Цвета и числа в преступлении и наказании. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание"


Какое число играет значительную роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? и получил лучший ответ

Ответ от Анна[гуру]
11, 7, 4, 3 - их там, знаковых чисел, до фига))) например, отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)
7 - можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз» , чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число» . Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! < . .> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» . Двойник Раскольникова, Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «. . Во все наши семь лет. .», «Семь лет из деревни не выезжал» , «. . Все семь лет каждую неделю сам заводил. .», «. . Семь лет безвыездно проживал. .»
еще - семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок» , сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.
4 - приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании» , супер-филолог Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны) , связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для «низкой жизни» , снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни» .
3 - конечно, тоже)) . Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила» , не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.
два последних числа - такие...общечеловеческие. 4 вообще имеет основополагающее значение (4 времени года, 4 направления, четырехклеточнные стадии в эмбриональном развитии, 4 стадии человеческой жизни, 4 «мира» , 4 элемента.
Символика чисел в произведении Достоевского, конечно, восходит к фольклорной и библейской числовой символике.
В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворённых богом предмета; 4 имени народа и т. д.
Фольклорно – евангелистское число «три» (в фольклоре – 3 дороги, 3 встречи, 3 сына, 3 препятствия; в Евангелии – 3 отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза и др.) тож, натурально, оч даже неспроста. И какое из них самое "значительное"?))
Анна
Просветленный
(21572)
ну как же ж не стоит)) дуель будет))

Ответ от Biakya [гуру]
Там три числа -3;7; и 30


Ответ от Пользователь удален [гуру]
семь


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какое число играет значительную роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"?

Управление образования администрации Каргатского района

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького

Научно-исследовательская работа

по теме « Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание».

Лучинина Анна Вячеславовна

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №2 им. Горького

Лучинина Наталья

Николаевна

Каргат 2012

1.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть:

2.1.Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел……..5

2.2.Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского………………….....7

2.3.Особенности включения числовой символики в роман.….……8

3.Заключение……………………………………………………….....13

4.Список использованной литературы……………………………...15

Введение

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Количество символов в произведении огромно:

Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя).

Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад).

Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты).

Символы и смерти, и духовного возрождения (порог).

Символы-цифры (3,4,7), но я остановилась только на символике числа.

На мой взгляд, роман актуален и в наше время, ведь люди не меняются, меняются лишь имена, лица и даты, а ведь нравы, культура бытия и взгляд на вещи остается прежними.
Идея работы заключатся в том, чтобы заинтересовать читателя этим произведением, ведь изучать «Преступление и наказание» - одно удовольствие. Потому что его сложно просто читать, его нужно именно изучать, слой за слоем открывая новые грани внутри изображенного мира, внутри характеров героев и, конечно, внутри себя. Все произведения Достоевского, а в особенности это, можно бесконечно исследовать, изучать, «бродить по нему» словно по смысловому замку, полному потайных комнат и привидений. В этой книге кроются тайны символов, а именно символов числа, к раскрытию которых спешит каждый внимательный читатель. Я считаю, что именно раскрытие тех или иных тайн будет хорошей мотивацией к чтению романа, а в дальнейшем и к изучению других произведений Федора Михайловича.

Цель моего исследования:

рассмотреть числовую символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов - чисел по их значению;

    Провести анализ биографии Ф.М.Достоевского с целью выявления причин его интереса к значению чисел, использовавшихся в романе, их значение в жизни писателя.

    Установить взаимосвязь реальных событий в жизни Достоевского и сюжетной линии романа.

    Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелия и Библии.

5. Проследить, как изменяются значения числовых символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

В основу моей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелия, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, я в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло мне сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел.

В ходе исследования биографии писателя мною были выявлены причины, которые могли объяснить интерес Достоевского к символам чисел. Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

Достоевский достаточно глубоко изучал труды пифагорейцев. Он соглашается с пифагорейским тезисом: « Все вещи суть числа».

И, конечно же, я не могу не отметить самую важную причину обращения Достоевского к нумерологии - это жизненные обстоятельства, которые преследовали Достоевского на протяжении всей его жизни.

Происхождение писателя из религиозной семьи. Интерес к числу часто носил религиозно-мистический характер, потому что воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, Федор интересовался священными историями Ветхого и Нового Завета.

Ф.М.Достоевский - сын священника, врача московской Мариинской больницы для бедных и урожденной Нечаевой М.Ф.- женщиной религиозной, учившей своих детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В детстве Федор вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице- Сергиевой лавре. Двоюродный дед писателя В.М. Кательницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья.

Следующая причина – это то, что художническое начало Достоевского было теснейшим образом связано с началом философским . Он впитывал в себя опыт литератур, как русских писателей, так и писателей других народов. Неустанные чтения и размышления над произведениями Шекспира, Байрона и Диккенса, Сервантеса и Шиллера, Корнеля, Расина, Бальзака, Жорж Санд, книг утопистов «подверстывались» к органическому вживанию в национальное литературное достояние, обогащали его понимание, помогали вскрывать важность того, что в иных случаях оставалось бы в тени.

Революционные кружки, знакомства с монахами. Участие Достоевского в данных кружках, ведущих борьбу с самодержавным строем и пропагандирующих социалистов-утопистов, свидетельствовало о его стремлении найти путь искоренения общественных зол. О желании быть полезным своей родине и своему народу, вследствие чего, писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую меняют на каторжное наказание в тот момент, когда осужденные уже ждут расстрела.Впечатления каторги и солдатской службы как раз и повлияли на убеждения Достоевского. Теперь он вместе со своими представителями проповедует сближение с народом на религиозно - нравственной основе и убеждает себя в том, что Христос - это воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

Положение в стране. Восстание декабристов, общественные движения, отмена крепостного права.

Также если взять отрывок «Опыт о человеке» критиков К.И.Тюнькина и М.М.Стахановой из книги Ф.М.Достоевского «Возвращение человека» о Всемирно-историческом кризисе религиозного сознания. Сложившаяся мировоззренческая система, лишенная Центра, распалась. И человек нового, «открытого» сознания вынужден был заново искать ответы на вечные нравственно - философские вопросы бытия. Человек вступил в путь самостоятельного познания. То можно сказать, что Достоевский и начал искать ответы на интересующие его вопросы способом познания и изучения священной истории.

Но, так или иначе, возможно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя вспомнить библейскую историю и включить ее в роман в качестве символов, в том числе и символов - чисел.

Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского.

Рождение Ф.М.Достоевского 30 октября(11ноября) 1821 года нельзя не назвать «непростым подарком» судьбы или странным совпадением.

Число 30 – число предательства Иуды, именно в этот день Иуда Искариот предал своего учителя – Иисуса Христа.

Число же 11 – это число высшей справедливости и следуя из этого рождение писателя должны считать рождением человека высшей справедливости.

Из данной информации становится непонятно день рождения Достоевского – это день справедливости или же день предательства, но я считаю, что это день, когда после предательства следует справедливость.

Следующим «подарком» судьбы – это количество детей в семье Достоевских. Их вместе с Федором было семеро. Также Достоевский служил в Сибирском линейном батальоне № 7 - 7 – означает союз бога и человека.

Отец Достоевского уже четырехлетнего Федю посадил за книжку, твердя

« Учись!». Также писатель был приговорен к 4-м годам каторги.

И, наконец, число 9.

Всеми признанный и широко известный писатель умирает 9 февраля (по новому стилю) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, то есть 9 февраля почти в 9 часов Достоевский скончался.

Под этой цифрой люди понимают то, что внутренний мир человека соединяется с миром внешним. Творец, максимально полно проявляется в материальном мире, вмещая в себя весь цикл бытия. Девять - символ перехода на новый виток развития. Можно сказать, что Достоевский не умер, а перешел на новый виток развития, который не виден простому человеку.

По моему мнению, именно судьба распределила жизненный цикл писателя, во многом, связанный с числами. По веяниям судьбы жизнь Достоевского обретала внезапные поворотам, что и заставило включить именно эти цифры в роман.

Особенности включения числовой символики в роман

«Преступление и наказание».

Мы уже знаем, что круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». .

Конечно, помимо того, что роман пропитан идейной линией, мы видим, что числовая символика и священная история в нем играют не последнюю роль. Достоевский уделял им большое внимание. Выбор чисел тоже был не прост. Он выбирал их с философской точки зрения. Каждая цифра в романе несет свой смысл, каждое число символично. Символика цифр в романе основана на христианстве, мифологии, фольклоре. Евангельские мотивы обретают новое звучание.

По моему мнению, выдумка событий и выбор чисел Достоевский совершал, учитывая историю священного писания, свою собственную жизнь и положение в стране.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Васнецова «Витязь на распутье» - богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами». Три целковых осталось у Пульхерии Александровны и Дуни;

О трех дорогах Сони думал Раскольников: «броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат…»;

Следующее число тридцать…(так же содержит число «ТРИ»).

«…-Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, - произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. – Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!..

Эй, ты, - крикнул он половому, вставая и взяв фуражку, - сколько с меня?

Тридцать копеек всего-с, - отвечал тот, подбегая…»

Тридцать копеек, последние тридцать целковых. Ведь не случайно Достоевский выбрал именно число 30. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее (покушался на ее жизнь). В девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Я считаю, что введение в произведение данного числа, также как и других было не случайным. С этим числом связанны многие важные события:

Это рождение писателя;

В 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле;

Согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа – тридцать серебреников. « Тридцать серебреников» означает плату за предательство;

Иисус Навин объявлял траур - 30 дней.

Достоевский пока еще скрытно связывает свой роман со священным писанием, но уже появление в тексте числа 30 служит началом для этого.

Число 730 – 730 шагов до ворот дома Раскольникова.

730 символично началу царствования Осия – последнего царя Северного израильского царства. Он царствовал девять лет с730 по 721г. до Рождества Христова « и делал он неугодное в очах Господних».

Количество шагов уже говорит о неправильной жизни Раскольникова.

Еще одна не случайная цифра в тексте – «четыре». Число четыре имеет основополагающее значение. В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток)- четыре стороны света. Слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; в Библии четыре Евангелия.

В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведем несколько примеров.

«…Они вошли со двора и прошли 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно…

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в 4-ый этаж.

Он вошел в эту комнату (четвертую по порядку), тесную и битком набитую публикой…

Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…»

Раскольников прячет вещи во дворе под камень. Где строится четырехэтажный дом.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти.

Почему же Достоевский уделяет такое внимание и этой цифре тоже?

Анализируя текст Библии и учитывая события происходящие в это время жизни в жизни Ф.М.Достоевского я должна сказать, что такой выбор произошел из-за:

2.Из-за того, что евангелия состоит из первых четырех книг нового завета

3.Достоевский осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты, а младшему брату Михаилу он писал «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

4.Но самое главное Достоевский наверняка знал, что число 4 – это число мирового порядка, оно символично притче о воскрешении Лазаря. В романе значение данного числа сначала словно говорит: «Нет! Остановись! Передумай» - а затем уже имеется в виду, что ты на правильном пути, ты на исправлении и это верно…

Число шесть у Достоевского, как и в мифологии ашанти (племя в Тропической Африке) - число, связанное со смертью, со скорбью, с печалью и невозможностью что-либо изменить. Дом старушки-процентщицы был «преогромнейшим» (Достоевский имел в виду шестиэтажный дом), комнатушка Раскольникова была «в шесть шагов», младший брат умер в шесть месяцев.

Говоря о символике цифр в романе нельзя не обратить внимания на не раз встречающееся там число 7 : число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. «Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом…

стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна…

раздался чей-то крик:

-Семой час давно!...» .

Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это

соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая

троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз, чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число:

«Им оставалось еще семь лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Следуя библии на земле было 7 лет голода. Библия содержит 77 книг, то есть 11 раз по 7.

Следующая символичная цифра – 11. Число же 11 – это число высшей справедливости (7+4=11). Число, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния. Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне. Раскольников приходит к Соне в одиннадцать часов, чтобы признаться в содеянном. После посещения Сони «на другое утро в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу», чтобы признаться в совершении преступления.

Данное неоднократное использование числа 11 связанно непосредственно с евангельским текстом. С этой цифрой связанна притча о виноградаре и работниках.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней с Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. на протяжении всего текста. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия, этим и обусловлено включение в роман чисел – символов.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что религиозная семья, каторга с «Евангелием», общественные движения и революционный кризис 60-х годов дают Достоевскому мысль беспокойную, ищущую, мысль безудержную и бунтующую. При этом в писателе проявляется погруженность в огромный мир общечеловеческой и национальной культуры. Достоевский «разгадывает человека» на протяжении всей своей жизни».

Числовая символика романа связана с библейскими притчами. Давайте представим результаты наших исследований.

«Разгадывание человека» привело Достоевского к интересу священного писания. Его идеология начала переплетаться с историей церкви. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

Все это послужило Достоевскому началом в его познании библейских сюжетов и загадок числовой символики.

Все персонажи и события в романе тесно связаны с текстом библии.

Федор Михайлович связывает свой роман не только со священным писанием, но и сопоставляет со своей собственной жизнью и событиями в мире.

До конца своих дней Достоевский соотносил все, что происходило в Европе, с религиозным переворотом.

Именно идейное суждение Достоевского, жизненные обстоятельства и его судьба привели писателя к тому, чтобы ввести в роман церковную историю, включающую в себя символичное числовое разнообразие. Итак, из выше сказанного следует вывод: роман «Преступление и наказание» наполнен мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем. Таковыми являются библейские числа. Они находят отражение в нашем подсознании. И то, о чём умолчал Достоевский, красноречиво говорят с нами символами на страницах романа.

Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Я думаю, что эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Список использованной литературы

    1. Армор, М. Путеводитель по библии: Времена, сюжеты / М. Армор; Пер. с англ. Артемовой Е. – Новосибирск: День, 2004. – 352 с.

      Библия. Ветхий и Новый завет.

      Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского /М. Бахтин. - М.: «Сов. Россия», 1979 – 318 с.

4. Борислав Арапович и Вера Мателмяки. Детская библия - Стокгольм: Институт перевода библии, 1941 – 531 с.

5.Большая школьная энциклопедия: Т.2. Гуманитарные науки. Литература / Автор-составитель С.Исмаилова. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 – 704 с.

6. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому /Н.Долинина. - Ленинград: «Детская литература», 1980 – 254 с.

7. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. - М.:Просвещение,1982. – 480 с.

8. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека /Ф.М.Достоевский; Вступ. ст. К.И. Тюнькина, М.М.Стахановой. – М.: Сов. Россия,1989. – 560с.

9. Кашина,Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского /Н.В.Кашина. – М.: Худож. лит., 1986. – 318 с

10. Косидовский, З. Сказания Евангелистов /З. Косидовский - М.: издательство полит. литературы, 1977 – 264 с.

11. Кирпотин, В.Я. Достоевский-художник /В.Я. Кирпотин. - М., «Советский писатель», 1972. – 320 с.

12. Никольский, Н.М. История русской церкви./ Н. М. Никольский; 4-е изд. – М.: Полит. издательство, 1988. - 448 с.

13.Слава вам, братия, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. – 74с.

14. Якушин, Н.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского/ Н.И.Якушин. - М.: Дет. лит., 1996. – 56 с.

Сызранов Игорь

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызранова Игоря

Научный руководитель:

Сызранова Наталия Владимировна

Тема работы

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смирись, гордый человек!

Ф.М.Достоевский

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Цели:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа,
  • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

Задачи:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Введение.

Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Основная часть.

Число 30 – предательство Иуды.

Обратимся к тексту.

«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
  • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

так как тот хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

Символика числа 4.

Отмечаем в тексте:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11- число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Выводы

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

Список литературы.

  1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
  4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  5. http://www.noisette-software.com/

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Ф. М. Достоевского. Писателю с необычайной художественной силой удалось обнажить в данном произведении опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося самоутвердиться слишком дорогой ценой-за счет жизни других людей. Огромная трагическая мощь романа, глубина психологического анализа, точное воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, его сочувствие «униженным и оскорбленным» сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистического романа XIX века.

и вдумчивому читателю и поэтому многого не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Роман «Преступление и наказание» пронизан символами от заглавия до эпилога. «... Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», - говорил Д. Мережковский.

«три» и «тридцать три» несут особую смысловую нагрузку в произведении. Еще во времена античной мифологии числа рассматривались как специальная кодовая система, служившая для передачи нравственных понятий. Именно ими символически представлена транскрипция мудрости и истины. Является несомненным тот факт, признанный всеми религиями мира, что, например, треугольник представляет собой не что иное, как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Христианские знаки - символы трехзначия - Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Раскольников до убийства провел три ужасных дня, трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика..

Марфа Петровна оставила Лупе три тысячи рублей, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

экземпляр Евангелия. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометки в нем свидетельствуют о том, что он особо выделял евангельские числа.

Число три в христианской религии трактовалось по-разному. Мы уже говорили о его божественной. сути. Близко соотносится с этим основным значением и другая его семантика. В частности, употребление этого числа для обозначения грядущей беды, своеобразного предупреждения (три раза оставлял заклад Раскольников у старухи), проекция образа Троицы как символа надежды и, наконец, значение неотвратимою наказания, искупления вины (тридцать серебренников).

Также непосредственно с евангельским текстом связано неоднократное указание в романе на число одиннадцать. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

«семь» является наиболее устойчивым, часто повторяющимся и, видимо, особо символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман представляет собой 7 частей (6 частей и эпилог), первые две части состоят из 7 глав каждая, роковое для Раскольникова время - семь часов вечера. «... Он вдруг внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера...»; «Только он достал свой заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!» Согласно учению пифагорейцев, число «семь» является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют эту цифру «истинно святым числом», так как оно представляет собой соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка. Так, число 7 является символом «союза» Бога с человеком, общения между Творцом и его творением.

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам грусти, ужаса, насилия, нищеты и, тем самым, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его суть. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Думаю, сложно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны - тайны души человека. Я считаю, что «Преступление и наказание» - это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.

Выполнили: Владислав Емец Юлия Закирзянова Елизавета Сорокина Ученики 10 «А» класса Магия числа «три» 2014 г.

Введение Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы.

Магия числа

С колько сможем мы припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах... Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

Религия Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи. В христианстве: Святая Троица: Бог Отец, Бог-сын и Святой Дух. Три неба рая. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Иисус Христос воскрес утром на третий день. Троеручица - чудотворная икона Божией Матери. Три года общественного служения Иисуса Христа. Три креста на Голгофе. Триодь Трезвон - разновидность колокольного звона Поэтому число "3" - это священное число Христианства.

В «Преступлении и наказании» содержится множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Цитаты « Пришла [ Соня ] , и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила..» (часть 1, глава 2) ; « Тридцать копеек вынесла [ Соня ] , своими руками, последние, все, что было…» (часть 1 , глава 2) ; « Говорю, три часа дожидаюсь...» (Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников) (часть 2 , глава 3) ; «…потом позвонил в третий раз» (Раскольников к старухе) (часть 1, глава 6) ; « Да уж три раза приходила…» (Марфа Петровна к Свидригайлову) (часть 4, глава 1) ; «…Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей …» (часть 4, глава 2) ; « Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи.» (Свидригайлов вручает Соне) (часть 6, глава 6) ; Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем; Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола; Марфа Петровна выкупила Свидрига й лова за тридцать тысяч.