Одиночество и интернет. Как влияет интернет на манеры общения молодежи? Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости


Интернет по сути является формой коммуникации, поэтому особый интерес вызывают его взаимосвязи и место в структуре коммуникативных склонностей человека. Интернет-коммуникация предоставляет дополнительные возможности для реализации межличностных отношений, что про­является в выборе форм общения, собеседников и тем для разговора, обеспечивая самореализацию путем наименьшего риска и в наиболее защищенных условиях. Здесь не рассматривается вынуж­денная интернет-зависимость, вызванная, скажем, ограниченными возможностями для общения (инвалидность, например).

До появления Интернета отказ от социальных контактов провоцировал уход в себя, возник­новение чувства одиночества, уединения. В настоящее время одиночество замещается виртуаль­ным миром. Вероятно, между внутренним и виртуальным миром личности нетрудно найти неко­торые параллели, такие как, например, доступность, безопасность и простота использования. И в том и в другом случае выражен конфликт между стремлением к людям и их избеганием. Разрешить этот конфликт можно в своем воображении или найти в Интернете, который привлекает возмож­ностью без всякого риска как завязывать общение, так и заканчивать его в любой удобный момент.

Для исследования связи между коммуникативными склонностями и переживанием одиноче­ства у интернет-зависимых лиц было опрошено 100 человек (мужчин и женщин) в возрасте от 18 до 35 лет, жителей разных городов России и ближнего зарубежья. Все эти люди имеют свободный доступ и к Интернету и умеют им пользоваться. Опрос проводился по Интернету при помощи сле­дующих форм связи: электронной почты, ICQ, скайпа, личной почты на форумах, где было выве­шено объявление о приглашении к участию в опросе.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Диагностика комму­никативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; шкала интернет-зависимости (А. жички­ной); шкала «Одиночество» (Е.Е. Роговой).

В результате исследования коммуникативных способностей были получены следующие ре­зультаты: у 10% респондентов уровень коммуникативных склонностей очень низкий, у 29 – низ­кий, у 30 – средний, у 25 – высокий, у 6% – высший. В совокупности 39% испытуемых имеют низ­кие показатели. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Для 30% испытуемых характерен сред­ний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к кон­тактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устой­чивостью. 31% испытуемых находятся на высоком и высшем уровне проявления коммуникатив­ных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, прояв­ляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Изучение уровня одиночества выявило, что для большинства интернет-пользователей харак­терно временное (59%) и поведенческое (46%) одиночество, т.е. у них можно наблюдать кратковре­менные приступы чувства одиночества и отсутствие значимых дружеских связей или чувства общ­ности, они избегают социальных контактов «в живую».

Результаты диагностики уровня интернет-зависимости распределились следующим образом: 53% – независимые, 43 – склонные к зависимости, 4% – строго зависимые. Примечательно, что по­ловина испытуемых вообще не склонна к интернет-зависимости, хотя они и являются активными пользователями Интернета. Не было также ни одного испытуемого, набравшего максимальное ко­личество баллов – 7. Всего четыре человека из ста опрошенных имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова и нуждаются в психологической помощи.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости суще­ствует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернет­зависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помо­щью Интернета. Для выявления особенностей коммуникативных склонностей и проявления чув­ства одиночества у людей с различным уровнем интернет-зависимости испытуемые в зависимости от полученных баллов были распределены на три группы: 1-я группа – не зависимые от Интернета (53 чел.); 2-я группа – склонные к зависимости (43 чел.); 3-я группа – зависимые в строгом смыс­ле этого слова (4 чел.).

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям рав­няется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей. При этом среди не зависимых от Интернета испытуемых 22,6% имеют низкую и очень низкую комму­никативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Остальные 76,4% – те, кто дали средние, высокие и высшие показатели коммуникативных склон­ностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характер­ны кратковременные приступы одиночества (81%) и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов (48%).

При склонности к зависимости от Интернета средний балл по коммуникативным склонно­стям соответствует низкому уровню. В процентном соотношении среди склонных к зависимости от Интернета испытуемых 53,4% имеют низкую и очень низкую коммуникативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; 18,5% – высокие и высшие показатели коммуникативных склонностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Остальные 27,9% имеют средние показатели, т. е. потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Среди испытуемых данной группы увеличивается количество склонных к интернет­зависимости с постоянным, поведенческим и когнитивным одиночеством, т.е. в течение длитель­ного времени они не могут установить удовлетворяющие психосоциальные связи, теряют связи с окружающими, при этом осознают имеющиеся у них проблемы, но не знают, как их решить.

В третьей группе, респонденты которой имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова, оказалось всего 4 человека. Все они имеют низкий уровень коммуникативных склон­ностей, у них отсутствуют значимые дружеские связи, они избегают социальных контактов «в жи­вую», но в отличие от склонных к зависимости от Интернета данные испытуемые не осознают сво­их проблем, компенсируя их с помощью Сети.

Статистический анализ, проведенный при помощи непараметрического статистического Н-критерия Крускала-Уоллиса, позволяет говорить о том, что различия на уровне исследуемого признака между выделенными выборками являются статистически достоверными.

Заметно, что по сравнению с общими данными для всех испытуемых в первой группе, где испытуемые не склонны к интернет-зависимости, увеличилось процентное соотношение людей с развитыми коммуникативными склонностями. Следовательно, можно сделать вывод о том, что люди с развитым стремлением общаться меньше подвержены интернет-зависимости. По сравне­нию с общими данными для всех испытуемых второй группы, где испытуемые склонны к интернет­зависимости, значительно увеличилось процентное соотношение людей с очень низкими и низки­ми коммуникативными склонностями. Это позволяет резюмировать, что люди, испытывающие за­труднения в общении и не желающие общаться в реальности, значительно больше подвержены интернет-зависимости.

В последние десятилетия мир сильно изменился: у каждого человека есть мобильный телефон с выходом в интернет, практически каждый ежедневно сидит за компьютером, ноутбуком или планшетом. Сегодня многие из нас уже не представляют жизнь без этих девайсов, они помогают нам быть постоянно на связи, создавая иллюзию общения, иллюзию дружбы и иллюзию жизни. Доказано: чем больше человек находится на просторах интернета, тем больше он чувствует себя одиноким и несчастным.

Частое посещение онлайн-ресурсов главная причина развития депрессией у людей, предпочитающих переписку живому общению. Чаще всего под всемогущее влияние интернета попадает молодежь, которая под влиянием различных советов и мнений, полученных из различных статей и видео, начинают вести себя совсем не так, каким является на самом деле. В психологии подобное поведение принято называть тенденцией хамелеона.

В советские времена у людей не было дорогих телефонов, компьютеров и цифровых телевизоров, но тогда люди были более искренними и доброжелательными. Теперь мы получили доступ всем благам цивилизации, но нас захлестнула западная волна лицемерия с отстраненной вежливостью.
Она вошла в нашу жизнь и многие из нас сейчас не общаются даже с соседями и родственниками.

Зато теперь в каждой поликлинике есть кабинет психолога, к которому люди идут, чтобы рассказать о своих неприятностях и страхах, не надеясь получить взаимопонимания и поддержки родных и близких.

Давно ушли в прошлое времена , когда люди говорили друг другу правду, чтобы человек имел возможность осознать свою ошибку и измениться в лучшую сторону. 21 век изолирует деликатностью, толерантностью и тотальным нежеланием людей вникать в чужие проблемы. Молодые люди нынче предпочитают молчать или вежливо улыбнуться, чем помочь своему другу или приятелю, у которого возникли серьезные проблемы.

В итоге человек долгое время может считать, что все у него в порядке , а потом, столкнувшись с неприятностями на или дома, пережить сильный стресс. Поэтому сегодня так много людей впадают в депрессию и страдают от одиночества, им некому рассказать о своих проблемах и доверить свои секреты.

Именно в этом проявляется одиночество современных людей , связанное, прежде всего, переживаниями своей отдаленности от близких, недостатком их любви, тепла и общения. Переживающие такое одиночество постоянно испытывают грусть, обиду и страх, что вызывает недовольство жизнью и лишает возможности радоваться своим успехам.

Неужели был прав Орсон Уэллс , когда писал: "Человек рождается одиноким, живет одиноко и умирает в одиночестве". Современный человек постоянно находится в обществе, но все больше и больше страдает от одиночества. Сейчас человек человеку если не волк, то, по крайней мере, он ему конкурент.

Теперь ситуации, когда ученик или студент дает списывать тетрадь другому, когда секретарша помогает начальнице стать привлекательной, как в кинофильме "Служебный роман" - крайне редки или даже совершенно немыслимы. Ни одна девушка не станет помогать другой достичь успехов в учебе или устроить личную жизнь, тем более своей начальнице.

У большинства из них конкуренция за "принца" сидит в подсознании с детства, поэтому они хотят выглядеть лучше всех любой ценой.


Для современной молодежи привычно нежелание вникать в чужие проблемы и скрытая конкуренция во всех сферах. Девушки и парни не понимают, почему они никак не могут встретить свою половинку и почему отношения рушатся так быстро. Никто из близких, родственников и друзей не скажет им правду и не даст дельный совет. Если раньше люди редко отмалчивались, услышав конкретный вопрос, то сегодня это для многих молодых людей стало нормой.

Они никогда в ответ на вашу просьбу не скажут "нет", а вежливо ответят: "Боюсь, не получится" и у вас останется впечатление, что все еще может решиться в вашу пользу. На самом деле это проявление тенденции хамелеона, желание скрыть настоящие эмоции под непроницаемой маской.

Для большинства современных девушек и парней не существует границ, им чужды стереотипы и мнения других людей. Независимо от того, есть у него семья или нет, он постоянно желает найти человека, рядом с которым ему будет тепло и спокойно. И это совсем необязательно означает, что он ищет нового полового партнера, ему просто хочется найти друга, который его не предаст. Они ищут "близкого" человека для общения и приятного отдыха, но очень редко им это удается.

Причина этого - Интернет . Для современной молодежи виртуальный мир успешно заменил реальный. Он лишает их возможности нормально общаться, разрывая дружественные и родственные связи. Виртуальные друзья во время переписки уверяют их в своей дружбе, а когда нужна помощь, превращаются в обычную картинку на аватарке. Это оказывает сильное влияние на манеру поведения людей, порождает изолированность и нежелание доверять. В реальной жизни они также предпочитают надевать маску лицемерия с отстраненной вежливостью, сохраняя приличную дистанцию при общении с людьми и никого не допуская до своей жизни.

Вот и получается, современная молодежь обладает такими отличительными признаками как аналитический ум, креативность, приятная внешность и хорошие манеры, за которыми всегда спрятан отчужденный взгляд, в котором просматривается грусть. Осознавая свою беспомощность, парни и девушки интуитивно ставят защиту, ограждая себя от возможной опасности и предпочитая оставаться в одиночестве. Однако они не учитывают то, что любое чувство проходит три стадии развития: зарождение, становление и завершение.

И когда наступает стадия завершения, человек больше не хочет быть одиноким и ищет пути, чтобы найти людей, которые его полюбят и которым он сможет доверять.

Paccagnella L. 1997. Getting the seats of your pants dirty: strategies for ethnographic research on virtual communities / Journal computer-mediated communication, Vol. 3, No. 1 // http://www.nyu.edu/proj-ects/nissenbaum/ethics_whi_full.html

Paul ten Have. 2000. Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat Partners /M/C Journal. Vol. 3. No 4 Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat // http://journal.media-culture.org.au/0008/ partners.php

Rheingold, H. 1993. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Menlo Park, CA: Addison-Wesley, P. 26.

Szacki J. 2011. Historia mysli socjologicznej. Wydanie I - 6 dodruk. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN.

Thomsen, Steven R., Straubhaar, Joseph D. & Bolyard Drew M. 1998. Ethnomethodology and the study of online communities: exploring the cyber streets//Information Research. Vol. 4, No. 1 // http://in-formationr.net/ir/4-1/paper50.html

© 2011 г. Н.А. ЦОЙ

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОДИНОЧЕСТВО

ЦОЙ Надежда Алексеевна - психолог Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного федерального университета (Владивосток). E-mail: [email protected]

Аннотация. Интернет-зависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности и выступающей предметом специальных исследований. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной ее возникновения, оказывается одним из ее факторов. Представлены результаты социологического исследования условий развития интернет-зависимости с точки зрения субъективной оценки качества социальных отношений и удовлетворенности ими. Проведение такого рода исследований позволяет выявить факторы риска возникновения интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-пользование социальные отношения интернет-зависимость эмоциональное и социальное одиночество

Введение. Мировой интернет-доступ к марту 2011 г. охватил 1.966.514.816 пользователей . Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях. Неумеренное пользование компьютером и интернетом имеет особенно серьезные последствия для детей. Ненормированные зрительные нагрузки, связанные с непрерывным смотрением на экран монитора, увеличивают опасность близорукости, которая чаще всего начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет. Частое сидение за компьютером ослабляет способность быстро переключаться на другие виды деятельности, вызывает проблемы с концентрацией внимания, ограничивает эмоциональные контакты и общение

с близкими и друзьями, что особенно необходимо детям для их нормальной социализации. Сказанное, разумеется, не означает отрицания позитивных сторон использования интернет-ресурсов, к примеру, для образовательного и интеллектуального развития детей. Существуют сайты для родителей и детей с записями сказок, развивающими он-лайн играми, интерактивными учебниками, уроками рисования, английского языка и т.д. Одним словом, в изучении социального воздействия Интернета следует избегать категоричных суждений и односторонних подходов.

Вопрос об отнесении интернет-зависимости к клиническим расстройствам остается открытым, однако уже предлагается лечение от нее в специально созданных медицинских центрах. При ее обозначении в литературе используются различные термины: Computer Addiction, On-line Addiction, Cyberaddiction, Internet Addiction Disorder (IAD), Netaholic, Интернет-аддикт. Одними из первых к изучению онлайнового аддиктивного поведения приступили в середине 1990-х годов К.Э. Янг (США) [Янг, 2000], Д. Сулер (США), М. Гриффитс (Великобритания) , Д. Гринфилд (США) . Их исследования позволили выявить предрасполагающие к интернет-зависимости факторы и предложить методы ее профилактики.

Цель исследования и обзор литературы. Задача данного исследования заключается в выявлении корреляции между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества. В ходе знакомства с зарубежной литературой я столкнулась с расхождениями трактовок связи между этими двумя социальными явлениями. Встречается немало публикаций, авторы которых склонны полагать, что активное использование Интернета облегчает межличностное общение и в целом ослабляет ощущение одиночества. Вместе с тем, немало авторов отстаивают противоположную точку зрения, полагая, что неумеренное использование компьютера и Интернета усиливает социальную изоляцию индивида и, соответственно, ощущение одиночества.

Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, более интровертированные неумеренные интернет-пользователи оказывались более одинокими, имели больше негативных эмоций и наиболее заниженные самооценки по сравнению с менее интровертированными. Эти авторы отмечают, что чрезмерно активное пользование Интернетом приводит к ослаблению отношений с членами семьи, часто сопровождается усилением депрессии . В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи - что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между частым интернет-пользованием и обострением чувства одиночества, более скудной социальной адаптацией и ослабленными эмоциональными навыками . Исследование Муди показало, что интернет-зависимое поведение связано с высокими уровнями эмоционального одиночества, но низкими уровнями социального одиночества . Каплан обнаружил, что одинокие индивидуумы могут развить предпочтение онлайн-социального взаимодействия, которое приводит к интернет-зависимости .

Несмотря на большой интерес к рассматриваемой теме, исследования интернет-зависимости в России пока немногочисленны и не носят систематизированного характера [Войскунский, 2004]. В первых отечественных работах по этой тематике также фиксируется связь между интернет-зависимостью и дефицитом социального контакта. Результаты исследования Н.В. Чудовой, изучавшей состояние эмоциональной сферы субъектов активного интернет-взаимодействия (использовались проективные методики - тест Люшера), а также уровень их самооценок (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн) свидетельствуют о том, что у неумеренных интернет-пользователей имеют место "сложности в непосредственном общении", "переживание одиночества и недостаточного внимания к ним со стороны других", а также "склонность к интеллек-4* 99

туализации", то есть к уходу от эмоциональных контактов [Чудова, 2002; Егоров и др., 2005]. В недавней работе Н.В. Корытниковой была выделена социальная депривация как негативная сторона влияния Интернета, что проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией [Корытникова, 2010].

В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет-общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения "лицом к лицу".

Нам представляется ошибочной попытка выявления единственной или основной причины возникновения интернет-зависимости. Чаще всего имеет место совокупность ее причин. С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и т.д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т.д.

Наряду с многообразием встречающихся в литературе определений самого понятия "одиночество" разнообразием отличаются типологии одиночества [Тайгулова, 2010]. Широко распространено представление о том, что чем шире круг социальных взаимодействий человека, тем он менее одинок. Это далеко не всегда так, поскольку чувство одиночества определяется не столько количеством, сколько качеством или силой социальных связей индивидуума с другими людьми. Поэтому наиболее удачной, на наш взгляд, характеристикой одиночества является рассмотрение его как фактического или воспринимаемого отсутствия удовлетворяющих человека социальных связей (отношений).

Многие типологии одиночества возникли как попытки определить природу дефицита социальных отношений или выделить характеристики социального положения личности, обуславливающие ее одиночество. Одна из такого рода типологий принадлежит Р. Вейсу. С его точки зрения, одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные запросы личности. Изучая социальный контекст типологии одиночества, он в 1973 г. впервые предложил рассматривать две составляющие чувства одиночества - эмоциональную и социальную: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество".

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF

АЗАРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА, ЩЕРБАКОВА ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - 2013 г.

Тема: Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

Страницы: 77

Введение 3
Глава 1. Проблема «Интернет-зависимости» в психологической литературе 8
1.1. Определение «Интернет-зависимости» 8
1.2. Причины возникновения «Интернет-зависимости» 9
1.3. Факторы влияющее на возникновение Интернет зависимости 17
1.4. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости 18
1.5 Предпосылки возникновения одиночества пользователей компьютерных сетей 20
1.6. Выводы 25
Глава 2. Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» 27
2.1. База и методы исследования 27
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
2.3 Выводы 37
Глава 3. Программа, способствующая снижению уровня субъективного одиночества 40
3.1. Цели и задачи программы 40
Рекомендации психологу: 54
Заключение 55
Список литературы 56
Приложение 1 59
«Потребность в поисках ощущений» методика 59
Приложение 2 63
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. 63
Приложение 3 65
Методика «Копинг-стратегии преодоления стресса» 65
Приложение 4 71
Тест на Интернет-зависимость 71

Важно отметить, что информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.
Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.
Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре», в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.
Актуальность темы. В настоящее время актуальность исследования проблемы «Интернет-зависимости» становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. В этой области исследования носят все больше пилотный характер, и определяются слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Все чаще в средствах массовой информации возникают сообщения о том, что люди теряют связь с реальным миром в связи с чрезмерным увлечением «виртуальной реальностью, возникает другой мир. И люди создавшие его зачастую становятся жертвами «виртуального мира» но поступки, которые они совершают, они совершают в реальном мире. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения психологических факторов в неопределенной среде в целом.
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а так — же поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
Интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму.
Актуальность исследования психологических факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости, определяется тем фактом, что неуклонно растет число лиц с «Интернет-аддикцией».
Цель исследования ─ изучить влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Объект исследования – интернет-зависимость.

Предмет исследования — влияние уровня субъективного одиночества на формирование «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения о том, что лица с высоким уровнем Интернет-зависимости имеют высокий уровень субъективного одиночества.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности формирования «Интернет-зависимости».
2. Дать анализ социально-психологических характеристик лиц, предрасположенных к формированию «Интернет-зависимости».

Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии материалы. Мы, так же опирались на некоторые теоретические положения Ю.А. Александровского, В.Г., Анохина, В.П. Асеева, Г.А Балла, С.А. Беличевой, М.А. Беребина, Л.И. Вассермана, В.Е. Кагана, П.К. Казначеева, И.А. Коробейникова, Н.И Косенкова, В.И. Медведева, И.П. Павлова, Е.В. Турковой, А.А. Ухтомского, В.Р. Цылева и других авторов о механизмах и факторах процессов адаптации и дезадаптации. А так же Буровой В. А., Голдберга А, Войскунского А.Е., Жичкиной А. Е., Извозчикова В.А., Соколовой Г.Ю, Тумалевой Е.А., Янг К. о таких последствиях применения компьютерных технологий как Интернет-зависимость.

Методы исследования: На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный анализ результатов исследования. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: методика диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем Д.Амирхан, тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость».

База и этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005 по 2009 год на базе районных компьютерных сетей elcity.ru (г. Иркутск) и irklan.ru (г. Иркутск). На первом этапе 2005-2006 был проведен отбор пользователей сети для участия в нашем исследовании. На данном этапе количество пользователей было 124 человека, после разъяснения сути проводимых опросов количество испытуемых сократилось до 82 человек. Были выведены за рамки проводимого исследования пользователи от 11 лет до 14 лет, в связи с не полученным согласием их родителей (15 человек), а так же было выведено из состава испытуемых 9 человек, которые намеренно искажали представляемые ответы в связи с тем, что посчитали данное исследование розыгрышем. На втором этапе 2006-2008 был проведен первичный диагностический срез, проведено тестирование и получены первые материалы для обработки результатов. На данном этапе сформировалось окончательное число пользователей включенных в проводимое исследование 58 человек, из которых 29 человек мужчины и 29 человек женщины. На третьем этапе 2008-2009 проводился заключительный диагностический срез и обработка полученных результатов. В эксперименте принимали участие 58 человек, из них 50% (29 человек мужчины) и 50% (29 человек женщины). Средний возраст составил 31 год. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный возраст – 39 лет. 25.9% (15 человек) и 48,2% (28 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 25,9 (15 человек) имеют средне-специальное образование.

Достоверность результатов и выводов: обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности возникновения Интернет-зависимости.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для «Интернет-зависимых» лиц, направленная на гармоничное развитие межличностных отношений.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы 70 страниц.