Почему у меня возникают конфликты. Какие действия вы предпринимаете после конфликта? Проверьте свои знания


Что на самом деле входит в понятие конфликта. Почему люди конфликтуют между собой и каковы масштабы таких столкновений. Лучшие способы избежать конфронтаций в семье, на работе и с друзьями.

Содержание статьи:

Конфликт - это ситуация противостояния, которая может возникнуть как между двумя людьми, так и между группами индивидуумов. Это одно из побочных действий общения разных личностей с различными взглядами, характерами, целями и мировоззрением. Его невозможно искоренить, но можно избежать или минимизировать. Для этого нужно знать природу конфликтов и основные методы их предупреждения.

Понятие конфликта и его виды


Есть множество определений, описывающих понятие конфликта. Но при этом все показывают главную суть этого явления - противостояние, противоречие, противоборство между людьми, высказываемое вслух.

Это сложный динамический процесс, получивший свое название от латинского «conflictus», что в переводе означает столкновение. Он может основываться на субъективных либо объективных «несостыковках». Чаще имеет открытый характер и сопровождается эмоциями со знаком «минус», но позволяет рассмотреть вопрос со всех сторон, услышать противоположную точку зрения.

В процессе формирования конфликтная ситуация имеет несколько последовательных стадий развития:

  • Предметная стадия . Это этап зарождения конфликта, когда обнаруживается предмет несхождения взглядов.
  • Конфликтное взаимодействие . На этой стадии обнаруженный предмет конфликта высказывается открыто. Противостояние развивается.
  • Разрешение конфликтной ситуации . Здесь может быть два варианта финала: полное погашение конфликта, когда ситуация разрешается, или частичное, когда она только притихает или откладывается на потом.
Современная классификация конфликтов основывается на множестве факторов: на количестве участников конфликтной ситуации, ее проявлении, последствиях, формам противостояния и т. д. Поэтому количество видов такого противостояния очень большое. Приведем несколько наиболее «ходовых» классификаций конфликтных ситуаций.

Основные виды конфликтов:

  1. По последствиям социального характера . По своему исходу противостояния могут быть успешными или провальными, разрушительными или созидательными, конструктивными или деструктивными.
  2. По уровням сторон-участников конфликта . В зависимости от того, кто выступает в качестве противоборствующих сторон, различают конфликты между индивидуумами или группами людей, между ассоциациями, государственными образованиями и культурами.
  3. По источнику возникновения . К противостоянию сторон могут приводить следующие темы: несоответствие ценностей, идентификации, интересов.
  4. По форме противостояния . Противостояние может проявляться открыто, агрессивно или мирно.
  5. По масштабности . В зависимости от того, сколько участников захватывает конфликтная ситуация, она может быть локальной (местной) и ограничиваться несколькими людьми или коллективом, а также региональной, когда в противоборство вступают целые регионы. Также конфликт может разрастаться до межгосударственных и глобальных масштабов.
  6. По отношению участников к самой конфликтной ситуации . Учитывая, что сами стороны конфликта могут по-разному относиться к возникшему непониманию, противостояние может быть подлинным, случайным, скрытым или ложным, объективным или субъективным.
  7. По тактике . Проявление противостояния может происходить в разной форме: в виде дебатов и прений, в виде игры или более жестко - в форме активного физического воздействия (драка, военные действия).

Причины возникновения конфликтов


Существование человека многогранно, поэтому и причины для возникновения конфронтации могут затрагивать самые разные сферы человеческой деятельности. Конфликт может базироваться на чисто эмоциональной неприязни, непринятии определенных форм поведения или определенных ситуаций и т. д. Остановимся на наиболее значимых факторах, которые формируют конфликтные ситуации.

Общие причины возникновения конфликтов:

  • Цели . Непонимание или неприятие желаемого результата, когда люди по-разному видят итог своей деятельности (поступков, решений, поведения), часто приводит к конфронтации.
  • Взгляды . Нередко конфликт возникает между сторонами, которые расходятся в видении путей решения определенной ситуации (проблемы).
  • Чувства . Конфликтная ситуация может носить и чисто личностный характер, когда ее участники просто не могут сойтись на уровне эмоций и чувств друг к другу.
Если рассмотреть указанные причинные факторы в ракурсе сфер деятельности человека, они будут выглядеть следующим образом:
  1. Причины социальных конфликтов . Социальное противостояние является необходимым условием для развития общества. Базироваться оно может на нескольких позициях: социальном неравенстве, неоднородности культуры и обычаев, разности ценностей и идеологии. Немало социальных конфронтаций основано на факторах экономического характера и степени распределения власти. В пределах семьи причинами для конфликтов могут стать разные взгляды на жизнь, воспитание детей, интимные отношения, ревность, финансовые и бытовые проблемы, вредные привычки и пристрастия.
  2. Причины конфликтов в пределах организации . Вынужденное нахождение внутри разнородного коллектива в условиях одной организации неизбежно приводит к возникновению конфронтаций. Искрой для разгорания конфликта в этом случае могут послужить борьба за лидерство, неудовлетворительные условия работы, разность интересов, понимания трудового процесса и субординации, распределение материальных благ и поощрений.
  3. Причины межнациональных конфликтов . Вызвать вражду между государствами или субъектами разных национальностей могут стремление улучшить экономическое положение или границы влияния, условия проживания, восстановление утраченных прав или географических границ. Не меньше поводов для межнациональной розни дают исторические, религиозные и конфессиональные расхождения, политические игры и численное превосходство одной нации над другой.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.

Как избежать конфликта

Большинство людей, которые становятся участниками конфронтации, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и т.д. Они даже не подозревают, что есть способы избежать конфликта - в любой ситуации.


Есть несколько советов общего характера, которые помогут пресечь конфликт «в корне» независимо от того, какова его причина и сколько в нем участников:
  • Держите эмоции под контролем . Лучший путь предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации - отключение эмоций и своего Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном.
  • Не накручивайте себя . Научитесь жить в данный момент, не забегая своими мыслями и фантазиями в будущее - не надумывайте того, чего нет, и того, что еще не произошло. Часто случается, что мы сами себя накручиваем, выстраивая в голове немыслимые вариации развития событий, на которых потом строим свои претензии. Хотя оказывается, что все они так и оказались надуманными.
  • Будьте внимательными к собеседнику . Если у вас есть повод обсудить проблему, посоветовать или выяснить что-то, выбирайте для разговора правильное время - когда собеседник настроен на диалог. Если же он не в духе, устал, расстроен или рассержен - у вас есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию.
  • Не вспоминайте прошлое . Возьмите за правило не «привязывать» к сегодняшней проблеме прошлые проступки и промахи своего собеседника. Такая тактика только усугубит противостояние. Это очень эффективный способ, как избегать конфликтов с близкими.
  • Не накапливайте в себе обиды и проблемы . Нерешенные спорные моменты, невысказанные переживания и обиды имеют свойство аккумулироваться и выплескиваться фонтаном отрицательных эмоций. Естественно, что конфликтов во время таких всплесков не избежать.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость . Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, следите за своей речью. Не истерите, разговаривайте спокойным тоном, без оскорблений, насмешек и издевок.

Как избежать конфликтов с начальником


На работе проходит большая часть нашей жизни, поэтому возможность возникновения недоразумений в этой сфере жизнедеятельности велика. Причем возникать они могут в нескольких плоскостях - с коллегами или с высшим по рангу сотрудником, начальником.

Главные правила, как избежать конфликтов на работе с начальником:

  1. Начальник всегда прав . Помните этот главный принцип любого руководства. И даже если соблюдать его очень сложно, в любом случае ваше противостояние должно быть обдуманным, тактичным и адекватным.
  2. Спокойствие, только спокойствие . Если вы попали под горячую руку начальника или считаете предъявленные вам претензии безосновательными, сдержитесь от бурного ответа. Подождите, пока «агрессор» успокоится, и только потом выясняйте все непонятные вам моменты.
  3. Сплетням - стоп . Возьмите за правило не обсуждать руководство со своими коллегами. Даже вне работы и в неформальной обстановке. Нет никаких гарантий, что ваши слова не донесут до ушей объекта обсуждений.
  4. Правильные отношения . Не допускайте в общении с руководством фривольностей и заискивания. Только профессионализм в общении и поведении поможет вам избежать конфронтации как с руководством, так и с коллегами.

Как избежать конфликтов с коллегами


Основные способы, как избежать конфликтов с коллегами по работе:
  • Держите дистанцию . Рабочие отношения не только обеспечат вам наиболее эффективные условия работы, но и не сделают вас объектом или жертвой сплетен.
  • Будьте беспристрастны . Если вас вовлекают в конфликт - не выбирайте чью-либо сторону и сохраняйте нейтралитет. Вы не знаете, чем он закончится и какие последствия за собой оставит. Будьте спокойны и рассудительны и тогда, когда вы выступаете одной из сторон конфликтной ситуации. Даже если причина конфликта - личная «непереносимость».
  • Соблюдайте принцип «тет-а-тет» . Старайтесь искать разрешение любым недопониманиям и размолвкам наедине с собеседником, вне коллектива.
  • Уважайте опыт других . Если вам неприятны замечания или попытки вмешательства в вашу работу более опытных сотрудников, не стесняйтесь спокойно выяснить причину такого отношения к себе. Если вы действительно «грешны», примите помощь и совершенствуйтесь.

Как избежать конфликтов с друзьями


Жизнь показывает, что моменты недопонимания и несогласия могут возникнуть даже между самыми лучшими друзьями. Учитывая ту же жизнь - хороших друзей не бывает много, поэтому не стоит рисковать ими и вступать с ними в конфронтацию.
  1. Уходите от конфликтов . Если вы видите, что ваш друг настроен агрессивно и конфликтная ситуация неизбежна, уходите от столкновения физически. Можете вспомнить о срочных делах, нерешенной проблеме, не выключенном утюге - о чем угодно, что даст вам повод прекратить общение с другом в момент его «неадекватности».
  2. Выдерживайте паузу . Старайтесь не реагировать на замечания и колкости сразу, особенно если они мелочны и незначительны. Используйте классический метод счета до 10. А там будет видно - как отвечать и стоит ли отвечать вообще.
  3. Расставляйте приоритеты . Если конфликтное столкновение неизбежно, задумайтесь, что для вас важнее - сохранить дружеские отношения или доказать свою точку зрения. В этом случае можно слепо согласиться с зачинщиком или попробовать совместно найти мировое решение возникшей проблемы.

Как избежать конфликтов с родителями


Конфликт отцов и детей - извечная проблема отношений, актуальность которой будет существовать столько же, сколько и сами ее участники. Родительская любовь в совокупности с жизненным опытом не всегда находят общий язык с молодостью и стремлением к самостоятельности.

Основные принципы, как избежать конфликтов с близкими людьми:

  • Не бойтесь признавать свои ошибки . Старайтесь подходить к причинам конфликтов беспристрастно и исправляться, когда это необходимо.
  • Не давайте волю чувствам . Оставляйте без ответной реакции провокации и намерения вывести вас из равновесия. Часто эмоции мешают увидеть корень проблемы и правильный способ ее решения.
  • Будьте тактичны и снисходительны . Вежливость, спокойный тон и умение выслушать, не перебивая - лучший способ показать значимость хороших отношений с близкими. Делайте скидку на возраст родных, эмоциональный фон, состояние здоровья. Перепады настроения и плохое самочувствие бывают у всех.
  • Предупреждайте конфликты . Не копите обиды и недоразумения, чтобы они не создавали почву для возникновения конфронтации.

Как избежать конфликтов с детьми


Не меньше поводов для непонимания и столкновения может возникнуть и со своими собственными детьми. Это значительно усложняет сохранение продуктивной связи «родитель-ребенок».

Главные правила, как избежать конфликтов с детьми:

  1. Смотрите в корень проблемы . Очень часто дети используют конфликтные ситуации с целью привлечь к себе внимание. И родителей - в первую очередь. Научитесь прежде увидеть причину возникшего противостояния и только потом выбирать путь его решения.
  2. Критикуйте правильно . Ребенку, как и любому взрослому, неприятно слышать в свой адрес критические замечания. Поэтому постарайтесь делать замечания своему ребенку правильно: во-первых, по существу, во-вторых, с продолжением, то есть объясняя, как ему исправиться, стать лучше.
  3. Объясняйте свои отказы . Если вы не намерены удовлетворять каждое желание своего ребенка, научитесь это аргументировать. Игнорирование только усугубит проблему, поскольку ребенок воспринимает такое отношение к себе как безразличие.
  4. Общайтесь с детьми почаще . Именно доверительное общение дает возможность узнать все, чем дышит ваш ребенок - его страхи, желания, настроения, мечты. И, соответственно, избежать конфликтных ситуаций.

Как избежать конфликтов с любимым человеком


Если отношения с родителями и детьми - это кровные отношения, то отношения со своей второй половиной имеют несколько другой ракурс. Этот ракурс дает массу поводов для возникновения конфликтных противостояний. И если не найти оптимальный способ, как избежать конфликтов в семье, этой семьи может или не быть, или не стать.

Основные способы избежать конфликтов со своим партнером:

  • Уважайте свою вторую половину . Помните, что ваша вторая половинка - личность, у которой есть свои вкусы, привычки, интересы и предпочтения. В конце концов - именно такого человека вы и полюбили.
  • Будьте искренни и честны . Самым лучшим цементом для укрепления отношений является искренность и открытость. При этом не забывайте, что нечестно требовать от своего партнера то, что не можете сделать или чем не обладаете сами.
  • Прислушивайтесь к себе . Прежде чем начать конфликт или обидеться, загляните внутрь себя. Возможно, в вас говорят эмоции, усталость или обычный голод. И учтите, что вашей половиной могут двигать те же причины.
  • Будьте поласковее . Общеизвестно, что ласковое слово и кошке приятно. Поэтому замечайте в своем партнере побольше хорошего, хвалите и мотивируйте.

Важно! Помните, что у счастливых людей просто нет времени и повода для того, чтобы выяснять с кем-то отношения и сплетничать.


Как избегать конфликтов - смотрите на видео:


В современном мире конфликты имеют благодатную почву для развития, но это не значит, что такое положение вещей нужно принять за норму. Мирное общение и взаимопонимание делают жизнь прекраснее, плодотворнее. Поэтому стоит побороться за то, чтобы свести все конфронтации до минимума.

Конфликты в коллективе, к сожалению, неизбежны. Причины разногласий могут быть разные – столкновение интересов, отстаивание своей точки зрения. Портал Praca.by провел опрос на эту тему. Давайте взглянем на его результаты.

На вопрос «Как часто у вас возникают конфликты на работе?» большинство (41,7 %) ответили, что случаются редко, примерно 1 раз в месяц.

Данная цифра говорит о том, что в целом у людей все идет «гладко», однако периодически возникают ситуации, в которых конфликт неизбежен.

У 26,9 % опрошенных подобного рода ситуации возникают раз в неделю стабильно. Остальные либо затрудняются ответить на этот вопрос (15,5 %), либо в коллективе нет никаких противоречий.

О том, что конфликты возникают каждый день, сказали 8,9 % участников опроса.

Теперь посмотрим, с кем чаще возникают конфликтные ситуации .

В основном с коллегами (43,8 %), на втором месте ответ «С руководством» (34,7 %). Меньше всего раздоров возникает с подчиненными – «всего» 21,5 %.

А теперь самое интересное – «Из-за чего у вас возникают конфликты на работе? ». Большинство ответили, что это происходит из-за разных взглядов на решение рабочих задач (64,9 %).

Наименьший процент набрали варианты ответа «Не конфликтую на работе» (11,9 %), «Несоблюдение работодателем условий работы» (11,6 %) и «Личная неприязнь» (11,6 %).

Следующий вопрос – «Как вы предпочитаете себя вести в рабочих конфликтах? »

Результаты первых двух ответов – «нахожу компромисс» и «всегда по-разному» – одинаковые (по 29,4 %). Отстаивают свою точку зрения, если она верна, 26 % опрошенных – и правильно делают.

Стараются не лезть в конфликт 8,9 %, а соглашаются со всем, лишь бы не конфликтовать, 6,3 % участников опроса.

И наконец, последний вопрос – «Какая обстановка на работе после конфликта?»

50,2 % респондентов ответили, что первое время присутствует напряженная атмосфера. Второй по популярности ответ противоположно отличается от первого – 22,7 % указали, что они работают как ни в чем не бывало. 14,5 % сказали, что обстановка складывается по-разному, т.е. как когда (в зависимости от конфликта). Меньшинство (12,6 %) какое-то время не разговаривают – пока конфликт не забудется.

По результатам опроса можно сделать вывод, что конфликты, конечно, случаются, но редко, причем в большинстве своем с коллегами или руководством. Самые частые причины конфликтов – разные взгляды на решение задач, но ведь не даром говорят, что сколько людей, столько и мнений.

Положительным моментом является то, что работники стараются находить компромисс или отстаивать свою точку зрения, если она верна, конечно. А вот после конфликта у большинства первое время присутствует напряженная атмосфера.

С конфликтом мы сталкиваемся часто, но, к сожалению, не всегда можем разрешить сложную ситуацию. Ссоры приводят не только к материальному ущербу, они вредят и нашему здоровью. Это то, что касается психологических конфликтов. А вот как справлять с более глобальными неприятностями? И вообще, что такое конфликт?

Определение понятия

Прежде всего стоит разобраться непосредственно с понятием. Что такое конфликт? Чаще всего это разногласие двух или более сторон, которые могут быть не только отдельными людьми, но и целыми группами или странами.

Обычно конфликт случается тогда, когда ситуация или спор важны для сторон. Нормальные люди стараются избежать неприязни и решить все конструктивным способом. Есть же и более агрессивно настроенные особы. В этом случае может произойти все что угодно. Исход подобной ситуации непредсказуем.

Стоит понимать, что избежать конфликта очень трудно. Это составляющая жизни человека, а поэтому рано или поздно личность сталкивается с трудностями в решении задачи. Если посмотреть на все минувшие века, сложно найти хотя бы один день, который был бы лишен конфликтной ситуации. Чаще всего споры связаны с финансами, властью и, конечно же, личными отношениями. Хотя что такое конфликт, каждый для себя решает сам.

Признаки разногласия

Чтобы распознать конфликт, не нужно быть психологом и ученым. Итак, перед нами ситуация, которая толкуется другими участниками как конфликтная. Далее в наличии имеется некий объект, который неделим, то есть это что-то, что не может быть справедливо разделено между соперниками. Ну и, наконец, если существует безболезненный выход из ситуации, противоречий нет, а противники хотят продолжить спор, чтобы достичь цели, то, значит, конфликтная ситуация все еще присутствует.

Итак, сразу можно определить, из каких частей состоит конфликт:

  • Из участников, которые не могут что-то поделить.
  • Из объекта, который вызывает спор.
  • Из некоего инцидента.
  • Из причины, то есть того, что вызвало данную неприятность.
  • Из методов решения спора.

Конфликтная ситуация – это противоречие двух или более участников спора, каждый из которых желает достичь своей цели и не способен уступить сопернику. Часто спор рождается из-за достаточно весомой причины, но обычно происходят конфликты из-за мелочей, таких как высказывание, чужеродное мнение и т. д.

Началом инцидента можно считать осознание одним из оппонентов того, что его взгляды противоречат иному мнению. При этом соперник начинает навязывать свое мнение или стараться ликвидировать спор в свою пользу. В таких ситуация мало кто понимает, что такое конфликт.

Виды противостояний

Формы конфликтов имеют достаточно широкую градацию, которая со временем становится все больше. С психологической точки зрения, спор может быть внутренним и внешним. В первом случае нашим противником являемся мы сами. То есть это личностный конфликт, который возникает внутри нас. Несмотря на то что наш оппонент – это мы, пострадать могут и посторонние люди, а также наши близкие.

К внешнему спору могут относиться межличностные, межгрупповые непонимания. Этот вид достаточно опасный, так как может нарушить функционирование организации, производства и даже целого государства. Причиной таких конфликтов становится дележка власти и материальных благ.

Следующая классификация относится к тому, что современные конфликты могут быть деловыми и неофициальными. В первом случае страдает организация или бизнес, во втором - близкие и родные. По последствиям спор может быть конструктивным (полезным) либо деструктивным (разрушающим).

Кроме того, могут возникнуть споры в политике, на международном уровне, вооруженные конфликты, межэтнические, религиозные и т. д. Конечно, это не вся градация конфликтных ситуаций. Бывают, симметричные и асимметричные, открытые и скрытые, объективные и субъективные. Наиболее актуальные мы рассмотрим ниже.

Причины возникновения групповых споров

Причин, естественно, бывает много, сколько людей, столько и мнений, и причин. Но все споры могут быть объединены в три группы:

  1. Те, что возникли в трудовой среде.
  2. Те, что возникли из-за психологических особенностей каждого человека.
  3. Те, что возникли из-за личностных качеств.

В организации часто встречается первая причина. Трудовой процесс – дело достаточно сложное. Среди факторов, которые способствуют развитию спора, можно выделить добросовестное выполнение своих обязанностей. У конфликта такого рода также могут быть свои причины, но основной спор заключается во взаимосвязи сотрудников, которые относятся негативно друг к другу либо же плохо выполняют свои должностные обязанности. Сюда же относится и такой фактор, как желание высокого заработка, благоприятной рабочей обстановки и полноценного отдыха.

Ко второй группе относятся такие факторы, как антипатия или симпатия, последнее, кстати, также может навредить столь же сильно, как и первое.

К третьей группе можно отнести человеческий фактор. Далеко не все воспитаны в благоприятных условиях. Кто-то не умеет сдерживать свои эмоции, кто-то, наоборот, чересчур скрытный. Есть социофобы, а есть социопаты. Каждый из них в той или иной мере влияет на социум и также получает ответ от общества. Поэтому такие конфликты лучше всего разбирать с психологом.

Политические трения

Данный спор основан на противостоянии политических субъектов, которое возникло вследствие неприятия политических интересов, ценностей и мнений. Важную роль играет противоречие между социумом и политическим неравенством. Это наиболее актуальные конфликты государств по всему миру.

Подобный спор бывает трех типов:

  • Интерес – этот политический конфликт легко решается и основан чаще всего на экономическом дележе. В нем участвуют состоятельные страны.
  • Ценности – это спор за ценности развивающейся страны. Обычно трудно решаемый, тем не менее при правильном подходе можно дойти до развязки.
  • Идентификация – возникает конфликт из-за стремления к идентификации у стран, которые стремятся быть определенной группой, а не конкретным государством. Чаще всего тут замешаны вопросы религии и национальности.

Подобные конфликты также делятся на межгосударственные, государственные и региональные. Конечно, политический конфликт может быть разнообразным. Есть режимные или легитимные; позиционные и оппозиционные; социально-политические. В любом случае, чтобы решить подобный вопрос, необходимо прежде всего выявить корень проблемы, причины и мотивы. Также определить основных участников, их цели и желания, оценить внешние факторы, которые влияют на данный спор.

Международные проблемы

Международные конфликты возникали и буду возникать, пока существуют общества и народы. Эти споры – это всегда противостояние интересов, позиций и взглядов. Порой последствия таких непониманий были катастрофическими, некоторые же, наоборот, длились годами и затихали, оставаясь незаметными и забытыми для других.

Международные конфликты могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Бедность и нищета.
  • Несовершенство человеческой природы.
  • Неравенство.
  • Религия.
  • Социум.
  • Государственный строй и т. д.

Рассматривая подобные конфликты, ученые утверждают, что редко когда причиной является лишь один фактор, зачастую это совокупность, которая выливается в недовольство целых народов.

Обычно субъектами таких непониманий становятся крупные государства, межгосударственные организации, международные объединения и различные общественные союзы. Спор может быть вынесен как на внутригосударственную сцену, так и на международную арену.

Когда случается международный кризис, обычно для разрешения проблемы выделено очень мало времени, ведь дальше может возникать вооруженное противостояние. Тем не менее кризис – это еще не война, но это конфликт, ради которого стороны готовы перейти к решительным действиям.

Оружие наготове

Применение военной силы для решения противоречия, возникшего между государствами, народами или социальными группами, - спор, который также можно разделить на некоторые подвиды.

Региональный вооруженный конфликт. Его участниками обычно являются государства, которые относятся к одному региону. При этом спор относится почти ко всем странам, которые входят в этот регион.

Локальный вооруженный конфликт – это двустороннее противостояние государств. Здесь существует лишь ограниченная территория военных действий, а также максимум два стратегических направления.

Вооруженное противостояние – это то, что помогает разрешить противоречия религиозного характера, этнического и национального путем применения оружия и насилия.

Межнациональные проблемы

Этот спор можно отнести к социальным конфликтам, причем наиболее опасным. Это столкновение называют также межэтническим. Обычно затрагивает определенную группу общества.

Несогласованность при этом возникает между народами, нациями, но не выходит за пределы одного государства. Обычно подобные ситуации возникают из-за недовольства наплыва иммигрантов. Не стоит забывать и о том, что межнациональные конфликты могут перерасти в региональный или локальный раздор. Либо и вовсе глобальный, как случилось в Первой мировой войне, когда начиналось все с австрийцев и сербов.

Особенностями такого конфликта обычно становятся несколько факторов:

  • Градация групп по этническому признаку.
  • Участники ищут поддержки на стороне.
  • Наличие политических мотивов.
  • Группировка за национальной идентичностью.

Что касается видов межэтнических конфликтов, то они следующие:

  1. Этнополитические – когда сталкиваются политические интересы, прикрываемые межнациональной основой.
  2. Межконфессиональные – когда сталкиваются из-за религиозных взглядов.
  3. Этнотерриториальные – когда существует ряд претензий разных народов на одну и ту же область.

Решить межнациональные конфликты можно путем основательного поиска причин в политике государства, его местоположении и исторической основе.

Замороженный раздор

В разных сферах этот конфликт имеет разные признаки. Но чаще всего это противостояние, в котором вооруженное наступление прекратилось, но мирное соглашение не было подписано. Законодательство предполагает, что данный спор может вновь начаться.

В психологическом плане этот конфликт, как показывает практика, можно назвать затишьем перед бурей. Когда две стороны прекратили препятствовать друг другу, но лишь на время. Хотя этот термин больше относится к международным отношениям, все-таки и в личностных проблемах он тоже может быть применим.

Виды решений

Конечно, в зависимости от вида конфликта, его решение может быть абсолютно разнообразным. Но все-таки существуют некоторые факторы, с помощью которых можно прийти к консенсусу. Как показывает практика, конфликт может длиться вечность в личностном плане, люди иногда просто свыкаются с ним.

Но забыться - это не способ решения проблемы. Ведь может сложиться такая ситуация, которая приведет к обострению противостояния, и тогда может все обернуться вовсе плачевно.

Существуют некоторые стили решения споров:

  • Просто уйти.
  • Сгладить (вести себя так, словно ничего не происходит).
  • Принудить (обратиться к закону, чтобы заставить принять свою точку зрения).
  • Компромисс (уступить сопернику).
  • Решить (открыто признаться друг другу в несоответствии взглядов и мнений и общими усилиями найти решение проблемы).

Решить конфликт можно полным или частичным способом. В первом случае спор разрешается после доказательства своей правоты либо же принятия мнения другой стороны. Частичный – это потеря интереса к противостоянию либо же изменение русла конфликтной ситуации.

Последствия

Снова следует указать на то, что последствия конфликтов напрямую зависят от его типа. В основном же последствия могут быть функциональными или дисфункциональными. Этот факт влияет на последующий этап спора и возможность его рецидива в будущем.

Функциональные последствия конфликтов приводят к тому, что противоречие разрешается так, что обе стороны удовлетворены, а значит, важная проблема решена. Также очевидно, что совместное решение приводит к тому, что результат является положительным и быстро достижимым. Последствием спора, решенного подобным способом, является приобретение положительного опыта, развеяние страхов и стереотипов.

В случае с дисфункциональными последствиями главный фактор – это возможное зарождение наиболее масштабного спора. Непродуктивные взаимоотношения, отсутствие мотивации, препятствие разрешению задач, психологическая и эмоциональная нестабильность населения - все это часто способствует перерастанию такого противостояния в вооруженные конфликты.

Понятно, что таких спорных ситуаций нужно все же стараться избегать. И знание того, что такое конфликт и каковы способы его решения, может значительно сократить неприятные ситуации в коллективе и личной жизни. Не говоря уже о противостоянии государств на политической арене.

Конфликты на работе неизбежны. Но кто в них виноват: начальник, коллеги, система? Служба исследований HeadHunter постаралась разобраться в вопросе.

Так, выяснилось, что большинство конфликтов на работе вызвано неотлаженными бизнес-процессами и неэффективной системой коммуникаций в компании (49%)! Немалая доля респондентов (41%) указала, что всему виной объективные причины, ведь несоответствия взглядов, мыслей и идей никак не избежать. Свою лепту также вносят несоблюдение работодателем ТК (17%) и личная неприязнь к коллегам (13%).

По словам трети опрошенных, конфликты, с которыми им приходится сталкиваться, чаще всего носят деструктивный характер (32%): они обостряют межличностные отношения и тормозят рабочий процесс. Столько же утверждают, что даже те разногласия, в которых они не участвуют, мешают их работе, поскольку сбивают настрой, отвлекают и заставляют нервничать! Стоит отметить, что далеко не все конфликты приносят вред: так, по словам 32% опрошенных, рабочие конфликты разрешаются новыми идеями и выбором лучшего решения, в связи с чем идут только на пользу рабочему процессу!

Отметим, что при выполнении служебных задач работники стараются полагаться только на себя (79%). Такие люди чаще способны на применение физической силы в конфликтной ситуации, нежели те, кто не прочь обратиться к посторонней помощи. Примерно 17% опрошенных допускают рукоприкладство для разрешения спора, однако чаще - как ответную реакцию на соответствующие действия соперника.

Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 29 января - 5 февраля 2013 г. среди 5718 работников компаний.

Более половины всех опрошенных оказываются втянутыми в конфликт не реже раза в месяц, а 16% работников сталкиваются с подобными ситуациями на работе каждый день!

Неотлаженные бизнес-процессы и неправильно построенная система коммуникаций - основные причины конфликтов в компаниях (49%). 41% опрошенных указали, что инциденты возникают в связи с несоответствием взглядов при решении рабочих задач.

По словам трети опрошенных, конфликты, в которых им приходится принимать участие, чаще носят конструктивный характер. Они разрешаются новыми идеями, выбором лучшего решения и идут только на пользу рабочему процессу. Однако те же 32% признаются, что разногласия в их компании обостряют межличностные отношения и тормозят рабочий процесс.



38% опрошенных признаются, что даже те конфликты, в которых они не участвуют, мешают их работе. Перепалки коллег отвлекают от дел (35%), заставляют нервничать (27%) и портят настроение, убивая всякое желание плодотворно трудиться (56%).

Большинство работников компаний в конфликтной ситуации стараются действовать конструктивно, добиваясь компромисса в решении задач.

Чем больше опыта, тем чаще работники идут на уступки и пытаются прийти к совместному решению проблемы в конфликтной ситуации.

79% опрошенных стараются разрешать конфликты самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Абсолютное большинство опрошенных не допускают для себя применение физической силы в конфликтной ситуации. Тем не менее, 13% готовы адекватно ответить обидчику, позволившему себе рукоприкладство, 3% способны помахать кулаками, в случае если их сильно вывести, а 1% предупреждает, что в подобной ситуации может просто не сдержаться.

Среди работников, стремящихся разрешить конфликт самостоятельно, чаще встречаются те, кто готов пойти на рукоприкладство.


Применение физической силы в конфликтной ситуации чаще позволяют себе мужчины, нежели женщины.

Чем больше опыта у работника, тем реже он допускает применение физической силы в конфликтной ситуации.

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чем причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта — это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и еще много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворен тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. — следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаем большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции — это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает свое мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией — контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь — стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили — не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение — не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование — на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе — либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" — игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации — просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить свое внимание — превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства — это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать свое отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если все таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.