Программа проверки ндс в налоговой. АСК НДС — новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС


25 Июня, 2018

Налоговые реформы, проводимые в последние годы, в первую очередь направлены на улучшение налогового администрирования, благодаря чему теневой сектор существенно сокращается.

Елена Рыбникова

Руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

Внедрение системы АСК НДС - одна из мер для борьбы с «серым» сектором экономики.

Администрирование НДС в электронном формате позволило полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств и видеть, в том числе, уплачен ли НДС, а также закрыть схемы обналичивания, связанные с незаконным возмещением НДС. Благодаря внедрению этих систем, на сегодняшний день НДС - это наиболее легко администрируемый налог.

Системы АСК НДС-2 и АСК НДС-3, также, как и АИС Налог-3, направлены на анализ и обработку информации, поступающей в ФНС. Данные программы, внедряемые на начальном этапе еще в 2013 году, совершенствуются и развиваются, помогают распространить контрольную функцию ФНС на 100% налогоплательщиков, что было невозможно при «ручном режиме» обработки данных.

АСК НДС 3 на данный момент запущена в тестовом режиме. Одним из главных отличий от АСК НДС 2 является то, что налоговики будут иметь доступ к информации о банковских счетах физических лиц, при этом связи между юридическими лицами и физлицами будут выстраиваться автоматически. После тестирования данная система станет общефедеральной.

Плюсы и минусы для налогоплательщиков

Плюс в том, что камеральная проверка на первом этапе проходит в автоматическом режиме. При отсутствии претензий со стороны «машины», процесс камеральной проверки инспектором будет проходить оперативнее, в рамках 3-х месяцев, что позволит возмещать налоги из бюджета быстрее, возвращая деньги в бизнес.

Еще один плюс - выявление практически сразу фирм-однодневок, что повысит качество участников рынка. Если раньше, открывшись, компания могла «спать спокойно» и быть уверена, что три года к ней не придут с проверкой, чем и пользовались недобросовестные налогоплательщики, то сейчас каждая декларация каждой зарегистрированной фирмы и индивидуального предпринимателя в 100% случаев контролируется системой с полным исключением человеческого фактора.

Минусы могут увидеть в основном недобросовестные налогоплательщики. Не подать декларацию, не заплатить налог сейчас стало практически невозможным, беспристрастная «машина» сверяет данные деклараций и сигнализирует о расхождениях во все инстанции ФНС, а не только одному инспектору.

Еще одним минусом для теневого бизнеса является то, что данные программы будут являться доказательством мошенничества и могут привести не только к административному наказанию участников такого бизнеса, но и к возбуждению уголовных дел.

Ввиду новизны систем, все еще могу наблюдаться программные сбои и недочеты. Стоит отметить, что они устраняются с каждой новой версией программы. Программа, найдя разрыв в цепочке (в результате сбоя), может запустить процесс начисления штрафов, приостановки счетов налогоплательщика, что заставит компанию доказывать, что она добросовестно платит налоги и проявляет осмотрительность при выборе партнеров бизнеса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Вам приходят требования из ФНС, когда новый сервис АСК НДС-2 находит расхождения в декларациях. Запросы формируются автоматически. Смотрите, как их избежать.

Все декларации по НДС загружаются в единую базу. Затем новый сервис ФНС для проверки декларации АСК НДС-2 сверяет каждый счет-фактуру в декларации поставщика и покупателя. Цель - выявить налоговые расхождения, когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог. Если есть нестыковки хотя бы в одном реквизите счета-фактуры из декларации, программа автоматически формирует требование.

Расхождения могут быть в результате ошибки у поставщика или покупателя. Добросовестные компании исправят ошибки, и вопросов у налоговиков не будет. Другой вид разрывов возникает по сделкам с однодневками.

Внимание! Налоговики временно не принимают декларации по НДС за 2 квартал 2017 года и другую отчетность в электронном виде. Причина – авария на сервере ФНС.

24 июля в 20 часов по московскому времени на оборудовании ФЦОД ФНС России произошел технический сбой. В результате остановился весь электронный документооборот с налоговой службой. Такие сообщения уже рассылают своим клиентам спецоператоры, через которые компании отправляют отчетность в ИФНС и фонды. Работы по восстановлению сервера продолжаются. Но пока точных прогнозов о сроках устранения неполадки никто не дает.

25 июля – последний день, когда можно сдать декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года без штрафов. Отправить декларацию можно до 23 ч 59 мин включительно. Если наладить прием отчетности ФНС не успеет, ничего страшного. Как мы выяснили в ФНС, штрафы компаниям не грозят. Ведь вины компании в данном случае нет.

Декларацию по НДС и другие отчеты все равно отправляйте. Спецоператор в ответ предоставит подтверждение отправки. Только так можно доказать, что отчет сдали в срок. Днем представления декларации считается дата ее отправки (ст. 80 НК РФ). Если этого не сделать, возможны претензии инспекторов по поводу опоздания с отчетом. Оспорить их будет проблематично.

Как работает сервис АСК НДС-2

Программа АСК НДС-2 сравнивает показатели счетов-фактур у покупателя и продавца. Сервис ищет расхождения - когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог. То есть фактически новый сервис ФНС автоматически проводит встречные проверки по всем декларациям НДС.

Расхождения бывают двух видов. Первый вид называется «НДС». Он означает, что оба контрагента показали сделки в декларациях, но у них не сошлись суммы налога. Второй вид – «Разрыв». Он означает, что:

  • контрагент не представил налоговую декларацию;
  • контрагент сдал декларацию с нулевыми показателями;
  • в налоговой декларации контрагента нет операций;
  • в декларации сильно искаженные данные.

Если АСК НДС-2 обнаруживает нестыковки, то формирует требование пояснений. В этом требовании есть таблица, последняя графа которой называется «Справочно: код возможной ошибки». А код - цифровой. Расшифровку кодов смотрите в таблице ниже.

Что означают коды в требованиях по НДС

Код В какой графе требования искать Что означает
1 В графе 20 таблицы с разделом 8 Компания отразила счет-фактуру в декларации, а у контрагента нет записи по этому счету-фактуре
2 В декларации компании расходятся данные книги покупок и книги продаж
3 В графе 22 таблицы с разделом 10.В графе 21 таблицы с разделом 11 В декларации посредника расходятся данные журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур
4 В графе 20 таблицы с разделом 8.В графе 23 таблицы с разделом 9 Ошибка в конкретной графе книги покупок или книги продаж. Номер этой графы стоит после кода 4 в квадратных скобках. Например, 4

Почему бывают расхождения в декларациях по НДС

Наиболее часто программа АСК НДС-2 находит расхождения не потому, что компания намеренно занизила налог. Причина обычно в том, что один и тот же счет-фактуру компания может регистрировать несколько раз в декларациях за разные кварталы. Например, так делает покупатель, если заявил вычет частично, а остальную сумму перенес на следующий квартал. Также компании нередко регистрируют один и тот же счет-фактуру в книге покупок по ошибке. В итоге компания задваивает вычет.

При проверке программа ФНС суммирует вычеты по счету-фактуре во всех декларациях. Если общая сумма вычета превысит начисленный налог по этому счету-фактуре, инспекторы запросят пояснения.

Бывают ситуации, когда ошибки в декларации нет. А сравнить счета-фактуры программа не может из-за того, что компания привела частичную стоимость товаров. Безопаснее в книге покупок приводить полную стоимость товаров. Тогда от инспекторов будет поступать меньше запросов.

Как отвечать на запросы из нового сервиса АСК НДС-2

Мы выяснили у специалистов ФНС России, какие пояснения им представлять. Делимся подробной информацией с вами.

Если налоговики требуют пояснения по НДС, формируйте их в новом формате. С 1 января 2017 года действует поправка о том, что компании должны в электронном виде отправлять в инспекцию три вида пояснений о декларации по НДС:

  • об ошибках, которые обнаружила программа ФНС (ответы на так называемые автотребования);
  • о других расхождениях и противоречиях в отчетности;
  • об уменьшении налога в уточненке.

За ответ на бумаге инспекторы оштрафуют компанию на 5000 руб. Штраф за повторное нарушение в течение календарного года - 20 000 руб. (п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

В запросе пояснений по декларации НДС код 1

Если вы получили запрос с кодом 1, сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Возможно, или вы, или контрагент зарегистрировали счет-фактуру сразу с несколькими ошибками: в реквизитах, ИНН/КПП, стоимости. Вот программа и не может сопоставить записи по этому счету-фактуре в декларациях. Если поставщик не готов сверяться, то хотя бы узнайте у него, зарегистрировал ли он спорный счет-фактуру в книге продаж.

Покупатель с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге покупок. Если сверка выявила ошибку в вашей книге покупок, то приведите в пояснениях правильные данные. Для этого заполните таблицу 2 (рекомендованная форма есть в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752).

Поставщик с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге продаж. А в вашей отчетности все верно. Тогда вы, как покупатель, должны сообщить налоговикам, что в вашей книге покупок все верно. Для этого заполните таблицу 1 из того же письма № ЕД-4-15/5752. В ней приведите запись по счету-фактуре без изменений.

После того как налоговики получат такой ответ от покупателя, они направят запрос поставщику. И тот сообщит им правильные данные счета-фактуры, заполнив таблицу 2.

Поставщик забыл зарегистрировать счет-фактуру или к его декларации подцепилась книга продаж за старый квартал. Покупатель должен сообщить налоговикам в таблице 1, что указал в декларации правильные данные. А поставщик должен будет сдать уточненку.

Недобросовестный поставщик не начислил НДС. Это наиболее рискованный вариант для покупателя. Такой поставщик вряд ли станет подавать уточненку. Поэтому велика вероятность, что инспекторы снимут вычеты, обвинив покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды. Тогда компании понадобятся документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность:

  • договор;
  • товарные накладные;
  • выписка из ЕГРЮЛ по компании-поставщику и др.

Можно сразу приложить эти документы к пояснениям. Другой вариант - в пояснениях сказать только, что декларация правильная. А документы предоставить уже тогда, когда их запросят налоговики.

Код 2 в запросе пояснений от ФНС

Код 2 означает, что в книге продаж и книге покупок компании расходятся данные об одной и той же операции. То есть речь уже о нестыковках внутри отчетности самой компании, а не о расхождениях между декларациями покупателя и поставщика. Один и тот же счет-фактуру компания регистрирует в книге продаж и книге покупок, если сначала начисляет налог, а затем сама же принимает его к вычету. Рассмотрим частые ситуации.

Авансовый НДС. Поставщик начисляет НДС с аванса, а при отгрузке товаров заявляет вычет этой суммы (п. 6 ст. 172 НК РФ). Программа сформирует запрос, если обнаружит, что в декларации есть вычет, но компания не начисляла налог по этому счету-фактуре.

Получив запрос с кодом 2, проверьте, зарегистрировала ли компания авансовый счет-фактуру в книге продаж. Если нет, то отразите его в дополнительном листе книги продаж за тот квартал, в котором поступил аванс, доплатите налог и пени и сдайте уточненку (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Возможно, проблема не в том, что в книге продаж нет нужного счета-фактуры. А в том, что этот счет-фактуру зарегистрировали с ошибками. Если ошибка влияет на сумму налога в декларации, то подайте уточненку. Если не влияет, то достаточно направить пояснения. Для этого заполните рекомендованную таблицу 2.

Агентский НДС. Запросы с кодом 2 могут получать и налоговые агенты. Например, компании, которые арендуют муниципальное имущество. Такие организации удерживают НДС, составляют счет-фактуру и регистрируют его в книге продаж. А затем заявляют вычет по этому счету-фактуре в книге покупок. Получив запрос, действуйте по тому же алгоритму, что и для авансового НДС.

Запрос поснений содержит код 3

Код 3 означает, что в декларации посредника есть несоответствия между журналом полученных и выставленных счетов-фактур. При отгрузке товаров покупателю комиссионер выставляет счета-фактуры и регистрирует их в части 1 журнала учета. Затем комиссионер должен получить от комитента счета-фактуры на отгрузку этих товаров и зарегистрировать в части 2 журнала учета.

Если комиссионер не продает, а приобретает товары для комитента, то он получает счета-фактуры от поставщиков и отражает в части 2 журнала учета. Затем перевыставляет счета-фактуры комитенту и регистрирует их в части 1 журнала учета.

В обоих случаях программа может выявить расхождение между данными счетов-фактур в части 1 и части 2. Например, ошибки в реквизитах счета-фактуры или ИНН контрагентов. Тогда правильные данные можно направить налоговикам в таблице 2 пояснений.

Код 4 в запросе пояснений по декларации НДС

Код 4 означает ошибки в отдельных графах книги покупок и книги продаж. Как правило, такое происходит, если покупатель приводит в книге покупок неверные реквизиты счета-фактуры, ИНН поставщика или стоимость товаров. Кстати, больше всего требований приходит с кодом 4.

В каком реквизите искать ошибку, можно тоже определить по коду. В требовании после номера кода 4 в скобках приводится номер графы, в которой компания скорее всего указала неправильные данные. Это номер графы не в утвержденной форме книги покупок, а в том варианте книги покупок, который приведен в требовании налоговиков.

Скажем, инспекторы направили вам требование по книге покупок и в графе «Код возможной ошибки» указали 4 . Графа 3 в книге покупок, которая приведена в требовании, - это номер счета-фактуры. Значит, в этом реквизите и надо искать ошибку.

Если ошибка не влияет на сумму НДС, укажите верные показатели в таблице 2, которую рекомендовали инспекторы:

  • в строке «Расхождение» приведите ошибочную запись без изменений;
  • в строке «Пояснение» - правильные данные именно в тех графах, в которых были ошибки.

Например, если ошибка в номере счета-фактуры, укажите в строке «Пояснение» в графе «Номер счета-фактуры» правильный номер. Остальные графы этой строки лучше не заполнять.

Если ошибка влияет на сумму НДС, пояснения можно не составлять. Достаточно представить уточненную декларацию.

Зачем нужна программа АСК НДС-2

Система АСК НДС-2 позволяет оперативно отследить риски не только по НДС, но и аналогичные риски по другим налогам. Прежде всего, это риски по налогу на прибыль, в том числе когда компания формирует убытки за счет сделок с однодневками. Поэтому работу комиссий ФНС переориентировала на риски, которые выявляют по налогу на добавленную стоимость.

  • Нужны ли теперь налоговые комиcсии
  • ФНС отменила свое письмо про налоговые комиссии (письмо от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Это связано с тем, что инспекторы сейчас активно используют систему АКС НДС-2. Единственное, что сервис не позволяет видеть – это риски по НДФЛ. Следовательно, ннспекторы будут по-прежнему отдельно следить, отклоняются ли зарплаты в компании от среднеотраслевых, есть ли задолженность по НДФЛ и снизились ли поступления по этому налогу.

Чтобы доказать уклонение от налогов, надо провести дополнительные мероприятия: допросы, встречные проверки, осмотры помещений, экспертиза документов. За время камеральной проверки сделать это не получится. Однако и инспекторы не остановятся на запросе пояснений. Из отдела камерального контроля налоговики передают в отдел предпроверочного анализа информацию о расхождениях в отчетности, цепочках и т. д.

Отдельные инспекции уже назначают и планируют выездные проверки, чтобы доказать необоснованную налоговую выгоду, которую заподозрили на камералке по НДС. Доначислять будут и НДС, и налог на прибыль.

У компаний на упрощенке инспекторы отслеживают лимиты, при которых можно применять спецрежим, а также ищут признаки дробления бизнеса. Если обнаруживают такое дробление, доходы и другие показатели нескольких компаний или предпринимателей суммируют. Ведь если принять все поступления за доходы одной компании, то лимиты обычно превышаются. В таком случае инспекторы будут доначислять налоги по общей системе налогообложения.

Как АСК НДС-2 выявляет налоговые риски

Всего в программе АСК НДС-2 используется 84 критерия риска. Среди них налоговая нагрузка, рентабельность, налоговая история компании за три года, задолженность перед бюджетом, данные об учредителях, директоре. Алгоритмы расчета этих критериев постоянно совершенствуют. Новый сервис ФНС автоматическом режиме распределяет компании, которые представили декларации по НДС, на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Информация о присвоенных критериях налогового риска в программе отражается в виде цветовых индикаторов. Усиленный контроль налоговики будут проводить по красной группе.

Какие компании относятся к каждому из классов риска, видно в таблице ниже.

Критерии налогового риска

Налоговики также анализируют контрагентов компании. Если среди них есть компании, которые обладают признаками однодневок, то вероятность усиленного контроля повышается. Проверять реальность сделки специалисты ФНС будут разными методами. Они вправе:

  • запросить документы у покупателя и поставщика по отгрузке, доставке, оплате товаров;
  • запросить докуменгы в рамках встречки по цепочке контрагентов, запросить информацию о движениях денег в банке;
  • провести осмотр складов и других помещений компании.

Все эти мероприятия инспекторы проводят в период камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Она длится всего три месяца. Увеличивать его налоговики не могут.

Может ли анализ декларации в АСК НДС-2 привести к выездной проверке

Допустим, инспекторы не успели получить необходимую им информацию за время камеральной проверки. В таком случае сведения об организации передают в отдел предпроверочного анализа. Специалисты этого отдела сами принимают решение о том, нужна ли выездная проверка.

Решение о проверке зависит в том числе от цены вопроса - суммы возможных доначислений. Средняя цена выездной ревизии за 2015 год - 10 млн руб. Конкретная сумма зависит от региона. Таким образом, риск выездной проверки есть, если доначисления составят 5–10 млн руб. Чтобы оценить этот показатель, можно взять общую сумму сомнительных вычетов. Это вычеты, по которым программа ФНС нашла разрывы, то есть поставщик не начислил налог. Прибавить доначисления по налогу на прибыль, а также штраф в размере 20 процентов. Ведь по фиктивным сделкам инспекторы также снимут расходы.

Если у компании сумма разрывов меньше 1 млн руб., то выездная проверка маловероятна. Но желательно, чтобы сомнительные вычеты не накапливались в крупную сумму. Ведь все такие вычеты программа фиксирует в базе налоговиков.

С 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18% до 20%. Давайте разберемся, как Федеральная налоговая служба контролирует уплату налога с помощью программы АСК НДС-3 , как перестроиться на новую ставку, а также как обеспечить прозрачность бухучета.

1. Что такое АСК НДС

2. АСК НДС-2: принцип работы

3. Для чего налоговая служба использует АСК НДС 3

4. Какие риски несет АСК НДС

5. Экстерриториальный контроль и АСК НДС

6. НДС 20% в 2019 году

7. Как автоматизировать бухучет в торговле

Что такое АСК НДС?

Федеральная налоговая служба (ФНС) проверяет уплату НДС с помощью автоматизированной системы контроля, которая называется АСК НДС.

Программный комплекс АСК НДС анализирует данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, и следит за соответствием информации у всех контрагентов. Задача программы - определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки, и выявить компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС (фирмы-“однодневки”).

Функции программы:

· анализ деклараций;

· сверка данных компаньонов и контрагентов;

· автоматический поиск расхождений.

Налоговая служба применяет АСК НДС с 2013 года. В 2015 году была внедрена усовершенствованная версия автоматизированной системы контроля - АСК НДС-2. Некоторые плательщики задаются вопросом, когда и как заработает программа АСК НДС-3 . Как сообщает ФНС, новая версия уже используется в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Многих предпринимателей волнует вопрос, какие риски могут быть связаны с новым механизмом налоговых проверок и как обойти АСК НДС 2 и АСК НДС 3. Разберемся в этом подробнее.


АСК НДС-2: принцип работы


Программа АСК НДС-2 сравнивает сведения из отчетности налогоплательщика, его поставщиков и покупателей. Если в цепочке обнаруживаются расхождения, АСК НДС автоматически направляет уведомление налогоплательщику . В течение 5 дней ему нужно предоставить пояснения, иначе налоговая инспекция может провести проверку или доначислить налог.

Программа фиксирует 2 типа расхождений:

    несовпадение суммы - если сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но суммы налога указаны разные;

    разрыв - если сделка не отражена одним из контрагентов (он сдал нулевую декларацию, вовсе не сдал отчетность или его нет в ЕГРЮЛ).

АСК НДС-2 выявляет подозрительные данные и направляет запросы налогоплательщикам автоматически, без участия налогового инспектора. Это позволяет ФНС эффективнее контролировать уплату налогов.



Для чего налоговая использует АСК НДС-3

Как отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС , применяемый в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Новая версия программы позволяет отслеживать движение денежных потоков по счетам как организаций, так и физлиц.

Обратите внимание, что с 2018 года банки тоже включили в работу АСК НДС-3, поэтому налоговая служба получает информацию с банковских счетов налогоплательщиков. С практической стороны это означает, что поиск взаимозависимых организаций и связанных с ними гражданских лиц перестал быть проблемой для ФНС.

Какие риски несет АСК НДС для предпринимателей

С 1 февраля 2018 года АСК НДС-3 автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности (если они не устранены в 5-дневный срок). Отчет АСК НДС-3 является достаточным основанием для заведения уголовного дела о неуплате налогов.

Ранее, чтобы возбудить уголовное дело, Следственный комитет проводил доследственную проверку: запрашивал документацию контрагентов, проводил встречную сверку и анализировал данные.

Теперь порядок упростился - образно говоря, инспектору достаточно нажать одну кнопку в программе и получить отчет. Если программа заподозрит уклонение от уплаты налога по любой схеме (создание фирм-однодневок, цепочек посредников и т.д.), то распечатки из программы АСК НДС-3 будет достаточно для заведения уголовного дела.

Важно! Сотрудники налоговой службы могут запретить применение налогового вычета по НДС на том основании, что поставщик услуг обладает признаками компании-однодневки.

Экстерриториальный контроль и АСК НДС

Итак, мы разобрались, что такое АСК НДС 3 и как работает программа. Кроме того, следует отметить, что у налоговой службы появился новый механизм контроля - экстерриториальные проверки. Проверять данные, предоставленные плательщиком, будут сотрудники «чужой» районной налоговой инспекции. В результате исключается возможность «договориться» с налоговым инспектором.


НДС 20% в 2019 году


Обратите внимание, что с 1 января 2019 года основная ставка НДС увеличится - с 18% до 20%. Новая ставка действует только для товаров, поступивших в магазины в 2019 году, согласно 303-ФЗ.

В связи с налоговыми изменениями магазинам придется доработать свою кассовую технику, чтобы указывать в чеках правильную ставку НДС. Порядок действий зависит от используемой техники. Так, владельцам большинства кнопочных (автономных) касс придется вручную менять настройки или обращаться в центры технического обслуживания.

Куда проще обстоят дела с “умными” онлайн-кассами - смарт-терминалами. Благодаря облачным технологиям, кассы сами загрузят обновление, и предприниматели смогут с 1 января 2019 года использовать новую ставку НДС. Например, именно таким способом будет происходить обновление онлайн-касс LiteBox (Лайтбокс).

Узнайте заранее, как установить ставку НДС в вашей кассе, чтобы не нарушать закон и избежать штрафов!


Как автоматизировать бухучет в торговле


Чтобы обеспечить прозрачность вашего бизнеса для налоговиков, используйте решения для автоматизации бухгалтерского учета (например, 1С или Контур). Если у вас подключена товароучетная программа, вы можете настроить обмен данными. Например, интегрируется с 1С и программой “Контур.Эльба” через файловый обмен или либо по API.