Не поставим на 08 счет. Повышение ндс и другие новации по налогу


В главу 21 Налогового кодекса РФ внесены масштабные изменения по НДС. Есть серьезные поправки в порядке исчисления и уплаты НДС, которые касаются большинства налогоплательщиков, есть и незначительные технические. Причем некоторые новые нормы сняли ранее существующие спорные моменты. Эксперты 1С подготовили для вас обзор изменений по НДС, которые действуют как с 1 октября 2018 года, так и с 1 января 2019 года.

С 2019 года повышаются размеры ставок НДС

Одна из важных поправок - повышение со следующего года ставок НДС.

Увеличение основной ставки НДС

На 2 процентных пункта (с 18 % до 20 %) увеличена основная ставка НДС (пп. «в» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ). При этом сохранены пониженные ставки налога в размере 10 % (для случаев реализации продовольственных, медицинских товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий согласно перечням, утв. Правительством РФ) и 0 % (в частности, при реализации товаров на экспорт и международных перевозках).

Ставка НДС в размере 20 % начнет действовать с 01.01.2019. Она применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с этой же даты (ч. 3, 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ). Как поясняет Минфин России, ставка НДС 20 % действует с 01.01.2019 в отношении перечисленных операций по реализации, даже если предоплата по ним поступила до этой даты (см. письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290).

Однако поправками не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Имеется в виду случай, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году).

Пример

Несмотря на отсутствие официальных разъяснений, полагаем, что стороны договора в условиях изменившихся ставок после аванса могут поступить так:

  1. Оставить стоимость услуг неизменной. В таком случае разницу в 2 % между прежней и новой ставкой налога исполнитель перечислит за счет собственных средств или договорится с заказчиком о доплате этой суммы.
  2. Изменить стоимость услуг без НДС. В связи с этим потребуется внести изменения в первоначальный договор (например, путем оформления дополнительного соглашения), в котором окончательная стоимость по договору с НДС останется прежней, а стоимость без учета налога будет ниже. Так, в дополнительном соглашении стороны вправе прописать, что стоимость услуг без НДС составляет 59 000 руб., а НДС по ставке 20 % - 11 800 руб. (итоговая стоимость с учетом налога остается прежней - 70 800 руб.).

Увеличение расчетной ставки НДС

Отметим, что также повышается расчетная ставка НДС с 18/118 до 20/120 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Напомним, что один из случаев исчисления НДС по указанной расчетной ставке - получение предоплаты (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Также повышена и расчетная ставка налога 15,25 %. Она увеличена до 16,67 % (п. 2, 5 ст. 1 Закона № 303-ФЗ).

По этой ставке налог исчисляется в двух случаях:

  1. При продаже предприятия как имущественного комплекса (п. 4 ст. 158 НК РФ).

Под такой операцией подразумевается реализация самого здания предприятия, а также земельного участка, оборудования, инвентаря, продукции, прав требования, задолженности, исключительных прав и иного имущества и имущественных прав, перечисленных в п. 2 ст. 132 ГК РФ.

С применением расчетной ставки облагается стоимость каждого вида имущества (имущественных прав), входящего в состав предприятия (п. 4 ст. 164 НК РФ).

  1. При оказании услуг в электронной форме иностранными IT-компаниями российским юрлицам и физлицам (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

Это услуги, перечисленные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. Например, размещение предложений о бронировании гостиничных номеров через интернет.

Сейчас IT-организации при оказании подобных услуг регистрируются в российских налоговых органах, только если оказывают их физлицам, не зарегистрированным в качестве ИП.

С 01.01.2019 иностранные компании должны исполнять обязанность по постановке на учет и уплате НДС при оказании упомянутых услуг любым покупателям, т. е. как организациям, так и физлицам (в т. ч. ИП).

По увеличенной расчетной ставке налог нужно исчислять с 01.01.2019. Она применяется к правоотношениям с этой же даты (ч. 3, 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).

Внутренние авиаперевозки на Дальний Восток будут облагаться по ставке НДС 0 %

В настоящее время с применением ставки НДС 0 % облагается стоимость услуг по авиаперевозке пассажиров и багажа, если пункт отправления либо пункт назначения расположены на территории Крыма, г. Севастополя или Калининградской области (пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ранее планировалось, что нулевая ставка при осуществлении указанных перевозок должна действовать до окончания 2018 года (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 № 151-ФЗ в старой редакции). Поправками льготный период продлен до 31.12.2024 (ст. 2 Закона № 303-ФЗ).

Кроме того, право исчислять НДС по нулевой ставке предоставлено плательщикам, осуществляющим внутренние авиаперевозки пассажиров и багажа, при которых пункт отправления и (или) пункт назначения расположен на территории Дальневосточного федерального округа (пп. «а» п. 3 ст. 1 Закона № 303-ФЗ). Ставка 0 % в отношении таких перевозок начинает действовать с 01.10.2018 (ч. 2 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).

Отметим, что при дальневосточных перевозках нулевая ставка НДС применяется и в случае, когда оба пункта (отправления и назначения) находятся на территории Дальневосточного округа.

Новое в вычете по НДС для налогоплательщиков, финансируемых из бюджета

В отдельных случаях налогоплательщики не вправе принять к вычету входной НДС при приобретении товаров (работ, услуг). В частности, это ситуация, когда оплата осуществляется за счет бюджетных субсидий или инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Помимо этого, если вначале налогоплательщик оплатил товары (работы, услуги), заявил вычет НДС, а затем получил из бюджета субсидии или инвестиции на компенсацию понесенных затрат, вычет необходимо восстановить (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Для субъектов естественных монополий до 01.01.2019 предоставлена отсрочка в применении указанных положений (ч. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ в прежней редакции).

Поправками эта норма отменена (ст. 3 Закона № 303-ФЗ). В то же время предусмотрено следующее: если субсидии получены до 31.12.2018 (включительно), входной НДС со стоимости приобретения за счет них товаров (работ, услуг) можно заявить к вычету, причем вычет возможен не только в 2018 году, но и позднее (главное, чтобы субсидии были получены до 31.12.2018 включительно). Это установлено статьей 4 Закона № 303-ФЗ и распространяется не только на субъекты естественных монополий, но и на нижеуказанных плательщиков:

1. Сельхозтоваропроизводителей.

2. Организаций-производителей, получивших субсидии на покрытие затрат, связанных:

  • с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (в т. ч. сельхозтехники);
  • с использованием энергоресурсов (энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности);
  • с осуществлением НИОКР и проведением испытаний колесных транспортных средств.

3. Организаций-концессионеров (при условии, что концессионные соглашения заключены до 01.01.2018).

С предоплаты в счет передачи имущественных прав придется заплатить НДС

Закон № 302-ФЗ внес изменения в пункт 1 статьи 154 НК РФ. В этом пункте прописано, как определять налоговую базу по НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав, перечисленных в абзаце 2 пункта 1, пунктах 2-4 статьи 155 НК РФ. Речь идет о получении предоплаты в счет:

  • уступки первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (п. 2 ст. 155 НК РФ);
  • передачи прав на жилые дома и помещения, гаражи и машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).

Налог в этих случаях уплачивается не со всей суммы предоплаты, а с разницы между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования). Причем сумма таких расходов берется пропорционально доле предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это означает, что с предоплаты в счет последующей передачи перечисленных имущественных прав следует исчислить и уплатить НДС в бюджет. Причем налог следует исчислять по расчетной ставке 18/118. Напомним, что ранее на этот вопрос НК РФ не давал однозначного ответа. Поэтому контролирующие органы настаивали на уплате НДС со всей суммы полученного аванса (см. подробнее в  1С:ИТС).

Уплаченный авансовый НДС продавец сможет заявить к вычету с даты передачи имущественных прав. Соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 172 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения действуют с 01.10.2018 и распространяются на авансы, полученные после этой даты.

Несмотря на то, что законодатель снял некоторые вопросы, по-прежнему не вполне ясно, нужно ли платить НДС при получении предоплаты в счет последующей передачи прав на заключение договора, арендных прав, перечисленных в пункте 5 статьи 155 НК РФ.

Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки экспортерами

Законодатель упростил порядок подтверждения нулевой ставки НДС для экспортных операций.

Во-первых , разрешено применение нулевой ставки НДС не только при экспорте товара иностранному лицу, но и обособленному подразделению российской организации за пределами ЕАЭС. В подтверждение этой льготы экспортер может представить контракт с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). До этого применение нулевой ставки НДС в таком случае было невозможно, так как в списке подтверждающих документов был только контракт с иностранным покупателем. Поэтому российские организации, ведущие активную деятельность за рубежом, были вынуждены создавать иностранные юрлица, чтобы воспользоваться льготой.

Во-вторых , экспортерам разрешили повторно не представлять в налоговый орган договоры (контракты). Вместо этого налоговому органу следует сообщить реквизиты документа, которым (приложением к которому) ранее были представлены контракты (договоры), а также наименование налогового органа, в который они были поданы. Это нововведение упрощает жизнь экспортеров, у которых заключены долгосрочные контракты на поставку.

В-третьих , исключили обязанность экспортера представлять в подтверждение нулевой ставки транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Связано это с тем, что информация о вывозе товара за границу поступает налоговым органам от таможенных в соответствии с пунктом 17 статьи 165 НК РФ. Однако не рекомендуем налогоплательщикам избавляться от перечисленных документов раньше времени, ведь налоговый орган может их истребовать, если представленная плательщиком информация не соответствует сведениям, полученным от таможенников (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). На подачу пояснений и документов налогоплательщику дается 15 дней. Если вывоз товара за пределы ЕАЭС не подтвержден, то нулевая ставка НДС не будет подтверждена (пп. «к» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

В-четвертых , уточнен порядок представления транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров из РФ в другие страны ЕАЭС (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией, если плательщик подает в налоговый орган перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме. Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные и иные документы, сведения о которых включены в этот перечень заявлений. Налогоплательщик обязан представить истребуемые документы (их копии) в течение 30 календарных дней с даты получения требования. Если эти требования не будут исполнены, то обоснованность нулевой ставки НДС считается неподтвержденной.

Перечисленные изменения вступают в силу с 01.10.2018. Полагаем, что они применяются в отношении товаров, реализованных на экспорт после этой даты.

Право на заявительный порядок возмещения НДС получат больше налогоплательщиков

В настоящее время право на ускоренный порядок возмещения НДС есть у налогоплательщиков-организаций, которые за три календарных года, предшествующих подаче заявления на применение этого порядка, уплатили в бюджет не менее 7 млрд руб. налогов. Теперь эта сумма уменьшится до 2 млрд руб. Это означает, что еще больше налогоплательщиков смогут воспользоваться этим порядком.

Аналогичным образом смягчены требования к поручителю.

Также увеличена возможная сумма обязательств поручителя: теперь она может составлять до 50 % от стоимости его чистых активов. До изменений сумма была в пределах 20 %. Благодаря изменениям поручитель сможет выдать больше поручений (п. 10 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения действуют с 01.10.2018.

Новые правила для налоговых агентов по НДС

Обязанности налоговых агентов по НДС возложили на перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые в рамках посреднических отношений реализуют услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров. Указанное правило не распространяется на услуги, перечисленные в подпунктах 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, которые облагаются по нулевой ставке НДС.

Об этом говорится в новом пункте 5.1 статьи 161 НК РФ (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

Кроме того, отменили обязанность вести журнал учета счетов-фактур для налоговых агентов-посредников, перечисленных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это налоговые агенты по НДС:

  • при реализации бесхозяйного, конфискованного имущества (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц по посредническим договорам (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • реализации услуг по предоставлению подвижного состава и контейнеров для ж/д перевозок в рамках посреднических отношений (п. 5.1 ст. 161 НК РФ).

Для обоснования применения ставки НДС 0 % такие организации вместе с декларацией по НДС должны сдавать в налоговый орган реестр документов (чеков), выданных иностранцам для возврата налога с указанием суммы возвращенного им НДС.

До утверждения «обязательной» формы реестра документов (чеков) для компенсации НДС участникам системы Tax Free налоговое ведомство разработало рекомендуемые форму и формат указанного документа (письмо ФНС России от 31.05.2018 № ЕД-4-15/11499@).

До принятия к учету объектов основных средств и нематериальных активов информация о затратах на такие объекты обобщается на активном синтетическом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ().

Субсчета к счету 08

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению к счету 08 предполагается открытие, в частности, следующих субсчетов:

Субсчет к счету 08 Что учитывается
08-1 «Приобретение земельных участков» Затраты по приобретению земельных участков
08-2 «Приобретение объектов природопользования» Затраты по приобретению объектов природопользования
08-3 «Строительство объектов основных средств»
Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, вне зависимости от того, производится строительство подрядным или хозяйственным способом
08-4 «Приобретение объектов основных средств»
Затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа
08-5 «Приобретение нематериальных активов» Затраты на приобретение нематериальных активов
08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»
Затраты по выращиванию молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо
08-7 «Приобретение взрослых животных»
Стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

По дебету 08 счета бухгалтерского учета формируется первоначальная стоимость активов, а по кредиту списывается эта сформированная стоимость объектов при их принятии к учету в составе основных средств, нематериальных активов, а также при выбытии объектов внеоборотных активов.

Аналитический учет

Аналитический учет на счете 08 организуется, в первую очередь, по видам учитываемых активов. Так, в частности, учет на счете 08 ведется

  • по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств;
  • по каждому приобретенному объекту нематериальных активов;
  • по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.);
  • по видам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Типовые бухгалтерские записи по счету 08

Приведем некоторые типовые проводки по бухгалтерскому учету вложений во внеоборотные активы (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Для удобства представления в табличной форме субсчета к счету 08 не приводятся:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начислена амортизация оборудования, участвующего в создании нового объекта внеоборотных активов 08
02 «Амортизация основных средств»
Сдано оборудование в монтаж 07 «Оборудование к установке»
Списаны материалы на строительство здания 10 «Материалы»
Учтен молодняк животных, переводимый в основное стадо 11 «Животные на выращивании и откорме»
Отражено приобретение объекта основных средств (нематериальных активов) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражены расходы по долгосрочному кредиту, включаемые в первоначальную стоимость инвестиционного актива 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
Начислена заработная плата работникам, занятым строительством объекта основных средств 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Начислены страховые взносы с заработной платы работников, занятых НИОКР 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Получен объект НМА в качестве вклада в уставный капитал 75 «Расчеты с учредителями»
Получен безвозмездно объект основных средств 98 «Доходы будущих периодов»
Принят к учету объект основных средств 01 «Основные средства» 08
Принят к учету объект основных средств, учтенный в составе доходных вложений в материальные ценности 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
Принят к учету объект нематериальных активов 04 «Нематериальные активы»
Списана учетная стоимость проданного объекта, учитываемого на счете 08 91 «Прочие доходы и расходы»
Отражена выявленная в результате инвентаризации недостача вложений во внеоборотные активы 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Безвозмездно полученные взрослые животные в оценке по рыночной стоимости отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом: по продуктивному скоту - счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы"; по рабочему скоту - счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные получения".

Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают со счета 08 счета 01 "Основные средства", субсчет 4 "Скот рабочий и продуктивный".

На субсчете 08-8 "Закладка и выращивание многолетних насаждений" учитываются затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений.

Аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведут по видам многолетних насаждений, годам посадки и их местонахождению. Например: затраты по выращиванию яблоневого сада посадки 1999 года в бригаде N 4; затраты по закладке и выращиванию сливового сада посадки 2000 года в отделении N 5 и т.д.

Поскольку технология и характер производственных процессов при закладке и выращивании многолетних насаждений аналогичны общей технологии производства в отрасли растениеводства, затраты по этому субсчету учитывают по тем же статьям, что и по отрасли растениеводства.

Особенностью учета вложения во внеоборотные активы по закладке и выращиванию многолетних насаждений является то, что на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" их учитывают только в пределах одного календарного года, хотя процесс выращивания насаждений длится несколько лет, то есть учитывают только затраты, производимые в текущем календарном году (с 1 января по 31 декабря данного календарного года).

По истечении календарного года затраты текущего года по закладке и выращиванию многолетних насаждений списывают с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 8 "Закладка и выращивание многолетних насаждений" в дебет счета 01 "Основные средства", субсчет 5 "Многолетние насаждения", где для этих целей открыта группа аналитических счетов по видам молодых многолетних насаждений. Следовательно, по окончании 2001 года затраты с аналитического субсчета 08-8 - затраты по выращиванию сливового сада посадки 2000 года в отделении N 5 - со счета 08-8 будут списаны в дебет счета 01-5 на аналитический счет "Молодой сливовый сад посадки 2000 года в отделении N 5".

Аналитическая запись на сумму затрат следующего года по выращиванию сливового сада будет сделана по истечении 2002 года и т.д., то есть ежегодно затраты по уходу за молодыми насаждениями со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" будут присоединяться к стоимости молодых насаждений, учтенных на счете 01 "Основные средства" в аналитических счетах молодых многолетних насаждений.

В отдельных случаях от молодняка многолетних насаждений еще до наступления периода нормального плодоношения получают урожай. Затраты по сбору урожая дополнительно учитывают в составе затрат по уходу за молодыми насаждениями по дебету субсчета 08-8, а полученную продукцию приходуют в дебет счета 43 "Готовая продукция", субсчет 1 "Растениеводства" с кредита субсчета 08-8 по ценам возможной продажи.

На субсчете 08-9 "Прочие вложения" учитываются затраты по коренному улучшению земель. К группе затрат по коренному улучшению земель относятся затраты неинвентарного характера (не связанные с созданием сооружений), осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы, культуртехнические мероприятия по поверхностному улучшению земель (планировка земельных участков), корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов (срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов и др.).

Учет затрат по коренному улучшению земель ведется по элементам и статьям затрат, установленным для растениеводства.

Аналитический учет затрат по коренному улучшению земель ведут по каждому земельному участку отдельно с указанием объема и стоимости каждого вида мелиоративных и культуртехнических работ (осушение, орошение, корчевка кустарников, срезка кочек, очистка земельного участка от камней и валунов и др.). В конце года все затраты списывают со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчета 9 "Прочие вложения" на счет 01 "Основные средства".

На субсчете 08-9 "Прочие вложения" также учитываются затраты, связанные с возведением временных титульных и нетитульных сооружений. Организации - застройщики ведут учет накладных расходов по строительству хозяйственным способом по группам затрат, в частности:

Административно-хозяйственные расходы по строительству;

Расходы по обслуживанию работников строительства;

Расходы по организации работ на строительных площадках.

Накладные расходы ежемесячно распределяют на производство строительно-монтажных работ или на затраты по возведению временных (нетитульных) зданий и сооружений пропорционально прямым затратам.

Учет некапитальных работ ведут по аналитическим счетам:

1 "Возведение временных (титульных) сооружений";

2 "Возведение временных (нетитульных) сооружений";

3 "Прочие некапитальные работы".

Затраты на возведение временных (титульных) зданий и сооружений, а также выполнение работ по переоборудованию других зданий и сооружений для обслуживания строительства отражают обособленно в том случае, когда расчеты строительной организации с застройщиком ведут в целом за законченный комплекс (готовую строительную продукцию) с учетом затрат по возведению временных (титульных) зданий и сооружений, включенных в стоимость строительно-монтажных работ и объектные сметы. В процессе выполнения работ строительная организация может резервировать на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" за счет себестоимости строительно-монтажных работ средства для возведения временных (титульных) зданий и сооружений.

Если затраты, связанные с возведением временных (титульных) зданий и сооружений, не включены в сметную стоимость строительно-монтажных работ и объектные сметы, а расчеты по ним осуществляют обособленно, то учет затрат по таким объектам ведут строительные организации на счете 20 "Основное производство" в общем порядке. После приемки указанные объекты отражают на балансе застройщика.

Стоимость объектов, не относящихся к основным средствам, приходуют в состав временных (нетитульных) сооружений по дебету субсчета 10-11 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Стоимость временных (нетитульных) сооружений, зданий, приспособлений и устройств (приобъектных кладовых, контор производителей работ, навесов, разводки паро-, воздухо- и электроснабжения в пределах рабочих зон и т.п.) по мере их приемки относят в состав временных (нетитульных) сооружений по субсчету 10-11 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". По завершении работ стоимость сноса и демонтажа прекращенных строительством объектов застройщики, выполняющие работы хозяйственным способом, относят на себестоимость работ в составе накладных расходов.

По некапитальным работам, затраты по которым учитывают на аналитическом счете 2 "Возведение временных (нетитульных) сооружений", отражают лишь прямые затраты без накладных расходов. Затраты, учитываемые на аналитических счетах 1 "Возведение временных (титульных) сооружений" и 3 "Прочие некапитальные работы", отражаются с учетом накладных расходов.

По мере завершения некапитальных работ (ввода в эксплуатацию временных титульных и нетитульных сооружений) их списывают со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства" или счета 10 "Материалы", субсчет 11 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и одновременно по объектам основных средств начисляют амортизацию по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов" - при создании резерва для возведения временных сооружений.

На этом же субсчете отражают подлежащие списанию в установленном порядке затраты по неосуществленному и окончательно прекращенному строительству, а также расходы по сносу, демонтажу и охране объектов.

Организации - застройщики указанные затраты списывают по мере принятия решения по их списанию. До решения вопроса о списании их учитывают на субсчете 08-9 "Прочие вложения" в общем порядке.

Затраты по временно или окончательно прекращенному строительству, на списание которых нет решения, выделяют в аналитическом учете по субсчету 08-9 "Прочие вложения" в особую группу.

Сальдо по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" характеризует величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство, а также незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, включая затраты по формированию основного стада и закладке, выращиванию многолетних насаждений.

Аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" ведут по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, - по каждому строящемуся или приобретаемому объекту. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о затратах на:

Строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования, требующего монтажа; приобретение оборудования, не требующего монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; приобретение оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для запаса; приобретение зданий и сооружений; закладка и выращивание многолетних насаждений, проведение культуртехнических работ на землях, не требующих осушения; проектно-изыскательские работы, прочие затраты по капитальным вложениям;

По затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.), в отдельных случаях - и по породам;

По затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, - по каждому приобретенному объекту.

СЧЕТ 08 "ВЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ"

КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:

N п/п

Корреспондирующий счет

По дебету счета

Начисление суммы амортизации собственных и арендованных основных средств по капитальным вложениям

Начисление суммы амортизации нематериальных активов по капитальным вложениям

Отнесение стоимости оборудования, переданного для монтажа

Используется для учета основных средств организации.

К основным средствам относят:

  • здания;
  • оборудование;
  • земельные участки и др.

ОС — это часть внеоборотных активов предприятия, используемая для производства товаров (услуг), создания дохода в будущем, и не предназначенная для перепродажи.

Счет 01 — активный.

Субсчета 01 счета:

Типовые корреспонденции счета:

  1. предназначено приносить доход в процессе использования;
  2. срок использования больше 12 месяцев;
  3. предназначены для производства, а не для реализации, и др.

Основные проводки по ОС

Пример поступления ОС

При всегда используется 08 счет «Вложения во внеоборотные активы».

Организация «Альфа» приобретает у ООО «РУМ-Сервис» сканер Epson GT-2500 A4 . Стоимость сканера — 50000 рублей, включая НДС 18% — 7627 рублей.

ОС принимается на 01 счет по первоначальной стоимости.

Типовые записи:

Списание ОС — проводки на примерах

При списании ОС из-за негодности используется форма Акт ОС-4 (ОС-4б — групповое списание, ОС-4а — списание автотранспорта).

При выбытии объекта (продажа, дарение или вклад в уставный капитал) оформляется Акт приема-передачи ОС-1 (ОС-1а).

Организация списывает основное средство Прожектор-1 35мм, синхронный по причине износа. Списание производится по остаточной стоимости объекта.

Проводки по модернизации ОС

Модернизация отличается от ремонта ОС тем, что улучшает первоначальные характеристики объекта. В результате модернизации могут измениться назначение объекта, сроки использования и др.

ООО «Глобал» решило модернизировать станок для повышения точности обработки деталей. Был заключен договор с подрядной организацией «СтройСервис-М», стоимость работ по модернизации равна 47200 рублей, включая НДС 7200 рублей. Стоимость станка на момент проведения модернизации составляет 500000 рублей, начисленная амортизация равна 140000 рублей.

Проводки:

Консервация ОС

Под консервацией объекта ОС понимается изъятие его из эксплуатации на определенный срок. В течение срока консервации не производится начисление амортизации на этот объект.

Консервация производится путем перевода объекта с субсчета 01(ОС в эксплуатации) на субсчет 01 (ОС на консервации). Для перевода на консервацию издается соответствующий приказ.

Переоценка ОС

Переоценка ОС не является обязанностью организации. Но в случае ее применения, эта операция производится ежегодно на последний день года. Результаты уценки отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Дооценка отражается на счете 83 «Добавочный капитал»

Отражение ОС в балансе

В бухгалтерском балансе предприятия ОС показываются в разделе активов, Раздел 1 «Внеоборотные активы».

План счетов, встроенный в «1С:Бухгалтерию 8» (ред. 3.0), имеет свою специфику. Так, в него добавлены дополнительные счета, не отраженные в Плане счетов бухгалтерского учета…, утв. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. В соответствие с инструкцией содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов может уточняться. Из статьи вы узнаете о возможностях настройки счетов аналитического учета в программе, а также о способах формирования бухгалтерских проводок. Вся описанная последовательность действий и рисунки выполнены в новом интерфейсе «Такси».

Понятие счетов бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского учета необходим некий инструмент. Этим инструментом являются счета бухгалтерского учета, которые как раз и позволяют регистрировать любую хозяйственную операцию в денежном выражении.

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.


Хозяйственная операция - событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования

Каждая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета следующим образом: одна запись обозначает выбытие определенной денежной суммы (кредит ), а вторая - поступление (дебет ) этой же суммы, но уже в другом месте или другому владельцу. Такая система регистрации называется методом двойной записи , а впервые ее применение описал итальянский математик, францисканский монах Лука Пачоли в 1494 г. в книге, одна из частей которой называлась «Трактат о счетах и записях».

При использовании метода двойной записи между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией , а сами счета – корреспондирующими.

Счет бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Для каждой однородной группы имущества и источников его образования используется отдельный счёт, где отражается остаток (сальдо ) данной группы на начало учётного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Как упоминалось ранее, каждый счёт имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отражённых по дебету счёта, называется дебетовым оборотом ; сумма всех операций, отражённых по кредиту, - кредитовым оборотом . Результат соизмерения остатка (сальдо) на начало учетного периода, дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счёту на конец учетного периода. Именно на основании этих остатков и формируется бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату

Баланс состоит из актива и пассива . В активе сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, а в пассиве - источники образования средств. Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива.

Разнообразие и многочисленность объектов бух­галтерского учета вызывает необходимость применения большого количества раз­личных счетов. Для правильного применения счетов бухгалтерского учета используются следующие классификации:

по отношению к бухгалтерскому балансу (балансовые и забалансовые, а балансовые подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные);

  • по степени детализации получаемых показателей (синтетические, субсчета, аналитические);
  • по назначению и структуре счетов (основные, регули­рующие и операционные);
  • по экономическому содержанию (счета учета хозяйственных средств, счета учета хозяйственных процессов, счета учета источников образования средств) и т.д.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования его деятельности;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в Плане счетов.

План счетов бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8»

План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Информация, накапливаемая на таких синтетических счетах, позволяет получить полную картину состояния средств предприятия в денежном выражении

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 (далее - План счетов и Инструкция).

Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

По Плану счетов бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Инструкция по применению Плана счетов решает одновременно несколько задач:

  • регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методологическим принципам ведения бухгалтерского учета;
  • приводит краткую характеристику синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов;
  • раскрывает структуру и назначение счетов, экономическое содержание обобщаемых с их помощью фактов хозяйственной жизни;
  • раскрывает порядок учета наиболее распространенных хозяйственных операций при помощи типовых корреспонденций счетов.

Каждому счету со своим наименованием и цифровым номером или нескольким счетам соответствует определенная статья бухгалтерского баланса.

План счетов, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н включен во все конфигурации «1С:Бухгалтерии 8». В редакции 3.0 доступ к плану счетов осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Главное (рис. 1).

Рис. 1. План счетов бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Если выделить курсором определенный счет, то по нему можно получить дополнительную информацию:

  • по кнопке Описание счета - познакомиться с описанием счета бухгалтерского учета;
  • по кнопке Журнал проводок - просмотреть записи в журнале проводок.

По кнопке Печать можно распечатать план счетов бухгалтерского учета в виде простого списка счетов или списка с подробным описанием каждого счета.

План счетов является общим для всех организаций, учет которых ведется в информационной базе.

Рассмотрим подробнее классификацию счетов бухгалтерского учета на примере плана счетов, встроенного в «1С:Бухгалтерию» (ред. 3.0).

Активные и пассивные счета

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активные счета - счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.

На активных счетах отображена информация о средствах (в денежном эквиваленте), которые имеются в распоряжении организации (средства на банковских счетах, в кассе, имущество на складе и в эксплуатации).

Особенность активных счетов:

  • начальное сальдо записывается по дебету счёта;
  • увеличение хозяйственных средств регистрируется в дебете счёта;
  • уменьшение хозяйственных средств регистрируется в кредите счёта;
  • конечное сальдо записывается по дебету счёта.

Пассивные счета – счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников собственных и заемных средств предприятия, их целевого назначения.

На пассивных счетах отображается информация о видах капитала, прибыли и обязательств предприятия.

Особенность пассивных счетов:

  • начальное сальдо записывается по кредиту счёта;
  • увеличение источника хозяйственных средств регистрируется в кредите счёта;
  • уменьшение источника средств записываются в дебете счёта;
  • конечное сальдо записывается по кредиту счёта.

Кроме активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете существуют счета, которые имеют признаки активных и пассивных счетов одновременно. Они носят название активно-пассивных счетов.

Активно-пассивные счета — счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации (как на активных счетах), и источники его формирования (как на пассивных счетах).

Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях предприятия и его контрагентов может меняться их экономический характер. Например, если предприятие пользуется привлеченными, заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.

Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию – дебиторской.

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

С односторонним сальдо – дебетовым либо кредитовым (на¬пример, счет 99 «Прибыли и убытки»);

С двусторонним (развернутым) сальдо – дебетовым и кредитовым одновременно (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражают в активе, кредитовые – в пассиве. Так как активные, пассивные и активно-пассивные счета соответствуют статьям актива и пассива баланса, поэтому их принято называть балансовыми счетами. В Плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета имеют двузначный код (от 01 до 99).

В плане счетов, встроенном в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), признак активного, пассивного и активно-пассивного счета указывается в колонке Вид .

К активным счетам (в колонке Вид указан признак А) относятся следующие счета (рис. 2):

  • 01 «Основные средства»;
  • 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • 04 «Нематериальные активы»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 09 «Отложенные налоговые активы»;
  • 10 «Материалы»;
  • 11 «Животные на выращивании и откорме»;
  • 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
  • 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
  • 20 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 28 «Брак в производстве»;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • 41 «Товары»;
  • 43 «Готовая продукция»;
  • 44 «Расходы на продажу»;
  • 45 «Товары отгруженные»;
  • 46 «Выполненные этапы по незавершенному производству»;
  • 50 «Касса»;
  • 51 «Расчетные счета»;
  • 52 «Валютные счета»;
  • 55 «Специальные счета в банках»;
  • 57 «Переводы в пути»;
  • 58 «Финансовые вложения»;
  • 97 «Расходы будущих периодов».

Рис. 2. Активные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

К пассивным счетам (в колонке Вид указан признак П ) относятся следующие счета (рис. 3):

  • 02 «Амортизация основных средств»;
  • 05 «Амортизация нематериальных активов»;
  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 42 «Торговая наценка»;
  • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  • 77 «Отложенные налоговые обязательства»;
  • 80 «Уставный капитал»;
  • 82 «Резервный каритал»;
  • 83 «Добавочный капитал»;
  • 86 «Целевое финансирование»;
  • 98 «Доходы будущих периодов».

Рис. 3. Пассивные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

К активно-пассивным счетам (в колонке Вид указан признак АП ) относятся следующие счета (рис. 4):

  • 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
  • 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
  • 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • 90 «Продажи»;
  • 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • 99 «Прибыли и убытки».

Рис. 4. Активно-пассивные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Забалансовые счета

Организации могут в своей деятельности использовать средства, которые им не принадлежат (арендованные основные средства, товары, принятые на комиссию и т.д.). Может быть и обратная ситуация: средства организации, принадлежащие ей по праву собственности, передаются на сторону (в переработку, в качестве обеспечения обязательств и платежей и т.д.). Для отражения в учете этих средств и для контроля за ними применяются забалансовые счета, которые получили свое название из-за того, что они в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом.

Забалансовый счёт — счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями

На забалансовых счетах также учитываются резервные фонды денежных билетов и монеты, бланки строгой отчетности, чековые и квитанционные книжки, аккредитивы к оплате и т.д.

Забалансовые счета, определенные в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ № 94н, имеют трехзначный цифровой код (от 001 до 011). В дополнении к этим счетам, в план счетов, используемый в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), добавлена группа забалансовых счетов, которые имеют буквенный или буквенно-цифровой код (рис. 5). Признак забалансового счета установлен в колонке Заб.

Эти дополнительные забалансовые счета обеспечивают аналитический учет следующих объектов:

  • товаров в разрезе данных ГТД;
  • материальных ценностей, списанных в бухгалтерском и налоговом учете, но фактически находящихся в эксплуатации и числящихся за материально-ответственными лицами;
  • использованной амортизационной премии в разрезе каждого основного средства;
  • доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения по налогу на прибыль;
  • розничной выручки при совмещении различных систем налогообложения, а также при использовании наличных и безналичных расчетов;
  • расчетов с покупателями при совмещении УСН с другими системами налогообложения.

Рис. 5. Забалансовые счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Для ввода начальных остатков в программе предназначен активно-пассивный вспомогательный счет 000 .

Синтетические и аналитические счета

По способу группировки и обобщения учетных данных активные и пассивные счета бухгалтерского учета делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов в обобщенном виде. Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтети­ческих счетах называется синтетическим учетом

Синтетические счета группируются по определенным признакам и предназначены для обобщения информации об отдельных видах имущества, обязательств, капитала, финансовых результатов.

Синтетические счета являются счетами первого порядка и в Плане счетов обозначены двузначными номерами (от 01 до 99). Примеры синтетических счетов:

  • 01 «Основные средства»;
  • 10 «Материалы»;
  • 50 «Касса»;
  • 51 «Расчетные счета»;
  • 41 «Товары»;
  • 43 «Готовая продукция»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 80 «Уставный капитал» и т.д.

Некоторые синтетические счета не требуют ведения аналитического учета («Касса», «Расчетные счета»), поэтому они называются простыми . Синтетические счета, которые требуют ведения анали­тического учета, называются сложными («Материалы», «Вложения во внеоборотные активы», «Товары»). Для раскрытия содержания синтетических счетов предназначены аналитические счета.

Аналитические счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении отдельных видов имущества, обязательств и операций. Аналитические счета открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом.

Аналитические счета могут открываться к активным, пассивным и к активно-пассивным синтетическим счетам

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь:

  • начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета;
  • обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета;
  • конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета.

Для подробной характеристики объектов бухгалтерского учета к некоторым синтетическим счетам открываются счета второго (а иногда и третьего) порядка - субсчета . Субсчета необходимы для получения укрупненных показа­телей для анализа и составления баланса и являются промежуточным звеном между синтетическим счетом и открытыми к нему аналитическими счетами.

Для реализации аналитического учета в «1С:Бухгалтерии 8» используется прикладной объект программы (не путать с объектом бухгалтерского учета!) - План видов характеристик . Этот объект описывает возможные характеристики - Виды субконто хозрасчетные (далее – виды субконто), в разрезе которых требуется вести аналитический учет средств и их источников, например, Номенклатура, Контрагенты, Договоры и т.д.

В качестве вида субконто могут устанавливаться справочники, виды документов и другие объекты программы.

«1С:Бухгалтерия 8» поставляется с предопределенным списком видов субконто, в дополнение к которому пользователь может вводить неограниченное количество новых видов субконто.

Каждый счет или субсчет может содержать собственный набор видов субконто, но максимальное количество видов субконто для одного счета (субсчета) не может превышать трех.

Например, для синтетического счета 10 «Материалы» в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) предусмотрено одиннадцать субсчетов (рис. 6):

  • 10.01 «Сырье и материалы»;
  • 10.02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  • 10.03 «Топливо»;
  • 10.04 «Тара и тарные материалы»;
  • 10.05 «Запасные части»;
  • 10.06 «Прочие материалы»;
  • 10.07 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
  • 10.08 «Строительные материалы»;
  • 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
  • 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

К счету второго порядка 10.11 открыты свои субсчета:

  • 10.11.1 «Специальная одежда в эксплуатации»;
  • 10.11.2 «Специальная оснастка в эксплуатации».

Большинство субсчетов счета 10 поддерживает аналитический учет с использованием следующих видов субконто: Номенклатура, Партии, Склады. Однако, в силу своей специфики, некоторые субсчета могут содержать иной набор. Например, в субсчете 10.07 используются виды субконто: Контрагенты , Номенклатура, Партии, а в субсчете третьего порядка 10.11.1: Номенклатура, материалов в эксплуатации, Работники организаций.

Рис. 6. Субсчета и субконто, установленные к счету 10 «Материалы»

Если к счету первого или второго порядка открыт субсчет, то в этом случае для «головного счета» устанавливается запрет на его использование в проводках с помощью флага Счет является группой и не выбирается в проводках (рис. 7). Счета, запрещенные к использованию в проводках, выделяются в Плане счетов желтым фоном.

В плане счетов «1С:Бухгалтерии 8» для каждого вида субконто могут быть установлены дополнительные признаки учета:

  • Только обороты – установка этого признака целесообразна в случае, когда учет остатков по субконто не имеет смысла, например, для видов субконто Статьи движения денежных средств, Статьи затрат ;
  • Суммовой - установка этого признака целесообразна в большинстве случаев субконто (исключение: Номера ГТД, Страны происхождения и т.п.).

Виды учета по счетам в «1С: Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Счета всех порядков, включенные в план счетов «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), могут дополнительно поддерживать следующие виды учета:

  • валютный учет;
  • количественный учет;
  • учет по подразделениям;
  • налоговый учет (по налогу на прибыль).

Признак валютного учета (в том числе и учет в условных единицах) установлен в колонке Вал. (рис.8).

Рис. 8. Счета с признаком валютного учета

Запись по дебету или кредиту счета с установленным признаком валютного учета наряду с суммой в рублях будет содержать также и валютную сумму. Соответственно, с помощью любого стандартного отчета программы (оборотно-сальдовая ведомость по счету, анализ счета), который задействует счета с признаком валютного учета, можно проанализировать данные бухгалтерского учета, как в рублевом, так и в валютном эквиваленте.

Одним из вариантов аналитического учета является количественный учет . Это учет в натуральных показателях (штуках, килограммах и т. д.) и его применяют, как правило, для обеспечения сохранности имущества, в том числе денежных документов и ценных бумаг.

Признак количественного учета установлен в колонке Кол . Примеры счетов и субсчетов, где поддерживается количественный учет:

  • 07 «Оборудование к установке»;
  • 08.04 «Приобретение объектов основных средств»;
  • 10 «Материалы»;
  • 20.05 «Производство продукции из давальческого сырья»;
  • 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
  • 41 «Товары»;
  • 43 «Готовая продукция»;
  • 45 «Товары отгруженные»;
  • 58.01.2 «Акции»;
  • 80 «Уставный капитал»;
  • 81 «Собственные акции»;
  • 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и т.д.

Как правило, количественный учет применяется одновременно с суммовым, хотя бывают и исключения, например забалансовый счет ГТД «Учет импортных товаров по номерам ГТД» поддерживает количественный учет в отсутствии суммового.

Еще одной стандартной настройкой плана счетов бухгалтерского учета, встроенного в «1С:Бухгалтерию 8», является возможность ведения учета затрат по подразделениям. Такая настройка позволяет детализировать затраты по подразделениям, участвующим в процессе производства продукции или оказания услуг. Этот процесс может быть как простым, однопередельным, так и сложным, имеющим несколько этапов, которые, в зависимости от вида деятельности, сложности продукции и требуемых ресурсов, могут проходить в одном или нескольких подразделениях. Счета бухгалтерского учета, в которых поддерживается учет по подразделениям, отмечены флагом в колонке Подр. (рис. 9).

Рис. 9. Счета с признаком учета по подразделениям

Начиная с версии 3.0.35 в программе «1С:Бухгалтерия 8» появилась возможность отключать учет затрат по подразделениям для тех малых и средних предприятий, у которых не ведется такой аналитический учет. Для этого необходимо лишь снять флаг на закладке Производство в форме настроек Параметров учета, после чего сохранить настройку. Отключение учета затрат по подразделениям отразится на колонке Подр. - она будет пуста для всех счетов любого порядка.

Налоговый учет по налогу на прибыль ведется в программе одновременно с бухгалтерским учетом на счетах бухгалтерского учета. Счета учета, на которых регистрируются данные налогового учета, определяются признаком в колонке НУ (рис. 10).

Рис. 10. Счета с признаком налогового учета

Рабочий план счетов

Не все счета, предусмотренные Планом счетов, используются в хозяйственной деятельности конкретного предприятия. В то же время, в случае возник­новения фактов хозяйственной жизни, корреспонденция по которым отсутствует в типовой схеме, предложенной Планом счетов, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструк­цией. Таким образом, предприятия могут уточнять содержание отдельных счетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, используя, таким образом, свой рабочий план счетов.

Рабочим планом счетов называется перечень счетов, которые применяются в учете операций в отдельно взятой организации.

В план счетов «1С:Бухгалтерии 8» пользователь может добавлять новые счета, субсчета и виды субконто. При добавлении нового счета нужно задать его свойства:

  • настройка аналитического учета;
  • налоговый учет (по налогу на прибыль);
  • учет по подразделениям;
  • валютный и количественный учет;
  • признаки активных, пассивных и активно-пассивных счетов;
  • признаки забалансовых счетов.

Настройки аналитического учета - это виды субконто, которые задаются в качестве свойств счетов. По каждому счету может параллельно вестись аналитический учет с использованием до трех видов субконто. Предоставляется возможность самостоятельно добавлять новые виды субконто.

При добавлении нового вида субконто могут быть установлены дополнительные признаки учета: Только обороты и Суммовой .

Обращаем внимание, что в настоящее время бухгалтерская регламентированная отчетность не учитывает счета, созданные пользователем, поэтому при заполнении форм бухгалтерской отчетности их придется корректировать вручную.

Система «1С:Предприятие» предоставляет пользователю гибкие возможности по настройке рабочих планов счетов. Создание плана счетов осуществляется в Конфигураторе . В системе «1С:Предприятие» может быть несколько планов счетов и учет по всем планам счетов можно вести одновременно.

Планы счетов в системе «1С:Предприятие» поддерживают многоуровневую иерархию «счет - субсчета». Каждый план счетов может включать неограниченное число счетов любого уровня.

Для каждого плана счетов существуют предопределенные счета и субсчета, закрытые для изменения и удаления пользователем. Они также создаются на этапе конфигурирования задачи.

Визуально в режиме «1С:Предприятие» предопределенные счета отличаются от счетов, созданных пользователем, видом пиктограмм (рис.11).

Рис. 11. Предопределенные и пользовательские счета в плане счетов «1С:Бухгалтерии»

Отражение хозяйственных операций в «1С:Бухгалтерии 8»

Отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи осуществляется посредством бухгалтерской проводки.

Бухгалтерской проводкой или счётной формулой называется корреспонденция счетов с указанием суммы операций

Бухгалтерская проводка составляется только на основании первичных учетных доку­ментов. К первичным учетным документам относятся заказы, договоры, акты сдачи-приемки, платежные поручения, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, наряды, квитанции, товарные чеки и т.п.

Первичные документы - это оправдательные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые удостоверяют факты совершения хозяйственных операций. Первичный документ составляется в момент совершения соответствующей операции или сразу после ее завершения.

В общем случае для составления проводки необходимо:

  • определить сущность изменений, происходящих с объектами бухгалтерского учета, в результате свершившейся хозяйственной операции;
  • выбрать согласно Плану счетов подходящие счета для записи суммы хозяйственной операции методом двойной записи – по дебету и по кредиту.

После определения корреспонденции счетов в результате проведения данной операции составляется бухгалтерская проводка. Если в проводке корреспондируют только два счета (один по дебету, другой по кредиту), то она называется простой . Бухгалтерские проводки, в которых взаимодействуют более двух счетов – сложные проводки .

Составить бухгалтерские проводки в «1С:Бухгалтерии 8» можно через стандартные документы конфигурации и через операции, введенные вручную.

Документ «1С:Бухгалтерии 8» позволяет занести информацию об определенной хозяйственной операции в учетную систему, зафиксировать дату и время совершения операции, сумму и содержание операции. Примеры документов программы: Поступление товаров и услуг, Расходный кассовый ордер, Поступление на расчетный счет, Амортизация и износ основных средств и т.д.

На основе документа автоматически формируются бухгалтерские проводки, которые фиксируются в регистрах бухгалтерии (каждой бухгалтерской проводке соответствует одна запись регистра бухгалтерии), а также вводятся записи в специализированные регистры сведений и регистры накопления. В системе «1С:Предприятие» учет хозяйственной операции всегда связывается с породившим ее документом: если документ необходимо отредактировать, то при его проведении записи в регистрах будут сформированы заново, а при удалении документа будут удалены и записи в регистрах.

С помощью документа «1С:Бухгалтерии 8» можно получить и печатную форму первичного документа, например Платежное поручение , Авансовый отчет и т.д.

В общем случае стандартные документы учетной системы могут формировать в различной комбинации бухгалтерские проводки, записи в специальные регистры, а также предлагать или не предлагать печатные формы первичных учетных документов, например:

  • в документе Счет на оплату покупателю доступна печатная форма, но отсутствуют записи в регистре бухгалтерии и в специальных регистрах;
  • в документе Поступление на расчетный счет – может быть только одна простая бухгалтерская проводка, и отсутствует (за ненадобностью) печатная форма документа;
  • документ Реализация товаров и услуг содержит целую группу бухгалтерских проводок, записей в регистры, а также поддерживает несколько вариантов печатных форм.

Просмотр проводок можно осуществлять с помощью кнопки ДтКт как из формы документа, так и из формы списка документов. Если автоматически созданные записи по какой-то причине не удовлетворяют пользователя, то в форме просмотра движений документа необходимо установить флаг Ручная корректировка (разрешает редактирование движений документа). Установленный флаг позволяет добавлять новые и редактировать существующие движения документа, автоматическое формирование движений при этом отключается. После снятия флага Ручная корректировка… документ будет перепроведен, и движения будут восстановлены автоматически алгоритмом проведения (рис. 12).

Рис. 12. Форма просмотра движений документа

В форме регистра бухгалтерии (раздел Операции гиперссылка Журнал проводок ) информацию в списке можно только просмотреть (рис. 13). Для поиска нужной информации целесообразно использовать настройки отбора и сортировки списка.

Рис. 13. Регистр бухгалтерии

Если пользователь не находит среди стандартных документов «1С:Бухгалтерии 8» нужную ему хозяйственную операцию, то в этом случае для создания необходимого набора записей регистра бухгалтерии (и иных специальных регистров) используется ручная Операция (Раздел Операции , гиперссылка Операции, введенные вручную ).

Проверить корректность введенных ручным способом корреспонденций счетов можно с помощью механизма экспресс-проверки ведения учета.

В помощь при регистрации хозяйственных операций предназначен справочник Корреспонденции счетов (раздел Главное гиперссылка Ввести хозяйственную операцию ), представляющий собой навигатор по конфигурации, который поможет бухгалтеру по содержанию хозяйственной операции или по корреспонденции счетов бухгалтерского учета по дебету и (или) кредиту счета понять, каким документом необходимо отразить операцию в конфигурации.

Отобрать нужную корреспонденцию счетов можно по счетам дебета или кредита, по содержанию операции (рис. 14) или по документу конфигурации.

Рис. 14. Справочник корреспонденций счетов

Для облегчения ввода повторяющихся хозяйственных операций предназначены типовые операции. Для хранения списка типовых операций, а также для создания новых типовых операций предназначен справочник типовых операций (раздел Операции гиперссылка Типовые операции ).

Типовая операция представляет собой шаблон (типовой сценарий) ввода данных о хозяйственной операции и формирования проводок по бухгалтерскому и налоговому учету, а также записей в регистры накопления и сведений.

Введенная операция будет отражаться в журнале операций, а также в списке операций, введенных вручную.

В шапке элемента справочника Типовая операция в поле Содержание указывается краткое содержание проводки (рис. 15). Информацией из этого поля будет заполняться одноименное поле при создании документа Операция .

Рис. 15. Создание новой типовой операции

В форме отображаются элементы типовой операции на следующих закладках:

  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Список параметров.

На закладке отображается набор шаблонов для автоматического формирования проводок бухгалтерского и налогового учета. В табличную часть вводятся записи, каждая из которых будет соответствовать автоматически формируемой корреспонденции счетов. При выборе значения для поля выдается форма с выбором варианта заполнения. Существует три варианта:

  • Параметр (используется для значений, которые заранее не известны и устанавливаются в момент создания документа);
  • Значение (устанавливается в документ Операция автоматически значением, заданным в шаблоне и не запрашивается при вводе документа Операция );
  • Не изменять (применяется только для периодических регистров сведений, а значение данного поля будет получено из информационной базы на момент создания документа Операция ).

На закладке Список параметров отображаются все используемые параметры в данной типовой операции. На данной закладке можно добавлять новые или изменять существующие параметры, а также управлять порядком параметров. Порядок используется для отображения параметров в документе Операция .

Для настройки шаблона заполнения регистров сведений и накопления необходимо добавить требуемые регистры, с помощью команды Выбор регистров (кнопка Еще - Выбор регистров ). После выбора выбранные регистры отобразятся на дополнительных закладках между закладками Бухгалтерский и налоговый учет и Список параметров .

Проанализировать данные на счетах бухгалтерского и налогового учета можно с помощью стандартных отчетов:

  • Оборотно-сальдовая ведомость;
  • Оборотно-сальдовая ведомость по счету;
  • Анализ счета;
  • Обороты счета;
  • Карточка счета;
  • Главная книга и других.