Народ армяне, армения. Происхождения и формирование армянского народа


Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.

Армения

Всю свою историю Армения была как отправной, так и конечной точкой многочисленных волн миграционных процессов армянского народа. Первые десятилетия 20-ого столетия видели и рассеивание армян из-за Геноцида в Турции, и перемещение западных армян в сегодняшнюю Армению. В течение советской эры, политика репатриации принесла 150 000 армян Советской Республике Армении из Ближнего Востока, Европы и Соединенных Штатов. Но с 1975, сотни людей начали оставлять Армению каждый год, мигрируя главным образом в Соединенные Штаты. Армения теперь имеет население приблизительно 3.5 миллионов.

Австралия

Армянская община Австралии насчитывает приблизительно 45 000 человек и в значительной степени состоит из иммигрантов из Ближневосточных стран, типа Египта и Ливана, главным образом из тех, кто прибыл после Второй мировой войны. В то время как намного старшие азиатские Диаспоры исчезли, Австралия стала новым местом для пункта назначения армянских переселенцев.

Азия

Индия, Бирма, Индонезия, Сингапур, и Китай имели важные армянские общины, которые исчезли почти полностью. В 18-ых и 19-ых столетиях армяне процветали в этих странах, но сейчас осталось только маленькая община, которая выживает в Калькутте. В настоящее время армяне практически одинаково расселены всюду по Японии, Гонконгу и Филиппинам.

Белоруссия

Поселение армян в Белоруссии, в давние века, носило эпизодический характер, и было обусловлено главным образом потребностями торговли.

История происхождения армян, сегодня проживающих в Белоруссии, в основном приходится на XX век.

В Беларуси в 1999 году по официальным данным переписи населения проживало 10191 армянин - 0.1 % населения Республики. Половина этого населения обосновалось в Беларуси при Советской власти, когда в СССР не существовало границ, были распространены направления специалистов в другие регионы.

Много армян принимало участие в установлении Советской власти и боях в великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Вторая волна армян-эмигрантов появилась в Белоруссии после трагических событий 1988 года в Нагорном Карабахе, землетрясения в Спитаке и после распада Советского Союза.

За последние десятилетия из среды армянской диаспоры вышло значительное число известных представителей научной и творческой интеллигенции, государственных деятелей и крупных предпринимателей.

Болгария

Армяне мигрировали в Болгарию между 11-ым и 19-ыми столетиями, формируя 10-ти тысячную общину. Но после балканской войны и армянского Геноцида в начале 20-ого столетия, это число утроилось. Теперь чуть меньше 15 000 армян живет в Софии, Пловдиве и Варне, а всего в Болгарии - 45 000.

Великобритания

Армянские поселенцы сначала прибыли в Великобританию в 13-ом столетии, убегая от монгольского вторжения. В течение 18-ого столетия, армянские торговцы мигрировали в Великобританию из Индии, и с середины 19-ого столетия обосновались в Манчестере. В 1910-ых вокруг Лондона выросла небольшая община, которая теперь превышает 12 000 с учетом новых переселенцев из Ближнего Востока.

Германия

Первые армяне в Германии появились в начале 17 века. Но полноценная община в Германии стала формироваться в конце XIX века, когда небольшие группы купцов и интеллектуалов обосновались в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Дрездене, Мюнхене.

В 1895 году при Лейпцигском университете была создана первая организация армянского студенчества. А с 1896-го по 1899 год в Берлине, в частной консерватории Рихарда Шмидта, учился великий армянский композитор Комитас.

В первой половине XX века пополнение общины в основном происходило за счет беженцев, спасшихся от геноцида в Османской империи, а позже – укрывающихся от преследований, которым подвергались армяне в Турции. Кроме того, после окончания Второй мировой войны часть военнопленных из числа армян остались в Германии.

Новые волны эмигрантов началсь после исламской революции в Иране и в результате гражданской войны в Ливане. Ну а последняя волна выкатилась на немецкий берег после развала СССР.

Сегодня, по приблизительным подсчетам, в Германии живет порядка 45 тысяч этнических армян.

Греция

После Первой мировой войны, 45 000 армянских беженцев приехали в Грецию из Турции. В течение следующих лет, многие из них двинулись дальше к Франции, Ближнему Востоку и Соединенным Штатам. Другие остались в Греции, где они создали армянскую общину, которая теперь насчитывает приблизительно 40 000 человек.

Австрия

Начиная с 17-ого столетия, западноевропейские страны стали магнитом для армянских торговцев, студентов, экспатриированной интеллигенции и политических активистов. В настоящее время в Австрии проживает примерно 3 000 армян.

Грузия

Армяне жили в Грузии с незапамятных времен. В 19-ом столетии Тбилиси (Тифлис) стал интеллектуальным и политическим центром жизни армян. До гражданской войны, предшествующей краху Советского Союза, в Грузии жило более 460 000 армян. Внутренние конфликты Грузии и экономический кризис после распада Советского Союза привели к неустойчивости. Что, конечно же, сильно отразилось на этой большой армянской общ

Египет

К концу 19-ого столетия, в Египте было 10 000 армян - число которых увеличилось до 40 000 после геноцида армян 1915 года и высылками из Турции. В следующих годах, размер общины уменьшился из-за иммиграции в советскую Республику Армения, Австралию, и Северную Америку. Сегодня приблизительно 6 000 армян живет в Египте, и главным образом в Каире и Александрии.

Израиль

Армянские колонии в Иерусалиме относятся ещё к 4-ому столетию, когда армянские паломники начали обосновываться на христианской Святой Земле в большом количестве. В начале 20-ого столетия, армянский Геноцид принес большое количество армянских беженцев в Палестину. Сегодня, около 2 000 армян живут в Иерусалиме, главным образом, компактно заселяя армянский квартал Старого Города, а всего в Израиле - 5 000 армян.

Ирак

История армянской общины в Ираке может быть прослежены с начала 17-ого столетия и принудительного переселения армян Шах-Аббассом к Ирану, часть этого переселенцев пошла дальше к Месопотамии. В период Первой мировой войны 25 000 оставшихся в живых после резни в армянских областях Турции бежали в Ирак. После революции Ирака в 1958 году, политическая неустойчивость привела к армянской эмиграции из Ирака. Армянская община там теперь насчитывает приблизительно 23 000 человек.

Иран

Большие армянские общины появились в Иране более чем 1 700 лет назад. Как следствие резни 1915-ого года в Турции, иммиграция многочисленных беженцев резко увеличила число армян в Иране. Армяне составили наибольшее немусульманское сообщество Ирана, численность которого составила более чем 200 000. Иранская революция 1979 вызвала волну эмиграции, которая включила много армян, теперь уже живущих в Соединенных Штатах.

Италия

Все началось более 800 лет назад, когда в Киликии в 1198 г. было провозглашено Великое княжество Рубенидов, Киликия стала царством, и уже в 1196 году в Киликийскую Армению прибыл консул Венеции. Киликия стала связующим звеном между Востоком и Западом. Царский двор неоднократно заключал международные торговые соглашения с Генуей, Пизой, Флоренцией, Венецией, Сицилией.

На взаимной основе армянские поселенцы в городах - государствах Италии имели свои кварталы и пользовались определенными привилегиями в организации внутренней жизни, строили церкви (в XII веке их было девять, а в XIV в. - уже сорок), постоялые дворы и больницы ("Армянские дома") и т. п.

Исторические документы изобилуют описанием подробностей процветающей торговли между Арменией и городами Италии. Уже в середине XVI века армянское население Венеции столь возросло, что возникла необходимость правового урегулирования жизни общины, сконцентрировавшейся вокруг церкви и тогда была принята конституция армян Италии, которая действует и по сей день.

Правительство Венеции приветствовало армянские поселения в городе. Начиная с XVII века, армяне получили права граждан в соответствии с законом, принятым 1552 году, по которому чужестранец, проживший в Венеции 25 лет, мог претендовать на гражданство.

С 1717 года в Венеции обосновался всем известный орден мхитаристов.

Армяне в современной Италии представляют хорошо организованную, сплоченную общину. Больше всего армян проживает в Милане, в Венеции, Падуе и Риме. Центром армянского сообщества в Италии является город Милан.

Армян в Италии проживает - 150 000 человек.

Канада

Местная армянская диаспора состоит из довольно больших армянских общин, достигая до 100000 в Канаде. Они расположены главным образом в Монреале и Торонто. Новоприбывшие в значительной степени превосходят численностью тех армян, которые обосновались в Канаде первоначально, в конце 19-ого столетия и начала 20-ого. Много армян переехали в Канаду как беженцы из Турции после Второй Мировой войны. С 1950-ых был постоянный приток армян, главным образом из Ближнего Востока.

Кипр

Сегодня, города Никосия и Ларнака являются родиной 2 500-тысячной армянской общины. армяне начали появляться в Кипре в 4-ом столетии, но тысячами начали насчитываться только после Первой мировой войны в основном за счет переселенцев, оставшихся в живых после резни в Турции. Армянская община процветала оккупации Турцией Северной части Кипра. Всего армян на Кипре - 3 000 человек.

Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Иордания

Приблизительно 20 000 армян живут в Арабских странах Персидского Залива и в Иордании. Они мигрировали туда из других Арабских стран во время нефтяного бума, соблазненные возможностью заработать.

Кувейт является родиной активной общины, численностью до 10 000 армян, в то время как в Иордании армян всего лишь 3000.

Ливан

В течение второй половины 20-ого столетия, армяне Ливана сформировали одно из самых активных армянских сообществ в мире. Ядро этой общины было сформировано из оставшихся в живых после Геноцида армян начала столетия, когда численность общины перевалила за 200 000 человек. Во время ливанской гражданской войны с 1975 до 1990, тысячи армян оставили Ливан, большинство мигрировало в Соединенные Штаты. Осталось приблизительно 75 000 армян.

Молдова

В XI веке турки захватили часть территории древней Армении, в том числе и город Ани (он сейчас находится в Турции). Жители этого города, спасаясь от резни, - сейчас такое называют геноцидом, - бежали. Часть из них достигла Молдовы и осела здесь. Вторая волна армян хлынула в Молдову в XIV-XV вв. Тогда же в Молдове было построено множество армянских церквей. Увы, почти все они были разрушены во время Великой Отечественной войны. Сохранились лишь четыре церкви: две в Кишиневе и по одной - в Бельцах и Григориополе. Самый древний храм - Армянская Апостольская церковь Святой Богородицы.

Польша

Армяне в Центральной Европе появились с 11-ого столетия. Эмиграция армян в Польшу объясняется захватом турками-сельджуками в 1064 древней столицы Армении, Ани.

Первые армянские поселения образовались около Черного моря и в некоторых городах России, что говорит также и коммерческих интересах переселенцев. Эти общины процветали, и поэтому поток эмигрантов из Армении не иссякал.

Процветанию армян в Польше, способствовал тот факт, что они не преследовались по этническим или религиозным признакам.

В 18-ом столетии из-за неблагоприятных политических процессов в Польше торговля с Востоком упала и армянам Польши пришлось постепенно поменять экономическую основу их существования.

Много армян стало владельцами земельных участков, и со временем большинство из них стало членами польского среднего класса.

Возможно, это было последствием продолжения процесса полонизации, который был ускорен после союза армянской Церкви с Римско-католической Церковью, который имел место в Польше в первой половине 17-ого столетия.

После религиозного объединения, начался период полонизации культуры и традиции армян.

Между Мировыми войнами все различия между польскими армянами и поляками исчезли, за исключением сознания армянского происхождения и гордости за достижения своих предков.

Армянские общины были рассеяны в течение миграции населения юго-восточной прежней Польши.

По политическим причинам польские армяне не могли восстановить общину до начала 80-ых.

После краха Советского союза началась очередная волна миграции армян в Польшу.

Число новых армянских иммигрантов колеблется с нескольких десятков тысяч до 200 000.

Это значительно больше, чем число польских армян, которых по самым реалистичным оценкам достигает 50 000 - 100 000.

Россия

В последних столетиях, много армян, бегущих от преследования из Османской империи создали общины в российских городах. После создания Советского Союза, была существенная эмиграция из советской Республики Армении к европейским и Азиатским частям Советского Союза, главным образом по причинам занятости.

До конца 1980-ых, 1 300 000 армян жили в разных Советских Республиках.

Развал Советского Союза в 1991 вызвал обратный поток армян от Исламских республик в Россию и Армению непосредственно.

В настоящее время ценка армян, проживающих в России - 2 200 000 чел.

Румыния, Венгрия

К середине 19-ого столетия было приблизительно 20 000 армян, живущих в Румынии.

Они начали мигрировать туда с 14-ого столетия.

В конце 19-ого века, много армян, переместилось в Румынию из Османской империи.

После 2-ой Мировой Войны большое количество армян оставило Румынию, чтобы обосноваться в Советской Республике Армении.

В 19-ом столетии в Венгрии имели место довольно большие армянские сообщества, но они со временем ассимилировались и исчезли.

Сейчас в Румынии проживает примерно 2 500 армян.

Сирия

Много оставшихся в живых после Геноцида армян обосновалось в Сирии в начале 20-ого столетия. После того, как Сирия получила независимость в 1944, число армян там достигло 75 000. Несмотря на эмиграции прошлых 50 лет, до 100 000 армян и сейчас живут в Сирии. Почти половина из них в Алеппо, другими крупные общины в Дамаске и городе Кессаб.

Судан

Приблизительно 300 армян живут в Хартуме, столице Судана. Армянская община была там создана в начале 19-ого столетия.

Число армян в Судане колебалось к концу 19-ого столетия, но позже начала увеличилась вплоть до 1960-ых.

Растущая неустойчивость страны в 1980-ых привела к значительной эмиграции, хотя школа, церковные и культурные организации все еще поддерживаются.

Сейчас проживает - 1 000 армян.

США

Один миллион двести тысяч армян живет в США, из них половина находится в Калифорнии.

Армянское миграция в Америку началась всерьез в начале 1800-ых, когда молодые армяне переезжали в США чтобы учиться или работать.

Позже, 100 000 армян мигрировали туда из-за Абдул Гамидовсокой резни в Турции.

Армяне многими десятками тысяч продолжали мигрировать к США в течение 20-ого столетия.

Украина

На берега Днепра армяне впервые попали из Константинополя и Трапезунда, византийских городов Причерноморья, где издавна существовали армянские колонии. Первоначально это были купцы, приезжавшие на Русь по торговым делам и осевшие на этой богатой, гостеприимной земле.

Армяно-русские связи укрепились со времени крещения Руси (988 г.) благодаря Великому князю киевскому Владимиру Святославовичу «Красно Солнышко» (978-1015 гг.).

Вторая, значительно более массовая волна армянской эмиграции приходится на вторую половину XI века, после падения Ани, столицы Армянского Киликийского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 году.

Третья волна эмиграции относится к XII веку, когда на Армению обрушились монголы, в результате чего значительное число населения вынуждено было бежать на Запад.

Четвертая волна армянской эмиграции в Украину связана с политическими событиями в Крыму, в частности, с захватом в 1475 году турками генуэзской колонии Каффы, где в то время проживало много армян.

За пять столетий (XIII-XVII) в Украине возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. К концу 17-го века в Украине было уже 70 армянских поселений.

И на сегодня число армянв Украине достигает 150 000.

Франция

Главный приток армян во Францию был в результате Геноцида армян. В итоге, численность армянских иммигрантов в Париже к 1930-ым годам превышала 70 000. Растущая неустойчивость Ближнего Востока в 1970-ых принесла новые волны иммигрантов во Францию, особенно из Ирана и Ливана. В наши дни приблизительно 500 000 армян живут во Франции, главным образом в Париже, Марселе, Лионе и Ницце.

Эфиопия

Маленькие армянские общины существовали в Эфиопии уже с 7-ого столетия, возможно из-за связей между армянскими и эфиопскими церквями. К концу 19-ого столетия, армяне достигли выдающегося положения в бизнесе, правительстве, и дипломатии. После итальянского завоевания 1936 и ниспровержения императора Хэйл Саласси в 1974, число армян сократилось до 500 человек.

Южная Америка

130 000 живут в Аргентине, 25 000 в Бразилии, 15 000 в Уругвае, и приблизительно 2 500 в Венесуэле.

В Чили, Мексике, и Центральноамериканских республиках армянские общины не такие многочисленные, всего лишь несколько сотен армян. Армяне начали обосновываться в латиноамериканских странах главным образом после Первой мировой войны.

С 1950-ых наблюдалась новая волна иммиграции, в основном из Ближнего Востока.

Один из древнейших народов, говорящий на армянском языке(индоевропейская языковая семья). Численность около 12 миллионов. Государствообразующий народ страны Армения.

Площадь: 229 743 км.кв.
Население: около 3 млн чел.
Столица: Ереван
Язык: армянский
Денежная единица: драм
Крупные города: Ереван, Ванадзор, Гюмри
Форма правления: парламентская республика


Страницы истории

1. Армянский народ – один из самых древних образований, именно поэтому существует немало легенд, исторических фактов и предположений об армянах. Впервые упоминания об армянах датируются VI веком до нашей эры. Считалось, что подданные Персидской империи – это предки армян.

2. Другая версия – библейская. Она гласит о чуде спасения семьи Ноя на вершине горы. Правнук Ноя, Иафет, считается родоначальником армян.

3. Еще одно предание имеет греческие корни: предположительно, что один из аргонавтов (Арменос Фессальский) обосновался на благодатной земле.

4. Историки больше склонны верить в длительный процесс рождения нации. Огромный народ мог сформироваться, объединяя племена, роды, сотни малых народов. Развитие не могло происходить без набегов и завоеваний, переселений и смешанных браков. В разных частях Армении были расселены племена албанов и джанарийцев, утийцев и картманийцев. Таким образом, гипотеза происхождения армян такова: народ сформировался из древнего населения нагорья(урартов, лувийцев и хурритов) .

5. История армянского государства насчитывает более 3600 лет.В новейшей истории государственная эпоха Армении – это период с 1828 года. Образование Ереванского княжества в 19 веке стало началом периода развития государства в новом времени.

В современном Ереване

Современная Армения — это быстро развивающаяся страна. Горная страна с богатейшим кладезем исторических реликвий притягивает сюда и туристов, и ученых. Столица Ереван- это политический, сельскохозяйственный, торговый, культурный и туристический перекресток Армении. Жизнь здесь кипит постоянно: по железнодорожным веткам отправляются дары полей и садов во многие уголки. Урожай ароматных абрикосов, наливного винограда и спелых томатов, пожалуй, уверенно занимает высокий рейтинг высококачественной сельской продукции в мире.

Несмотря на свою древнейшую историю, Ереван – уникальная столица. С одной стороны, город соответствует всем скоростям бурной жизни мегаполиса, а с другой – величественные памятники архитектуры и исторического наследия гармонично сосуществуют в рамках столицы. Нет никакой перегруженности или ощущения «скачка эпох». Наоборот, развитая инфраструктура, современное искусство и почтенный исторический возраст Еревана делают пребывание в нем и комфортным, и весьма познавательным. Музеи, подробные экскурсии, радушие поваров армянской кухни ждут вас непременно.

Культура и традиции

Отпечаток богатейшей древней истории армянского народа проявляется в культурных традициях Армении. Об известном гостеприимстве кавказских народов, наверное, слышали многие. Но счастливцами считают себя те, кто смог испытать это радушие, искреннюю открытость сердца на себе: побывать в гостях у армянской семьи – это праздник. Богатый стол с вкусностями (шашлык, долма, хаш, бастурма), щедрая рука хозяина, подливающая золотистый коньяк и чарующие звуки дудука…

Запоминающееся зрелище — экспрессивные и зажигательные танцы. Кочари – древний танец, популярный и в наше время.Он очень символичен: танцующие выстраиваются стеной, передавая тем самым единый дух сплоченности армянского народа.

Трндез , национальный день влюбленных, празднуется в феврале. Прыжки молодых через пламя костра – это древняя традиция. В летний период весело отмечается Вардавар , или День воды. Брызги и смех молодых – атрибуты античного праздника, дошедшего до современной молодежи.

Особенности армянской нации

Армянская диаспора многочисленна и расселена во многих городах мира. Представителей этой нации отличает крепость и ценность семейных уз, почтение старших, забота о детях. Женщина имеет авторитет в семьях, поэтому к бабушкам, матерям, женам и сестрам относятся с заботой. С детства армян приучают к уважению стариков.

Легкий нрав, коммуникабельность и доброжелательность помогают представителям армянской национальности хорошо адаптироваться в рабочих коллективах даже за пределами своей Родины. Однако, вспыльчивый характер, «горячая кровь кавказца», желание отомстить за собственную обиду или за своего родственника, друга могут привести к серьезному конфликту. Взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях характерны для всех армян.

Происхождение армянского народа

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним из немногих на земле "первородных" народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.

По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.

Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.

Исторический же процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее

Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами.

Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней

Об этом свидетельствует и армянский язык

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится "мертвым" (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием "вещественных доказательств". Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту ибыла древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас- Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения "история Ветхого и Нового Завета".; Аристакес Ласдивердци - "история Армении и соседних городов" (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - "Утешение в лихорадке". Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии "Плач об Эчмиадзине". Вартан Великий - автор "Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г.". Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор "науки или указания как должно правильно писать" и "Словаря армянского языка". XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.Назад....

Государственная история Армении

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников, насчитывает 3,671 год - с 2,107 г. до н.э. по 1,395г. - древней и средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками и образования княжества Ереванского в 1828 году

Армения в период с 2,017 до нашей эры по 331 год до нашей эры - династия Гайка

После смерти легендарного Гайка в 2026 г. до н.э. правление перешло к его сыну Арменаку. Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря его политике границы Армении значительно расширились, многие племена добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения, как государство, заявило о себе именно в его правление, т.к. соседние государства (Персия, Греция и др) присвоили новой стране имя ее государя - Армения (земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс древнюю столицу Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе имя - Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царя встревожили Ассирийского владетеля Нина, который не мог простить армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений, Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону: в знак милости могущественный Ассирийский царь позволил носить Араму жемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторые древние историки связывают название страны Армения с именем Арама. Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (Большая, Малая).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали воображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатыми дарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам в Азии. Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретив отказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь подданным оскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением руки и престола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив со своей любимой супругой Новары и своим народом, который горячо любит своего повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленно приказала собрать войска.

В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглись в пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска и принял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить ей Ару только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечу с простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою. Безутешная Семирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем она потребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. По легенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди воинов был найден двойник Ары и представлен толпе.

В память "чудесного оживления" Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись в покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван она повелела начать строительство города в свою честь - Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу царицы была построена циклопическая плотина. Город был построен в лучших традициях Вавилонской культуры, снабжен водопроводами, банями, украшен садами, цветниками, застроен двух трехэтажными дворцами.

Ара II -1743 г. до н.э., (Кардос), сын Ары Прекрасного. По настоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнем возрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения стала данницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на борьбу с Ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и ненавидя Семирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под властью Ниния (Замасиса), сына Семирамиды, которая сама погибла от его руки.

Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Нинием правителем Армении.

С этого периода Армения оставалась данницей Ассирии на протяжении почти тысячи лет, хотя постоянно делала попытки избавиться от зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала, то усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставался прежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам лишь по именам, они не оставили какой-либо заметный след в истории Армении. Исключение составляют следующие:

Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войска приняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб под стенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в Армении, которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской зависимости.

Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал против Ассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийское царство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденная Армения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр стал первым царем Армении.

Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царя Навуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачья привез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного Иудея по имени Шамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.

Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории одним из наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древней Армении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала. Этому способствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз сильно тревожил мидийского царя Астиага, на владения которого посматривали и Тигран и Кир. Астиаг решил использовать любые средства, чтобы разрушить этот союз. Таким средством должна была стать женитьба Астиага на любимой сестре армянского царя Тиргануи. С ее помощью мидийский царь хотел поссорить Тиграна и Кира, и воспользовавшись ситуацией, расширить собственные владения.

Но Тигрануи осталась верной любимому брату и вовремя предупредила армянского царя о коварном замысле Астиага. Тигран отправил гневное письмо к коварному родственнику, а сам стал готовиться к войне. В жестокой битве армянский царь собственноручно убил Астиага. В результате этой битвы царство Мидийское пало. Победитель возвратился домой с богатыми трофеями и множеством пленных, среди которых были высокопоставленные вельможи и родственники мидийского царя. Их всех армянский царь поселил в Нахичеванской провинции, передав ее управление своей сестре Тигрануи, в честь которой здесь был построен город Тигранакерт.

Ваханг - 520 г. до нашей эры - сын Тиграна, был незаурядной личностью, обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе, народных песнях воспеваются его подвиги. армяне сравнивают его с греческим Геркулесом.

К сожалению, период процветания длился не долго.

Вскоре Армения подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.

Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищая персидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя Малой Азии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династия Гайка.

Армения в период с 331 по 149годы до нашей эры

Блистательные победы Александра Македонского быстро поставили на колени могущественные прежде государства Малой Азии. В их числе была и Армения. Этот период начался для Армении управлением наместников Александра Великого. Это была обычная практика тех времен. Обычно Александр назначал наместника из числа своих близких соратников. Однако первым наместником в Армении был армянин Мигран - 325 - 319 гг. До н.э. Смерть Александра Македонского (323 г. до н.э.) нарушила четкий план построения его Великой Империи.

Символы власти, умирая, Александр передал опекуну своих малолетних детей Пердикке. Но на лакомый кусок от большого пирога стали претендовать практически все сподвижники Александра. Начался новый передел. Вместо Миграна наместником Армении был назначен Неоптолем. Прибыв на место, он стал жестко наводить свои порядки, не считаясь с древними обычаями и традициями армян. Это вызвало общее негодование. Под страхом смерти Неоптолем был вынужден удалиться.

Ардуард - 317 г. по 284 до н.э. - возглавил недовольство армян против Неоптолема и после его ухода провозгласил себя царем Армении. Тогда восьмидесятилетний Антигон, считавший себя владыкой всей Малой Азии, поручил начальнику мидийских войск Гипострату и сотрапу Персии Асклениадору привести армян к повиновению. Но в сражении при Урмийском озере армяне одержали блистательную победу. Битва при Ипсе (301 г до н.э.), в которой погиб Антигон, помогла Ардуарду остаться на армянском престоле.

Грант - 284 - 239 гг. до н.э. - преемник Ардуарда, после ряда поражений был вынужден признать себя данником сирийского сотрапа Селевка - Никатора, владеющего обширнейшими территориями от Средиземного моря до р. Инд.