Конспекты итоговых занятий в логопедических группах. Конспекты занятий по звукопроизношению


Занятие 1 . Звук [а] и буква А в начале слова

Цель. [а]; выделять начальный ударный гласный звук [а]; знакомить с понятием «гласный звук», «буква»; дифференцировать поня­тия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Аист», «Астры»; сюжетные картинки: «Девочка качает куклу», «Девочка уро­нила мяч и плачет»; счетные палочки, зеркала, простые ка­рандаши, кассы букв (индивидуальные и демонстрационные), книга «Азбука».

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Скажи свое имя ласково». Сядет на место тот, кто назовет свое имя ласково.

Артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 2-3 раза).

«Улыбка» -растянуть разомкнутые губы.

«Качели» -движения языком вверх - вниз.

Кто это? (Это девочка.) Что делает девочка? {Девочка качает куклу.)

Как вы думаете, какие звуки произносит девочка, качая куклу? (А-а-а.)

Посмотрите и послушайте, как девочка качает куклу: а-а-а. Давайте все вместе покачаем куклу. (Качают и про­износят: «А-а-а».)

Демонстрация картинки «Девочка уронила мяч и плачет».

Как вы думаете, какие звуки произносит девочка? (А-а-а-с другой интонацией.) (Предложить детям про­демонстрировать плач девочки.)

Когда произносим звук [о], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук назы­вается гласным. (Работа с индивидуальными зеркалами.)

Гласный звук [а] мы договоримся обозначать большим красным кругом. (Демонстрация.)

Это звук [а]. Звуки мы слышим и произносим.

Если люди находятся далеко друг от друга и хотят что-нибудь сообщить, как они это делают? (Они пишут и чи­тают письма, газеты, журналы, книги.)

Вот демонстрационная касса букв. Это буквы, которые можно сложить в слова, предложения, сообщения. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам что-то нужно. Угадайте, что это.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука - хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А-начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Демонстрация «Азбуки», алфавита.

Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.) (Де­монстрация буквы А.)

Посчитаем, из скольких элементов состоит буква А? (Из 3.) Выкладывание из счетных палочек, карандашей, рисование в воздухе.

Физкультминутка «Покачаем куклу». Имитация движений: ходьба по комнате и укачивание плачущей куклы, которая долго не успокаивается.

Демонстрация картинки «Аист». (Название картинки с утриро­ванным произнесением первого звука [а].)

звука [о].)
Почему это звук?

Демонстрация картинки «Астры». (Название картинки с утри­рованным произнесением первого звука [а].)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)

Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».

У всех людей есть имена. Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Аня.)

Демонстрация картинки «Девочка плачет».

Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Ася, Аля, Алла, Алена....)

Какие имена мальчиков начинаются на звук [а]? (Алик, Андрей, Антон, Артем.)

Игра «Четвертый лишний».

Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля - лишнее, т. к. в начале слова другой звук.)

Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик - имя мальчика.)

Итог занятия. Работа с индивидуальными кассами.

Найдите в своих кассах букву, с которой мы сегодня работали. Как называется эта буква? (Буква А.)

Занятие 2. Звук [а] и буква А в начале слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять начальный ударный и безударный звук [а]; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференци­ровать понятия «звук» - «буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал - альбомный лист с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя де­лениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 3-4 раза).

Выдувать мыльные пузырьки.

«Чашечка» - поднять кверху широкий язык.

«Вкусное варенье» -облизать верхнюю и нижнюю губы.

Беззвучная артикуляция.

(Звук [а].) Почему это звук?

Покажите его символ. Покажите букву А. Почему это буква?

Откуда вы достали букву? (Из кармашка.)

Это касса - дом букв. У каждой буквы есть свой этажи квартира. Буква А живет на 4-м этаже. (Демонстрация букв - заглавной и строчной, печатных.)

В этой квартире живут две сестрички: большая и ма­ленькая буквы А, которые обозначаются одним и тем же символом. Покажите его.

Вспомните и назовите слова и имена, которые начина­ются со звука [а].

Определение места звука в слове.

Перед детьми - полоска с тремя делениями (положить в пер­вую клеточку - начало слова: уши, астра, автобус, ивы, арбуз, аист).

Физкультминутка «Аист» (имитация движений по тексту сти­хотворения).

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова

Игра «Тихо -громко». При демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строч­ной печатной буквы - произносят звук [а] тихо (повторить 3-4 раза).

Что я показывала? Что вы произносили?

Игра «Повтори, не ошибись».

Арбуз - абрикос; ананас - арбуз; абрикос - ананас;
Аня-Алик; Антон-Ася.

Игра «Четвертый лишний».

Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля - в начале слова другой звук.)

Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик - имя мальчика.)

Андрей, Антон, Артем, Аня. (Аня - имя девочки.)

Аист, утки, Аня, астры. (Аня - это имя, пишется с боль­шой буквы.)

Итог занятия. Перед детьми - альбомный лист с написанными в разных положениях буквами А.

Найдите и покажите правильно написанную букву А.

Занятие 3.

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный звук [а] в конце слова; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; уметь дифференцировать понятия «звук» - «буква»; развивать слуховое восприятие, фо­нематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила»; символ звука [а], кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки. ]

Ход занятия

Организационный момент. Покажи символ (по беззвучной ар­тикуляции).

(упражнение вы­полняется 3-4 раза).

«Лошадка»-щелкать языком.

«Маляр» -двигать языком вперед - назад по нёбу.

«Футбол» -попеременно касаться языком щек.

Беззвучная артикуляция.

Какой звук я хочу произнести? (Звук [о].) Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Покажите букву А. Почему это буква?

Нарисуйте букву А в воздухе.

Определение звука [а] на слух.

Хлопни, когда услышишь звук [о]: а, о, у, а, а, и, а.

На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила». Игра «Кто внимательный?».

Расставьте картинки в том порядке, в котором я на-|
зову (3-4 раза).

Игра «Где спрятался звук [а] б словах?» (Произносим слова луна, рука, лиса, пила с утрированным выделением ударного звука.) (В конце слое.)

Физкультминутка. (Имитация движений по ходу чтения сти­хотворения.)

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра. А для волка... кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто куда.

Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в последнюю клеточ­ку - конец слова: уши, луна, рука, ивы, пила, лиса.) (Уши, ивы. На внимание - погрозить пальчиком.

Игра «Закончи предложение».

У мальчика забинтована... .

По лесу бегает хитрая... .

У папы новая... .

Из-за тучи показалась... .

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

Итог занятия.

Назовите слова, в которых звук [а] стоит в конце слова (Ира, Маша, Паша, Никита…)

Занятие 4. Звук [а] и буква А в конце слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а]; выделять ударный звук [а] в конце слова; закре­плять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, мышление, вни­мание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстрацион­ные); раздаточный материал - карточки с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя делениями, те­тради, ручки; предметные картинки: «Луна», «Лиса», «Аист».

Ход занятия

Организационный момент.

Покажите правильно написанную букву А. (На столах у детей - карточки с написанной в разных положениях буквой А.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение про­водится 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

«Качели»-движения языком вверх - вниз.

Выделить звук [а] на слух.

Хлопни, когда услышишь звук [а]: а, о, у, а, а, и, а... I

Игра «Тихо -громко». Во время демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строчной печатной буквы А - произносят звук [а] тихо (повторить 3-4 раза).

Игра «Наоборот».

Если я произношу звук [а] громко, вы отвечаете тихо, если я произношу тихо, вы - как? (Громко, хором.)

Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в первую или по­следнюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки - на панно.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река.)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса.)

Составить предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал аиста. Лиса крадет кур. В нашем городе (де­ревне) есть река.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 5.

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный звук [а] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал - карточки с буквами: А, И, У, О; предметные картинки: «Шар», «Бант», «Рак»; «Зеркала», полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву А. (На столах у де­тей- карточки с буквами: А, И, У)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение про­водится 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

« Вкусное варенье » - облизывать верхнюю и нижнюю губы.

Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный?

Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

Картинки на панно: «Шар», «Бант», «Рак». ,

Назовите эти картинки. Есть ли звук [а] в названиях этих картинок? (Есть.)

В этих словах звук [а] стоит в середине слова-найдите на вашей полоске клеточку, которая находится в середине, и положите туда букву А.

Повторить.

Где стоит звук [а] в слове шар? Где стоит звук [а] в слове аист? Где стоит звук [а] в слове луна? (Работа на полоске с тремя делениями.)

Физкультминутка. (См. Занятие 3.)

Игра «Повтори, не ошибись».

Ам-ам; ап-ап; ак-ак; ат-ат; ан-ан (повторить 3-4 раза).

Игра «Что пропустил Незнайка?».

Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает какой-то звук в словах. Давайте ему поможем.

Слова (звук [а] в начале слова): ...льбом, ...ист, ...втобус, ...ня, ...пельсин, ...лик.

Слова (звук [а] в конце слова): лун..., пил..., весн..., рук..., кошк..., лис... .

Слова (звук [а] в середине слова): п...р, т...нк, б...нт, ш...р.

Итог занятия.

Занятие 6. Звук [а] и буква А в середине слова

Цель. Научить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; [о]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква А в первой, средней и последней клеточке; пред­метные картинки: «Шар», «Аист», «Луна», «Река», «Бант», «Астры»; зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

Па-па-па; та-та-та; на-на-на;

Ма-ма-ма; ка-ка-ка...

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Лошадка» - щелкать языком.

«Футбол» -попеременно касаться языком щек изнутри.

Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуаль­ных кассах.)

Где может стоять звук [а] в словах? (Б начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

Игра «Подбери схему к картинке». На панно - карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква А в пер вой, средней и последней клеточке). На столах у детей - щ одной предметной картинке («Шар», «Аист», «Луна» «Река», «Бант», «Астры»). Каждый ребенок должен цодо брать схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждени итогов работы с детьми: правильно (почему?); неправильн (почему?).

Игра «Доскажи словечко».

(Арбуз.) (

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор... (Айболит.)

Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко, Ну, конечно, это... (Белка.)

^ Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовется птица... (Грач.)

Физкультминутка. (См. Занятие 3.)

Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряде слов выбрать слово со звуком [а] и повторить предложение. На грядке растет (лук, мак). На лугу пасется (собака, коза)"

На клумбе растут (маки, розы). В саду созрели (груши, слива). В парке гуляет (мама, сын).

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам)

Итог занятия.

Занятие 7. Звук [у] и буква У в начале слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальные ударные и безударные гласные звуки [у]", закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; диф­ференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Утка», «Уши», «Улица», «Волк воет»; счетные палочки, зерна фасоли, зер­кала, ручки, тетради, кассы букв (индивидуальные и демон­страционные).

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Скажи ласково». Сядет на ме­сто тот, кто ласково назовет имя своего соседа.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 2-3 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Трубочка» -вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

«Качели» - движения языком вверх - вниз.

«Часики» -движения языком влево - вправо.

Демонстрация картинки «Волк воет».

Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.) Как волк воет? (У-у-у.)

Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с ин­дивидуальными зеркалами.)

Это звук [у]. Почему это звук? (Звуки мы слышим и про­износим.) Какой это звук? Почему?

Чем обозначаются звуки? (Буквами.) Звук [у] тоже обо­значается буквой. (Демонстрация буквы.)

Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотри те ее внимательно. Из каких элементов состоит буква У? (Из палочек.) Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной: одна длинная, другая короткая.) Нарисуйте в воз­духе букву У, выложите ее из счетных палочек, из зерен фасоли.

Картинка «Утка». (Название картинки с утрированным про­изнесением первого звука [у].)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [у].}
Выложить на полоске с тремя делениями. (Уши, улица.

Физкультминутка. Игра «Паровоз». (Имитация движений колес поезда с произнесением звукоподражаний: чух-чух-чух; сиг­нала паровоза: у-у-у.)

Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух).

Уши, аист, утка, улей.

Аист, астры, улица, автобус.

Уткина, Усова, Ульянова, Антонова.

Уля, Ася, Аля, Алла.

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам), Итог занятия.

Занятие 8. Звук [у] и буква У в начале слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальный ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифферен­цировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое вое приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); раздаточный материал - индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки предметные картинки «Уши», «Учитель», «Утка», «Волк воет» маленькие картинки-подсказки: «Карточка цветов», «Заяц»

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Чашечка» -поднять кверху широкий язык.

«Вкусное варенье» - облизывать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите букву У. Почему это буква? (Буквы мы пи­шем, видим и читаем.)

Демонстрация картинки «Волк воет» и карточек с заглавными и строч­ными буквами У.

Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.)Как волк воет? (У-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у.) Карточки.

Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с индивидуаль­ными зеркалами.) (Примеры.)

Игра «Повтори, не ошибись»:

Ну-му; ку-ту; му-пу; ну-ку; ту-ку... (2-3 раза);

Уши-усы; усы-улей; улей-учитель; учитель-утка; утка- уши.

Физкультминутка.

УХ, УХ, УХ, - Руки сложены ладонями вместе

и производят «рубящие» движения.

Рубим, рубим во весь дух. -Два взмаха, руки в стороны.

Картинки на панно: «Уши», «Учитель», «Утка». (Назвать кар­тинки и подобрать определение. Например, уши - какие? (Длинные.).)

Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Утка», «Улей», «Уши», «Усы»,

«Учитель». Нужно запомнить место каждой картинки, Картинки поворачиваются обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

Работа с картинками. Двум детям раздаются картинки: «Утка», «Уши» - и маленькие картиночки-подсказки: «Карточка цве­тов» (желтый, белый, красный), «Заяц». Дети по предметным картинкам составляют предложения и ставят картинку ш панно (без картинки-подсказки). Например: У зайца длинные уши. Остальные дети запоминают предложения. Повторите предложение по второй картинке (по первой картинке),

Итог занятия.

Найдите и покажите правильно написанную букву У

(Перед детьми - карточки с написанной в разных положениях буквой У.);

Занятие 9. Звук [у] и буква У в середине слова

[у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине ел она; закреп л ять понятия « гласный звук »-« буква »; дифференци­ровать понятия «звук »-« буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями, квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); красные кружки (по 4 на каждого); тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву А, У (по беззвучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Чистим зубки»-облизывать верхние и нижние зубы.

. «Лошадка»-щелкать языком.

«Футбол» - попеременное касаться языком щек изнутри.

Определение звука [у] [у]: у, а, о, у, а, а, у, и, а...

На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Шуба». Игра «Кто внимательный?». Расставьте картинки в том порядке, в кото­ром я назову (3-4 раза).

Игра «Где спрятался звук [у] в словах?». (Произносим слова луна, рука, зубы с утрированным выделением звука [у} в середине слова.)

Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Луна», «Рука», «Шуба». Нужно запомнить место каждой картинки. Картинки поворачивают обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

Определение места звука [у] в словах (на полоске с делениями) на слух: в начале, в середине слова.

Утюг, курица, гусь, укроп, шуба, душ, ученик. (Утриро­
ванное произнесение звука [у].)

Игра «Закончи предложение» (определить место звука в слове с проговариванием) - картинки на панно из п. 6.

У мальчика забинтована... .

На небе светит яркая... .

У папы новая....

Физкультминутка. (Дети имитируют движения по ходу чте­ния стихотворения.)

Надо, надо умываться, По утрам и вечерам, Чистить зубы, руки мыть И воспитанными быть.

(Садясь на место, мальчики пропускают девочек вперед.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми - квадрат, разделен­ный на 9 частей.

Примечание. Если в слове есть звук [у], нужно положить красный кружочек в клеточку, если нет - клеточку пропускаем.

Раскладываем кружочки с верхнего левого угла (найтщ и показать), вначале верхний ряд (найти и показать) потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: гусь, мак, рука, папа, луна, стол, кукла, мама, дочка;

Что у нас получилось? (Буква У.) >!

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам);

Итог занятия.

Занятие 10. Звук [у] и буква У в середине слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; диффе­ренцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое вос­приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внима­ние, память.

Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями; индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи правильно написанную букву У. (На столах у детей - карточки с написанной в разных положениях буквой У.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Улыбка» -растягивать разомкнутые губы.

« Часики » - движения языком влево - вправо.

Определение звука [у] на слух. - Хлопни, когда услышишь звук [у}: у, а, о, у, а, у, а, и, а...

Игра «Тихо -громко». (При демонстрации заглавной буквы У дети громко произносят звук \у], при демонстрации строчной печат­ной буквы - произносят звук [у] тихо. Повторить 3-4 раза.)

Игра «Наоборот».

Если я произношу звук [у] громко, вы отвечаете тихо,
если я произношу тихо, вы - как?. (Громко, хором.)

Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок
находит нужную букву в демонстрационной кассе, другой
пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

Где может стоять звук [у] в словах? (В начале и в сере­
дине слова.) (Примеры.)

Физкультминутка. «Узнай по голосу». (Дети стоят в кружке с за­крытыми глазами, водящий шепотом предлагает кому-то выполнить действие: сесть на стул, пробежать, пройти на носочках, пройти на пятках...) Тот, к кому обратился веду­щий, выполняет действие и называет имя водящего.

Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву У нужно положить в первую или в сред­нюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки находятся на панно.

Бабушка Танюшке что-то подарила:

Глазки голубые и румянец милый,

Светлая головка, маленькие ножки,

Платье кружевное, красные сапожки. (Кукла.)

Т. Днепровская

Что на небе светит ночью? (Луна.) Что носят люди зимой? (Шубы.)

Составь предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал луну. У девочки есть кукла.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 11. Звук [у] и буква У везде

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в словах; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференци­ровать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Картинки: «Утка», «Луна», «Какаду» («По­пугай»), «Кенгуру»; кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); зеркала, полоска с тремя делениями, карточки с бук­вами: А, И, У, О, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву У. (На столах у де­тей - карточки с буквами: А, И, У, О.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

« Иголочка » - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении.

«Чашечка» -широкий язык поднять кверху.

Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не
встречает преграды.)

Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

Игра «Повтори, не ошибись».

Ну-ну-ту; му-ку-му; ту-ву-ву; пу-му-пу; пу-пу-му;

Суп-лук-суп; стук-куст-куст; лук-суп-лук; суп-суп-лук.

Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в сере­дине и в конце слова.) (Примеры.) Картинки на панно: «Утка», «Луна», «Какаду» («Попугай»), «Кенгуру».

Назовите эти картинки. Где стоит звук [у] в названиях этих картинок? (Полоска с делениями - определение ме­ста звука в словах.) (Кенгуру - 2 звука [у].)

Физкультминутка. (Имитация движений.)

Я произношу слово, а вы выполняете действие. Например, стук - имитация вбивания гвоздя. Гусь - ходьба или зву­
коподражание. Суп, куст...

Повтори скороговорку.

Кукушки в лесу распевают частушки: «Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы - кукушки!»

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 12. Звук [у] и буква У везде

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать поня­тия «звук» - «буква»; развивать слуховое восприятие, фоне­матические процессы, мелкую моторику, мышление, внима­ние, память.

Оборудование . Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква У в первой, средней и последней клеточках; предметные картинки: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру»; зеркала, полоски с тремя делениями (индивидуаль­ные), тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. «Повтори, не ошибись».

Пу-пу-ту; ту-ту-пу; пу-ту-пу;

Ту-пу-ту; му-ту-му.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по-] вторяется 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

«Чистим зубки» - облизывать верхние и нижние зубы.1

«Маляр» -движения языком вперед - назад по нёбу.

«Футбол» -попеременно касаться языком щек изнутри.;

Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук1
Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух щ встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук1
(Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, дгой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)|

Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

Игра «Подбери схему к картинке». На панно - карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква У в пер­вой, средней и последней клеточках). На столах у детей - по одной предметной картинке: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру». Каждый ребенок должен подобрать, схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждение итого * работы с детьми: правильно (почему?); неправильно (почему?)

Игра «Доскажи словечко».

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (Арбуз.)

Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический... (Утюг.)

Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева»,- И пропала голова! Бедняжка, словно в тине, Увязла... (В паутине.)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

Все ребята со двора Малярам кричат: ... (Ура!)

Долгожданный дан звонок - Это кончился... (Урок.)

Физкультминутка. (См. занятие 11.)

Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряда слов выбрать слово со звуком \у] и повторить предложение.

На грядке растет (лук, мак).

Маки, розы растут на (клумбе, грядке).

В саду созрели (груши, слива). ,

В парке гуляет (мама, бабушка).

На лугу щиплют траву (гуси, утки). (Задание на внима­ние: можно использовать оба слова.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 13. Звуки [а], [у] и буквы А, У

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [о], [у]; определять начальные ударные и безударные звуки [о], [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать понятия «звук» - «буква» и звуки [у], [о]; анализировать звукосочетания , [уа]; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); раздаточный материал - карточки АУ, УА; инди­видуальные карточки с написанными в разных положениях буквами А, У; тетради, ручки; предметные картинки: «Уши», *Утка», «Автобус», «Аист»; сюжетные картинки - «Плачущий малыш», «Дети, заблудившиеся в лесу».

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе». (А, У -по беззвучной артикуляции.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнения повторяются 3-4 раза).

Любое упражнение на отработку длинного выдоха (подуй на султанчик).

«Улыбка»-растянуть разомкнутые губы.

« Качели » - движения языком вверх - вниз.

«Часики»-движения языком влево - вправо.

Покажите буквы У, А. Почему это буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

Чтение стихотворения.

Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Заблудились вдруг в лесу И кричат: «Ay! Ay!»

Что кричат люди, когда заблудятся в лесу? (Ay) Сколько звуков они произносят? (Два.)

Какой первый звук? (А.) Положите букву А перед собой.
--- Какой второй звук? (У.) Положите букву У рядом с буквой А.

Мы положили буквы, а мы знаем, что буквы можно читать. Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Ау.)

Поменяйте буквы местами. Какая теперь буква на пер­вом месте? (У.) Какая на втором? (А.)

Прочитайте, что получилось. (Уа.) Кто так кричит? (Малыш в коляске.)

Сафонова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Узуновская ДШИ"
Населённый пункт: с. Узуново,Московской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации: 02.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Итоговая работа

«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».

Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах у ребенка с дизартрией.»

Цель:

Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

Закрепление правильного произношения звука

Ш (в изолированном произношении, в слогах, в

Развитие фонематического слуха;

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат;

развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;

закреплять навык автоматизации звука Ш в слогах, словах;

повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции.

Оборудование:

игрушка – мишутка; карта «Путешествие маленького мишки»; предметные картинки для автоматизации

картинок

артикуляционной

гимнастики;

трафаретные

изображения

нарисованными

картинками;

доски-полоски

предметными

изображениями

Ход занятия по этапам.

Деятельность

педагога

Деятельность

Какие задачи

решались

выполнения

Организационн

момент.

Основная

часть.

отгадай

загадку:

От осени до

красочные

За едой он не

(медведь)

Выполнить

правильную

артикуляцию звука

Логопед:

н а з в а т ь

Логопед:

р асскажу

м и ш у т к е.

Послушай,

« М и ш - ш -

выделила?

звук? Будем

правильно

п р о и з н о с и т ь

п о м н и т ь,

произнесении

н е м н о г о

о к р у г л е н ы

выдвинуты

« ч а ш е ч к а » .

Ребенок:

Ребенок: (Ш).

согласный,

собрать детей,

настроить и

подвести их к

теме и цели

закрепить

артикуляцию

1.Артикуляцион

гимнастика:

2.Самомассаж

лица

«Озорные

мишки».

изолированное

произнесение

щек,губ,языка

показывает и

называет листочек

с нарисованной на

нем картинкой, а

договаривает

последний звук.

Выходящая

воздушная

Логопед: Сегодня ты с

маленьким

мишуткой

отправишься

небольшое

путешествие.

Посмотри,

нарисовано?

Логопед: В этом

проснулся,

окошечко

(упражнение

«Лопатка»).

Пришлось

кофточку.

мишка пить чай из

(упр. «Чашечка»),

пушинкой

пошел к двери, к

мишуткам

«Парус»).

ПРИМЕЧАНИЕ

Логопед. Поиграл

дорожке из сухих

листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и

пошуршим, как

листочки. Я буду

начинать слово, а вы с

мишкой шуршите

Ребенок:

выполняет

упражнения

произносит

укрепляем

мышцы щёк,

губ, круговую

мышцу рта.

закрепить

автоматизация

звука ш в слогах

Автоматизация

звука ш в словах

погромче, чтобы его

закончить:

Мы… ду… камы…

малы… каранда….

ведет дорожка? Здесь

камыши. Мишка любит

слушать, как они

шуршат. Послушай

камыши и пошурши, как

А кто же тут прячется в

камышах? Это утка.

Испугалась утка,

захлопала крыльями.

Покажи, как она это

Аш-аш; ош-ош; уш-уш;

Логопед. Мишутка

захотел подружиться с

уткой и рассказал ей

стихотворение, но

сильно разволновался и

все перепутал…

Помоги мишутке

исправить ошибки:

С другом мы играли в …

Пили чай из белой…

Вылезла из норки…

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают…

поднятыми

над головой

проговаривает

слоговые

проговаривает

имитируя

хлопанье

исправляет

изолированное

произнесение

Автоматизирова

ть звук ш в

Автоматизирова

ть звук ш в

словах, учить

определять

наличие звука в

Развитие

фонематического

раскладывает

столе кучкой шесть

картинок.

Мы с сестрой

посуду..Шили,

И наряды куклам…

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…

Горько плачет бедный…

Улетел воздушный…

Логопед. Утка

рассказала мишутке, что

собирается на юг. И

чтобы пройти по ней,

нужно выбрать только те

картинки, в названии

которых есть звук Ш.

Выбери нужный

картинки и выложи их в

виде дорожки.

Вот и домик мишутки. Но

что бы подойти к домику

надо перейти речку.

Подошли мы к реке а

моста нет только доски

какие-то лежат. Давай

разберем эти доски

может они нам

пригодятся. А разложим

их так: слева положить

те картинки, в названии

которых звук Ш в начале

слова, в центре- если

звук в середине, а

справа те картинки, в

названии которых звук в

конце слова.

выкладывает

дорожку и еще

проговаривает

отрабатывае

мым звуком.

раскладывает

картинки-

зависимости от

Продолжать

определять

место звука Ш в

7.Развитие

мелкой

моторики

Итог занятия

Аппликация

геометрических

фигур «Мишка»

Логопед:

прогулка подошла к

концу. Мы погуляли в

осеннем лесу, а с кем

мы сегодня

путешествовали?

Давай выложим из

геометрических фигур

Логопед. Нам пора

прощаться с мишуткой.

Ты сегодня очень хорошо

помогал ему! А какой

звук помогал тебе на

нашем занятии?

аппликацию.

Развивать

моторику,

внимание.

Определить

результатив-

ность занятия

Организационный

момент.

- отгадай

От осени до весны

красочные

За едой он не встает,

сосет.(медведь)

Логопед: - А как мы можем назвать ласково?

Мишутка.

Основная

часть.

Логопед: - сегодня я расскажу

тебе об одном мишутке. Послушай, как

звучит слово:

«Миш-ш-шутка».

выделила?

звук? (Всегда

согласный,

правильно

произносить

произнесении

округлены

выдвинуты

«чашечка».

Выходящая

воздушная

Артикуляционная

гимнастика:

маленьким

мишуткой

отправишься

небольшое

путешествие.

Посмотри,

нарисовано?

Логопед: В этом

домике за высоким забором живет мишка.

проснулся,

окошечко

(упражнение

«Лопатка»).

Пришлось

кофточку.

«Чашечка»),

пушинкой

мишуткам

«Парус»).

Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую

мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии,

напряжён,

изогнута,

выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ

затруднены, то

массировании

рефлекторно

расслабляются

мышцы языка.

ПРИМЕЧАНИЕ №1

Самомассаж лица «Озорные мишки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая

медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также

считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не за

крывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На

каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1 Чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре

Точка 2 Чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущен ы вдоль

туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят.

Логопед. Поиграл мишутка с друзьями и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите

погромче, чтобы его закончить:

Мы… ду… камы… малы… каранда….

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает

Послушай камыши и пошурши, как они:

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она

это делает:

Аш-аш; ош-ош; уш-уш; ыш-ыш.

Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно

разволновался и все перепутал…

Помоги мишутке исправить ошибки:

С другом мы играли в …Чашки,

Пили чай из белой…Шашки!

Вылезла из норки…Шишка,

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают… Споры!

Мы с сестрой посуду..Шили,

И наряды куклам…Мыли!

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…Губы!

Горько плачет бедный…Шарик,

Улетел воздушный…Гарик!

Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по

дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук

Ш. Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки.

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.

Вот и домик мишутки. Вошел мишка в дом и стал сочинять стихи. А чтобы мишутки было легче,

подскажи ему последнее словечко.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках….. карандаши.

Носит яркий гребешок

Наш веселый… петушок.

Вот бежит малышка-

Серенькая… мышка.

Зашуршали тихо шины-

Это едет к нам… машина.

Итог занятия:

Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук

помогал тебе на нашем занятии?

Татаринцева Н.Г.,учитель-логопед .

Коррекционно-образовательные:

Закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];

Закрепить навыки различения данных звуков;

Закрепить умение выделять данные звуки в ряде слогл. Зв.;

Закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в слога, словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;

Познакомить с буквой П;

Уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].

Коррекционно-развивающие:

Коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;

Развитие и уточнение пассивного образования;

Закрепление кинестетического образа звука;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа;

Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества;

Формирование навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).

План логопедического занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.
  3. Основная часть.
    1. Игра “Закончи слово”.
  4. Физминутка.
    1. Ответы на вопросы.
    2. Игра “Путаница”.
  5. Игра “Скажи наоборот”
  6. Знакомство с буквой П.
  7. Отхлопывание слов по слогам.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: - Ребята, вспомните с какими последними звуками мы с вами знакомились, а поможет вам в этом Подсказка:

    На хоккее, на футболе

    Буква П – ворота в поле.

    Дети: Со звуками [П] [П’].

    Логопед: - Правильно, а кто из вас знает, как пыхтят чайники, когда закипают?

    Дыхательная гимнастика.

    Поставили руки на пояс, наклонились немного впереди с силой произносим: П-П-П-п…

  3. Сообщение темы.
  4. Логопед: - Сегодня я позвала к нам гостей – это два братца Звуки [П] [П’] и их сестренка Буква П.

    Звуки к нам уже пришли, сказали, что их сестрица задерживается. [П] [П’] большие озарники и проказники, одна из самых любимых игр “Прятки”, чтобы их отыскать нам понадобятся ваши внимательные ушки. Готовы?!

    Дети: Готовы!

  5. Основная часть.
    1. Характеристика звуков [П] [П’].
    2. Логопед: - Чтобы не перепутать гостей с другими звуками, для начала, вспомним характеристику звуков [П] [П’].

    3. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.
    4. Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваза задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’]. Если услышали мягкий [П’] – нужно хлопнуть в ладошки, если услышите твердый звук [П] – поднимите руки.

      Слова: полет, пуля, копить, почта, Петя, суп, писк, праздник, поле, цепь … и т.д.

    5. Развитие звукового анализа и синтеза.
    6. Каждому ребенку предлагается по одному слову, в котором он должен определить местоположение звука [П] или [П’] (предварительно разобрать несколько слов.

    7. Игра “Закончи слово”.

Логопед: - Ребята, наши озорники еще хотят с нами поиграть в игру “Закончи слово”. Я читаю предложение, а вы попробуйте догадаться, какое слово потерялось:

Полине на день рождения подарили много (Чего?) …

Петя пишет (Чем?) …

Паша поет (Что?) …

Петя гуляет (Где?) в …

В лесу поют (Кто?) …

К каждому предложению приготовлена картинка, после того как дети называют “потерявшееся” слово, логопед показывает картинку.

В каждом найденном слове определить мягкий или твердый звук [П], показать карточку соответствующего цвета.

  1. Физминутка.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления.
    1. Ответы на вопросы
    .

    Логопед: - Ребята, вы помните, какие у нас с вами получились предложения?

    Сколько Полине подарили подарков на день рождения?

    Кто и чем пилит?

    Ответы детей.

    Логопед: - Умницы, вы все правильно запомнили. А сейчас, я с нашими гостями, будем проверять кто из нас самый внимательный!

  3. Игра “Путаница”.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и запомните, в какой последовательности расположены картинки. Затем, вы закрываете глазки, я меняю картинки, и вы говорите, что и где перепутано.

Вы такие молодцы, что у меня вообще не получается вас запутать.

  • Игра “Скажи наоборот”
  • Логопед: - Пока мы с вами играли, наши звуки уже успели поссориться. Они утверждают, что вы их совсем не различаете и путаете. Это так?

    Дети: Нет, это разные звуки!

    Логопед: - Чтобы доказать братцам, что мы их различаем. Сейчас предлагаю игру “Скажи наоборот.

    Логопед: - Действительно, ребята, вы совсем не путаете наших гостей

  • Знакомство с буквой П.
  • Слышится стук в дверь.

    Логопед: - Ой, кто так? Вы знаете?

    Дети: Нет. Давайте откроем дверь и увидим.

    Логопед, открывая дверь, говорит: - Это наша задерживающаяся гостья, Буква П. Вы ее узнали?

    Дети: Да. Узнали!

    Логопед: - Покажите в воздухе, как она пишется.

    Правильно, теперь возьмите счетные палочки и выложите из них.

    Очень хорошо, вы все правильно и верно сделали, Букву П точно узнали.

    Ребята, вот и подошло к концу наше занятие и гостям пора возвращаться к себе.

    Подумайте и вспомните каждый по одному слову со звуком [П] или [П’].

    Дети: Пароход, пила, пакет, суп и т.д.

  • Отхлопывание слов по слогам.
  • Логопед: - Отхлопайте эти слова по слогам. Сколько слогов живет в каждом слове?

  • Подведение итогов занятия.
  • Логопед: - Ребята, кто у нас сегодня был в гостях?

    Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).

    Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).

    Анализ и самоанализ работы детей на занятии.

    Горбанева Светлана Валерьевна ,

    учитель-логопед высшей категории,

    МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

    Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе с ОНР.

    Тема: «Звуки С – С »

    Коррекционно-образовательные цели:

    Закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости.

    Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Формирование навыков самостоятельности и инициативности.

    Оборудование:

    Куклы (девочка, мальчик), индивидуальные зеркала, картинки одежды, обуви, трафареты одежды, полоски цветной бумаги (красная, синяя, сиреневая, серая, салатовая), карандаши, листочки.

    Ход занятия:

    1. – Ребята, к нам в гости пришли сегодня куклы: мальчик и девочка. Они пришли за помощью. Все дело в том, что у всех детей есть имена, а у наших кукол нет имен.

    – Давайте им поможем и назовем их. Наши друзья очень любят петь песенки. Особенно песенку «водички» (с – с – с; с’ – с’ – с’).

    – Мы дадим им имена, чтобы слышались звуки (с) или (с’).

    Придумывание имен со звуком (с), (с’).

    Саша, Слава, Cоня, Cвета, Кристина;

    Сима, Семен, Максим, Вася, Сережа.

    2. – А теперь, дети, посмотрите на внешний вид, чего у них не хватает? (одежды, обуви).

    – Скажите, а где можно купить одежду и обувь? (в магазине).

    – Мы сейчас отправимся в центр города за покупками. Но добраться мы сможем только на таком транспорте, в названии которого встречаются звуки (с), (с’):

    автобус самолет

    троллейбус велосипед

    – Садимся в автобус и поедем.

    3. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.

    – Вот наш автобус поехал по широкой дороге («Лопаточка»), а теперь по узкой («Иголочка»). Автобус повернул вправо-влево («Часики»), заехал на горку вверх и спустился вниз («Качели»).

    – Но что это? Воздух выходит из шины? (ш-ш-ш). Но у нас есть два насоса – большой и маленький. Мы возьмем насос большой (с – с – с), а теперь маленький (с’ – с’ – с’).

    4. Физминутка.

    Мы подуем высоко: с – с – с.

    (произнося звуки, дети встают на носочки, поднимают руки вверх).

    Мы подуем низко: с – с – с

    (приседают)

    Мы подуем далеко: с – с – с

    (выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки).

    Мы подуем близко: с – с – с

    (стоя прямо, руки подносят ко рту).

    Стихотворение повторяют еще раз со звуком (с’).

    5. – Вот мы и приехали в магазин, здесь продаются одежда и обувь. Надо купить одежду и обувь, в названии которой есть звук (с): сначала к схеме (звук С в начале слова).

    свитер сапоги

    сарафан сорочка

    спортивный костюм

    – А теперь к этой схеме (звук С в середине слова).

    носки кроссовки

    трусы босоножки

    джинсы косынка

    6. – Ребята, посмотрите на одежду наших друзей. Она разного цвета.

    Д/игра «Какого цвета одежда?» (полоски цветной бумаги)

    синяя красная

    сиреневая салатовая

    (в трафареты одежды вставляются полоски цветной бумаги).

    – Что может быть синим? Салатовым? Серым? Красным? Сиреневым?

    (сиреневый сарафан, красный свитер и т.д.)

    7. – Давайте мы тоже сделаем для наших друзей подарки. Сошьем одежду. А поможет нам карандаш. Карандашом мы соединим точки (силуэт одежды) и раскрасим одежду слева – направо, не оставляя просветов.

    8. Пальчиковая гимнастика «Иголочка».

    Иголочка, иголка (вращательные движения кистями рук).

    Ты остра и колка.

    Не коли мне пальчик, (погрозить пальцем)

    Сшей мне сарафанчик. (хлопки)

    – Возьмите карандаш такого цвета – как и точки на листочках.

    (Работа детей).

    9. – Что ты, Аня, подарить и кому?

    (Я подарю Саше красный сарафан. Я подарю Васе синий свитер).

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

    Конспект интегрированного индивидуального

    логопедического занятия по звукопроизношению.

    Тема: Автоматизация звука [Р].

    Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

    1. Образовательные:

    Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

    2. Коррекционно-развивающие:

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

    Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

    Развивать фонематический слух на звук [Р];

    Корригировать и развивать слуховое восприятие;

    Корригировать речевое дыхание;

    Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте;

    Развивать мелкую и общую моторику при работе с аппликацией, умение согласовать речь с движением;

    Развивать внимание, память, логическое мышление;

    Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.

    3. Воспитательные:

    Формировать положительную мотивацию на занятии;

    Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

    Воспитывать аккуратность в работе.

    Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, символы обозначения звуков (синий и красный квадрат),ватный шарик, лист бумаги, клей, фигурки животных, вырезанные из бумаги.

    Ход занятия.

    Этапы занятия

    Время

    Деятельность логопеда

    Деятельность ребенка

    Орг. момент

    Тарарам, тарарам,
    Кто спешит в гости к нам?
    Этот мальчик - из полена,
    Азбука была при нем!
    Собирался в школу днем.
    Кто же это?
    -Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки.

    А Буратино еще не научился произносить звук [Р].

    Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

    Отгадывают загадку.

    Сообщение темы занятия

    И сегодня тема нашего занятия автоматизации звука [Р]с логах, словах и предложении.

    Анализ артикуляции звука

    Ребята для того, чтобы наш звук [Р] звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка»
    Цирк по улице идёт,
    Все стоят разинув рот!
    ^ Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
    Цирковое представленье
    Нам поднимет настроенье!
    Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
    Мишка ходит по канату!
    Он получит мёд в награду.
    ^ Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
    Выполнив удачный трюк,
    Радостно поёт индюк.
    Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка
    Вперёд- назад.
    На качели куры сели,
    Вверх под купол полетели:
    Вверх-вниз…Вверх-вниз.
    Крепче, курочка держись
    ^ Ритмично понимать и опускать кончик языка.
    Две мартышки- акробатки
    Ловко скачут на лошадке.
    Поцокать языком
    В медвежат из пулемёта
    Леопард стреляет мёдом!
    ^ Имитировать стрельбу: «Трррр».
    Клоун Зайчик всех смешит:
    Колокольчиком звенит,
    Произносить: «Дзззззынь…»
    -Молодцы!

    Характеристика звука

    Скажите как рычит ТИГР? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р)
    - Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
    - Какой же звук (р)? (согласный)
    - Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда.
    - Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый).

    Характеризуют звук.

    Закрепление звука в изолированном виде

    А сейчас мы с Вами представим, что мы маленькие тигрята и громко рычим

    Р-р-р-р-р-р-р-р

    Произносят звук изолированно.

    Связь буквы со звуком

    Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

    буквы мы видим, пишем, читаем

    звуки мы говорим и слышим

    Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?

    Дают объяснение чем отличается звук от буквы.

    Развитие фонематического слуха

    А сейчас поиграем в игру « Хлопай, не зевай», я вас буду называть разные буквы, а ваша задача во врем хлопнуть, когда услышите звук [Р], готовы?

    А, о, р, в, к, у, р, ш, т, р,ц, м, ф, и, р, р.б, ю,в, р. Какие вы молодцы.

    Играют в игру «Хлопай, не зевай» на звук [Р].

    Закрепление звука в слогах

    Вы хорошо справляетесь, и у нас нова игра, «Повторяй за мной», мы будем повторять слоги:

    Ра-ро-ру-ры-ри-ре-ря-рю

    Проговаривают звуки за логопедом.

    Закрепление звука в словах.

    Ребята я вам буду показывать картинки, а ваша задача назвать кто на ней изображен и выделить звук [Р] (тигр, бегемот, гепард, рысь, лиса, жираф, носорог, ёж, заяц, волк.

    Рассматривают картинки с животными, называют их, выделяют звук.

    Закрепление звука в предложении

    Ребята, а сейчас наша задача записать предложения и сделать разбор каждого звука, как мы с вами и умеем.

    Ворона кормила воронят.

    Анализируют предложение.

    Закрепление звука в тексте

    Ребята послушайте интересный текст про медвежат и то как они купались.

    КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

    Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

    зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не

    выполоскала в воде.

    Какой звук я выделяла в словах?

    Слушают текст, выделяют звук.

    Домашнее задание.

    - Вот и подошло наше занятие к концу, и домашнее задание будет заучивание скороговорки.

    Галка села на забор,

    Грач завел с ней разговор.

    Сорок сорок воровали горох.

    Проворонила ворона вороненка.

    Слушают домашнее задание.

    Оценка деятельности детей.

    Вы хорошо сегодня занимались, активно работали. Молодцы!!!