Штукатурная станция. Краткий гид по основным стилям электронной музыки


Печь пoд казaн 16 литровый!!! в cтилe стимпанк № 2 Стимпанк — oтноcительнo нoвое явлениe. Сaм тepмин пoявилcя в 1987 гoду и являлся лишь пародиeй на киберпaнк. Нo «лишь пародией» cтимпанк пробыл не долгo, и вcкopе миp cовeршeнства мexанизмa завладeл умaми eсли нe миллионoв, тo очeнь мнoгиx людeй. Тoчный, как чаcы Стимпанк — напpaвлeниe научной фантастики, которое показывает нам мир, стилизованный под Викторианскую Англию, и в этом мире в совершенстве развиты механика и паровые машины. А как же компьютеры, кибернетика, средства передвижения? Не беда! Нужен компьютер? Пожалуйста — машина Бэббиджа. Желаете робота в помощь по хозяйству? Вот вам заводной механический автомат! А если захотите слетать к друзьям добро пожаловать на этот дирижабль. А для путешествий по земле нет ничего лучше наших паровозов и паромашин. И еще много, много удивительного и необычного вы можете открыть для себя… Больше пара! Первая логическая часть слова «стимпанк», а именно «стим» означает «пар». Действительно, в этом фантастическом мире господствует пар. С помощью энергии пара движутся все автомобили, паровыми турбинами оснащены дирижабли, и конечно же огромной водяной котел занимает почетное место на паровозах и пароходах. С помощью пара раздвигаются и сдвигаются мосты, работают механизмы фабрик. Даже роботы — и те работают на пару! Дикий, дикий мир С паром разобрались, но что же означает «панк»? Панк — грязь, гниль. Мир стимпанка опасен для неосторожного человека. Разделение общества, гражданские войны, закат монархизма и расцвет капитализма, неосторожные эксперименты безумных ученых, часто приводящие к трагедиям. Грязь, разврат, похоть и все остальные пороки человека выставлены в стимпанке напоказ. Но не пугайтесь, это лишь одно значение. Второе — это альтернатива. И действительно, мир стимпанка — это альтернативный вариант развития нашего, реального мира. Стимпанк — это то, что ждало бы нас, не будь прогресс электрических устройств столь стремительным. Никола Тесла — властелин мира! Однако стимпанк не только грязь, пар и шестерни. Есть несколько ответвлений от основного направления стиля. Таймпанк посвящен путешествиям во времени; Сейлпанк — царство воздушной стихии, открытого неба, парящих островов и летающих кораблей; Теслапанк подключает к стиму электричество и устройства в духе Николы Тесла. Есть Дизельпанк — он переносит нас в ХХ век, где правит не паровой двигатель, но двигатель внутреннего сгорания. Встречается в мире стимпанка даже фэнтези-составляющая: орки, эльфы, гномы. Послесловие Надеюсь, я сумел познакомить вас с миром машины, и в ряду стимпанкеров прибыло. Однако если ваша душа не «рыдает» от горя при виде «убитого» будильника, и если ваше дыхание не замирает при виде новеньких бронзовых шестеренок — то этот мир, к сожалению, не для вас. Попробуйте себя, например, в киберпанке. А может быть стоит просто вернуться к реальности?

Ритмотерапия – это одно из направлений психотерапии, позволяющих найти баланс между разумом и чувствами

Что такое терапевтическое смысловое фехтование? Что означает быть с партнером на «одной волне», в одном ритме? Специально для читателей эконет.ру рассказывает Андрей Сигутин, психолог, педагог, тренер Терапевтического смыслового фехтования (ТСФ)

Ритм - основа всего

Всё в мире имеет ритм, а значит, вне ритма не протекает ни один жизненный процесс. Это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, - везде и всюду мы можем его слышать и видеть. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Ритм – это форма всего.

В переводе с греческого "ритм" означает "мерность" - это равномерное чередование, повторение каких-либо элементов. Также еще различают темпоритм (мы к нему еще вернемся) и темп (медленный, умеренный и быстрый) – это скорость изменения ритма.

В терапевтическом смысловом фехтовании прорабатываются и проживаются такие понятия, как совместность и целостность. А что такое совместность через призму ритма? Это означает быть с партнером на «одной волне», в одном ритме.

Более того, ритм характеризует качество контакта человека с тем, что его окружает и с самим собой (особенно это проявляется в терапевтическом поединке). Стоит только чрезмерно ускорить свой жизненный ритм, как сразу теряется контакт человека не только с тем, что его окружает, но и с самим собой. А значит, теряется осознанность.

Никакая совместная деятельность невозможна без совместного пространства и единого времени (ритма), поскольку иначе все действия членов коллектива будут рассогласованными. Более того, у каждого человека есть свой индивидуальный ритм «Я», который важно уметь сочетать с совместным ритмом «Мы» (коллектива или общества). Например, та же суетливость и привычка спешить часто свидетельствуют о том, что человек живет не в своем ритме.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. Например, плавный ритм придаёт музыке лиричность, а прерывистый – создаёт ощущение тревоги, напряженности, волнения.

Ритмическую структуру музыкального произведения образует последовательность длительностей - звуков и пауз. К слову, пауза – это тоже музыка, ее обязательно нужно слушать. Музыка без ритма воспринимается просто как набор звуков. Есть такой феномен: если музыкант, певец или танцор не попадают в ритм, то у слушателя (зрителя) возникает чувство дискомфорта, фальши.

Ритм, воздействуя на человека на рефлекторном уровне, способен вызывать в нем ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром. Ритм позволяет описывать и объяснять различные жизненные феномены и явления культуры.

Ритм в терфехте

Однако музыкальное понимание ритма и темпа не совсем подходит для терапевтического смыслового фехтования (ТСФ). Хотя, конечно, и не противоречит ему. Для практики терфехта больше подходит понимание темпа и ритма, которое принято в сценическом искусстве, в системе К. Станиславского.

Согласно этой актерской системе, темп – это степень скорости исполняемого действия. Причем сам темп действия (медленный, умеренный, быстрый) не всегда оказывает существенное влияние на внутреннее состояние человека. Внешнее механическое ускорение не всегда рождает ощущение внутренней активности.

Иное дело - ритм поведения, то есть интенсивность действий и переживаний человека, внутренний эмоциональный накал. К тому же понятие «ритм» включает в себя и ритмичность : ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Если, допустим, во время танца с мечами, мы видим у исполнителя равномерное плавное чередование напряжения и ослабления, усилия и покоя, движения и остановок, то можем утверждать, что человек двигается ритмично. То есть понятие ритма определяет и динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок.

А значит, «ритм» подразумевает как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. Следует учитывать: при одном и том же темпе взаимодействия, у каждого из участников могут быть совершенно разные внутренние ритмы. Например, фехтовальщики, один из которых тренер, а другой начинающий, в поединке достаточно быстро фехтуют. Темп у обоих практически одинаковый, а ритмы разные: у новичка он более напряженный и интенсивный.

Темпоритм в действии

Темп и ритм понятия взаимосвязанные , поэтому Станиславский соединил их воедино, употребляя термин «темпо-ритм» . Зачастую они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление.

Но бывает и прямое противоречие между ними. Например, можно быстро размахивать мечом и при этом вести спокойный разговор с партнером. К слову, замедленный темп может вызываться различными причинами: либо крайней внутренней напряженностью, либо состоянием душевного покоя, - и всякий раз будет создаваться особый ритм поведения.

Каждой жизненной ситуации соответствует свой темпоритм. Неудивительно, что в сценические функции темпоритма входит создание правильного настроения и переживания. При этом различают индивидуальный и коллективный темпоритм (внешний и внутренний). Кстати, ритм тела – это движение, а ритм события – психологическая атмосфера.

К тому же темпоритм обнаруживает не только психологическую атмосферу действия, но и скорость проживания времени. Понятие длительности времени непосредственно связанно с нашим внутренним ритмом. Например, для ребенка день как будто не имеет конца. Однако во взрослом возрасте ощущение времени меняется, и кажется, что длительность дня все сокращается и сокращается.

В терапевтическом поединке можно различать внешние и внутренние темпоритмы как каждого из партнеров, так и в целом их «тела взаимодействия». Неоднократно от людей, которые отсматривали свои терапевтические поединки в видеозаписи, приходилось слышать похожие отзывы: внутри самого поединка им казалось, что все происходит очень быстро, однако в реальности беспристрастная кинокамера запечатлевала сравнительно невысокий темп фехтования.

С учетом терминологии Станиславского можно сказать, что во время поединка у людей был интенсивный внутренний ритм при умеренном темпе взаимодействия. Терфехтисту эти понятия дают четкое и ясное понимание происходящих событий. То есть ритм – это внутреннее состояние, а темп – внешняя скорость.

Жить в своем ритме

Ритм – средство эмоционального воздействия и обращен к чувствам и настроениям людей. Вообще ритмотерапия – это одно из направлений психотерапии, позволяющих найти баланс между разумом и чувствами. Ритм упорядочивает не только слуховое и зрительное восприятие, но и развивает координацию движений, помогает выровнять дыхание. Несмотря на то, что чувство ритма является врожденным, его можно развивать, например, через танец с мечами, соединяя свои движения с разнообразным ритмом. При этом нужно усвоить каждый ритм и сохранить его настроение.

Повторюсь, ритмотерапия основана на том, что наши эмоции связаны с тем или иным темпоритмом. Человек регулярно испытывает различные эмоции, причем каждому нужен какой-то свой набор эмоций.

Любая эмоция проявляется через тело: мышечными напряжениями, зажимами и расслаблениями. В принципе, разнообразными ритмами, движениями, танцами, поединками эти эмоции мы прорабатываем. Ритмические движения с мечом – перепроживание коротких элементов чувств – создают нам то или иное эмоциональное состояние…

Человеку нужны разные ритмы, необходим и определенный баланс его эмоциональных состояний. Каждая эмоция, каждое состояние привязано к тому или иному темпоритму. Поэтому при работе с клиентом ритмотерапевт старается проводить его по различным ритмам и темпу.

Обычно начинают с того ритма, в котором человек находится в данный момент и на который настроен, чтобы оттолкнуться от этого ритма и немножко ускорить его или замедлить. Все зависит от поставленных целей и задач. Постепенно на занятиях находим личный ритм, соответствующий нашей жизнеформе. Главное – жить в правильном для себя ритме.

Благодаря ритму, вырабатывается внутренняя собранность, умение ориентироваться в пространстве, развивается координация. Ритм необходим человеку в той же мере, что и сила, быстрота, выносливость. При своем ритме человек наиболее успешно выполняет работу, а значит, в конечном счете, полнее осуществляется.

Фехтовальная ритмотерапия

На занятиях «ритмическим» терфехтом мы стараемся постепенно проходить, проживать свои разные ритмы и темпы, то есть учимся осознанно управлять своим темпоритмом, читай, эмоциональным состоянием.

Например, нами разработаны упражнения, направленные на то, чтобы человек почувствовал, осознал свой индивидуальный темпоритм и воспроизвел его (двумя руками, отстукивая ритм с помощью мечей (бокенов), что может напоминать игру на барабане). Сначала человек ищет, как бы нащупывает свой ритм: пробует отстукивать короче, длиннее, быстрее, медленнее, пока не почувствует, что ему в этом ритме комфортно («это мое, родное»).

Как выяснилось из опыта, человеку выполнить это, с виду простое упражнение, достаточно сложно. Требуется некий внутренний «метроном», не позволяющий выбиваться из своего же заданного темпа, накладывая на него индивидуальный ритмический рисунок.

Замечено, что у многих людей есть склонность к неадекватному ускорению ритма, поэтому им необходимо уделять особое внимание удерживанию изначального темпа исполнения . «Сбитый» внутренний ритм зачастую свидетельствует о какой-либо психологической травме, тревожности, отсутствии психологической устойчивости. Например, есть научные данные, что у людей, страдающих логоневрозом, нарушено чувство ритма.

Когда человек нащупал и озвучил свой Я-ритм, то следующий шаг – визуализировать его, увидеть воочию, чтобы лучше осознать. Для этого мы просим партнера протанцевать с мечами под этот его своеобразный «аккомпанемент», чтобы через движения другого отразилась суть предложенного Я-ритма. Это упражнение способствует развитию эмпатии, познанию себя и другого. Быть самим собой также означает жить в своем ритме.

Было замечено, что если человеку во время этого упражнения удалось найти именно свой подлинный Я-ритм, то это приносит радость. Причем не только тому, кто отстукивает его. И танцующий, и окружающие, в результате, получают сильный заряд позитива.

Нами разработаны и другие упражнения, цель которых найди свой жизненный Я-ритм, чтобы в дальнейшем согласовать его с ритмом партнера во время поединка (для развития Совместности). Умение сонастраиваться с Другим весьма актуально для многих людей, так как современный социум весьма разобщен.

Сначала, постукивая бокенами друг о друга, человек ищет ритм, в котором ему хочется жить, а затем уже в поединке находит тот ритм, в котором хочет взаимодействовать с другим партнером во время фехтования.

К слову, в поединке ритм каждого «поединщика» в какой-то мере можно определить по стуку мечей. Затем каждый из партнеров старается согласовать свой индивидуальный Я-ритм с ритмом другого, чтобы найти совместный Мы-ритм и удержаться в нем.

Такой навык чувствования людей помогает выстраивать гармоничные отношения не только в поединке, но и в семье, и в профессиональной деятельности. Одна девушка, занимающаяся в нашем Клубе, интуитивно пришла к тому, что при общении нужно слышать, в каком темпе говорит собеседник, и согласовывать свой ритм со скоростью его речи. А поскольку ее деятельность связана с продажами при личном общении, то этот способ помог ей повысить результативность своей работы.

Работа с ритмом в терфехте – это эффективный инструмент для гармонизации эмоционального состояния . Некоторые практические психологи, как и Станиславский, выделяют внутренний и внешний темпоритм.

Поясню на примере. Допустим, человек опаздывает на последнюю электричку. Разумеется, чтобы успеть, ему приходится идти очень быстро и даже временами бежать. Обычно вместе с внешним ускорением у человека разгоняется и внутренний темпоритм, он начинает внутренне торопиться/

И вот, наконец, успев на поезд и присев на сидение, зачастую человек не может внутреннее остановиться. Он внутри себя продолжает «бежать» и нервничать. То есть скорость мира поменялась, а человек по инерции движется в прошлом темпоритме.

Поэтому ритмотерапевты стараются научить людей сохранять спокойный и размеренный, как стук метронома, внутренний темпоритм, даже если человек бежит или куда-то опаздывает. Такое отсутствие внутреннего напряжения позволяет человеку в стрессовой ситуации действовать более адекватно и целесообразно. Проще говоря, человек научается быстро двигаться (вписываться во внешний ритм) и при этом не испытывать внутренней спешки. Иными словами, находиться в состоянии спокойного присутствия.

Вот почему современному человеку так важно найти и жить в правильном для себя ритме. Любое выражение гнева и раздражительности всегда связано с повышением эмоционального уровня, а значит, и темпоритма. Это слышно даже по ускорению темпа речи гневающегося человека: тук-тук-тук туктуктуктук… , то есть происходит ускорение к концу фразы. Когда человек это осознает, ему становится легче контролировать себя.

Однажды я был свидетелем того, как одна женщина в гневе накричала на своего ребенка. Если абстрагироваться от смысла ее фразы, то отчетливо можно было услышать увеличивающийся темп и сбивающийся ритм ее высказывания: та-та-тата…, это было настолько явно, что его можно было даже нахлопать ладошами. Именно на это я и обратил внимание женщины...

Более того, на занятиях я попросил ее настучать мечами ее индивидуальный «Я»-ритм. В результате, вновь выявился этот рваный ритмический рисунок с ускорением к концу. Это стало очевидно всем присутствовавшим. Мы обратили внимание женщины на эту ее особенность, сказав, что в жизни именно в этой конечной кульминационной фазе она, как правило, эмоционально срывается на агрессию, и попросили ее скорректировать свой «Я»-ритм, чтобы он был без явных пиковых всплесков.

Постепенно женщине удалось найти ее равномерный ритм, который ей очень понравился. В результате, у нее произошел инсайт, до того сильный, что она даже отошла в угол зала, чтобы побыть наедине со своим новым гармоничным ритмом. Ее глаза сияли счастьем… Она поняла, что если в жизни будет придерживаться этого гармоничного ритма, то вывести ее из себя будет практически невозможно. Таким образом, если в стрессовых ситуациях человек «включит» уравновешивающий его ритм, то это поможет ему сохранять самообладание.

На ритм можно смотреть и по-философски: как на динамическое состояние Бытия. Например, в нем можно различать Женский ритм, Мужской ритм, ритм Ребенка и так далее. На занятиях также учимся находить для каждого терфехтистского понятия (Присутствие, Совместность, Целостность, Осуществление) свой ритм и проживать его. Одним словом, возможности использования ритма в терапевтическом смысловом фехтовании, практически, безграничны.

Источник: Pixabay.

Что принесла с собой цифровая революция? Свободный доступ к информации, которую для нас любовно отбирают диджерати? Медиакратию? Открытое образование? Массовую культуру? Возможность прожить свою жизнь в соцсетях? Развлечения на любой вкус и в любое время? Стрессы?

Вариантов может быть множество, как и отношений к ним, однако несомненно одно — цифровой век пришёл к нам с совершенно иным хронотопом: с появлением виртуальной реальности и возможности мгновенно связаться с человеком на другом конце земли пространство перестало казаться нам чем-то незыблемым и труднопреодолимым, а поток постоянно меняющейся информации заставил нас ускориться чуть ли не до скорости света. Об увеличении темпа жизни нам напоминают со всех сторон, да и без напоминаний очвидно, что день проносится, не замечая нас. И многим это искренне нравится: «быстрее, выше, сильнее!» Мы настолько привыкли к происходящему, что образ белки в колесе уже не тревожит, а обломовская вечная тоска не вызывает ничего, кроме иронии:

В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

Но (вы же понимаете, что без этого «но» не обойтись), если для нас не авторитет Обломов, то, может быть, стоит прислушаться к мнению американского историка, социолога, урбаниста и философа техники Льюиса Мамфорда, автора книг «Техника и цивилизация» (1934, «Культура городов» (1938), «Положение человека» (1944), «Миф о машине» (1967), который в самый расцвет индустриальной эры указал нам на двойственность тех изменений, с помощью которых техника, ставшая активным субъектом реальности, стала управлять нашей жизнью?

Чтобы понять, о чём нас предупреждал Мамфорд ещё 50 лет назад, достаточно прочесть его небольшое эссе «Механический ритм жизни». Если посмотреть формально, то речь в статье Мамфорда идёт о машинах, об эпохе, которая, как нам кажется, плетётся позади, не способная угнаться за информационной эрой. Однако оглянитесь вокруг — вам не кажется, что эти слова написаны с натуры?

Мы умножаем технические новшества, но вовсе не умножаем способность человека воспринимать их и разумно использовать. Внешний мир властно и беспрестанно навязывает нам эти новшества - нужные и ненужные,- именно поэтому мир внутренний становится все более убогим и бесформенным: активный отбор уступает место пассивному поглощению, и все это приводит человека к тому, что метко названо «ущербностью личности».

Так что, читаем?

Механический ритм жизни

Разворот книги «Миф машины»/Picasa Web.

Наиболее характерная черта современной машинной цивилизации - ее упорядоченность во времени. С минуты пробуждения весь наш день расписан по часам. Попробуйте проспать - будете наказаны: придется еще быстрей обычного глотать завтрак и бежать на поезд; в конечном счете вас даже могут уволить с работы или не повысят в должности. Завтрак, обед, ужин имеют свой определенный час и жестко ограничены временем. Человек приступает к работе и заканчивает ее, подчиняясь часам-автомату, а если человек, не связанный так остро часами, соблазнится форелью в речке или утками на лугу, ему сразу покажут, что он со своими душевными порывами ничуть не лучше запойного пьяницы.

При капитализме расписание - это не просто средство координации и взаимосвязи в сложной системе: время, как и деньги, становится независимым фактором и приобретает свою товарную стоимость. Школьный учитель, юрист, даже врач, планирующий каждую операцию, действуют по графику, не менее строгому, чем для машиниста, водящего поезда.

Регулярность определенных физиологических процессов организма - принятие пищи и вывод продуктов распада - сохраняет здоровье, однако, когда речь идет о досуге, о развлечениях, о половых сношениях, привычка делать все по часам и по расписанию вызывает скуку и может оказаться пагубной.

Использовать случайное, непредвиденное, прихотливое так же необходимо - даже с точки зрения экономической,- как и использовать планомерность и упорядоченность: там, где полностью исключены случайные импульсы, теряются и преимущества планомерности.

Короче говоря, механический ритм - не абсолют. Люди, ценой утраты здоровья, удобств и естественной радости бытия приученные подчиняться механическому ритму, жестоко страдают под этим гнетом, и в конце концов жизнь без бурных порывов, без разрядки может стать для них невыносимой.

Да, наша жизнь подчинена механическому ритму, но нельзя при этом не видеть, что в значительной мере эта современная механизация вызвана стремлением как-то совладать с огромностью масштабов пространства и времени, в которых мы вынуждены существовать. И тут возникает вопрос, действительно ли столь благотворны явные технические достижения, как телефон, пишущая машинка и автомобиль, не отнимают ли они больше сил и энергии, чем сберегают, и не влекут ли за собою ощутимые материальные потери, ибо увеличивают объем и темп переписки, всех видов связи и передвижения совершенно несоразмерно истинной потребности.

В наши дни далекое придвинулось вплотную, и преходящее теперь столь же весомо, как и долговечное. Темп дня ускорился благодаря возможности мгновенного общения, но ритм жизни стал дробным, прерывистым: радио, телефон, газеты шумно требуют внимания, и среди великого множества активных раздражителей человеку все труднее ориентироваться, осмыслить хотя бы часть окружающего мира, не говоря уже о том, чтобы чувствовать себя в нем по-хозяйски.

Торговля и политика безжалостно эксплуатируют технику, которая способствует высокой продуктивности, сотрудничеству, быстроте восприятия, но пока что неупорядоченная и необузданная техника лишь препятствует достижению тех самых целей, ради которых существует. Мы умножаем технические новшества, но вовсе не умножаем способность человека воспринимать их и разумно использовать. Внешний мир властно и беспрестанно навязывает нам эти новшества - нужные и ненужные,- именно поэтому мир внутренний становится все более убогим и бесформенным: активный отбор уступает место пассивному поглощению, и все это приводит человека к тому, что метко названо «ущербностью личности».

Для тех, кто владел машинами, чье богатство и положение в обществе от них зависело, стремление насаждать их было столь властным, что они все больше вынуждали рабочего потреблять машинную продукцию, а инженера и производителя - наводнять рынок дрянными продуктами (вроде безопасной бритвы или второсортных шерстяных тканей), чтобы их приходилось покупать вновь и вновь. При машинной цивилизации самая мысль, что возможен какой-то институт, или образ действий, или система взглядов, которые ослабили бы порабощение человека машиной, почитается грехом и ересью, ибо при капитализме цель механизации - не избавить рабочего от лишнего труда, а устранить всякий труд, который в процессе производства не может быть превращен в прибыль.

Промышленники и предприниматели прежде верили, что им не нужны иные ценности, кроме тех, которые выражаются в ценах и цифрах прибылей. Они верили, что справедливое распределение можно заменить обилием товаров, а проблему разумного приложения способностей снять, расширив рамки человеческой деятельности; словом, они верили, что большинство трудностей, стоявших перед человечеством, можно разрешить количественно, механически увеличив объем продукции. Убеждение, что можно не считаться с истинной ценностью вещей, привело к созданию новой системы ценностей. А когда темп производства непомерно ускорился - при беспардонной монополизации и росте сверхприбылей,- покупательная способность далеко отстала, и весь механизм разладился и остановился - унизительный провал, жестокое банкротство целой системы.

Итак, машина оказалась двуликой. Она — орудие освобождения и в то же время орудие угнетения. Она сберегает человеческую энергию, но и направляет ее в ложное русло. Она создала широкую систему порядка, и она же вызывает путаницу и хаос. Она верно служит благородным целям человечества, но она же извращает и сводит на нет эти самые цели.

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой


Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.


Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.


Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».


Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату .


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1


№2


Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1


№2


Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.


Вы пробовали когда-нибудь объяснить незрячему человеку, что такое «красный»? Я не пробовал, и, честно говоря, надеюсь, что мне никогда в жизни не придется пытаться это сделать. Есть вещи, о которых мы толком и не задумываемся, для нас они естественны на уровне безусловных рефлексов.

Немногие из нас умеют влезть в чужую шкуру и взглянуть со стороны, как же посторонний человек воспринимает наши слова другими, его собственными ушами. Его мозгами, его знаниями.

Это было небольшое лирическое вступление. На него меня натолкнуло понимание того, что когда ты, будучи музыкантом, делишься с неподготовленным человеком музыкальными знаниями, далеко не всегда он хорошо понимает, о чем ты говоришь.

Время и его связь с метром и ритмом

Вот, например, такое явление как ритм . Вроде всем нам понятное слово. Мы его используем в разных контекстах, и иногда и не задумываемся о его исконном значении. Мы говорим – «в моем ритме жизни», «сердечный ритм», «ритмичный танец», и так далее. Иногда мы употребляем и другие слова, близкие к понятию ритмики – например, темп . Мы говорим – «в темпе вальса», а правильно ли? Может быть правильнее «в ритме вальса»? И если об этом начать задумываться – оказывается, что мы не совсем четко представляем себе границы между понятиями ритма и темпа. Не знаем, почему прибор, который в нашем понимании задает темп или ритм – называется «метроном». Почему не «ритмоном». И что же такое тогда метр ?

Оказалось, что даже для многих музыкантов эти понятия – темный лес. Поэтому я решил написать небольшой материал, в котором изложу основы понятий ритм, метр, темп, расскажу про их музыкальное значение, взаимодействие. Не совсем уверен, что статья действительно получится небольшой, как говорится – аппетит приходит во время еды.

Начнем с понятия, которое нам очень близко, с которым мы живем всю жизнь и никуда от него деться не можем. Понятие времени .

Время – это наше четвертое измерение. Как говорят философы, прямая – это след от точки, двигающейся перпендикулярно себе. Плоскость – это такой же след от прямой. Пространство – след от движущейся перпендикулярно себе плоскости. А время – это след движения нашего пространства. Мы четырехмерные существа, потому что у нас не просто есть длина, ширина и высота, но все это существует в динамике – то есть в движении, в развитии. Наше пространство движется и расширяется, и направление этого расширения задает время.

Мы понимаем время в разных трактовках. С одной стороны это постоянно текущие друг за другом мгновения. С другой – это отрезок от одного события до другого. С третьей стороны – время это точка, в которой происходит определенное событие. Например, мы едем в метро утром с 9 до 10 часов. Час – это время в пути. Или нам нужно быть в определенном месте ровно в 11.30. И эти цифры – тоже время.

А что такое время применительно к музыке? Это то, что отличает музыку от других видов искусства – от живописи, скульптуры, резьбы по дереву и так далее. Музыка развертывается во времени , она проходит определенные этапы – от зарождения, через развитие, к кульминации, и до финальной точки. Музыка проживает определенную жизнь, ограниченную своими рамками. И в этой жизни есть взлеты, падения, вехи, важные события.

Такт, доли, размер

Если сказанное доступно и понятно – то и проблем с пониманием ритма, темпа и метра не будет. Но все-таки нужно еще немного подготовительной терминологии из самых начал элементарной теории музыки.

В любом музыкальном произведении есть определенные отрезки, на которые оно делится. А также точки, с помощью которых происходит деление. Самый простой и короткий отрезок музыкального произведения – это такт . А точка, которая определяет начало такта – называется сильная доля . Помимо сильных, безусловно, в такте есть еще слабые доли и относительно сильные доли .

Многие слышали, как музыканты «считают»: раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Многие видели, как дирижеры оркестров машут палочкой. Так вот, взмах палочки сверху вниз всегда означает «раз». Это и есть сильная доля, и именно на нее ориентируются все музыканты оркестра, чтобы не «развалиться». Перед наступлением сильной доли для обозначения начала такта ставится вертикальная линия – она называется тактовая черта . Сразу за тактовой чертой всегда идет сильная доля.

В такте может быть разное количество долей. Это количество задает размер произведения. Чаще всего в музыке, которую мы слышим по телевизору или по радио, размер включает в себя четыре доли. Это наиболее распространенный, «шаблонный» размер, который оказался удивительно гармоничным для создания произведений танцевальных жанров. Практически вся современная электронная, танцевальная и поп-музыка написана в четырех долях.

Но бывают и другие размеры. Если не слишком углубляться в музыкальную теорию, то достаточно знать, что размеры бывают простые, сложные и смешанные . Простые состоят из двух или трех долей. Сложные – из комбинаций простых размеров, но при этом складываются только размеры одинакового состава. Например, размер с четырьмя долями (о котором я писал выше) – состоит из двух элементов по две доли. Ну а смешанные размеры включают в себя разнородные составляющие, например пятидольный размер делится на 2+3 (или 3+2).

Ввиду вышесказанного, простые и сложные размеры делятся на двудольные и трехдольные . Сложный размер с девятью долями будет трехдольным – 3+3+3. Сложный размер с шестью долями может быть как трехдольным (3+3), так и двудольным (2+2+2).

Раньше, в давние времена, трехдольные размеры также были очень распространены в танцевальной музыке. Вальсы, полонезы, менуэты – это все танцы на основе трехдольного такта. Сейчас же в поп-музыке трехдольные размеры используют разве что наиболее «продвинутые» композиторы, не боящиеся остаться непонятыми. Однако, сложные (а также смешанные) размеры довольно распространены в рок-музыке, в джазе, в стилях фьюжн, джаз-рок, арт-рок и так далее.

Метр и темп

Итак, вернемся к сильным и слабым долям. Представим, что у нас есть исходные данные – такт из четырех долей. Сильной долей будет называться только первая . Относительно сильной будет называться та доля, с которой начинается составной элемент нашего размера. Вспомним, что четыре доли у нас делятся на 2+2, а значит третья доля будет начинать второй элемент. Она и называется относительно сильной долей . Остальные доли называются слабыми – это вторая и четвертая.

Доли внутри такта между собой равны по продолжительности. Если произведение быстрое, то одна доля длится короткое время. Если медленное – то доля длиннее. Вот это чередование равных долей на протяжении всего произведения – называется метром. Выделим это отдельно.

Метр – чередование сильных и слабых долей в произведении.

Именно от слова метр произошло название вспомогательного музыкального прибора – метронома . Кто-то наверняка видел и помнит старые метрономы в виде пирамидки, из которой торчит вертикальный маятник, и если этот маятник запустить – он издает равномерные щелчки, выделяя одну из долей: «тум-цок-цок-цок, тум-цок-цок-цок». Тум – это сильная доля, цоки – слабые и относительно сильные. Сегодня в основном используют электронные метрономы. Кроме того, метроном можно найти и в интернете, по запросу «онлайн метроном».

Скорость, с которой «цокает» метроном – это темп. Чем выше темп – тем быстрее произведение. Выделим это.

Темп – скорость чередования сильных и слабых долей в произведении.

Кстати, возвращаясь к понятию времени – музыканты высокой квалификации, помимо слова «доля», используют также термин «время». Можно услышать фразы типа «труба вступила на сильном времени», или «аккорд разрешается на сильном времени». Таким образом дается понять, что данная сильная доля – это не просто наступление нового отрезка (такта), но и некий драматургически важный момент в произведении. В более узком смысле слова «доля» и «время» могут быть просто синонимами.

До этого момента, в принципе, должно быть все понятно. Когда вы сидите на концерте и хлопаете в ладоши по ходу произведения (вы это наверняка назовете «в ритме произведения») – вы отстукиваете метр . Не ритм, а именно метр, в определенном темпе. К ритму это пока что не имеет никакого отношения. Кто-то инстинктивно притопывает ногой, когда по радио играет «ритмичное» произведение. Это тоже метр, а не ритм. Кто-то ставит музыку в наушниках, и «в темпе» этой музыки шагает по дороге. Шаги в этот момент также отсчитывают метр.

Длительность

Теперь мы знаем, что такое такт, доля, метр и темп. Частично также познакомились с понятием размера. А дальше все становится немного сложнее, мы переходим к понятию ритма.

Если единицей измерения метра у нас была доля, то единицей измерения ритма является длительность . А с длительностями надо разобраться внимательнее.

Чтобы проще понять, что такое длительность – обратимся к ассоциациям. Предположим, вы собираете анекдоты. У вас есть тетрадки, в которых вы их записываете. В каждой тетрадке по четыре страницы. На одной странице может уместиться один обычный анекдот, а может два маленьких. Но также бывают большие анекдоты, которые не помещаются на одной странице. Эти анекдоты могут занимать полторы страницы, или даже две.

Ваша тетрадка – это такт, страница тетрадки – доля, а один анекдот – это некая нота, у которой есть длительность. Длительность может быть равна доле, может быть меньше нее, может и больше.

Одна страница – это четверть вашей тетради. Если вы записываете один анекдот – то длина анекдота равна четверти тетради, то есть странице. Если анекдот очень большой и занимает две страницы – то он равен половине тетради. А если анекдот маленький, умещается на половинке страницы – то он равен восьмой части тетради. Это все простая арифметика, доступная школьникам начальной школы.

В музыке – то же самое. Доли бывают разные. Например, «четвертные». И если в такте четыре таких доли, то он состоит из четырех четвертей. Четыре четверти – это и есть точное обозначение размера, о котором мы уже много говорили. Записывается он в произведении в виде двух цифр друг над другом, из которых верхняя показывает количество долей в такте, а нижняя – то, какие это доли. Например, если надпись гласит 4/4, это означает, что этот такт состоит из четырех четвертных долей.

Напрашивается логичный вопрос – а почему же 4/4 не обозначить просто как одна целая? Ведь 4/4=1? Все верно. Но ведь нас интересует ритм, пульсация. А значит нам нужно задать произведению метр. Вот и получается, что давая обозначение четырьмя долями – мы обозначаем метр произведения. Помните, как барабанщик на рок-концертах стучит четыре раза палочками перед началом песни? Он отсчитывает метр, «раз-два-три-четыре». А мы помним, что если долей четыре, то после слова «четыре» снова наступит «раз». Это будет «сильное время», на которое вступят все остальные музыканты. И если бы мы написали вместо 4/4 просто 1 – то никто бы точно не знал, когда вступать.

Но вернемся к тетрадям с анекдотами. Если на одной странице умещаются два анекдота – то каждый из них занимает восьмую часть тетради. Точно так же, если на одну долю в размере 4/4 играется две ноты – они называются «восьмыми». Если четыре ноты на одну четвертную долю – «шестнадцатыми», и так далее. Ну и наоборот, если играется длинная нота, занимающая сразу две доли – она называется «половинная», то есть она длится две четверти. В случае с размером 4/4 половинная нота будет равна половине такта.

Надо иметь в виду, что такт может состоять и из двух четвертных долей. Тогда он будет обозначаться 2/4, и в таком случае нота длиной в две доли будет занимать целый такт, хотя она так и останется «половинной».

Логика во всем этом очень простая, и если Вы сразу не поняли, чем отличается доля от длины ноты – можете просто перечитать несколько абзацев еще раз. Ну а если все понятно – наверняка вы уже догадались, что длина ноты – это и есть длительность .

«Зачем же музыкальные теоретики все так усложняют?», – может возникнуть вопрос. Почему не назвать это обычным словом длина? На этот вопрос есть ответ. Дело в том, что одни и те же ноты можно сыграть как быстро, так и медленно. И если бы ноты записывались без привязки к долям, по абсолютной временной продолжительности – то приходилось бы переписывать произведение каждый раз, когда вы его захотите сыграть быстрее или медленнее. А когда есть доли, размер и метр – достаточно просто поменять темп, и все. Длительность одной четвертной ноты в любом темпе равняется сумме длительностей двух восьмых нот , но она вдвое короче, чем половинная нота. Все в соответствии с привычной арифметикой. Недаром Аристотель называл музыку разделом математики.

В размере «четыре четверти» (а также три четверти, две, и так далее) четвертная нота будет занимать ровно одну долю и в быстром темпе, и в медленном. Поэтому обозначение темпа, в котором звучит произведение – понятие абсолютное. Мы говорим – «сто двадцать ударов в минуту», и метроном играет нам два удара в секунду, а обозначается это «120 bpm» (beats per minute ). А вот длительность нот – понятие относительное. Половинная нота в темпе 120 bpm будет длиться одну секунду. А половинная нота в темпе 60 bpm – две секунды (два четвертных удара метронома, каждый продолжительностью 1 секунда). Можно сыграть одни и те же длительности в очень быстром и очень медленном темпе.

Особенности записи длительностей

Как вы уже поняли, длительности бывают целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и так далее. Есть дополнительные музыкальные обозначения, позволяющие записывать длительности больше или меньше основных.

Например, с помощью точки, поставленной рядом с нотой, можно обозначить, что длительность увеличивается в полтора раза. «Четверть с точкой » по продолжительности равна сумме четверти и восьмой. «Половинка с точкой» добавляет к себе четверть. Если вы видели в нотной записи точки и не знали, что они обозначают – теперь знаете. Но не перепутайте с точками, которые ставятся над нотами и под ними. Эти точки обозначают staccato – то есть отрывистая игра. В принципе, это тоже в определенной степени относится к ритмике.

Кроме того, длительность ноты может увеличить так называемая лига . Это дуга, которая соединяет две или более ноты. Если две рядом стоящих одинаковых ноты «залигованы » – это означает, что общая продолжительность звучания этих звуков равна сумме длительностей этих нот . Это бывает полезно в некоторых случаях, когда невозможно другими способами обозначить длительность. Например, если нота длится дольше, чем один такт, то продлить ее через тактовую черту можно только с помощью лиги. Также, иногда требуется записать ноту, по длительности равной 1/4 +1/16. Если бы добавить нужно было восьмушку – то мы бы просто поставили точку, но шестнадцатую можно добавить только с лигой.

А с помощью такой записи как триоль – можно задать звучание трех нот вместо двух. Там, где на одну долю можно было сыграть только две восьмушки – играются три восьмушки «триоль». Существуют также квартоли, квинтоли, дуоли и так далее, но наиболее распространены триоли, поэтому пока достаточно ограничиться ими.

Ритм

Теперь понятие длительности стало более доступным. А уже на основе этого можно говорить и о ритме.

Если про доли мы говорили, что внутри такта они между собой равны, то длительности внутри такта могут быть все разные. Например, такт с размером 4/4 может состоять из длительностей: 1/2 + 1/4 +1/4. Или наоборот – 1/4 + 1/2 +1/4. Могут быть вариации с восьмушками и другими длительностями, а также с точками и с триолями. Главное, чтобы их сумма равнялась размеру такта.

Ритм – понятие более вольное, чем метр. Придумывая музыку, или работая над аранжировкой, мы сами выбираем длительность нот, которые будут звучать. А метр при этом остается неизменным. Длительности чередуются в разнообразном порядке, образуя ритмический рисунок. Эта особенность и легла в теоретическое определение понятия ритм.

Ритм – чередование длительностей нот в произведении.

При этом важно не забывать, что не в каждый момент обязательно должна звучать какая-то нота у каждого инструмента. Часто у инструментов бывают кратковременные или длительные перерывы в звучании. Перерыв в звучании называется «пауза». Паузы, точно так же как и звучащие ноты, образуют ритмическую ткань партии и произведения. И они тоже бывают целыми, половинными, четвертными и так далее.

Пауза – перерыв в звучании.

Ну вот, теперь мы знаем, что такое ритм. Но еще не все, что нужно знать об этом.

Роль ритма в музыке

Любая мелодия обладает ритмом – ведь она состоит из нот разной длины. Если бы все ноты были в любой мелодии одинаковыми по продолжительности – было бы совершенно неинтересно. Исполняя песню, певцы любят потянуть самые красивые ноты. А иногда ноты, наоборот, исполняются коротко, группами, насыщенными пассажами. Современные речитативные стили исполнения типа хип-хоп предполагают большое ритмическое насыщение вокальной линии. Но это все «линейная» ритмика.

А есть еще ритмика, которая задает структуру произведения, его жанровую принадлежность. То, что мы называем «стилем » музыки. Многие без труда определят на слух разные музыкальные стили – рок, танцевальная музыка, латино, рэггей и так далее. Но далеко не все понимают, что основа этих стилей – ритм-секция . То есть те инструменты, которые играют цикличные ритмические рисунки, повторяющиеся от такта к такту. Прежде всего это, конечно, барабаны, перкуссия и бас . С академической точки зрения к ритм-секции можно также отнести ритм-гитару, фортепиано, банджо, и любые другие инструменты, с помощью которых мы можем разнообразить ритмику исполнения.

Зная особенности разных стилей – можно с легкостью программировать ритм-секцию на компьютере или на любом железном секвенсоре, будь то или рабочая станция.

К примеру, достаточно расставить в размере 4/4 на каждую долю бочку, усилить 2 и 4 доли малым барабаном, и между ударами бочки поместить короткий хайхет – вот уже звучит обычная танцевальная ритм-секция .

Если же поместить бочку на 1 и 3 доли (сильная и относительно сильная), малый на 2 и 4 (слабые), а хайхет сыграть восьмушками на протяжении всего такта (по две на долю) – это будет обычный бит, часто применяемый в рок-музыке .

А если взять танцевальный рисунок из первого примера и сыграть хайхет шестнадцатыми (шестнадцать нот в такте) – получим стиль «диско ».

Другие стили имеют свои особенности, но все эти особенности можно проанализировать и воспроизвести. Неважно, что вы хотите сыграть, музыку в стиле хаус или сальсу, рэггей или рок-н-ролл, любое из этих направлений опирается на чередование длительностей , в их основе – ритм.

Но, конечно, помимо самого ритмического рисунка очень важно учитывать и характерные для этого стиля рамки темпа . Например, если вы решили сделать танцевальную музыку – то скорее всего имеет смысл использовать темп 120-135 bpm. Потому что точно такой же рисунок, сыгранный в темпе 90 bpm уже не будет побуждать слушателя танцевать.

Анализируйте любимые произведения на предмет темпа, в котором они исполняются. Это очень важный аспект, напрямую влияющий на успех вашей аранжировки . Чтобы измерить темп любой записи – на элетронных метрономах существует кнопочка Tap Tempo , нажав на которую несколько раз во время звучания композиции (нажимать нужно на доли – раз, два, три, четыре), вы сможете увидеть на экране довольно точное числовое значение темпа.

Взаимодействие метра и ритма

И еще одна очень важная часть этой статьи. Она коснется взаимодействия метра и ритма .

Дело в том, что хотя метр и ритм это разные понятия, они постоянно работают в связке . Стилистика произведения определяет, насколько их взаимодействие тесное и скоординированное. Между ритмом и метром может быть три типа соотношений. Они обусловлены самими определениями этих двух терминов:

  • Ритм и метр поддерживают друг друга. Ритмически сильные доли (музыкальные акценты) в основном совпадают с метрически сильными долями (помним, что метрически сильная доля – первая).
  • Ритм и метр контрастируют друг с другом. Ритмически сильные доли не совпадают с метрически сильными долями. Такое встречается довольно часто.
  • Ритм и метр нейтральны друг к другу. Такое обычно бывает, когда ритмика не слишком выраженная.

Можно вспомнить много разных примеров специфичного взаимодействия метра и ритма. Те кто знаком с джазовой музыкой даже наверняка могут вспомнить анекдот про ночной кошмар Луи Армстронга, которому приснилось, что он белый и играет «на сильную долю». Любителям джаза известно, что основа ритмики этом жанре – выделение слабых долей.

Если ваши знания джаза обширны – то можно вспомнить стиль би-боп , где при игре постоянно «усиливается» опережающий акцент. Ноты, приходящиеся на все основные доли – ослабляются, а акценты в импровизации играются на промежуточные ноты, да еще и с ритмической «оттяжкой».

Часто можно услышать про то, что в рок-музыке главным ударным инструментом является малый барабан. А поскольку малый барабан обычно играет на 2 и 4 долю – создается ощущение, что эти слабые доли превращаются в сильные, акцентированные.

Вспомним и стиль рэггей – в нем бочка часто пропускает первую долю и играет на вторую. тоже постоянно отрабатывает свою линию, пропуская сильную долю метра. Гитара или другие инструменты, играющие ритм-партии, дают акценты на «и», между долями. То есть выделяя восьмые доли после каждой из основных долей.

Другой пример с пропущенной сильной долей – сальса . В этом стиле ритмически сильная доля наступает перед первой, то есть как бы опережая само произведение. В сальсе за это обычно отвечают бас и бочка.

Нейтральную ритмику в современных стилях можно нередко услышать в музыке лаунж , или в стоп-таймах трансовых произведений.

В академической музыке нейтральная ритмика тоже часто встречается – в основном при сольных исполнениях на фортепиано, гитаре, иногда при пении романсов, арий. Движение как бы постоянно то ускоряется, то замедляется – в зависимости от ощущений исполнителя. Подобное исполнение в традиционной академической музыке обычно обозначают как rubato или ad libitum .

В заключение

Вот такие, довольно простые, но очень важные знания. Не расстраивайтесь, если после первого прочтения не все улеглось в голове. Перечитайте еще и еще раз, медленно и вдумчиво. Информация действительно на первый взгляд запутанная, но как только вы с ней разберетесь – увидите, как вдруг просто стало работать с ритмом в ваших аранжировках.

В общем, нюансов много, и о ритмике можно говорить бесконечно. Но во всем главное – знать основы, и я надеюсь, что эта статья помогла их немного систематизировать.

Как обычно, желающих не пропустить новые интересные материалы приглашаю подписаться на мой блог . На очереди еще немало актуальных музыкальных тем. И конечно, жду Ваших отзывов, дополнений и критики в комментариях к статье. Благодаря Вашим комментариям я понимаю, о чем еще нужно рассказать.

Что Вы узнаете из этого блога? " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/anantara-small-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">