Первобытный мир. Жизнь доисторического человека


Периодизация первобытной эпохи (геологическая) История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на: третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и совре менный (начался 14. 000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на: плейстоцен (доледниковая и леднико вая эпохи) голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: первобытное человеческое стадо; родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез) Теории происхождения человека Дарвиновская теория происхождения человека Теологическая теория происхождения человека Трудовая теория происхождения человека(Ф. Энгельс) Инопланетное происхождение человека

Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550 - 600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 - 2 млн. лет назад.

питекантроп («обезьяночеловек») и родственными ему атлантроп и синантроп. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов - поздней формы питекантропа - 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян - низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750- 200 тыс. лет назад.

Неандерталец Объем мозга неандертальца - от 1200 до 1600 куб. см - приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатические зоны. Жили они 250- 40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Кроманьонец (человек современного физического типа)- появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 - 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

Человек создан Богом по образу и подобию своему, и наделен им бессмертной душой. Мужчина создан прежде женщины, женщина же создана из ребра Адама. После грехопадения Адам и Ева изгнаны из Рая.

Трудовая теория происхождения человека подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Именно трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование трех человеческих рас: Европеоидная Монголоидная Негроидная могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.

Происхождение языка и мышления. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Хозяйственная деятельность. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту, рыболовоство и собирательство.

Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты - загонную охоту, ловушки и другие. Охота важнейшая отрасль хозяйственной деятельности древнего человека. В процессе охоты вырабатывалась физическая стойкость, развивалась наблюдательность, закалялась воля, приобретались практические знания.

Технологии изготовления орудий труда Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева - палки копалки, дубины и копья. В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши - способа вторичной обработки камня доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Переход от присваивающего хозяйства к производящему получил название НЕОЛИТИЧЕС КАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

«Первобытная культура» - Рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. Первобытная культура. Особые традиции и обряды. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Искусство эпохи палеолита. Анимизм (от лат. animus - "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры.

«Древнейшие люди» - Южная Америка. План урока. Преподаватель истории Егоркина Е.М. Европа. Африка. Облик древнего человека. История древнего мира. Древнейшие люди. Австралия. Урок №1. Расселение древних людей России. Азия. Древнейшие орудия труда. Жилище древнего человека. Северная Америка. Рубило.

«Культура первобытного общества» - Так, например, мальчики играют в охоту, устраивают погоню, засады. Вывод: Особую роль играла охота. Различия в воспитании девочек и мальчиков. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Мужчина - воин. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами.

«История древнего человека» - Религия (30). История вещей (20). Ткачество. Скотоводство и земледелие. Что представляет из себя колдовской обряд? Как называется отрезок времени в 10 веков? История в архитектурных памятниках (30). Гончарный круг. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Охота, собирательство, рыболовство.

«Первобытный мир» - Знаем. Выбери исторические источники: Не знаем. Выбери в какое время ты живешь? Выращивают растения. Едят мелких животных. Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом. Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт?

«Искусство первобытного человека» - Равнина Солсбери. Жилище первобытного человека. Внутри круга устанавливали деревянные дуги (25-30 шт.). Англия. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Первобытное искусство. Стоунхендж. Мегиры. Менгиры. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества.

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.

Задачи.

  1. узнать о появлении первых людей;
  2. проследить расселение первобытных людей по планете;
  3. выявить достижения людей Первобытного мира;
  4. объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  5. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
  1. создать образ эпохи Первобытного мира,
  2. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;

Оборудование:

демонстрационный материал:

  1. презентация
  2. шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)
  3. Белая – Перечислите новые сведения.
  4. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.
  5. Желтая – Что было самым интересным на уроке?
  6. Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?
  7. Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?
  8. Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир;
  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир
  1. твой учебник математики;
  2. каменный топор;
  3. народная сказка;
  4. икона XY века;
  5. твоя школа;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.
  3. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа , наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Просмотр слайда 1.

Чтение учителем на фоне изображения первобытных людей.

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 2

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный – подводящий диалог, наглядный – аудиозапись, карточки с выражением знаний.

Что такое Первобытный мир?

Первая эпоха всемирной истории

Слайд 6

Что такое историческая эпоха?

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Слайд 7

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

Слайд8

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

В детстве

Слайд8

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос :

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд 8

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Слайд 9

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Слайд 10

Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: “историческая эпоха”, “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный – подводящий диалог; наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Слайд 11

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Слайд12

Послушайте диалог.

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Давайте разбираться

Слайд 13

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся .

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежание перегрузки учащихся,физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: : « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы .

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

Слайд 15

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Слайд 16

Вывод.

Слайд 17

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

1 группа: признаки стаи.

Чем стая древнейших людей отличается от общины древних людей?

Отчёт 1 группы на фоне слайдов.

Слайды 18, 19, 20.

2 группа: признаки общины древних людей.

Чем община древних людей отличается от ранней общины людей современного мира?

Отчёт 2 группы на фоне слайдов.

Слайды 21, 22.

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Чем ранняя община людей современного вида отличается от общины людей современного вида?

Отчёт 3группы на фоне слайдов.

Слайды 23, 24 .

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Чем община людей современного вида отличается от стаи древнейших людей?

Отчёт 4руппы на фоне слайдов.

Слайды 25, 26.

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Слайд 27

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Послушайте одноклассников и постарайтесь представить данную ситуацию.

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  1. Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Высказывания детей

Как делились первобытные люди?

(свои-люди, чужие-нелюди)

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Слайд 28

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе предъявления результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания - вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена , которые состояли из родов , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.

Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

    узнать о появлении первых людей;

    выявить достижения людей Первобытного мира;

    объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

    учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

    создать образ эпохи Первобытного мира,

Оборудование:

демонстрационный материал:

    презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твой лицей;

Учебно-методический комплект

    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь.
И бросал он обезьянам громкий клич

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный, наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек,живший в далёком прошлом

В детстве

СравнитьПервобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный, наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный:подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Урок окружающего мира по теме

«Первобытный мир – первые шаги человечества».

Цель: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи: формировать УУД

Познавательные: уметь добывать и сравнивать информацию; доказывать свою точку зрения; делать выводы;

Регулятивные: удерживать цель, осуществлять контроль по выполнению цели;

Коммуникативные через сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные через нравственно-этическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Организационный момент. Аутотренинг на снятие тревожности.

Представьте, что перед вами зеркало. Смотрите в него и меняйте выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное. Постарайтесь сохранить это выражение лица. Теперь распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно. Про себя повторяйте:»Я спокоен. У меня прекрасное настроение.»

В таком приподнятом настроении мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Какой раздел мы изучаем? (« Человек и человечество.»)

Как называется глава? («Человек и прошлое человечества»)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества).

Расположите в нужной последовательности исторические эпохи (работа в группах):

Новое время.

Древний мир.

Средние века.

Новейший мир.

Первобытный мир.

В какое время мы живем? В каком веке?(В Новейшее время, в 21 веке.)

С какой эпохи правильнее начать изучение истории человечества?


Какая тема урока? (Первобытный мир.)

Чем эпоха Первобытного мира отличается? Когда она началась и когда закончилась?

О чем мы будем узнавать?

Какие версии происхождения человека вам известны? Какая считается основной?

Люди какой профессии внесли большой вклад в создание этой версии?

Представим, что каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Мы будем добывать информацию по теме «Первобытный мир – первые шаги человечества.»

3. Постановка проблемы.

Вначале прочитаем диалог Компьютера и девочки.

Чтение текста в учебнике по ролям. (с. 47)

Что не поняла Анюта в словах Компьютера? (Человек 20 млн лет учился ходить?)

Какой возникает вопрос?

(Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)

4. Открытие новых знаний.

1) Расселение первобытного человека. Работа с картой.

В какой части света находится прародина человечества? (Африка)

Как люди узнали об этом? (Именно здесь нашли самые древние кости человека)

Почему в Африке?

Проследите по карте, как древние люди расселялись по планете.

2) Как объединялись люди в условиях первобытного общества?

Стая древнейших людей;

Община древних людей;

Ранняя община людей современного вида

Община людей современного вида

Работа в группах. Рисунки (с.50) Каждой группе предлагается план.

1гр. Определить первые достижения стаи древнейших людей.

Чем первобытные люди отличаются от животных?

Есть ли на них одежда?

Чем занимаются?

2гр. Чем отличаются достижения общины древних людей от стаи древних людей?

Где живут первобытные люди?

Во что они одеты?

Как стали использовать огонь?

Чем занимаются?

3гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Как охотятся в одиночку или коллективно ? Почему?

Где живут? Дополнительная информация.

4гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Какие новые занятия у первобытных людей? Дополнительная информация.

Какие предметы научились изготавливать?

Физкультминутка: если произношу положительные эмоции – беремся за руки. поднимаем вверх, отрицательные – правая рука на левое плечо голову поворачиваем налево.

(грусть, восторг, отчаяние, радость, страх)

Представление информации.

Определите на доску опорные слова, каждая группа – свои.

(посуда, одежда, жилище, домашние животные, огонь, пища, орудия труда и охоты)

Обобщив, как можно сказать – что это?

(достижения, открытия первобытного человека)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытном мире.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

Почему Первобытный мир называют детством человечества? (ребенок познает кроватку, комнату – человечество познавало планету; ребенок впервые учится кушать, одеваться и т. д. – первобытные люди учились выживать в мире)

3) Первобытная мораль.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

А сейчас послушаем, как род лисы делил добычу после не очень удачной охоты.

По приказу старшей от небольшой туши животного отрезали лучшие куски.

(инсценирование отрывка с. 50)

Как вы считаете, справедливо это или нет? Почему?

Как называются представления о добре и зле? (мораль)

В чем же заключалась первобытная мораль? (Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени)

5. Первичное применение знаний.

Выполнение заданий в рабочей тетради. (по серии картинок)

Как бы поступили первобытные люди?

Как бы ты, человек 21 века, поступил в похожей ситуации?

Выразить свою позицию, аргументировать.

Чем отличается мораль современного человека от морали первобытной?

6. Итог урока. Рефлексия.

Какие новые сведения вы узнали?

Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Что хочется узнать по этой теме?

7. Домашнее задание:

Стр. 47-51 вопросы, рабочая тетрадь зад. 1-4, сообщения на выбранные темы..