А. Толстой "Детство Никиты" методическая разработка по чтению (4 класс) на тему


«Советская Россия» - Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Родился 8(19) ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. В 1565 была введена опричнина. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Древняя Русь. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

«Урок Л.Н.Толстой» - Эпоха Николая I. Начало литературной деятельности в Ясной Поляне. 1847г. Эпиграф: Автобиографическая трилогия. Детские воспоминания. Счастливое детство Л.Толстого. Великие полководцы – примеры геройства. Открытый урок. Цели и задачи урока: Л.Н.Толстой. Маленький Лева Толстой мечтает о «братстве людей».

«Жизнь и творчество Толстого» - «История моего детства». Жизнь есть творчество, то есть образование высших форм… И. Н. КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1873. Л. Н. Толстой в последние годы жизни. Творческие искания Л. Н. Толстого. «После бала» – одно из последних произведений писателя. Н.А. Некрасов, редактор журнала «Современник».

«Творческий путь Толстого» - Вопросы викторины. Лев Толстой в Ясной Поляне (доклад). Л. Н. Толстой 1849г. ”Это Гоголь!” Вспыхнула лампа посередине зала. Захоти сказать лишнее, напыщенное, болезненное - язык не позволит…”. История создания произведения «Детство». Домашнее задание. В каких произведениях нашли отражение полученные во время службы впечатления?

«Толстой Юность» - Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Из биографии писателя. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. «Верьте себе…»(обращение писателя к юношеству). История создания «Юности». Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии.

«Годы жизни Толстого» - Родовое гнездо. Отвращение, возмущение… растет, задыхаюсь. Лев Толстой «Первые воспоминания». А спокойствие – душевная подлость». Крамской. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Л. Н. Толстой. Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870). Торопился, помогал кучеру запрягать лошадей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное чтение

Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!

Жить по совести, любя друг друга

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".

А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.

Знакомство с текстом

каретник

Верстак - станок для столярной работы

Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы

Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи

Аршин – старинная русская мера длины

Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.

Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку

Журавль для подъёма воды

Прерия – широкая степь

Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)

Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………

Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...

Алексей Николаевич Толстой

Повесть «Детство Никиты» Глава «Солнечное утро»

Литературное чтение 4 класс.

Учитель: Добрилко К.Ю.


Речевая разминка.

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг.

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слёз.

Он очень скоро будет тут.

Скажите, как его зовут?

– Бу-ра-ти-но!


Чтение со звуковым ориентиром

Сказка «Сорока» А.Н. Толстой


Игра «Данетка»

Проверь


– Прочитайте только русские буквы

АGЛNЕFКFDСGЕYDЙ

ТDОSWЛFСVТFОYDЙ



Алексей Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Алексей Константинович Толстой


Алексей Николаевич Толстой

русский писатель, драматург, публицист, академик АН СССР родился в 1883 году в городе Николаевске Саратовской области в семье графа Толстого Николая Александровича.

1883 г. – 1945 г.



Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя.


После переезда в Самару обучался в училище. Далее в жизни Толстого было обучение в Петербургском технологическом институте.

Музей-усадьба А.Н. Толстого в Самаре


Во время Первой мировой войны А. Н.Толстой был корреспондентом на фронте. В годы ВОВ писал очерки и статьи о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины.

Памятник А.Н. Толстому в Москве





Сборник

«Сорочьи сказки». (1910 г.)



Фильмы по произведениям А.Н. Толстого

«Приключения

Буратино»

1975 год

«Золотой ключик»

1939 год


Лексическая работа

Лапчатые

– по форме напоминающие лапу

Лапчатые листья клёна.


Лексическая работа

Умывальная чашка

– чаша для умывания


Лексическая работа

Плотник

– рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий и т. п.


Лексическая работа

Верстак

– станок для столярных работ



Работа в группах

«Журналисты»

«Художники»

«Инженеры-конструкторы»

Правила работы в группе

  • Понять задание и подумать

о решении самостоятельно.

  • Выслушать мнение каждого.
  • Найти общее решение.
  • Выбрать выступающего.

Самооценка.

  • Мне было легче всего…
  • Я столкнулся с проблемой…
  • У меня сегодня получилось…


Домашнее задание (на выбор)

1) Подготовить выразительное чтение главы. С.113-114.

2) Сделать рисунки к главе и подписать их словами из текста, чтобы получился «диафильм».

3) В блоге «Радуга» http://kristi69.blogspot.com.by/ на страничке «Литературное чтение» есть ссылка http:// azbyka.ru/fiction/detstvo-nikity/ на повесть А.Н.Толстого «Детство Никиты». По желанию можно подготовить выразительное чтение любой главы, на выбор.



«Там прошло мое детство. Сад. Пруды, окруженные вётлами росшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади... Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это, и в особенности, что я рос развивало мою мечтательность...» (А.Толстой) «Там прошло мое детство. Сад. Пруды, окруженные вётлами росшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади... Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это, и в особенности, что я рос развивало мою мечтательность...» (А.Толстой)

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Конспект

открытого урока

по чтению

проведённого

в 3 «Б» классе

Чучковской средней общеобразовательной школы

учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.

2015г.

Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.

Задачи. 1. Учить работать с текстом.

2. Формировать умение подробного пересказа описания.

3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания

Весенней природы.

4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.

Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;

Детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина

Прошли дожди, апрель желтеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)

А у меня появилось желание проверить домашнее задание.

(3 человека)

III. Речевая разминка.

1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».

Как вы думаете, почему?

Да, весна удивительное время года.

2. Мгновенное чтение

Апрельский весны

Скворец гонец

А) быстро прочитывают;

Б) называют слова по порядку;

В) объясняют смысл пословицы

Апрельский скворец – весны гонец.

Г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:

С гневом

С радостью

Д) Назовите приметы весны.

Е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»

Трещит весна по рекам.

В лесах и на полях,

Гуляет влажный ветер

По кронам на дубах.

Звенит капелью, светится

И манит на простор,

Ожил, развеселился

Огромный старый бор.

Летит на птичьих крыльях

И с каждым тёплым днём

Струится, серебрится,

Поёт в снегах ручьём.

IY. Сообщение темы урока.

Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.

Y. Работа с произведением А. Толстого.

а) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.

Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?

б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.

Вопросы после чтения:

Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего

утра)

Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)

Какие картины представили, читая отрывок из повести?

Каких знакомых героев встретили?

Какие чувства они испытывают с приходом весны?

в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.

1 абзац

Что увидели?

Какие запахи почувствовали?

Как это-«стонали куры»?

2 абзац

Как вы понимаете «зелёными кочетками»?

Какую птицу захотелось услышать?

3 абзац

4 абзац

То ли вам слышится в куковании кукушки?

5 абзац

Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?

6 абзац

Какие звуки и запахи разбудили Никиту?

Какое настроение было у мальчика? Почему?

YI. Физкультминутка.

YII. Вопросы после чтения.

Какое настроение у вас вызывает наступление весны?

Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?

YIII. Рассказ о писателе.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»

Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.

IX. Самостоятельная работа в парах.

Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.

X. Ответ на 1-й вопрос учебника.

О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)

XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)

XII. Итог урока.

В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)

Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?

Выставляю оценки за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание.