Владимир михайлович ануфриев. Ануфриев, Владимир Михайлович - Мишкин мундир: Рассказы Ануфриев прыгни выше юхан читать


И сразу же кусок бутерброда буквально застрял в его горле, он закашлялся, мать обернулась, посмотрела на него со своей рассеянной улыбкой плохо видящего человека, которая могла показаться высокомерной тем, кто не знал, что у матери минус шесть, и, поняв, в чем дело, сильно хлопнула Мишку по спине маленьким крепким кулаком. Кусок вылетел из Мишкиного горла, он сглотнул - и совершенно неожиданно для себя в голос заревел.

Он уже давно, класса с третьего, не плакал в голос, и мать страшно удивилась. Она бросила нож, вытерла руки кухонным полосатым полотенцем и прижала голову сидящего на табуретке Мишки к шершаво-скользкому животу халата.

Прошло, - удивленно повторяла она, - ну, ведь все проскочило? Что же случилось, Мишенька, что случилось? Ну, успокойся, что случилось? В школе? Ну, что ты? Ты у меня, как маленький, перестань, ведь тебе же тринадцать лет уже!..

Мишка не мог перестать реветь, и ответ, громко втягивая носом слезы и даже заикаясь, выдавил:

Ты еврейка, - и от этого заплакал еще сильнее, - ты еврейка, у нас есть другая, шпионская фамилия, меня отдадут в малолетнюю колонию, да, отдадут?

Ему было стыдно реветь, как маленькому, но он уже ничего не мог с собой поделать.

Мать молчала. И от этого молчания Мишкины слезы очень быстро высохли, он высвободил голову из материных рук, отодвинулся и снизу посмотрел ей в лицо.

Он увидел, что глаза матери закрыты, а из-под век тихо ползут слезы, губы кривятся, рот открывается, и он понял, что сейчас и она заплачет в голос, и от этого замолк.

В то же время в прихожей открылась дверь, голоса отца и дяди Феди, громкие, как всегда бывают голоса людей, вошедших с холода, сразу наполнили всю квартиру неразборчиво-веселым разговором, потом послышалось внятное отцовское «Мама, нам по рюмке скорей, околели!», раздался стук сбрасываемых с помощью упора-рогульки сапог, две пары домашних тапочек пошлепали к кухне, и Мишка понял, что объяснять отцу, да еще при дяде Феде, почему они с матерью плачут, будет просто невозможно. Он вскочил, бросился, протолкнувшись в коридоре между отцом и соседом, в прихожую, схватил с гвоздя и вскинул на плечо велосипед «Орленок», купленный ему недавно, на последний день рождения, вылетел на лестницу, выскочил из подъезда, с грохотом хлопнув дверью на спружинившем толстом куске автомобильной резины, с ходу, на бегу, больно плюхнулся на узкое седло и понесся, привставая и крепко надавливая на педали, по дворовым асфальтовым дорожкам, между пожухлыми бурыми вениками на улицу, вырвался на опустевшую площадь и принялся накручивать большие круги и восьмерки.

Дул ветер, сдвигая к вискам еще ползущие по щекам слезы, с темно-серого неба редко капал холодный дождь, черные листья уже никто не убирал, они сбились к краю трибуны и лежали там валиком. Понемногу на площади стали появляться и другие велосипедисты, началось обычное кружение, в будние дни возникавшее в сумерках, после конца второй школьной смены и приготовления уроков первой, а сегодня ради праздника начавшееся среди дня. Многие мальчишки ездили, косо стоя под рамой, на взрослых харьковских велосипедах, некоторые - на трофейных, пошедших уже ржавчиной, один парень из девятого «А» - даже на тяжеленном австрийском с карданной передачей. На этом фоне Мишкин «Орленок» с высоко поднятым седлом, низким рулем с повернутыми к земле рогами и с хромированным насосом выглядел неплохо.

И постепенно Мишка влился в кружение, совершенно отдался этому вытесняющему любые мысли занятию езды по площади - и обо всем забыл. Он только жалел, что Нина на площади никогда не появлялась, поскольку у нее велосипеда не было, да она и кататься не умела, а возить на раме, как некоторые старшеклассники возят старшеклассниц, он много раз ей предлагал, но она стеснялась.

Впрочем, даже и ее отсутствие недолго огорчало Мишку, и вскоре он уже просто нарезал и нарезал крути мимо трибуны, под крупным, но редким дождем, ни о чем не думая. Велосипед летел, наклонялся на повороте, и серый воздух плотно и туго входил в Мишкину грудь.

Он вернулся домой, когда начало быстро темнеть, в пятом часу, и, как и ожидал, застал там уже гостей.

В прихожей на вешалке кучей висели парадные мундиры и фуражки, в том числе один мундир с серебряными узкими витыми медицинскими погонами, из чего следовало, что в гостях был дядя Гриша Кац, и одна голубая фуражка с малиновым околышем дяди Левы Нехамкина. Был еще и мятый мундир соседа дяди Феди Пустовойтова со связистскими молниями на неровно пришитых петлицах и целлулоидным холостяцким подворотничком.

Читательский дневник по курсу Литература Республики Коми».

Михайлова Валентина, 6501 гр

Тема: Литературная сказка.

Книга - «Волшебный Камень и Книга Белой Совы».

Глава «Новые знакомые». Жанр - Повесть-сказка

Белая Сова ждала Пургу и Хановея, хотела доверить великую тайну из вечной Книги мудрости. Вдруг появились Верса и Баба-Ема. Стали настойчиво просить доверить им тайну предков, между собой ругаясь и, оскорбляя друг друга. Внезапно налетел страшный вихрь, снежная вьюга ослепила пришельцев. В помощь Сове, которая уже лежала на Книге, прикрывая ее всем телом, подоспели хозяева Пурга и Хановей.

Глава «Тревога». Жанр - Повесть-сказка.

Пурга, Хановей и Белая Сова начали читать Книгу мудрости и с первой же страницы встревожила хозяев севера, где говорилось о камне жизни. И подумали все, что делать с Книгой: уничтожить или спрятать. Так просидели 3 дня и 3 ночи. Решили отнести в каменное гнездо ветров, на неприступную вершину Тэв-Поз-Из. Пурга хотела пришить там страницы вечным холодом,а Хановей сковать вечным льдом. Но Сова решила про себя еще внимательно прочитать и подумать.

Сборник – «Заячий год»

Жанр – сказка.

«Медвежья репа».

В сказке показаны два героя – Медведь и Заяц. Медведь – трудолюбивый, посадил репу. Заяц – хитрый пытается извлечь для себя выгоду. Сказка доступна для маленького читателя, читается легко. Описано, как пришла весна, природа проснулась и вместе с ней Медведь; как зимовал Заяц, чем питался зимой.

В сказке показан приключенческий характер (Заяц попал в ловушку, когда хотел украсть репу у Медведя, но в конце смог перехитрить его). Сюжет динамичен. Познавательный характер – описаны, как зимуют медведь и заяц. Основная идея – в мире природы свои взаимоотношения.

«Заячья песня». Жанр - сказка

Эта сказка о храбром Зайце, который не испугался более сильного на первый взгляд Зайца с кривым зубом, а поборолся с ним. Сказка так названа, потому что песня творит чудеса. С помощью пения он нашел себе пару, Зайчиху, и впоследствии, стал отцом пятерых детей.

Сборник – «Вареная сосулька»

Жанр - сказка.

«Злая волшебница кнопка».

В сказке главный герой кнопка с одной стороны злая, а с другой – любопытная и смешная. Учительница очень мудрая, смогла распознать коварства кнопки и успокоить ее, придумав ей интересное место – записную книжку, куда она записывала смешные истории детей. Но этим она подвела себя, т.к. кнопка хихикала именно тогда, когда она была у начальников, и с ней до единого прощались, думая, что она несерьезная. В сказке оживает и крючок, и дает задуматься, что часто, действительно, мы не понимаем некоторых вещей.

Автор учит быть детей понимающими. В сказке показаны предметы, которые окружают в повседневной жизни детей. Главный герой кнопка (которую автор показывает вредной и смешной) и другие бытовые предметы, а также учительница (умная и мудрая, которая смогла понять кнопку). Главная идея – чудеса вокруг нас в самом обыденном, надо только их увидеть и понять.

«Обжора – ложка». Жанр - сказка

В данной сказке оживает ложка, которая убегает от своей хозяйки, думая, что где-то ей будет лучше. Но долго бродив по улице, она огорченная, что не нашла еды, упала в обморок. Подобрала ее девочка Лида вместо игрушки. Но ложку не устраивала невзаправдашняя каша. Мама Лиды увидела ее, отмыла и положила ее с тарелкой борща. Лида до этого ела плохо, но произошло чудо, с новой ложкой съела все. Обжору-ложку хранили в бархатном футляре.
Автор хотел сказать, что часто ищем что-то лучше, но бывает, теряем все хорошее. Герой ложка была жадная и глупая. Герой девочка была капризная. Часто дети не хотят есть. Я думаю, эта сказка написана в помощь мамам.

«Встреча с Маленьким принцем». Жанр - сказка

В сказке 2 героя: автор и Маленький принц. Событие происходит в Новогоднюю волшебную ночь и девочка верила, что произойдет что-то волшебное. И случилось чудо – она встретила Маленького принца из сказки. Он искал своего друга летчика, и девочка долго не могла сказать, что его друга уже нет. Не хотела об этом сказать, но подумала, что лучше горькая правда. Тогда Маленький принц увидела Лис, но и здесь его ожидает огорчение – это была девочка в маске лисы. Но он ушел с мыслью, что все-таки найдет своего друга. А девочка с грустью подумала, Маленький принц не захотел, чтоб его приучила она.

Тема: Стихи и рассказы о природе.

Сборник – «Кто раньше встал».

Жанр – стихотворение.

«Первое сентября».

Легкое, веселое стихотворение о баловнице Танюшке, которая пошла впервые в школу. Подружки пришли к ней в гости, а братишка Костя удивился, что они не знают, какой сегодня день, и что Танюша пошла в школу, как и все ребятишки.

«Сосна». Жанр – стихотворение.

Познавательное стихотворение о дереве сосны. Как из семени шишки вырастает новое дерево. Показаны природное явление, например, ветер может разнести семя. В стихотворении отмечается и внешний вид сосны, какая она. Детям очень понятное, легкое стихотворение.

«На концерте». Жанр – стихотворение.

В этом стихотворении автор показывает чудесные скрипки, сравнивает инструменты с природой, в частности, с ручейком. Красивое стихотворение, познавательное. Дети могут узнать не только о музыкальных инструментах, но и о ручейке в одном стихотворении, как их автор охарактеризовал очень тонко.

Тема – стихотворение о природе.

«Улитка». Жанр – стихотворение.

Стихотворение об улитке. Автор написал познавательное стихотворение о природе. Показана улитка, внешний вид (на круглой спинке чудесный теремок), ее природную медлительность и как она двигается (ползет, сегодня бы добраться до веточки другой). Также можно узнать, что действие происходит летом (цветет черемуха, дождик не замочит).

Тема – стихотворение о природе.

«Пора в берлогу». Жанр – стихотворение.

Познавательно стихотворение. Автор рассказывает о природных явлениях, о животном мире, где и как они зимуют. В стихотворении можно узнать, что пришла зима, что барсуки сидят в норах, как медведь находит берлогу, как он будет, посасывая лапу, спать до весны.

Сборник – «Про меня и про друзей». Жанр – стихотворение.

«Медвежонок и комары».

Познавательное стихотворение о медвежонке. Сравнивает его с маленьким ребенком, что его искусали комары, и не может сам есть вкусную малину, подзывает маму и плачет.

«Таежный доктор»

Познавательное стихотворение о природе. В данном стихотворении автор описывает дятла и о его полезности для деревьев. Тема – природа, птицы и растения.

«Первый дождик»

«Злой ветер Войпель».

На севере очень часты такие ветры.

«Я в тайге не заблужусь».

Познавательное стихотворение, как можно ориентироваться в природе, о лесных приметах. Автор также учит, как можно найти путь, если знать астрономию (по Полярной звезде).

«Олени».

Познавательное стихотворение. Дети узнают из стихотворения. Что такое нарты-сани, об оленях – что они едят и у них теплый мех, поэтому они не мерзнут.

«Малица».

Познавательное стихотворение о новой одежде – малице, которое привез отец. Она теплая.

Легкое, веселое стихотворение.

«Чум».

Познавательное стихотворение о жилище оленеводов. В стихотворении подробно описывается о чуме, как его строить. Чтобы дети лучше поняли, что такое чум, стихотворение сопровождается рисунком, что очень важно маленькому читателю, который никогда не видел странный дом.

«Голубая высота».

В стихотворении автор предупреждает детей, что высота – это опасно. Когда лезешь вверх, вроде очень весело. Но на самом верху становится страшно и опасно, и уже не поется, сразу вспоминаешь маму. Стихотворение о детях.

Любимая птица.
Жанр –
стихотворение.
Автор написал познавательное стихотворение о воробье. Дети могут узнать, что воробей не улетает на юг, как другие птицы. Стихотворение написано в виде диалога мальчика и автора.

Тема – природа

«Воробьишкина весна». Жанр – стихотворение.
Стихотворение о природе. Через воробья автор описывает приход весны. Познавательное стихотворение. Автор учит трудолюбию, доброте, призывает любить природу.

«Заждались». Жанр – стихотворение.
Познавательное стихотворение о природе, что зима на севере длинная, в мае только начинается ледоход. И очень ждут короткого лета, поэтому и стихотворение называется «Заждались».

Автор – Степан Раевский
Сборник – «Теплый Север».
О красоте Северной природы, об интересном наблюдениях в лесу, о повадках зверей. Учит любить природу.
Жанр –
рассказ.

«Горсть мороженого»
В рассказе автор интересно описывает север, зимнюю природу, озеро, сравнивает мерзлую клюкву с мороженым, который очень любят дети. Познавательный характер. В то же время описывает северную ягоду, восхищается природой. Автор также в рассказе пишет об одном из занятий людей – о рыболовстве, описывает, как ловят рыбу зимой.
В рассказе два героя – дедушка и Юля.

«Лесной доктор»
Познавательный характер. Рассказ написан автором от себя. Как он любуется природой зимнего Севера. В рассказе также хорошо и документально познавательно говорится о дятле: описывается внешний вид, полезность, его деятельность, предназначение. Показаны географические и природоведческие названия: тропа, редколесье, могучие сосны, древесные жучки-вредители, жуки-короеды и т.д.

«Плачет береза».
Познавательный рассказ. Автор описывает березу весной. Также пишет не только о красоте природы родного края, но и о зле, когда могут причинить маленькой частице природы, березе, чтобы напиться вкусным березовым соком.
Автор учит любить и беречь природу.

«Мишкин мундир» Юмористический рассказ. Имеет познавательный характер. Описывается природа тайги. В шутку «мундир» увидел автор, пень березовый, видимо медведь оставил, лакомившись муравьиными яйцами. Поэтому так и называется рассказ. Кора в пне распахнулась и была покрыта грибами-трутовиками, похожими на пуговицы.

«Загадка». Жанр – рассказ.
В рассказе автор рассказывает про случай из жизни в экспедиции в Сибири. Охотник-ханта Иван Сергеевич дал ему загадку о птичке, которая и желтая, и красная, и зеленая, и серая, и синяя. Долго думал, и подходит только клёст, но он не бывает синим (видим познавательный характер). Оказалось, в яму с отходами, нерядивая хозяйка выбросила синьку, клёсты перемазались и стали синими (добрый юмор в рассказе).

Повествуется от первого лица. Автор восхищается природой и через рассказ просит бережно относиться к ней.

«Заботливая мать».

Автор описывает любовь к природе, к родному краю и животному миру. Рассказ имеет познавательный характер. Красиво, сравнениями,… описывается лесной ручеек, бор, река Вычегда, грибы и ягоды .

Описывается, как глухарка, увидев автора, увела его от гнезда. Побродив по бору и любуясь, возвращался обратно. Захотел из любопытства посмотреть у коряги гнездо глухарки, но яиц там уже не было. Зная, что гнездо ненадежно, глухарка унесла оттуда все семь яиц.

Повествуется от первого лица. Учит любить природу, заботиться о ней. Сам любуется, восхищается, рассуждает. Использованы эпитеты, сравнения.

«Березовый сок». Жанр – рассказ

Познавательный характер. В рассказе говорится о весне, описывается красивая природа. Учит что делать, когда кто-то надломал ветку березы. Рассказывается о природных явлениях, что весной береза наполняется соком, и если поранить ее, то может погибнуть. Человек может помочь березе и в рассказе учат, как это сделать с помощью глины. Также о синичках, которым очень понравился березовый сок.

«Белые ночи». Жанр – рассказ

В этом рассказе описывается, как красива природа. Сравнивается с красивой девушкой (в подвенечном наряде черемуха надушилась, напудрилась). Подробно знакомит с рыбалкой и как варить уху. В рассказе большое внимание уделяется светлым, коротким летним ночам севера.

Познавательный характер. Учит любить и беречь природу. Автор пишет о родном крае, обитателях тайги, о традициях и обычаях коми охотников.

Тема: Стихи и рассказы о детях.

Жанр – стихотворение о детях. С. Попов учит детей добру, честности, трудолюбию.

«Для чего длинные волосы?»

Легкое стихотворение, юмористическое. Автор пишет о мальчике Вите, у которого уже длинные волосы. Часто дети не любят стричься, и автор с юмором написал о них.

«Снова в школу»

«Заболела наша Оля».

Стихотворение об Оле, которая заболела. Познавательный характер. Через это стихотворение автор объясняет, что может заболеть горло, намочив ноги в луже. Стихотворение написано в виде диалога Оли и врача.

Жанр – стихотворение о детях.

«В детском саду».

В стихотворении говорится о тех детях, которые живут в садике по несколько дней. Мамы и папы не могут их ежедневно забирать их домой.

«Телеграмма».

В стихотворении автор показывает, как творчески подошла воспитательница Ольга Федоровна, которая разыграла интересно, через телеграмму новость (принесла в клювике птичка) о том, что едут родители за детьми. Радостное, веселое стихотворение.

«Бурки».

Автор пишет об обуви для детей, которая теплая и носят ее дети оленеводов. В стихотворении автор описывает какие они, из чего сделаны. Автор учит детей быть более осторожными (не намочить в воде обувь), слушаться родителей.

Жанр – стихотворение

«Игра в испорченный телефон».

Стихотворение написано в диалоге. Веселое, задорное. Автор хочет через стихотворение показать, что часто мы слышим то, что хотим. Шуточное стихотворение о сне Светы, как она захотела полететь в космос без билета.

«Маленький ерш».

Познавательное стихотворение о рыбалке и рыбке ерш. Учит детей доброте (ерш еще маленький и нужно его отпустить с крючка)

«Пыжик».

Познавательное стихотворение. В нем показана природа тундры. Автор знакомит детей с растениями и животными тундры. Автор учит детей стать сильными, здоровыми, чтобы жить в дальнейшем в тундре.

Жанр – рассказ.

« Подарок Деда Мороза».

Рассказ для детей и о детях. Автор рассказывает о мечте Аннуша, которая исполняется в ночь под Новый год. Также говорится о профессии мамы, которая работает на ферме .

«Упрямая Кысук».

Познавательный рассказ о профессиях, о хлебе. Аннуш всем рассказывает, что хлеб выбрасывать никогда нельзя, но никак не смогла объяснить кошке, которая оставила кусочек хлеба в блюдце. Упорная Аннуш не хотела с этим смириться. Автор учит доброте.

«Бабушка Агния – волшебница»

В рассказе рассказывается о профессии селекционер. Подробно объясняется, как ухаживать за яблоней. Познавательный характер. Автор делает вывод, что волшебство в своих руках. Учит трудолюбии, доброте.

Жанр – рассказ.

« Полутонная артистка».

Смешной, юмористический рассказ о детях. В ней пишется о том, как Нина хочет стать артисткой, показывает на крыше амбара концерт ребятишкам. В рассказе главные герои Нина и ее брат Паша. Нина очень забавная, а брат Паша, от лица которого повествуется рассказ, был внимательным и заботливым к своей сестре. Ласково называл ее Нинтур.

«Молоко с крошками».

В рассказе также главные герои Нина и ее брат. Нина уговаривает брата сходить вместе в лес за земляникой. Брат уступает упорству сестры, хотя знает, что земляника еще не созрела. Так и вышло ни одной ягоды не нашли. А Нина еще спорит и обманула брата, что собрала уже половину лукошка, но быстро устает. Когда пришли домой, захотела есть не землянику со сметаной, а молоко с крошками.

«Гостинец от зайца».

В рассказе автор пишет о ситуации, которая произошла однажды в семье. Главные герои Нина и ее отец. Как- то пришел отец с охоты уставший и попросил Нину помочь снять валенки, но она не захотела и придумала, что уже помыла руки к ужину. Но отец поступил мудро, сказав, что принес от зайца гостинец. Нина не раздумывая «помогла» отцу и получила мерзлую краюшку хлеба. Нина была умной девочкой и в следующий раз попросила отца взять с собой мороженое, чтобы заяц потом его прислал.

«Красные маки».

Все рассказы Нина Куратова написала из жизни о детях и для детей. Учит через свои рассказы дружбе, доброте, трудолюбии, пониманию друг друга, взаимовыручке.

Жанр – рассказы о детях.

«Вареная сосулька».

Юмористический рассказ о развлечениях мальчишек. Главный герой Сережа, его друг Дима и мама. Мама была очень хорошей и не стала ругать сына за то, что он в суп положил сосульку, но объяснила, чтобы больше так он не делал, суп стал жидким, потому что много воды в сосульке.

«Звездочка».

Рассказ о мальчике Мите, его любознательности. Он любовался звездным небом и вдруг увидел, как упала звездочка, а утром он их увидел у колодца в виде кусочков льда. Решил, что это та самая звезда, которую видел ночью.

Жанр – повесть.

Глава «Митруку грустно».

В этой главе автор пишет грустную историю о мальчике Митруке, что заняться ему, когда он остается в чуме один, нечем и ему скучно и грустно. В один из таких дней он лег на нарты и стал разглядывать небо. Задумался и не мог ответить себе на многие вопросы. (Где солнце? Может заболело?). От нечего делать он опять увидел лисенка, который однажды уже укусил его за палец, принес и протянул ему кусочек мяса. Лисенок укусил его за губы. Сестра Марина смазала чем-то густым и пахучим.

Познавательная глава, приключенческий характер. Автор отмечает любопытство мальчика. Показывает быт оленеводов глазами Митрука.

Глава «Две мамы».

Забавная история о Митруке, которому понравилось молоко оленихи, которая потеряла своего малыша. Ждал, когда все уходили, чтобы никто не видел, потому что все смеялись над ним, он подходил к оленихе и сосал ее молоко. Поэтому автор и назвал так главу, одна мама воспитывала его, другая «давала» молоко.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Владимир МихайловичАнуфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника". Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотятдокопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир» В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика» О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

Cлайд 1

Cлайд 2

Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят докопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу»

Cлайд 3

В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир»

Cлайд 4

В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика»

Cлайд 5

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

Что ж ты делаешь, негодяй! Такую одежку испортил… Эх!

А Мишка встал на задние лапы, вздохнул облегченно и принялся за саблю. Рванул портупею, еще раз и еще - стукнулась сабля о сосну и воткнулась ножнами в гнилой пень.

С обиженным выражением на морде побрел Мишка прочь в одном мундире. В мундире, без штанов. Почему-то против мундира Мишка не возражал. Наверно, мундир не мешал ему двигаться, поэтому.

Сколько ни пытались ребята из третьего батальона уладить дело со штанами, - ни в какую не соглашался Мишка снова их напяливать. Чего только не вытворял он с этой бедной одежкой. Топил в болоте, прятал под елку, рвал, все равно штаны оказывались у бойцов, и вновь и вновь повторялась процедура с одеванием. В четвертый раз Мишка, наловчившись уже, опять надвое разорвал штаны и торжественно вылез из них. Но ни топить, ни прятать, ни рвать больше не стал. Серьезный и деловитый, полез он на самую высокую сосну, держа штаны в зубах, пристроился там на суку и расправился с ними окончательно и бесповоротно. Изодрал штаны в клочья и швырнул вниз. Слез и как ни в чем не бывало молча принялся увеселять публику своими забавными номерами.

Хм… С характером медведь! - изрек доктор-ветеринар, и все бойцы с ним согласились.

Так и ходил Мишка - в мундире, без штанов, без сапог, без шапки. Правда, и от мундира вскоре осталась одна видимость. Изорвал его Мишка в клочья, лазая по деревьям. Но не придавал особого значения этому, ибо от природы был склонен к простоте и скромности.

Так и окончились попытки обмундировать Мишку. А что дальше было, расскажем теперь подробнее.

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПУЛЕМЕТЧИК

Полк двигался все дальше и дальше. В иные дни приходилось делать по пятьдесят километров. Белополяки отступали. Порою завязывались упорные бои, и тогда обоз, в котором содержался Мишка, отдыхал. При обозе находились Мишка, Жук и Веселая Борода. Бездельничали, скучали, тосковали по зрителям, - некого было забавлять. Какое там веселье с каптерами да обозниками. Те больше за конями ухаживают и отсыпаются.

Бродил Мишка сам не свой, на Бородатого то и дело рявкал, Жука нет-нет да и обидит ни за что ни про что. Наступит на хвост и стоит, выражая полное пренебрежение. Жук лаял и мстил по-своему…

Красноармейцы заметили дурное настроение, в которое впал Мишка, и приняли меры к тому, чтоб развлечь уже самого артиста.

Чего ему в обозе отираться? Из него же боец выйдет хоть куда! Придется стрельбе обучить…

И принялись обучать.

Сперва дело не клеилось. Если Мишке и удавалось успешно выполнять кое-какие артикулы с винтовкой - брать «на караул», «к ноге», взбрасывать «на ремень», вскидывать «на изготовку», - то стрельба на лад никак не шла. Мишка выражал решительный протест: не желал он не только сам стрелять, но и слышать выстрелов. Пальнули раз при нем из винтовки - Мишка быстрее ветра помчался и зарылся в стог соломы, что стоял возле дороги. Только задние лапы торчали наружу да дрожащий с перепугу куцый хвостик. Насилу извлекли оттуда артиста, всего в соломе, всклокоченного, злого.

Ай да храбрец! Стыдись, Мишка. Красней перед Бородатым!

И правда, козел давно привык к стрельбе и не обращал на нее ни малейшего внимания: жевал себе свою жвачку да бородой потряхивал. А сонливый Жук, тот даже глаза раскрыть ленился, только поведет ушами, махнет хвостом, чтоб дать знать, что слышит и пренебрегает, - и все.

На Мишку выстрелы действовали иначе. Всякий раз он долго не мог очухаться и искоса поглядывал опасливо на каждую винтовку. По секрету сказать, животом маялся даже. Пришлось доктору-ветеринару черничным киселем его отпаивать.

Так началось обучение Мишки стрелковому делу.

Надо все же отдать должное Мишке: очень скоро он стал неузнаваем и так пристрастился к стрельбе, что Жук и Бородатый диву давались. То ли сознательность Мишкина тому причиной, то ли не хотелось ему отставать от друзей, но дня через три-четыре его уже не пугали винтовочные выстрелы, а там и пулеметные очереди перестали тревожить. Мишка спокойно, глаза не прижмурит, лежал возле пулемета и наблюдал, как посылалась в цель очередь за очередью. Даже патроны подносить научился. Пулеметчики ведут огонь, а Мишка коробки с лентами таскает. Целую груду схватит в охапку и несет, с ноги на ногу переваливаясь, покряхтывает, сопит.

Вскоре Мишка был зачислен в пулеметную команду и стал принимать участие во всех боях на передовой линии фронта. Ужасались белополяки, шептали: «Свента матка боска!»- крестились при виде необыкновенного бойца-пулеметчика. Знали, что за горкой стоит красный пулемет, но подавить его никак не могли. Бывало, замолчит пулемет, ни единым выстрелом не отзовется. И только это надумают белополяки атаку возобновить, чтобы занять горку, как видят - бежит по овражку удивительный боец, неуклюжий, кажется, волосатый, сутулый. От горки бежит на четвереньках, а обратно возвращается на двух ногах и несет охапку коробок с патронами. Несет и пригибается к земле: в тактике разбирается. Промелькнет он в овражке, тогда уж в атаку не ходи, - захлещет пулемет, вовсю застрочит, прорежет вокруг пространство стальными смертельными нитками. Попробуй сунься под эту нитку.

Это Мишка скорехонько бегал за патронными лентами к двуколке, что стояла в овражке, спрятанная в кустах. Принесет он новый запас - заговорит пулемет, да так, что и мысль об атаке из головы вышибет у белополяков.

Снаряжали они специальных солдат, чтобы те улучили удобную минуту и подстрелили необыкновенного пулеметчика. Но где там! Неуклюжий с виду, боец бегал так ловко и проворно, так хорошо прятался на бурой земле и среди кустов, что уследить за ним было почти невозможно.

Так сделался Мишка настоящим фронтовым воином. А вскоре и в герои начал выходить. Заговорила о Мишке-пулеметчике вся дивизия.

Как-то раз поздней ночью переходили красноармейцы через глубокую и широкую реку. Мишка с пулеметчиками переправлялся на другой берег. На плоту были пулемет и запас патронных лент. Мишка сидел и настороженно прислушивался к всплескам весел, к ночной тишине на берегах, к едва различимым голосам бойцов, - рядом плыли другие плоты. На них были красноармейцы.

Тишину нарушали редкие винтовочные выстрелы. Стреляли с того берега. Белополяки открывали огонь вслепую: постреляют, постреляют куда попало - и опять тишина. И не подозревали, небось, что приближается к ним беда.

Слушал Мишка вражеские выстрелы, вспоминал мать-медведицу, родную берлогу, залитый ярким утренним солнцем малинник. Вспоминал Бородатого, который остался в обозе. Вспоминал и начинал тужить помаленьку. Но вот заслышал он приглушенный короткий лай Жука - пес тоже где-то поблизости переправлялся через реку - и повеселел, приободрился, сунул когтистую лапу в воду и освежил морду.

Было уже недалеко до берега. И тут их заметили. Белополяки подняли неистовую стрельбу. Засвистели вокруг пули, поднимая фонтанчики брызг и вспарывая пенистые дорожки на водной глади. Заметил Мишка, что надувные понтоны, которыми обвязан был плот, шипят, пробитые пулями. Шипят, выходит из них воздух, набок кренится плот. Мишкины лапы уже в воде, холодной, глубокой, стремительной. Еще минута - и перевернется плот, пойдет пулемет на дно, захлебнутся в воде пулеметчики. Недолго думая, спрыгнул Мишка в реку, нырнул под воду с головой. Вынырнул, схватил зубами веревки, которыми были привязаны пробитые пулями понтоны, и поплыл к берегу, подтягивая за собою весь плот.

Тяжело плыть по реке. Сбивает волна. Относит в сторону течением. Но старается Мишка изо всех сил, широко загребает четырьмя лапами, тянет. Ему бойцы-пулеметчики помогают, подбадривают:

Тяни, Мишутка, тяни… Выручай, дружок…

Слышит этот шепот Мишка, пуще старается. Вот почувствовал что-то твердое под ногами. Ага, дно! Остановился на минутку, передохнул, отряхнулся. Спрыгнули с плота пулеметчики, подхватили на руки пулемет, патронные ленты и - по пояс в воде - к берегу. Пособили Мишке, усталому, выбраться на сухое место.