Презентация на тему «Осень глазами поэта и ученого. "Золотая осень"



Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора…


Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...


Афанасий Фет "Осенью"

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.


К.Д.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


Ласточки пропали,

А

А.С.Пушкин

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.



Марина Балясова
План-конспект интегрированного занятия по музыке «Осень глазами поэтов, художников, композиторов»

План-конспект интегрированного занятия по музыке в подготовительной к школе группе по теме «Осень глазами - поэтов , художников , композиторов »

Тема : ««Осень глазами - поэтов , художников , композиторов »

Цель : Обеспечить полноценное эмоциональное переживание через синтез трёх видов искусств (музыка , ИЗО, литература, получение опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру.

Основным средством достижения этой цели является музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года»

Программное содержание :

1. Формирование умения слушать музыку и анализировать её .

2. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса . На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляющихся сначала через избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

3. Обогащать впечатления детей, знакомя их с предлагаемыми музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

Предварительная работа : Разучивание песни «Художница осень » , повторение понятий : композитор , художник , поэт , повторение средств музыкальной выразительности .

Индивидуальная работа : Отображение в «звучащих жестах» , пение звуков «капающего дождя» . (Прием «а – капелла, пластическое интонирование» ).

Оборудование : фортепиано, мультимедиа, ноутбук, колонки.

Ход мероприятия: 30 мин.

Приветствие

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети : Да!

2. Часть : 20 мин. Во время рассказа звучит спокойная музыка .

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес .

А теперь закройте глаза . Сейчас я нарисую вам тему нашего урока – нарисую звуками по тишине (шуршит припасёнными заранее листьями) . Слышите? Как приятно шуршат листья. Кажется, этот шорох витает в самом воздухе и отзывается в нашей душе чудесной музыкой

Звучит пьеса «Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Учитель тихо читает под музыку :

Листьям - Время опадать,

Птицам - Время улетать,

Грибникам - Блуждать в тумане,

Ветру - В трубах завывать

Солнцу - стынуть, Тучам - литься,

Нам с тобой - Идти учиться

(И. Мазинин)

Отгадать загадку просим -

Что за время года?

Дети : Осень

А теперь потихоньку откройте глаза

Дети открывают глаза , на экране – репродукция картины осеннего пейзажа .

Муз. рук : Итак, тема нашего занятия - Осень . Осень такая , какой её видят поэты , художники , композиторы . Осень такая , какой её видим мы – ведь все люди разные, и у каждого – свой взгляд, своё мнение. Сегодня мы попытаемся «услышать» осень . Увидеть её, почувствовать её настроение, выраженное в самых разных произведениях искусства.

Но прежде давайте вместе подумаем, а какая она, осень ? Что вы можете рассказать об этом времени года?

Дети описывают самые важные на их взгляд признаки и черты осени .

Муз. рук :: Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать художник , что ему понадобится для этого?

Ответы детей….

А что нужно композитору , чтобы нарисовать картину осени ?

Ответы детей….

А с помощью чего изобразит осень поэт ?

Ответы детей….

(Музыкальный руководитель старается, чтобы в ходе обсуждения дети описали основные средства выразительности, характерные для каждого вида искусства)

Музыкальный руководитель : А вот если соберутся вместе поэт и композитор , что у них получится?

Получится песня. Давайте с вами сейчас пропоем разученную ранее на занятиях песню об осени . «Художница осень » .

Муз. рук : Какую осень нам с вами нарисовала эта песня?

Дети : Яркую, чудесную, с расписными листьями, яркими красками.

Муз. рук : Какое настроение дарит нам эта песня? С помощью, каких средств выразительности?

Дети : Радостное, чудесное. При помощи интонации, языка звуков, яркой мелодии.

Муз. рук : Молодцы! Кто создал эту песню? Как называется человек, который пишет музыку и человек , который пишет стихи?

Дети : Композитор и поэт .

Муз. рук : Верно. А сейчас мы с вами ребята перейдем к разделу «Осень в поэзии » и о ком будет идти речь в этом разделе, о композиторах или о поэтах ?

Ответы детей…

Муз. рук : (Слайд 4) Зачитывает, стих. со слайда. Портрет, какого поэта изображен на слайде ?

Ответы детей…

Послушайте замечательное стихотворение русского поэта про осень . Какое настроение несёт нам это стихотворение?

Ответы детей…

Муз рук : Почему?

Ответы детей : (унылая пора, печальный шум, туман) - словосочетания из стиха.

Муз рук : В осеннее время года часто идёт дождь, попробуем изобразить капающий дождь голосом и покажите мне «пальчиком по ладошке, как дождь капает» -выполняют муз. упражнение.

Муз рук : Верно. А сейчас мы с вами обратимся к следующему разделу занятия . Как называется человек, который пишет картины?

Ответы детей…

Муз. рук : Итак «Осень глазами художников » . Давайте с вами познакомимся с картиной великого художника И . Левитана «Золотая осень » (слайд 8) . Какое настроение создает нам эта картина?

Ответы детей : Яркое, радостное, сияющее.

Муз. рук : С помощью чего художник создает нам такое настроение?

Ответы детей : С помощью ярких красок, которыми художник рисовал эту картину .

Муз. рук : И ещё раз мне напомните специальность человека, пишущего музыку ?

Дети : Композитор !

Муз. рук : И последний раздел нашего занятия «Осень глазами композиторов »

(Слайд 10) портрет какого композитора изображен на слайде ?

Дети : Великий русский композитор классик Петр Ильич Чайковский.

Муз. рук : С какими произведениями Чайковского вы знакомы?

Дети : Детский альбом.

Муз. рук : Молодцы, а сегодня мы с вами познакомимся с другим альбомом композитора .

Он называется времена года. Какие времена года вы знаете, и какие месяцы в них входят?

Ответы детей….

Муз. рук : Вот и в альбоме Чаковского все эти месяцы живут. мы послушаем с вами сейчас пьесу «Апрель» Какое настроение дарит нам эта музыка ?

Дети : Весеннее, легкое, теплое.

Муз. рук : С помощью чего композитор создал это настроение в пьесе?

Дети : С помощью нежной и теплой мелодии.

Муз. рук : Молодцы.

Муз. рук : Так какую осень описывают в своих произведениях композиторы , поэты и художники .

Муз. рук : Яркую, чудесную, добрую. любимую.

Муз. рук : Молодцы ребята, до новых интересных встреч .

Публикации по теме:

Месяц Тема Цель Примерное содержание работы Сентябрь Устное народное творчество Формировать представление о традициях,.

Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ. Задачи: Помочь.

Итоговая НОД «Образ птицы в произведениях поэтов, художников, композиторов» Приобщение детей к миру прекрасного, формирование их вкуса, общей культуры происходит через их знакомство с лучшими произведениями классической.

Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы. -Упражнять.

Сферы применения – наука и техника, образование, популяризация научных достижений, справочная и энциклопедическая литература. Цели – сообщение о научно-технических открытиях, их разъяснение, т.е. описание закономерностей, теорий и пр. Жанры – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники, монографии, рефераты, диссертации, рецензии. Характерные стилевые черты – объективность, монологичность, смысловая точность (терминологичность), подчеркнутая логичность, доказательность в изложении материала, абстрактность (отвлеченность, обобщенность), некоторая сухость речи. Используемые языковые средства: лексические – специальная лексика, в том числе научные термины, тщательный подбор однозначных слов или многозначных слов в прямом значении, употребление слов в предельно абстрактном значении; морфологические – преобладание абстрактных и вещественных сущ., местоимений 3- го лица, кратких прилаг., причастий и деепричастий, глаголов несов. в. в наст. вр., указательных и определительных мест.; синтаксические – прямой порядок слов, вводные конструкции, сложные предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами, страдательные и безличные конструкции, отсутствие авторских вопросительных и восклицательных предложений; текстовые – выдержанная структура рассуждения, стандартные обороты речи.

Алексей Константинович Толстой
Осень.
Обсыпает весь наш

бедный сад
.
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
.

Осень любили многие русские художники, поэты и писатели.
В своих произведениях они восхваляли красоту этого времени года.
Фёдор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Мудрак
Ирина
,
3
Б класс
Красавица осень
Осень глазами художников и поэтов
Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А это «Золотая осень» Василия Поленова
Это известная картина Исаака Левитана «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна глазами художников и поэтов

Презентация содержит иллюстрации известных картин о весне русских художников, краткое описание картин, стихи о весне и фотографии к ним....

Презентация к классному часу "Осень в произведениях русских поэтов и художников"

На классном часе дети читают стихи русских поэтов, рассказывают о художниках, слушают музыку, поют песни. ...

Осень в поэзии.


Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал.


Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин


Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин


Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной. Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... И.Бунин


Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев


Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось... С. Есенин


Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А. Плещеев


Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт


Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Н. Некрасов






И. Левитан «Золотая осень»


В. Поленов «Золотая осень»


И. Остроухов «Золотая осень»