Из какого произведения капитан немо. Спрашивай на форуме


Капитан Немо в книгах

Немо - первоначально был задуман как польский революционер , но позже превратился в бунделкхандского принца Даккара, возглавлявшего в 50-х годах XIX века восстание индийских сипаев против британских захватчиков, поработивших его родную страну. Восстание окончилось поражением сипаев, Индия снова оказалась под владычеством Британии, и за голову наследного принца и предводителя мятежников была назначена огромная цена. По некоторым сведениям, жену и двоих детей Даккара взяли в заложники и убили в плену, сам он был вынужден скрываться. Благодаря блестящему разностороннему образованию, полученному Даккаром в Европе, и многочисленным талантам он смог построить первый в мире действующий подводный корабль вместе с горсткой верных ему людей на отдаленном островке Тихого океана , откуда и начал свое плавание.

С тех пор первый человек, шагнувший в глубины океана, потерял, по собственному выражению, и веру, и Родину, и имя - и стал называться капитаном Никто (Немо). Он утверждал, что навсегда умер для земли и всех людей, объявив таким образом протест всему миру. Принципиально не употребляя ни для каких нужд своей жизни веществ наземного происхождения и стараясь не выходить на сушу, Немо не смог обрести душевный покой в океанских просторах. Влюблённый в море, Немо считал, что только там человек может спастись от несправедливостей общества и жить истинно свободной жизнью.

Немо описывается как волевой человек, жёсткий и порой даже жестокий (на глазах попавших на «Наутилус » профессора Аронакса и его спутников Немо топит английский - в первоначальном замысле русский - военный фрегат), но также ему свойственны и широта души, и небезразличие к судьбам мира: декларируя свою отстраненную позицию, Немо все-таки помогает борцам за свободу на Крите, спасает ныряльщика за жемчугом, рискуя жизнью.

Немо - человек-тайна. В нём уживается гордость, решительность, железная воля, отстраненность - и милосердие, способность бурно выражать чувства, живой интерес ко всему.

Спустя несколько лет после встречи с профессором Аронаксом капитан Немо остается один, все члены его команды умирают, и он вынужден найти себе пристанище в подземном озере вулканического острова к востоку от Австралии, где некоторое время помогает внезапно оказавшимся на острове путешественникам («Таинственный остров»). Им он раскрывает тайну своей жизни и вскоре умирает. Подводя итоги своей жизни, капитан Немо говорит:

Несмотря на сюжетную завершенность романов Жюля Верна, сложная личность и судьба капитана Немо не могут быть описаны до конца, поэтому его образ часто используется многими до сих пор.

Капитан Немо является талантливым инженером, конструктором, исследователем океана, но также он разбирается в искусстве. На его «Наутилусе» собраны настоящие шедевры литературы, поэзии, подлинные картины и скульптуры великих мастеров. Немо читает на многих языках мира, в совершенстве знает, по меньшей мере, французский, английский, немецкий и латынь. Является ценителем музыки, имеет на борту «Наутилуса» фисгармонию и партитуры великих композиторов, исполняет их и музицирует сам.

Хронология романов и возраст капитана

Образ Капитана Немо, точнее его загадочно быстрое старение, наглядно подчёркивает хронологическую путаницу в трилогии Жюля Верна. Так действие романа «20 000 лье под водой» заканчивается в 1868 году, когда Капитан - мужчина в расцвете сил и здоровья, никак не старше 50 лет, а по меркам того времени - и того меньше. Но в романе «Таинственный остров » уже в канун 1869 года Немо предстаёт древним умирающим стариком, ему уже почти 70 лет.

В главах 15 −17 третьей части романа «Таинственный остров» Жюль Верн косвенно даёт точную дату смерти капитана - 16 октября 1868 года , а в главе 16-й излагает историю принца Даккара, указывая, что тот вернулся в Индию в 1849 году в возрасте 30 лет. Отсюда вытекает дата рождения капитана - около 1819 года, и, следовательно на момент смерти в 1868 году капитану Немо должно было быть около 49 лет. Но согласно изложенным в этой же главе фактам капитан намного старше этого возраста и должен быть по крайней мере «ровесником века», или даже родившимся на исходе XVIII века. Пожалуй, единственной попыткой самого Верна ослабить противоречия была фраза, вложенная им в уста профессора Аронакса в момент его первой встречи с капитаном:

Сопоставление хронологии романов «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров» также приводит к противоречиям. Если в той же главе 16-й романа «Таинственный остров» утверждается, что принц Даккар принимал активное участие в восстании сипаев, начавшемся в 1857 году , то в главе первой части первой романа «20 000 лье под водой» 1857 год называется как вероятная первая встреча корабля «Кастиллан» с «Наутилусом». При этом в главе 11-й утверждается, что «Наутилус» был построен не ранее 1865 года. Первая твёрдо подтверждённая Жюлем Верном встреча «Наутилуса» с пароходом «Моравия» датирована 5 марта 1867 года , в романе «Таинственный остров» чётко определены хронологические рамки нахождения Пьера Аронакса и его спутников на борту подводного судна - с 6 ноября 1866 года по 22 июня 1867 года . Однако и они не совпадают с датами путешествия Аронакса в романе «20 000 лье под водой», где указывается период между 6 ноября 1867 года и 17 - 22 июня 1868 года. В любом случае капитан Немо в этот период не мог помогать жителям острова, так как находился далеко от этих мест. Более того, он не мог спасти Сайруса Смита 24 марта 1865 года , так как только что построенный «Наутилус» ещё не стал узником островной пещеры, а только начинал свой путь по морям и океанам.

Неясно, каким образом повествование Аронакса стало известно островитянам, ведь бежавший от капитана Немо профессор должен был за срок от четырёх до 16 месяцев не только вернуться в Париж, но и написать и опубликовать книгу, которая затем должна была поступить в продажу и распространиться по миру. И единственным средством доставки книги Сайрусу Смиту и его товарищам был захваченный пиратами корабль, приблизившийся к острову 17 октября 1867 года , когда по одной версии Аронакс ещё не попал на «Наутилус», а по второй находился на свободе чуть больше трёх месяцев. Тем не менее в ночь с 15 на 16 октября 1868 года попав в островную пещеру Сайрус Смит и Гедеон Спиллет независимо друг от друга тут же узнают «Наутилус» и Смит шепчет имя капитана, которое, «очевидно, было знакомо журналисту, ибо произвело на него глубокое впечатление».

За этот же срок - три месяца и 24 дня при достоверности даты 22 июня 1868 года, указанной в романе «20 000 лье под водой», капитан Немо должен был потерять весь свой экипаж и состариться на острове Линкольна. При этом сам капитан Немо утверждает в своей предсмертной беседе, что уже тридцать лет (то есть с 1838 года) живёт в морских глубинах и не имеет связи с внешним миром, а на острове находится уже шесть лет (то есть с 1862 года). В той же беседе, противореча самому себе, капитан убеждает островитян, что профессор Аронакс попал к нему на корабль 16 лет назад, то есть в 1852 году (а не в 1866 году, как Немо сам им затем сообщил), за пять лет до восстания сипаев, которое побудило его порвать с миром людей. Было бы разумно, если бы этот срок отсылал бы читателя к 1882 году , как к году смерти капитана, что снимало бы некоторые временны́е парадоксы капитана Немо, но в этом случае Сайрус Смит и его спутники провели бы на острове Линкольна 17 лет и превратились бы в людей преклонного возраста, а подростку Герберту было бы уже около тридцати лет.

Образ Немо в фильмах

Трактовка образа капитана Немо в кино варьируется очень широко.

В части кинолент образ Капитана практически аналогичен литературному - это сильный, волевой, жестокий к своим врагам, но не лишённый сострадания к людям человек, настоящий, увлечённый своим делом учёный, исследователь морских глубин. Его нельзя однозначно определить как безусловно положительного или отрицательного героя.

В советском фильме «Капитан Немо» Немо показан с явной симпатией и сочувствием, его личная судьба и борьба с английскими колонизаторами, прекрасно вписывающаяся в советскую трактовку национально-освободительной борьбы и оценку её героев, оправдывают в глазах зрителей и суровый характер капитана, и то зло, которое он вынужден приносить людям. В соответствии с этой трактовкой фильм дополнен эпизодами «внекорабельной» жизни капитана, передачей жене Аронакса сообщений о том, что профессор жив, существенно подправлена и концовка истории: капитан в курсе планов побега и до конца отслеживает действия Аронакса, Ленда и Конселя, но сознательно допускает их бегство, то есть, фактически, добровольно отпускает пленников на свободу. Более того, через брошенный на берегу металлический ящик он передаёт бежавшим письмо и их вещи. В фильме явно не показано, что капитан помог беглецам спастись, когда их лодку разломило в водовороте, но такой вывод напрашивается из обстоятельств спасения.

Однако в части фильмов Немо показан как преступник, эгоист, стремящийся к власти, или даже как сумасшедший.

Экранизации

  • Двадцать тысяч лье под водой - США ,
  • Двадцать тысяч лье под водой (фильм, 1954) - США, 1954.
  • Похищенный дирижабль - Чехословакия ,
  • Капитан Немо и подводный город - Великобритания ,
  • Таинственный остров - Испания -Италия -Франция ,
  • Таинственный остров - Канада-Новая Зеландия,
  • Таинственный остров - США,

В произведениях других авторов

Существует серия романов «Дети капитана Немо» В. Хольдбайна, рассказывающая о сыне капитана Немо, Майке.

В музыке

  • Песня «Капитан Немо» композитора Я. Дубравина, слова Суслова В.
  • Упоминается в песне Nemo финской симфо -пауэр-метал группы Nightwish .
  • «Капитан Немо» - песня петербургской группы Химера .
  • «Капитан Немо» - песня американской певицы Сары Брайтман (Sarah Brightman).
  • «Капитан Нэмо» - песня русского ВИА «Бомбейские Шпингалеты», написанная на стихи Николая Столицына.
  • Ace of Base .
  • «Капитан Немо» - песня группы Dschinghis Khan (альбом «Helden, Schurken Und Der Dudelmoser» ).
  • Упоминается в песне группы "Зимовье Зверей" "Миф одиночества".

Ссылки

  • Сергей МАКЕЕВ В поисках капитана Немо// Совершенно секретно.
  • Как Жюль Верн создал образ капитана Немо// Новости Екатеринбурга. 25 March 2005.

Категории:

  • Персонажи Жюля Верна
  • Персонажи фантастических произведений
  • Вымышленные мужчины
  • Вымышленные индийцы
  • Вымышленные принцы
  • Вымышленные моряки
  • Вымышленные капитаны
  • Вымышленные учёные
  • Вымышленные изобретатели
  • Вымышленные путешественники
  • Лига выдающихся джентльменов
  • Персонажи Клуба знаменитых капитанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Капитан Немо" в других словарях:

    - «КАПИТАН НЕМО», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1975, цв., 223 мин. Фантастика, приключенческий телесериал. По мотивам романов Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Паровой дом». 1 я серия «Железный кит»;2 «Принц Даккар»;3 «Наутилус продолжает борьбу».… … Энциклопедия кино

40 лет назад на экраны вышел фильм «Капитан Немо». Три серии фантастики сняли по мотивам романов Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Паровой дом». Для советского экрана лента была просто необыкновенной. Три серии «Железный кит», «Принц Даккар», «Наутилус» продолжает борьбу» смотрелись на одном дыхании.

Романтик по жизни
Красивые необычные съемки под водой, талантливый актер Владислав Дворжецкий, сыгравший капитана Немо, музыка Александра Зацепина (текст песен - Леонид Дербенев) принесли успех картине. Как и режиссеру Василию Левину. Фильм так и остался наиболее известной его режиссерской работой.


- Василий Николаевич был романтической натурой, - вспоминает Вадим Костроменко , директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины. - Между прочим, он хорошо рисовал, картины были фантастическими. Фантастика, приключения, путешествия манили его и в кинематографе. Неудивительно, почему он взялся за этот фильм и сделал его так хорошо (а кстати, следующий фильм Левин снял о космическом полете). Нужно было много потрудиться на студии. В павильоне была выстроена подводная лодка, ее интерьеры. Был сделан макет, который снимался в бассейне киностудии. В общем, комбинированных съемок было много. Такого жанра фильм был тогда редкостью. В результате было очень много отзывов, писем в адрес фильма. Поклонницы даже искали адрес Дворжецкого через киностудию.
Съемки велись не только в Одессе на киностудии, но и в Белгород-Днестровском, в Крыму, в районе «Артека», в дельфинарии Севастополя.

Калягину не повезло

Актерский состав был звездным: кроме Владислава Дворжецкого, роли поделили Юрий Родионов, Михаил Кононов, Марианна Вертинская, Владимир Басов, Александр Пороховщиков. Но мало кто знает, что на роль Немо пробовался Михаил Казаков, а Аронакса - Александр Калягин. Но их кандидатуры не были утверждены в итоге. Об этом видно из альбома фотопроб, который хранится в Музее кино.

Вот как вспоминает в одном из интервью о кинопробах украинский актер Владимир Талашко, сыгравший гарпунера Нед Ленда.
- Когда я показывал фотографии кинопроб Славе Дворжецкому. Он, человек, умудренный опытом, тактично уточнил: кто же до такого додумался. Я с гордостью признался: «Сам придумал».
На что он ответил: «Ну и дурак». Я его спрашиваю: «А чего?»
Он мне вопросом на вопрос: «Ты знаешь, сколько мы будем снимать?» «Почти год».
«Так представь себе, что с твоим лицом будет после такого грима». Ну и в самом деле потом была проблема с лицом, пришлось его лечить, но все равно овчинка стоит выделки. Хоть и приходилось раньше вставать, часами сидеть у гримеров. Тогда ж нам хотелось, чтобы все поправдивее, поинтереснее было. К своей роли я отнесся очень серьезно. Среди претендентов было пять очень сильных, уже известных московских актеров. Когда узнал, что именно меня утвердили, сразу же стал разучивать текст. Сам додумывал свой образ, этот свитер...

Как возник «Наутилус»?
Вот как описывает процесс создания «подводного дома» энциклопедия Wikipedia.
Писатель решил поместить своего героя в глубины океана, а для этого ему нужен был подводный корабль. Так начал формироваться образ будущего «Наутилуса». В 1860-ых подводные лодки были уже достаточно известны, их строили в ряде стран, и писатель достаточно хорошо знал о них. Так, еще в 1862-ом году он видел строящийся «Plongeur» («Ныряльщик»), который считался настоящим гигантом среди субмарин. В 1867-ом году, вернувшись в Париж после путешествия в США, Верн посетил Всемирную выставку на Марсовом поле, где были представлены «Фея Электричества», проект будущего Суэцкого канала, а также технологии первых подводных лодок и скафандров, многие из которых писатель позже внедрил на своем фантастическом подводном корабле.

Трудно точно определить, какая именно подводная лодка послужила окончательным прообразом «Наутилуса». Так, внешне он очень похож на американскую субмарину «Alligator», спущенную на воду в 1862-ом году. Однако по внутреннему оборудованию «Наутилус» ближе всего к французскому «Plongeur»: резервуар для сжатого воздуха в носовой части, механический привод винта, продувка балластных цистерн с помощью сжатого воздуха, а также огромные по сравнению с другими субмаринами размеры.

Весьма распространено мнение, что «Наутилус» получил имя в честь одноименной лодки Роберта Фултона, которую тот в мае 1801-го года демонстрировал парижанам на Сене. Однако в своих произведениях Верн, родившийся в 1828-ом году, ни разу не упоминает его имя, тем более что Фултон предлагал свои субмарины не только Франции, но и ее потенциальному врагу - Англии. Таким образом, у Верна не было никаких оснований называть вымышленный подводный корабль в честь реально существующего. Более того, в романе «20000 лье под водой» описывается эпизод, когда пассажиры «Наутилуса» наблюдают за стаей моллюсков наутилусов (в романе их называют аргонавтами) и сравнивают моллюсков и их раковины с капитаном Немо и его кораблем. Этот же эпизод раскрывает смысл девиза «Наутилуса» - «Движущийся в движимом» («Mobilis in mobili»).

После «20000 лье под водой» и «Таинственный остров» (1875) Ж. Верн довольно долго не возвращался к подводным лодкам. Наконец, в 1896-ом году вышел роман «Флаг родины», где фигурирует подводная лодка. Как и у «Наутилуса», ее главным оружием является таран, но размерами она гораздо меньше, оборудована перископом, а источником электроэнергии являются аккумуляторы. Более подробное описание субмарины в романе отсутствует. Командует же ею не благородный капитан, как Немо, а Кер Каррадже - злодей, который использует субмарину для пиратских нападений на корабли. Позже в романе на некоторое время появляется еще одна субмарина - «Суорд», а после следует описание битвы двух подводных лодок, которая заканчивается поражением «Суорда». В конце романа Кер Каррадже и его субмарина (которую иначе как «буксир» и не называют) погибают.

В 1904-ом году вышел роман «Властелин мира», где появляется «Грозный» - машина, способная передвигаться по воздуху, по земле, по воде и под водой. «Грозный» имеет металлический корпус веретенообразной формы длиной 10 м. Корпус довольно узкий, причем у носа заостряется сильнее, чем к корме. Приводом машины по земле служат 4 спицевых колеса с толстыми шинами, а для движения под водой служат 2 турбины Парсонса. Для ориентации под водой в носовой части установлен перископ. Для движения по воздуху служат крылья, которые обычно прижаты к бортам и расправляются лишь в полете. Источником энергии являются мощные электрические аккумуляторы. Капитаном «Грозного» является Робур, ранее появлявшийся в романе «Робур-Завоеватель». В конце романа он, возомнив себя Властелином природы, направляет машину в самый центр грозы, где «Грозный» поражает удар молнии и он падает в океан.
Оба романа были изданы большим тиражом и переведены на множество языков мира, но они так и не достигли популярности «20000 лье под водой» и «Таинственный остров», а «Грозный» так и остался лишь одним из вымыслов писателя.

Экранизации «Немо» в мире
Первая экранизация была французской, 1907-го года. Уже в 1916-ом вышла полнометражная американская версия романа, потом еще были в 1927-ом, 52-ом годах.

В США в 1954-ом году был показан яркий фильм «20000 лье под водой» производства студии Walt Disney Pictures. В 1969-ом году был снят «Капитан Немо и подводный город», а в 1973-ем году в Европе - «Таинственный остров капитана Немо» (Франция, Италия, Испания, Камерун). В 1997-ом вышли американский телефильм «20000 лье под водой», снятый по заказу кабельной сети Hallmark, и американо-австралийский телевизионный фильм производства компании Village Roadshow. А в 2007-ом году была снята последняя на сегодня экранизация книги Жюля Верна «20000 лье под водой». Действие перенесено в наши дни, и в фильме очень немного отсылок на книгу.
Disney уже не первый год пытается запустить в производство фильм о новых приключениях капитана Немо, сообщают интернет-источники. В ноябре 2009-го проект под названием «20000 лье под водой: Капитан Немо» был остановлен, а в 2010-ом году снова разморожен, но уже во главе с Дэвидом Финчером, которому обещал помочь с этим Джеймс Кэмерон. На этом поток новых событий проекта пока исчерпался.

По данным oKino.ua, пока американцы копошатся, хоррор-режиссер Тео Пирри готовится приступить к съемкам «Возвращения капитана Немо» в Великобритании. Продюсирует картину Эми Крелл, которая нашла для проекта финансирование у американских, азиатских и британских инвесторов. Бюджет фильма составил $10 млн.

На главную роль капитана Немо утвержден популярный в Европе, благодаря сериалу «Аббатство Даунтон», Хью Бонневилль. На роль главного советника президента Улисса Гранта, освобождающего Немо из тюрьмы, чтобы тот обнаружил таинственных морских тварей, что топят корабли возле Атлантического побережья, взяли Дэвида Моррисси. Дочь советника, Сару, сыграет звезда «Первого мстителя» и алленовской «Мечты Кассандры» Хейли Этвелл.

Снежана Павлова

Материалы предоставлены Музеем кино Одесского отделения НСКУ

Глава шестнадцатая
Капитан Немо. - Первые его слова. - История героя, боровшегося за независимость родины. - Ненависть к захватчикам. - Спутники капитана Немо. - Жизнь под водою. - Одиночество. - Остров Линкольна - последнее убежище «Наутилуса». - Таинственный гений острова.

При этих словах лежавший на диване человек приподнялся, и свет озарил его лицо: у него была великолепная посадка головы, высокий лоб, гордый взор, седая борода, грива откинутых назад густых волос.

Он встал и опёрся рукой на спинку дивана. Взгляд его был спокоен. Заметно было, что долгая болезнь постепенно подточила его здоровье, но голос ещё был звучен, когда он сказал по-английски с крайним удивлением:

У меня нет имени, милостивый государь.

Мне известно ваше имя, - ответил Сайрес Смит.

Капитан Немо устремил на инженера такой горящий взгляд, словно хотел его уничтожить. Потом, рухнув на диван, он прошептал:

А не всё ли равно в конце концов. Я скоро умру.

Сайрес Смит подошёл ближе к капитану Немо, а Гедеон Спилет взял его за руку. Рука была горячая. Айртон, Пенкроф, Герберт и Наб держались на почтительном расстоянии, в углу этого великолепного зала, освещённого электричеством.

Капитан Немо тихонько отвёл руку и знаком предложил инженеру и журналисту сесть.

Все смотрели на него с искренним волнением. Так вот он, тот, кого они называли «гением острова», существо могущественное, чьё вмешательство во многих случаях оказалось спасительным; вот он, благодетель, которому они стольким обязаны. Перед ними оказался немощный, умирающий человек, меж тем как Пенкроф и Наб ожидали увидеть полубога.

Но как могло быть, что Сайрес Смит знал капитана Немо? Почему капитан Немо вскочил, услышав своё имя, которое, как он думал, никому не ведомо?..

Капитан снова лёг на диван и, опираясь на локоть, внимательно посмотрел на Сайреса Смита, сидевшего возле него.

Итак, сударь, вы знаете имя, которое я носил? - спросил капитан Немо.

Знаю, - ответил Сайрес Смит, - и знаю также, как называется замечательная подводная лодка…

- «Наутилус», - сказал с полуулыбкой капитан.

Да, «Наутилус».

А знаете вы?.. Знаете ли вы, кто я такой?

А ведь уже тридцать лет у меня нет ни малейшей связи с обитаемым миром, тридцать лет я живу в морских глубинах, ибо это единственная среда, где я обрёл независимость! Кто же мог выдать мою тайну?

Некий человек, который не связал себя никакими обязательствами в отношении вас, капитан Немо, и, следовательно, не может быть обвинён в измене.

Не тот ли француз, который по воле случая попал на борт моего судна шестнадцать лет тому назад?

Он самый.

Значит, этот человек и два его спутника не погибли в Мальстриме, когда «Наутилус» очутился там?

Нет, не погибли. И вот появилась книга под названием «Двадцать тысяч лье под водой», в которой рассказывается история вашей жизни.

История нескольких месяцев моей жизни, и только, сударь! - с живостью возразил капитан.

Вы правы, - подтвердил Сайрес Смит. - Но достаточно было прожить близ вас несколько месяцев, чтобы составить о вас суждение…

Как о великом преступнике, не правда ли? - отозвался капитан Немо, и на губах его мелькнула высокомерная улыбка. - Да, как о мятежнике, об отщепенце человеческого общества.

Инженер ничего не ответил.

Что же вы молчите, сударь?

Я не вправе судить капитана Немо, - сказал Сайрес Смит, - по крайней мере судить за его прошлое. Ведь никому, и мне в том числе, не известно, что заставило его вести такую странную жизнь, а не зная причин, нельзя судить о следствиях. Но я твёрдо знаю, что ваше благодетельное вмешательство непрестанно охраняло нас с того дня, как мы очутились на острове Линкольна; я знаю, что все мы обязаны жизнью доброму, великодушному, могущественному покровителю и что этим добрым, великодушным, могущественным покровителем были вы, капитан Немо.

Да, я помогал вам, - просто ответил капитан Немо.

Инженер и журналист встали. Подошли их сотоварищи, желая выразить капитану Немо благодарность, переполнявшую их сердца.

Капитан Немо движением руки остановил их излияния и с волнением, которое он не мог скрыть, сказал:

Подождите, сначала выслушайте меня.

И капитан Немо в немногих словах, сжато и ясно, рассказал всю свою жизнь.

Рассказ был короткий, однако ж больному пришлось собрать все свои угасающие силы, чтобы довести его до конца. Видно было, что он всё больше слабеет. Несколько раз Сайрес Смит просил его отдохнуть, но капитан Немо отрицательно качал головой. Он ведь знал, что может не дожить до завтра, а когда журналист предложил ему свои услуги в качестве врача, Немо ответил:

Бесполезно, сударь, бесполезно. Мне осталось жить несколько часов.

Капитан Немо был по происхождению индус, сын раджи, правившего независимым тогда княжеством Бундельханда, племянник знаменитого в Индии героя Типпо-Саиба. Десятилетним мальчиком отец послал его в Европу, желая дать ему всестороннее образование и в тайне надеясь, что когда-нибудь сын его, как равный противник, будет бороться против тех, кого раджа считал угнетателями родной страны.

С десяти до тридцати лет принц Даккар, человек, наделённый высокими дарованиями, благородством души и ума, учился, овладевая различными науками, и достиг больших познаний как в естествоведении и в математике, так и в литературе.

Принц Даккар путешествовал по всей Европе. Благодаря своему знатному происхождению и богатству он везде считался желанным гостем, но утехи светской жизни его никогда не прельщали. Молодой красавец индус всегда был серьёзен, даже угрюм и поглощён жаждой знания. В сердце у него горела неумолимая ненависть. Принц Даккар ненавидел. Он ненавидел ту единственную страну, на землю которой ни за что не хотел ступить, единственную страну, чьи заигрывания он постоянно отвергал; он ненавидел Англию, и тем более ненавидел, что во многом восхищался ею.

Этот индус был воплощением ярой ненависти побеждённого к победителю. Поработитель не нашёл бы пощады у порабощённого. Сын одного из тех князей, которые лишь на словах покорились Соединённому королевству, принц из рода Типпо-Саиба, воспитанный в духе борьбы за независимость и мести, полный неискоренимой любви к своей поэтической родине, закованной в цепи англичанами, он не желал ступить на землю той страны, которую считал проклятой, ибо она поработила Индию.

Принц Даккар стал художником - чудеса искусства вызывали в нём благородное волнение; стал учёным - ничто не было чуждо ему в области высоких знаний; стал государственным деятелем, изучившим при европейских дворах все тонкости дипломатии. Поверхностному наблюдателю он, может быть, показался бы одним из любопытствующих космополитов, жаждущих всё знать, но не способных действовать, одним из тех богатых путешественников, высокомерных пустоцветов, которые непрестанно разъезжают по всему свету и не принадлежат ни одной стране.

А на деле он был совсем не таким. Этот художник, этот учёный, этот одарённый человек оставался душой индусом, полным жажды мести, индусом, лелеявшим надежду, что настанет день, когда его соотечественники потребуют прав для своей страны, изгонят из неё чужеземцев и возвратят ей независимость.

И вот в 1849 году принц Даккар вернулся в Бундельханд. Он женился на девушке знатного рода, у которой так же, как у него, сердце обливалось кровью при виде страданий отчизны. Жена подарила ему двоих детей, он обожал их. Но, наслаждаясь семейным счастьем, он не мог забыть о порабощении Индии. Он выжидал случая. И случай представился.

Владычество Англии легло слишком тяжёлым бременем на всё население страны. Принц Даккар стал глашатаем недовольных. Он зажигал в людях огонь той ненависти к чужестранцам, который горел в нём самом. Он разъезжал по всему полуострову - по княжествам, ещё независимым, и по областям, уже находившимся в непосредственном управлении англичан. Он взывал к тем героическим дням, когда Типпо-Саиб, защищая родину, пал в бою под Серингапатамом.

В 1857 году вспыхнуло крупное восстание сипаев. Душой его был принц Даккар. Он поднял огромные массы. Он отдал правому делу все свои дарования и своё богатство. Бесстрашно шёл он в бой в первом ряду, рисковал своей жизнью так же, как самый простой человек из этих героев, поднявшихся ради освобождения отчизны. Он участвовал в двадцати схватках и десять раз был ранен. Но тщетно искал он себе смерти, когда последние воины, отстаивавшие независимость Индии, пали, сражённые английскими пулями.

Никогда ещё владычеству Великобритании над Индией не грозила такая опасность, и если б сипаям, как они на это надеялись, оказали помощь извне, вероятно, в Азии было бы покончено с влиянием и господством Соединённого королевства.

Имя принца Даккара стало в те дни знаменитым. Герой, носивший это имя, не таился и вёл борьбу открыто. Голова его была оценена, и, хотя не нашлось ни одного предателя, готового выдать Даккара, за него поплатились жизнью отец, мать, жена и дети - их убили прежде, чем он узнал, какая опасность грозит им из-за него…

Ещё раз право было повержено во прах перед силой. Но цивилизация никогда не отступает, можно подумать, что она заимствует свои права у неизбежности. Сипаи были побеждены, и древние княжества раджей вновь подпали под жестокое владычество Англии.

Принц Даккар, которого пощадила смерть, возвратился в горы Бундельханда. Одинокий, исполненный беспредельного отвращения к самому имени «человек», питая ужас и ненависть к цивилизованному миру, стремясь навсегда бежать от него, он обратил в деньги остатки своего состояния, собрал вокруг себя самых преданных ему соратников и в один прекрасный день куда-то исчез вместе с ними.

Куда же отправился принц Даккар? Где искал он той независимости, в которой ему отказала земля, населённая людьми? Под водой, в глубинах морей - там, где никто не мог преследовать его.

На смену воину пришёл учёный. Пустынный остров в Тихом океане послужил ему пристанищем; он заложил там корабельную верфь, и на ней была построена по его чертежам подводная лодка. При помощи способов, которые когда-нибудь станут известны, он сумел воспользоваться неизмеримой механической силой электричества, добывая его из неисчерпаемых источников, и применил эту силу для всех надобностей на своей подводной лодке - электричество служило двигателем судна, освещало и отопляло его. Море и его неисчислимые сокровища, мириады рыб, водные поля с обильно произрастающими на них водорослями, огромные млекопитающие - всё то, что природа схоронила в морских пучинах, и то, что потеряли в них люди, вполне удовлетворяло нужды принца Даккара и всего экипажа, а главное, исполнилось самое горячее его желание - не иметь более никаких связей с землёй. Он дал своему судну название «Наутилус», себя назвал капитаном Немо и скрылся под водой.

Много лет капитан плавал в глубинах всех океанов, от одного полюса до другого. Пария в мире людей, он собрал в неведомых подводных мирах дивные сокровища. Миллионы, затонувшие в бухте Виго в 1702 году, когда пошли ко дну испанские галионы с грузом золота, стали для него неистощимым источником богатства, всегда находившимся в его распоряжении, и оставаясь безвестным, он обращал это золото на помощь сражавшимся за независимость своей страны.

Долгое время не имел он никакого общения с людьми, но вдруг в ночь на 6 ноября 1866 года три человека нежданно оказались на борту его корабля: француз-профессор, его слуга и канадский рыбак. Людей этих капитан Немо подобрал, когда они упали в море во время столкновения «Наутилуса» с американским фрегатом «Авраам Линкольн», гнавшимся за подводной лодкой.

Капитан Немо узнал тогда от профессора, что «Наутилус» принимают то за исполинское морское животное из семейства китообразных, то за подводную лодку, принадлежавшую пиратам, и что за ним охотятся во всех морях.

Капитан Немо мог бы бросить в океан трёх чужаков, которые волей случая вторгнулись в его таинственное существование. Но он этого не сделал, он держал их у себя пленниками, и в течение семи месяцев они были свидетелями всех чудесных перипетий путешествия, когда корабль капитана Немо проплыл под водой двадцать тысяч лье.

Двадцать второго июня 1867 года этим трём пленникам, ничего не знавшим о прошлом капитана Немо, удалось бежать - они уплыли на лодке, похищенной ими с «Наутилуса». Но так как в это время «Наутилус» захватило стремительное течение Мальстрима и повлекло к берегам Норвегии, капитан считал, что, попав в этот ужасный водоворот, беглецы нашли себе могилу в пучине моря. Ему так и осталось неизвестным, что французу и двум его спутникам каким-то чудом удалось спастись, что их выбросило на берег, что их подобрали рыбаки с Лофотенских островов и что профессор, возвратившись во Францию, напечатал книгу, в которой он рассказал о своём семимесячном плавании на борту «Наутилуса», сделав достоянием любопытных читателей многочисленные приключения, происходившие во время этого необычайного путешествия.

Ещё долго капитан Немо вёл такую жизнь, плавая по всем морям. Но вот умерли один за другим все его спутники, и он похоронил их на коралловом кладбище на дне Тихого океана. Пусто стало на «Наутилусе» - из всех, кто бежал на нём от мира людей, в живых остался лишь капитан Немо.

Ему было тогда шестьдесят лет. Одинокому старику удалось провести «Наутилус» в одну из подводных гаваней, где его корабль иногда отстаивался после плавания.

Этой гаванью служила пещера, образовавшаяся под островом Линкольна, она была и теперь пристанищем «Наутилуса».

Уже шесть лет жил тут капитан Немо, не пускаясь в плавания, ибо он ждал смерти - того мгновения, когда он соединится со своими товарищами, и вдруг по воле случая он оказался очевидцем падения воздушного шара, на котором бежали из Ричмонда узники «южан». Надев скафандр, он совершал под водой прогулку в нескольких кабельтовых от острова, в том месте, где инженера Смита поглотило море. Капитан Немо поддался порыву великодушия и спас Сайреса Смита.

Сначала он хотел бежать от пятерых аэронавтов, потерпевших крушение, но выход из его гавани был закрыт: под действием вулканических сил поднялось дно базальтовой пещеры, и «Наутилус» уже не мог выбраться из своего подземелья. Там, где было достаточно глубоко для лёгкой лодки, не мог пройти «Наутилус», ибо его осадка была довольно велика.

Итак, капитан Немо остался. Он стал наблюдать за своими соседями, выброшенными на необитаемый остров и лишёнными самого необходимого. Но сам он не хотел показываться им на глаза. Мало-помалу, видя, какие это благородные, энергичные люди, какой братской дружбой они связаны меж собой, он заинтересовался их борьбой с природой. Волей-неволей он проник во все тайны их жизни. В водолазном костюме ему нетрудно было пробираться на дно провала, существовавшего внутри Гранитного дворца; поднявшись по выступам на стенках этого колодца до верхнего его отверстия, он слышал, как колонисты рассказывали о своём прошлом, говорили о теперешнем своём положении и своих планах на будущее. От них он узнал о кровопролитной борьбе, в которой одна часть Америки поднялась против другой во имя уничтожения рабства негров. Да, эти люди, случайно попавшие на остров, были достойны всяческого уважения и могли бы примирить капитана Немо с человечеством, ибо являлись благороднейшими его представителями.

Капитан Немо спас Сайреса Смита. Он же привёл его собаку в Трущобы, он спас Топа от дюгоня в глубине озера; он подбросил на мыс Находки ящик, в котором было столько вещей, полезных для колонистов; он отвязал лодку, и она поплыла вниз по реке Благодарения; во время нашествия обезьян он сбросил вниз верёвочную лестницу, укреплённую у двери Гранитного дворца; пустив по морю запечатанную бутылку с запиской, он сообщил, что Айртон находится на острове Табор; он взорвал разбойничий бриг при помощи подводной мины, поставленной на дне пролива; он спас Герберта от смерти, принеся для него сернокислый хинин, и, наконец, он же сразил бандитов электрическими пулями - своим изобретением, которым он пользовался на подводной охоте. Вот чем объяснялось столько происшествий, которые могли показаться сверхъестественными; все они свидетельствовали о великодушии и могуществе капитана Немо.

У этого человеконенавистника была потребность творить добро. Ему хотелось ещё раз помочь людям, для которых он столько сделал, дать им несколько полезных советов, к тому же он чувствовал приближение смерти; в этот грозный час, дав волю своему сердцу, он, как мы знаем, призвал к себе колонистов, воспользовавшись проводом, который соединял кораль с «Наутилусом», где тоже был установлен телеграфный аппарат. Быть может, он не позвал бы их, если б знал, что его история отчасти известна Сайресу Смиту и что тот назовёт его именем Немо.

Капитан Немо закончил повесть своей жизни. Тогда взял слово Сайрес Смит; он напомнил все случаи, когда вмешательство великодушного незнакомца оказалось благотворным для колонии, и поблагодарил его от своего имени и от имени своих сотоварищей за всё, что он сделал для них.

Но капитан Немо не требовал признательности за свои услуги. Одна последняя мысль волновала его, и, пожимая руку, протянутую ему инженером, он сказал:

А теперь, сударь, когда вы знаете мою жизнь, судите меня.

Говоря это, капитан, очевидно, намекал на тот злополучный случай, свидетелями которого были три иностранца, попавшие на борт «Наутилуса», - об этом происшествии француз-профессор, несомненно, рассказал в своей книге, и оно должно было получить печальную известность.

В самом деле, за несколько дней до бегства профессора и двух его спутников «Наутилус», находившийся в северных широтах Атлантического океана, ринулся на преследовавший его фрегат, протаранил его своим корпусом и потопил без всякой жалости.

Сайрес Смит понял намёк и ничего не ответил.

Ведь это был английский фрегат! - воскликнул капитан Немо, в котором ожил на мгновение принц Даккар. - Английский фрегат! Вы слышите? Он напал на меня. Запер меня в узкой, мелкой бухте… Мне нужно было вырваться… и я вырвался! - Затем он промолвил более спокойно: - И право и справедливость были на моей стороне. Всюду, где мог, я делал людям добро. Иной раз приходилось делать и зло. Не всегда прощение является актом справедливости!

И после краткой паузы капитан Немо повторил:

Что вы думаете обо мне, господа?

Сайрес Смит протянул капитану руку и серьёзным тоном ответил:

Капитан Немо, ваша вина в том, что вы хотели возродить прошлое и боролись против необходимости, против прогресса. Подобные заблуждения у одних вызывают восторг, других возмущают; разумом человеческим их можно понять, а судья им - один лишь бог. Вы шли неверным путём, но из добрых побуждений, и, борясь против такого человека, к нему не теряют уважения. Ваши ошибки принадлежат к числу тех, которые не порочат честного имени, и вам нечего бояться суда истории. Она любит героические безумства, хотя и выносит строгий приговор их последствиям.

Капитан Немо тяжело вздохнул и, подняв руку к небу, тихо сказал:

Прав я был или не прав?

Сайрес Смит повторил:

О великих деяниях пусть судит бог, ведь всё от него исходит! Капитан Немо, честные люди, стоящие здесь, люди, которым вы столько помогли, всегда будут оплакивать вас.

Герберт подошёл к капитану Немо и, опустившись на колени, взял его руку и поцеловал.

Слёзы покатились из глаз умирающего.

Дитя моё, - прошептал он, - благословляю тебя!..


Речь идёт о восстании греков, которым капитан Немо действительно помогал таким образом. (Примеч. автора.)

Интересной любую книгу делает не только захватывающий сюжет. Рецепт хорошей литературной работы немыслим без яркого персонажа, такого, чтобы читатели поверили в реальность его существования. У художественные «блюда» «Две тысячи лье под водой» и «Таинственный остров» удались: писатель соединил знатное происхождение, острый ум изобретателя, обиду и жажду мести, приправил все флером таинственности и явил миру капитана с символичным именем Немо.

История создания

Прежде чем приступить к работе над первым произведением, главным героем которого стал капитан Немо, Жюль Верн изучил подводные аппараты – как действующие, так и фигурирующие в литературном наследии.

Разумеется, пристальное внимание сначала приковал библейский Ноев ковчег. Интересный вариант подводного корабля представил еще в 1627 году философ в «Новой Атлантиде». Затем автор перешел к реальным изобретениям. Человечество давно пользовалось подводным колоколом, погружающимся на небольшие глубины. А в конце 18 века изобретатель Роберт Фултон представил гражданам проект субмарины «Наутилус», которая сумела пройти под водой полкилометра.

Писатель позаимствовал инженерные разработки. Но корабль, позволяющий приоткрыть тайны морских глубин, должен был обрести не менее выдающегося хозяина.

Капитан Немо в первоначальной задумке автора представал польским революционером, скрывающимся в бескрайних просторах океана, – идею навеяло недавнее польское восстание. Однако издатель Жюль Этцель, товарищ Верна, посчитал задумку не совсем удачной, ведь Франция в середине 1860 годов пыталась наладить отношения с Россией. Такая фабула приведет к запрету книги, посчитал он.


В итоге герой превратился в индуса по имени Нана Сахиб, принца Даккара, который стал главарем восстания против британского порабощения. Англия победила, завоеватели пленили и убили семью Сахиба, а сам принц бесследно исчез. Жюль Верн разрешил себе пофантазировать на тему, где скрывается мятежник индийской национальности. Морские глубины – лучшего места на Земле для этих целей трудно отыскать.

С загадочным капитаном Немо читатели познакомились в 1869 году в романе «Двадцать тысяч лье под водой», где персонаж остается инкогнито до самого конца книги. И только в произведении «Таинственный остров», опубликованном в 1874 году, полностью падает завеса тайны.

Образ

В характеристику героя автор вложил яркие качества. Индийский принц получил блестящее образование в Европе, владеет несколькими языками. Плюс ко всему имеет россыпь врожденных талантов: понимание искусства (на корабле хранятся шедевры литературы, подлинники картин и скульптур, звучат произведения великих композиторов, да и сам герой хорошо музицирует), способности в инженерном и конструкторском деле. Капитан Немо самостоятельно создал первую подводную лодку, которой удается длительное время бороздить просторы морских глубин.


Разочарованный в жизни на суше, потерявший Родину и даже имя (Немо в переводе с латинского значит «никто»), мужчина по своей воле становится отшельником. Он уверен, что океан способен подарить настоящую свободу. При этом Немо сумел сохранить интерес к жизни. Жестокость в нем соседствует с широтой души и состраданием – бывший принц помогает людям и спасает тех, кого чуть не погубило море. Жюль Верн создал невероятно романтичный образ, смешав в герое таинственность, конфликт с обществом, духовное одиночество и любовь к могучей стихии.

Возраст капитана – отдельная тема. Автор романов устроил по этому поду настоящую путаницу. В «20000 лье под водой» Немо не переступил полувековой порог. А в следующем произведении, повествующем о событиях накануне 1869 года, мореплаватель уже прощается с жизнью будучи «древним старцем», тогда как в этой же книге читатели легко могут вычислить дату рождения персонажа – 1819 год. Однако и здесь нестыковка: Жюль Верн описывает события жизни героя, вместившиеся не менее чем в 100 лет.

Капитан Немо в книгах и фильмах

Сюжет первого романа с капитаном Немо в главной роли разворачивается в 1866 году. Корабль «Наутилус», построенный на отдаленном острове Тихого океана, время от времени появляется на поверхности морей, пугая мореплавателей. Исследователи теряются в догадках, что это за новый вид жизни. Загадочное животное становится объектом для охоты. Именно с целью поймать неведомое существо в плавание пускается корабль «Авраам Линкольн».


На борт попали ученый Пьер Аронакс со слугой и китобой Нед Ленд. Эта троица после крушения «Авраама Линкольна» оказывается в плену у капитана Немо. Кругосветное путешествие длиной 20 тысяч лье наполнено захватывающими приключениями. В конце концов пленникам с трудом удается бежать с подводного корабля. Писатель не раскрывает полную информацию о личности Немо, картина целиком предстает только в конце второй книги.

В «Таинственном острове» Жюль Верн оттолкнулся от популярной робинзоновской темы, во время Гражданской войны отправив героев-беглецов из осажденного американского города на необитаемый клочок земли в Южном полушарии. Совершить побег им удалось с помощью воздушного шара, но летательный аппарат потерпел крушение.


Американцы неплохо обосновались на новом месте жительства, научились даже выращивать пшеницу и шить теплую одежду. Но на протяжении всего пребывания на острове их не покидает ощущение, что здесь живет еще кто-то. Этот некто помогает беглецам – то вдруг откуда ни возьмись появляется ящик с инструментами, то на ровном месте подрывается пиратский корабль.

К концу романа жители острова знакомятся с немощным умирающим стариком, который поведал тайны своей жизни и подарил сундук с драгоценностями. Покровителя острова похоронили в «Наутилусе» – корабль сел на мель и навсегда остался в водах Тихого океана.


Романы Верна о мятежнике в добровольном изгнании пережили ряд экранизаций, причем как в виде полнометражных картин, так и сериалов:

  • «Двадцать тысяч лье под водой» (1916)
  • «Таинственный остров» (1941)
  • «Двадцать тысяч лье под водой» (1954)
  • «Таинственный остров» (1961)
  • «Капитан Немо и подводный город» (1969)
  • «Таинственный остров» (1973) (в российский прокат фильм попал лишь в 1976 году под названием «Таинственный остров капитана Немо»)
  • «Капитан Немо» (1975)
  • «Таинственный остров» (1995)
  • «20 000 лье под водой» (1997)
  • «Таинственный остров» (2005)
  • «Наутилус: Повелитель океана» (2007)

Некоторые фильмы лишь отчасти соприкасаются с книжным оригиналом. Например, действия в киноработе 2007 года перенесены в наши дни.


Образ легендарного персонажа примеряли разные актеры. Первым в Немо перевоплотился Аллен Холубар. На пороге Великой Отечественной войны к мотивам французского приключенческого романа обратился советский режиссер Эдуард Пенцлин, сняв «Таинственный остров», где роль капитана «Наутилуса» сыграл Николай Комиссаров. В следующий раз россияне вернулись к образу Немо в 1975 году – в трехсерийном фильме зритель увидел актера .


Передать характер жестокого, но справедливого индуса получилось у Джеймса Мейсона, Герберта Лома и . Спасал героев, попавших в беду, Немо в лице Роберта Райана, и других звезд мировых экранов.


Кроме того, имя загадочного капитана подводной лодки используется в иносказательном смысле. Так, в конце 2017 году российским поклонникам хоккея обещают презентовать документальный фильм «Капитан Немо», приуроченный ко дню рождения , погибшего в автокатастрофе в 2011 году. В картине открываются неизвестные факты жизни чемпиона, члена команды «Локомотив».

  • Жюль Верн с детства отличался тягой к приключениям. В 11 лет сбежал из дома, чтобы попасть в Индию. План был близок к воплощению – мальчика приняли на шхуну «Корали» в качестве юнги. Правда, взрослые вовремя спохватились и вернули романтика домой. Позже Верн сожалел, что стал писателем, а не моряком.
  • В романе «Таинственный остров» множество рецептов для юных химиков. Потерпевшие крушение воздушного судна колонисты получают серную кислоту из колчедана, соду из водорослей, азотную кислоту и нитроглицерин из селитры. С помощью последнего добытого вещества взрывают скалу. Естественно, малолетние читатели тут же пытались повторить опыты, но ничего взрывоопасного у них не вышло. Дело в том, что Жюль Верн, описывая рецепты, советовался с химиками. В итоге придумали «безопасную технологию» создания необходимых островитянам веществ.
  • . Мало кому известно, что роль Немо сначала отводилась , но Владислав Дворжецкий показался убедительнее.

Цитаты

«Одиночество, оторванность от людей - участь печальная, непосильная. Я вот умираю потому, что вообразил, будто можно жить одному».
«О, как счастлив тот, кто может жить и умереть в отечестве!»
«Я всегда делал добро там, где мог, но не отступал перед злом там, где мои противники этого заслуживали. Прощать обиды врагам – вовсе не значит быть справедливым».
«Можно идти наперекор законам человеческим, но нельзя противиться законам природы».
«Взгляните-ка на океан, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал, как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна!»
«Гений не имеет возраста».

Прототип главного героя знаменитых романов, которые написал Жюл Верн вовсе не был индийским принцем

Увлекательные романы французского фантаста Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» рассказывают о загадочном капитане Немо и о построенном им подводном аппарате. Думаете, все это исключительно фантазия автора? Ошибаетесь. Историки выяснили, что в образе капитана писатель вывел реального персонажа. И подводные аппараты в то время тоже строили, правда, до «Наутилуса» им было далеко – но многое писатель позаимствовал у их разработчиков.

Предшественники «Наутилуса»

Конечно, подводные аппараты времен Жюля Верна - это были далеко не те быстроходные и функциональные подлодки, которые военные разных стран используют сегодня. Старинные аппараты для глубоководного плавания кажутся нам сегодня обреченной на провал попыткой покорить подводный мир, проекты тех времен выглядят наивно и смешно, но храбрость научной мысли XVIII века вызывает уважение. У знаменитого «Наутилуса» было сразу несколько «прототипов».


В 1775 году американский школьный учитель Дэвид Бушнелл построил остроумный аппарат под названием «Черепаха», надеясь, что он поможет вести боевые действия. «Черепаха» была предназначена для уничтожения неприятельского флота с помощью взрывчатого вещества. Длина ее составляла всего 2,3 метра, внутри мог находиться один человек, запас воздуха был рассчитан на полчаса. Первая попытка прикрепить взрывчатку к корпусу вражеского корабля оказалась неудачной. После второй - и последней - попытки судно было уничтожено.

Следующим стал выдающийся американский инженер Роберт Фултон . С 1800 по 1804 годы он построил три подводные лодки. Одна из них во время испытаний прошла под водой 460 метров, управляемая двумя членами экипажа. В движение лодка приводилась мускульной силой людей, могла двигаться и по поверхности воды - под парусом. Проекты Фултона опередили свое время и не были поняты современниками: их отказались принимать на вооружение флоты Франции и Великобритании.

В 1834 году инженер-генерал русской армии Карл Шильдер создал шестиметровую подлодку, назначением которой была доставка мин и ракет. В присутствии Николая I были проведены испытания. Пуск ракет лодкой из подводного положения был осуществлен успешно. Но вскоре начались бюрократические проволочки, проект не одобрили царские чиновники, и разработки остановились.

Попытку проникнуть в морские глубины сделал в 1861 году и французский изобретатель О. Риу , оснастив свой аппарат паровым, а затем электрическим двигателем. Однако испытания показали нежизнеспособность такой подлодки.


Вначале был «Ныряльщик»

В 1863 году Жюлю Верну, горячо интересующемуся техническими новинками, удалось своими глазами наблюдать спуск на воду субмарины Plongeur – «Водолаза», или «Ныряльщика», – французской подлодки, созданной конструктором Шарлем Брюном . Экипаж состоял из 12 человек, и этот проект так вдохновил писателя, что у него родился замысел описать более совершенную субмарину в своем новом приключенческом романе.

Конечно, Жюль Верн не мог предвидеть всего, и его описание «Наутилуса» все же фантастично, как и разворачивающиеся в книге картины морских глубин и их обитателей. Но не будем забывать - Верн был все-таки писателем, он имел право на выдумку и полет фантазии. Ведь именно романтичность и смелость мысли Жюля Верна делают его сочинения такими увлекательными. А еще - присутствие героев. Храбрых, благородных, талантливых. Таким героем стал капитан Немо.

Кто вы, капитан Немо?


В романе «Двадцать тысяч лье под водой» попавшие на загадочную субмарину «Наутилус» профессор Пьер Аронакс , его слуга Консель и канадский гарпунер Нед Лэнд так и не узнали, кем на самом деле являлся таинственный капитан Немо. Трое искателей приключений оказались на суше и вернулись к прежней жизни, а «капитан Никто» (именно так переводится его имя с латыни) исчез вместе со своей подводной лодкой в водах океана, и о его судьбе оставалось только догадываться.

Однако через пять лет после «Двадцати тысяч...» Жюль Верн опубликовал продолжение - «Таинственный остров», в котором вновь возвращается к своему герою. Постаревший капитан, нашедший вместе с «Наутилусом» последний приют на одном из неизвестных островов Тихого океана, помогает потерпевшим кораблекрушение и рассказывает свою историю.

Оказывается, капитан Немо - индус, принц Даккар , получивший прекрасное образование в Европе и всю жизнь борющийся с угнетателями своей родины, английскими колонизаторами. Казалось бы, тайна раскрыта, все объяснения читателю даны, на все вопросы получены ответы. И понятно, что благородный и отважный принц Даккар, предводитель восстания сипаев в Индии – образ собирательный. Однако тайны на этом не закончены.

Как считают многие исследователи, изначально прототипом загадочного капитана являлся вовсе не индус, а поляк. И боролся он не с англичанами, а с русскими. Верн хотел описать польского революционера, богатого графа, принявшего участие в антирусском восстании 1863-1864 годов. Земли Речи Посполитой отошли к России, польские шляхтичи не могли с этим смириться и организовали вооруженный протест. Восстание было подавлено. Российские власти ужесточили политику в отношении поляков. Многие участники восстания были сосланы в Сибирь, на каторгу.

Имя его неизвестно

Жюль Верн имел в виду абсолютно реального человека, с непростой судьбой, пережившего много трагических событий, – солдаты русского царя убили его жену, изнасиловали дочерей, а самого его сослали на каторгу, откуда позднее ему удалось бежать. К сожалению, имя его писатель в своих черновиках не сохранил.

Есть сведения, что друг и издатель Верна, Пьер-Жюль Этцель , прочитав первоначальный вариант, решительно запротестовал против такой трактовки. Он убедил писателя в том, что ни к чему разжигать у читателя ненависть к русским, – ведь Франция в то время старалась наладить отношения с нашей страной. Можно предположить, что издателя Этцеля волновали не столько возможные дипломатические осложнения, сколько опасность лишиться российского читателя. Ведь если бы книга вышла в том виде, который предлагал Верн, дорога роману к российскому книжному рынку была бы закрыта - и другим его романам тоже. А это означало громадные убытки.

Издатель уговорил автора на компромисс. Умолчав о настоящих мотивах ненависти и мести капитана Немо, Жюль Верн придал ему абстрактные черты борца с угнетателями и лишь в романе «Таинственный остров» сделал индусом, – в первой части национальность капитана вообще не упоминается.

В этой истории, впрочем, остается еще немало загадок, которые исследователям творчества гениального французского писателя предстоит разгадать.