Сценарный анализ сказки золушка. Эзотерический смысл сказки золушка Анализ сказки золушка


Чтение сказки – один из самых важных ритуалов детства. С одной стороны, во время этого процесса мы уделяем внимание ребенку, а именно это питает его душу лучше любых игрушек. Голос мамы или папы, которые нашли вечером время для своего чада, успокаивают и переносят в мир чуда и волшебства. С другой стороны, чтение сказки – это инвестиция в будущее. Именно с помощью хороших книг в подсознании ребенка закладывается важная информация, которая будет влиять на выбор, поможет принять сторону добра или зла. Многие родители даже не задумываются о том, какой скрытый смысл сказок. При этом, узнав о нем, вы сможете подобрать более подходящую литературу для крохи, развивая в нем недостающие качества.

Сказка: скрытые смыслы «Золушки»

Одна из самых популярных сказок детства – «Золушка». Ее автором является французский писатель Шарль Перро. Он доработал сказку, добавив в нее описания быта, приключений, раскрыв характер героев. Но ее основа – история про бедную сироту уже давно существовала и передавалась из уст в уста в народе. Сюжет прост и понятен – бедная девушка терпела несправедливость, но не теряла свою доброту, не становилась обозленной на мир, она смиренно выполняла поручения и наконец-то дождалась чуда – появления феи. Крестная не просто навестила девушку, но и одарила ее порцией волшебства, превратила тыкву в карету, лохмотья в красивое платье, крыс в лошадей. Золушка отправилась на бал, где повстречала принца. Жаль вот только, что чудо было временным и чары в полночь развеялись. И снова с героиней случилась неудача, разлука с принцем, при этом девушка опять-таки не отчаялась, а продолжила ждать. Заканчивается сказка счастливо, справедливость восторжествовала.

Скрытый смысл сказки понятен на первый взгляд – девушкам стоит проявлять смирение, трудолюбие, скромность и они дождутся принца. Вот только психотерапевты по этому поводу выделили психическое расстройство, свойственное многим девушкам. Называется оно комплексом Золушки и заключается в том, что дамы отказываются от реального восприятия жизни. Они ждут принца, отказывая обычным мужчинам. Читая детям сказки на ночь, важно правильно истолковывать их после. Спрашивать о том, как понятен смысл, и делать вывод самостоятельно. Золушка дождалась принца не потому, что ей повезло с феей, а потому что была лучше других девушек – трудолюбива и скромна, красива и заботлива. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на сироту никто бы не обратил внимания, другие на том, что в жизни можно добиться всего только под покровительством феи. Важно все же акцентировать внимание на личностных качествах Золушки, объясняя, что именно этим она и заслужила вознаграждение.

Еще один смысл сказки Золушка

Психотерапевт Марина Комисарова дает еще одно, более глубокое пояснение сказки Золушка. Для нее это история о женской фрустрации. При этом психолог отмечает, что сказка отражает внутреннюю картину мира, скорей всего автор не закладывал в нее подобный смысл, но при этом история отображает истинное положение вещей. Золушка – это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины (злые сестры) и внутренняя родительская фигура (мачеха). Интересно то, что хоть отец у девочки и был, он не стал ее защитником, от трусости он практически бросил родную дочь на растерзание женщинам. Принц – внутренний мужчина девушки, которого она боится разочаровать, поэтому сбегает с бала. Ведь ей кажется, что настоящую ее он не полюбит, ему важен лишь внешний вид, роскошное платье, карета, а все это лишь выдуманный антураж. Золушка, по мнению психолога, страдает от заниженной самооценки, ее внутренняя мать превращается в злую мачеху, которая вместо любви к Золушке, постоянно ругает ее. Из-за этого девушка также страдает от базового недоверия ко всем мужчинам, чтобы пробить стену, принцу приходится доказывать свою любовь, разыскивая девушку по всему царству.


Как же решить проблему Золушки? Полюбить себя, понять, что для мужчины важно не платье и прическа, а внутренние качества – женственность, нежность. Именно в них влюбляется принц. Марина Комисарова советует подружиться со своим внутренним принцем, посмотреть женщинам на себя глазами мужчин и полюбить, совершенствоваться, чтобы выглядеть в своих глазах еще лучше.
Интересно то, что многие мамы осудили Шарля Перро за его сказку, пропагандирующую ожидания несуществующих принцев. Некоторые родители и вовсе исключили сказку из домашней библиотеки. При этом скрытый смысл русских сказок иногда оказывается еще более шокирующим. Сам же автор в предисловии к своей книге написал, что его творения не стоит воспринимать слишком глубоко, важно оставаться проницательным реалистом, воспринимая сказки как одно лишь развлечение.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька – самая любимая сказка всех девочек. Хотя сюжет сказки очень распространен в литературе, маленькие и взрослые предпочитают читать онлайн именно сказку Шарля Перро.

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька читать

Бедная девушка была сиротой, терпела издевательства мачехи и сводных сестер, выполняла всю работу в доме. Когда девушки всего королевства были приглашены во дворец на бал, сестры Золушки наряжались и прихорашивались. Они мечтали выйти замуж за принца. Золушка тоже хотела попасть на бал. Когда сестры уехали, появилась ее крестная, добрая фея, которая знала о мечте бедной сиротки. Волшебство феи превратило тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера. Подарила фея девушке прекрасное платье и хрустальные туфельки. Прекрасной принцессой явилась Золушка на бал, и принц влюбился в нее с первого взгляда. Фея предупредила, что ровно в полночь волшебство исчезнет. До полуночи девушка должна была покинуть дворец. Счастливая Золушка забыла о предупреждении феи. Когда часы пробили двенадцать, бросилась Золушка бежать из дворца. На ступеньках она потеряла туфельку. Слуги принца ездили по всему королевству с хрустальной туфелькой в поисках прекрасной незнакомки. В доме Золушки примеряли туфельку мачехины дочки, только она была им мала. Предложили примерить туфельку замарашке. Туфелька оказалась девушке впору. Достала она вторую. Добрая фея превратила домашнее платье Золушки в пышный бальный наряд. Все узнали в ней прекрасную принцессу. Повезли девушку во дворец. И стала Золушка женой прекрасного принца. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Читать и перечитывать сказку Золушка, или Хрустальная туфелька своей маленькой принцессе вы будете много раз. Секрет ее популярности в привлекательности главной героини, яркости картин, в красивом чуде, которым наполнена сказка, а также в справедливой счастливой концовке. Чему учит сказка Шарля Перро Золушка? Да она просто энциклопедия маленькой принцессы. Нужно быть доброй, отзывчивой и трудолюбивой, иметь терпение и уметь прощать, быть искренней, приветливой и верить в чудо. Главная идея сказки – награду получает тот, кто своим поведением ее заслуживает.

Мораль сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Тот, кто заслуживает, обязательно от судьбы получает подарки. А кто очень старается – может получить в награду и прекрасного принца. И пусть мораль любимой сказки станет для маленьких читательниц мотивацией к самоусовершенствованию.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Делай добро, добро и будет.
  • Судьба поступает по справедливости, нужно только уметь ждать.
Знаем ли мы свои любимые сказки? [Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк, фрагмент] Коровина Елена Анатольевна

ЗОЛУШКА, или Бал жизни

Бал жизни

О, ВЕЩАЯ МОЯ ПЕЧАЛЬ,

О, ТИХАЯ МОЯ СВОБОДА

И НЕЖИВОГО НЕБОСВОДА

ВСЕГДА СМЕЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛЬ!

Осип Мандельштам

Золушка» – воистину любимая сказка всех времен и народов. И не просто сказка – программа будущей жизни под названием «Как выйти замуж за принца». Правда, в нашем народном сознании (согласно социологическому вопросу) оформился тезис с поправкой: «Лежа на печи – выйти замуж за принца». Ну если «лежа на печи» – программа для мужского населения, то «выйти замуж за принца» – уж точно для женского. И вот забавно – во всем мире это считается нормальным. Но у нас социологи завопили в унисон: кошмар, ужас! А что в этом плохого-то?! Наверное, наши аналитики-толкователи до сих пор считают, что место женщины – днем у станка, а вечером на кухне, а еще лучше будет, если она, аки передовица производства, будет без роздыху шпалы класть. Ну никак не выветривается из нашего общественного сознания идеалы социализма – того самого, что был «без человеческого лица». И никто из «умников» не вспоминает, что вообще-то Золушка была далеко не вертихвосткой, а труженицей.

Иначе откуда бы взялось такое количество вариантов? По всему миру рассказывают про Золушку. В разных странах сюжеты обрастают своими подробностями, деталями, именами героев. Между прочим, такие сказки с единым сюжетом, но разными деталями, называют бродячими или миграционными.

А знаете ли вы, что…

Только в Европе встречается более пятисот вариантов сказки о Золушке.

По Индии, Шри-Ланке, по другим странам Востока тоже бродят ее пересказы. Известен, например, китайский вариант, созданный еще в IX веке.

Сказки о Золушке имеют разные названия. Например, в Чехии и Словакии есть сказка «Три орешка», в Испании – «Волшебные платья».

Но во всех народных сказках героиня носит прозвище, говорящее о том, что она много работает по дому, особенно у очага, и всегда выпачкана в золе и пепле. Она -

Золушка – в России,

Cendrillon – во Франции,

Попелюшка или Попелка – в Польше, Чехии, на Украине,

Aschenputtel – в Германии,

Cinderell – в Англии.

Наивный вопрос:

А каким было имя девушки, если Золушка – это только прозвище?

А вот этого не знает никто. Это – главная тайна нашей героини. Но если конкретного имени нет, то любая женщина (практически любых лет) может отождествить себя с ней, ожидая прекрасного принца. Вот как мудро придумано народом!

Внимание!

Существуют и мужские версии сказки, когда «золушкой» становится младший из братьев – эдакий «золушок»

Как правило, он – нелюбимый третий сын в семье, и старшие братья не берут его с собой, когда едут свататься к королевской дочке. То есть это вариант сказки о трех братьях – двух умных, а третьем – дураке. Помните наших Иванов и Емель, сватавшихся к царской дочке? Впрочем, западноевропейский «золушок» ближе не им, а скорее Гансу Чурбану Андерсена. Этот третий брат, отвергнутый старшими, и сам находит способ пробраться во дворец и получить в жены прекрасную принцессу. Обычно его и зовут соответственно. Например, в скандинавских сказках есть Замухрышка Эспен и Эспен Аскеладден. Последнее переводится как «копающийся в золе».

Конечно, самая известная интерпретация «Золушки» – сказка Перро. На Западе она традиционно называется «Синдерелла, или Маленькая хрустальная туфелька», в России – «Золушка, или Хрустальный башмачок». Сам Перро назвал ее «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом».

Стоп! Какой еще мех?! Известно же, что туфельки были хрустальными. Интересно, а вы сами пробовали когда-нибудь носить такие туфельки-башмачки? Никогда? Тогда вспомните хотя бы хрустальные вазы – те, что красуются у вас на самой видной полке. Хрусталь тяжел, как и любое стекло, он порежет ноги, к тому же треснет или вообще разобьется при первом же шаге.

Так откуда же взялась хрустальная туфелька?!

Не знаете? А по ошибке – образовалась из опечатки в книге.

Дело было так. В народных сказках туфелька обычно золотая. Впрочем, в некоторых народных сказках Золушка вообще теряет не туфельку, а свое крохотное колечко. Но Перро решил, что туфелька будет эффектней.

Надо сказать, что в его времена никто мехом обувь уже не обшивал, хотя раньше, в средневековой Франции, богачи заказывали себе именно такую обувку – для тепла и красы. Но при дворе Людовика XIV, во времена которого и жил Перро, уже носили совсем иную обувь – из парчи, украшенную бриллиантовыми пряжками, да еще и на высоких каблуках. Так что своей меховой оторочкой Перро мог, во-первых, отнести действие сказки в далекие времена. А во-вторых, подчеркнуть уникальность меховых башмачков во времена Людовика ХIV, а значит, усилить их таинственные, загадочные свойства.

И вот Перро написал в заглавии по-французски viar , то есть мех для оторочки. Но в последующем издании наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в vеrrе, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и пошла гулять по миру хрустальная туфелька. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».

Есть в «Золушке» Перро и еще одна тайна – появление волшебницы, помогающей Золушке. Дело в том, что в народных сказках действие начинается с того, что умирает мать Золушки. А отец вскоре женится на другой. И тогда бедная Золушка просит умершую мать помочь ей. В разных вариантах это происходит по-разному. Иногда, как у братьев Гримм или в испанских сказках, на дереве, растущем на могиле матери, вырастают платья невиданной красоты. Иногда от матери появляются посланцы (птицы, белочки, добрые духи и пр.), приносящие Золушке дары (например, три орешка, три цветка или листика, в которых скрыты наряды для предстоящего королевского бала).

Перро образ умершей матери вообще изъял. Он же хотел написать праздничную «бальную» волшебную сказку, а тут вдруг разговоры о болезни и даже смерти?! Но кто-то же должен был помочь бедной Золушке? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению. Слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей, подчиненные звали на крестины начальника. Что ж, без протекции «родного человечка» плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.

Внимание! Викторина

А кто сумеет объяснить, почему фея создала карету именно из тыквы?

Кто ответит правильно, тот вполне может рассчитывать на то, что жизнь будет полна балов и прочих развлечений.

Ну как – есть предположения? Неужели нет? Тогда порассуждаем вместе.

Во-первых, вспомним, что тыква в Европе изначально не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказок Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. То есть фея-крестная использовала волшебные свойства тыквы.

Во-вторых, тыква располагалась на грядках весьма вольготно. За это крестьяне и прозвали ее уважительно – Госпожа-Матушка Тыква. К тому же тыква была самым большим овощем. А разве не такой нужен для кареты?

Вот поглядите – в ХХ веке американец Крис Стивенс вырастил тыкву-великаншу весом 821 килограмм и 5 метров в обхвате. Если достать оттуда сочную золотую мякоть да приделать колеса – получится самая настоящая карета, в которой хоть на бал отправляйся, хоть в путешествие!

В-третьих, золотистая тыква, словно развалившийся на грядке вельможа, напоминала вышитую золотом одежду аристократов. Но не только! Кареты той поры тоже обивали золотом. Вот и из золотистой тыквы явно выходила дорогая карета.

В-четвертых, тыква очень прочна. Недаром же, вычерпав ее сочную внутреннюю часть, из кожуры (корки) делают весьма прочные сосуды, подходящие для разных хозяйственных целей. Ну а разве волшебная карета не должна быть прочной?

Ну а в-пятых (это вообще особый случай), тыква помогает от укачивания. Вспомним, Золушка не привычна ездить в каретах, ими пользовалась только знать. К тому же кареты того времени сильно трясли. Так что мужчины вообще предпочитали передвигаться верхом на лошадях, оставляя кареты дамам, которые готовы были претерпевать любые трудности, лишь бы не испортить платье и прическу.

А знаете ли вы, что…

В сказке Перро у принца есть имя собственное – Мирлифлор. Сказочник образовал его из двух французских слов mirer – «стремиться», «домогаться» и fleur – «цветок».

Это имя стало нарицательным. Во времена короля Людовика XIV «мирлифлорами» стали называть особо элегантных молодых людей из высшей знати.

И еще одна «тайна», а вернее, примечательность сказки Перро. Эта сказка не просто литературная, но отражающая черты того придворного мира, в котором жил сказочник.

В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. И все это с юмором и галантностью, свойственной эпохе «короля-солнце». Волшебная сказка становится отзвуком прекрасно известных Перро дворцовых празднеств, с их шумом, блеском и вечными пересудами. Потому-то сказки Перро и принято считать первыми в мире литературными, авторскими сказками. Конечно, Перро использовал сюжеты народных сказок, но он не просто обрабатывал их в пересказах, как делали, например, наш блистательный фольклорист А.Н. Афанасьев или не менее блистательные немецкие собиратели фольклора братья Гримм, – нет! На основе народного сюжета Шарль Перро писал собственную авторскую сказку. Да мы словно слышим голос самого автора, обожавшего читать свои сказки в литературных салонах!

«Воцарилось глубокое молчание, прекратились танцы и замолчали скрипки, – такое внимание привлекла к себе невиданная красота незнакомки. Слышен был только смутный гул восклицаний: «Ах, как прекрасна!» Все дамы пристально рассматривали ее головной убор и ее платье, чтобы завтра же обзавестись подобными нарядами. Если только окажется прекрасная материя и найдутся столь искусные мастера».

То есть это сказка аристократическая. Отсюда и мораль. Это в народных сказках героиня получила принца и счастье потому, что была трудолюбива, усердна и добра к людям. А в аристократической сказке Перро залогом успеха Золушки на балу, а потом и в сердце принца стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. Героиня явилась на бал в прекрасных нарядах (хороший вкус), прелестно танцевала с принцем (изящество в танцах) и даже своих сестер угостила лимонами и апельсинами, которые дал ей принц (кстати, лакомствами по тем временам самыми дорогими).

Вот какова мораль сказки Перро:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! -

Изящество, сказать иначе – лад.

<…> Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним -

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Сказать честно, дипломат Перро уж слишком «дипломатическим флером» прикрыл здесь свою мораль. Под понятием «изящество» он подразумевает скорее внутреннюю гармонию (лад) человека, его естественность, наконец, человечность поведения и доброту нрава.

Но вот примечательно – народную мудрость о том, что даже самая неказистая, но умная, добрая и трудолюбивая девушка может привлечь внимание принца, доказала сама, история. И это не выдумка, не миф, а реальный факт из биографии сына-наследника короля Людовика XIV – дофина Луи.

Эту реальную историю вы можете прочесть в Приложении к книге. А пока мы не станем прерывать разговор о сказке. Но…

Внимание всем дурнушкам!

Внимание всем толстушкам!

Прочтите и запомните – так БЫВАЕТ!

Знал ли Шарль Перро эту историю? Конечно! Ведь он был не только известным поэтом, критиком, членом Французской академии, но и опытнейшим царедворцем, дипломатом, которому Людовик XIV поручал самые деликатные и заковыристые дела.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Король жизни Мысль и Слово - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать все. В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Из

Из книги автора

Вода жизни О! Горячая вода - ты вода живая. Когда-то наша планета была молодой планетой огня, потом землю остудила вода и жизнь, потом под зеленым покровом леса у холодных рек появились люди, но где-то в глубине, куда достигают лишь самые глубокие потоки, от тепла

Из книги автора

Искусство жизни Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом

Из книги автора

28. О неправедной жизни А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит

Из книги автора

Длина жизни Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили:- Как тебе показалось: долго или мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил:- Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и

Из книги автора

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги автора

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

Сказка Шарля Перро "Золушка"

Главные герои сказки "Золушка" и их характеристика

  1. Золушка, молодая девушка 18 лет, очень добрая, очень красивая, работящая. великодушная, очаровательная, обладает всеми мыслимыми положительными качествами.
  2. Принц, молодой и красивый, настойчивый, верный. Легко влюбился в Золушку.
  3. Мачеха, злая и не добрая. Любила только своих дочерей, а с Золушкой обращалась очень плохо.
  4. Сестры, дочери мачехи, характером пошли в свою мать.
  5. Отец, тихий и послушный человек, подкаблучник
  6. Фея, волшебница, которая творит добро.
План пересказа сказки "Золушка"
  1. Смерть матери
  2. Злая мачеха
  3. Злые сестры
  4. Принц дает бал
  5. Мак и просо
  6. Появление феи
  7. Волшебство
  8. Золушка на балу
  9. Фасоль и горох
  10. Золушка теряет туфельку
  11. Принц ищет принцессу
  12. Свадьбы Золушки и сестер.
Краткое содержание сказки "Золушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отец Золушки после смерти супруги женится на злой мачехе.
  2. Принц дает бал, и мачеха с дочерьми отправляется на бал.
  3. Фея дает Золушке карету и коней, красивое платье, но предупреждает про полночь
  4. Золушка всем очень нравится, но на второй день забывает про время и теряет туфельку.
  5. Принц ищет прекрасную незнакомку и туфелька подходит Золушке.
  6. Золушка выходит замуж за принца.
Главная мысль сказки "Золушка"
Красота, умение прощать и доброжелательность являются самыми прекрасными человеческими качествами.

Чему учит сказка "Золушка"
Эта сказка учит нас ценить в человеке его положительные качества. Не обращать внимание на внешний вид, а судить о человеке по его поступкам. Учит не держать зла на завистников и уметь прощать то, что можно простить. Учит тому, что добро всегда будет вознаграждено.

Отзыв на сказку "Золушка"
Сказка "Золушка" мне очень нравится, ведь в ней совершенно счастливый конец. Конечно поведение мачехи и ее дочерей заслуживает порицания, но Золушка их простила и это просто прекрасно. Золушка была очень красивой и при этом очень доброй, а потому она заслужила свое счастье с принцем.

Признаки волшебной сказки в сказке "Золушка"

  1. Волшебные превращения: карета, кони, кучер, лакеи, платье
  2. Волшебный помощник, сказочное существо - фея и волшебная палочка.
Пословица к сказке "Золушка"
Красота до вечера, а доброта навек.
Что ни делается, все к лучшему.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Золушка"
До 16 лет Золушка счастливо жила со своими родителями, но потом мама девочки умерла.
Через два года отец Золушки женился на другой и мачеха стала заставлять Золушку делать всю работу по дому, поэтому девочка вечно ходила грязная и в золе.
Сестры Золушки были такие же злые, как мачеха и придирались к Золушке из-за ее красоты.
Однажды принц объявил, что дает бал на несколько дней и мачеха с сестрами собиралась пойти на бал. Мачеха рассчитывала выдать одну из дочерей за принца, а другую за министра.
Она дала Золушке задание отделить маковые зерна от проса и вместе с дочерьми уехала.
Золушка расплакалась, но тут появилась прекрасная фея и мигом отделила мак от проса.
Потом она велела Золушке принести тыкву и сделала из нее карету. Шесть мышей из мышеловки стали лошадьми, а крыса - кучером. Шесть ящериц фея превратила в лакеев, а платье Золушки в прекрасный наряд из золотой и серебряной парчи. Так же фея дала Золушки прекрасные туфельки и предупредила, что в полночь ее волшебство потеряет силу.
Золушка поехала на бал и все были поражены красотой неизвестной принцессы. Сам принц постоянно танцевал с Золушкой и угощал ее фруктами.
А Золушка поделилась апельсинами со своими сестрами и вежливо с ними говорила.
Без пяти двенадцать Золушка уехала из дворца.
Когда мачеха и сестры возвратились они много рассказывали о принцессе и сердились, что вся работа по дому была выполнена.
На следующий день мачеха и сестры опять уехали на бал, а следом отправилась Золушка, ведь фея снова помогла ей - отделила мешок гороха от мешка фасоли.
На этот раз Золушка забыла про время, и, когда часы стали бить полночь, торопливо убежала, потеряв по дороге туфельку.
Мачеха и сестры считали, что принц влюблен в неизвестную принцессу.
И действительно принц велел всем девушкам в стране примерить туфельку.
Примерили ее и сестры Золушки, но никому туфелька не подошла.
Тогда принц собрался уходить, но отец вспомнил про Золушку и принц дал ей примерить туфельку. Туфелька пришлась в пору, а Золушка достала вторую.
Принц узнал свою принцессу, а фея снова превратила платье Золушки в нарядное.
Золушка вышла замуж за принца, а сестер выдала за вельмож.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Золушка"

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.