Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать? Учимся играть правильно


Все гитаристы – как начинающие, так и опытные – сталкиваются с трудностями в процессе игры на гитаре. Одни плохо владеют умением игры с помощью медиатора , другие играют неритмично, не выдерживают длительности нот, третьи испытывают задержки при смене аккордов и т.д. Такие проблемы нужно решать как можно скорее, иначе гитарист может просто привыкнуть к неправильной игре, и в дальнейшем ошибки будет трудно исправить.

Итак, что нужно делать, если вы плохо владеете медиатором или имеете плохое чувство ритма? Первое, что нужно запомнить – не пытайтесь играть очень быстрые композиции. Играйте с такой скоростью, с которой вы допускаете минимальное количество ошибок (извлечений фальшивых нот или непопадания по струнам). Не пытайтесь переиграть сами себя. Вы только потратите время впустую. Для достижения лучших результатов играйте под звучание метронома. Механические метрономы довольно дорогие, поэтому, если у вас нет возможности приобрести такой, просто установите на компьютер (или даже на мобильный телефон) программу-метроном . Играйте для начала композиции, состоящие из нот одинаковой длительности (например, из восьмых), потом, когда будете чётко играть под удары метронома, переходите к более сложным композициям – с нотами разных длительностей (даже с шестнадцатыми). Ноты меньшей длительности пока не пытайтесь играть, т.к. вряд ли вы будете чётко соблюдать их длительности.

Играйте сначала медленно, чтобы попадать как можно чётче в ритм, играть синхронно с ударами метронома. Постепенно увеличивайте темп. Когда добьетесь хороших результатов в медленной игре, пытайтесь играть без метронома – музыкант должен развивать собственное чувство ритма, а метроном – это лишь помощник в этом. Создавайте себе ритм либо лёгкими стуками ноги, либо наклонами головы, либо же просто ведите устный счёт. Делайте максимальный упор на развитие чувства ритма, ведь всему остальному научиться намного проще, чем развить ритмичность. Не думайте, что это дело на пару часов. Этим нужно заниматься как можно чаще. Чем больше усилий вы будете прикладывать на развитие чувства ритма, тем лучших результатов добьётесь. Главное – не отчаиваться, если у вас ничего не получается. Настоящие музыканты должны отдать своему инструменту всю жизнь.

Вы не добьётесь хорошего звучания, какой бы дорогой не была гитара. Ведь – это лишь инструмент в руках гитариста. Но если гитарист любит свой инструмент, живёт с ним, не представляет без него своей жизни, то в его руках гитара может «заговорить» или даже «заплакать». Настоящий гитарист-профессионал не обращает внимания на то, какой сложности композиция, его руки сами извлекают нужные ноты, и гитара просто передаёт в мир послания его души. Всё вышесказанное будет казаться для вас пустыми фразами до тех пор, пока вы сами не почувствуете и не поймёте это. Если вы желаете стать хорошим гитаристом, вы должны делиться со своей гитарой всеми радостями и печалями, изливать ей душу. – это единственное существо (да, именно «существо»!), которое в руках настоящего гитариста способно чувствовать и понимать своего хозяина. Поэтому и относитесь к ней с любовью и уважением.

Все гитаристы-новички (и не только) когда-то допускали ошибки при игре на гитаре, при обучении и вообще при подходе к обучению. Давайте посмотрим на распространенные ошибки гитаристов (начинающих). Постарайтесь понять эти ошибки, чтобы в дальнейшем их избежать и учиться правильно.

Мы будем говорить об акустической гитаре, но, в принципе, эти же ошибки допускают и новички при обучении на других видах гитар.

Сначала скажем пару слов о том, как понять, есть ли у Вас вообще ошибки при игре на гитаре или при обучении. Если Вы уже достаточно долго играете и учитесь игре на гитаре, но до сих пор :

  1. У Вас нет прогресса (или совсем немного).
  2. Не получается ставить правильно аккорды (см. " ").
  3. Пальцы не слушаются, не получается их быстро переставлять.
  4. Быстрая утомляемость рук при игре на гитаре.
  5. И прочие подобные причины.

То в этом случае, скорее всего, Вы допускаете как раз те самые распространенные ошибки, о которых мы поговорим. Есть, конечно, и другие причины, например, неправильный подход к обучению, отсутствие учителя или самоучителя. Но это тема отдельной статьи.

  1. Неправильное планирование времени . Многие начинающие гитаристы думают, что чем больше я буду играть и тренироваться, тем лучше. Но это не совсем правильно. Если у Вас нет свободного времени, кроме выходных, и Вы берете гитару только 1 раз в неделю и играете несколько часов - то это не правильно. Лучше выделите хотя бы 10-20 минут каждый день на практику, чем 1 раз в неделю - и сразу несколько часов. Короче, лучше играйте мало времени, но часто.
  2. . Не нужно при обучении сразу начинать играть слишком быстро, как это делают Ваши кумиры.

    Это не только бесполезно на ранних этапах, но еще и вредно. При обучении лучше играть под метроном, причем под медленный и удобный темп. А скорость будет развиваться уже в процессе обучения. Начинайте с малого - и переходите к более сложному, по-другому никак. Нельзя сразу научиться играть супер-быстро.

  3. Не пытайтесь сразу освоить все техники и способы игры . Это то же самое, что и во втором пункте. Переходите всегда от простого к сложному. Причем, пока хорошенько не закрепите старый материал - лучше новый не берите.
  4. Играйте не только те вещи, которые знаете . Это самая распространенная ошибка новичков. Они выучат несколько песен у костра - и играют только их, потому как больше ничего не умеют. Это неправильно, если Вы, конечно, хотите нормально научиться играть, а не просто планируете иногда играть по-пьяни в лесу. Вы должны постоянно изучать что-то новое, постоянно! Пусть это будет что-то небольшое - новый , новый или , какой-то новый прием игры.
  5. Под гитару не обязательно петь . Многие новички пытаются петь сразу под гитару. Это, конечно, хорошо, если Вам это в принципе нужно. Но многим это просто не нужно, и они просто хотят научиться играть только на гитаре. В этом случае не надо себя насиловать и петь, можно просто играть.
  6. Не пытайтесь сразу сыграть любимую песню . Если Вы, только взявшись первый раз за инструмент, будете пытаться сразу сыграть любимую песню (даже по видео), то у Вас не только ничего не выйдет, но и Вы в дальнейшем разочаруетесь и больше никогда не возьмете гитару в руки. Понятно, если Вам в принципе нужно сыграть только одну песню и больше Вам гитара не нужна - тогда можно попытаться разучить ее. И то, посмотрите хотя бы, как они берутся, посмотрите что такое и . В крайнем случае, попросите друга, который умеет играть, показать Вам, как играется песня. Но самому у Вас не получится сыграть сразу песню, без подготовки, без каких-либо знаний.
  7. Неправильная посадка и постановка рук . Обычно новичок не знает, как правильно сидеть и держать руки, из-за этого ему не удобно играть, поэтому он думает, что процесс игры на гитаре - в принципе неудобное занятие, и быстро разочаровывается.

  8. Учите ноты на гитаре . Еще одна ошибка гитариста-новичка заключается в том, что он выучил много аккордов, освоил много техник игры - и на этом остановился. Конечно, это хорошо, но если Вы собираетесь стать настоящим музыкантом, нужно начать учить ноты на гитаре. Посмотрите на эту тему статью " ".
  9. Не играйте на расстроенной гитаре . Часто новички играют на расстроенной или полу-расстроенной гитаре, потому что просто не могут ее настроить нормально. Это очень плохо и вредно, потому что в этому случае у Вас формируется неправильный слух. Что делать? Можно попросить друга, который умеет настраивать гитару. Но, к сожалению, такие знакомые есть не у всех. Нужно учиться настраивать инструмент самостоятельно. Почитайте на эту тему - " ".
  10. . Многие думают, что для игры на гитаре не нужен слух - там ведь все за тебя делают аккорды, гитара сама звучит, главное - знать, где зажать струну. В каком-то смысле, это, может быть, и правильно. Но в этом случае Вы никогда не сможете сами подобрать песню или мелодию.

Заключение

Теперь Вы знаете об основных ошибках гитаристов . Надеюсь, что, зная эти ошибки, Вы не будете их больше совершать.

Кстати, эти ошибки могут совершать не только новички, но и опытные гитаристы. Часто, если они являются самоучками. Они просто могут не знать, что они делают неправильно.

А какие ошибки за собой замечали Вы? Пишите об этом в комментариях! 🙂

В данной статье мы будем рассматривать ошибки и заблуждения людей, которые только недавно начали осваивать гитару.

Заблуждения

Новичку подойдёт абсолютно любая гитара

Следуя этому правилу, вряд ли можно добиться чего-то хорошего. С такого инструмента можно получить лишь чёткое понимание плохого звука. Поэтому далеко на такой гитаре выбраться не получится. Другое дело – новая, хорошая гитара, на которой новичок будет делать свои первые успехи.

Новичку необходимо начать играть на классической гитаре

Действительно, на ней играть немного проще, так как она обладает мягкими, нейлоновыми струнами. Но такая гитара создана специально для классических произведений, которые необходимо играть по нотам. В ней отсутствует живость и звонкость обычной акустики. Безусловно, на такой гитаре играть можно, но только придётся приложить куда большее количество усилий, чтобы заниматься действительно хотелось.

Научиться играть весьма трудно.

Практически всем новичкам в первое время кажется, что обучиться игре на гитаре очень и очень трудно. Но это не совсем так. Те, кому действительно нравится гитара и музыка, сделают всё, чтобы научиться играть. Пробуйте, изучайте гитару, и вы поймёте, что это не так сложно. Более того, у вас появится интерес.

Гитарист обязан знать нотную грамоту

Отчасти это так. Но, на самом деле, нотную грамоту должен знать только профессиональный музыкант. А начинающий гитарист или любитель не должен забивать себе этим голову и натаскивать себя на ноты. В противном случае, будет очень сложно двигаться вперёд.

Электрогитара куда лучше обычной акустики

Это, вероятно, наиболее спорный вопрос. Электрическая гитара позволяет опробовать себя в ряде музыкальных направлений. Но у такой гитары есть масса недостатков, что делает её сложной для новичка. Начинать играть на электрогитаре лучше тогда, когда у вас уже будет музыкальный опыт.

Теперь поговорим об ошибках

Разучивание песни отрывками и клочками

Это одна из самых распространённых ошибок начинающих. Будет намного лучше, если вы потратите время и постараетесь разучить полностью одну песню, чем если вы будете знать несколько песен отрывками.

Отказ от медиатора. Игра только пальцами

Это чистая психология. Пальцы-то наши, а медиатор – посторонний предмет. Но, с другой стороны, медиатор отличается тем, что он даёт чёткое и яркое звучание. Поэтому обязательно надо с ним подружиться и активно его использовать.

Игра на расстроенной гитаре.

Бывает так, что начинающие гитаристы ленятся или попросту забывают подстраивать гитару. Это сильно подпортит вашу обучаемость. Ведь так вы не только снизите свой слух, но и сильно испортите впечатление о вашей игре. Именно потому не нужно пренебрегать проверкой гитары перед игрой.

Петь тише, чем играть

Те, кто уже наловчился играть и петь одновременно, очень часто допускают эту ошибку. Они играют громче, чем поют. Никогда так не делайте! В противном случае, вы, как минимум, будете выглядеть нелепо.

Отсутствие разминки перед игрой

Многим новичкам не нравиться разминать руки перед игрой на гитаре. Это ещё одна их ошибка. Ведь гитара является травмоопасным инструментом, благодаря которому можно получить резкую боль в пальцах. Потому не стоит пренебрегать разминкой!

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.