Музыкальные интервалы – первое знакомство. Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить? Андреева м от примы до октавы


Тип урока: изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Вид урока: традиционный.

Цель: освоение теоретически и практически понятий мажора и минора.

  • раскрыть особенности музыкальных ладов, выяснить основные отличия мажора и минора;
  • развивать визуальные и слуховые представления учащихся;
  • воспитывать "искусство слышать"- творчески воспринимать - познавать музыкальное произведение.

Форма работы: групповая.

Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источники информации:

  • Наглядные пособия: репродукции картин И.И.Левитана.
  • Технические средства: музыкальный центр.
  • Учебное оборудование: доска.
  • Раздаточный материал:
  • словарь "Как звучит музыка" из сборника Первозванской Т. "Мир музыки" 2 класс;
  • мажорная и минорная гаммы с иллюстрациями из сборника Александровой Н.Л. "Рабочая тетрадь" 1 класс;
  • нотный материал: "Песня Маши и подружек" из сборника Андреевой М. "От примы до октавы".
  • Литература: стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".
  • Музыкальные произведения для прослушивания: Свиридов Г.В. "Весна и осень".

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Структура урока:

  1. организационный момент - 3 мин.
  2. сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала - 15 мин.
  3. применение знаний (практическая работа) - 5 мин.
  4. информация о домашнем задании - 1 мин.
  5. подведение итогов работы - 1 мин.
Действия учителя Действия преподавателя и учащихся
1 Организационный момент Приветствие. Вступительное слово педагога: эпиграф к уроку, объявление темы и цели урока. Исходная мотивация.
2 Актуализация знаний Преподаватель предлагает учащимся вспомнить определения "лада" и "тоники", проводит распевание учащихся в тональности C-dur.

Запись на доске:

3 Сообщение нового материала Преподаватель: "Лад - это прекрасное слово. В семье - это дружба, согласие. "На что и клад, коли в семье лад" - гласит народная мудрость. Согласованность между звуками позволяет воспринимать музыку как ясную, понятную речь, а не звуковой хаос. Наиболее распространенные лады - мажор и минор. Мажор принято обозначать частицей латинского алфавита - dur, которая переводится как "твердый". Таким образом, мажорный лад - светлый и яркий. Минор обозначается частицей латинского алфавита - moll, переводится как "мягкий". Минорный лад - матовый, темный".
4 Осознание и осмысление учебной информации Преподаватель: "Подумайте, если бы вас попросили изобразить светлое, яркое, радостное - какие краски вы бы выбрали? А если бы вам предложили изобразить печальное, темное и таинственное?

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты оттенков - красный, оранжевый, зеленый, синий; черный, коричневый, темно-серый.

5 Первичное закрепление нового материала Преподаватель предлагает рассмотреть две репродукции русского художника XIX века И.И.Левитана: "Над вечным покоем" и "Золотая осень".

Вопрос: "Какие краски использует в своих работах художник, какое настроение хочет передать?"

Учащиеся высказывают свои мысли.

Вопрос: "Скажите, а можно ли найти мажорное и минорное настроение в поэзии?"

Преподаватель читает отрывки из стихотворения А.С. Пушкина, предлагает учащимся прочесть, затем все вместе определяют настроение, которое хотел передать поэт.

Вопрос: "А так ли красивы мажор и минор в музыке, как свет и тень в живописи?"

Учащиеся слушают музыкальное произведение Г.В.Свиридова "Весна и осень".

Происходит обсуждение прослушанного произведения.

6 Применение знаний (практическая работа) Выдается раздаточный материал (картинка). Задание: раскрасить картинки, придумать и записать слова, соответствующие мажору и минору. Обсуждение.

Преподаватель выдает нотные примеры детской песенки. Учащиеся с преподавателем делают разбор музыкального материала, затем исполняют песню.

7 Информация о домашнем задании Выучить определения мажора и минора. Нарисовать рисунок.
8 Подведение итогов урока В форме вопросов и ответов закрепляются понятия и основные характеристики мажорного и минорного ладов.

Список литературы

  1. Александрова, Н.Л. Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс./Н.Л. Александрова.- Новосибирск.: Окарина, 2006. - 60 с.
  2. Андреева, М.П. От примы до октавы./М.П. Андреева.-М.: Советский композитор, 1976.-113с.
  3. Боголюбова, Н.Х. Тайны музыкального мира./Н.Х. Боголюбова.- С-П.: Композитор,2006.-95с.
  4. Дадиомов, А.В. Начальная теория музыки./А.В. Дадиомов.- М.: В. Катанского,2002.- 241с.
  5. Первозванская, Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./ Т.Е. Первозванская.- С-П.: Композитор, 2001.- 77с.
  6. Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте./ Г.А. Фридкин.- М., 1987.- 270с.

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом , причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим , а во втором – мелодическим .

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал ? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию , которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до» , но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре , потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля ). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль .

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы , из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок .

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы , то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй .

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток , расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке , название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения . Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи и , где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали , выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

Учебно-тематический план

Отсеиваются из ДМШ и ДШИ по различным причинам. Занятия хорового класса проходят только... школьного возраста. – М.: Композитор, 1992. Андреева М. От примы до октавы : Сборник мелодий для пения и музыкального разбора на...

  • Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» срок реализации программы 7 лет

    Рабочая программа

    ... класса ДМШ . – М. 1989. Андреева М. От примы до октавы . – М., 1976. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ . – М., 1975. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ ...

  • Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» срок реализации программы 5 лет

    Рабочая программа

    Учебник для подготовительного класса ДМШ . – М. 1989год. 10. Андреева М. От примы до октавы . – М., 1976. 11. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ . – М., 1975год...

  • Программа курса «Русский язык»

    Программа курса

    ... «тональность». Понятие «интервал». Интервалы от примы до октавы . Интервалы и мелодия. Интервалы и... пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Общая редакция М. Андреевой и... и ритмике. Для подготовительных групп ДМШ и школ искусств...