Арлекин. Значение слова «арлекин Значение слова арлекин


АРЛЕКИН

АРЛЕКИН

муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками;

| пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный.

| Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках.

| Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами.

| Была когда-то пестрая модная ткань арлекин.

| Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами.

| Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада жен. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АРЛЕКИН" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Арлекин (значен … Википедия

    арлекин - а, м. arlequin, harlequin нем. Arlekin <ит. arlecchino. 1. театр. Слуга, традиционный персонаж итальянской комедии масок (обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске). БАС 2. Прежде говорит арлекин. Здравствуйте, господа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова

    - (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь

    АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    АРЛЕКИН F1 - см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    АРЛЕКИН - (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <...> И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 (… Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    А; м. [итал. arlecchino]. 1. Традиционный персонаж итальянской комедии масок, слуга шут в костюме из разноцветных лоскутов и в чёрной полумаске. 2. Разг. Шут, паяц. 3. Спец. Животное с мраморным окрасом (о кошках, собаках). У арлекина мочка носа … Энциклопедический словарь

Книги

  • Арлекин , Гамильтон Лорел. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…

АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд.

Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктора (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться.

К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли.


Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро).

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В. Мейерхольд («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таиров («Ящик с игрушками» , «Покрывало Пьеретты» , «Принцесса Брамбилла») , К. Голейзовский («Трагедия масок») , М. Фокин («Карнавал») , Б. Фердинандова («Король-Арлекин») , С. Радлов («Лекарь поневоле») . Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.









Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Арлекин - распространенная тематика для татуировок. Многие, ошибочно путают, его с клоуном.

Как правило арлекина изображают или в виде грустного романтика или с хитрой саркастической ухмылкой на лице.

На Западе часто изображают девушку в костюме клоуна (чаще в черно-красных цветах) с колпаком арлекина. Это связано с переводом слова: Harlequin - злая клоунесса, подружка Джокера.

Значение татуировки:
Исходя из истории символа, Арлекин - маска. За ней скрывается веселый, не очень умный парень. Он часто совершают глупости, наказание за которые воспринимает с улыбкой? Арлекин не прочь посмеяться над собой и над другими.

Арлекин точно знает, глупости и ошибки совершают все. И герои и их слуги. Поэтому, он твердо уверен, что не имеет смысл переживать по пустякам. Лучше улыбнуться в лицо неприятности и идти дальше с улыбкой.

Может показаться, что Арлекин просто глупый и ленивый увалень с веселым нравом. На самом деле он обладает терпеливо идет к намеченной цели.

Злой арлекин.
Изображение арлекина со злой ухмылкой, в крови или с оружием, стало популярно после появления фильмов с участием злодея Джокера.

Тату с изображением злого арлекина подойдет людям, способным встречать неприятности не просто с улыбкой, а прямо таки насмехаться над ними. Злому арлекину присуще: праздность, жадность, агрессия.

Такая татуировка пользуется популярностью среди любителей азартных игр и карточных мошенников. На каких местах набивают?
Арлекин - не лучшее изображение для небольших татуировок. Он актер и лицедей. Арлекин шутит над собой и другими. Ему нужна публика.

Такая татуировка чаще встречается на наиболее заметных частях тела: предплечья, плечи. У девушек, бедра.

История символа

По итальянски «Arlecchino», во Франции «Arlequin». Персонаж итальянской комедии «Дель Арте». Родился в деревне Бергамо. Но, в поисках лучшей судьбы переехал в Венецию. Арлекин отличался веселым нравом. Он наивен, не отличается умом и как следствие часто совершает глупые поступки. Но в силу характера, не очень сильно переживает о последствиях.

Арлекин ищет любую возможность избежать от работы и заняться более подходящими для него делами.

Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin).
Аликино и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в.

В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в «Божественной комедии», где Аликино (итал. Alichino) - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). Во Франции его часто называли Домиником (по имени актёра Доменико Бьянколелли, игравшего роли второго Дзанни; он слишком сильно ушёл от старой формы маски Арлекина, но именно созданный им образ существует сегодня на театральных подмостках). В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

  • Арлекин, Арлеккино (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.

    Происхождение: уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город - Венецию.

    Занятие: слуга.

    Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.

    Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.

    Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

    Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin).

    В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в «Божественной комедии», где Аликино (итал. Alichino) - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). Во Франции его часто называли Домиником (по имени актёра Доменико Бьянколелли, игравшего роли второго Дзанни; он слишком сильно ушёл от старой формы маски Арлекина, но именно созданный им образ существует сегодня на театральных подмостках). В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

    Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.