Святые борис и глеб. Приметы и советы на бориса и глеба


В память о перенесении их святых мощей установлено это празднество. Борис и Глеб - братья великого киевского князя Ярослава. Когда он узнал, что их убил Святополк, то пошел войной на него и с Божьей помощью одержал победу над ним. После Ярослав начал искать погибших братьев. Бориса нашел он в Вышгороде, а вот Глеба под Смоленском. Тело святого Глеба с великим почтением было перенесено в Вышгород. Похоронили братьев рядом друг с другом, и вскоре это место стало святым. Там происходили разнообразные чудеса — слепые прозревали, хромые начинали ходить. Позже тела братьев были извлечены из погребения и мощи их перенесли в часовню Вышгородского Борисоглебского храма.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными русской и византийской церквями. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII-XIX веков.

Придя в церковь 15 мая, можно попросить у Бориса и Глеба помощи. Они никогда не откажут тем, кто обращается к ним с чистым сердцем и правдивыми намерениями.

СОЛОВЕЙ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ

Что касается примет на праздник Бориса и Глеба, то в этот день знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами. Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

Народные названия этого праздника - Борисов день, Борис-день, барыш-день, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски.

Считалось, что с этого дня начинают петь соловьи. У крестьян в древности была традиция отправляться в леса, чтобы поймать белого соловья. Тот по преданию приносил в дом счастье. Проводили они в лесах примерно месяц, а наловленных птиц продавали в крупных городах.

Считалось, что если запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день, а если пение этой птицы услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной. Соловей запел - вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

С этого дня можно начинать сажать огурцы и тыкву. Этот день считается самым разгаром сева. Праздник Бориса и Глеба называют также барыш-день. Святого Бориса считали барышником, поэтому в старину купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение года.

Приметы на 15 мая: святого Бориса - сам боронися; Борис и Глеб сеют хлеб; в хорошую погоду соловей может петь всю ночь, а перед грозой он замолкает; соловей поет всю ночь - жди солнечного дня; если солнце всходит ясно, то всему лету быть ведренным; если соловей запел на Бориса и Глеба - хороший урожай; день теплый - будет хлеб темный (густой); сколько в мае дождей - столько быть урожаю; соловей запел, зацвела черемуха - жди двухнедельного похолодания.

ИМЕНИНЫ «ЛЮБИМЦА БОГОВ»

Именины в этот день празднуют Глеб, Афанасий, Борис, Герасим, Давид, Зоя, Марк и Тамара.

Имя дня — Глеб - происходит от русского слова «глыба» или «глоба», то есть, жердь. Означает оно «любимец богов». У Глеба с раннего детства проявляется спокойный и серьезный характер. Производит впечатление несколько угрюмого мальчика, выглядит старше своего возраста. При близком знакомстве можно разглядеть в Глебе добродушного человека. Если Глеб станет начальником, то у его подчиненных будет спокойная жизнь. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Всего в жизни добивается своим трудом, предпочитает поменьше говорить и больше заниматься делом.

Этот человек вступает в брак быстро, без колебаний. Глеб полностью доверяет жене и даже подчиняется ей, но только в домашней обстановке. Терпим к недостаткам жены, но ревнив и может даже устроить расследование, если возникнут сомнения в ее верности.

Глеб, родившийся в мае, способен сделать любую работу по дому. Может отремонтировать радиоприемник, сварить кашу для маленького ребенка, он вообще любит возиться с маленькими детьми.

6 августа - День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба.

Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

Этот народный праздник посвящен невинно убиенным угодникам Борису и Глебу. Он отмечается 6 августа 2019 года (по старому календарю - 24 июля).

В этот день Русская христианская церковь чтит память братьев Глеба, князя муромского и Бориса, князя ростовского, которые были подло убиты в 1015 году.

Их отцом был великий князь киевский Владимир Святославич. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли. На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Канонизировали братьев потому, что неоднократно была доказана чудотворная сила их мощей.

В народе их считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа.

Традиции и обряды

У наших предков этот день знаменовался активным сбором ягод (смородины, малины, голубики, черники, калины и черемухи) на пироги, варенье, компоты и для сушки. Делались запасы березовых веников для бани.

К данному дню усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы

На Бориса и Глеба дозревает хлеб.

Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.

Паликопна - ненастье хлеб не жалеет.

Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.

Чайки часто на воду садятся - к дождю.

(2 мая по строму стилю) по народному календарю отмечается Борис и Глеб Сеятели. Название праздник взял от церковной даты почтения двух святых – русских братьев-князей Бориса и Глеба. В данный день чествуют перенесения их мощей.

Борис и Глеб жили в 10-11 веке на Русской земле, являлись детьми князя Владимира I. Оба они погибли от рук старшего брата – Святополка. Церковь их признала первыми святыми и назвала мучениками-страстотерпцами. Спустя четыре года князь Ярослав Мудрый, сын Владимира, отомстил за погибших братьев, прогнав Святополка к полякам. Останки Глеба и Бориса были перенесены и вновь погребены в храме Вышгорода.

В народе братьев величали Сеятелями, поскольку продолжалась пора посева яровых культур. Кроме них сажали семена огурца, кабачка и тыквы. Для защиты от утренних заморозков их покрывали смесью из земли и навоза. А для их большой урожайности проводили обряд зарывания в почву песта, используемого совместно со ступой для растирания ингредиентов в порошок.

Пока мужчины сеяли зерно в поле, женщины на день Бориса и Глеба отправлялись в лес собирать росу с березовых листьев. Ею сами умывались для крепкого здоровья и несли в избу – детей умыть. Также росу несли трудящимся мужьям в поле. Вместе с росой с березы собирали молодые листья, их сушили и использовали для чайных напитков.

На Бориса и Глеба Сеятелей подавали голос соловьи. Они пели об окончании весеннего разлива и начале пахотного сезона. Громкое пение соловья извещало о скором лете, ночное - сулило погожий день на утро. В народе считалось за счастье, если соловей случайно залетал в жилище, это предвещало богатство и благополучие в семье. Дабы примета сбылась, следовало тихо отворить окна и двери настежь, бросить птице жменю зерен и выйти из комнаты, оставив ее одну самостоятельно найти выход.

Также дату называли Барыш-днем. Торговцы и спекулянты праздновали день с размахом, накрывали богатый стол и угощали прохожих. Бориса считали покровителем торговли, потому чествовали его память, дабы дела на рынке шли успешно. Если в данный день у них продажа шла хорошо, то весь год доходы предвещали радовать торговца.

Местные знахари на Бориса и Глеба занимались лечением неврологических расстройств с помощью специальных заговоров. А жители отправлялись на ярмарки - день считался удачным для покупки молодняка хозяйственной живности.

Приметы этого дня извещали о будущем. Погожий день предсказывал много ржаной муки к осени. Чистый закат готовил жителей к ясной засушливой летней поре. Если соловей замолкал на день, то готовились к непогоде. Цветение черемухи сулило двухнедельное понижение температуры.

Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.


Происхождение братьев

Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.

Коварный замысел Святополка

Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.


Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.

Гибель Бориса и Глеба

А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.


С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.

Отмщение и обретение мощей

Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.


Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.

Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.

Послесловие

Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.