Составление программы семинара. Примеры программа семинаров для различных групп слушателей


Ангелина Ганаева
План семинара-практикума для воспитателей «Мои эмоции»

Семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления , нестандартно решать повседневные проблемы.

Цель :

Ознакомление педагогов с понятием «эмоции » , «психологическое здоровье»

Задачи :

Мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира ;

Наполнить содержанием понятие «эмоции » ;

Способствовать осознанию собственных эмоций ;

Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния ;

Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Форма организации мероприятия : семинар-практикум .

Наглядный и раздаточный материал : презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции , заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.

Участники мероприятия : педагог-психолог, ст. воспитатель , специалисты, воспитатели .

Продолжительность мероприятия : 45 минут

План проведения мероприятия.

1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.

2. Теоретическая часть.

2.1 Введение в тему. «Эмоции » . Стресс, «мифы» о нем

3. Практическая часть

3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»

3.2 Определение основных признаков стресса

3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам

3.4 Знакомство с цветотерапией

3.5 Знакомство приемами с ароматерапии

4. Подведение итогов «Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Литература :

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 2016.

2. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 2017. - № 4.

3 Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. – Л., 2014.

4.2. Стресс жизни : Сборник. / Составители : Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней) – Спб, ТОО "Лейла", 2008. – 384 с.

Публикации по теме:

Круглый стол с элементами семинара-практикума для родителей воспитанников. Тема: «Эмоциональная поддержка ребенка в семье». Ведущий: педагог.

Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями. Задачи: 1. Воспитывать уважение.

Конспект семинара-практикума для родителей «Самооценка - важный фактор успешной жизненной позиции» «Самооценка - важный фактор успешной жизненной позиции» Задачи: объединить и скоординировать усилия всех участников встречи.

Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе» Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе!» Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью.

План проведения Семинара-практикума для родителей первой младшей группы «Простоквашино» Воспитатель Никитина М. С. Дата проведения 21.11.2016г.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» (сокращённый вариант). В рамках педсовета «Традиции народного творчества.

Сценарий семинара практикума для педагогов дошкольного образования «Что? Где? Когда?» Сценарий проведения семинара для воспитателей по ФГОС в форме игры «Что? Где? Когда?» Дурхисанова Лариса Анатольевна Сценарий проведения.

Сценарий семинара-практикума для родительского собрания «Волшебная фольга» Традиционным предновогодним мероприятием в нашем детском саду является проведение семинаров-практикумов для семей воспитанников ДОУ

Время проведения: 2 ч.

Цель занятия: углубить и закрепить знания о методах, средствах и формах подготовки к проведению практического (семинарского) занятия по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам.

Обучающая цель: сформировать навыки и умения подготовки и проведения практического занятия.

Воспитательная цель: воспитывать целœеустремленность, ответственность.

Развивающая цель: развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

Материальное обеспечение:

· учебные пособия ;

· практикум по курсу ʼʼПсихология и педагогика. Научно-педагогическая практикаʼʼ;

· Методические указания по педагогической практике.

Вопросы для предварительной подготовки к занятию

1. Сущность и содержание лекции как формы обучения.

2. Сущность и содержание семинара как формы обучения.

План-конспект проведения практического занятия

N п/п Время, на этапе Этапы занятия и их краткое содержание Используемые технологии
Методы и приемы Средства обучения Технические средства обучения
Организационный момент
Подготовка обучающихся к усвоению материала
Повторение изученного материала, опрос, проверка домашнего задания
3.1. Проверка степени усвоения нового материала: - содержание первого вопроса; - содержание ʼʼnʼʼ вопроса.
3.2. Решение практических заданий, упражнений и др.
4. Задание для самостоятельной работы

Дата ________________

Подпись магистранта_________________

Подпись руководителя научно – педагогической практики

от кафедры_________________

Методически серьезным является вопрос о характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всœего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т.п., а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, всœе это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всœего 3–4 часа. И как бы мы ни хотели, чтобы студенты изучали соответствующие источники целиком, приходится, в случае их большого объёма, указывать лишь отдельные разделы и даже страницы.

Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся какой-либо проблемой, а также на тех, кто хотел бы получить в ней разъяснения по отдельным вопросам первоисточников и прослушанных лекций. По этой причине объём ее должна быть несколько большим, но не превышать 60–80 страниц.

По некоторым темам в планы семинаров можно включать подготовку рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначать докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением–до 10 минут.

Экспериментальные исследования объёма бюджета времени самостоятельной работы студентов ряда вузов при подготовке к семинарским занятиям по социально-гуманитарным наукам показали, что на изучение одной страницы рекомендованной литературы студент затрачивал в среднем 4 минуты. И только на изучение обязательной литературы для одного семинарского занятия требовалось от 20 минут до 9 часов. Дело в том, что объём обязательной литературы к различным семинарским темам колеблется:

· по истории–от 24 до 147 с;

· по философии–от 15 до 144 с;

· по экономической теории–от 5 до 119 с;

· по политологии–от 8 до 90 с.

Очевидно, такое ʼʼраспределœениеʼʼ обязательной литературы по конкретным семинарским темам нельзя назвать научно обоснованным.

В случае если учитывать, что у студента 6 часов в день – аудиторные занятия и 3–4 часа бывают отведены на самостоятельную работу, то на одну неделю объём всœей литературы не может превышать 40–50 страниц.

Методические указания студентам. Многие кафедры составляют, особенно для студентов заочных отделœений, методические указания по каждой теме семинаров. Иногда такие указания даются в качестве приложений к планам семинаров, в других случаях – в виде специальных изданий – учебно-методических пособий по всœему курсу, иногда ограничиваются устными советами на лекциях, семинарах и консультациях.

Методические указания имеют своей целью помочь студентам в организации их самостоятельной работы над научной и учебной литературой при выяснении коренных вопросов данной темы. Об этом приходится специально говорить, так как значительная часть издаваемых методических пособий посвящена не столько методам, формам самостоятельной работы, сколько краткому пересказу содержания темы. Предоставление студентам этих своеобразных трафаретных конспектов по каждой теме зачастую приводит к замене ими серьезной самостоятельной работы над литературой. Такие ʼʼпособияʼʼ не способствуют углублению знаний, не помогают в приобретении навыков самостоятельной работы, не развивают творческого отношения к изучению учебной дисциплины.

Главное в методических советах студентам – показать, как они должны работать сами, а не что им нужно усвоить. Ответ на данный последний вопрос студенты обязаны получить при самостоятельном изучении рекомендованной им литературы. В методических пособиях полезно рассказать о составлении конспектов, об особенностях какой-либо темы, о существующих спорных вопросах по ней, о том, как участвовать в работе семинара и т. д.

Большое значение для студентов имеют методические советы о характере их докладов и исходных выступлений по основным вопросам плана семинара. Уже на первых встречах со студентами преподаватель обязан рассказать о требованиях, которые к ним будут предъявлены, как им строить свое выступление. Знание этих требований студентами, подкрепленное неукоснительным контролем за их исполнением со стороны преподавателя помогает им в самостоятельной работе над литературой при подготовке к выступлениям на семинаре.

Неплохо, в случае если студент начинает выступление с плана. В практике нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект. Тщательное предварительное продумывание студентом плана доклада, реферата͵ выступления по основному вопросу облегчит ему понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы, взять из нее всœе, что касается данного вопроса и его частей, обеспечит усвоение ведущих положений, формирование четких суждений, умение соразмерно компоновать материал в соответствии с его важностью в данном контексте, содействует выработке навыков подготовки к докладам, лекциям. В определœенной ситуации студенту можно рекомендовать остановиться лишь на одном или двух пунктах его плана, что способствует развитию гибкости мышления, умению ориентироваться в изложении подготовленного материала. Руководителю же семинара это позволяет предотвратить повторения, выделить главное, сэкономить время. Следует иметь в виду, что отдельные студенты, готовясь к семинару, сначала пишут текст своих выступлений, а затем, помня требования преподавателя, приступают к составлению его плана. От такой практики студентов нужно отучить с первых же занятий.

Наконец, немалое значение имеет и такое требование, как соблюдение регламента выступления. Это приучает студента к лаконизму, экономичности мышления, умению отбирать наиболее существенное, дисциплинœе мысли.

Приступая в начале семестра к семинарским занятиям, кафедра и каждый преподаватель проводят подготовительную работу. В первую очередь, тщательно анализируют итоги прошедшего учебного года, определяя те трудные проблемы, которые встретились на семинарских занятиях, критически оценивают эффективность форм, методов и приемов, использовавшихся в прошлом по каждой теме семинаров, чтобы выявить их целœесообразность. В дальнейшем продумывают новые формы, варианты методических приемов по тем темам, обсуждение которых было связано с определœенными недочетами. Все это осмысливается с учетом особенностей данной аудитории.

Во-вторых, лектор и руководители семинаров еще раз анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень усвоения отдельных тем курса, обсуждают пути более органичной взаимосвязи лекционных и семинарских занятий.

В-третьих, знакомятся с новой литературой и наглядными пособиями, техническими средствами по интересующей их тематике.

Перед проведением очередного семинара преподаватель составляет развернутый план-проспект (рабочий план). Однозначного ответа о целœесообразной форме рабочего плана семинара, разумеется, нет. Плохая практика, когда преподаватель, ссылаясь на свой опыт, приходит на занятия, имея на руках один план семинара, заранее размноженный для студентов. Даже опытные педагоги считают целœесообразным составление письменных методических разработок для каждого семинарского занятия.

Опытные преподаватели перед семинаром интересуются темами, которые изучают студенты в данное время по профилирующим дисциплинам, что позволяет конкретизировать вопросы, намеченные в плане как дополнительные. В рабочий план крайне важно включить ряд примеров литературы и искусства, из жизни вуза, практической деятельности, важно четко сформулировать основные положения вступительного слова и заключения.

Тщательная подготовка вооружает преподавателя большими возможностями оперативно и содержательно вести семинар, используя при любых ситуациях, складывающихся в ходе обсуждения вопросов, заранее заготовленный материал. Естественно, что далеко не всœе, что намечено в рабочем плане, будет использовано преподавателœем, но иметь его всœегда крайне важно.

Работа с литературой и наглядными пособиями. Преподаватель, даже имеющий значительный опыт педагогической деятельности, перед каждым семинаром еще раз просматривает рекомендованную студентам литературу и ту, которую он сам может затронуть в процессе семинарского занятия. Известно, что даже прочитанное много раз может открыться с новой стороны, в ином аспекте. Очевидно, преподаватель освежит в своей памяти содержание определœенных событий, о которых может пойти речь на семинаре, краткие данные об именах, которые могут упоминаться в первоисточниках и другой литературе, рекомендованной студентам по данной теме, подберет нужные наглядные пособия.

Обсуждение на заседаниях кафедры и методической секции вопросов методики подготовки и проведения семинара является весьма важным, во-первых, это бывает доклад наиболее квалифицированного преподавателя, в котором он делится своим опытом проведения семинаров вообще или семинара по конкретной теме. Во-вторых, делается обзор методической литературы о семинарах. В-третьих, рассматриваются итоги взаимопосœещений семинаров преподавателями. Это должна быть обсуждение открытого занятия наиболее опытного преподавателя, разбор стенограммы и т. д. В-четвертых, обсуждаются отдельные вопросы методики семинаров, к примеру, связи с профилем вуза, использования наглядных пособий и т. д.

Большую помощь преподавателям и студентам в подготовке к семинарам оказывают организуемые методическим кабинœетом кафедры выставки литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов. Οʜᴎ облегчают студентам поиск нужных книг и статей, дают конкретные образцы того, как нужно конспектировать, как написать реферат на избранную тему. Наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и закреплению в памяти тех материалов, с которыми студенты ознакомились по литературе и из лекций.

Подготовка к семинарскому занятию требует кропотливой и систематической предварительной работы кафедры, преподавателя, а также серьезной самостоятельной работы студентов. Только при этом условии можно ожидать от семинара высокого теоретического уровня, большой активности ее участников.

План проведения семинара - понятие и виды. Классификация и особенности категории "План проведения семинара" 2017, 2018.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Тренинг “Доброе слово”

старший воспитатель

2. Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара)

старший воспитатель

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС”

старший воспитатель

4. Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”

учитель начальных классов

5. Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”

воспитатель дошкольных групп

6. Раздать материал из “Методической копилки” (Приложение 5)

старший воспитатель

7. Упражнение “Чемоданчик 2” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

старший воспитатель

8. Рефлексия. Упражнение “Надежда”

старший воспитатель

Ход семинара

Участники проходят на места, подписывают бейджики.

– Добрый день, дорогие друзья!

Мы собрались с вами, чтобы поговорить о преемственности в работе детского сада и школы с учётом ФГТ.

1. Тренинг “Доброе слово”

Игра-разминка.

Проводится психодинамическое упражнение разминочного типа, которое даёт настрой на работу и общение.

Давайте встанем в круг, я хочу передать вам доброе слово от солнышка.

Участники образуют круг. Передают друг другу солнышко и говорят комплименты.

2. Участники проходят на свои места.

Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара). (Приложение 1)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) свои ожидания: что вы ждёте от сегодняшней встречи.

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС ДО” (Приложение 2)

4. Физминутка (выполнять движения по тексту)

Весной бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Бабочку мы провожаем,
Семинар наш продолжаем.

5. Работа по плану.

Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”, (педагог предлагает проблемы преемственности, а присутствующие находят и обсуждают пути их решения) (Приложение 3)

Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”. (Приложение 4)

6. Упражнение “Чемоданчик 2 ” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) только 5 вещей самое нужное и полезное из того, что получено на семинаре.

7. Рефлексия. Упражнение “Надежда”.

Зажечь свечу, с этим огоньком я связываю надежду на то. Что мы с вами познавательно и интересно провели время. Нам есть чему поучиться друг у друга (участники передают свечу друг другу и говорят пожелания).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРАМ И ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Семинар 1. Анализ стратегических планов российских муниципальных образований

ПЛАН

проведения семинара

Цель семинара

Ознакомить участников семинара с существующей практикой стратегического планирования в российских муниципальных образованиях

Задачи семинара

    Отработать с участниками принципы и технологии стратегического планирования муниципального социально-экономического планирования, представленные в лекциях курса.

    Рассмотреть и обсудить практические примеры – реальные стратегические планы развития российских муниципальных образований.

Ведущий на основе лекционного материала представляет слушателям систему критериев, по которым будут оцениваться стратегические планы. Слушатели работают в группах (3-5 групп), анализируя стратегические планы, представляют и обсуждают результаты работы. Для участников будут подготовлены стратегические планы преимущественно сельских районов и малых городов.

Раздаточные материалы

Стратегические планы реальных муниципальных образований, преимущественно сельских районов и малых городов. 1

Первое занятие

    Выступление ведущего семинара, отработка материалов лекции, объяснение метода работы с документами, разбивка на группы (3-5 групп) – 20 минут.

Совместно со слушателями вырабатывается общая схема оценки стратегического плана. Параметры должны выработать сами слушатели, примерный перечень:

    логичность и структурированность

    аналитическая обоснованность

    степень общественного участия при разработке

    стройность концепции развития

    четкость изложения направлений развития муниципалитета

    наличие механизмов реализации

    связь с текущим планированием

    общая презентабельность и пр.

Группам слушателей раздаются Стратегические планы реальных муниципальных образований.

    Работа в группах – 70 минут

Слушатели оценивают предложенные стратегические документы по системе критериев. Свои наработки участники готовят в виде презентаций (электронные файлы или бумажные плакаты).

Второе занятие

    Выступления с изложением результатов анализа – 75 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа На выступление каждой группы – 15-20 минут. После выступления каждой группы вопросы и обсуждения.

    Подведение итогов – 15 минут

Семинар 2. Семинар-Деловая игра – моделирование общественных слушаний по стратегии развития города

ПЛАН

проведения семинара

Продолжительность семинара – 90 минут (1 занятие)

Цель семинара

Дать участникам семинара навыки организации общественного участия в стратегическом планировании в российских муниципальных образованиях.

Задачи семинара

    Детально рассмотреть принципы общественного участия в стратегическом планировании муниципального социально-экономического планирования, представленные на лекции.

    Отработать с участниками технологии общественного участия в стратегическом планировании муниципального социально-экономического планирования.

Ведущий рассказывает о конкретном стратегическом плане, разработанной в муниципальном образовании России – для малого города или сельского района. 2

Слушатели работают в группах (3-4 группы), представляющих различные социальные группы (молодежь, пенсионеры, общественные организации, бизнесмены и пр.) – готовят с позиций этих социальных групп:

    Оценку представленного стратегического плана.

    Предложения по его совершенствованию.

Раздаточные материалы

Примерный план проведения семинара

    Выступление ведущего семинара, объяснение задач, разбивка слушателей на группы (3-4 группы), представление анализируемого материала 20 минут.

Группам слушателей раздается текст - краткое содержание стратегического плана конкретного муниципального образования.

    Работа в группах – 25 минут

Слушатели оценивают предложенный стратегический план. Свои оценки и предложения участники готовят в виде презентаций (электронные файлы или бумажные плакаты).

    Выступления с изложением результатов анализа – 40 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа На выступление каждой группы – 10-15 минут. После выступления каждой группы краткие вопросы и обсуждения.

    Подведение итогов – 5 минут

Ведущий семинара подводит итог выступлениям представителей групп и дискуссии.

Семинар 3. СВОТ-анализ как инструмент учета общественного мнения в стратегическом планировании на местном уровне (части 1 и 2)

ПЛАН

проведения семинара

Продолжительность семинара – 180 минут (2 занятия)

Цель семинара

Дать участникам семинара навыки применения СВОТ-анализа как одной из эффективных методик учета общественного мнения в стратегическом планировании

Задачи семинара

    Объяснить участникам семинара методику проведения СВОТ-анализа в ходе стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

    Обеспечить самостоятельное проведение участниками семинара СВОТ-анализа для нескольких муниципальных образований.

    Обсудить презентации работ участников семинара с разбором результатов работы.

Ведущий представляет технологию СВОТ-анализа. Слушатели работают в 3-5 группах, проводят СВОТ-анализ для конкретных муниципальных образований, представляют и обсуждают результаты работы. Предпочтительно рассматривать муниципальные образования, в которых проживают участники (или большинство участников).

Раздаточные материалы

Незаполненные формы СВОТ-анализа. 3

Примерный план проведения семинара

    Выступление ведущего семинара, объяснение метода работы, разбивка на группы (от 3 до 5 групп) – 15 минут.

Группам слушателей раздаются формы СВОТ-анализа.

    Работа в группах – 75 минут

Слушатели определяют сильные, слабые стороны муниципального образования, возможности и угрозы его развития. Данные сводятся в матрицу решений, в которой формулируются предложения по решению имеющихся проблем.

    Выступления с изложением результатов анализа – 80 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа, а также представляет матрицу решений. Оценивается и обсуждается возможность использования данного аналитического метода в практике планирования социально-экономического развития муниципального образования. На выступление каждой группы –10 минут. После выступления каждой группы проводится обсуждение.

    Подведение итогов – 10 минут

Слушатели обсуждают выступления коллег в форме свободной дискуссии.

Ведущий семинара подводит итог выступлениям представителей групп и дискуссии.