Доклад на тему "ликвидация пробелов в знаниях учащихся". Как помочь ученику преодолеть пробелы в знаниях


Откуда берутся пробелы в знаниях учащихся?
Из-за пропусков уроков — ответите вы! И будете правы лишь на 20%. Если бы все было так просто! Если подумать над этой проблемой, то можно вспомнить случаи, когда ученик, пропустивший новую тему, но освоивший ее дома самостоятельно или с родителями, репетитором или др., знает ее лучше тех, кто БЫЛ в школе и ПРИСУТСТВОВАЛ на уроке. Как же так получилось? Попробуем разобраться.
Учитель объясняет новую тему. Как правило – учащиеся внимательно слушают. После одного объяснения учителя тему понимают немногие (имеется в виду ключевая тема программы). Опытный учитель объясняет тему еще раз, используя слова-синонимы. К первым понявшим новую тему добавляются еще несколько учащихся, но, к сожалению, не весь класс. Понявшие тему (напоминаю: их пока немного, но они — лидеры) поторапливают учителя: «Давайте решать примеры (задачи)!» Что делает учитель? Правильно – «сдается». Ведь урок не «резиновый», и нужно закрепить тему примерами. Начали решать. В процессе применения новых теоретических знаний на практике еще несколько учащихся «прониклись» новой темой, но, скорее всего, знания, приобретенные последней группой учащихся, будут формальными: они смогут решать только аналогичные примеры, т.е. уже эти знания могут остаться формальными и пропадут сразу после прохождения темы. А ведь остались еще те учащиеся, которые не поняли тему ни сразу, ни на последующих примерах. Если они не получат дома помощи, то вот он – пробел в их знаниях. А что же те «благополучные» дети, которые все поняли на уроке? Они застрахованы от пробелов в знаниях по этой теме? Да нет, они будут в «зоне риска» до тех пор, пока не выполнят САМОСТОЯТЕЛЬНО письменную домашнюю работу и не заучат формулы (правила). Если на данную тему отводится хотя бы три урока, то опытный учитель способен организовать работу на уроках так, чтобы в «зоне риска» не осталось ни одного ребенка. Тогда все хорошо? Да, но только на какое-то время. Не зря ведь говорят: повторение – мать учения. И учителя готовы повторять старый материал и объяснять новый, а потом его закреплять и все опять повторять, чтобы исключить пробелы в знаниях учащихся, но надо помнить, что все наши усилия будут оправданы лишь при желании учиться самих учащихся. Поэтому, дорогие ребята, не стесняйтесь задавать вопросы учителю на уроке, требуйте повторного объяснения, пока не поймете суть темы. Обязательно учите все новые формулы, ведь после каждого урока их не так много! Не копите проблемы, решайте их по мере поступления. Не пренебрегайте домашними заданиями: учитель знает, что и сколько следует задать на дом, чтобы вы получили прочные знания. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Пробелы в знаниях есть у всех.
Появиться они могли по самым разным причинам, иногда совсем не зависящим от детей.
Кто-то заболел и пропустил уроки в школе. Это самая распространённая причина пробелов. Ведь некоторые темы представлены в учебниках совсем не лучшим образом.
А у кого-то проболела учительница. А когда вышла на работу, то была вынуждена нагонять время: в почасовую программу пропуск уроков учителем не заложен.
В этом году уроки были отменены из-за эпидемии гриппа. Это значит, что все учителя будут стараться нагнать упущенное время.
Кто-то из ребят что-то недопонял на уроке. Имеет право ребёнок что-то недопонять или понять неправильно?
Поверьте, перечисление причин можно продолжать до бесконечности. Но лучше поговорить не о причинах, а о последствиях.

1. Пробелы в знаниях - беда, но беда поправимая

Поэтому, столкнувшись с пробелом в знаниях ребёнка, не расстраивайтесь, а радуйтесь. Очень хорошо, что вы пробел обнаружили. Почему?
Пробелы в знаниях как незалеченные раны. Они беспокоят человека, приносят неудобства, ограничивают свободу. В школьной жизни они могут обернуться неприятными неожиданностями в виде плохих отметок. Получается, что пробелы в знаниях - это источник постоянных стрессов, которые истощают ребёнка, подрывают веру в себя и мешают жить. Зачастую ребята не могут сами определить, какие у них пробелы. Ребёнок знает, что он чего-то не знает. И всё. Почему ошибка в разборе? Не знает почему. Ребёнок не способен осознать, что когда три года назад у него была ангина, в школе объясняли новый материал, которого и в учебнике-то нет. Про ангину это так, только для примера, причины, как мы определили, могут быть разными.

2. Полезное предположение

Обязательно сделайте предположение: возможно, у моего ребёнка есть и другие пробелы в знаниях. Поверьте, редко, когда такое предположение не подтвердится. Почему? Потому что язык - это система, а не беспорядочный набор случайных элементов. Если ребёнок не знает один элемент, то он не знает и связей этого элемента с другими. Значит, свойства, признаки, функции, сама природа целых классов явлений для него непонятны.
Для того чтобы разобраться, что ребёнок знает, а чего не знает, а если знает, то понимает ли до конца, на этом сайте есть

  • раздел Проба сил ,
  • рубрики Проба сил. Итоговый тест в каждой главе теоретического раздела Русская грамматика. Справочник по теории для 5 - 11 классов.

Любой ребёнок может пройти диагностику и узнать, какие пробелы в знаниях у него есть.

3. Если в тетрадях ребёнка есть ошибки, отнеситесь к ним вдумчиво

Ошибки в написании - это одно, а в разборах - другое.
Многие ошибки симптоматичны. Часто у разных ошибок одна причина. Понять ее - значит найти верный путь. Так как язык - это система, то и ошибки могут носить системный характер.
Представьте себя врачом. С одной стороны, у одного заболевания бывают разные симптомы. А с другой - отдельные симптомы разных болезней могут совпадать. Для успешного лечения нужна правильная диагностика.
Такая же ситуация с ошибками. Ошибки - это не сама болезнь, а симптомы неблагополучия. Чтобы такие симптомы собрать и разобраться в них, определить их причины, мы предлагаем проходить тестирование на сайте так же регулярно, как и тренинги.

4. Если у ребёнка обнаружился недостаток в знаниях, то естественен вопрос: где их взять, из какого источника черпать?

Возьмите в руки учебник вашего ребёнка. Это тоже источник знания, точнее, один из источников.
Почитайте параграфы. Один за другим. Вдумчиво. Потратьте на это занятие час вашего времени. Потом оцените то, что вы узнали. Это много или мало? Помните, у ребёнка нет вашего опыта работы с информацией. Это значит, что объём усвоенного материала у него будет ещё меньше, а количество затраченного им времени ещё больше.
Даже если вы будете удовлетворены содержанием параграфов школьного учебника, подумайте о том, что этот источник знания не всегда у ребёнка под рукой. Что делать, если тему изучали в прошлом году? Два, три года назад? В нашей школе существует многолетняя традиция выдавать ребятам книжки в начале учебного года и забирать их в конце. Не все родители могут купить все школьные учебники. Это дорого, уверяю вас. И где их хранить? Большинство наших семей живёт в весьма стеснённых условиях. Да и откуда знать, какие книжки покупать? Какие из них нужнее?
Этот сайт - тоже источник информации. Побродите по учебным разделам один час. Сравните эффективность подачи материала здесь и в школьном учебнике.

5. Знание приходит через понимание, осознание

Никогда не заставляйте ребёнка учить правила по учебнику без понимания. Это не бесполезно - это вредно. Ничего, кроме отвращения к предмету, вы не добьётесь.
Если вы сторонник традиционных технологий, то вначале разберитесь во всём сами. Продумайте общую логику, а также все детали и мелочи. Потом передайте ребёнку саму суть. Объясняйте просто, доступно, как маленькому. Потом обязательно проверьте, как ребёнок вас понял.

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

КОМПАКОВА А.Н.

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с отстающими учащимися по русскому языку.

«Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости»

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т. д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.

Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика, веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница, где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или – около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами.
В качестве дидактического материала во время изложения использую примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти особенности и, прежде всего, все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить. Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ » УЧЕНИКАМИ


1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями. 2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал. 3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности. 5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах. 7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Причины неуспеваемости
по данной теме
(учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Виды опроса

Сроки сдачи материала

Информация родителям (дата)


Результат работы

Ф. И. класс Индивидуальная таблица

ученика ____________________________________________________



Slide_image" src="https://ppt4web.ru/images/2692/50260/640/img1.jpg" alt="Главная задача Учителя Притча об учителе.создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как физика, математи…" title="Главная задача Учителя Притча об учителе.создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как физика, математи…">












1 из 13

Презентация на тему: Ликвидация пробелов в знаниях учащихся

№ слайда 1 https://ppt4web.ru/images/2692/50260/310/img1.jpg" alt="Главная задача Учителя Притча об учителе.создать каждому ученику ситуацию успеха" title="Главная задача Учителя Притча об учителе.создать каждому ученику ситуацию успеха">

Описание слайда:

Главная задача Учителя Притча об учителе.создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как физика, математика Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

№ слайда 3

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;неблагополучная семья;проблема «улицы»;прогулы;

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке;своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках физики, математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися(форма отчетаПлан индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.ФИО учителя …ГромаковаЛ.Н.……………………………………… Фамилия ученика (класс)………………………………….Предмет …физика……………………………………..Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) …………………………. Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.

№ слайда 8

Описание слайда:

Технология КСО- работа в парах сменного состава Создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний учащихся; научиться управлять достоверностью самооценки; создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; использовать полученную информацию для обучения без пробелов в знаниях учащихся. Для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися, во-первых, даю учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в таком виде:баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала,баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала,баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала, баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала, баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

№ слайда 9

Описание слайда:

Характеристика класса, работающего по технологии КСО. В классе 6 человек. Класс 7.Предмет - алгебраУровень общего развития у 50% ниже среднего (осознанное чтение текста отсутствует, таблица умножения не воспроизводится в нужном темпе, работа с моделями геометрических фигур и чертежами этих же фигур в тетради не осмысливается 90% учащихся.Преобладает конкретное мышление, абстрактное не сформировано и с трудом развивается у большинства детей).Задания составляю сама. Дозирую их исходя из интеллектуальных возможностей детей на данном этапе.Карточки подбираю для каждого с учетом его возможностей и минимизированных порций информации, которые могут быть усвоены при первичном ознакомлении с теорией по учебнику.Ежеурочно 10-15 минут дети работают в парах.Оценки выставляют в специальную таблицу,находящуюся у каждого в тетради.Удобна форма продвижения «берег-ручеек». После 5-кратного обучения друг друга(повторения)в парах, дети попадают ко мне на Пристань, где один выполняет письменно задания, а другойрассказывает теорию.Корректирую в ходе беседы их знания. Снимается чувство страха. Общая отметка выставляется с учетом самооценки, оценки в карточке, поставленной учениками, при работе в паре, и моей. Результаты контрольных работ являются для меня отправной точкой для коррекции знаний.

№ слайда 12

Описание слайда:

Образец карточки Работа в парах идет по карточкам, которые составлены учителем и отражают основные теоретические вопросы темы. Вторая часть карточки содержит практическое задание на понимание теории, изложенной учеником. Тема «Многочлены», алгебра 7 класс. Карточка 1. Теоретическая часть.1.Объясни товарищу, что такое многочлен.(п.25,стр119)2.Приведи пример многочлена, назови из каких одночленов он составлен. (п.25,стр119)3. Объясни товарищу, что называют членами одночлена. (п.25,стр119)4.Объясни товарищу, в каком случае многочлен называют двучленом, трехчленом. Может ли многочлен состоять из одного члена. (п.25,стр119) Практическая часть.Реши, а затем объясни товарищу, как ты решал №567.Реши №560а,б, и объясни товарищу, получится ли при упрощении выражения многочлен? Чем он будет отличаться от многочленов из задания №567.

№ слайда 13

Описание слайда:

Информационные ресурсы http://sofronova.21416s05.edusite.ru/p32aa1.htmlhttp://www.valeryzykin.ru/view_post_diag.php?id=2ЛитератураКоменский Я. А. Великая дидактика.- Избр. Соч. М., 1995. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке. М., 1975.Леонов Н.Ф. Самооценка и самоконтроль в познавательной деятельности учащихся. В сб. Вопросы внутришкольного управления" М.,1982.Усова А. В., Гурова В. Г. Косовинова А. Н. Сравнительный анализ оценок и самооценок учащихся 6-10 классов по физике. В сб.: "Совершенствование процесса обучения физике в средней школе". Челябинск, 1975.