Секрет гениальных скрипок страдивари. Уникальное звучание скрипок страдивари объяснили особенностями химического состава древесины То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию


Она толкала инструмент в руки автора, несмотря на сопротивление. «Не возьму, боюсь повредить», сопротивлялся он. Но скрипач была неумолима и просто позволила скрипке выпасть из раскрытых рук. Автору не оставалось выбора, только подхватить бесценный инструмент. Восхищение лёгкостью и прочностью скрипки Страдивари трудно передать словами. Тем более, это была первая скрипка, которую он взял в руки. Тонкие листы дерева сложены в очень прочную и сложную конструкцию скрипки, которая кажется очень хрупкой. На самом деле закруглённые формы скрипки Страдивари находятся в сбалансированном напряжении со струнами инструмента, представляя лёгкую и жёсткую конструкцию.

Более всего запоминается неотделимая от инструмента подпись: Страдивари. Её можно рассмотреть на внутренней части задней стенки, если заглянуть через фигурный вырез.

Антонио Страдивари был Итальянским мастером струнных инструментов, который жил с 1644 по 1737 год. Он считается величайшим в мире мастером, который создавал непревзойдённого качества скрипки. Кроме скрипок, Страдивари изготавливал альты, мандолины, гитары и арфы. Каждый из сохранившихся инструментов имеет собственное имя и, преимущественно, звучит в руках самых известных исполнителей. Некоторые из них счастливые обладатели инструментов Страдивари. Скрипки Страдивари оцениваются в несколько миллионов долларов каждая и принадлежат очень богатым людям. Та, которую держал в руках автор, можно услышать в составе Тихоокеанского Симфонического оркестра благодаря любезному разрешению её владельца. Страдивари изготовил не менее тысячи инструментов. Примерно 650 из них сохранились, среди которых около 500 скрипок. Так называемый «золотой век» Страдивари относят к периоду 1700-1720х годов.

Страдивари (более известный в мире как Страдивариус) является учеником Николо Амати (Nicolaus Amati), одного из семейства мастеров, чьи инструменты тоже среди лучших в мире. Но скрипки работы Амати, Да Сало (Da Salo), Гарнери (Guarneri), Бергонзи (Bergonzi) не приблизились к уровню популярности скрипок Страдивари. По сегодняшний день исследователи пытаются раскрыть секрет скрипок Страдивари различными тестами и анализами. Что является ключевым в удивительных свойствах скрипки Страдивари? Лак, формы, клей, древесина? Может быть, способ сушки древесины или её обработки?

Попытки повторить уникальные свойства скрипок Страдивари, следуя канонической методике их изготовления, не увенчались успехом. Голос скрипок Страдивари считается непревзойденным. По крайней мере, так считает поп культура. Сегодня мы попытаемся выяснить, соответствует ли репутация скрипок Страдивари распространённому мнению. По крайней мере, в отношении уникальных звуковых качеств.

Великолепное звучание скрипки не столь субъективно, как скажем, вкус вина. Вкус это предмет индивидуальных предпочтений. Когда тот же вопрос возникает в отношении скрипки, определённые параметры поддаются измерению. Качество звучания можно описать возможностями тональности инструмента. И это вполне может быть доказательством, что раньше скрипки были «лучше». Чаще других приводится климатический аргумент.

Ближе к завершению, так называемого, Малого Ледникового Периода, около 1550-1850х годов, наступило время очень низкой солнечной активности (Минимум Маундера), примерно между 1645 и 1715 годами. Зима в Европе уже была достаточно холодна, усугубил ли это Минимум Маундера, спорят до сих пор. Так это или нет, но период роста древесины, которую использовал Антонио Страдивари, идеально совпадает с «золотым веком» его инструментов. Что также относится ко многим известным Итальянским мастерам того времени. В холодном климате деревья росли медленнее, годовые кольца уже, древесина плотнее. Если вы сегодня попытаетесь использовать древесину, аналогичную скрипкам Страдивари, она будет иметь меньшую плотность и звучать скрипка будет по-другому. Согласно этой теории, Френсис Шварц (Francis Schwarze), представляющий Федеральную Лабораторию Материалов Швейцарии, заявил в 2012 году, что обладает технологией получения древесины со свойствами Малого Ледникового Периода. В 2009 году Шварц демонстрировал, для сравнения, аудитории любителей и экспертов звучание скрипки Страдивари 1711 года и современной скрипки из специально обработанной древесины. По его заявлению и эксперты, и слушатели восприняли звучание современной скрипки как звучание одной из скрипок Страдивари.

Теперь самое время немного задуматься: А что же делает скрипки Страдивари столь особенными? Но перед этим следует спросить: Действительно ли скрипки Страдивари особенные? Очень много сил и времени потрачено на постижение секрета скрипок Страдивари. А почему, действительно, не поинтересоваться существует ли качественное отличие, о котором столько говорят.

Когда вы обладаете инструментом стоимостью в миллионы долларов, не всегда есть возможность сравнить с другими подобного уровня. Но это как раз то, что удалось сделать команде исследователей в 2010 году на Восьмом Международном Конкурсе Скрипачей в Индианаполисе. Владельцев шести скрипок исключительной ценности уговорили позволить провести наибольшее и максимально контролируемое тестирование инструментов. Шесть скрипок, включая три старинных классических инструмента: Гварнери, примерно 1740 года и пара Страдивари, примерно 1700-1715 года (точные даты изготовления не раскрывали для чистоты эксперимента). Их суммарная стоимость составляла около 10 миллионов долларов. Три остальные скрипки были современные инструменты высочайшего качества, причём одна из них была собрана за несколько дней до конкурса. Три современные скрипки оценивались суммарно в 100 тыс. долларов.

скрипач по очереди был задействован в тестировании. Они находились отдельно от судей и от конкурса. Все они были опытными скрипачами и их собственные инструменты, ни один из которых не участвовал в тестировании, оцениваются от 1800 долл. до 10 млн. долл. Единственное, что знали участники: Будем играть по очереди на разных инструментах, среди которых есть хотя бы одна скрипка Страдивари. Эксперимент был действительно дважды обезличенным, ни скрипачи, ни исследователи не знали, которая из скрипок звучит в данный момент. Для полного исключения возможной идентификации инструмента, тестирование проходило в притемнённом холле гостиницы, и все участники носили тёмные очки. Каждая скрипка была окроплена духами для сокрытия собственного запаха, скрипачи использовали свои смычки.

Всё было надёжно предоставлено случайности. Каждый из исследователей не знал происхождение скрипки, которую он сейчас передаёт скрипачу. Каждый из музыкантов, участвовавших по очереди, имел несколько заданий. Каждый должен был испытать 10 пар инструментов, сыграв по 1 минуте и назвав лучший в паре. В следующем этапе музыкант имел доступ ко всем шести инструментам по 20 минут на каждый. После этого следовало назвать лучший и худший по пяти параметрам, а также назвать инструмент, который хотелось бы оставить себе.

Каковы же были результаты? Оказались действительно неожиданны. Пять из шести скрипок получили примерно одинаковое предпочтение. Кем же оказался явный аутсайдер, которому почти никто не отдал предпочтения? Это была Страдивари 1700 года, с наиболее красочной историей. Каждая из пар, в которой не оказывалась эта Страдивари, разделяла предпочтения 50/50. Но когда она оказывалась в паре, не получала предпочтение в 80% случаев. Никто из участников не знал этого, каждый получал пару из новой и раритетной скрипки. Все три современные скрипки оказались, в итоге, на уровне старых.

Во втором туре тестирования (назвать лучшую и худшую по перечню параметров) результаты оказались также неожиданны. Четыре скрипки показали примерно одинаковый результат. Не получила предпочтений опять Страдивари 1700 года. Кроме этого, наметился явный фаворит и это отнюдь не раритетная Итальянская классика. Одна из современных скрипок превзошла результаты всех конкуренток. Из трёх старинных скрипок, Гварнери превзошёл обе скрипки работы Страдивари.

Семнадцать из 21 участников попытались высказать догадку, была скрипка современной или раритетной. Семеро не смогли определить вообще. Семеро ответили неправильно. И только трое дали верный ответ. В этом исследовании, только 14% профессиональных скрипачей, которые обладают инструментами ценностью до 10 млн долл, смогли отличить современный от инструмента 300 летнего возраста.

Одно исследование не может дать окончательного заключения. Были и другие, но не так тщательно проведённые. О чем всё это говорит? Какой бы клей, древесину, технологию не использовал Антонио Страдивари, его скрипки, вероятно, не лучше других, изготавливавшихся столетиями.

В чём же секрет Страдивари? В том, что секрета нет. Инструмент высочайшего качества вполне сопоставим с другими инструментами подобного уровня. Заявление об особенных, необъяснимых качествах не поддерживается данными тестов. Если подобная исключительность скрипок Страдивари ещё существует, это говорит о малом количестве тестов хорошего качества. Нет сомнений, что имя Страдивари самое известное из всех мастеров и его инструменты ещё очень долго будут занимать верхние строки аукционов. Малую часть в цене занимает качество. Остальное это репутация, историческая ценность и престиж, что никакое тестирование или спектральный анализ не сможет обнаружить.

Перевод Владимир Максименко 2014

Группа ученых из Тайваня и Германии пришла к выводу, что своим выдающимся звучанием скрипки Страдивари обязаны особому химическому составу древесины, который был достигнут благодаря обработке дерева специальным составом. Статья, посвященная исследованию, была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Как напоминает N+1 , скрипки мастера Антонио Страдивари, жившего в Кремоне во второй половине XVII - первой половине XVII веков, считаются лучшими инструментами в своем роде. Единственным скрипичным мастером, успех которого сравним с успехом Страдивари, был его современник и сосед Джузеппе Гварнери. По мнению многих музыкантов, звучание скрипок Страдивари и Гванери до сих пор остается непревзойденным, поэтому лучшие скрипачи обычно предпочитают их современным инструментам.

Тайваньские и немецкие исследователи решили выяснить, какие именно особенности скрипок двух великих мастеров делают их звучание уникальным. Для этого они провели химический анализ образцов древесины клена, используемой для изготовления задней панели инструментов, от двух скрипок и двух виолончелей Страдивари, а также одной скрипки Гварнери. Для сравнения исследователи также провели анализ древесины клена, из которой были изготовлены пять современных итальянских скрипок.

Спектроскопия ядерного магнитного резонанса (ЯМР), масс-спектрометрия и дифракция синхротронного рентгеновского излучения показали, что древесина инструментов Страдивари и Гварнери значительно отличается от древесины современных скрипок по составу органических и неорганических веществ. В частности, в старинных инструментах успело разложиться около трети гемицеллюлозы, а лигнин оказался частично окисленным.

При этом отличия в составе неорганических веществ оказались куда более заметными. Ученые выяснили, что древесина скрипок Страдивари была обработана сложным консервирующим составом, содержавшим алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк. По всей видимости, этот состав использовался мастером для предварительного вымачивания древесины.

В настоящее время такой способ подготовки древесины не используется при изготовлении скрипок - древесину для инструментов просто сушат на воздухе несколько лет. Кроме того, из документов XVIII и XIX веков следует, что и тогда скрипичные мастера не применяли специальных составов для обработки древесины.

По мнению исследователей, это позволяет предположить, что подобный способ подготовки древесины практиковался лишь некоторыми мастерами в Кремоне, а секрет минерального раствора был утрачен. Однако дальнейшие исследования могут помочь восстановить точный состав раствора.

Исследователи отмечают, что уникальное звучание скрипок мастеров из Кремоны, по всей видимости, объясняется сочетанием трех факторов: обработки дерева, его старения, а также вибраций при игре на инструментах, которые за несколько веков привели к изменению структуры древесных волокон.

Великого мастера струнных дел Антонио Страдивари нет с нами почти три столетия. Секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом…
В чем же секрет Антонио Страдивари, существовал ли он вообще, и почему мастер не передал тайну продолжателям своего рода?

«Из какой-то деревяшки…»

В детстве Антонио Страдивари просто сходил с ума при звуках музыки. Но, когда он пытался выразить пением то, что звучало у него в сердце, получалось настолько плохо, что все вокруг смеялись. У мальчика была еще одна страсть: он постоянно таскал с собой маленький карманный ножик, которым оттачивал многочисленные деревяшки, попадавшиеся под руку.

Родители прочили Антонио карьеру краснодеревщика, которыми славился его родной город Кремона в Северной Италии. Но однажды 11-летний мальчик услышал, что Николо Амати, лучший скрипичных дел мастер всей Италии, тоже живет в их городе!
Новость не могла не вдохновить мальчугана: ведь не меньше, чем звуки человеческого голоса, Антонио обожал слушать скрипку… И он стал учеником великого мастера.

Спустя годы этот итальянский мальчишка прославится как производитель самых дорогих в мире скрипок. Его изделия, которые продавались в XVII веке за 166 кремонских лир (примерно 700 современных долларов), через 300 лет будут уходить с молотка за 4-5 миллионов долларов каждая!

Однако тогда, в 1655 году, Антонио был всего лишь одним из многочисленных учеников синьора Амати, которые бесплатно работали на мастера в обмен на знания. Свою карьеру Страдивари начал с должности… мальчика на побегушках. Он как ветер носился по солнечной Кремоне, доставляя многочисленные записки Амати поставщикам дерева, мяснику или молочнику.

По дороге в мастерскую Антонио недоумевал: зачем его мастеру нужны такие старые, на вид никуда не годные деревяшки? И почему мясник в ответ на записку синьора часто вместо аппетитно пахнущих чесноком колбас заворачивает мерзкие кроваво-красные кишки? Безусловно, большинством знаний учитель делился с учениками, которые всегда слушали его, раскрыв от изумления рты.

Большинством – но не всеми… Некоторым хитростям, благодаря которым скрипка обретала вдруг свой неповторимый, ни на кого не похожий голос, Амати обучал только старшего сына. Такова была традиция старых мастеров: самые важные секреты должны были оставаться в семье.
Первое серьезное дело, которое стали поручать Страдивари, - изготовление струн. В доме мастера Амати их делали из… внутренностей ягнят. Антонио старательно вымачивал кишки в какой-то странно пахнущей воде (потом мальчик узнал, что этот раствор – щелочной, созданный на основе мыла), сушил их и затем скручивал. Так Страдивари стал потихоньку узнавать первые секреты мастерства.

Например, оказалось, что не все жилы подходят для перерождения в благородные струны. Самый лучший материал, усвоил Антонио, это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Оказалось, что качество струн зависит и от района пастбища, и от времени убоя, от свойств воды и еще от массы факторов…

У мальчика голова шла кругом, а ведь это было только начало! Потом наступил черед дерева. Тут Страдивари понял, почему синьор Амати иногда отдавал предпочтение невзрачным на вид деревяшкам: неважно, как выглядит дерево, главное – как оно звучит!

Николо Амати уже несколько раз показывал мальчику, как способно петь дерево. Он слегка притрагивался ногтем к кусочку дерева, и оно вдруг отдавалось едва слышным звоном!

Все сорта дерева, рассказывал Амати уже подросшему Страдивари, и даже части одного ствола отличаются по звуку друг от друга. Поэтому верхнюю часть деки (поверхность скрипки) надо изготавливать из ели, а нижнюю – из клена. Причем самые «нежно поющие» ели – те, что выросли в Швейцарских Альпах. Именно эти деревья и предпочитали использовать все кремонские мастера.

Как учитель, не более

Мальчик превратился в подростка, а затем стал взрослым мужчиной… Однако за все это время не было и дня, чтобы он не оттачивал свое мастерство. Друзья только изумлялись такому терпению и смеялись: мол, Страдивари так и умрет в чужой мастерской, навсегда оставшись еще одним безвестным подмастерьем великого Николо Амати…

Однако сам Страдивари оставался спокоен: счет его скрипкам, первую из которых он создал в 22 года, уже пошел на десятки. И пусть на всех стояло клеймо «Сделано Николо Амати в Кремоне», Антонио чувствовал, что мастерство его растет и он наконец сможет сам получить почетное звание мастера.
Правда, к тому времени, когда он открыл собственную мастерскую, Страдивари исполнилось 40. Тогда же Антонио и женился на Франческе Феррабочи, дочери богатого лавочника. Он стал уважаемым скрипичных дел мастером. Хотя Антонио так и не превзошел своего учителя, но заказы на его маленькие, покрытые желтым лаком скрипки (точь-в-точь такие же, как и у Николо Амати) приходили со всей Италии.

А в мастерской Страдивари уже появились первые ученики, готовые, как и он сам когда-то, ловить каждое слово учителя. Богиня любви Венера тоже благословила союз Антонио и Франчески: один за другим на свет появились пятеро черноволосых ребятишек, здоровых и бойких.

Страдивари уже начал мечтать о спокойной старости, как в Кремону пришел кошмар – чума. В тот год эпидемия унесла тысячи жизней, не пощадив ни бедных, ни богатых, ни женщин, ни детей. Старуха с косой не прошла и мимо семьи Страдивари: от ужасной болезни скончались его любимая супруга Франческа и все 5 пятеро детей.

Страдивари погрузился в бездну отчаяния. У него опустились руки, он не мог смотреть даже на скрипки, к которым относился как к собственным детям. Иногда он брал одну из них в руки, проводил смычком, долго вслушивался в пронзительно-печальный звук и клал, обессиленный, обратно.

Золотой период

От отчаяния Антонио Страдивари спас один из его учеников. После эпидемии мальчика долго не было в мастерской, а когда появился, он горько заплакал и сказал, что больше не может быть учеником великого синьора Страдивари: его родители умерли и теперь он сам должен зарабатывать себе на пропитание…

Страдивари пожалел мальчишку и взял его к себе в дом, а через несколько лет и вовсе усыновил. Снова став отцом, Антонио вдруг заново ощутил вкус к жизни. Он с удвоенным рвением принялся за изучение скрипки, ощутив острое желание создать что-то необыкновенное, а не копии, пусть даже и превосходные, скрипок своего учителя.

Этим мечтам суждено было сбыться не скоро: только в возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал новую модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

С этого времени у Страдивари начался «золотой период»: он создал лучшие по концертным качествам инструменты и получил прозвище «супер-Страдивари». Летящий неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел…

Созданные им скрипки звучали так необыкновенно, что это тут же породило множество слухов: поговаривали, что старик продал душу дьяволу! Ведь обычный человек, пусть даже обладающий золотыми руками, не может заставить кусок дерева издавать звуки, подобные пению ангелов.

Некоторые люди всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, – это обломки Ноева ковчега.

Современные ученые просто констатируют факт: мастеру удалось придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатейший тембр, более высокий тон, чем у того же Амати, а также усилить звук.

Вместе со славой, разлетевшейся далеко за пределы Италии, Антонио обрел и новую любовь. Он женился - и снова счастливо – на вдове Марии Замбелли. Мария родила ему пятерых ребятишек, двое из которых – Франческо и Омобоне - тоже стали скрипичными мастерами, но отца не смогли не только превзойти, но и повторить.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам – Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый.

Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 93 года.

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год.
Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них – скрипки.

Параметры чуда

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики - а звук все равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз ученые выдвигают все более и более фантастические версии.

По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Рассказывали, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Впрочем, ученые выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашелся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент – полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.
Некоторые ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Дерево имело повышенную плотность, что, по мнению исследователей, и придало отличительное звучание его инструментам. Другие считают, что секрет Страдивари – в форме инструмента.

Говорят, все дело в том, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придает изделиям кремонского мастера дополнительное очарование

Но ученые-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остается только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Величайший на все времена мастер смычковых инструментов родился в Италии в 1644 г. в селении близ Кремона. Сюда семья Страдивари перебралась из Кремона, когда там свирепствовала чума. Здесь прошло детство будущего скрипичного мастера. В юности Антонио пробовал стать ваятелем, художником, резчиком по дереву, что потом поможет ему безошибочно подбирать материал для своих шедевров. Позже он увлекся игрой на скрипке. К сожалению и тут его ждало разочарование — при наличии идеального музыкального слуха его пальцам не хватало подвижности. Увлекшись скрипками, он устроился в мастерскую Николо Амати, внука родоначальника известной династии итальянских скрипичных мастеров — Андреа Амати.

В мастерской Антонио работал бесплатно, в обмен на полученные здесь знания. Никколо Амати оказался не только прекрасным скрипичным мастером, но и хорошим учителем как для А. Страдивари, так и для другого ученика — А. Гварнери, ставшим со временем также знаменитым мастером. В 1666 г. Страдивари сделал свою первую скрипку, звуки которой напоминали скрипки его учителя. Ему же хотелось сделать ее другой. С каждым вновь созданным инструментом совершенствуется его звук, улучшается качество. В 1680 г. он начинает работать самостоятельно. В поисках собственного стиля он пытается уйти от дизайна Амати, использует новые материалы, другой способ обработки. У его скрипок разная форма: одни он делает уже, другие — шире, некоторые из них были короче, другие — длиннее. Его инструменты украшали кусочки перламутра, слоновой кости, изображения купидончиков или цветов. Но главное отличие его скрипок от других заключалось в необыкновенном, особом звучании.

Долгие годы мастер искал свою собственную модель, улучшая и совершенствуя свои скрипки, пока, наконец, в 1700 году он сконструировал свою непревзойденную скрипку. До конца своих дней мастер продолжал экспериментировать, но принципиальных отклонений от уже созданной модели больше не делал. Долгие годы мастер упорно и кропотливо отрабатывал технику обработки древесины, сочетал разные породы дерева, получая согласованное звучание разных частей скрипки. Для верхней деки Страдивари брал ель, для нижней — клен. Мастер был одним из первых, кто заметил, что звучание скрипки во многом зависит от свойств лака, которым покрывали инструмент и используемую для этого древесину. Купить матовый лак для дерева из разных пород древесины по доступной цене. Благодаря эластичности лака деки могли резонировать и «дышать», что придавало тембру особенный «объемный» звук. Предполагают, что смеси готовились из смол деревьев, росших в Тирольских лесах, однако, точный состав лаков так и не был установлен. Каждая скрипка, изготовленная великим мастером, подобно живому существу, имела свое имя и ни с чем не сравнимый неповторимый голос. Ни один мастер в мире не сумел достичь подобного совершенства.

За свою долгую, 93-летнюю жизнь Страдивари подарил миру более тысячи скрипок, каждая из которых прекрасна и уникальна. Самыми лучшими из них считаются инструменты, созданные мастером с 1698 по 1725 годы. К сожалению, сегодня в мире насчитывается около 600 подлинных инструментов. Попытки скрипичных мастеров создать подобие скрипки Страдивари не увенчались успехом. Антонио Страдивари был женат дважды. От первого брака у него осталось трое детей. Они жили в просторном доме, где у мастера была собственная мастерская. К сожалению, жена умерла от одной из эпидемий, которые в те времена случались часто и уносили жизни многих людей. Страдивари женился во второй раз. В этом браке у него было шестеро детей. Двое его детей, Франческо и Омобоно, когда подросли, стали работать вместе с отцом, где постигали секреты его мастерства. Они научились делать великолепные инструменты, но ни один из них не достиг совершенства формы и красоты звучания скрипки отца. Сам мастер продолжал изготавливать инструменты будучи уже почтенным старцем. Страдивари умер на 94-м году жизни, в 1737 году. Последняя скрипка гениального мастера появилась на свет, когда ему было 93 года.

, изготовленную в 1700 году, с экспертной оценкой от миллиона до полутора миллионов долларов , сообщает официальный сайт "Кристис". Скрипка выставлена под названием "Пенни" (The Penny) в честь ее последней владелицы - британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни, скончавшейся в 2007 году. Пенни вписала свое имя в мировую музыкальную культуру уже тем, что стала первой женщиной в струнной группе Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего "голоса".

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.

Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.

Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна - в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько - в частном владении.

Ученые и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Еще при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.

Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и "дышать". Это придает тембру характерный "объемный" звук.

По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.