Интересные факты из жизни художника шишкина. Интересные факты о художнике И.Шишкина


Получить признание после смерти - нередкое дело в мире творцов. Однако чаша сия миновала Ивана Ивановича. К кисти он тянулся с детства, так что родители называли его «мазилкой». Шишкин в юном возрасте бросил учебу в гимназии и посвятил себя рисованию. Свой выбор он объяснял так: «Чтобы не стать чиновником».

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже хорошо знали и ценили за рубежом.

Позже, с 1862 по 1865 год, художник жил за границей. В основном, в Германии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу. И уже в то время его работы пользовались бешеной популярностью у местных жителей.

Иван сам писал в воспоминаниях: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»

Кутила и задира

Молодость у Ивана Ивановича проходила довольно бурно. Ночные посиделки с друзьями за бутылочкой-другой не всегда заканчивались мирно.

Современники вспоминают о поединке, случившемся в одном из кабаков Мюнхена. Художник, отдыхавший с приятелями, услышал как за соседним столиком два молодых немца отпускают уничижительные шутки по поводу России. Надо отметить, что, обучаясь за границей, Шишкин очень тосковал по родине. «Отчего я не в России, которую так люблю?», - писал он.

Поэтому шпильки в адрес нашей страны не прошли безнаказанно. Иван потребовал извинений, а, не дождавшись, ринулся в атаку.

Свидетели потом путались в показаниях: кто-то утверждал, что русский художник отправил в нокаут семерых, другие божились, что поверженных было не меньше дюжины. Еще бы, ведь Шишкин орудовал попавшимся под руку тяжёлым тележным шкворнем. Шкворень этот, изрядно погнувшийся, был предъявлен в суде в качестве доказательства вины русского.

Однако до наказания дело не дошло, пострадавшие признали свою неправоту, и живописец-патриот был оправдан. Рассказывают, что приятели вынесли Ивана Ивановича из здания суда на руках, чтобы отправиться отмечать победу в ближайшую пивную.

А были ли медведи?

Мало кто знает, что самую популярную, благодаря изображению на обертке советских шоколадных конфет, картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал вовсе не сам, а в соавторстве со своим другом, известным анималистом Константином Савицким. Именно его кисти принадлежат фигуры медвежат. Подпись на полотне также была двойная.

Медведей нарисовал вовсе не Шишкин. Фото: репродукция

Картину купил знаменитый собиратель живописи Павел Третьяков. Однако у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина - Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть. С тех пор картину так и выставляют - в единоличном авторстве Ивана Ивановича.

Кстати, многие неверно называют картину «Три медведя», поскольку на ней изображено четыре медвежонка. Просто в СССР продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой работы, а в народе конфеты прозвали «Три медведя».

Трагическая любовь

Личная жизнь живописца складывалась поистине трагично, несмотря на то, что он был женат два раза, и оба - по любви.

Первой его супругой стала Евгения Васильева, сестра талантливого пейзажиста Фёдора Васильева, которого Шишкин опекал и учил азам мастерства. К сожалению, Евгения Александровна умерла в апреле 1874 года. А немного спустя скончался и их маленький сын.

Надломленный горем, художник на некоторое время бросил творчество и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю.

Однако смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке представил ряд картин, в том числе, «Родник в сосновом лесу».

Через какое-то время Шишкин женился во второй раз. На Ольге Антоновне Лагоде, своей ученице, художнице-пейзажистке. Но и на этот раз счастье было недолгим - жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив вдовцу двух дочерей.

Смерть за мольбертом

Умер Иван Иванович, как и положено творцу, за работой. Это случилось 8 марта 1898 года. Художнику было 66 лет, и он был полон творческих планов. Шишкин сидел за мольбертом и работал над своей новой картиной «Лесное царство».

По свидетельствам помогающего ему ученика, делая какой-то штрих, художник вдруг как будто зевнул, а затем голова его беспомощно опустилась на грудь...

Последняя работа художника хранится в «Русском музее». Фото: репродукция

Ученик бросился на помощь к своему учителю, но тот уже был мертв. Прибывший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.

Последней завершенной работой художника стала величественная композиция «Корабельная роща», которая хранится в «Русском музее».

Интересные факты о художнике И.Шишкине

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина. Автобиография Иван Шишкин родился 13 января (25 января - по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне - Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. И. В. Шишкин был незаурядной личностью. Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги, немало потрудившись на благо города. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. Талант художника Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников.

Именно он, решив его судьбу, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния.

Шишкин рано задумался о художественном "поприще". Четыре года, проведённые в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вёл записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: "Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность".

С 1852 по 1856 год Шишкин учился в недавно открытом (в 1843 году) московском Училище живописи и ваяния. Его наставником был А. Мокрицкий - вдумчивый и внимательный педагог, помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств. В Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами; его успехи отмечались медалями; в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины "Вид на острове Валааме. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. В родных местах Шишкин неустанно работал. Работа за границей С 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей - главным образом, в Германии и Швейцарии, посетив при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Сам он иронично вспоминал: "Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?"

Творчество Шишкина

В 1836 году группа молодых специалистов-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом, отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию. "Бунтовщики" основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился.

Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи.

Личная жизнь художника Личная жизнь Шишкина складывалась трагически. Он два раза был женат по любви: сначала на сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства), Елене; потом - на художнице Ольге Ладоге. Обе они умерли молодыми: Елена Александровна - в 1874 году, а Ольга Антоновна - в 1881-м. Потерял Шишкин и двоих сыновей. Смерти особенно сгустились вокруг него к середине 1870-х годов (в 1872 году умер и его отец); художник, впавший в отчаяние, на некоторое время перестал писать и увлёкся возлияниями. Преданность искусству Но могучая натура и преданность искусству взяли своё. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой.

Он много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще, на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся - на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. Смерть художника Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта - по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.

Интернет-источники:

Когда у человека вагон денег, у него всё есть, и ему давно ничего не надо, он начинает собирать произведения искусства. Это непреложный закон. Тогда он становится сумасшедшим коллекционером и готов на все, чтобы приобрести ветхий кусок холста, измазанный старыми красками.

Бизнесмен денег имел достаточно. Поэтому тоже стал коллекционером-фанатиком, скупал как колбасу в перестройку русскую живопись девятнадцатого века и считал себя счастливым человеком... Пока не пригласил эксперта из Третьяковки похвастаться своей коллекцией.

Да у вас, батенька, картин Киселёва больше, чем в Третьяковке и Русском музее, - сказал эксперт. - Может это и не Киселев. Я бы подумал над этим вопросом.

Над этим вопросом думали и Бизнесмен, и эксперты. Последние дали заключение – пейзажи девятнадцатого века, неплохие, только подписи поддельные.

Бизнесмен, души на чаявший в известных московских арт-диллерах супругах Уроженских (фамилии изменены), собравших ему коллекцию, подался к ним с вопросом – ну как же так вышло. Как разруливать будем? Был послан в неопредленном направлении. Потом на него пообещали натравить милицию и братву. И пришлось потерпевшему идти в милицию самому.

Так эта парочка попалась нам на глаза. И началось сенсационное многострадальное дело коллекционеров. Его тянула наша следственно-оперативная группа из сотрудников ГУУРа, ДЭБа и Следокмитета МВД России года три. И картина пред нами предстала феерическая.

В начале двухтысячных начался рост цен на нефть, денег стало очень много и буржуи стали затовариваться произведениями искусства, разумно рассудив, что это лучший способ вложения капитала. Предпочитали из идейно-патриотических соображений русскую живопись, чтобы с сосновым бором и речкой. В результате начался дикий рост цен на эти картины. И сложилась странная ситуация. Берём картины, одинаковые по качеству и заслугам авторов, одного периода. Та, что кисти русского художника, дороже западного в десятки раз. Тут и появилась гениальная идея – если картины отличаются только подписями, то почему бы эту подпись не переделать. Это как чековая книжка – цена подписи Рокфеллера и Сидорова разные. Так появились «перелицовщики». И западные картины стали русскими.

Схему мы вскрыли такую. Один антиквар, из авторитетных грузинских братанов, Дима Линейников скупал на западных аукционах картины, по манере исполнения похожие на русских классиков. Их вывозили в Россию, убирали лишние элементы пейзажа, типа овец или германских домов. И Де ла Кур стоимостью семь тысяч евриков становился Киселевым Александром стоимостью сто пятьдесят тысяч долларов. На это произведение в институте реставрации имени Академика Грабаря выправлялась экспертиза у очень доверчивой экспертши. После чего картина вручалась супругам Уроженским, у которых было полно клиентов. И работала эта система без сбоя, поскольку никому не приходило в голову перепроверять экспертизы. Таким образом только одному потерпевшему они загнали под десяток полотен где-то на сумму около миллиона долларов.

Как сказал следователь из нашей группы за пятнадцать лет службы он не припомнит ни одного такого скандального дела. Битвы горели не столько на правовых, сколько на коррупционных и информационных полях. На нас, оперов, выходили с предложением: миллиона долларов вам хватит, а требуется одно – не возбухать и не писать писем в вышестоящие инстанции. А мы были горячие, бессеребренные, и устроили всем такую кузькину мать, что это много раз похороненное воскресало как Феникс. Бои шли и на информационных полях. СМИ разделились четко надвое – за нас и против.

Она ко мне заявляется и говорит – очень интересное дело. И за каких-то пять тысяч долларов я напишу все как было.

Это так расписывал нам потерпевший визит известной криминальной репортерши.

А мне обидно стало. Меня и так обокрали. Я теперь и журналистов должен кормить. В общем послал. Ну и вот результат.

Бизнесмен продемонстрировал одну известную газету, целый разворот которой занимала душещипательная разоблачительная статья про то, как бедные антиквары попались в лапы профессиональных жуликов. Самое смешное, что потерпевший при Советском Союзе отсидел десятку за махинации, а обвиняемые были оба кандидатами наук – Танюша Уроженская кандидат искусствоведения, а муж ёё Игорь – доцент, кандидат философии. Так что история для тех, кто был не в курсе, была очень убедительная. Жулики изводят искусствоведов.

На самом деле таких отмороженных тёток, как Танюша, в своей жизни я не видел. Если она закусывала удила, то удержу ей не было. В Питере она в одиночку ездила на стрелки с братвой и выходила победительницей. Своего второго мужа она так прикрутила, что он вздохнуть без её разрешения боялся. А первый муж вообще пропал без вести, когда имел неосторожность поскандалить с ней и наставить фингал. Она отлично стреляла, и когда мы заходили к ней в квартиру, встретила нас с травматом «оса» наперевес. Слава Богу собровцы на автомате и рефлексах её не пристрелили, а только обезоружили.

Кстати, та журналистка не успокоилась, статьи писала и тогда, когда её протеже уже давно сидели, а под конец издала книгу про самых знаменитых авторитетов криминального мира в России. И там самая первая глава, перед Японичками, Китайчиками и Тайванчиками, была про Бизнесмена и его прихвостней ментов – то есть про нас, которые загубили неполживых интеллигентов. На суде журналистка, которую вызвали для дачи показаний, на вопрос, откуда у неё такие сведенья, сказала:

Так мне Татьяна и её мама рассказали.

Сама Танюша катала бумаги куда придётся. Под копирку направила жалобы на произвол со стороны потерпевшего на имя Генпрокурора и на имя одного воровского авторитета. В письменном виде – прошу принять меры. Братва в сторону отвалила, решив, что в этих антикварных делах сам черт ногу сломит, а Бизнесмен вроде человек нормальный.

Ажиотаж вокруг дела возник дикий. На ТВ вышло несколько документальных фильмов и бессчетное количество телепередач. Я устал давать интервью. В очередь стояли журналисты из всех наших СМИ, американских информационных агентств, французских и немецких журналов, где выходили мои фото на фоне вечерней Москвы с припиской – борец с антикварной мафией. Так что я приобрёл какую-то нездоровую славу, которая вышла мне потом боком.

Самое главное – лихорадило антикварный рынок. Потому что только истинный арт-диллер знает, какое количество «фуфла» он сбагрил своим друзьям- коллекционерам. Но это было начало. Дальше в антикварный мир пришел истинный кошмар в виде самого именитого московского эксперта Сидорова. Тот давал заключения практически на все серьёзные продаваемые картины девятнадцатого века. При этом имел дурную привычку фотографировать их. После начала скандала он поднял свои архивы, сверил их с каталогами Сотбиса, Кристи, и выявил около двух сотен подделок, на которые сам дал неправильные заключения. Значительная их часть уже была продана, притом даже федеральным музеям. Цена варьировалась от ста тысяч долларов до двух миллионов. Общая сумма всего этого вала была на несколько сот миллионов долларов. Вся Москва знала об этих секретных списках Сидорова, но он их никому не показывал. Учитывая цену вопроса, авторитетные парни всерьез рассматривали вариант его ликвидации, в связи с чем его приятель-олигарх дал ему охрану.

Встречались мы с Сидоровым в центре Москвы, где он прогуливался в сопровождении здоровяков, затравленно оглядываясь и имея вид камикадзе, который отважно решил расстаться с жизнью ради святой цели.

Да, я давал заключения, что это полотна русских художников. Между некоторыми западными и русскими художниками того времени нет вообще никакой разницы. И спутать их нетрудно. Но вы учтите, Диме подбирал картины очень хороший искусствовед. И очень хороший художник делал подписи.

Переведя дух, он продолжил:

Поймите, это международная мафия. Это Коза Ностра. Там гигантские деньги. И что они творят. Они же не только надувают людей. Они пишут новую историю искусства. Они уничтожают целые периоды деятельности западных художников. И появляются неизвестные периоды русских. Это же создается виртуальная реальность.

В этом я вскоре убедился, узнав, что по перелицованной картине защищена диссертация о неизвестных страницах творчества классика.

Сидоров перестал опасаться за свою жизнь, когда выложил плоды своих изысканий в Интернет, а потом еще и Минкульт издал черную книжку со всеми выявленными им перелицовками. И тогда над Россией пронёсся вопль отчаянья и боли. Пошли возвраты картин и денег. Начались разборки. Слава Богу никого не убили - в этой среде вопросы решаются по- интеллигентному.

Мы надеялись, что к нам валом поёдут потерпевшие, но те поступили проще. Они стали резко перепродавать то, что им загнали Уроженские. Один питерский бандитствующий олигарх, которому эти жулики продали «авангардистов» на пять миллионов долларов, вообще на протяжении года скрывался от нас, лишь бы не давать показания. Другая дама, жена крупного чиновника, приобретшая пейзаж Шишкина почти за миллион долларов, наотрез оказалась писать заявление:

Да вы что. Меня сначала муж убьет – куда миллион дела. А потом мужа разорвут СМИ – откуда он миллион взял.

Дело шло ни шатко ни валко. Следкомитет его упорно губил – спасибо следачихе. В результате поднятого нами скандала уголовное дело передали в производство ГСУ ГУВД Москвы и там запихали его в суд по ч. 4. Ст. 159 (особо-крупное мошенничество) и сь. 164 (хищение предметов, имеющих особую культурную ценность). Результат: экспертша сумела отмазаться – «не виноватая я, ошиблася, дурочка». Её выперли с работы и она даёт заключения в частной фирме. Арт-дилеры Уроженские получили около десятки и вышли по УДО через пол-срока. Дима Линнейников перед задержанием сумел смыться из-под нашего носа в Бельгию (кто-то его предупредил), а потом умотал в одну Закавказскую республику и теперь ждёт, когда кончатся срока давности, время от времени присылает в Москву «Гуманитарную помощь» - новые поддельные картины с заключениями экспертов.

Но это было только начало. Мы с головой погрузились в завораживающий мир арт-подделок. И вскоре выяснили, что подделывают всё. Старинные книги, мебель, посуду. Декоративно-прикладное искусство. Один поддельщик Фаберже (ввозил его из Израиля) честно заработал на этом свой миллион наликом, но воспользоваться им не успел – его труп нашли на квартире на Олимпийском проспекте, миллиона при нём не оказалось. Дело зависло, но по имеющейся информации грохнул его подельник – кто шапку свистнул, тот и бабку тюкнул. Подделывают старинные книжки, марки. Даже церковные колокола. Подделывают фарфор двадцатых годов с советской символикой, продавая блюда с серпом и молотом по сто тысяч баксов. В Конаково целая производственная линия гнала поддельный советский фарфор, который дороже императорского. Один из потомков Лансере достал формы и лил чугунные и медные вещички, утверждая, что они старинные и достались по наследству.

В ремесле поддельщика чуть ли не главное – выдумать историю вещи и попробовать её подтвердить документально (провенанс). Мы задерживали цыгана, который купил рясу и в клубе Нумизмат предлагал за двадцать тысяч баксов поддельные золотые монеты, которые якобы нашел при ремонте своей церкви. Для скептиков устраивал экскурсии к посторонней подмосковной церкви, стоящей в строительных лесах. Московские мошенников нашли в провинции правнука очень известного художника девятнадцатого века, вывели его в московский свет. И он между прочим обмолвился, что от дедушки картинки на чердаке остались. Эти «фуфляки» и висят сегодня в коллекциях многих банков и домах на Рублевке, а мошенники те процветают, один сделал головокружительную карьеру на госслужбе.

Затраты на такое творчество как правило в десять, а то и сто раз меньше дивидендов. Весь этот бизнес – международный. Картины продаются на западных аукционах, при помощи западных товарищей (в основном немцев) переделываются, и реализуются лохам уже в России. Или наоборот. При этом на самом Западе рынок подделок огромен – подделывают античные фигурки, картины – и за десять евро, и за десять миллионов. Один из великих подельщиков двадцатого века де Хори, отсидев, признался, что куча его картин висит в музеях и частных собраниях, но он никому никогда о них не расскажет. Маститых художников начинают подделывать ещё при жизни. Айвазовский сотворил около двух тысяч работ, а по миру их ходит сейчас тысяч пятнадцать. Некоторые картины обсуждаются десятилетиями – подлинник или подделка, и все равно так это остается неясным, потому что, в отличие от расхожих мнений, эксперты далеко не всесильны и часто дают противоположные заключения, обосновывая их очень авторитетно, и тогда остается на свой вкус верить кому-либо из них.

Дальше пошли новые дела. Лично задерживал отца-основателя «перелицовок» Алекса Лахновского. Такие умные и жадные проныры на всей Земле наперечёт. Все московские жулики учились у него. Мозгами его Бог не обидел. Гроссмейстер по шахматам, он играл на чемпионатах с Карповым, Каспаровым. Но наибольших успехов достиг как мошенник. Мы его повязали, когда он купил картину немецкого Гугеля за двадцать тысяч евро, перелицевал её в Прибалтике, получил заключение и продал за семисот пятьдесят тысяч в один из столичных банков. Когда обсуждалась мера пресечения, он, старенький и хворенький, причитал жалобно, что правопослушный человек и его нет надобности держать за решёткой. Слава те Господи, мы запросили про него Интерпол. На заседания судов ходят ротозеи поглазеть. И когда судья зачитывал справку из Интерпола, в зале повисло восхищенное молчание.

Обвинялся в мошенничестве с произведениями живописи в Германии, Бельгии, персона нон-гранта на всех аукционах. Подвергался уголовному преследованию на протяжении десятков лет. но ни одно дело не доведено до суда. Так же обвинялся в нанесении тяжких телесных повреждений, – судья сделал паузу и закончил. – И в наркобизнесе.

Зал взорвался хохотом и аплодисментами. А адвокат от избытка чувств чуть не ринулся на меня и следователя в драку.

Он мог получить условно, но не возместил потерпевшим ни копейки, хотя по самым скромным подсчетам наворовал сотни миллионов долларов – все деньги переводил в бриллианты и рассовывал по банковским ячейкам по всей Европе. Сейчас помер. Учитывая отношения его с родственниками, сокровища так и лежат бесхозные в ячейках.

Интересное, что когда мы его задержали, к нам тут же прискакали из посольства Германии – мол, за что задерживаете нашего гражданина. Потом немцы навели о нём справки и больше вообще не появились. Он умудрился прокинуть на шестьдесят тысяч евро своих соседей, которые являлись родственниками прокурора этого города. Так что Алекса немцы домой не ждали.

Потом пошли дела по авангардистам. Это вообще потрясающая тема. Русский авангард двадцатых годов ХХ века любят подделывать больше всего. Потому что стоит он бешенных денег, и его легче всего рисовать. Тициана заморудешься писать. А Шагала – на час работы. Вообще авангард это сплошная афёра. Есть зарубежный фонд очень известного русского авангардиста, так без его дозволения ни одна картина не признается подлинной. А признается только за откат в двадцать процентов. Наследники знаменитого московского писателя, которому этот художник сам подарил свое полотно, решили устроить торг в обход фонда. Так все равно покупатели пошли к «фондовикам», а те от доброты душевной написали, что картина принадлежит ученикам классика, да ещё занесли её в соответствующий каталог. Так из трех миллионов долларов она похудела до тысячи. В этом фонде есть свой «прифондовый» художник, который набил руку, повторяя классика. И в год они делают одну поддельную картину, тут же признают её, а это три-четыре миллиона долларов.

Вместе с ФСБ России мы нахлобучили целую семейную конторку. Ребята сочинили сказку, что в Узбекистане живет бедный коллекционер, которому очень нужны деньги. В свое время он стырил из советских музеев картины авангардистов, которых тогда выкидывали из фондов из-за их чуждости и малой художественной ценности. И вот теперь у него накопилось несколько сот уникальных полотен. Два брата художника с утра до вечера сидели, рисовали авнгардистов и через дочку впаривали их председателю одного художественного фонда, который полностью потерял разум от осознания свалившегося на него богатства. И текла река из баксов – сотни тысяч, раз за разом. Изъяли мы триста поддельных работ. При задержании дочурка, наркоманка со стажем, выбросила наркотики, укусила гепатиными зубами нашу сотрудницу и пыталась выброситься с тринадцатого этажа.

И таких клоунов полно. На Западе была целая серия скандалов, когда, с нашей помощью, накрыли несколько галерей выходцев из России с сотнями полотен поддельных авангардистов.

Возникла и тема замены картин в фондах на подделки. На моей памяти были осуждены директор и главный хранитель Астраханского музея, укравшие картину Айвазовского, которая до сих пор в розыске. Помню случай, когда, кажется, на аукционе Кристи представители Ханты-Мансийского музея почти сговорились прикупить хорошенького большого Шишкина за два лимона нефтедолларов, когда директор Хельсинского аукциона «Буковский» завопил:

Помню её. Это не Шишкин. У меня её недавно за девяносто тысяч купили! Там ещё коровки были, но их замазали!

Сколько подделок висит в музеях – никто не знает. А сколько заменено монет – их легче всего тырить, как правило они не описаны.

Могут взять у человека картину на реализацию, а вернуть подделку – мол, такая и была.

Наши сотрудники принимали участив обысках у видной военноначальницы Васильевой. Так вся квартира у нее завешана поддельными картинами, которые она в Питере купила.

Ну а что сейчас? Достигли мы главного. Если раньше, чтобы продать картину, достаточно было кривой записи эксперта и честного слова жульмана, то теперь серьезные вещи не продают без двух-трех экспертиз. Так что рынок подделок сильно сжался. Но он существует. Помимо перелицовщиков есть еще и такие подельщики, в основном из Санкт-Петербурга, которые на старых холстах делают старыми красками такие картины, что целые комиссии экспертов признают их подлинность.

Наведен относительный порядок с экспертизами. Нечистоплотные эксперты начали бояться. Правила стали более жесткие.

Эксперты в массе своей преданные своей работе люди. Но иногда попадаются такие… Помню двух жутко наглых тёток из самого знаменитого федерального музея, с тридцатью тысячами рублей зарплаты и двухкаратными бриллиантами в ушах. Они дали заключение о подлинности такого Айвазовского, на которого даже школьник без слез жалости не взглянет. А когда мы заявились к ним с предъявами, они внаглую объявили:

Тот, что мы исследовали, был ну точно такой же Айвазовский как этот, только подлинный. Фотографии? Рентген? Так давно было. Всё уже уничтожено.

И всё. Документы уничтожены. Срока давности прошли. Следствие закончено, забудьте.

Вообще вину эксперта доказать трудно. Мы предлагали ввести в УК статью «Заведомо ложное искусствоведческое заключение или оценка». А также «Подделка произведений и искусства». Сегодня за подделку больничного листа срок, а за подделку Репина общественное порицание, поскольку мошенничество доказывается с огромным трудом.

Появился новый вид бизнеса. Теперь эксперты берут подлинные вещи и говорят что это подделка. Сделать её снова подлинной стоит денег. Умудряются опровергать свои же заключения, которые давали несколько лет назад.

Сделать при желании много чего можно. Это и паспорта произведений искусства. И развитая система страховок сделок, как на Западе. И создание мощной экспертной системы… Но нужно ли это кому, если даже лицензирование антикварной деятельности убрали, а правила антикварной торговли затерялись в недрах Минэкономразвития еще десяток лет назад.

Сейчас на арт-рынке затишье. Денег мало. Все ждут роста цен на нефть. Тогда бизнес начнётся снова. К сожалению, все претрубации в МВД последних лет привели к тому, что ликвидированы специализированные подразделения по борьбе с хищениями культурных ценностей. Приказали долго жить созданные в 1992 году отделы в ГУУР, МУРе, легендарный отдел в Питере, который вернул в Россию предметов на сотни миллионов, если не больше, долларов. В раже сокращений и оптимизаций под нож пошли почему-то эти подразделения – мол, по статистике у вас мало преступлений. Хотя одна кража из Эрмитажа перевесит десять тысяч краж из карманов. Так что новую волну антикварных преступлений встретить будет просто некому.

Когда-нибудь подразделения воссоздадут снова, но это будет уже другая история. И создавать все придётся с нуля. Ну хватит о грустном.

Хотя и вышел за допустимые объемы текста, но не сдержусь. Напоследок любимый анедкот нашего потерпевшего. Братан наворовал бабок, решил стать коллекционером и едет в антикварный магазин. Там старый еврей-директор, видя перед собой тупого быка, загнал ему старый пионерский барабан за сто тысяч баксов под видом барабана Страдивари. Потом братану сказали, что Страдивари по скрипкам, и тот поперся к еврею на разборку.

Страдивари же скрипки мастырил! – вопит братан.

Не-е, - возражает директор магазина. – Скрипки он мастырил для лохов. А для правильных пацанов делал барабаны…

07.02.2017

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо каждому, причем многие о нем узнали еще в далекие дошкольные годы: все, кто вырос в Советском Союзе, помнят вкусные конфеты «Мишки в лесу» фабрики «Красный Октябрь». На их обертке была размещена репродукция «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Какие еще интересные факты из жизни И.И. Шишкина, великого русского художника, мы знаем?

  1. Будущий художник родился в январе 1832 года в тихой провинциальной Елабуге и там же провел детские годы. Его отец - небогатый купец - был человеком очень образованным, любил искусство и литературу. Он всячески поощрял интерес сына к творчеству, покупал ему краски, научил вырезать по дереву. Даже когда маленький Ваня разрисовал забор возле дома, ни отец, ни мать не пытались пичкать его нравоучениями.
  2. Отец художника пробовал сочинять книги - его перу принадлежит произведение, посвященное истории родной Елабуги. Он участвовал в исторических изысканиях и привлек к раскопкам юного Ивана. Экспедиция пыталась обнаружить на Волге следы древнего Булгарского царства.
  3. Блестяще окончив Академию Художеств, Иван отправляется в Германию, где совершенствуется в выбранной профессии. Интересно, что уже тогда его узнавали даже за границей: он сообщал родным, что о нем отзываются так: «Видели на улице знаменитого русского художника, который пишет замечательные картины». Но художник так любил Россию, что вернулся в родные края, не дождавшись окончания «пенсионерского» (то есть организованного за счет Академии) отпуска.
  4. Самая знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», оказывается, принадлежит его перу не полностью: друг Ивана Ивановича, художник Константин Савицкий, оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Но об этом не все знают, потому что когда картину решил купить коллекционер Третьяков, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали. Третьяков не ладил с Савицким. Так и досталась вся слава Шишкину.
  5. Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это - сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  6. Ходил в былые годы такой анекдот: однажды император Александр, восхищенный искусством Шишкина, пригласил его преподавать живопись наследникам. Художника это тяготило: он пожаловался приятелям, находясь с ними в некоем питейном заведении, на бесталанность детей царя. Тут к нему подошел некто и строго сказал: «Пожалуйте со мной во дворец!» Нисколько не испугавшись, Шишкин вынул из кармана пропуск в Зимний: «Всегда к Вашим услугам, сударь!». Пристыженный сотрудник Третьего отделения ретировался.
  7. В творчестве Шишкину везло, ему все удавалось, его рано стали ценить и буквально «носить на руках». А вот личная жизнь не заладилась: скончалась первая супруга, оставив ему сына. Он женился второй раз - и снова спутница жизни покинула его, умерев молодой, успев подарить художнику двух дочерей.
  8. Умер Шишкин неожиданно для всех, в возрасте 66 лет. Это было обычное утро, художник занимался с учеником, работал над новой картиной «Лесное царство». Вдруг он вздохнул, уронил голову на грудь, прибывший врач констатировал разрыв сердца.

Ивана Ивановича Шишкина всего себя отдал творчеству. Какой силой жизни обладал этот удивительный художник! Найдите свободную минутку среди бесконечной череды дел, вглядитесь в его яркие картины, пронизанные солнечным светом. Возможно, перед такой всепобеждающей любовью к жизни померкнут и станут казаться менее серьезными собственные мелкие каждодневные бытовые неурядицы…

Марат Ахтямов

Иван Иванович Шишкин (1932 — 1898) — ярчайшая звезда в плеяде русских мастеров пейзажа. Большего мастерства в изображении русской природы не проявил никто. Всё его творчество было подчинено идее как можно более достоверно отразить красоту природы.

Из-под кисти, карандаша и гравёрного резца Шишкина вышли сотни произведений. Одних живописных полотен насчитывается несколько сотен. При этом их очень сложно сортировать их по срокам написания или по мастерству. Безусловно, в 60 лет он писал иначе, чем в 20. Но резких различий в темах, технике исполнения или цветовыми гаммами между картинами Шишкина нет.

Такая равномерность вкупе с внешней простотой сыграли с творческим наследием Шишкина злую шутку. Многие причастные к живописи, знаниям о живописи, или крупицам знаний о живописи, считают живопись И. И. Шишкина простой, даже примитивной. Этой кажущейся простотой воспользовались маркетологи, как бы их не называли в России при смене политического режима. В результате одно время Шишкина можно было увидеть повсюду: на репродукциях, ковриках, конфетах и т. п. Сложилось отношение к Шишкину как к производителю чего-то бесконечно скучного и шаблонного.

На самом деле, конечно, творчество Ивана Шишкина разнообразно и многогранно. Нужно просто уметь увидеть это разнообразие. Но для этого нужно знать язык живописи, ключевые события из биографии художника и уметь прилагать интеллектуальные усилия к их осмыслению

1. Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге (сейчас Татарстан). Его отец Иван Васильевич Шишкин был человеком одарённым, но совершенно неудачливым в делах. Получив по наследству звание купца второй гильдии, он торговал настолько неудачно, что сначала переписался в третью гильдию, а затем и вовсе выписался из купцов в мещане. Зато в Елабуге он имел большой авторитет как учёный человек. Он построил в городе водопровод, что тогда было редкостью и в городах покрупнее. Иван Васильевич разбирался в мельницах и даже написал руководство по их строительству. Кроме того Шишкин-старший увлекался историей и археологией. Он открыл неподалёку Елабуги древний Ананьинский могильник, за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Несколько лет Иван Васильевич был городским головой.

Иван Васильевич Шишкин

2. Рисование давалось Ивану легко и занимало почти всё его свободное время. Отучившись четыре года в Первой казанской гимназии, одной из лучших в стране, он отказался продолжать обучение. Не захотел он и становиться купцом или чиновником. Долгие четыре года в семье шло сражение за будущее младшего сына, желавшего учиться живописи («стать маляром» по версии матери). Лишь в 20 лет родители согласились отпустить его в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет в юности

3. Несмотря на общие неблагоприятные отзывы о политической и культурной обстановке в России середины XIX века, в Московском училище живописи и ваяния нравы царили вполне свободные Это училище было приблизительным аналогом советских педагогических училищ — лучшие выпускники шли учиться дальше в Академию художеств, остальные могли работать учителями рисования. От учащихся, в сущности, требовали одного — побольше работать. Молодому Шишкину того и надо было. Один из друзей в письме мягко пенял ему — мол, уже все Сокольники перерисовал. Да, в те года Сокольники и Свиблово были мечтами, куда пейзажисты выезжали на этюды.

Здание Московского училища живописи и ваяния

4. В училище Шишкин создал свои первые офорты. Он и дальше не забрасывал графику и гравюры. На базе небольшой мастерской Артели художников в 1871 году было создано Общество русских аквафортистов. Шишкин одним из первых в России начал относится к живописной гравюре как к отдельному жанру живописи. Ранние опыты гравировщиков больше исследовали возможность тиражирования уже готовых произведений живописи. Шишкин же стремился создавать оригинальные гравюры. Он издал пять альбомов офортов и приобрёл славу лучшего гравёра в России.

Гравюра «Облака над Рощей»

5. Иван Иванович с юности очень болезненно откосился к внешним оценкам своих произведений. Впрочем, немудрено — семья, ввиду собственной стеснённости, помогала ему мало, поэтому благосостояние художника уже с момента отъезда в Москву почти всецело зависело от его успешности. Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, он искренне расстроится, когда Академия, высоко оценив одну из его работ, наградила его орденом, а не присвоила звание профессора. Орден был почётен, но ничего не давал в материальном плане. В царской России даже боевые офицеры наградные знаки покупали самостоятельно. А звание профессора давало стабильный постоянный заработок.

6. Поступив в Академию художеств, Шишкин несколько летних академических сезонов — так в Академии называлось то, что после окрестят производственной практикой — провёл на Валааме. Природа острова, расположенного на севере Ладожского озера, очаровала художника. Каждый раз, покидая Валаам, он начинал думать о возвращении. На Валааме он научился делать крупные рисунки пером, которые даже профессионалы иногда принимали за гравюры. За валаамские работы Шишкин был удостоен нескольких наград Академии, в том числе Большой золотой медалью с надписью «Достойному».

Один из эскизов с Валаама

7. Иван Иванович любил Родину не только как натуру для пейзажей. С Большой золотой медалью он одновременно получил право на длительную оплачиваемую заграничную творческую командировку. С учётом доходов живописца это мог быть первый и последний шанс в жизни. Но Шишкин попросил руководство Академии заменить ему заграничный вояж поездкой по Каме и Волге к Каспийскому морю. Шокировано было не только начальство. Даже близкие друзья хором убеждали художника приобщиться к плодам европейского просвещения. В конце концов, Шишкин сдался. Из поездки, по большому счёту, ничего толкового не вышло. Европейские мастера его не удивили. Художник пробовал писать животных и городские пейзажи, но вольно или невольно подбирал натуру, хоть чем-то похожую на любимый им Валаам. Радовали лишь восторги европейских коллег да написанная под взятый в Петербурге аванс картина, изображавшая стадо коров в лесу. Париж Шишкин окрестил «совершенным Вавилоном», а в Италию и ехать не стал: «больно уж сладкая». Из-за границы Шишкин удрал пораньше, использовав последние оплачиваемые месяцы для того, чтобы погостить и поработать в Елабуге.

Пресловутое стадо коров

8. Возвращение в Петербург стало триумфом художника. Пока он отсиживался в Елабуге, его европейские работы произвели фурор. 12 сентября 1865 года он стал академиком. Его картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» попросили на время у владельца Николая Быкова, чтобы экспонировать на Всемирной выставке в Париже. Там полотно Шишкина соседствовало с картинами Айвазовского и Боголюбова.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

9. Упомянутый Николай Быков не только частично оплатил поездку Шишкина в Европу. По сути, его влияние на членов Академии стало решающим в вопросе причисления художника к званию академика. Едва получив «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» по почте, он помчался к маститым художникам демонстрировать картину. А слово Быкова обладало немалым весом в художественных кругах. Он сам окончил Академию, но практически ничего не писал. Известны его автопортрет да копия портрета Жуковского кисти Карла Брюллова (именно эту копию разыграли в лотерее, чтобы выкупить из крепостных Тараса Шевченко). Зато Быков обладал даром предвидения в отношении молодых художников. Он покупал картины у молодых Левицкого, Боровиковского, Кипренского и, разумеется, Шишкина, собрав в итоге обширную коллекцию.

Николай Быков

10. Летом 1868 года Шишкин, опекавший тогда молодого художника Фёдора Васильева, познакомился с его сестрой Евгенией Александровной. Уже осенью сыграли свадьбу. Супруги любили друг друга, но брак не принёс им счастья. Чёрная полоса началась в 1872 году — умер отец Ивана Ивановича. Годом позже от тифа умер двухлетний сынишка (сам художник тоже тяжело болел). За ним из жизни ушёл Фёдор Васильев. В марте 1874 года Шишкин потерял супругу, а через год умер ещё один маленький сын.

Евгения Александровна, первая супруга художника

11. Не будь И. И. Шишкин выдающимся художником, он вполне мог бы стать учёным-ботаником. Стремление реалистично передавать живую природу заставляло его дотошно изучать растения. Этим он занимался и во время первой поездки в Европу, и во время пенсионерского (т. е. предпринимаемого за счёт Академии) вояжа в Чехию. Под рукой у него всегда были определители растений и микроскоп что было редкостью для художников-пейзажистов. Зато натурализм некоторых произведений художника выглядит очень документальным.

12. Первым произведением Шишкина, купленным известным меценатом Павлом Третьяковым, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Художник был польщён вниманием знаменитого коллекционера, да ещё и выручил за полотно 300 рублей. Позднее Третьяков купил много картин Шишкина, причём цены на них неизменно росли. К примеру, за картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» Третьяков заплатил уже 1 500 рублей.

Полдень. В окрестностях Москвы

13. Шишкин принимал активное участие в создании и работе Товарищества передвижных художественных выставок. Фактически вся его творческая жизнь с 1871 года была связана с передвижниками. Тот же «Сосновый бор…» публика впервые увидела именно на первой передвижной выставке. В компании передвижников Шишкин познакомился с Иваном Крамским, высоко ценившим живопись Ивана Ивановича. Художники подружились и проводили с семьями много времени на выездных этюдах. Крамской считал Шишкина художником европейского уровня. В одном из писем из Парижа он писал Ивану Ивановичу что если бы любое из его полотен привезли в Салон, публика села бы на задние ноги.

Передвижники. Когда говорил Шишкин, его бас перебивал всех

14. В начале 1873 года Шишкин стал профессором пейзажной живописи. Это звание Академия присваивала по итогам конкурса, на который представляли свои работы все желающие. Шишкин стал профессором за картину «Лесная глушь». Звание профессора, разрешавшее официально набирать учеников, он заслужил уже давно. Крамской писал, что Шишкин может набрать на этюды 5 — 6 человек, и всех толковых научит, тогда как из Академии выходит в 10 лет один, да и тот искалеченный. На одной из своих учениц, Ольге Пагоде, Шишкин женился в 1880 году. Этот брак, к сожалению, был ещё короче первого — Ольга Александровна умерла, едва успев родить дочь, в 1881 году. В 1887 году художник издал альбом рисунков покойной жены. Столь же короткой была и официальная педагогическая деятельность Шишкина. Не имея возможности выбирать учеников, он подал в отставку через год после назначения.

15. Художник шёл в ногу со временем. Когда процесс фотографирования и изготовления снимков стал более или менее доступен для широкой публики, он приобрёл фотоаппарат и необходимые аксессуары и стал активно использовать фотографию в работе. Признавая несовершенство тогдашней фотографии, Шишкин ценил то, что она даёт возможность работать зимой, когда нет возможности писать пейзажи с натуры.

16. В отличие от большинства представителей творческих профессий, И. И. Шишкин относился к работе, как к службе. Он искренне не понимал людей, ждущих прихода вдохновения. Работай — и вдохновение придёт. А коллеги, в свою очередь, удивлялись работоспособности Шишкина. В письмах и воспоминаниях об этом упоминают все. Крамской, например, был поражён ворохом рисунков, привезённым Шишкиным из короткой поездки в Крым. Даже друг Ивана Ивановича предполагал, что непохожие на то, что писал его друг, пейзажи потребуют какое-то время на привыкание. А Шишкин выходил на природу и писал крымские горы. Эта работоспособность помогала ему избавляться от алкогольной зависимости в тяжёлые периоды жизни (был такой грех).

17. Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» написана И. И. Шишкиным в соавторстве с Константином Савицким. Савицкий показал коллеге жанровый набросок с двумя медвежатами. Шишкин мысленно окружил фигурки медвежат пейзажем и предложил Савицкому написать картину совместно. Условились, что Савицкий получит четверть продажной цены, а Шишкин всё остальное. В ходе работы число медвежат увеличилось до четырёх. Их фигурки писал Савицкий. Картина была написана в 1889 году и имела большой успех. Павел Третьяков купил её за 4 000 рублей, 1 000 из которых получил соавтор Шишкина. Позже Третьяков по непонятной причине стёр подпись Савицкого с холста.

Эту картину видели все

18. В 1890-х годах Шишкин поддерживал тесную дружбу с коллегой Архипом Куинджи. По словам племянницы Шишкина, жившей у него в доме, Куинджи приходил к Шишкину почти ежедневно. Оба художника рассорились с некоторыми передвижниками по вопросу участия в реформе Академии художеств: Шишки и Куинджи были за участие, и даже работали над проектом нового устава, а некоторые передвижники были категорически против. А Куинджи можно считать соавтором картины Шишкина «На севере диком» — Комарова вспоминает, что Архип Иванович поставил на уже готовом полотне маленькую точку, изображающую далёкий огонёк.

«На севере диком…» Огонёк Куинджи не виден, но он есть

19. 26 ноября 1891 года в зале Академии открылась большая выставка произведений Ивана Шишкина. Впервые в истории российской живописи на персональной выставке демонстрировались не только готовые произведения, но и подготовительные фрагменты: эскизы, наброски, рисунки, и т. п. Художник задумал показать, как рождается картина, проиллюстрировать процесс её появления на свет. Несмотря на критические отзывы коллег, он сделал такие выставки традиционными.

20. Иван Иванович Шишкин умер в своей мастерской 8 марта 1898 года. Он работал вместе со своим учеником Григорием Гуркиным. Гуркин сидел в дальнем углу мастерской и услышал хрип. Он успел подбежать, подхватить заваливающегося на бок учителя и перетащить его на кушетку. На ней Иван Иванович и скончался через несколько минут. Похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1950 году захоронение И. И. Шишкина перенесли в Александро-Невскую лавру.