Последствия страшного утра в рассказе после бала. Утро, изменившее жизнь по рассказу После бала (Толстой Лев Н.)


МОУ Глотовская средняя общеобразовательная школа

(по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Учитель литературы –

Борисенко Наталия Олеговна

2009 год

Цели урока:

  1. Понять идейное содержание рассказа.
  2. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения.
  3. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа.
  4. Познакомиться с терминами: цветопись, звуковой ряд, зеркальное отражение, категория времени и пространства.

ТСО:

Мультимедийная презентация, словарь Ожегова, запись музыки Бетховена, инструментальной музыки (для фона эмоциональной паузы), ватман, краски, кисточки, баночки с водой.

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы и цели урока.

- (Слайд №1) Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н.Толстой меняет название “Дочь и Отец” на “После бала”, и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

И сегодня нам предстоит разобраться в следующем: (Слайд №2)

Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

Как изменились его взгляды и чувства?

Почему это утро стало решающим в его судьбе?

С помощью каких средств и приемов, каких слов Л.Н. Толстой пытается донести до читателя ответы на эти вопросы.

3. Повторно-обучающая работа.

Итак, одним из таких средств является композиция этого рассказа, на которую мы уже обратили внимание. Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа: (Слайд №3)

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность? (Она делится на две части, контрастные между собой).

Над этим приемом контраста вы думали дома, работали с цитатами, с таблицей, сейчас попробуем разобраться, как создает Л.Толстой контрастные картины и главное: зачем этот контраст нужен в рассказе.

На прошлом уроке мы анализировали сцену “На балу”; Дома – эпизод “После бала”.

Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Чтение художественного текста.)

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный

Зала прекрасная

Музыканты знаменитые

Буфет великолепный

Хозяин добродушный)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен.)

Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения этой сцены? (Уч-ся читают по таблице, составленной на предыдущем уроке в классе.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.) (Слайд №4)

4. Эмоциональная пауза.

Вы, конечно же, знаете, что цветопись играет огромную роль в художественных произведениях и в нашей жизни. (Слайды 5-10)

Красный – проникающий тепловой цвет. Увеличивает ритм дыхания, активизирует мозг.

Оранжевый – улучшает пищеварение, пульсацию крови.

Жёлтый – стимулирует нервные процессы, зрение, активизирует умственную работу.

Зелёный – уменьшает давление, мигрень, повышает двигательную работоспособность.

Голубой – успокаивающий.

Синий – угнетающий.

Фиолетовый – угнетающий, но и влияющий на сердечные ритмы.

Коричневый – депрессия и печаль, но в то же время, успокоение.

Я предлагаю вам создать общую картину настроения класса. Перед вами – чистый лист ватмана. Подойдите и нарисуйте что-то и тем цветом, что сейчас соответствует вашему настроению. (Дети рисуют под музыку)

5. Анализ текста.

5.1. Беседа по составленной таблице.(Слайд 11)

А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Уч-ся читают по домашней таблице.)

- Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека.)

Что они ему несут? (Боль, страдания, муку.)

Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами ? (мука, боль)

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

5.2. Чтение эпизода после бала в музыкальном сопровождении. Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Я не случайно предложила вам чтение художественного текста в музыкальном сопровождении. Это Л.В. Бетховен, композитор, много перестрадавший в своей жизни.

5.3. Беседа по содержанию текста. (Слайд 12)

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

Я вас возвращаю к нашему вопросу: как , за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью? (цитата) стыд и ужас.

А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас? (Сцена с полковником.)

За что полковник Б. бил солдата по лицу ? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

Вспомните, что полковник при этом говорил? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость.)

Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд .)

Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились.

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский.)

В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? (“Братцы, помилосердуйте”)

Но братцы не милосердовали. Что такое милосердие? О чем просит татарин? (1 ученик индивидуально ищет значение слова по словарю Ожегова).

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия .)

И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Важно, когда герой это понимает, но важно и где он это понимает.

Где разворачивается первый эпизод?

Где разворачивается второй эпизод?

Почему на открытом поле?

(В толпе шумной, среди масок и моря шампанского истина открыться не могла. Человек должен увидеть этот мир, не прикрытый мишурой.)

5.4. Обобщение.

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест. (см. приложение, тест в программе Exel).

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.

7. Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.


Не нужно иметь особой проницательности,

чтобы видеть, что в наше время все то же, и

что наше время полно теми же ужасами...

ко-торые для следующих поколений будут так

же удивительны по своей жестокости и неле-пости.

Л. Толстой. Николай Палкин

Очень глубоко затронул меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала», в основу которого лег случай, произошедший с братом автора в годы их далекой юности. Рассказчик, «все-ми уважаемый Иван Васильевич», повествует нам о собы-тии, которое переменило его жизнь в молодости. Этот рас-сказ очень четко можно разделить на две части, диаметрально противоположные друг другу по настроению и описанию.

Первая часть — описание «чудесного бала» у губернс-кого предводителя. Богатый, веселый и бойкий молодой человек безумно влюблен в дочь полковника Вареньку, и она благосклонно принимает его ухаживания. Счастье пе-реполняет его, без устали танцует он со своей грациозной партнершей, «с восторженным умилением» наблюдает за танцем Вареньки с ее отцом-полковником. Он восторгает-ся красивым, высоким, статным военным, проникаясь лю-бовью не только к нему, но и ко всему миру. Сразу после бала молодой человек чувствует себя «бесконечно счастли-вым», и все описание праздника с эпитетами «сияющий», «великолепный», «чудесный» вводит нас в атмосферу безу-держной легкости и веселья великосветских приемов.

Что же случилось? Безудержное веселье и счастье нео-жиданно сменяются мрачной, угнетающей картиной нака-зания провинившегося солдата. Слова, которые автор упот-ребляет при этом («гневный», грозный», «злобный», «стыд-но», «ужас», «тоска») заставляют наше сердце тревожно и тоскливо замереть, погрузившись в описание жестокой рас-правы. Полковник, так беззаботно и радостно танцевав-ший на балу с дочерью, беспощадно и жестоко наказывает солдата за побег. Глубоко в сознание вонзается страшная картина избиения. Мало того, тот же полковник гневно бьет по лицу другого солдата, который ударил несчастного но спине недостаточно сильно, может, пожалев, а может — из-за недостатка силы.

Боль, недоумение и ужас вызвала у молодого человека, впервые столкнувшегося с суровой и жестокой действи-тельностью, эта картина. Более того, он говорит: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опус-тил глаза и поторопился уйти домой». Молодому человеку трудно поверить, насколько по-разному может вести себя один и тот же человек в разных ситуациях, насколько разным этот человек может быть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — пытался найти хоть какое-то оправдание увиденному Иван Васильевич. Но дальнейшая жизнь и упорные поиски от-вета на этот вопрос не дали никаких результатов. Невоз-можно оправдать жестокость. Если сильный бьет слабого — значит, он не только сам слаб, но и труслив. Материал с сайта

Это событие настолько сильно впечатлило молодого студента, что изменило его жизнь. Вместо поступления на военную службу он посвятил свою жизнь тому, чтобы по-могать людям. «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было», — ответил Ивану Васильевичу один из слушателей.

В своем рассказе Толстой хочет обратить наше внима-ние на то, что каждому времени присущи свои ужасы и пытки. Все жестокое и несправедливое лишь «изменило форму, но не прошло». Ощущение стыда за чужую вину, бесчеловечность, с которым ушел с места казни студент, говорит об открытости его сердца, умении сопереживать и способности самостоятельно понять, «что хорошо, что дур-но», без которых и сегодня невозможно бороться с жесто-ким и страшным наследием прошлых времен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • последствия страшного утра по рассказу после бала
  • сочинение на тему утро изменившее жизнь по рассказу после бала
  • утро изменившее жизнь краткое сочинение
  • сочинение после бала утро изменившее жизнь
  • утро, которое перевернуло жизнь сочинение Л.В.Толстого

Рассказ об утре, изменившем жизнь человека, Толстой обдумывал пятьдесят лет. История, описанная в этом рассказе, действительно имела место в жизни брата писателя - Сергея Николаевича Толстого. Это и подтолкнуло Льва Николаевича к созданию данного произведения.

«После бала» - это воспоминание главного героя, уже немолодого человека, всеми уважаемого Ивана Васильевича. Описанное на страницах вызывает доверие у читателя, потому что «рассказывается очень искренне и правдиво». Из этого повествования вырисовывается большой жизненный опыт Ивана Васильевича.

В прошлом он был очень красивым молодым человеком. Но его жизнь существенно изменилась после бала у камергера.

Композиция «После бала» построена на таком литературном приеме, как контраст. Он способствует более глубокой передаче эмоционального воздействия. Лев Николаевич противопоставил события бала и утро после него. Каждый из этих эпизодов дополняет и выделяет другой, тем самым обнажается ужасная действительность. А действительность, по мнению Л.Н. Толстого, состояла в том, что мир нравственно плох и, совершенствуя его, нужно начать с себя. Иван Васильевич не смог разобраться, хорош или плох мир, и поэтому ушел от активной жизни.

В то самое утро произошли события, разрушившие любовь Ивана Васильевича и изменившие всю его жизнь. Эпизод наказания солдата открыл перед главным героем весь ужас окружающей его действительности. Утро в рассказе «После бала» символизирует конец не успевшей начаться жизни. Обычно утро - это начало жизни, любви, но Л.Н. Толстой изменил эту литературную традицию. Последствия утренних событий оказались решающими для героя.

Понять и разделить чувства героя нам помогают описания автора. Л.Н. Толстой связывает две, по сути, не похожие ничем части произведения в рассказ при помощи различных художественнолитературных средств. Они помогают раскрыть идею рассказа. Можно сказать о том тумане, который постепенно рассеивается и показывает все в настоящем свете. Цвета, описываемые автором на балу, светлые, ясные, четкие: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых перчатках». После бала: темные, мрачные, резкие, смазанные: «много черных людей». «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное...» На балу Ивану Васильевичу все кажется замечательным: «Бал был чудесный: зала прекрасная <...>, буфет великолепный...»

В тексте довольно часто встречаются повторы. Во второй части: «Все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника», «Все так же падали удары...» В первой части: «мотив мазурки» «вальсировал еще и еще». Также заметно повторение прямой речи и в той и в другой части: «Будешь мазать? Будешь?»

«Уговорите, та chere, отца пройтись с вами...» Можно уверенно сказать, что два этих эпизода - бал и после бала - противопоставлены друг другу. Именно эти события и повлияли на чувства, поведение героя. Он запутался, мысли его перемешались. Чего-то Иван Васильевич стыдился, почему-то чувствовал себя растерянно и неуверенно.

угасла. Нужно отметить, что это утро всерьез стало судьбоносным для героя.

Я думаю, истинная причина, изменившая жизнь Ивана Васильевича, заключается в его конфликте с окружающим миром. Он не смог сам разобраться в своих чувствах, но понял, что для того, чтобы сделать мир лучше, прежде всего надо начать с себя.

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.
Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.
На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.
Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.
Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.
Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.
Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, - услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”; то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?”
После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.
“Так почему же главный герой не поступил на
службу?” - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.
Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.
Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.
Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.
И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.
“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.
Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.
Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.
И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.
Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.
Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?
Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.
И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.
Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!
И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.
Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.