Герой нашего времени история души человеческой. История души человеческой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")


План сочинения:

1. О чем повествует книга? (жанр, композиция).

3. В каком порядке должны идти главы?

«Герой нашего времени» стал первым романом, затрагивающим реальные события, которые исследуются с психологической точки зрения. Сам Лермонтов говорил о книге, что изучить душу человека иногда интереснее, чем познать историю целого народа.

Последовательность событий романа

Раскрытием глубин человеческой души и занялся автор на страницах своего произведения. В первую очередь он стремился показать, насколько сложен и характер Печорина, напитанный противоречиями.

Эта цель заставила Лермонтова своеобразно подойти к построению сюжета. В результате в романе сознательно была нарушена хронология событий. книга состоит из 5 повестей, отличающихся друг от друга жанровыми особенностями и сюжетом. Однако Печорин служит связующей нитью для всех глав, в результате чего разрозненные, казалось бы, части объединяются в стройный замысел. Если изучить историю главного героя, то события будут выстраиваться в следующем порядке.

Юный офицер, за неизвестную нам провинность отправленный командованием на Кавказ, отправляется к месту военных действий, на новую службу. По пути следования он попадает в Тамань, где попадает в круговорот событий, рассказанных в одноименной главе. Затем он едет в Пятигорск, о чем мы узнаем в главе «Княжна Мери».

Смертельная схватка, произошедшая с Грушницким, послужила причиной ссылки героя в действующие войска, на войну. Служба в крепости описывается в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин, ставший отставником, будучи проездом в Персию, встречает по пути своего старого сослуживца (глава «Максим Максимыч).

Лермонтов намеренно разбил привычный ход повествования. Сначала идет глава «Бэла», затем — «Максим Максимыч», потом были опубликованы главы «Тамань» и «Княжна Мери», и завершается книга главой «Фаталист».

Изменение в композиции романа для характеристики персонажа

Глава «Бэла» раскрывает образ Печорина через взгляды Максима Максимыча, честнейшего человека, но малообразованного служаки, не сумевшего понять душевные метания героя. В повести «Максим Максимыч» мы сталкиваемся с главным героем вживую, о нем также рассказывает проезжий офицер.

Завершающие три главы были написаны самим Григорием Печориным. Мы то читаем дневниковые записи, то знакомимся с записками, созданные им намного позже после происходящих событий. Интимность личных записей показывает, что герой здесь предстает перед нами абсолютно искренним, полностью откровенным, судящим себя за слабости и пороки честно и очень жестко.

Сравнение героя с другими персонажами

Чтобы наиболее полно рассмотреть душевные качества Григория, автор показывает его в столкновении и отношениях с разными персонажами. Он помещает его в разные миры - то в мир простых, безыскусных людей, близких к природе (горцы, Максим Максимыч, Бэла, ундина с контрабандистом), то в мир высшего света, среди аристократов на кавказском курорте. Единственным героем, который сравнивается с Григорием, а не противопоставляется ему, стал доктор Вернер.

Разные элементы романа как обрамление человеческой души

Картины природы, создаваемые Лермонтовым в романе, служат фоном и проявителем душевных качеств главного героя. Все природные явления направлены на то, чтобы ярче оттенить настроение Печорина, глубже передать его переживания, обрисовать поступки и выпукло выделить пороки и достоинства персонажа. Мы лучше понимаем его, когда вдруг читаем в дневнике описание прекрасного утра, в которое произошла дуэль.

Быт своего героя не интересует Лермонтова, поэтому мы практически не сталкиваемся с подобными деталями. Автор не дает и подробной картины жизни общества, не указывает на политические и экономические особенности страны того времени, как, например, Пушкин в «Евгении Онегине». Однако по своей масштабности изображения души человеческой Лермонтов стал очень близок Пушкину. Недаром и Белинский, и Герцен сравнивали роман с «Евгением Онегиным».

Сочинения по литературе: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать "современного человека", "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Белинский назвал роман "грустной думой о нашем времени". Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению". Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он "хуже убийцы". Он цинично рассуждает о дружбе ("Из двух друзей всегда один раб другого"), о любви ("Женщины любят только тех, кого не знают"), о счастье ("А что такое счастье? Насыщенная гордость"), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, "честным контрабандистам", Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя "нравственным калекой", "палачом" ("я разыгрываю жалкую роль палача", "я играл роль топора в руках судьбы"). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не видит смысла и радости в жизни: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты". Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его "холодное, бессильное отчаяние".

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. "Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает". Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - "ровный путь без цели". Это трагедия "героя своего времени". На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности. Разочарование и скептицизм - тоже черта времени.

Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: "Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости".

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.

Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.

Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

Сочинение так же подойдет к теме «Черты романтизма и реализма в романе». В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей. О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч. Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель. Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

Затем сам странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин — типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя. Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

В «Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

Повесть «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В.Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья — это наболевшие мысли лучших людей того времени.

Его глазами читатель видит «водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

Показывая важность среды и обстоятельств, Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на процессе его формирования, а на итоге его развития. О детстве и юности героя читатель узнает лишь по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека. Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли». Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

Лермонтов еще в предисловии говорит о типичности своего героя. Но автор надеется, что читатели найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека. Печорин открывается Максиму Максимычу, признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

Герой считает, что душа его испорчена светом. Он хорошо узнал пружины общества и «стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Лермонтова выгодно отличается от других своих современников тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия, цели и смысла жизни. Он чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их применить

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве — люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном — отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла». Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

« История души человеческой »

(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Учебно-исследовательская работа

Хорошо зная и глубоко понимая историческую сущность окружающей его действительности, двадцатипятилетний Лермонтов создал образ героя своего времени, в котором обобщил большой жизненный материал, черты целого поколения живущего в эпоху николаевской реакции.

Белинский первый раскрыл типические черты Печорина – «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги».Великий критик объяснил причины раздвоенности Печорина и убежденно заявил, что в этом романе Лермонтов является «решителем важных современных вопросов».

Вслед за первой предварительной рецензией на роман Лермонтова Белинский во второй половине мая 1840 года сделал подробный разбор «Героя нашего времени», который раскрыл широким кругам русских читателей идейное и художественное значение романа Лермонтова в истории русской общественной жизни и в истории русской литературы. Горячо защищая Печорина от проповедников лицемерной казенной морали, Белинский видел в образе Печорина воплощение критического духа своего времени.

Одновременно с Белинским, вскоре после смерти Лермонтова, Гоголь оценил «Героя нашего времени» даже выше, чем его поэзию: «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни – готовился будущий великий живописец русского быта…»

Рекреационно-охранительная критика, напротив, порицала «безнравственность» Печорина. Она осудила его и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максим Максимыча. Однако передовая молодежь, солидаризируясь с Белинским, отлично разобралась в значении образов Печорина и Максим Максимыча, в отношении к ним Лермонтова.

Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Сохранились настолько скудные материалы, что нет возможности детально проследить, как создавалось это самое значительное произведение нашего поэта. Роман был создан в период, когда одной из важнейших задач как в западноевропейской, так и в русской литературе была задача создать героя своего времени, передового молодого человека, рассказать об отношении этого героя к породившему его обществу. Так, от внеисторического, абстрактного героя ранних стихотворений и поэм, выражающего тревоги и порывы юного поэта, Лермонтов переходит к созданию живых, конкретных исторических образов, к созданию «типичных характеров в типичных обстоятельствах» в самом значительном своем творении, в романе «Герой нашего времени».

Психологические портреты в романе

Женские образы

Удивительно то, что Лермонтов смог так точно и полно показать в романе все разнообразие характеров и особенностей, столь непохожих друг на друга людей. Не только мужские, но и женские образы в романе очень реалистичны. Среди женских можно выделить следующие яркие образы: Вера, княжна Мери и Бэла.

Особенно поэтичен в романе образ Бэлы. Многое можно сказать о ней даже по ее внешности. Грация и подвижность Бэлы часто выказываются в танцах: «Схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать…» «Как она пляшет!» - расхваливает ее Азамат. Хороша собой, высокая, стройная, Бэла была привлекательна для многих молодых людей. Но не только изысканной красотой привлекла она внимание Печорина. Гордая и волевая натура, непокорная и сильная – вот чем отличалась Бэла от всех встречавшихся Печорину девушек. Даже когда Печорин похитил ее, она не считает себя пленницей, она не покорилась ему, но полюбила его как свободная княжеская дочь: « А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, - я княжеская дочь». Страстность, смелость и гордость сливаются в ее характере с трогательной женственностью. Горько, страстно и преданно любит Бэла Печорина. История короткой жизни и трагической гибели Бэлы, рассказанная Максим Максимычем, надолго оставляет в нас чувство печали и глубокого сожаления.

Из всех женщин, выведенных в романе, самой сложной, разнообразной и интересной натурой является Вера. Ее душевное богатство и сложность натуры отличают ее от остальных. Вера представляет собой оригинальный тип женщины, которую с полным правом можно назвать мученицей своего чувства. Нельзя, однако, сказать, что она любит слепо, рабски, бессознательно. Нет, она умеет отличить Печорина среди других светских, внешне культурных мужчин; она умеет понять и оценить его тонкую, артистическую натуру, своеобразное обаяние его сильного демонического характера, его разочарование и очарование…Образ Веры не имеет бытовой «освещенности», определенности. Внешность ее передана самыми общими чертами, в безличном «паспортном» ее описании Вернером нельзя уловить ничего отчетливо индивидуализированного, кроме разве чахоточного цвета лица, и самая характерная деталь –

черная родинка на правой щеке, ничего не определяет в личности Веры. От всего ее внешнего облика остаются лишь одна-две черты, отмеченные самим Печориным, но и они не столько показывают Веру, сколько передают психологическое впечатление: «милый голос», «глубокие и спокойные глаза»…В изображении ее внутреннего мира есть только три краски: любовь, ревность, страдание, и, собственно, две последних – только оттенки всепоглощающей первой. Ситуации, в которых она показана, - это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он бывает там. Мы не знаем ничего ни о ее образе жизни, ни об отношениях с людьми(кроме Мери, к которой она ревнует), ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Действительно, кажется, что она существует вне среды, почти вне быта; быт – только легкая декорация для ее встреч с Печориным. Но это все – не недостаток внимания автора, не слабость Лермонтова, но строго оправданная замыслом художественная целесообразность. Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть ожесточенное и жаждущее сердце Печорина, отворачивающегося от женщин « с характером». Лермонтов почти совершенно изгоняет из облика Веры какую-либо определенность светского колорита, и это понятно: светскость и искренность чувства – начала враждебные, взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее ни противоречий, ни сопротивления. Линия отношений Печорина и Веры отведена на второй план романа, пока на очереди стоят большие, мучительные проблемы – о деятельности, о цели, об обществе. Неслышно возникает она рядом с Печориным, когда одиночество, ожесточенность, бессмыслица жизни толкают его жаждущую душу к «душе родной».Однако любовь к Вере не может заполнить целиком и подчинить себе личность Печорина. Она не приведет Печорина и к примирению с людьми и добром: Печорин не ищет в ней возрождения. Роман Печорина и Веры необходим в обрисовке образа «героя нашего времени» потому, что здесь Лермонтов позволяет видеть под обликом холодного эгоиста глубину и силу чувств Печорина.

Немаловажным в романе является образ княжны Мери. Ее образ собирательный, обобщающий впечатления поэта, полученные им в разное время от разных лиц. И если,рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом, то, рисуя Мери, наоборот, Лермонтов чрезвычайно отчетливо рисует ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды… Молодая московская княжна, чья мать, княгиня Лиговская, гордится умом и знаниями своей дочери, « которая читала Байрона по-английски и знает алгебру», привлекает к себе внимание молодых людей того самого «водяного общества». Хорошенькая, юная, утонченная княжна завоевала сердце юнкера Грушницкого, тем самым заинтересовав и Печорина, который весьма цинично отзывается о ее красоте: «У нее бархатные глаза – именно бархатные…нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы гладят…Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего…» Наивна, добра и полна воображения, Мери помогла Грушницкому, когда он не мог поднять стакан, и, узнав его лучше, она склонна воспринимать Грушницкого в романтическом ореоле и идеализирует его. Однако, следует заметить, что, если бы она знала, что Грушницкий не разжалован и не сослан, что никакой дуэльной истории у него не было, - интерес ее к нему и «его толстой солдатской шинели» резко уменьшился бы. Княжну же больше всего заинтересовал Печорин, хоть она и чувствует, что это довольно непростой и темный герой: «Господин, у которого такой неприятный, тяжелый взгляд». А что касательно Печорина, то его встреча с Мери и искание ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождавшегося, еще неосознанного чувства любви к ней. Потому, когда Печорин говорит княжне: « Я не люблю вас», он говорит правду. С Мери связана у Печорина не любовь, а один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в жизни у него так много и которые, в конце концов, так ему прискучили. Мери же была не подготовлена к жизненным испытаниям и глубоко страдала, от игр Печорина. «Княжна, как птичка, билась в сетях, расставленных искусною рукой, - пишет Белинский. – Она допустила обмануть себя, но когда увидела себя обманутой, она, как женщина,

глубоко почувствовала свое оскорбление… Сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие и овевает ее образ блеском поэзии.

Мужские образы

Среди же мужских образов рассмотрим следующие: Максим Максимыч, доктор Вернер, Грушницкий и Печорин.

Первый мужской образ, который появляется в романе – Максим Максимыч. Простой армейский офицер штабс –капитан Максим Максимыч – честнейший и добродушный человек, огрубел и отяжелел, прослужив всю жизнь на передовой кавказской линии. Белинский высоко ценил его образ, увидав в Максим Максимыче тип «старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце. Это тип чисто русский». И, действительно, способность применяться к обычаям народов, среди которых ему случается жить, отчетливо видна в высказываниях Максим Максимыча, весь рассказ которого позволяет Печорину сделать такой общий вывод: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить…»В Максим Максимыче, таким образом, находит свое выражение типичная черта характера и поведения русского человека, его национальная особенность. Это же понимание психологии и обычаев других народов присуще и Печорину. Интересна и внешность Максим Максимыча: его трубочка, его загорелое лицо, его ироническая улыбка, его сочувственное отношение к кабардинцам, его холодное мужество, самый тон его немногословных бесед. В романе мы застаем его уже старым служакой, которому лет пятьдесят. Мы не знаем его прошлого, история его жизни только угадывается по отдельным намекам. Однако Максим Максимычу есть что порассказать, и он, как успел подметить его собеседник, довольно словоохотлив, но о себе, о своей боевой жизни говорит мало и очень скромно. Скромна и сдержанна манера рассказа Максим Максимыча.

Доктор Вернер - единственный персонаж в повести «Княжна Мери», для которого может быть указан определенный и бесспорный прототип. Многие современники Лермонтова утверждают, что «доктор Вернер списан с Николая Васильевича Майера», служившего при штабе генерала А.А. Вельяминова. Н.М. Сатин, А.М. Миклашевский, Н.П. Огарев, Ф.Ф. Торнау, А.Е. Розен, Н.И. Лорер единодушно отмечают высокое портретное мастерство, с которым Лермонтов воспроизвел в «Герое нашего времени» черты и характер Н.В. Майера в образе доктора Вернера.

Скептик и матерьялист, доктор Вернер был человеком весьма необычной наружности: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»Но на что Лермонтов обращает особое внимание так это на глаза, « Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». В одежде у Вернера был отличный вкус, но из цветовой гаммы он выбирал только черный цвет. Его прозвали Мефистофелем, что на самом деле ему очень льстило. Несмотря ни на что, Вернер все-таки пользовался большим успехом у женщин, «бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов». Таким образом, Вернер отличался от других, не только своей внешностью, но и характером, убеждениями…Потому Печорин сразу выделил его среди прочих, и в конце концов они стали приятелями. Можно заметить некоторое сходство Печорина и Вернера, они отлично понимали друг друга: «Доктор! Решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга». По верному определению Дурылина, «юнкер Грушницкий – вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым подле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максим Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». «Контрастирование» Максима Максимыча основано на противоположности его Печорину по возрасту, характеру, социальному положению, образованию, - и эта контрастность прекрасно осознается и Печориным, и Максимом Максимычем, - но не мешает им обоим питать друг к другу чувства уважения и дружественности.

Контрастность между Печориным и Грушницким, на первый взгляд, кажется гораздо менее значительной: Грушницкий всего на пять лет моложе Печорина, он живет, по- видимому, в кругу тех же умственных и моральных интересов, в которых живет Печорин, он ощущает себя человеком того же поколения и той же культурной среды, к которым принадлежит сам Печорин. На деле – контрастность между Грушницким и Печориным, не будучи столь прямой и определенной, как между ним и Максим Максимычем, является более резкой: кажущаяся близость их культурных и социальных позиций есть близость мнимая: между ними вскоре обнаруживается настоящая - психологическая, культурная, социальная пропасть, ставящая их, как явных противников, друг против друга с оружием в руках.

Эта противоположность Печорина и Грушницкого, раскрытая Лермонтовым со всей полнотой психологической и исторической правды, доведена им до такой обобщающей показательности, что дает право в контрасте между Печориным и Грушницким видеть противоположность личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам».

Среди «московских франтов» и модных «блестящих адъютантов», которых герой романа встречает в пятигорском смешанном обществе, Грушницкий выделяется особо. Это прямой антипод Печорина, даже пародия на него. Если Печорин привлекает к себе внимание, нисколько не заботясь об этом, то Грушницкий из всех сил старается «производить эффект». Если Печорин по-настоящему глубоко разочарован в жизни, то Грушницкий играет в разочарование. Он принадлежит к людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать, не понимая и не чувствуя истинно прекрасного в жизни. Такие люди «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».Белинский писал: «Грушницкий – идеальный молодой человек, который щеголяет своею идеальностию, как записные франты щеголяют своим модным платьем, а «львы» - ослиною глупостию…производить эффект – его страсть. Он говорит вычурными фразами». Всеми поступками Грушницкого движет мелочное самолюбие. Белинский подчеркнул, что самолюбие – главная слабость в характере Грушницкого: «Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; самолюбие не допустило его послушаться голоса своей совести и увлечься добрым началом, чтобы признаться в заговоре; самолюбие заставило его выстрелить в безоружного человека: то же самое самолюбие и сосредоточило всю силу его души в такую решительную минуту и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек – апотеоз мелочного самолюбия и слабости характера…»

Психологический портрет Печорина в романе

Главный герой романа, герой, по поводу которого было столько разных мнений, столько критики, герой, который неоднозначен, который трогает сердца и умы, – Печорин. В его дневнике мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему пороки и слабости. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. Печорин – жертва своего времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел

тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».Горестные и трудные признания! Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше

окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви и дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»Какова причина этой раздвоенности? «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию», - признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым.В романе Лермонтова, как и в его стихах и поэмах, много «горечи и злости». Герою романа Печорину присущи разочарование в жизни и пессимизм, который направлен на светское общество. Вдумайтесь в язвительные и очень меткие характеристики, которые дает Печорин представителям аристократического светского общества, съехавшегося в Пятигорск на воды. Всмотритесь в их лица, понаблюдайте за их поведением, прислушайтесь к их разговорам, и вы увидите и поймете, что «водяное общество» - это сборище спесивых и фальшивых господ, богатых и титулованных бездельников, все интересы которых сводятся к сплетням, карточной игре, интригам, погоне за деньгами, наградами и развлечениями. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками», скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха…неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…».

Какими бы разными ни были образы в романе, каждый из них поражает читателя глубиной мысли, у каждого своя жизненная философия. А как было сказано ранее, способность мыслить - первое подтверждение душевного развития человека. Как пример, возьмем главного героя романа Григория Александровича Печорина. Его журнал, в котором он описывает эпизоды своей жизни, является его исповедью, из него мы узнаем многое и о его характере, а значит и о его душе. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…» - рассуждает Печорин. Его мысли глубоко философичны, логичны, интересны, не говоря уже о том, как Печорин их излагает. Каждое слово, каждое предложение несет в себе смысл, нет ничего лишнего, все взаимосвязано между собой. «…Полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка…» - пишет Печорин о душе. Не только его записи, но и поступки, которые он совершает, продуманы до мелочей. Подтверждением тому может является и то, как он украл Бэлу: как он тонко чувствовал и понимал, что повлияет на Азамата, чтобы потом тот согласился украсть сестру; и то, как он добивался любви княжны, играя ее чувствами. Он размышляет: «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».

Эмоции и чувства героев

В романе показана и удивительная гамма чувств, целая буря эмоций и страстей, разнообразных и неповторимых. Любовь молоденькой княжны, такая чистая и светлая: «Или вы меня призираете, или очень любите! Может быть вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить…Это было бы так подло, так низко, что одно предположение…О нет! не правда ли, - прибавила она голосом нежной доверенности, - не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?». Любовь Веры, такая сильная и запретная: «Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей …и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла…». Ненависть Грушницкого и его самолюбие: «Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…». Сострадание княжны Мери: «В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце». Ревность Веры: «Нынче я видел Веру. Она замучила меня своею ревностью. Княжна вздумала, кажется, ей поверять свои сердечные тайны: надо признаться, удачный выбор!» Дружеские чувства доктора Вернера, доказательством которых может служить хотя бы и то, что он волновался за Печорина перед дуэлью, и Григорий Александрович это заметил: «Отчего вы так печальны, доктор? Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием?» О многих чувствах в романе еще говорится: отчаянье, недоверчивость, страдание, презрение, гордость, злость, обида, радость, удовольствие, нежность. Одно сменяет другое, так быстро и плавно, как в бушующем потоке.

Отражение внутреннего мира во внешности героев.

Отражение внутреннего мира человека в его внешности – очень важная особенность романа. Лермонтов не один раз делает акцент на облике человека, чтобы наиболее ясно показать читателю особенности каждой души. К примеру, образ Веры. Как уже было сказано, это образ самой любви, беззаветной и самозабвенной. В ее образе нет никакой определенности светского колорита. От всей ее внешности остается лишь одна-две черты, которые не столько показывают Веру, сколько передают психологическое впечатление: «милый голос», «глубокие и спокойные глаза». То, что Вера говорит, то, что она делает, непосредственно связано с ее чувством, с любовью. Ревность, страсть, переживания – вот то, что отличает Веру. Именно эти чувства – то главное, что хотел показать Лермонтов в этой героине, именно они отражают ее портрет.

Другой пример - доктор Вернер. Потрясающий портрет дает удивительно ясное понятие об особенностях его характер. Его поступки, а в особенности внешность удивляют. Лермонтов пишет: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой». И действительно внешность доктора была крайне необычна: «Вернер был мал ростом, худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей». Вот что еще больше поражает, так это то, что даже такая деталь, как неровность черепа, странное сплетение противоположных наклонностей так перекликается с описанием характера Вернера: «Он скептик и матерьялист, как почти все медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом…Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага…»Лермонтов пишет: «Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде

заметны были и вкус и опрятность; его худощавые руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем, он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию». Так, это потрясающее описание тесно связано с такой же потрясающей душой, и было немаловажно в романе, поскольку именно Вернер стал приятелем Печорина, именно с ним Печорина смог найти общий язык, так как нашел удивительное сходство душ: «Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; мы видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Влияние общества на человека.

Зачастую для того, чтобы понять человека, необходимо узнать сферу его интересов, друзей и знакомых. На каждого человека влияет множество различных факторов, но ничто так не меняет человека, как общество, в котором он живет. Так перед нами предстает княжна Мери. Именно ее Лермонтов отчетливо рисует как человека своего времени, социального положения, культурной среды. Образованная молодая княжна, привлекающая к себе внимание молодых людей того самого «водяного общества» своею молодостью и красотой, юная, утонченная кокетка, разбивающая сердца своих воздыхателей и порхающая, как мотылек, с бала на бал. Печорин с легкостью понял ее, и смог завоевать ее сердце. Он не раз встречал таких девушек, он сам вырос в этом обществе, изучил его и знал его до мелочей, так что оно ему надоело. Так, Печорин говорит о своей жизни Максим Максимычу: «…У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня таким создал, не знаю; знаю только, что если я причиной несчастия других, то и сам не менее несчастлив…В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько…Вскоре перевели меня на Кавказ…Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, - напрасно; через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что право, обращал больше внимания на комаров, и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду». Печорин искал ответа на вопросы жизни, он искал смысла, разбирался в себе, откровенно признавался в своих недостатках и сильно страдал. Белинский пишет: «…В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой, очень глубоки, и в них заключается противоречие между глубокостию натуры и жалкостью действий одного и того же человека…»

Таким образом, цель достигнута. Мы доказали, что М.Ю.Лермонтов писатель-психолог.

Заключение

«Герой нашего времени» - психологический роман. «История души человеческой», представленная Лермонтовым, дает возможность читателю увидеть и почувствовать в себе то, что

на первый взгляд кажется загадочным и непонятным. История Печорина отражается, как в зеркале, в человеческом сердце.. И очень важно помнить о том, что человеческая душа развивается вместе с человеком. Если не стремиться к ее развитию, если забыть о ее существовании, она погибнет, а с ней погибнет и герой,и человек погибнет: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию»

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же достоин сожаления…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство путешествовать. Как только можно будет отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру по дороге!» - говорит Печорин.

Список использованной литературы

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М.,Изд. АН СССР, 1953-1959, XI

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? . Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 4. М. – Л., Гослитиздат, 1963, стр.307 – 343

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. М.,Изд. Правда, 1969, 4 том, стр. 196 - 336

Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М. - Л.,Изд. Просвещение, 1966

Фогельсон И.А.Литература учит.М., Изд. Просвещение, 1990

Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Часть вторая. М., Изд. Аванта плюс, 2002

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М., Изд. АН СССР, 1953-1959, XI , стр.508.

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах.М.,Изд. АН СССР, 1953-1959, XI , стр. 316