Клод моне руанский собор 24 работы. Лучшее из увиденного


"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Когда мы с друзьями еще только планировали свое и составляли список мест, которые хотим посетить, у меня было три пожелания. Во-первых, я хотела доехать до побережья Ла-Манша на севере Франции. Не знаю точно, зачем… возможно, втайне надеялась рассмотреть оттуда Англию:) Второй целью был Марсель, в котором мы уже были с Люком в прошлом году, но всего несколько часов проездом. Осталось впечатление, словно я посмотрела на этот город в замочную скважину - а хотелось большего. И наконец, еще одним must see в моем списке значился Руан. Потому что из всех художников я больше всего люблю импрессионистов, а из всех импрессионистов - Клода Моне. И приходя в Музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, я долго могу стоять перед этой картиной.


Моне создал целый цикл картин с изображением Руанского собора - известно 28 полотен. На этих картинах собор предстает перед нами в разное время суток, при различном освещении, в разных климатических условиях. В течение двух лет Моне неоднократно приезжал в Руан и делал эскизы, которые потом дорабатывал в своей мастерской в Живерни. В феврале 1892 года Моне снял небольшую комнату в доме напротив собора, где сейчас располагается туристическое бюро. Тайну создания серии Моне оберегал даже от друзей, поэтому жил в Руане инкогнито. Считается, что именно в этой комнате он писал западный фасад собора. Однако, разглядывая картины, понимаешь, что художник писал, конечно, не со второго этажа здания напротив собора, а немного с другого ракурса - чуть-чуть справа от собора.

Кстати, при сравнении картин с нашими фотографиями, мы заметили еще одну любопытную деталь - что в процессе реставрации был разобран - надеюсь, что с благими намерениями - остроконечный щипец над центральным порталом собора.

Руанский собор - который, как и многие французские соборы, называется Нотр-Дам - построен в XII веке на фундаменте базилики IV века. В 841 году он был полностью разрушен викингами. В 911 году Руан стал столицей герцогства Нормандия, и здесь крестился первый герцог Роллон. Около 1020 года начинаются работы над новым собором в романском стиле. От него в настоящее время сохранилась лишь крипта. Весь оставшийся собор построен в готическом стиле.
В XV веке была построена величественная башня западного фасада - так называемая Масляная башня. Название башни возникло от того, что частично башня была построена на средства, которые жертвовали граждане города в обмен на позволение есть масло во время Великого поста. Впрочем, по более прозаичной версии Масляной башня зовется из-за своего кремового цвета.

В хоровой части собора сохранились могилы нормандских герцогов, среди которых покоится Роллон, создатель герцогства в 911 году. А еще здесь захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце, короля Англии и герцога Нормандии.










Если вернуться к разговору о живописи, то надо отметить, что не только Моне работал в столице Нормандии - Руан служил источником вдохновения также для Ренуара, Сислея, Писсаро, Гогена. Город, который Писсаро называл «таким же прекрасным, как Венеция», стал одним из самых значимых символов импрессионизма. Чтобы убедиться в этом, необходимо посетить Музей изящных искусств. Конечно, самые известные работы импрессионистов хранятся в Париже, но и руанский музей может похвастаться исключительной коллекцией художественных полотен.

Одним из первых, кто был очарован стилем живописи импрессионистов, был Франсуа Дёпо - руанский бизнесмен, как бы мы сейчас его назвали. В 1909 году он купил и передал Музею изящных искусств Руана около шестидесяти ранних произведений импрессионистов. Благодаря этому дару, город причислен к ряду великих мировых сокровищниц в этом направлении живописи.

Мне особенно запомнилась вот эта небольшая работа Сислея - один из зимних видов городка Марли , в котором мы побывали буквально несколько дней назад.

Разумеется, в Музее изящных искусств можно увидеть не только импрессионистов - в коллекции есть работы Караваджо, Веласкеса, Делакруа, Жерико. Есть залы, посвященные современному искусству. Да и вообще этот музей показался нам исключительно уютным и приятным.

"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Клод Моне - выдающийся художник-импрессионист XIX века. Его картины удивляют своей свежестью и натуралистичностью. Моне писал очень живо, был внимателен к мельчайшим деталям и мастерски передавал цветовую гамму.

Импрессионизм

Искусствоведы всего мира считают Клода Моне одним из знаковых представителей движения, получившего название "импрессионизм". Это направление в мировой живописи было создано несколькими художниками и быстро получило распространение в Европе. Основной идеей школы импрессионистов было передать впечатление, которое произвёл пейзаж, прямо на месте. Раньше художники работали в мастерских, рисуя несуществующие пейзажи или какие-то вещи по памяти. Новое направление ломало стереотипы о живописи в целом.

Клод Моне: начало пути

Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Природность картин таких художников завораживает больше, чем декоративные фантазии ранних мастеров. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы — Эженом Буденом. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Несмотря на разницу в возрасте, Эжен видел в Моне талант, и оба художника были одновременно учителями

О серии картин «Руанский собор»

Руанский собор - это не только архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света - солнце - находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы.

Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.

Творчество в судьбе Клода Моне

Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.

Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ "Руанский Собор" Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.

Собор в солнечный день

Картины, где собор - светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно - здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей - и получились прекрасные картины серии "Руанский собор". Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.

Туманные картины Моне

Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь - специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом.

Пасмурная погода

Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне - особенное произведение искусства. В этой картине почти нет тёплых оттенков: только холодные серые и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а соткан из сотни которые в любой момент могут пролиться дождём. Мазки Моне напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот обрушатся с небес. Нависшее над зданием кажется очень тяжёлым, так же, как и линии архитектурных элементов собора.

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне - ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах - мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".



Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 1, 2016
Оригинал взят у marinagra в