Как повысить качество жизни, не увеличивая расходы. О программе повышения уровня и качества жизни


Что такое качество жизни? Его можно определить как степень удовлетворенности человека условиями своего существования, степень комфортности как собственной, частной жизни, так и жизни в обществе. По определению Всероссийской организации здравоохранения, качеством жизни является субъективное восприятие человеком его собственного положения в жизни в контексте культурных и социальных ценностей, которые приняты в обществе.

Хорошо жить хочет каждый

Конечно же, улучшение качества жизни заботит каждого здравомыслящего человека. Любой хочет проводить свое существование в комфортных условиях, быть счастливым, наслаждаться, а не страдать. Нередко люди задают себе вопрос: "Что мне нравится в жизни? Что я хотел бы улучшить?". Каждое событие в нашей жизни может носить положительный или отрицательный оттенок. В настоящее время человек вынужден жить по навязанным извне стандартам. Ему становится сложно оценить, является ли то или иное событие хорошим для него или же несет вред. Он затрудняется ответить на простой вопрос: "Чего действительно я хочу в жизни?".

Субъективность восприятия

Например, мать хочет отдать ребенка на дополнительные курсы по математике. Она ищет престижный вуз, отдает за занятия немалые деньги. С большим трудом ребенка все же зачисляют на эти курсы, однако в последующем оказывается, что чаду трудно справляться и с основной программой, и с дополнительными занятиями. У него совершенно пропадает тяга к учебе. Является ли тогда такое «благо», как занятия на курсах при престижном вузе, улучшением качества жизни, или же оно, наоборот, ухудшает условия существования? Ответ на этот вопрос каждый должен дать сам.

Нередко те события, которые кажутся нам источником радости, могут приносить лишь разочарования. Как часто бывает и так, что девушка, всю жизнь мечтавшая выйти замуж, в дальнейшем разочаровывается в этой затее. Добившись желаемой цели, отпраздновав пышную свадьбу, она сталкивается с реалиями повседневной жизни, совершенно не чувствуя себя счастливой. «Уж лучше бы мне было жить с родителями» - делает она нерадостный вывод. То, что должно было послужить улучшению качества жизни, на деле оказывается лишь еще одним источником трудностей.

Однозначный вред

Однако есть и такие показатели, которые можно оценить однозначно. Например, алкогольная или никотиновая зависимость приносят только вред. Как бы ни пытались оправдывать свои действия сторонники «зеленого змия», на самом деле подобный образ жизни ничего, кроме разрушения не приносит. Не менее опасным является и курение. Число тех, кто заболевает онкологическими недугами из-за этой, казалось бы, безобидной привычки, постоянно растет. Кроме того, в сигаретах содержится большое количество веществ, которые отрицательно влияют на способность организма противостоять различным инфекциям. Поэтому вред от курения может быть опосредованным, что еще больше усугубляет ситуацию. Об улучшении качества жизни здесь не может идти и речи. Здоровье - это первое условие, которое необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым.

Главное условие

Одно из основных условий качественной жизни - это безопасность. Если человек живет в экстремальных условиях, и единственная задача, которая перед ним стоит - это выживание, то здесь сложно говорить о комфорте существования. Улучшение качества жизни граждан во многом является заботой государства. И именно политические структуры берут на себя ответственность за то, чтобы народ мог жить в безопасности, под защитой Вооруженных сил страны. Только в условиях мира можно говорить о том, чтобы строить свое будущее, трудиться и жить в хороших условиях.

Увеличить доход

Еще одним из важных показателей является доход. Многие мечтают о том, что однажды на их голову обрушится огромное наследство. Девушки грезят о том, что встретят богатого принца с миллионным счетом в банке. Однако улучшение качества жизни людей на 99,9% зависит от них самих. Глупо мечтать о процветании, не прилагая к этому никаких усилий. Экономическая ситуация в стране постоянно меняется. Происходит то рост безработицы, то увеличение цен, то снижение заработных плат. Поэтому надеяться можно только на себя, свои силы и умения. Как увеличить свой доход, тем самым создав условия для улучшения качества жизни? Рассмотрим несколько вариантов дополнительного заработка:

  • Присмотр за маленькими детьми (работа няни).
  • Написание курсовых работ для студентов.
  • Открытие собственного салона красоты.
  • Выгул собак.
  • Репетиторство.
  • Выращивание аквариумных рыбок.

Финансовые показатели

Для расчета суммы денег, которая необходима для качественной и комфортной жизни, нужно включить несколько показателей. Во-первых, это расходы на жилье, еду, бензин, покупку предметов быта, одежды, деньги на отдых. Также необходимо учитывать траты на покупку бытовой техники, учебу. Для комфортной жизни необходимо хорошее питание, одежда, образование, возможность посещать культурные мероприятия. Без всего этого сложно говорить о том, что условия жизни соответствуют определенном уровню. Желательно иметь представление, чему будет равна годовая сумма расходов, ведь доходы могут меняться каждый месяц даже при том условии, что человек может работать на предприятии.

После этого человек может понять, зачем еще могут ему понадобиться деньги. Как правило, после того как учтены все расходы, требующиеся для комфортной жизни, люди начинают думать о воплощении своих мечтаний. Только на данном этапе у человека появляется живой интерес к зарабатыванию денег. А улучшение качества и уровня жизни возможно только при условии, когда удовлетворены базовые потребности и не нужно заботиться о куске хлеба и оплате коммунальных услуг.

Роль образования

Еще одним условием качественной жизни является хорошее образование. Без него во многих сферах построить карьеру просто невозможно. Даже если человек каким-то образом ухищряется получить опыт в той или иной сфере, не имея диплома, и работает лучше своих коллег - для трудоустройства большая часть работодателей потребует диплом об образовании. И даже те, кто уже закончили вуз, все равно должны постоянно повышать квалификацию и совершенствовать свои знания в профессиональной сфере. Ведь без этого можно проработать всю жизнь на одной и той же должности. А без повышения по службе невозможным становится и повышение доходов.

Переквалификация

Нередко случается и так, что человек теряет работу по независящим от него причинам. Например, в регионе, где большая часть мужского населения работает в шахтах, внезапно меняется политика, и шахты начинают закрываться. Что делать в таком случае взрослому человеку, у которого на содержании семья и дети? Выход один - получать новое образование. Именно поэтому для улучшения качества жизни населения необходимо создавать как можно больше возможностей для учебы, в том числе и переквалификации.


Успех зависит от нас самих

Но во многих случаях одного лишь образования для успеха бывает недостаточно. Многие выпускники даже престижных вузов нередко зарабатывают меньше, чем их бывшие одноклассники-троечники. Связано это с тем, что для достижения успеха необходимо также обладать и практическим интеллектом. Многие ученые средней руки, имеющие достаточно высокий коэффициент интеллекта, так навсегда и остаются незамеченными. Причина тому - неумение общаться с людьми, выражать свое мнение, добиваться поставленной цели и применять полученные знания в практической жизни. Поэтому, каким бы важным ни было образование, качество жизни человека во многом зависит от его собственных действий.

Так или иначе, есть определенные способы, которые могут помочь нам положительно изменить нашу жизнь уже сегодня. И здесь существует один секрет: хорошие привычки повышают качество вашей жизни.

5 хороших душевных привычек для того, чтобы качественно изменить свою жизнь

  1. Улыбайтесь. Даже когда находитесь в . Эксперты говорят, что минимальное время, затраченное на улыбку в день должно быть не менее 15- 20 минут.
  2. Ежедневно благодарите. Даже, если вам кажется, что не за что. Иногда мы начинаем понимать, как нам было хорошо, только когда потеряем. Нужно благодарить Бога, Вселенную за то, что у нас есть каждый день.
  3. Старайтесь дарить любовь людям, которые с вами. Просто обнимите их и скажите, как вы и х любите и цените.
  4. Медитируйте. Это прекрасное средство для повышения уровня счастья. Для достижения этой привычки достаточно будет 15 минут в день. Нужно просто сидеть с закрытыми глазами и находиться в состоянии «здесь и сейчас», концентрируясь на своих ощущениях: движение воздуха, скольжение солнечного лучика, тепло, прохладу, звуки, окружающие вас.
  5. Ежедневное обучение. Найдите учебный ресурс, который вам нравится и развивайтесь по интересующей вас теме. Делайте это 15 — 30 минут каждый день.

Качество нашей жизни напрямую связано со здоровьем нашего физического тела, которое нуждается в подпитке, отдыхе и физических нагрузка.

5 хороших привычек для нашего тела, которые изменят жизнь к лучшему

1. Завтрак. Я буду банальной, если скажу, что завтрак — это топливо для нашего . Но это еще не все. Есть гораздо больше положительных эффектов от этого каждодневного и не побоюсь этого слова, приятного действа. Исследования показали, что у завтракающих людей снижается риск развития диабета 2 типа. Завтрак помогает нам улучшить память и снизить вес а также снизить уровень плохого холестерина. Не будем зацикливаться на том, что он должен быть сбалансированным и питательным.

Это также одна из важных составляющих , которая волшебным образом влияет на ее качество. При недостатке отдыха и сна организм не может «убрать» различные «поломки» , которые накопились в течение дня. Если нет ремонта, работаем на резервах. Это долго продолжаться не будет. Хотим жить долго и счастливо, налаживаем свой сон. Cколько человеку нужно спать, читайте здесь.

Жизненные привычки, которые улучшат качество вашей жизни

1. Устанавливайте качественные достижимые и перспективные цели. Сразу оговорюсь. К целям нужно возвращаться каждый день. Их можно и нужно корректировать согласно жизненному сценарию. Иначе можно довести себя до невроза. Это нужно делать постоянно.

2.Управление временем. Мы занимаемся им все в большей или меньшей степени. Если выписать на бумаге дела по степени важности, то можно немножко убрать стресс со своей жизни, став более организованным.

3. Ищите вдохновение. Для многих людей вдохновляющими являются картинки. Найдите вдохновляющие вас фотографии и наблюдайте их каждый день в течение 15-20 минут.

4.Чаще релаксируйте. Особенно, когда испытываете стресс. Лишний стресс губителен. И мы должны активно заботиться об организме в этом плане.

5. Внимание на доходы. Нужно вырабатывать хорошие привычки по отношению к деньгам. Несколько важных принципов.

  • Экономить 20 % вашего дохода.
  • Отслеживайте расходы и проводите аудит.
  • Старайтесь не выходить за рамки своего бюджета. Для этого нужно взять ежемесячный бюджет и распределить его на ежедневный бюджет.

6. Привычка к отдыху.

К отдыху нужно относиться также ответственно, как и к работе и достижениям. Организовывайте место отдыха так же, как свое рабочее место. Можно потратить несколько минут на наведение порядка. Но жизнь стане гораздо лучше. Вы стразу это отметите.

7.Старайтесь вносить посильный положительный вклад в жизнь других людей. Это сделает жизнь лучше и радостнее не только этим людям, но и лично вам. Иногда ваше время — это лучший подарок для некоторых людей.

8. Общайтесь.

9.Сделайте то, чего вы боитесь и то, что долго откладываете.

Попробуйте внедрить эти привычки в свою жизнь, и вы увидите, что качество вашей жизни станет неизменно лучше.

Многие путают качество жизни с уровнем жизни (фокусируясь на доходах), но качество жизни – намного более глубокое понятие. Оно охватывает общественную жизнь и отношения, здоровье, достаток, отдых и духовность.

К тому же, это крайне субъективное понятие. Оно определяется взглядами и запросами человека. И что для одного счастливая жизнь, то для другого – несчастье. Так что будьте верны своему видению качества жизни!

Улучшение качества вашей жизни начинается прямо сейчас

Определите, что для вас значит качество жизни. Решите, чего вы хотите достигнуть в следующих областях жизни:

Здоровье
Богатство
Отношения
Карьера
Отдых
Духовность
Предназначение

Качество жизни можно приравнять к счастью. Все мы хотим здоровья, богатства, хороших отношений, счастья и т. д. Но достижение успеха в некоторых из этих сфер жизни еще не гарантирует счастья.

Ирония в том, что многие люди говорят что-то вроде: «Я буду счастлив, когда…». И когда достигают того, чего желали, все равно остаются несчастливыми!

Так что когда вы решите, чего хотите от жизни, cмените эту установку.

Вместо того, чтобы думать: «Я буду счастлив, когда…», примите решение быть счастливым прямо сейчас . Счастливое расположение духа может очень быстро изменить все к лучшему. Как?
Когда вы счастливы, вы…

  • Привлекаете счастливых, позитивных, оптимистично настроенных людей, которые поднимают вам настроение и говорят на языке достатка, здоровья, радости, полноты и осмысленности жизни.
  • Полны энергии и энтузиазма. Вы смотрите на большие цели и проекты, думая, наполнят ли вашу жизнь духом приключений и доставят ли они вам удовольствие, вместо того, чтобы проживать жизнь, как на рутинную обязанность.
  • Лучше принимаете решения. Решения, затуманенные стрессом, страхом, негативом и волнениями, редко приводят к желаемым результатам.
  • Лучше заботитесь о себе и своем имуществе, испытываете чувство благодарности за то, что уже имеете.
  • Фокусируетесь на том, что действительно важно для вас – на ваших ценностях.

Чтобы стать счастливее и улучшить качество жизни прямо сейчас:

  • Упрощайте . Избавляйтесь от всего, что уже не приносит вам пользы или радости. Говорите «нет» общественным делам, в которых не хотите участвовать. Говорите «нет» своему начальнику, когда вы перегружены заданиями по работе (вам нужно делать акцент на качество, а не на количество). Перестаньте смотреть телевизор (кроме юмористических, образовательных и вдохновляющих передач, все остальное – пустая трата драгоценного времени). Выделяйте время на то, что действительно важно , и не обращайте внимание на все остальное.
  • Начинайте свой день с позитива и заканчивайте его благодарностью. Эта простая медитативная практика займет не более 30 минут в день (15 утром и 15 вечером), но в корне изменит ваше мировоззрение.
  • Делайте то, что любите, каждый день. Большинство из нас настолько загружено обязательствами перед другими, что мы забываем об одном человеке, который пытается «успеть все» — нас самих. Действительно ли это «все» так важно? Делайте что-то, что вам нравится, каждый день.
  • Работайте над своими целями каждый день. Выделяйте хотя бы несколько минут на то, что приближает вас к цели, и вы будете чувствовать, что не топчетесь на одном месте, что вы делаете что-то важное.
  • Будьте снисходительнее к себе. Всех дел не переделаешь, и нужно оставлять какое-то время и энергию на личные потребности. Невозможно все делать идеально. Поэтому очень важно уметь упрощать. Не корите себя за то, что не можете переделать все дела. Вы не бездушный робот, который должен выполнить определенную последовательность функций. Да, у вас есть обязанности, но вы можете расставить приоритеты и отбросить то, что забирает больше всего времени, вызывает стресс и делает вас несчастливым.
  • Взгляните на общение с людьми по-новому. Часто мы чувствуем, что качество нашей жизни понижается из-за неприятных нам людей, с которыми приходится иметь дело каждый день. Вместо того, чтобы испытывать стресс по этому поводу, представьте, что эти люди – актеры. Представьте, что и они, и вы снимаетесь в фильме о вашей жизни – ведь надо же кому-то играть отрицательных персонажей! И эти актеры очень хорошо справляются со своими ролями! Смотрите, как мастерски они расстраивают и злят вас своими словами и поступками! Этот простой фокус может вызывать у вас улыбку. И даже если этого не произойдет, он поможет вам ослабить эмоциональную нагрузку, связанную со словами и действиями этих людей.
  • Визуализируйте свою идеальную жизнь.

Каждый день выделяйте по несколько минут на визуализацию идеального развития вашей жизни. Делайте это постоянно, с чувством, и вы удивитесь, как быстро на вашем пути начнут возникать «правильные» люди и «правильные» ситуации.Визуализируйте все в настоящем времени:

«Моя жизнь так прекрасна, у меня столько причин для благодарности, разве не прекрасно, что я достиг всего этого?»

  • Заботьтесь о себе. Любите свое тело и обеспечивайте его правильным питанием, отдыхом и интенсивными физическими нагрузками. Трудно наслаждаться жизнью, если вы не здоровы.
  • Улыбайтесь : улыбка – регулятор настроения! Каждый раз, когда расстраиваетесь, злитесь или волнуетесь, улыбайтесь (и внешне, и внутренне). И сразу станет легче.
  • Действуйте, опираясь на позитивные, а не негативные чувства. Прислушивайтесь к своей интуиции! Для развития интуиции используйте упражнения Метода Сильва, чтобы научиться определять, чем вызвано интуитивное чувство, и правильно использовать эту информацию.

Раньше я старался добавить в свою жизнь как можно больше всего, но теперь понимаю, что главное – качество, а не количество.

— неизвестный

Улучшите качество жизни прямо сейчас: определите, что такое для вас качество жизни; примите решение быть счастливым СЕЙЧАС; и стройте свою жизнь вокруг того, что важно для вас.

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

О программе повышения уровня и качества жизни

ВЯЧЕСЛАВ БОБКОВ
доктор экономических наук, профессор,
директор Всероссийского центра уровня жизни
при Министерстве труда и социального развития РФ

Сегодня требуется выработка государственной программы повышения уровня и качества жизни
Очень важно преодолеть несправедливость в распределении доходов
Главная цель - формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике

Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10, потребление белков - на 20%. Общая численность безработных выросла до 14% экономически активного населения. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.

К сожалению, негативные тенденции преодолеть не удалось. В среднем за 1998 г. 47,8% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) и, по существу, являлись бедными, 30,1% относились к малообеспеченным - их денежные доходы располагались в промежутке между одним и двумя ПМ. Первое полугодие 1999 г. также не принесло перелома, хотя в экономике и наметилось некоторое оживление. Уровень покупательной способности денежных доходов снизился на 19,4 процентных пунктов и составил 1,41 набора ПМ. По оценке специалистов Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за рассматриваемый период выросла до 56,7%. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 13,5 раз.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:

низкий уровень оплаты труда;

рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;

длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

Основные положения программы

Ее главной целью является восстановление у большинства уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.

Основными задачами могли бы стать:

Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

Переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

В программе, на мой взгляд, требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем - повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Повышение уровня оплаты труда

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап - восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы. В таком случае она по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике должна составить 67% уровня 1990 г. при фактических 40% в 1998 г. Для этого покупательную способность оплаты труда нужно повысить примерно в 1,7 раза по сравнению с ее величиной в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.

Первое - увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:

а) повышения с 1 января 2000 г. минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;

б) установления с 1 января 2000 г. ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.

Второе - повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра с 1 января 2000 г. базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В частности, целесообразно устанавливать:

ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;

необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;

минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную - сохранить на уровне 45%.

Третье - повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:

ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;

осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);

ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.

Четвертое - оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:

определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в генеральном соглашении;

фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;

определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Объем средств, необходимых для решения перечисленных проблем, по оценкам специалистов ВЦУЖ, составит примерно 40 - 100 млрд руб. в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) по отношению к ВВП источников, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10-15% инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

Реализация предложенных выше мер потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, в частности: “О повышении минимального размера оплаты труда”, “Об упорядочении оплаты труда работников организации бюджетной сферы”, “О подоходном налоге с физических лиц”, “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, “Об индексации денежных доходов и сбережении граждан в РСФСР” (от 24 октября 1991 г.).

Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Трансформация социального обеспечения

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также конкретизация положений Концепции пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране с 2001 г. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная
поддержка населения

Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.

О реализации программы

Различных программ в последнее время в стране разрабатывалось немало, в том числе и в социальной сфере. Чтобы предлагаемая программа не повторила их судьбу, необходимы четкие механизмы ее реализации, включающие взаимодействие общественных объединений, предпринимателей и государства. К тому же такое взаимодействие позволит в какой-то степени восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Центральными звеньями организации программы должны стать совместные комиссии палат Федерального собрания (региональных законодательных органов) и правительства РФ, “круглые столы” политических партий и общественных движений, а также Российская трехсторонняя комиссия (трехсторонние комиссии в отраслях и регионах, двухсторонние в организациях).

Роль Российской трехсторонней комиссии должна быть существенно повышена. Назрела необходимость создания постоянно действующего механизма ее деятельности. Рабочими органами могли бы быть комитеты, конференция “круглого стола”, консультативный совет, а также функционирующая при ней общественная ассоциация “Партнерство для развития”.

В самой программе следовало бы задать источники экономических ресурсов, нужных для повышения уровня и качества жизни. Так, на начальном этапе ее реализации одним из источников финансирования могло бы стать перераспределение части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства. Но основным ресурсом являются средства субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста.

Необходим социально ориентированный государственный бюджет, обеспечивающий достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Надо, чтобы весь блок затрат на социальные нужды оказался защищенным. Бюджетное и налоговое законодательство должно гарантировать финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Требуется также эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Источником дополнительных ресурсов могут стать частные внебюджетные социальные фонды под гарантии государства.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ПРИОРИТЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Приоритетной целью любого государства во многих сферах государственной и общественной жизни является решение неотложных социально-экономических проблем и, как следствие, повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, улучшение здоровья населения, повышение реальных доходов.

В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

В Конституции РФ – основном документе страны, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 гг.), имеющей статус государственной программы, в качестве одной из приоритетных целей выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Качество жизни населения является важнейшим критерием оценки эффективности реализации обозначенной цели. Сегодня, несмотря на некоторое улучшение ситуации в социальной сфере на уровне государства, актуальной и острой остается проблема территориальной неравномерности социально-экономического развития. Поэтому не случайно в России удовлетворение материальных, духовных, культурных и социальных потребностей отдельно взятого человека (или семьи) во многом зависит от территории проживания .

Результативный рост качества жизни населения субъекта РФ во многом зависит от повышения качества регионального управления. В значительной степени социально-экономическое благополучие конкретного субъекта РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от качества управления, эффективного применения современного инструментария государственного менеджмента.

Государственный менеджмент возник вместе с развитием школы государственной политики и представляет собой организацию процесса эффективного управления в рамках государственных учреждений. Его основополагающим принципом является переориентация работы госструктур на достижение конкретных результатов и качественное удовлетворение потребностей населения. Государственный менеджмент направлен на повышение организационной эффективности, что подразумевает налаживание обратной связи с населением, позволяющей вовремя получать актуальную информацию и вносить инновационные изменения в процесс работы в соответствии с нуждами потребителей госуслуг. Также обратная связь является формой контроля работы чиновников.

Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.

На рис. 1 представлены основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ.

Рис. 1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ Источник: сост. авт.

Качество жизни является интегральным показателем организации жизни в субъекте РФ и во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства. Следует отметить, что качество жизни населения зависит не только от уровня материального благополучия и благоустройства населенных пунктов, но и от создания органами системы публичной власти возможности для населения (делового сообщества и отдельных граждан) участвовать в совместном принятии жизненно важных решений (например, по вопросам разработки, принятия и реализации программ развития территорий, обеспечения общественного порядка), что в свою очередь повышает уровень доверия населения к органами системы публичной власти, степень удовлетворенности условиями своей жизни, социальную значимость граждан и в целом улучшает морально-психологический климат в обществе .

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Краткая характеристика принятых в субъектах РФ программных документов по повышению (улучшению) качества жизни населения

Во многих субъектах РФ принимаются целевые программы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста (например, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Республика Адыгея, Удмуртская Республика и др.), а также создаются специальные структуры, призванные следить за качеством жизни населения региона и предпринимать оперативные действия по его повышению. Так, при Администрации Кемеровской области функционирует координационно-аналитический совет по качеству жизни населения региона . В 2011 г. в Волгоградской области по инициативе депутатов регионального парламента был образован Общественный экспертный совет по вопросам качества жизни населения Волгоградской области, состоящий из государственных служащих, специалистов надзорных органов, общественников . Однако на практике данные структуры лишь рассматривают актуальные проблемы жилищно-коммунальной политики, системы здравоохранения, образования и др., не предпринимая никаких действий по их решению.

Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

В России в настоящее время повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства, определенных Президентом РФ. Президент РФ неоднократно подчеркивал, что повышение уровня жизни граждан России должно достигаться за счет увеличения эффективности и качества работы государственного аппарата . В мае 2012 г. был принят ряд указов, направленных, в том числе, на совершенствование государственного управления. Среди основных направлений данного совершенствования, интересных авторам в контексте данной статьи, выделим следующие:

1. Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.

3. Создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью (в т.ч. по вопросам улучшения качества жизни граждан, эффективности текущей политики и перспективам социально-экономического развития страны) через функционирование концепции «Российской общественной инициативы».

4. Обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ.

5. Совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

6. Разработка и внедрение механизма общественного мониторинга, оценки и оказания реального влияния граждан на действия властей в интересах соблюдения положений Конституции через установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления. Результаты данной оценки могут применяться в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.

7. Разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ

Рассмотрим более подробно реализацию вышеперечисленных направлений совершенствования государственного управления и характер их влияния на качество жизни населения.

Создание и развитие сети МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, функционирующих по принципу «одного окна», облегчает жизнь гражданам и бизнесу так как способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению риска возникновения коррупции, временных и финансовых затрат при получении услуг и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Переход на предоставление госуслуг в электронном виде существенно повысил их доступность, снизил коррупционные риски, сократил временные и финансовые затраты государства и граждан. Единый портал госуслуг gosuslugi.ru функционирует с 15 декабря 2009 г.

Для обеспечения повышения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам Минэкономразвития России проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных, муниципальных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций. Данный мониторинг является одним из инструментов получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» на специализированном ресурсе в сети Интернет vashkontrol.ru – проводится сбор мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг. Оценка осуществляется непосредственно получателями услуг в инициативном порядке в анкетах, которые заполняются на сайте vashkontrol.ru. Оценка качества государственных услуг проводится по таким критериям, как время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.

Результаты, полученные в ходе сбора мнений граждан о качестве услуг, участвуют в расчете показателей и рейтингов ведомств и услуг сразу после заполнения анкеты заявителем, а также могут быть сопоставлены с результатами других видов мониторингов (мониторинг качества электронных услуг, мониторинг удовлетворенности качеством услуг по итогам социологических опросов и т.п.) по показателям удовлетворенности и качества предоставления государственных муниципальных услуг. Результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

В настоящее время в РФ продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 2012 г. № 851, в РФ создана система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . В июне 2013 г. Президент В.В. Путин подписал федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправления», направленный на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления .

Указом Президента РФ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив граждан РФ. Специализированный сайт в сети Интернет, на котором граждане РФ могут выдвигать свои общественные инициативы (предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления) с использованием специального Интернет-ресурса www.roi.ru, реализуемые на федеральном уровне, работает с 15 апреля 2013 г. На региональном и муниципальном уровнях должен заработать с 1 ноября 2013 г.

В соответствии с Указом Президента РФ №183 во многих субъектах РФ созданы региональные экспертные рабочие группы по рассмотрению общественных инициатив и утверждены Положения об этих группах (например, Астраханская, Калужская, Мурманская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Республики Адыгея, Калмыкия, Коми).

По сравнению с федеральными органами власти, государственные органы субъектов РФ и муниципалитеты должны быть максимально доступны для граждан. Поэтому проводится активная работа по внедрению «Открытого правительства» на региональном уровне в виде модуля «Открытый регион», основными целями которого определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества. Результаты рейтинга открытости правительства регионов России, опубликованного Институтом развития информационного общества в 2012 г., свидетельствуют о максимальной открытости (по сравнению с другими субъектами РФ) правительств Ульяновской области, Москвы, Пензенской области, Республики Бурятия и Ивановской области .

Одним из актуальных направлений реализации информационной транспарентности государственного менеджмента на уровне регионов является раскрытие информации о государственных (муниципальных) расходах (представление бюджетов и отчетов об их исполнении) в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме. В настоящее время данное направление реализуется в виде раскрытия бюджета города Москвы (budget.mos.ru), Волгоградской области (budget.volganet.ru/budget/), Ленинградской области (budget.lenobl.ru/), Саратовской области (saratov.ifinmon.ru/), Тульской области (dfto.ru/www/open/) и др.

В январе 2013 г. Правительством Москвы был запущен собственный портал открытых данных (data.mos.ru/), на основе которого были созданы мобильные приложения: для записи на прием к врачу, для вызова такси и др. Кроме того, функционируют некоммерческие проекты, посвященные доступности информации, раскрываемой государством для граждан, такие как OpenGovData.ru (проект И. Бегтина) и GisLab.info (открытые данные по границам особо охраняемых природных территорий федерального подчинения РФ).

Институт оценки регулирующего воздействия, активно развивающийся в РФ с2010 г., ориентирован на повышение качества правотворчества, создание прозрачных и понятных механизмов принятия обоснованных регулятивных решений. С помощью процедуры публичных консультаций на стадии законодательной инициативы создается барьер продвижению недостаточно проработанных решений, которые впоследствии могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета, т.е. принимаются меры по нивелированию возможного отрицательного влияния принимаемых актов на инвестиционный и предпринимательский климат. Окончательное принятие нормативно-правовых документов осуществляется при достижении консенсуса заинтересованных сторон.

Для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения разработан и функционирует специально созданный Единый портал regulation.gov.ru, работающий в штатном режиме с 15 апреля 2013 г. С 1 января 2013 г. на региональном уровне процедура оценки регулирующего воздействиявведена в 20 пилотных регионах, в т.ч. в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области.

По факту субъектом РФ ЮФО, полностью внедрившим оценку регулирующего воздействия, является Краснодарский край. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области входят в число субъектов РФ ЮФО, активно занимающихся продвижением института оценки регулирующего воздействия, республика Калмыкия – в число регионов с низкой активностью. В республике Адыгея никаких действий к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия не предпринимается .

Согласно итогам третьего раунда мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ (апрель2013 г.), проводимого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, в Топ-10 субъектов РФ вошли: Свердловская, Ульяновская, Вологодская, Ярославская, Волгоградская, Липецкая и Калужская области, Чувашская и Удмуртская Республики, Республика Татарстан и Краснодарский край .

Повышение эффективности деятельности государственных структур является одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления РФ. Постановление Правительства РФ №1284 предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых госуслуг. Граждане могут оценивать качество госуслуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д. При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Федеральным законом №32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» органам исполнительной власти предоставлена возможность образовывать общественные советы. Так, при каждом Министерстве (Комитете) региона, в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.05.2012 №317 «Об образовании Общественных советов при органах исполнительной власти Волгоградской области», организованы Общественные советы. Также создан Общественный совет при Губернаторе Волгоградской области. Данная форма взаимодействия власти и гражданского общества применяется при высшем руководстве страны и практически во всех субъектах РФ. Практика показывает: это одна из эффективных форм взаимодействия власти и гражданского общества.

Главной задачей Общественных советов является содействие исполнительной власти в оперативном решении первоочередных задач отрасли. Общественный советявляется постоянно действующим экспертно-консультативным органом и обеспечивает взаимодействие населения области с Министерством (Комитетом) в целях учета их потребностей и интересов при осуществлении Министерством (Комитетом) возложенных на него функций и в целях осуществления общественного контроля за его деятельностью.

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ, на наш взгляд,необходимо:

1. Изучить и обобщить:

– зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;

– отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ.

2. Принять федеральный закон о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в России, обеспечивающий (в соответствии со ст. 19 Конституции РФ) социальное равенство всех граждан страны независимо от места их проживания.

3. Разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную федеральную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.

4. Утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.

5. Организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения России (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни) для:

– осуществления постоянного мониторинга качества жизни граждан РФ и предоставления на основе его результатов предложений и рекомендаций органам системы публичной власти для принятия оперативных решений;

– оценки эффективности и результативности деятельности органов системы публичной власти всех уровней на основе анализа динамики показателей качества жизни на конкретных территориях;

– проведения информационной работы (форумов, выставок, научно-практических конференций, круглых столов) по актуальным проблемам качества жизни населения, имеющей своей целью обмен опытом и разработку конкретных мер и механизмов их решения;

– разработки основной федеральной концепции повышения качества жизни на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

6. Усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками.

7. Постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению.

8. Организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.), действительно функционирующих, а не тех, на которые невозможно дозвониться или абонент не может быть вызван или никто не берет трубку.

Итак, сегодня государственный менеджмент имеет несколько приоритетных направлений, основной из которых – повышение качества жизни населения. Существенное повышение качества жизни является наиважнейшей социально-экономической задачей, стоящей в повестке дня. Для ее достижения осуществляетсясовершенствование системы государственного управления, приоритетно направленное на улучшение информационной транспарентности деятельности органов системы публичной власти, расширение масштабов их взаимодействия с населением в рамках партисипативных отношений, повышению эффективности и результативности государственного управления.