звезды милой Родины, звезды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые. (М.Матусовский)
Прощай, лето, прощайте, раки, рыба, остроносые челноки, прощай, лень, прощай, голубенький костюмчик. (А.Чехов)
О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.Пушкин)
Теперь прощай, столица, прощай, весна моя. Уже по мне томится карельская земля. (А.Ахматова)
Волга, матушка Волга, вечная, как материя, раздольная, как свобода, неиссякаемая, как время. (М.Чудакова)
Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. (А.Пушкин)

Как вы думаете, может ли грамматическая форма обращения оказывать влияние на форму выражения сказуемого? Проанализируйте предложения:

Откуда ты явилось, прелестное дитя?
Откуда ты явился, прелестный мальчик?
Откуда ты явилась, прелестная девочка?

Ученик . Обращения находятся вне грамматической связи (сочинительной и подчинительной) с членами предложения, то есть не являются членами предложения. Данные предложения свидетельствуют о том, что в некоторых случаях грамматическая форма обращения оказывает влияние на форму выражения сказуемого, что создает необычную связь согласования. Форма среднего рода сказуемого при подлежащем ты не может быть объяснена соответствием с реальным полом собеседника, а является следствием своеобразного «согласования» с обращением дитя .

Учитель . Запишите и проанализируйте следующие предложения:

Ленинград, ты был символом мужества и стойкости в годы Великой Отечественной войны. Москва, ты всегда была в наших сердцах в дни опасности.

Ученик . В данных предложениях форма глагола-сказуемого объясняется родом обращения-существительного: Ленинград – м.р. и был – м.р., Москва – ж.р. и была – ж.р.

Учитель . Проведем закрепление изученного. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1) Что такое обращение? Какова роль обращений в речи?
2) Какими частями речи выражаются обращения? Ответ подкрепите примерами.
3) Какие типы интонации характерны для обращений? Приведите примеры.
4) Приведите примеры распространенных и нераспространенных обращений.
5) Докажите на конкретных примерах, что обращение является фигурой поэтического синтаксиса.
6) Расскажите о знаках препинания при обращениях.

Затем учитель вместе с детьми подводит итог урока, выставляет оценки.

Задание на дом . Проведите исследование на тему: «Обращения в русских народных пословицах».

Литература

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1976.


Понятие об обращении.

О б р а щ е н и е - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь.

В примере Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.) обращением является слово Ваня.

Обращение выражается обычно именем существительным в именительном падеже: Ты очень занят, Павел? (Н. О.); реже прилагательным в значении существительного: Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.) Именительный падеж обра­щения отличается от именительного падежа подлежащего сво­ей особой, звательной интонацией: повышением или понижени­ем тона голоса, паузами. Сравните: Коля принесёт мне книгу.- Коля, принеси мне книгу.

Обращение может быть распространено пояснительными сло­вами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду. (Кр.)

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом и либо между ними ставится запятая или восклицательный знак, например: Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Иди­те скорее сюда!

В речи взволнованной обращение может повторяться: Ах, няня , няня , я тоскую (П.), а также сопровождаться междомет­ной частицей о: Но не хочу, о други, умирать. (П.)

Обращение не соединено грамматическими связями ни с од­ним из членов предложения и потому не является его членом.

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка яв­ляется подлежащим, а в другом - обращением: Бабушка гово­рит со мною шёпотом. (М. Г.) Люблю я тебя, бабушка . (М. Г.)

У обращения в нашей речи особая роль, отличная от роли членов предложения: все члены предложения служат для вы­ражения мысли; наиболее же обычная задача обращения - побудить собеседника слушать речь. Вот почему в качестве об­ращения часто употребляются имена, отчества и фамилии:

Неужто, Марья Ивановна , хочешь и ты нас покинуть? (П.)

Обращение может сопровождаться выражением ласки, уп­рёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собесед­нику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка , родной , не выдай, милый ! (Кр.) Соседушка , мой свет , пожалуйста, поку­шай! (Кр.) Иногда обращения бывают развёрнуты в довольно пространные характеристики; в этих случаях обращение по­вторяется или варьируется, при нём может стоять несколько опре­делений, например: Подруга дней моих суровых, голубка дрях­лая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. (П.)

Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является од­ним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я. (П.)

П р и м е ч а н и е. Часто упрёк, сожаление, укор или негодование по адресу какого-нибудь лица мы выражаем тем, что произносим соответствующим тоном название или имя этого лица. В таких случаях получаются предложения, кото­рые называются вокативными. Их не надо смешивать с обращениями.

Н а п р и м е р:

В о й н и ц к и й. Никаких у него [Серебрякова] нет дел. Пишет чепуху, брюз­жит, ревнует, больше ничего.

С о н я (тоном упрёка). Дядя!

(А. П. Ч е х о в, Дядя Ваня.)

Нарицательные имена существительные в роли личных об­ращений.

Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве об­ращений до недавнего времени широко использовались слова това­рищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, обозначающими звание, профессию, должность. Например: Товарищ! Вы зонтик, оставили! Гражданин! Вы выходите на следующей ос­тановке? Гражданин судья, прошу занести это в протокол. Това­рищ водитель, у вас проездные есть?

Гражданин, граждане сохраняются в употреблении (ср. типичные обращения: граждане пассажиры, граждане встречающие и т.п.), хотя и являются обращениями достаточно официальными. Обраще­ния же товарищ, товарищи уступают место возрождённым формам господин, господа: Вы, господин министр... ; Господа депутаты, ва­шему вниманию предлагается доклад... Эти формы обращения, од­нако, нельзя признать нейтральными и употребляемыми повсемест­но: подобно вытесняемому слову товарищ (товарищи), обращения господин, господа более характерны для официальных ситуаций об­щения.

В современном речевом обиходе распространены также обращения молодой человек, девушка, друг, земляк, папаша, мамаша, сынок (последние три слова не по отношению к родственникам), а также сравнительно недавно вошедшие в употребление мужчина! женщина! (Мужчина! Сдачу забыли!). В пределах литературно-нормированной речи находятся только обращения молодой человек и девушка, а ос­тальные имеют явный оттенок просторечности и в общении культурных людей использоваться не должны.

Знаки препинания при обращении.

Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.

1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отде­ляется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы м з н а к о м. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произ­носится с сильным чувством. После обращения в этом случае бывает большая пауза. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы.

П р и м е р ы. Товарищи! Слово для приветствия предоставля­ется Павке Корчагину. (Н. О.) О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.)

2. Когда обращение стоит внутри предложения, оно выде­ляется запятыми с обеих сторон; например: Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (П.)

3. Когда обращение стоит в конце предложения, перед об­ращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

П р и м е р ы. Не оставлю я тебя, птенчик. (Т.) Расскажи свою биографию, Артём! (Н. О.) О чём ты думаешь, Павел? (Н. О.)

4. Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется за­пятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес. (Ч.) Отколе, умная, бредёшь ты. голова? (Кр.)

5. Междометная частица о от обращения знаками препина­ния не отделяется: Как хорошо ты. о море ночное! (Тютч.)

Упражнение 88. Прочитайте, укажите обращения и объясните расста­новку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез­жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

89. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

90. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные по­рывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако­мых гор вершины и вы знакомые леса.

(А. С. П у ш к и н.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко­лени. Армия пролетариев встань стройна.


Навигация

« »

Обращаясь к кому-то, мы называем своего адресата. Вот это слово, каким мы его называем, и именуется в русском языке обращением. Иногда оно выражается несколькими словами, между которыми ставятся знаки препинания или союзы. Также нередко в предложении словосочетание выступает как обращение. Примеры: "Мама, я люблю тебя. Мама и папа , вы самые дорогие для меня люди. Дорогая мама , я люблю тебя".

Какими словами выражается обращение

Выражение эмоций

Чувства радости и печали, ярости и восхищения, ласки и гнева может выражать обращение. Примеры показывают, как эмоция может быть передана не только интонацией, но и при помощи суффиксов, определений, приложений: "Наденька , не покидай нас! Не думай, жалкий фанфаронишка , что напугал меня. Соловушка, мой свет , как сладко ты поешь!"

Вокативные предложения. Распространенные обращения

Обращения могут быть очень похожи на так называемые вокативные предложения. Эти предложения заключают в себе смысловой оттенок. Зато его не имеет обращение. Примеры вокативного предложения и предложения с обращением: "Иван! - проговорила она с отчаянием. / Нам надо поговорить, Иван" .

В первом случае мы имеем дело с вокативным предложением, которое содержит смысловую окраску мольбы, отчаяния, надежды. Во втором случае это просто обращение.

Примеры предложений, в которых этот речевой компонент бывает распространенным, демонстрируют, какими многословными и детальными бывают обращения: "Юная дева, что косы распустила и губы разомкнула для песни о любви , ты будешь сниться мне. Вы , говорившие о славе и свободе, забывшие все обещания свои , не ждите милости".

В разговорной речи распространенные обращения бывают расчленены в предложении: "Куда же, мил , идешь ты, человек ?"

Обращение и стили речи

В литературной и разговорной речи в качестве обращений могут быть использованы "Не мучь меня ты, грусть-тоска ! Куда ведете меня, стежки-дорожки ?"

Для обращений довольно часто характерно использование конструкций с частицей о . Если эта частица употребляется с местоимением, она, как правило, сопровождается определительным придаточным предложением: "О вы , которые недавно с усмешкой отвечали мне , поникли ваши взоры?"

Обращения с частицей а чаще встречаются в разговорной речи: "Маша, а Маша, где наша каша?"

Место обращения в предложении

Обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения: "Андрей , что случилось с тобой вчера? / Что с тобой, Андрей , случилось вчера? / Что с тобой случилось вчера, Андрей ?"

Обращения могут не входить в состав предложений, а употребляться самостоятельно: "Никита Андреевич ! Ну что же вы не идете?"

Знаки препинания при обращении

Обращение, в какой части предложения оно бы ни находилось, всегда обособляется запятыми. Если оно вынесено за пределы конструкции и является самостоятельным, то чаще всего после него ставится знак восклицания. Приведем примеры предложения с обращением, обособленным знаками препинания.

  • Если обращение используется в начале предложения, то после него ставится запятая: "Милая Наталья Николаевна , спойте же нам!"
  • Если обращение располагается внутри предложения, оно обособляется с обеих сторон: "Я узнаю тебя, милый , по походке".
  • Если обращение помещено в конец предложения, то перед ним ставим запятую, а после него тот знак, которого требует интонация - точку, многоточие, восклицательный знак или знак вопроса: "Что вы ели на ужин, дети ?"

А вот примеры, в которых обращение находится за пределами предложения: "Сергей Витальевич ! Срочно в операционную! / Милая Родина ! Как часто я вспоминал тебя на чужбине!"

Если обращение употребляется с частицей о , то знак препинания между ней и обращением не ставится: "О милый сад , я вновь вдыхаю аромат твоих цветов!"

Риторическое обращение

Обычно обращения употребляются в диалогах. В поэтической, они участвуют в стилистической окраске сообщения. Одной из таких стилистически значимых является риторическое обращение. Пример мы видим в известном стихотворении М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта": "Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!" (Это, кстати, и образец распространенного обращения.)

Особенность риторического обращения заключается в том, что оно, как и риторический вопрос, не требует ответа или отклика. Оно просто усиливает выразительный посыл речи.

ОБРАЩЕНИЕ

Понятие об обращении

Слово или сочетание слов, называющее адресата речи , является обращением. Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена; реже - клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте - в начале предложения, в середине, в конце. Даже включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: - Дети, идите в комнаты! - крикнула из столовой Анна Афанасьевна (Купр.); Нехорошо мне, Христя, - не знаю, что делать! (М. Г.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Ес.); Край мой! Любимая Русь и Мордва! Притчею мглы ты, как прежде, жива (Ес.).

Обращение сопровождается особой звательной интонацией . Особенно ярко она выделяет обращение, стоящее вне предложения:Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани (Л.).

Такие обращения легко переходят в особые самостоятельные предложения - вокативные .Например: - Бабушка! - укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся (Купр.). Обращение здесь осложнено функционально; оно не только называет лицо, но передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение и т.д., т.е. передает субъективную модальность. Предложения-обращения особенно богаты интонационными оттенками.

    Звательная интонация обращения, стоящего в начале предложения, несколько ослабленаРусый ветер, какой ты счастливый! (Щип.) .

    Обращение, стоящее внутри предложения, может иметь интонацию вводности (убыстренный темп произношения, понижение голоса) или интонацию восклицательную (особую поэтичность и пафос передает в таком случае добавление частицы о), например:Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега... (Л.); Пускай холодною землею засыпан я, о друг! всегда, везде с тобою душа моя (Л.).

    Обращение, находящееся в конце предложения, может быть слабо выделено интонационно, если оно не имеет специальных смысловых или экспрессивных функций, например:- Как тебя зовут, красавица? - спросил ласково студент (Купр.). Однако общая восклицательная интонация предложения может содействовать подчеркнутому выделению обращения: Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики! (Пан.)

Обращение, кроме основной функции - привлечь внимание собеседника , может иметь ещеоценочную функцию , когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны, такие обращения частовыражаются экспрессивными словами - Но, мама, голубочка вы моя! Вам же седьмой десяток идет (Пан.);- Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр). Такие обращениябогаты интонационными оттенками произношения :Погоди, милый! Запоешь! (Купр.); Да что робил-то, дурья голова? (Купр.); Ах, милый мой, жизнь так прекрасна (Купр.); Шляетесь здесь, лабарданцы! (Купр.).

Способы выражения обращений

Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Остатки его можно встретить еще в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (П.). Такие формысохранились частично в современном русском языке в качестве междометий и междометных выражений :господи, боже, боже мой, батюшки светы мои и некоторые другие.

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи . Например:Что, хлопец, проняло тебя? (Купр.); Мы, товарищи, большие патриоты завода (Пан.); Вам, Настасья Ильинична, в жизни повезло (Пан.); - Здорово, шестая! - послышался густой, спокойный голос полковника (Купр.); Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

В разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений -усеченные , например:Таня, Тань... (М. Г.); Мам, а ты? (Фед.). Для разговорной речи характеренприем повторения обращений с частицей а (усиленный призыв к вниманию):Бабка? А бабка? Ты живая? (Пауст.); - Иван, а Иван, - приставал к нему Листар... (М.-Сиб.).

В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собойтавтологические повторы : путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска.

Для произведений художественных - особенно поэтических и ораторских - характерныраспространенные обращения. Обычно этосуществительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему. Например:- Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь? (Купр.): Прощай, родная пуща, прости, златой родник (Ес.); Кобылица молодая, честь кавказского тавра, что ты мчишься, удалая? (П.); Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (Ес.); Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой, какою вы душу пленяете? (Ес.); Приди, силою моей власти прикованный к полотну, смотри с него на эти фраки... (Гарш.).

Обращение часто выражается местоимением с частицей о . Это обращение обычносопровождается определительными придаточными, например :О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, но бросить в печку не могу (К).

Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится в таком случаесодержанием предложения :Ты, серый от пепла сожженных селений, над жизнью навесивший тень своих крыл, ты, ждавший, что мы поползем на коленях, не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твард.); Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных (Твард).

Распространенные обращения могут быть расчленены . Это свойственно речи разговорной или речи, воспроизводящей разговорную:Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг (Багр.); Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.).

Обращения могут выстраиваться в однородный ряд , например:Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря (Сурк.); Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Исак.).

Однородные обращения могут формально совпадать с сочетанием обращения и приложения при нем, например:Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный... (Л.). Обращением здесь является словоКавказ , оно распространено приложениемсуровый царь земли.

В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы. Такие формы контекстно или ситуативно обусловлены. Они называют адресата речи по единственному, ситуативно выявленному признаку. Например:С высшим образованием, шаг вперед! (Кар.); Эй, на лодке! Освободите левый борт (Б. Пол.); Эй, там, в лодках, не лезь под колеса! (Б. Пол.).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они - характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической. Основная функция таких обращений -наименование адресата речи . В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особыестилистические функции : являются носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны:Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь (Ес.); Сверкни, последняя игла, в снегах! Встань, огнедышащая мгла! Взметни твой снежный прах! (Бл.); Отступи, как отлив, все дневное, пустое волненье, одиночество, стань, словно месяц, над часом моим! (Брюс.); Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! (Ес.); Прости, родной приют. Чем послужил тебе, и тем уж я доволен (Ес.); О мудрость щедрейшего бабьего лета, с отрадой тебя принимаю (Берг.); «Ты прости-прощай, сухота моя!» - проговорил он словами песни (Шол.).