Парк царицыно история и описание. История усадьбы царицыно


Пруд в Царицыно

В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины - княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) - прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776
Фигурный мост в Царицыно

Архитектурные особенности комплекса


Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

Творения Баженова

Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.



Наследие Казакова

Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

Зима в Царицыно

Постоянная экспозиция музея

Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.



Временные выставки

В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.

Музейный комплекс как концертная площадка

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

Царицынский парк и оранжереи


Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

Осень в Царицыно

Информация для посетителей

Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.

Вид на Верхний пруд

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Легенды Царицыно

Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.

Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»

Башня-руина

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь свыше 100 гектаров, хотя и считается важнейшим памятником так называемой "русской готики", но в оригинале завершён не был. Над созданием загородной резиденции для Екатерины Великой в течение двадцати лет работали выдающиеся архитекторы XVIII века - сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков, но не сложился у мастеров "каменный цветок". Что-то пошло не так, то императрица капризничала, то финансы пели романсы. Двухсотлетние руины ждали своего часа и вот столичный мэр Юрий Лужков всего за пару лет завершил имперский долгострой и в 2007 году открыл возрождённый парк для горожан.



Эта местность известна с конца XVI века как село Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.

С 1633 по 1712 год пустошь Чёрная Грязь (бывшее село Богородское) несколько раз поменяла именитых хозяев (бояре Стрешневы, Алексей Голицын), пока Пётр I не пожаловал эти земли князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией. Новый владелец построил на холме дворец в восточном стиле и из просторных галерей любовался панорамой фруктовых садов, "геометрического сада" и парковыми рощами вокруг прудов. В 1722 году в поместье на месте старой деревянной церкви сооружён каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1775 году императрица Екатерина II решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию и немедленно выкупила поместье у Кантемиров: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье." В июне для неё был построен небольшой дворец на шесть комнат и остаток лета императрица провела в Царицыне как в государственных заботах, так и в нескучных променадах.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный - оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Архитектурные фантазии Баженова оформились в проектный чертёж «Вид Царицына села». Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень без отделки фасадов штукатуркой. Он отказался от монументальности, зато использовал естественную красоту природы, поделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Довольно быстро был возведён Фигурный мост, заложены Малый и Средний дворцы, Третий кавалерский корпус, но, как ни странно, на столь важном строительном объекте возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что Баженов брал кредиты на своё имя, продал дом в Москве и строил Царицыно на свои деньги. Зодчий бил челом властям: "Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принуждён занять на себя ещё пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем ещё приступают, просят и мучить будут поставщики, да и всё не отступают и не дают нигде мне прохода. Моего терпения более нету: я принуждён буду бежать из Москвы..."

Екатерина Великая поначалу очарованная царицынскими пейзажами, к проекту изрядно охладела и лишь в июне 1785 года посетила Москву и осмотрела готовые постройки. Вердикт государыни после беглого осмотра Главного дворца шокировал архитектора: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, залы, комнаты и будуары тесны. Екатерина потребовала всё поменять и представить новый проект, что довольно странно: ведь она сама утверждала баженовский вариант. По конспирологической теории, гнев государыни был вызван принадлежностью Василия Баженова к масонской ложе, что нашло отражение в царицынском декоре, даже саму планировку некоторые исследователи посчитали масонским шифром, хотя и не смогли его разгадать.

Вверху - проект Баженова, внизу - проект Казакова, завершённый в наши дни

Так или иначе, но дворец, в который вложено столько сил и средств, со временем был разобран, но Екатерина не бросила свою царицынскую затею: "Стройка - дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить." Место опального Баженова, уволенного на год "для поправления здоровья", занял его ученик Матвей Казаков.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. Классицизм уже набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры. Впрочем заказчицу проект уже не слишком интересовал - очередная русско-турецкая война и последовавшее присоединение Крыма были обременительны для государственной казны. В 1791 году умер князь Потёмкин-Таврический, который поддерживал проект материально, а в 1796 году скончалась и сама Екатерина Великая. Ну, зато Крым стал - наш.

К этому времени строительство Большого царицынского дворца практически завершилось, здание было покрыто временной крышей, велись внутренние отделочные работы. А в сохранившихся баженовских постройках к отделке интерьеров даже не приступали. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно и постановил прекратить работы. Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью, превращаясь в руины. Ничего не изменилось и при Александре I, и при Николае I, которые заглядывали в усадьбу, но градостроительных планов не вынашивали.

А вот живописный пейзаж по-прежнему манил москвичей на загородные гуляния. Под руководством архитектора Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики, на царицынских прудах созданы искусственные острова.

Начальник «Кремлёвской экспедиции строений» Пётр Валуев уделял особое внимание развитию царицынских фруктовых садов и оранжерей. Оранжереи, заложенные ещё в первые годы строительства, к 1820-м годам стали высокодоходной частью царицынского хозяйства, а экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В 1856 году, в начале царствования Александра II, вышел указ о дозволении гуляющей в Царицыне публике пить чай и некоторые баженовские постройки, кажется, впервые нашли хоть какое-то применение - как чайные домики. Вскоре Царицыно перешло от императорской фамилии в собственность госказны и стало приносить доход от аренды дачных участков. Открытие в 1865 году железнодорожной станции Царицыно-Дачное мотивировало столичную публику проводить лето в живописных местах в окрестностях дворцовых руин. В качестве дачников или гостей здесь бывали литераторы Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Леонид Андреев, Андрей Белый, Н.Д.Телешов, композиторы М.А.Балакирев и П.И.Чайковский, историки И.Е.Забелин и В.О.Ключевский, естествоиспытатель К.А.Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С.А.Муромцев.

Однако дворцовый ансамбль оставался в запустении, да и оранжерейное хозяйство к концу XIX века пришло в упадок и было снесено. И только при советской власти началось исследование и реставрация екатерининского архкаприза. Царицыно вошло в состав посёлка Ленино. В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, спустя год в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына. К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н.А.Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»), осуществлена консервация и укрепление некоторых дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка. Начало Великой Отечественной войны помешало превращению Царицыно в дом отдыха и лишь в 1970-х годах власти вновь обратили внимание на этот райский уголок (в 1960 году посёлок Ленино уже вошёл в состав Москвы).


Царицыно до реконструкции. 2000 год: https://pastvu.com/p/40266

Территория дворцово-паркового ансамбля была признана природоохранной зоной и постепенно освобождалась от жилой деревянной застройки. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов, почти все они к 2004 году были отреставрированы. А вот по вопросу реставрации Большого дворца единодушия не было: нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. "Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу,"- считает историк архитектуры Григорий Ревзин.

Однако проект реконструкции был всё-таки разработан в архитектурной мастерской № 13 Моспроект-2 (авторы проекта О.Е.Галаничева, Н.Г.Мухин) под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова и руководителя Моспроекта-2 М.М.Посохина. Критики проекта, среди которых видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Но "Остапа понесло" и всего за пару лет столичный мэр совершил то, что не смогла дюжина императоров и генсеков - Лужков достроил дворец Матвея Казакова. "Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!" - воскликнул Юрий Лужков, глядя на творение Моспроекта. 2 сентября 2007 года архитектурная диковина открылась для посетителей.


Большой дворец. 1870-1900 гг.: https://pastvu.com/p/205467

Зайдём на территорию со стороны станции метро "Царицыно", через нынешний парадный вход. Все административные и служебные постройки стилизованы под Баженова-Казакова.


Так выглядели эти места сто лет назад, в центре снимка - остров-подкова. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/1400


После реконструкции на острове оборудовали фонтан, в холодное время года его закрывают куполом.

Фигурный мост (1776-1778 гг., архитектор Василий Баженов)

Фигурный мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам - белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.


1926 год: https://pastvu.com/p/154519

Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» возведена в 1722 году, это старейшая постройка Царицыно.

Церковь иконы Животворный источник построена в 1722 году, это один из немногих сохранившихся в Москве памятников архитектуры первой трети XVIII века. Происхождение образа "Животворный источник" связывают с событиями V века и далёким Константинополем, близ Золотых ворот которого находился целебный источник. Император Лев Маркел, страдавший мучительной болезнью глаз, омывшись в водах источника, обрел ясное зрение и уверенность, что помощь оказана Божьей Матерью. Когда-то рядом с храмом в Царицыно был ключ, вода которого считалась целебной.

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко. После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П.Н.Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

В 1932 году на волне антиклерикальной кампании храм закрыли, церковную утварь разграбили, в 1939-м в здании была оборудована трансформаторная подстанция (позднее - типография и деревообделочный цех). На закате советской эпохи храм передан Русской православной церкви и освящён в октябре 1990 года. "Пока храм похож на производственный цех, полтора десятка лет здесь располагалась деревообрабатывающая мастерская. Следы её пребывания повсюду - трубы вытяжной вентиляции, осыпающиеся закопчённые фрески XVIII века, грубейшая перепланировка здания... Чтобы можно было начать богослужение, члены церковной общины собственными руками вытащили пять станков, каждый весом несколько сот килограммов, металлические балки, рельсы..." - писала тогда газета "Неделя", №3, 14-20 января 1991.

Большой (Готический) мост. (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Большой мост через овраг (Готический мост) строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.

Здесь в полной мере представлен баженовский "театр архитектуры": утилитарное сооружение оформлено "не по статусу" богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов. Некоторые декоративные детали моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость. Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года.


1900-1950 гг.: https://pastvu.com/p/167955

Три постройки царицынского ансамбля называются Кавалерскими корпусами, однако названия эти появились в XIX веке, когда первоначальное назначение этих зданий уже никто не помнил. Подразумевается, что здания предназначались для кавалеров и дам свиты Екатерины Великой, хотя, возможно, для дворцовой прислуги. У наших современников баженовские кирпичики почему-то ассоциируются с конюшней, - в интернете Кавалерские корпуса то и дело называют Кавалерийскими. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».


Первый Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1983 год: https://pastvu.com/p/99547
Сдавался под дачи, с первых лет советской власти в сильно перестроенном корпусе разместился Ленинский райисполком, а, впоследствии, и музыкальное училище.


Второй Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1929 год: https://pastvu.com/p/235650
Никогда не использовался.


Третий Кавалерский корпус (1776-1779 гг., архитектор Василий Баженов). 1960-1980 гг.: https://pastvu.com/p/167957
С 1918 году здание использовалось как клуб молодёжного политическо-спортивного союза. 21 июля 1927 года в Третьем Кавалерском корпусе открылся музей Царицына. Основу экспозиции составили ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса, в музее демонстрировались находки из раскопок царицынских курганов. В летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации музей перепрофилировали, выставив муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». В 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.

Здесь уместно вспомнить о нескольких постройках Василия Баженова, вызвавших гнев царственной особы и посему уничтоженных. От них сохранились фундаменты. В первую очередь это ещё один Кавалерский корпус (1770-1980 годы) для свиты - кавалеров и "дамских персон". Как ни странно, это здание доминировало в ансамбле, заслоняя собой дворец императрицы, и конспирологи выдвинули версию, что оно предназначалось для тайного супруга царицы князя Потемкина.


Камер-юнфарский корпус строился в 1776-1778 годах для горничных в непосредственной близости от Большого дворца.

Ещё две баженовских постройки за ненадобностью были разобраны в 1804 году, их называли "Крестообразный корпус" и "Шестиугольный корпус". Здание возле Фигурного моста могло предназначаться для офицеров караульной службы, а то, что рядом с храмом - для священника.

Управительский дом, располагавшийся между Большим дворцом и Кухонным корпусом, предназначался для смотрителя за усадьбой. На его месте построен стеклянный павильон входа в музейные залы музея «Царицыно» с эскалаторами, ведущими в подземный вестибюль; павильон в общих чертах повторяет контуры Управительского дома.

Хлебный дом (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов. Фасады украшены горельефами в виде каравая с солонкой, отсюда название - Хлебный дом.

С 1787 года, когда Матвей Казаков строил Большой дворец, Кухонный корпус использовался по назначению, позднее для хозяйственных нужд усадьбы. Была здесь и больница, а в начале 1920-х годов в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. Хлебный дом открылся после реконструкции в 2006 году, здесь размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно», а атриум используется как концертный и выставочный зал.

Галерея с фигурной аркой (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Декоративное сооружение между Большим дворцом и Кухонным корпусом не несёт никакой функциональной нагрузки. Возможно, галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в итоговом варианте отсутствуют выходы из этих зданий непосредственно в галерею. Её праздничный ритм контрастирует с более спокойными соседними зданиями. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию.


1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/167956

Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008


Красота и ЗдоровьеТуризм

Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.

История усадьбы Царицыно

Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.

В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.

Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.

Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.

На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.

Архитектура Царицыно

Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец . Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.

Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.

Парк Царицыно

Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей . Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.

Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины. А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».

Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино . Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.

Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции. Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

На юго-востоке Москвы находится самый крупный и наиболее любимый горожанами Государственный музей-заповедник «Царицыно».

История усадьбы

В 1775 году в деревне Черная грязь началось строительство загородной царской резиденции. Указ о начале строительства издала императрица Екатерина II.

Вначале строительство усадьбы было поручено известному русскому зодчему В. И. Баженову. Он решил немного отступить от традиционного классического стиля и создать новый архитектурный ансамбль на основе асимметрии зданий. По задумке автора, он должен был состоять из нескольких небольших дворцов, оформленных в собственном стиле.

Первым был построен Фигурный мост. Он был похож на крепостные ворота с массивными башнями и окнами-бойницами. Это поистине уникальное сооружение российского зодчего XVIII века. В 1778 году были возведены Средний Екатерининский и Малый дворцы, которые предназначались для проживания императрицы.

В это же время было начато сооружение Большого дворца, в 1784 году - строительство Хлебного дома. Это здание предназначалось для хранения продуктов и приготовления пищи для императорского стола. Здесь же планировалось обустроить помещения для челяди.

После предварительного осмотра Екатерина II оказалась недовольна работой зодчего, и Баженов от работы был отстранен. Его место занял не менее известный архитектор М. Казаков. По распоряжению императрицы Большой дворец был полностью разобран.

Михаил Казаков старался многое сохранить из проекта Баженова, найти компромиссный вариант. С этой целью он оставил планировочную структуру дворцов, но дополнительно наложил на нее некое «готическое» убранство. В результате такого оригинального решения появился новый стиль - псевдоготика, специалисты чаще называют его «русская готика». Необходимо отметить, что это единственный дворец в Европе, выполненный в этом стиле.

Но мечте Екатерины II о новой резиденции не суждено было сбыться. При жизни императрицы дворец не был достроен. А в 1797 году, после ее кончины, строительство и вовсе прекратилось.

Уникальный дворцовый комплекс начал постепенно возрождаться лишь в конце прошлого столетия. В 1993 году это историческое место стало именоваться музеем-заповедником. Он был включен в список ценных памятников истории и культуры России.

Царицыно в наши дни

Музей-заповедник «Царицыно» за последние годы изменился. Здесь с удовольствием отдыхают москвичи и многочисленные гости столицы. На посетителей производит сильное впечатление современный и ухоженный музейный комплекс, живописные пруды.

Музей-заповедник «Царицыно» прославился еще и тем, что в годы ВОВ в одном из домов, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы, жила старица Матрона Московская.

Парк

Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей.

В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.

Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.

Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов – выдающийся архитектор.

К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии – он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.

В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и археологических раскопок была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка.

Пруды заповедника

«Царицыно» - музей-заповедник, фото которого мы разместили в нашей статье, имеет два пруда - Верхний и Нижний Шипиловский. Они появились на территории усадьбы к середине XVII века, после строительства плотин на речках Язвенка, Городня и Черепишка.

На плотинах были сооружены мельницы. Пруды составили один гармоничный каскад с Борисовским прудом, который был создан еще во времена царя Бориса Годунова.

Сегодня Борисовский и Царицынские пруды считаются самыми старыми и крупными по протяженности и площади в современной столице.

Общая площадь водоемов превышает 180 га.

Большой дворец

Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.

Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.

В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены.

Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.

В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля.

В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.

Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.

Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.

В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев.

Малый Царицынский дворец

Это строение - одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова.

Малый Царицинский дворец – один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным.

В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю, высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом».

К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.

Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно».

Кухонный корпус

Построен архитектором В. И. Баженовым в 1778 год. Его назвали «Хлебный дом». В XIX веке здесь работала лечебница для крестьян, а позднее - земское училище. Затем комнаты в здании сдавали дачникам на летнее время. После Октябрьской революции и до 1970-х годов прошлого века, здесь размещались коммунальные квартиры.

В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.

Поющий фонтан

На территории заповедника есть уникальное сооружение, которое неизменно привлекает внимание гостей комплекса. Речь идет о «Поющем фонтане». Его диаметр – 55 метров. Фонтан состоит из 807 струй, которые под звучащую мелодию синхронно поднимаются на высоту до 15 метров. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Фонтан работает только весной и летом.

Где находится музей

Музей-заповедник «Царицыно», адрес которого ул. Дольская, д. 1, всегда рад гостям. Проще всего доехать в музей, воспользовавшись метро. Необходимо доехать до станции «Царицыно». Выйдя на улицу, следует идти прямо, и через минуту перед вами предстанет Музей-заповедник «Царицыно». Как добраться сюда, вы теперь знаете, так что не откладывайте поездку.

Режим работы

Музей-заповедник «Царицыно» работает каждый день с 11.00 до 18.00. Парк можно посмотреть с 6.00 до 24.00 часов. В субботу режим работы продлевается на один час. Кассы закрываются за час до окончания работы комплекса.

Стоимость билетов

Бесплатно вы можете войти на территорию парка. «Царицыно» (музей-заповедник) цены на билеты устанавливает вполне приемлемые - единый билет для осмотра Хлебного дома и Большого дворца - 350 руб. Учащиеся, дети до 12 лет, инвалиды, многодетные родители, пенсионеры оплачивают 50 руб.

И еще один совет. Всем, кто желает посетить Музей-заповедник «Царицыно», карта с указанием достопримечательностей комплекса обязательно понадобится. Купить ее можно в павильоне у Главного входа.

Адрес: Россия, Москва, район Орехово-Борисово Северное (станции метро Орехово, Царицыно, Домодедовская)
Начало строительства: 1776 год
Основные достопримечательности: Большой мост через овраг, Фигурный мост, Кавалерские корпуса, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Хлебный дом (Кухонный корпус), Большой дворец, Арка-галерея, Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Фигурные (Виноградные) ворота, Оранжерейный мост
Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков
Координаты: 55°36’58.1″N 37°40’55.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру.

Общий вид на усадьбу Царицыно

Новый владелец сразу же приступил к реконструкциям. Вместо обветшавшего храма в имении построили однокупольную каменную церковь, освященную в честь иконописного образа «Живоносный Источник». Кроме того, был разработан проект, и начато строительство дворца. Через короткое время в парковой зоне появилось необычное деревянное сооружение, выполненное в традициях китайской архитектуры.

Большой дворец

В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно». Работы по созданию новой резиденции она поручила самому знаменитому зодчему России - Василию Ивановичу Баженову. На основании пожеланий императрицы он разработал два варианта проекта перестройки усадьбы, один из которых получил высочайшее одобрение.

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Прошло 10 лет. Екатерина II прибыла в усадьбу, когда строительные работы уже завершались. Сооружения знаменитого архитектора ей совершенно не понравились, и она отдала приказ об их демонтаже. Продолжить возведение усадьбы поручили архитектору Матвею Федоровичу Казакову, и он в течение последующих 10 лет занимался строительством нового дворца. Однако, императрица так и не жила здесь. Когда она умерла, строительство остановилось. В незавершенном виде через несколько лет здания начали превращаться в развалины.

Малый дворец

Почему же дворец постигла такая печальная участь? Как гласит древняя легенда, обиженный Баженов заплатил молдавскому колдуну-цыгану Ионэ золотом за то, чтобы тот наложил заклятие на усадьбу Екатерины II, забраковавшей его архитектурное творение. И колдун после выполнения своей работы пообещал Баженову, что дальнейшие попытки по возведению дворца никогда не увенчаются успехом. И действительно, дворцовый комплекс с царским названием так и не был завершен.

Средний дворец (Оперный дом)

Времена перемен настали с переходом усадебного участка во владение императора Александра I. Ведение всех работ по его обустройству доверили Экспедиции Кремлевского строения, а главным начальником был назначен П.С. Валуев. И вновь работы проводились в течение десятилетия. Когда они были закончены, территория усадьбы Царицыно значительно преобразилась. Были приведены в порядок Английский сад и великолепные оранжереи, плотину и пруд восстановили, а в парке появились разнообразные павильоны, изящные мосты и выстроенные под старину гроты. За счет обустройства купален в прудах теперь можно было купаться.

В 1803 году здание Третьего Кавалерского корпуса превратилось в гостиницу. Здесь останавливались гости Москвы, желающие оценить красоту Царицыно. С того времени усадьба вновь вызвала интерес знатной и благородной публики, которая искала новые места для отдыха и развлечений.

Фигурные (Виноградные) ворота

В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня усадьба - крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.

Первый Кавалерский корпус

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Второй Кавалерский корпус

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.

Третий Кавалерский корпус

Основные достопримечательности усадьбы

Казаков возвел Большой Царицынский дворец на месте демонтированных корпусов Баженова, но лишь немного отступил от замысла первого зодчего. Дворцовое здание состоит из двух крыльев квадратной формы. Правое предназначалось для покоев императрицы, левое – для цесаревича Павла. Несмотря на то что во внешнем облике дворца заметны черты псевдоготики, архитектурное решение главного сооружения усадьбы не отступает от канонов классицизма. Это проявляется в уравновешенности пропорций, строгой симметрии, монументальности и трехчастном делении фасадов. Завершения дворцовых башен напоминают башни Московского Кремля.

Фигурный мост

Еще одна сохранившаяся до наших дней масштабная баженовская постройка - Хлебный дом, который еще известен под именем «Кухонного корпуса». Такое название появилось из-за двух эмблем, напоминающих каравай хлеба и солонку. Над ними размещен интересный вензель, который состоит из букв «Х» и «С». Его обычно расшифровывают, как «хлеб» и «соль». Буква «С» похожа на калач, «Х» – на скрещенные линейки, намекающие на то, что Баженов принадлежал к масонству. Работая над Хлебным домом, русский зодчий показал себя настоящим знатоком кулинарных технологий. Согласно его проекту в здании находилось 8 кухонь. Сегодня в Хлебном доме размещаются все основные музейные экспозиции усадьбы.

Большой мост

В Царицыно имеется и святыня – храм, освященный в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник» (1722 год). Он стоит на севере придворцовой площади. Интересно, что старинный храм – единственная постройка, сохранившаяся от первого, кантемировского имения, которую архитектор Баженов решил включить в свой дворцовый ансамбль.

В 1750-1760-е годы церковь реконструировали, добавив к ней северный придел в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 80-е годы XIX века храм перестраивался еще раз. Благодаря умелым действиям зодчего П.Н. Лавина, святыня с южной стороны пополнилась приделом, а ее трапезную расширили. Претерпела изменения также и колокольня храма.

Галерея с аркой

С XVIII века сохранился Большой мост, проложенный через глубокий овраг. Несмотря на свое утилитарное предназначение, он богато декорирован. Стрельчатые арки, украшающие его центральную часть, копируют порталы готических соборов. Зигзагообразный орнамент, словно «подпоясывающий» карниз, розетты и люкарны создают уникальную декорацию. Баженов наделил мост большим количеством масонских символов.

Придворцовый пейзажный парк усадьбы

После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.

Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову

В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей. Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.

Парк Царицыно.
История усадьбы Царицыно

Первые славянские поселения появились на землях будущего Царицына, вероятно, в конце IX века. Свидетелями далекого прошлого являются курганы – захоронения вятичей XI-XII веков; несколько их групп сохранилось в царицынском парке и его окрестностях возле бывших деревень Шипилово, Орехово, Зябликово, Борисово и Братеево. Находки, сделанные в курганах, немногочисленны. В основном преобладают украшения из сплавов меди, бронзы, предметы из глины. В заповедной долине реки Язвенки археологи обнаружили следы древних поселений и пашен. Большинство местных поселений прекратили свое существование в XIII веке после татаро-монгольского нашествия, и эти места на несколько столетий погрузились во тьму забвения.

УСАДЬБА ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ (БОГОРОДСКОЕ)

Первые письменные известия о местах, где позднее раскинется архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно» , относятся к XVI веку. Тогда здесь лежали пустоши, название одной из которых – Черная грязь – перешло в дальнейшем в название усадьбы. Сменявшие друг друга ее владельцы происходили из известных родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров.
Первыми владельцами Черной грязи стали бояре Стрешневы. В 1626 году основатель династии Романовых государь и великий князь Михаил Федорович взял в жены молодую красавицу Евдокию Лукьянову из небогатого рода Стрешневых. А в 1633 году несколько земель Московского уезда села Коломенского, в том числе «пустошь Черногрядская», были проданы за 73 рубля из казны в вотчину отцу царицы, окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Лукьян Степанович оказался рачительным хозяином и значительно расширил свои владения, присоединив к ним соседние земли. При его сыне, Семене Лукъяновиче, в Черной Грязи появился боярский двор с фруктовыми садами, и пустошь стала называться «сельцом». Семен Стрешнев, дядя государя Алексея Михайловича, был незаурядной личностью. Он принадлежал к ближнему окружения царя, считался «ближним знатоком церковной книжности и очень любил о ней беседовать». Вместе с тем, активный участник польской войны, «с большим успехом забирал разные литовские города…». С.Л. Стрешнев устроил в Черной Грязи богатую усадьбу с хоромами на переднем дворе, а также «мыльней», погребами, «сушилом», «рубленой поварней», фруктовым садом, огородом, рыбным прудом с мельницей на реке Городенке. В описи 1676-1678 годов упоминается сельцо, двор, деревни, пашни, пустоши, сенные покосы, государевы рощи («новая», красная» и др.) и выгоны для скота. После смерти С.Л. Стрешнева в 1666 году усадьбой владела его вдова Мария Алексеевна, урожденная Лыкова, а после ее смерти в 1673 году имение приписали к дворцовому ведомству, так как прямых наследников не было.
Краткий, но яркий период в истории усадьбы (1683_1689) связан с Алексеем и Василием Голицыными. В 1682 году Черная Грязь, находившаяся в дворцовом ведомстве, была передана «в вотчину по родству боярину Ивану Федоровичу Стрешневу, чем владел наперед сего брат ево боярин Семен Лукьянович Стрешнев». Границы усадьбы расширились. Уже в марте 1683 года Иван Стрешнев подарил усадьбу своему внуку Алексею Голицыну – сыну знаменитого князя Василия Васильевича Голицына. В.В. Голицын фактически управлял страной во время регентства царевны Софьи при государях Петре и Иоанне. Он возглавлял Польский приказ, участвовал во многих военных походах, живо интересовался европейской культурой. По своему характеру, яркости дарований, энергичной деятельности Василий Голицын был достойным продолжателем многих начинаний царя Алексея Михайловича, сочетавшего традиционный православный духовный уклад с европейскими новшествами. Рядом с Черной Грязью Голицын построил деревянную церковь во имя Богородицы Живоносный Источник, благодаря чему сельцо Черная Грязь стало селом Белогородским. Дом и усадьба строились на широкую ногу, в соответствии с положением хозяина и близостью к царскому селу Коломенскому. На вотчинном дворе вместо прежних «ветхих» появились новые хоромы с гульбищами и рундуками, нарядный облик которых, вероятно, напоминал царский дворец в Коломенском. Были заведены конюшенный, воловий, солодовенный дворы, построены новые плотины и мельницы, увеличился сад. От благоустроенного богатого поместья Голицыных до наших дней сохранились пруды. В связи с постройкой плотины на Черногрязском пруду поднялся уровень воды. В результате образовалось исключительно красивое водное зеркало Царицынского пруда, и, таким образом, в конце XVII века в основных чертах сформировался неповторимый ландшафт будущего Царицына.
В 1689 году после воцарения Петра I Голицыны попали в опалу и были сосланы на север, а имение вновь перешло в дворцовое ведомство.
Новая страница в истории усадьбы Черная Грязь, как опять она стала называться, была открыта в 1711 году. Петр I пожаловал ее вместе с соседним Булатниковым и землями в других губерниях своему союзнику, молдавскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру (1673-1723) в качестве компенсации за утерянные исконные владения. После неудачного Прутского похода Кантемир ушел в Россию и принял российское подданство вместе с семьей и двумя тысячами соотечественников.

Из русской ветви Кантемиров наиболее известным стал сам князь Дмитрий Кантимир, советник Петра I по восточным вопросам, один из образованнейших людей своего времени, владевший девятью языками и оставивший труды по философии, истории, географии, музыке; и его младший сын Антиох (1708-1744), поэт и дипломат.
В 1721-1722 годах в Черной Грязи Д.К. Кантемир построил на месте деревянной новую церковь с каменным нижним ярусом и привел в порядок обветшавшие голицынские хоромы. После него усадьбой последовательно владели его сыновья: сначала второй сын Константин, затем старший – Матвей и, наконец, последним – Сергей (Сербан). Прямых наследников не было ни у кого. Князь Константин выстроил здесь новый деревянный дом, наружную отделку которого предполагалось закончить в мае 1746 года. Но весной того же года умерла супруга князя, а в январе следующего года и сам Константин.
После раздела наследства в 1757 году усадьба досталась князю Матвею Кантемиру, а небольшая часть имения и Булатниково отошли Сергею. На планах Черной Грязи 1766 и 1775 годов заметны черты культуры барокко. Два двора братьев с хозяйским домом в каждом располагались по одной линии. На месте нынешней поляны за Большим дворцом были запланированы партеры и боскеты регулярного сада. Ближе к оврагу находился фруктовый сад, посаженный при Голицыных. От планировки усадьбы времен Кантемиров до наших дней сохранились общие контуры земляной пирамиды с террасами по склону высокого берега Царицынского пруда. На ступенях полукруглой пирамиды, увенчанной беседкой, и вдоль аллей были высажены деревья, которые подстригали по правилам садового искусства того времени.

Матвей Кантемир, владевший Черной Грязью 14 лет, был известным «Храмоздателем» и внес значительные пожертвования в Никольский Греческий монастырь, где были похоронены его родные. В Черной Грязи он построил каменную церковь (1759-1765) «во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» - покровителя его отца. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

В 2008 году архитектурный ансамбль подмосковной летней резиденции Екатерины II в Царицыне отметил 233-летие со дня основания. Начало селу Царицыну было положено летом 1775 года в блеске фейерверков, под гром праздничных салютов. Матушка-императрица праздновала в Москве первую годовщину заключения выгодного и очень желанного для России мира с Турцией. Вся Новороссия, Кубань и Кабарда отошли тогда под российский скипетр.
Как всегда, военные победы ознаменовались строительством памятных сооружений. По указу Екатерины II два знаменитых архитектора – В.И. Баженов и М.Ф. Казаков – возвели для праздничных торжеств на Ходынском лугу комплекс построек, представлявших Новороссию и Крым. В фантастическом стиле были воспроизведены взятые российским войском местности, крепости и города: Тамань, Керчь, Азов, Таганрог, Еникале. Легкие временные строения, изображенные в серии гравюр М.Ф, Казаковым, стали столовыми и бальными залами, галереями, театром, ярмаркой, служебными помещениями. Впечатления от ходынских торжеств, очевидно, отразились в замысле строительства новой подмосковной резиденции императрицы в только что купленном у князя Кантемира владении.
Здесь провела Екатерина шесть недель лета 1775 года. В узком кругу приближенных главное место занимал Григорий Александрович Потемкин, тайный муж императрицы, отец ее только что появившейся на свет дочери. Прогулки по прудам, по живописным окрестностям усадьбы, названной вскоре селом Царицыным, заполняли досуг новой державной владелицы имения, которое достоинствами своего местоположения, как писала она, представляло «сущий рай».

С 1776 по 1785 год Василий Баженов возводил в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывавший семнадцать построек. Однако почти полностью завершенный, он так и не стал действующей императорской резиденцией. В начале лета 1785 года Екатерина II, оказавшись на короткое время в Москве, «... изволила восприять шествие в село Царицыно...». Милостиво «пожаловала» архитектора с «фамилиею» и управляющего «к руке», посетила главный из выстроенных для нее трех дворцов. После прогулки в парке от была в Коломенское. Ничто, казалось, не предвещало грядущей катастрофы. Спустя некоторое время вышло высочайшее распоряжение о сносе сооружений, предназначенных для императорской фамилии: Большого дворца Екатерины II, объединенного с дворцами Павла и великих князей Александра и Константина, а также Кавалерского корпуса, то есть почти всей центральной части ансамбля. Сама императрица писала наследнику Павлу Петровичу, что ее Большой дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», а более подробно описывала свои первые впечатления от интерьеров барону Ф.М. Гримму: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими». Так ли это было на самом деле - сегодня сложно сказать. Как бы то ни было, результаты затеянного и одобренного десять лет назад строительства не устроили державную заказчицу. Изменились время, вкусы, потребности, обстоятельства. Им и был бестрепетно принесен в жертву уникальный архитектурный ансамбль Баженова с его живописностью, легкостью, игрой пространств, тесным соседством камерных и парадных интерьеров, возможно слишком вольным, по выражению первого биографа зодчего, митрополита Евгения Болховитинова, «слишком готическим» колоритом. В опалу попал и сам архитектор, который пытался сначала приспособиться к новым требованиям заказа: вместо нескольких относительно небольших построек предложить единый дворцовый корпус в центре ансамбля. Свой проект представил также строитель классической Москвы М.Ф. Казаков (1738-1812). Екатерина утвердила проект Казакова, который продолжал строительство в Царицыне. К июлю 1786 года дворцы, построенные Баженовым, были разобраны до основания. Позднее их судьбу разделили Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса, хотя они и не мешали новому строительству. В течение следующих десяти лет на месте разрушенного было возведено в формах неоготики внушительное здание нового дворца, вполне сопоставимого с дворцами императорских резиденций в окрестностях Санкт-Петербурга - Петергофе, Царском Селе. Протяженный, с башнями и высокими кровлями, фасад этого дворца-замка безраздельно господствовал теперь в ансамбле. Первоначальный - гармоничный и, возможно, более лирический образ Царицына - был утрачен. Решающее значение приобрел парадный аспект.

Такой, вероятно желала теперь видеть Екатерина II свою подмосковную резиденцию. Строительство Большого дворца прервалось с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев, 7 апреля 1797 года, на Пасху, в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению. Очень скоро в основном пустующие и быстро ветшающие дворцы и павильоны Царицына стали восприниматься романтически настроенными потомками как отечественные древности, свидетельства ушедшей эпохи. Руины их служили роскошными архитектурными декорациями на сцене разросшегося пейзажного парка. Эпоха блистательных, но не осуществившихся до конца замыслов в истории Царицына осталась позади.

На юго-востоке Москвы находится самый крупный и наиболее любимый горожанами Государственный музей-заповедник «Царицыно».

История усадьбы

В 1775 году в деревне Черная грязь началось строительство загородной царской резиденции. Указ о начале строительства издала императрица Екатерина II.

Вначале строительство усадьбы было поручено известному русскому зодчему В. И. Баженову. Он решил немного отступить от традиционного классического стиля и создать новый на основе асимметрии зданий. По задумке автора, он должен был состоять из нескольких небольших дворцов, оформленных в собственном стиле.

Первым был построен Фигурный мост. Он был похож на крепостные ворота с массивными башнями и окнами-бойницами. Это поистине уникальное сооружение российского зодчего XVIII века. В 1778 году были возведены Средний Екатерининский и Малый дворцы, которые предназначались для проживания императрицы.

В это же время было начато сооружение Большого дворца, в 1784 году - строительство Хлебного дома. предназначалось для хранения продуктов и приготовления пищи для императорского стола. Здесь же планировалось обустроить помещения для челяди.

После предварительного осмотра Екатерина II оказалась недовольна работой зодчего, и Баженов от работы был отстранен. Его место занял не менее М. Казаков. По распоряжению императрицы Большой дворец был полностью разобран.

Старался многое сохранить из проекта Баженова, найти компромиссный вариант. С этой целью он оставил планировочную структуру дворцов, но дополнительно наложил на нее некое «готическое» убранство. В результате такого оригинального решения появился новый стиль - псевдоготика, специалисты чаще называют его «русская готика». Необходимо отметить, что это единственный дворец в Европе, выполненный в этом стиле.

Но мечте Екатерины II о новой резиденции не суждено было сбыться. При жизни императрицы дворец не был достроен. А в 1797 году, после ее кончины, строительство и вовсе прекратилось.

Уникальный дворцовый комплекс начал постепенно возрождаться лишь в конце прошлого столетия. В 1993 году это историческое место стало именоваться музеем-заповедником. Он был включен в список ценных памятников истории и культуры России.

Царицыно в наши дни

Музей-заповедник «Царицыно» за последние годы изменился. Здесь с удовольствием отдыхают москвичи и многочисленные гости столицы. На посетителей производит сильное впечатление современный и ухоженный музейный комплекс, живописные пруды.

Музей-заповедник «Царицыно» прославился еще и тем, что в годы ВОВ в одном из домов, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы, жила старица Матрона Московская.

Парк

Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей.

В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.

Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.

Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов - выдающийся архитектор.

К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии - он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.

В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка.

Пруды заповедника

«Царицыно» - музей-заповедник, фото которого мы разместили в нашей статье, имеет два пруда - Верхний и Нижний Шипиловский. Они появились на территории усадьбы к середине XVII века, после строительства плотин на речках Язвенка, Городня и Черепишка.

На плотинах были сооружены мельницы. Пруды составили один гармоничный каскад с который был создан еще во времена царя Бориса Годунова.

Сегодня Борисовский и Царицынские пруды считаются самыми старыми и крупными по протяженности и площади в современной столице.

Общая площадь водоемов превышает 180 га.

Большой дворец

Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.

Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.

В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены.

Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.

В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля.

В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.

Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.

Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.

В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев.

Малый Царицынский дворец

Это строение - одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова.

Малый Царицинский дворец - один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным.

В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю, высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом».

К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.

Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно».

Кухонный корпус

Построен архитектором В. И. Баженовым в 1778 год. Его назвали «Хлебный дом». В XIX веке здесь работала лечебница для крестьян, а позднее - земское училище. Затем комнаты в здании сдавали дачникам на летнее время. После Октябрьской революции и до 1970-х годов прошлого века, здесь размещались коммунальные квартиры.

В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.

Поющий фонтан

На территории заповедника есть уникальное сооружение, которое неизменно привлекает внимание гостей комплекса. Речь идет о «Поющем фонтане». Его диаметр - 55 метров. Фонтан состоит из 807 струй, которые под звучащую мелодию синхронно поднимаются на высоту до 15 метров. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Фонтан работает только весной и летом.

Где находится музей

Музей-заповедник «Царицыно», адрес которого ул. Дольская, д. 1, всегда рад гостям. Проще всего доехать в музей, воспользовавшись метро. Необходимо доехать до станции «Царицыно». Выйдя на улицу, следует идти прямо, и через минуту перед вами предстанет Музей-заповедник «Царицыно». Как добраться сюда, вы теперь знаете, так что не откладывайте поездку.

Режим работы

Музей-заповедник "Царицыно" работает каждый день с 11.00 до 18.00. Парк можно посмотреть с 6.00 до 24.00 часов. В субботу режим работы продлевается на один час. Кассы закрываются за час до окончания работы комплекса.

Стоимость билетов

Бесплатно вы можете войти на территорию парка. «Царицыно» (музей-заповедник) цены на билеты устанавливает вполне приемлемые - единый билет для осмотра Хлебного дома и Большого дворца - 350 руб. Учащиеся, дети до 12 лет, инвалиды, многодетные родители, пенсионеры оплачивают 50 руб.

И еще один совет. Всем, кто желает посетить Музей-заповедник «Царицыно», карта с указанием достопримечательностей комплекса обязательно понадобится. Купить ее можно в павильоне у Главного входа.