Образная система произведения война и мир. Образная система романа «Война и мир» Толстого


Образная система «Войны и мира» исчисляется сотнями. На первый взгляд, кажется, что она просто не поддается описанию. Но все же это не так.

Группа исторических образов в романе

Прежде всего в эпопее действует группа , так как в произведении отражены реальные исторические события. Это император Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский, видный российский масон Баздеев. Центром этой группы являются антагонистические выступает не только как историк, но и философ. История творится людьми, ее течение стихийно скалывается из множества поступков, воль, интересов множества людей. Исторические личности же

«суть ярлыки, дающие наименование событию. Велик и истинно историчен тот государственный деятель, которые смог прочувствовать ход истории и подчинить свои действия ему. Такой человек не думает о значении собственной личности, о своей роли, он просто исполняет свой долг.

Таков Кутузов. Не таков Наполеон, самолюбивый, эгоистичный, мелочный в своем стремлении к славе. Девиз Толстого:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,

— полностью определяет принципы построения образов исторических лиц.

Группа образов русского дворянства

Вторую группу персонажей представляет . Эта группа неоднородна, в ней выделяются два взаимопротивоположных лагеря:

  • высший свет — петербург
  • московское и поместное дворянство.

Высший свет эгоистичен, лжив, пронизан стремлением к собственной выгоде, отрезан от народа и нации. В центре петербургского общества семья Курагиных — князь Василий, его дети — Ипполит, Анатоль, Элен. Толстой подчеркивает физическую красоту и душевную ущербность каждого члена этой семьи.

«Там, где вы, там ложь,»

— говорит Пьер Элен.

Символично, что Элен умирает от неожиданной болезни, Анатоль теряет ногу после Бородинского сражения. Так писатель как бы играет роль судьи над своими героями. Такова и семья Друбецких — матери и сына Бориса. Борис в стремлении к богатству готов на все, он практически продает себя, женившись на Жюли Карагиной. Чем стремительнее карьера Бориса, тем дальше он оказывается от семьи Ростовых, к которой он был близок в детстве.

Московское и поместное дворянство, представленное как центральными героями романа, так и второстепенными, характеризует:

  • высокое чувство ,
  • близость к народу,
  • умение подчинить собственные интересы интересам родины, высокое чувство красоты.

Таковы Ахросимова, дядюшка Ростовых, та московская барыня, которая покинула Москву со всею челядью, сознавая, что она не слуга Бонапарту. Эти персонажи появляются в романе только один раз, но именно они создают обобщенный образ лучших российских дворян.

Группа семей в романе «Война и мир»

В центре этой группы семьи Ростовых и Болконских, семьи Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николай и Марья).

Высокие нравственные качества, истинный патриотизм, идея служения отечеству, а не отдельным лицам, высокие требования к себе — вот, что отличает эти семьи.

Группа основных героев

Любимые герои Толстого, находятся в постоянной поиске истины, правды. Они совершают ошибки, теряют веру в жизнь, но каждый из них находит в себе силы искать истину дальше. Особую роль в романе в судьбе Пьера и Андрея играет . Эта героиня в высшей степени наделена умением любить.

«Сущность ее жизни — любовь»,

— говорит Толстой.

В любой обстановке Ростова естественна, она прекрасна духовно, и эту ее духовность сознают все герои, кроме, пожалуй, Анатоля Курагина. Дворяне, лучшие представители этого сословия, по Толстому, всегда близки к народу, который во многом и является мерилом истины.

Так, для каждого из героев встреча с человеком из народа является в какой-то мере откровением. Впервые князь Андрей начинает задумываться о лживости своего стремления к славе, когда видит подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении. Знание и понимание сущности жизни дает Пьеру общение с Платоном Каратаевым в плену.

Группа народных образов «Войны и мира»

Итак, еще одна группа образной системы романа — народ.

  • и офицеры Тушин и Тимохин, которые составляют одно целое со своими солдатами, незаметные герои русских сражений,
  • и купец Ферапонтов, открывающий амбары при отступлении из Смоленска,
  • и солдаты батареи Раевского, с которыми судьба сводит Пьера в Бородинском сражении,
  • и ополченцы, которые перед сражением надели чистые рубахи, как перед смертью,
  • это и солдаты роты Тимохина, отказавшиеся пить водку перед Бородином («не такой день»),
  • и девочка Малаша, невольная свидетельница совета в Филях, называющая Кутузова дедушкой и интуитивно чувствующая настроение и позиции присутствующих и многие, многие другие.

Патриархальность жизни истинного русского дворянства состояла в чувстве единения и господ, и слуг, что и показывает Толстой.

Среди народных образов Толстой выделяет два, которые воплощают в себе русские народные типы — Тихона Щербатова и Платона Каратаева.

  • Тихон как самый нужный человек в отряде Денисова воплощает в себе силу, деятельный характер русского народа.
  • Платон Каратаев — тип философа, который принимает эту жизнь во всех ее проявления, соотносит себя с Именно его мудрость помогает Пьеру пережить тяготы плена.

Грандиозность замысла Толстого нашла свое выражение и в глобальной системе образов, которая помогает читателю понять и почувствовать жизнь людей далекой от нас эпохи.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Специфика системы образов романа «Война и мир» определяется прежде всего единым центром («мысль народ-ная»), по отношению к которому характеризуются все герои романа. В группу персонажей, которые входят в общенародный «мир» (в на-цию) или в процессе жизненных исканий находит путь соединения с ним, входят «любимые» автором герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Они относятся к типу романных героев, в отличие от эпических, к которым среди персонажей «мира» принадлежит Кутузов. Эпические образы обла-дают такими качествами, как статичность, монументальность, по-скольку воплощают неизменные качества.

Так в образе Кутузова представлены лучшие качества русского на-ционального характера. Эти качества можно обнаружить и в роман-ных героях, но они обладают изменчивостью, постоянно находятся в процессе поисков истины и своего места в жизни и пройдя через путь ошибок и заблуждений, приходят к решению своих проблем через единение со всей нацией — «миром». Таких героев еще называют «ге-роями пути», они интересны и важны для автора, поскольку вопло-щают идею необходимости духовного развития, поиска пути самосо-вершенствования для каждого человека. В противоположность им среди романных персонажей выделяются «герои вне пути», остано-вившиеся в своем внутреннем развитии и воплощающие авторскую мысль: «спокойствие — душевная подлость» (Анатоль и Элен Кураги-ны, Анна Павловна Шерер, Вера, Берг, Жюли и другие). Все они вхо-дят в группу персонажей, которые находятся вне нации, отделены от общенационального «мира» и вызывают крайнее неприятие автора.

При этом критерием определения места персонажа в системе об-разов по отношению к «мысли народной» является его поведение во время Отечественной войны 1812 года. Вот почему среди «героев пути» оказывается и такой персонаж, как Борис Друбецкой, кото-рый проходит свой путь исканий, но, озабоченный эгоистическими интересами, он меняется не к лучшему, а духовно деградирует. Ес-ли вначале он овеян поэзией чисто русской семьи Ростовых, то за-тем в своем стремлении сделать во что бы то ни стало карьеру и вы-годно жениться он сближается с семьей Курагиных — входит в круг Элен, а потом, отказавшись от любви к Наташе, ради денег и поло-жения в обществе женится на Жюли. Окончательная оценка этого персонажа дается во время Бородинского сражения, когда Друбец-кой в момент наивысшего единения всей нации озабочен лишь своими эгоистическими корыстными интересами, рассчитывая, ка-кой исход сражения ему выгоднее с точки зрения карьеры.

С другой стороны, среди «героев вне пути» оказывается Николай Ростов, кровно связанный с самой любимой автором семьей, вопло-тившей в себе лучшие черты национального характера. Безуслов-но, это относится и к Николаю Ростову, но этот образ интересен пи-сателю с другой точки зрения. В отличие от исключительных, неординарных натур, подобных князю Андрею и Пьеру, Николай Ростов — типичный средний человек. В нем воплотилось то, что присуще большей части дворянской молодежи. Толстой убедитель-но показывает, что главная опасность, таящаяся в таком характере, это отсутствие самостоятельности, независимости мнений и поступ-ков. Недаром Николай так комфортно чувствует себя в условиях армейской жизни, не случайно у него всегда есть кумиры, которым он во всем подражает: сначала Денисов, потом Долохов. Человек, подобный Николаю Ростову, может проявить прекрасные черты своей натуры — доброту, честность, храбрость, истинный патрио-тизм, искреннюю любовь к близким, но может, как это следует из разговора между Николаем и Пьером в эпилоге, оказаться послуш-ной игрушкой в руках тех, кому он подчиняется.

В художественном полотне «Войны и мира» протягиваются нити «сцеплений» между разными группами персонажей. Единение всех слоев общества перед лицом опасности, грозящей отечеству, всей нации, показано через образные параллели, связывающие пред-ставителей различных групп дворянства и народа: Пьер Безухов — Платон Каратаев, княжна Марья — «божьи люди», старый князь Болконский — Тихон, Николай Ростов — Лаврушка, Кутузов — Малаша и другие. Но яснее всего «сцепления» проявляются в свое-образных образных параллелях, Соотносимых с противопоставле-нием двух основных контрастных человеческих типов. Удачное на-звание придумал для них критик Н.Н. Страхов — «хищный» и «смирный» типы людей. В наиболее полном, законченном, «мону-ментальном» виде это противопоставление представлено в образах эпических героев произведения — Кутузове и Наполеоне. Отрицая культ Наполеона, изображая его как «хищный тип», Толстой созна-тельно снижает его образ и противопоставляет образу Кутузова — истинно народного вождя, воплощающего дух нации, простоту и ес-тественность народа, его гуманистическую основу («смирный тип»). Но не только в монументально-эпических образах Наполеона и Ку-тузова, но и в отдельных человеческих судьбах других — романных - героев как бы преломляются представления о «хищном» и «смирном» типе, что создает единство образной системы — роман-ной и реализующей жанровые признаки эпопеи. При этом герои варьируются, дублируя друг друга и как бы перетекая друг в друга. Так, например, уменьшенным вариантом Наполеона в «романной» части оказывается Долохов, человек, который и в мирное время су-мел привнести войну, агрессию. Черты Наполеона можно найти и в других персонажах, таких, как Анатоль Курагин, Берг и даже Элен. С другой стороны, Петя Ростов, подобно Кутузову, на войне умудряется сохранить домашний мирный уклад (например, в сце-не, когда он предлагает партизанам изюм). Подобные параллели можно продолжить. Можно сказать, что к образам Наполеона и Ку-тузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные тем самым на людей «войны» и людей «мира». Так оказывается, что «Война и мир» — это изображение двух универсальных состояний человеческого бытия, жизни общества. Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вно-сит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузо-ва, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историче-скую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Кутузов у Толстого олицетво-ряет начало народное, народ же представляет собой духовную це-лостность, опоэтизированную автором «Войны и мира». Эта целост-ность возникает только на основе культурных традиций и преданий. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполео-новская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на смерть.

Но, безусловно, проявление «хищного» типа в большей мере от-носится к тем героям, которые стоят вне нации. Они воплощают вненациональную среду, вносящую в общенародный «мир» атмо-сферу вражды и ненависти, лжи и фальши. С этого и начинается роман. Салон Анны Павловны Шерер похож на прядильную мас-терскую с ее упорядоченным, механическим раз и навсегда заве-денным ритмом. Здесь все подчинено логике благопристойности и приличий, но нет места естественному человеческому чувству. Вот почему Элен, принадлежащая к этому обществу, несмотря на ее внешнюю красоту, признается автором эталоном ложной красоты.

Ведь внутренняя сущность Элен безобразна: она эгоистична, коры-стна, безнравственна и жестока, то есть целиком отвечает тому ти-пу, который определен как «хищный».

Чужеродными с самого начала выглядят в этой среде любимые герои Толстого — князь Андрей и Пьер. Оба не могут вписаться в этот внешне упорядоченный мир, где все исполняют свои роли. Пьер слишком естествен, а потому непредсказуем, а свободный и независимый Андрей Болконский, презирающий этот мир, никому не позволит сделать себя игрушкой в руках других людей. Но, как это не парадоксально, основное качество этого мира, которое связы-вается в романе с образом Наполеона и может быть названо «напо-леонизм», присуще поначалу и Пьеру и князю Андрею. Как и для многих других современников этих героев, отраженных в литерату-ре, например в образе Онегина, Наполеон — их кумир. Но их жиз-ненный путь иной, чем у героев, связанных с салонной жизнью высшей аристократии и близких им по духу. Если путь Бориса Друбецкого — это приобщение к миру «наполеонизма», то путь лю-бимых героев Толстого — избавление от него. Таким образом, рас-сматривая историю любимых героев, показывая их «диалектику души», Толстой ведет речь о необходимости и путях борьбы с «напо-леонизмом» в душах людей, о пути избавления от эгоистических устремлений и соединения с интересами всего народа, всей нации. А это, безусловно, проблема, выходящая далеко за пределы изо-бражаемой эпохи и прямо связанная с животрепещущими вопроса-ми того времени, когда создавался роман.

В исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова, несмотря на значительную разницу в их характерах, много общего, хотя их пути исканий имеют и ряд существенных отличий. Переворот в душе князя Андрея впервые происходит на поле Аустерлица, где он ищет славы, подобной наполеоновской, и как будто совершает настоящий подвиг. Но Толстой развенчивает его, показывая ложность идеалов князя Ан-дрея в сравнении с «высоким бесконечным небом», то есть с тем, что неизмеримо выше любых эгоистических устремлений человека. «Вы-сокое небо» высвечивает и истинную сущность бывшего кумира князя Андрея — Наполеона. Но попытка замкнуть себя в ограниченном се-мейном мире после возвращения из плена, рождения сына и смерти жены, не может удовлетворить высокие жизненные запросы Андрея Болконского. Пьер, одушевленный в то время масонскими идеями, выводит князя Андрея из состояния апатии и возвращает его к мысли о необходимости вести активную жизнь, направленную на благо дру-гих людей. И вновь этот душевный переворот соотносится с природ-ным явлением — старым дубом, который князь Андрей видит по пути в имение Ростовых Отрадное и который оказывается способным от-кликнуться на общее весеннее возрождение, позеленеть и помолодеть. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», — решает для себя Ан-дрей Болконский и с энтузиазмом принимается за работу в комиссии Сперанского, подготавливающей проект, связанный с проведением в России либеральных реформ. Но этот идеал тоже оказывается лож-ным, и вновь открыть его несостоятельность помогает князю Андрею столкновение с «живой жизнью» — теперь воплощенной в юной На-таше Ростовой. Любовь к Наташе освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и его реформ. Через Наташу Андрей Болконский приближается к жизни земной, и кажет-ся, он почти достигает счастья, представляющегося ему теперь в се-мейной жизни. Но для этого князь Андрей не создан, более того: он оказывается не способен понять свою избранницу и соглашается на невыполнимое для нее условие. Своей отсрочкой свадьбы на год, не-умением ловить живую жизнь в ее прекрасных мгновениях он, по су-ти, провоцирует катастрофу, а присущая всем Болконским гордость не позволяет ему простить Наташе ошибку. Лишь в огне народной вой-ны, найдя свое место на полях ее сражений, среди простых русских солдат и офицеров, князь Андрей в корне меняет свои представления и, наконец, оказывается способным понять законность существования «других, совершенно чуждых ему» человеческих интересов. После ра-нения он не только оказывается способен понять и простить Наташу, но даже к раненому Анатолю Курагину испытывает чувство глубокого сострадания. Кажется, что теперь перед ним и Наташей вновь откры-та дорога к счастью, но путь Андрея Болконского обрывает смерть. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом, эта борьба проявляется в двух формах любви: земной — к Наташе, и — ко всем людям; первая — теплая, живая, а вторая — внеземная и несколько холодноватая. Именно эта идеальная любовь и отделяет Андрея окончательно от земли и растворяет в том высоком небе, к которому он всю жизнь стремился.

Путь исканий Пьера имеет иной результат: он обретает истину в единении с народом и в этом находит выход и для себя. Как и Андрей Болконский, Пьер проходит через целый ряд заблуждений, прежде чем ему открывается эта истина. Несчастливая семейная жизнь с Элен приводит его к кризисному состоянию: он, человек по натуре до-брый, способный к пониманию других и состраданию, чуть не оказы-вается убийцей на дуэли с Долоховым. Этот поворотный момент за-ставляет его не только расстаться с Элен, воплощением зла и фальши окружающей его жизни, но и попытаться найти для себя достойный жизненный ориентир, которым на определенное время становится для него масонство. Пьер искренне считает, что масоны озабочены тем, чтобы помогать страждущим, но убедившись в несоответствии их лозунгов реальным делам, он разочаровывается в масонстве. Как и князь Андрей, на пороге войны Пьер чувствует себя абсолютно поте-рянным, он близок к полному отчаянию. Вот почему он так торопится оказаться в гуще событий и спешит на Бородинское поле, где должна произойти решающая битва. Человек невоенный, он не сразу пони-мает военную значимость предстоящего сражения — это объясняет ему князь Андрей, с которым Пьер случайно встречается перед Бо-родинской битвой. Но зато Пьер чувствует, как единый патриотиче-ский порыв охватывает всех — от простых солдат, ополченцев, до высших офицеров, в том числе и Андрея Болконского, и отдается этому единению целиком. Он оказывается на батарее Раевского сво-им среди простых солдат, а после сражения уже не хочет расставать-ся с ними, ест с солдатами из одного котла. Довершают духовное пе-рерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым, в котором его покоряет любовь к миру без малейшей примеси эгоисти-ческого чувства. Общение с Каратаевым дает Пьеру более глубокое, народное, понимание смысла жизни, основанной на любви к людям и Богу. Пьеру открывается тайна народной религиозности, основан-ной не на отречении от мира, а на деятельной любви к нему. Повест-вование в романе строится так, что описание последних дней жизни и смерти князя Андрея перекликается с духовным переломом в Пье-ре, для которого жизненная философия Платона Каратаева надолго становится основой собственного мировоззрения. В Пьере, в отличие от князя Андрея, побеждает любовь к жизни, которая и реализуется в его любви и счастье с Наташей Ростовой.

Наташа — особая героиня романа, его «живая жизнь», по словам автора. Вот почему ей не надо, как князю Андрею и Пьеру, заду-мываться о смысле жизни, постигать его умом — она живет им, знает его своим сердцем, душой. Не случайно Пьер говорит о ней: «Она не удостаивает быть умной», — потому что Наташа выше и сложнее понятий ума и глупости. Мир она познает целостно, как человек искусства. Не случайно писатель наделяет ее удивитель-ным певческим талантом. Но главное в ней — талант жизни, чув-ства, интуиции. Она проста и естественна всегда, в каждый момент своего существования. Но вместе с тем ей открываются тайны чело-веческой души. «Живая жизнь», Наташа «заражает» людей своим оптимизмом, неистощимой энергией, открывает им новый взгляд на мир. Так происходит с Андреем Болконским и Пьером. Свет, ис-точаемый Наташей, оказывается способен даже спасти от смерти — так было с ее матерью, убитой известием о смерти Пети, но воскре-шенной деятельной любовью Наташи. Эта же потребность нести любовь и жизнь проявляется в Наташе и тогда, когда она чувствует свою сопричастность «общей жизни». Именно это чувство, выра-женное в словах молитвы «Миром господу помолимся!», помогает Наташе преодолеть тот тяжкий кризис, в котором она оказывается перед началом войны в результате истории с Анатолем. Материал с сайта

Кажется невозможным, чтобы этот безнравственный, эгоистич-ней, недостойный человек оказался близок Наташе. Но Толстой не раз отмечал, что именно здесь находится важнейший психологиче-ский узел романа. И не только потому, что героиня получает здесь нелегкий, но важный жизненный урок. Главное, что в этом эпизоде вырвалась наружу сила самой жизни — непредсказуемой, ирра-циональной. Именно эта стихийная сила сближает Наташу и Ана-толя. Ведь ему также присуща полная раскованность, не ограни-ченная никакими условными рамками. Но если для Анатоля безграничная свобода — это свобода и от нравственных норм, то для Наташи нравственность — естественная сторона ее натуры, а потому ее глубочайшее раскаяние в случившемся неизбежно. Так в этом эпизоде романа Толстой проводит очень важную для него мысль. Он показывает, что пагубен не только избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, как в князе Андрее, но и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармо-ничное сочетание этих качеств. И показательно, что Пьер, нашед-ший истину в глубинах народного сознания, соединяет свою жизнь с Наташей, воплощающей стихию народной жизни. Она наполняет сущность героини так естественно, что даже не возникает вопроса о том, принадлежит ли эта «графинечка» нации, народу, или нет. Свидетельство тому — сцена охоты и пляски в деревенском доме родственника Ростовых: «Где, как, когда всосала в себя из того рус-ского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитан-ная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы? … Но дух и приемы эти были те самые, не подражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». И такое же понимание глу-бинных основ жизни Наташа сохраняет, став замужней дамой, ма-терью семейства, женой Пьера.

В эпилоге, где представлены семейные союзы, соединившие лю-бимых героев Толстого, мы видим, как снимаются противоположно-сти меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Таковы семьи Марии Болконской и Ни-колая Ростова, Пьера и Наташи. Многим современникам Толстого Наташа в эпилоге показалась опустившейся, утратившей свое оча-рование, связь с живой жизнью. Но это не так: писатель просто де-монстрирует действие выведенного им непреложного «закона теку-чести». Наташа — идеальное воплощение женственности — в зрелом возрасте остается верной сама себе. Все природные богатст-ва ее натуры, вся полнота ее жизнелюбивого существа не исчезают, а как бы «перетекают» в другую форму — в материнство и семью. Как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна.

Таково завершение поисков героев Толстого: они приходят к ис-конным истинам и ценностям — это любовь, семья, дружба. Познать их им помогло единение с народом, в котором эти естественные осно-вы жизни остаются всегда. Но жизнь течет, появляется новое поко-ление — дети толстовских героев — которому вновь предстоит ре-шать те же проблемы. К ним, своим современникам и последующим поколениям, и обращается Толстой, призывая в новых условиях от-крывать для себя пути поисков истины и добра. По словам Достоев-ского, «Война и мир» — это «великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которой не обойдется потомство».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • война и мир разделить персонажей по группам
  • Л.Н. Толстой Война и мир: любовь персонажей
  • какие качества олицетворяет собой андрей болконский война и мир
  • система образов персонажей война и мир
  • война и мир образы персонажей

«Гобсек отверг его, словно перышко, и отворил двери. Какое зрелище явилось перед нами! В комнате властвовал страшный беспорядок. Графиня стояла неподвижно, разлохмаченная, на лице у нее было выражение отчаяния. Застигнутая неожиданно, она растерянно смотрела на нас горящими глазами, а вокруг нее был разбросан всякий хлам, бумаги, одежда умершего, тряпье. Жутко было видеть этот хаос вокруг покойника. Едва лишь граф умер, его жена сломала все ящики в письменном столе, ковер вокруг нее устилали куски порванных писем; сундучок был сломан, портфели разрезаны – везде рыскали ее дерзкие руки. Возможно, сначала ее поиски были напрасными, но теперь ее вид и волнение свидетельствовали, что она, в конце концов, таки нашла тайные бумаги».

IV. Формирование умений и навыков

IV группа характеризует тех героев, которых бы они выделили еще (кроме упомянутых).

Я знаю, дорогая, добрая княжна,- сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было - она не скоро его отпустит…Княжна молчала. Слышно было лишь звуки усилий борьбы за портфель. Видно было, что когда она заговорит, то заговорит неутешительно для Анны Михайловны.

Материалы для работы групп и ожидаемые результаты

III. Актуализация опорных знаний

Цель : помочь ученикам разобраться в сложности системы персонажей романа как носителей определенных идей и полноценных, художественно завершенных образов; развивать навыки характеризовать образы, их сопоставление, определение их роли в произведении, высказывание своих мыслей и их доказывание; воспитывать уважение к общечеловеческим морально-этическим нормам, стремление к самосовершенствованию.

Сего же вы молчите, мой кузен? – вдруг крикнула княжна так громко, что в гостиной услышали и испугались ее голоса.- Чего вы молчите, когда здесь неизвестно кто разрешает себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего? Интриганка! – прошипела она люто и схватилась за портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку».

«Глобальные проблемы мира» - Происходит опустынивание и на территории СНГ – в Приаралье. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Понятие о глобальных проблемах. Какие регионы мира являются лидерами в потреблении топлива? Проблема мира и разоружения. Творческое задание. Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры.

«Система мира» - Портрет Коперника. Стоунхендж- обсерватория бронзового века. Значение труда Коперника трудно переоценить. Система мира по Копернику. Солнце и кометы на старинных изображениях астрономов. Астрономические представления в Индии. Основные сооружения Майя сохранились до наших дней. Представления о мире народов Междуречья.

«Как устроен мир» - Неживая природа ДОЖДЬ ГЛИНА ОБЛАКО ЗОЛОТО. Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Природа. Небо светло-голубое. Виды природы. Что такое природа? Как устроен мир. Живую природу изучает наука – биология. Может ли человек обойтись без природы? Связи в природе. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

«Урок Война и мир» - Переправа французов через Неман (начало войны). Роль пейзажей в описании сражения. "Что такое "Война и мир"? Пьер и масоны. Роман-эпопея «Война и мир» (1863 – 1869). Итог урока. Посетители салона А.П. Шерер. Наполеон. Бородинское сражение. Василий Денисов в партизанском отряде. Оборона Смоленска.

«Как прекрасен этот мир» - А вот осенью все листья с деревьев падают. Вечером мы всегда смотрим на закат. Я тоже так думаю. На открытых местах начал таять снег, потекли ручьи. Наступает весна. Гроза и молния сверкала. Всё стихло, и мы вышли на улицу. Звери, птицы, насекомые летят, прыгают. Небо чистое. Облака стали красные, оранжевые, белые, серые.

«История мира» - Страницы всемирной истории. Какая наука помогла людям узнать о прошлом? Первобытная история. Вторая мировая война (1939-1945). Средние века. Новое время. Древний Египет Древняя Греция Древний Рим. Как люди узнали о жизни людей в Средние века? Благодаря чему люди смогли получить много информации о государствах Древнего мира?

Оксана Вениаминовна СМИРНОВА - учитель русского языка и литературы «Традиционной гимназии» (Москва).

Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Перед вами два урока на одну тему, присланные нам из Москвы и Ижевска. Они поступили на конкурс «Первый урок». Первый урок - самый важный, в нём задается вся логика движения внутрь произведения. Особенно это важно, если произведение объёмное. Или даже очень объёмное - такое, как «Война и мир».

Словесники Наталья Ванюшева (наш давний автор) и Оксана Смирнова (наш дебютант) справляются со своей задачей виртуозно. Лучший показатель успешности присланного материала: когда читаешь, хочется немедленно провести урок самому, в своём классе. Я испытал это чувство дважды, при чтении каждой разработки (и теперь, кстати, не знаю, как же мне в этом году начать «Войну и мир» - по-ижевски? По-московски? Или придумать что-то третье?). Думаю, что и читателей этого номера по-настоящему захватит ход мысли, предложенный для первого урока по великому роману такими разными и при этом такими близкими друг другу (и нам!) авторами.

Напоминаем, что подведение итогов конкурса произойдёт в конце учебного года. Однако отдельные материалы будут появляться на страницах газеты и ранее этого срока.

С.В.

Место урока в теме * . Урок открывает изучение романа-эпопеи «Война и мир»; он первый после очерка жизни и творчества Л.Н. Толстого. На предыдущем уроке было рассказано, как формировался замысел романа и каким образом произведение связано с эпохой великих реформ (60-е годы ХIХ века).

Примечание редакции

* Наши читатели знают, что обычно мы не печатаем формально-парадную часть конспекта урока - цели, задачи, оборудование… Как правило, она состоит из набора унылых штампов. Сегодня делаем исключение: О.Смирнова показывает, как можно, оставаясь в рамках жанра, тем не менее говорить понятными человеческими словами.

Цели урока . 1. Ввести учащихся в круг этических проблем, затронутых Л.Н. Толстым в романе. 2. Показать, что проблемы, поднятые в романе, близки любому человеку, в том числе и современному школьнику. 3. Снять психологический барьер, возникающий у многих учащихся в начале работы с большим и сложным классическим текстом; вызвать интерес к дальнейшему изучению произведения.

Задачи урока . 1. Ввести понятие “роман-эпопея”. 2. Выявить и осмыслить основной композиционный принцип, на котором строится «Война и мир» (антитеза). 3. Определить критерии, по которым Л.Н. Толстой даёт нравственную оценку своим героям. 4. Составить общее представление о системе образов романа как о чёткой структуре, связанной с проблематикой романа. 5. Создать атмосферу свободного обмена мнениями по жизненным проблемам, поднятым Л.Н. Толстым в романе.

Ход урока

Своеобразие жанра

Слово учителя. «Война и мир» - роман необычный. Ничего похожего по замыслу в русской литературе до него не появлялось. Попробуем определить, в чём же его отличие от других романов, уже знакомых русской публике к 60-м годам ХIХ века. Возьмём для сравнения роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На доске и в тетрадях составляется таблица-сопоставление .

Если первые две строки говорят в основном о количественных различиях, то последняя - о качественном отличии эпоса от романа: герой эпоса - народ, герой романа - индивидуальная личность (Бахтин М. Эпос и роман). Обратим внимание на этот пункт. «Война и мир» не эпос и не роман в чистом виде, это роман-эпопея. Здесь судьбы героев тесно связаны с судьбой всего народа. (Краткая запись в тетради .)

Вопрос на проверку понимания:

- Какие ещё романы-эпопеи вам известны?

Школьники называют «Тихий Дон» М.А. Шолохова, некоторые - «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкиена. Иногда называются и другие тексты: в последние годы жанр стал часто использоваться в фэнтези.

Прежде чем перейти к следующей части урока, вызываем одного ученика, который переносит на доску сделанную дома работу - деление героев на лагери.

Своеобразие «Войны и мира» как романа

Слово учителя. Итак, «Война и мир» сочетает в себе черты эпоса и черты романа. Существует множество разновидностей романа. Какие из них вам известны? Черты каких вы видите в романе Л.Н. Толстого?

В ответах могут прозвучать самые разные определения: рыцарский, детективный, фантастический роман и т.д. Из ответов нужно выделить (или подсказать) следующие жанровые определения:

- исторический роман (обратим внимание: эпическая дистанция - разница между временем дейст­вия и временем написания произведения - для «Войны и мир» пятьдесят лет; школьники часто не осознают, что для Л.Н. Толстого 1812 год - уже историческое прошлое, как для них самих Великая Отечественная война);

- семейный роман (в итоге - история возникновения семьи Безуховых–Ростовых);

- философский роман , переходящий местами в чисто философское сочинение.

Некоторые ученики могут вспомнить классификацию, делящую все романы на два типа: “экстенсивный” (рыцарский, плутовской, бытописательный роман, где эпизоды могут нанизываться на условный сюжет до бесконечности) и “интенсивный” (роман, в центре которого судьба героя, его становление и выбор жизненных ценностей). Эта классификация рассматривалась нами в связи с «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголя.

Обратим внимание на то, что «Война и мир» - несомненно “интенсивный” роман.

- А есть ли в «Войне и мире» какой-то главный герой?

Мнения могут разделиться. Чаще всего главным героем «Войны и мира» называют Пьера Безухова. Он причастен ко всем важнейшим событиям романа, присутствует в нём от начала до конца. Л.Н. Толстой сумел ввести Пьера даже в такие эпизоды, где тот, казалось бы, никак не мог появиться - например, в описание Бородинского сражения.

Система образов романа «Войны и мир»

Слово учителя. Итак, мы будем иметь дело с романом-эпопеей, в котором присутствует огромное количество героев. Мы даже затруднялись выделить среди них главного. Однако, читая роман, мы легко ориентируемся в этом множестве лиц. Отчасти это происходит благодаря дару Л.Н. Толстого, который создаёт очень яркие образы даже эпизодических героев. Отчасти - благодаря той ясной, убедительной системе, в которую он выстроил все образы своей эпопеи. Обратимся к домашнему заданию: вы должны были проверить гипотезу о том, что почти все герои «Войны и мира» легко делятся на два лагеря.

Примечание . При объяснении задания учитель избегал “подсказок”. Когда ученики спрашивали, как делить героев (по полу, возрасту, роду занятий, “историчности”), им было предложено не пользоваться заранее выбранным критерием, а довериться интуиции. Расчертить лист тетради на три вертикальных столбца. Выбрав любого из героев (произвольно), вписать его имя в первый столбец; о каждом следующем спросить себя, будет ли он в одном “лагере” с первым. Если “да” - вписать его имя в тот же столбец, если “нет” - во второй; если однозначного ответа нет - в третий.

Таблица , вынесенная учеником на доску, достаточно предсказуема, а если это не так, класс бурно выражает своё несогласие в процессе обсуждения.

Примерный вид таблицы (заголовки появятся в конце работы).

Список “спорных” героев варьируется, но всегда присутствует. Спор о них (обычно очень жаркий) нужно остановить после первого обмена репликами.

Может быть, нам легче будет договориться, если мы, имея перед глазами два “бесспорных” столбца, сумеем понять, по каким критериям сформированы эти “лагери”? Запишите в тетрадях ваш вариант этих критериев. Время ограничено: 2–3 минуты.

Ученики обычно предлагают разные критерии. В процессе обсуждения нужно обратить их внимание на то, что некоторые этические “штампы” к системе Л.Н. Толстого неприменимы. Так, и самые его любимые герои могут быть эгоистами, страстно желать своего личного счастья (и не думать всегда только о других), поступать жестоко и несправедливо по отношению к близким людям (конкретные примеры приведут сами ученики ). Толстой вовсе не пытается изобразить “идеальных” героев - он хочет сделать их как можно более живыми и правдоподобными. Абстрактное деление на “положительных” и “отрицательных” в духе классицизма вообще неприменимо к вершинному реалистическому роману. Из всего, что скажут ученики, необходимо вычленить (или помочь наводящими вопросами) следующие критерии (их нужно кратко записать в тетрадь прямо по ходу обсуждения).

  • Цели . Чего герой хочет добиться в жизни? Важнейшая мысль Толстого: есть цели истинные (семья, любовь, спасение своей страны и т.п.); их достижение приносит человеку чувство удовлетворения и делает его счастливым. Есть цели ложные: карьера, власть, богатство, любовные “победы” и т.п. Их достижение не может насытить душу человека, а потому те, кто за ними гонится, воистину “ненасытны”. (Напомним слова Толстого: тот, кто съест два обеда, возможно, получит удовольствие, но не достигнет своей главной цели: он не насытится, а только испортит себе желудок.)
  • Средства для достижения целей. Второй важнейший критерий. Герои первого “лагеря” хотят быть счастливы, но не “за счёт” других. И если им случается добиться исполнения своих желаний, причинив боль ближним (как старый Болкон­ский - княжне Марье, а князь Андрей - Лизе; возможны другие примеры), они тоже от этого страдают. Герои второго лагеря всех окружающих рассматривают исключительно как средство для достижения соб­ственных (к тому же и ложных) целей. Так, князь Василий пытается получить наследство графа Безухова, а потом ловко женит Пьера на Элен, чтобы это богатство не ушло из рук его семейства. Счастье Пьера его нисколько не интересует, равно как счастье княжны Марьи - её он сватает за Анатоля. Сам Анатоль хочет увезти Наташу буквально как вещь, которая может удовлетворить его минутную прихоть. О том, чем это обернётся для девушки, он не задумывается ни на минуту.
  • Совесть . То страдание, которое испытывают герои первого лагеря, причинив боль или вред другим людям, совершив нечто бесчестное. Герои второго лагеря этого чувства совершенно лишены.
  • Естественность . Любимая мысль Толстого: ложные (постыдные) цели и бессовестные средства их достижения герои второй группы вынуждены скрывать под маской внешнего приличия. Они постоянно играют роль, изображая из себя то, чем на самом деле не являются (умных, добрых, честных людей, истинных патриотов и т.д.). И наоборот: люди по-настоящему добрые, честные, совестливые ведут себя в романе, как правило, естественно: им нечего скрывать и нет нужды притворяться. К тому же и цели, которые они ставят пред собой, по мысли Толстого, естественны для человеческой природы (на вступительных уроках шла речь о влиянии Ж.Ж. Руссо и его педагогической теории на формирование толстовских взглядов).
  • Народность . Способность разделять мировоззрение простого русского народа, чувствовать так же, как простые люди. С точки зрения Толстого, именно простой народ является носителем и хранителем истинных нравственных ценностей (подробнее об этом речь пойдёт на следующих уроках).

Ученики могут назвать ещё несколько важных критериев, не являющихся, однако, универсальными. Например, часто называется (в том числе и в специальной литературе) способность героев к развитию. Действительно, герои второго “лагеря” статичны. Однако статичны и такие совершенные, с точки зрения Толстого, герои, как Кутузов и Платон Каратаев: они показаны в романе уже достигшими вершины, их путь остался “за кадром”. И наоборот: среди героев “спорных” есть как минимум один, кто сильно изменяется по ходу действия - но не в лучшую, а в худшую сторону. Это Борис Друбецкой.

Сформулировав основные критерии, по которым строится система образов романа, обратимся к тем самым “спорным” героям.

Борис Друбецкой попадёт во второй “лагерь”: в романе он на наших глазах выбирает свою цель в жизни (богатство и карьера) и отказывается от всякой надежды на настоящее счастье (вместо Наташи - Жюли Карагина).

Старый Болконский не меняет убеждения на карьеру (живёт в опале) и хочет видеть своих детей счастливыми и достойными людьми. Он бывает жесток и несправедлив, но сам от этого страдает, а перед смертью просит у дочери прощения. Это герой первого “лагеря”.

Лиза Болконская должна бы относиться к первому лагерю почти по всем критериям: она хочет любви и семейного счастья, она никому не делает и не желает зла. И на фоне светского кружка маленькая княгиня выглядит на редкость естественной (и князь Андрей её когда-то полюбил за лучшие её черты, не за одну лишь красоту). Однако Лизу растили для света, а потому её взгляды и понятия искажены (она не понимает, почему князь Андрей хочет сам участвовать в войне и добиваться славы подвигами, когда она прекрасно может через свои связи устроить ему какую угодно карьеру). И естественность её на фоне настоящих, действительно естественных отношений пропадает. Лиза ведёт себя, как заводная кукла, повторяя по пять раз одну и ту же фразу. Оставим её в “спорном” столбце: она принадлежит второму лагерю, но она его жертва.

Спор о Соне на этом уроке лучше не начинать. Учитель обещает, что у всех желающих будет возможность высказаться об этой героине письменно, в сочинении. То же и Долохов . Если не найдётся ученика, который сразу даст исчерпывающую нравственную оценку этому герою, вопрос о нём стоит оставить для самостоятельной творческой работы.

Оценка императора Александра I в романе однозначна, но для учеников она иногда бывает неприемлемой в силу их монархических пристрастий. Иногда кто-нибудь оспаривает и толстовскую оценку Наполеона (реже - Кутузова ). Говоря об этих героях, нужно подчеркнуть, что они такие же персонажи романа, как и вымышленные герои. Ни в коем случае нельзя отождествлять их с реальными историческими лицами. Толстой хочет романом доказать свой взгляд на ход истории и роль отдельных личностей в этом процессе. И он, в пылу полемики с историками своего времени, бывает и несправедлив.

- Подумайте, как соотносится получившаяся система образов с названием романа?

Ученики могут задать вопрос: а в каком смысле употреблено в названии слово “мир”? Ведь это очень многозначное понятие. Даже если вопрос не задан, нужно обратить внимание на то, что в старой орфографии “мир” в заглавии читался как отсутствие войны, однако в тексте романа обыгрывались и другие значения: мир - единство, гармония отношений, некая общность и любовь между людьми (подробнее о них речь пойдёт позже).

Ответ на вопрос не всегда очевиден для школьников. Некоторые с удивлением отмечают, что в обоих лагерях много людей военных и много таких, кто никакого отношения к армии не имеет. Тогда необходимы дополнительные вопросы:

- А все ли военные одинаково относятся к войне? И нет ли у понятия “война” каких-то дополнительных смыслов - как и у слова “мир”?

В первом лагере (“лагере мира”) офицеры воюют так, чтобы по возможности сохранить жизнь солдатам; они - как и автор - предпочли бы не воевать совсем, хотя им не откажешь в храбрости и полководческих талантах. Солдаты не испытывают ненависти к своим противникам, видят в них людей. Где бы ни подвизались “герои мира”, они стремятся создать вокруг себя мир в широком смысле слова - некое гармоничное единство (“Да здравствует весь мир!” - как радостно кричит Николенька Ростов).

Во втором лагере войну ценят как верный способ достичь цели: извлечь из неё выгоду и сделать с её помощью карьеру. Одни ищут простого повышения по службе, другие - как Наполеон - хотят встать над всем миром. Жизнь других людей в их глазах ничего не стоит: другие - только средство, сколько бы их ни было, единицы или сотни тысяч. Точно так же относятся к людям и те герои этого “лагеря”, которые, казалось бы, не имеют отношения к войне: князь Василий и Элен Курагины, к примеру. И точно так же, как Наполеон, Элен сеет вокруг себя раздоры, разрушения, несчастья. Война есть только крайнее выражение определённой жизненной позиции - мы уже поняли, какой.

- Ко всякой ли войне Л.Н. Толстой относится так плохо?

Этот вопрос иногда задают сами ученики. Или просто говорят о противоречии: Толстой называет войну делом, противным совести и человеческой природе, но в его романе война 1812 года оказывается событием спасительным, не давшим злу восторжествовать на свете.

Современные школьники совсем незнакомы с диалектикой, потому вряд ли удастся объяснить им в конце урока суть этого диалектического противоречия. Достаточно понять, что война 1812 года дей­ствительно стала войной против войны. Это наглядно видно даже при беглом сопоставлении двух полководцев: Наполеон воюет ради войны, Кутузов - ради того, чтобы с войной было покончено. В определённом смысле эти герои являются своего рода “предводителями” - каждый своего “лагеря”. А отношение к войне - ещё одним (но тоже не универсальным) критерием, по которому разделены герои романа.

Оговорим специально: раз это критерий не универсальный и даже не основной, мы не сможем употреблять наше рабочее название двух групп в серьёзных сочинениях и ответах (особенно экзаменационных). Такая терминология не является общепринятой, но суть разделения она передаёт достаточно точно. Эти лагери отчётливо противопо­ставлены друг другу - как в названии романа противопоставлены война и мир.

- Как называется резкое противопоставление образов или понятий?

Это антитеза . И мы можем записать, что антитеза - это главный композиционный принцип романа «Война и мир».

4. Домашнее задание. Сравнить два “приёма”, показанных в начале романа: вечер у Анны Павловны Шерер и именины у Ростовых.