Какие испытания встретились на пути мцыри. Урок по литературе "М.Ю


Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории - эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, - к так называемому «безвременью». Это время наложило отпечаток на почти все творчество Лермонтова. Поэт пытается осмыслить историческую роль своего поколения и не устает упрекать его в трусости, бездушии, подлости. Но во все времена рядом с трусливыми и подлыми живут мужественные, благородные люди. Таков, например, смелый и свободолюбивый юноша Мцыри из одноименной поэмы.

«Мцыри» - романтическая поэма, написанная по законам этого жанра. Герой в ней ставится в исключительные обстоятельства. Главным мотивом поэмы становится мотив бегства. Герой бежит в неведомый мир, где, по его представлениям, люди живут свободно и счастливо. Мцыри хочет присоединиться к соплеменникам, которых никогда не видел, но дух которых живет в нем. Он верит, что на его родине, «в краю отцов», где «люди вольны, как орлы», и он сможет быть «не из последних удальцов». Мцыри бежит в бурю, которая как нельзя лучше отражает его душевное состояние, не зря он говорит: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»

Мцыри не попадает на свою родину, он не находит туда дорогу, но он был на воле и ему пришлось пройти через ряд испытаний. Утром после грозы Мцыри обнаруживает, что находится на краю «грозящей бездны». Этот страх скоро забывается, и юноша снова чувствует единение с природой, которую он так хорошо понимает и любит и которая отвечает ему в этом взаимностью.

Утром у ручья Мцыри встречает грузинскую девушку, пение которой его очаровывает. В душе юноши происходит борьба. С одной стороны, здесь человек, который так близок ему по духу: пойти за девушкой - значит найти то племя, к которому она принадлежит, и, быть может, влиться в его ряды.

Но есть другая цель - отыскать далекую родину, а может быть, и отца и мать. Второе берет верх, и в этом проявляется сила духа юноши.

Еще одно испытание выпадает на долю Мцыри - встреча с барсом. Здесь в полной мере проявляется сильный характер героя. Мцыри не боится смерти, он знает, что неволя, монастырь страшнее смерти. Лучше погибнуть в схватке с этим гордым свободным животным, чем влачить жалкое существование среди унылых, безликих монахов. Мцыри выходит победителем из схватки с барсом, но ему не суждено попасть на родину. Заблудившись в лесу, он снова приходит к монастырю, из которого убежал. Звон колокола привносит в душу юноши смятение, и его охватывает скорбь об утраченной свободе.

Мцыри за эти три дня на воле постиг так много. Он узнал то, что стремился узнать: для чего приходит человек в этот мир. Теперь он твердо знает, что человек рожден быть свободным. Юноша увидел недосягаемый и далекий, но такой прекрасный мир, с его лесами, пышными полями, величественными горными хребтами, увидел голубое небо и солнце. Это навсегда запечатлелось в его памяти. Чтобы изведать и понять это, стоило бежать из монастыря, терпеть испытания. После этого и смерть уже не кажется такой пугающей.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей,

Говорит монаху умирающий Мцыри.

Исповедь героя перед смертью раскрывает нам его душу. В последние минуты жизни Мцыри просит принести его в сад, чтобы почувствовать еще раз то единение с природой, которое он однажды уже испытал.

Юноша погибает, но внутренне он одерживает победу. Поражение Мцыри только внешнее, оно не отменяет порыва к свободе, жажды единения с природой. Уже сам по себе этот порыв - символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют в раю, в святом заоблачном

краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. И в этом его победа.

Такие люди, как Мцыри, ставший, по словам Белинского, «отражением в поэзии тени» самого поэта, являются подлинно героическими личностями.

Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; Каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов XIX века, эпоха "голубых мундиров"? Бездушных людей, "приличьем стянутых масок", которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. Или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям "Думы". Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в России.

В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об "огненной душе", "исполинской натуре", свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о всей жизни героя одной небольшой главой. Внешние обстоятельства жизни Мцыри лишь слегка приоткрывают его душу и только намечают характер. Рассказ о "мучительном недуге" пленного ребенка, его физической слабости заставляет обратить внимание на его недетскую выносливость, гордость и одиночество среди монахов. Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.

Взволнованный монолог умирающего юноши вводит читателя в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Мцыри воспринимает жизнь в монастыре, как плен. Это размеренное, тусклое существование не может дать герою счастья, так как первым его условием является воля. Значит, монастырская жизнь не смогла убить в Мцыри его стремлений и порывов, наоборот, она разожгла в нем "пламенную страсть", которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Эта страсть не кажется преувеличенной, ненатуральной, потому что юноша, попав в ненормальные жизненные условия, был лишен всего самого дорогого, без чего человек не может быть счастливым.

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он "быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.

Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. "Могучий дух" Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.

Жизнь, окружающая Мцыри, постоянно ставит его перед выбором, предлагая возможные пути. Встреча с грузинкой сулит ему радости любви;, спокойное и безмятежное человеческое счастье. Но у героя другая цель, более высокая и прекрасная. Ради ее достижения он находит в себе силы преодолеть "сладкую тоску".

Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда "на родину следа не проложить уж никогда".

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.

В горячечном бреду Мцыри возникает образ рыбки, которая шепчет ему о блаженстве покоя и сна, сладости небытия. Но, в сущности, это тот же отказ от настоящей жизни, полной и радостей, и страданий, который проповедовала монастырская братия. А такой путь неприемлем для Мцыри. Даже в свой предсмертный час он сохранил исполинскую мощь духа, не изменил себе, своей мечте о родине и свободе.

Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог "пройти в родимую страну"? Что помешало ему? Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя "цветком темничным", а свою "пламенную страсть" "жаром бессильным и пустым". Но, думается, герой не прав в своем резком самоосуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество, не дали практического опыта, знания жизни. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, — говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.

Значит, смысл жизни и подвига Мцыри — в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Романтический герой Мцыри стал не только "любимым идеалом" Лермонтова — он заставлял его современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия, утверждал смысл жизни в борьбе за достижение высоких и гуманных целей. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на "решительный шаг", попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.

Урок литературы в 8 классе на тему: М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя .

Учитель Третьякова И.В.,КГУ «ОШ № 42»г.Алматы

Цели и задачи:

    Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;

    Развивать навыки анализа текста;

    Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

Оформление класса:

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

Ход урока:

    Организационный этап

    Актуализация

    Поэтическая пятиминутка.

(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)

    Проверка домашнего задания.

Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?

Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

    Формирование новых понятий и способов действий

    Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)

В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

1) В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3) Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

3. Беседа по тексту.

Понравилось ли вам произведение?

Перечитайте эпиграф.

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, чтоявляется медом для Мцыри?

Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

Слайд № 8

Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

(Чтение 2 гл)

Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

Какова причина побега?

(Исповедь)

В каком значении употреблено это слово?

Слайд №9 (Исповедь)

Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10

(заранее подготовленный ученик)

Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Анализ эпизодов:

Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

    Применение

Работа в группах

    Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

1 группа – развернутые олицетворения;

2 группа – метафоры;

3 группа – сравнения.

    Защита рисунков учащихся.

    Этапы информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

    Выучить наизусть отрывок из поэмы.

    Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».

Индивидуальное творческое задание:

Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».

    Этап рефлексии

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6578.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели;
  • обобщить сведения, которые получат учащиеся на этом уроке;
  • воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою;
  • уметь правильно и логично выражать свои мысли;
  • пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.

Ход урока

Что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская натура
у этого Мцыри!
(В.Г.Белинский)

1. Словарная работа:

  • Образ в литературе - художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
  • Романтический герой - образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её.
  • Романтический пейзаж – необыкновенный, экзотический.
  • Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.
  • Исполинский – необычайно большой.

2. Слово учителя: “На уроке в своих выступлениях вы будете использовать термины и слова, вспомните их значение и произношение.

Звучит музыка: звон колоколов из песни И.Талькова “Россия”.

Под музыку учитель произносит вступительное слово.

Дорогие ребята! Вы уже прочитали название темы урока и слова В.Г.Белинского, взятые нами в качестве эпиграфа. Парадокс! Такой человек и смерть! Постараемся разобраться в этом.

В течение работы над поэмой “Мцыри” мы находились во власти лермонтовского произведения. Радовались, когда Мцыри удалось убежать из монастыря, как хотелось нам помочь ему найти дорогу на Родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом.

Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но печально, что он умер от ран. Мы слушали его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяние или протест против неволи?

Ответ мы получим в конце урока, глубже поняв духовный мир юноши, раскрыв его образ, ответив на поставленный вопрос.

3. Проверка домашнего задания.

а) Рассказать о жизни Мцыри в монастыре. Характер и мечты юного послушника.

б) Какова цель побега?

в) Что значит для Мцыри быть свободным?

(Отвечая на вопросы, подтверждайте свои мысли цитатами из текста).

Выводы: Представление о свободе связано с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным – значит вырваться из мрачного плена. В душе его постоянно живее т образ неизвестного, но желанного чудного мира тревог и битв.

Слово учителя:

Поэма Лермонтова романтическая, её герой не похож на окружающих его людей. Он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.

Вопрос: Докажите эту мысль строчками из поэмы. (Я знал одну лишь думы страсть...)

Выводы : Главная страсть героя жить полно, свободно в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря на далёкой любимой Родине.

г) Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний?

(По учебнику – гл. 6, 9, 10, 11) и схеме: Всю жизнь Мцыри можно представить в виде двух кругов - характеристик: свобода и неволя.

(См. презентацию).

д) Роль пейзажа в поэме.

Слово учителя: Пейзаж в поэме играет важную роль, тем более что он дан в восприятии героя, а значит становится средством характеристики Мцыри.

11 глава. Описание утра.

Выразительное чтение подготовленным учеником.

Вопросы : Что особенного вы заметили?

б) Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Выводы : Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен. Это его первое утро на воле. Именно отсюда начинается его познание жизни.

Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.

6 глава. Описание природы.

Выразительное чтение по учебнику от слов “Я видел груды тёмных скал... до слов... Седой незыблемый Кавказ”.

Вопросы:

а) Докажите, что здесь нарисован романтический пейзаж?

б) Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос “прекрасна ли земля?”

в) Зачем живёт человек?

Выводы : Пейзаж показан глазами героя и передаёт его мысли, чувства.

  • 1-я картина – разделена потоком – одиночество, отчаяние, непреодолимое стремление на Родину;
  • 2-я картина – мир прекрасен. Его монолог – гимн этому миру (Для воли...). Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.

Анализ эпизодов.

Вопрос : Какие эпизоды, как вы думаете, важны для раскрытия образа Мцыри?

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

Выводы : Ощущение счастья вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить, дало ощущение почувствовать дружбу между сердцем и грозой, общение с природой принесло радость, восторг, счастье борьбы.

Художественное чтение отрывка.

Вопросы :

а) Какие качества характера проявились в этой схватке?

б) Почему юноша победил?

Выводы : Этот отрывок прекрасно характеризует героя. Мцыри предстаёт перед нами человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружным, врукопашную схватиться со зверем и победить.

Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу жить. В мире дикой природы герой чувствует себя, как зверь степной.

Работа по иллюстрациям

Ф. Константинова, И.Тоидзе, И. Глазунова, М.Орловой-Мочаловой.

Чьи иллюстрации больше соответствуют нашему представлению о герое?

Высказывания учащихся.

Сообщение на тему “Выразительно – изобразительные средства языка в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”.

Выводы:

Для того чтобы нарисовать яркий, запоминающийся образ Мцыри, автор использует эпитеты, метафоры, сравнения. Богатство выразительно - изобразительных средств находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя.

Обобщая сказанное о Мцыри, мы видим перед собой поэтически возвышенную натуру, выносливого, смелого, бесстрашного, целеустремленного, твердого, гордого и отважного человека, отвергающего жалость и сострадание.

Вопрос : Так почему должен гибнуть человек?

Высказывания учащихся.

Выводы : Два круга: свобода и неволя. Самое страшное для героя то, что путь в открытом пространстве замкнут, он движется по кругу. Истоки трагедии в а) условиях, которые окружали с детства, незнание жизни;

б) обстоятельства лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав цветком тепличным: На мне печать тюрьма оставила...

А может это судьба?

Вспомним его слова: “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной”.

Заключительное слово учителя.

У каждого человека есть своя судьба. По воле божьей мальчик оказался в монастыре и мог бы прожить жизнь, предназначенную ему судьбой.

Но герой убегает, не смиряется. Его судьба не создана для жизни в монастыре, он затеял с небом гордую вражду, поэтому он погибает.

Но Мцыри достиг желанной свободы, увидел мир, который сильно отличается от монастырской жизни. Но какой ценой?

Ценой собственной жизни.

(Звон колоколов)

Последнее желание – быть похороненным вне стен монастыря, ещё раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать поражением и примирением с судьбой.

Используемая литература.

  1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / часть 1. Москва “Просвещение” 2010.
  2. Организация современного урока литературы. Автор – составитель: Богомолова Т.И. Калуга 2002.
  3. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Н.В.Егорова. Москва “Вако” 2013.
  4. О.П.Монахова, М.В. Малхазова “Русская литература 19 века”.