Художественные техники. Модные узоры на платках Рисунок платочек для детей





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи.

  • Ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты : учащиеся научатся эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Учебные материалы:

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс/Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского.

У учеников: заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка, платок.

Предварительная подготовка к уроку . Ученики выясняют в общении с мамой и бабушкой, какие платки они особенно любят и почему, приносят в класс платок для праздничной экспозиции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).

III. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль” , заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

Чтение учащимися стихотворений.

Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
Подарили мне платочек,
Он цветёт, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.
Как накину я на плечи
Расписную эту шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда-то вдаль.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.

IV. Демонстрация презентации “Платки из Павловского Посада” сопровождается рассказом учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка и шёлка.

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента основания фабрики.Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешёвых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Показ 6-го слайда. На предприятии сложилась единственная в своем роде павловопосадская школаплаточного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается Художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: “манеры” и “цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определённую глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски.Изготовление “цветок” и “манер” на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет". С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы - от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски - выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок достигающих 23-х, которые по своему внешнему виду и качеству превосходят изделия, печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда.Толковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении).

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.

НАБИВНО"Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ"РА.устар. Фабрика, преимущественно текстильная.

Учитель. Что нового узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось, запомнилось? (Ответы детей).

V. Физкультминутка.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

VI. Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка женских платков разного эмоционального звучания. Дети выходят к доске по рядам с платками своих мам, бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики, рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

Учитель. Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка.Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)? (Ответы детей).

Учитель. Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов.В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами).

VII. Работа с учебником с.30 - 33

Чтение текста учебника.

Ответы на вопросы учебника после чтения.

  1. Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).
  2. Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  3. Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  4. Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Учитель. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из Мастеров ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

VIII. Практическая работа: создание эскиза росписи платка.

Учитель. Ребята, по заданию учебника нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

IX.Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

На доске устраивается выставка детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.

Использованые материалы.

  1. Неменский Б.М. - Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
  2. http://platki.ru
  3. http://www.kleopatra.ru
  4. http://muztunes.net
  5. http://slovonline.ru
  6. http://www.artgalery.ru
  7. http://kykolnik.dreamwidth.org

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв — прозрачный фирмы Гамма

Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Натягиваем ткань на раму.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее.

Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

О начальных стадиях мы написали ранее. Теперь несколько слов о набойке рисунка. Набойщик должен быть физически сильным человеком. Надо на одном куске ткани соединить воедино все части, поступившие в распоряжение набойщика, и набить контур так, чтобы не было видно, как по отдельности все это получалось. Набойщики работают парами: один готовит один угол, другой - второй угол. Они находятся в непрерывном движении вокруг набойного стола: набьют один цвет, подсушат платок, и снова принимаются за другой цвет.

Но далеко не все платки изготавливаются с помощью ручной набойки. Вот уже почти пятьдесят лет, как появился на фабрике первый стол фото-фильмпечати. Рисунок для набивки делается на частом шелковом или капроновом сите (который и получил название фильма) способом фотокопирования. А с сита переносится он на ткань.

Фотофильмпечать позволяет создавать платки в 12-17 цветов, что никак не уступает платкам, выполненным вручную. Но производительность благодаря этому способу повысилась в 3 раза. Применение фотофильмпечати исключило из процесса трудоемкий труд резчиков, облегчило труд набойщиков.

На ткань накладывают первый шаблон - сито определенного рисунка.

Начинают протирать через сито краску - и на ткани остается определенный узор одного цвета. Затем сито меняют - и на платке остается другой цвет. Обычно первой кладут светло-розовую краску,’ потом зеленую, затем все остальные. В последнюю очередь протирается краска общего фона платка.

Этот способ сильно облегчил процесс производства платков, но не стал идеальным. Все-таки много приходилось делать вручную такой работы, какая могла бы выполняться машинами. И был механизирован процесс подачи и переноса шаблонов. Это произошло в 1961 году. Производительность рабочего на такой машине в 6-7 раз выше производительности набойщика, занимающегося ручным трудом. Уменьшился расход химических материалов, красителей. Так что теперь сушка, укладка ткани на столе, на тележку, сам процесс печатания, подача ткани - все это происходит само собой. Нужно только следить за работой механизма.

Еще через несколько лет, в 1965 году, у мастеров появились три многокрасочные автоматизированные машины. Общий экономический эффект - свыше 600 тысяч рублей в год. Теперь набивка производится быстро, экономично и, что немаловажно, не затруднено производство крупных изделий, скажем, панно, скатертей, покрывал.

Участок фотофильмпечати расположен сейчас в новом современном корпусе. Отделечный корпус был введен в строй летом 1980 года. Всю смену идут в три линии конвейеры - и через каждые 12 секунд готов новый платок. Около 2 тысяч платков производится за одну смену. А вначале на конвейер поступает белое полотно. И постепенно, по мере продвижения по конвейеру, начинают играть на нем краски и узоры.

Белоземельные и грунтовые платки - как шерстяные, так и хлопчатобумажные - печатают на машинах с медным валом. Больше половины всех платков объединения производится на таких машинах. На них можно использовать десять красок. Валы для машин готовят в граверной мастерской разными способами - пантографным, мо-летирным, ручным…

А когда платок сходит с конвейера или с машины с медным валом, его отправляют на обработку влажным паром в камеру периодического действия - зрельник. После на промывку в специальных машинах, отжим и сушку.

В принципе платок производится по той же старинной схеме, что и сто лет назад. Но многие процессы механизированы, автоматизированы, и благодаря этому труд мастеров облегчился во много раз. Даже на самом последнем этапе - пришивание бахромы — работает бахромно-наметочная машина, повысившую производительность труда в 2 раза.


В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).



Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.



Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.



Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.



Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.



В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.



Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.


Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)


Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.

Василий Иванович Грязнов (1816-1869) . Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.

После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский .



Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.



Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…



Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.














Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.








Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.

Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы Алёна , Валентина Давыдова (valentin-ka) , Ираида Соловей















Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок".



Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.
Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.



С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.

Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.

Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.



В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.



Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.



Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача - подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.



Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.



Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.


В цехе готовой продукции



Работа с бахромой



Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие


До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", - вспоминает Е. И. Раевская. - Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях". Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.



Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.



Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.



Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.

Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)




Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.

Оригинал записи и комментарии на

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изобразительное искусство Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МБОУ СОШ № 3) Тема урока: «Мамин платок» Учитель: А.М. Бурлакова Класс: 3 – в 2015 год г.Сургут

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

По одежде встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький. Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе … платочек

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную. Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка». Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

«Солнечное лето» «Южная ночь» Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется цветок - лилия. Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза. «Вечерний сад»

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

Мастер Постройки

Определяем центр при помощи диагональных линий. Размещаем узор в центре.

Мастер Изображения

Мастер Украшения Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

План работы: Выбери расположение узора. Выбери изображение на платке. Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора.

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация используется в 3 классе при изучении темы "Искусство в твоем доме" (программа Неменского). Работа представляет собой видеоряд с изображениями различных книжек-игрушек и призвана акт...

Презентация начинается с показа первых цветов, использованы стихи, показано поэтапное рисование нарциссов....

Презентация к уроку ИЗО по историческим событиям.

На уроке ребятам предлагаеися нарисовать русского богатыря. Перед этим проводится беседа о великих событиях в истории Руси - Ледовое побоище и Куликовская битва. Рассмотрев картины, посвященные...