Герои эпоса национальные и общечеловеческие черты. Эпические герои: образы и характеристики








МОДЕЛЬ МИРА. 1. Иггдрасиль, мировое древо. 2. Небесный свод. 3. Земная твердь. 4. Хель, подземный мир. 5. Мудрый орел на вершине Иггдрасиля. 6. Олени на ветвях Иггдрасиля, щиплющие его листву. 7. Волки Сколл и Хати, преследующие Солнце и Месяц. 8. Асгард, жилище богов. 9. Небесный корень Иггдарсиля. 10. Небесный родник Урд под небесным корнем Иггдрасиля. 11.Цверги, держащие небесный свод. 12. Мидгард, жилище людей. 13. Земной корень Иггдрасиля. 14. Радужный мост Биврест, соединяющий Асгард с Мидгардом. 15. Океан, омывающий Мидгард. 16. Змей Ермунганд, обитающий в океане и грызущий свой хвост. 17. Муспелльсхейм, страна огня. 18. Нифльхейм, страна холода и мрака. 19. Подземный корень Иггдрасиля. 20. Дракон Нидхегг, грызущий подземный корень Иггдрасиля. 21. Хвергельмир, родник под подземным коренм Иггдрасиля. 22. Двенадцать подземных рек (Эливагар), вытекающих из Хвергельмира и выходящих на поверхность Земли в Нифльхейме. 23. Злой Локи, привязанный кишками своего сына Нари к трем камням. 24. Ядовитая змея, чей яд капает на лицо Локи, от чего он содрогается, вызывая землетрясение. 25. Волк Фенрир, сын Локи закованный цепью Глейпнир; в его разверстую пасть вставлен меч












План-конспект по мировой художественной культуре

в 9 классе

«Темы и герои народного эпоса»

Форма проведения: эвристическая беседа.

Цель урока: Познакомить с темами и героями народного эпоса, его элементами, характерными особенностями.

Задачи:

основные темы и героев народного эпоса

примеры известных произведений народного эпоса.

Уметь:

Соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных народов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, учебник Г.И.Даниловой - для детей.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    Актуализация знаний

    Определение цели и задач урока.

    Сообщение новых знаний при помощи презентации.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Чтение детьми темы, слайд 2).

Сегодня на уроке, мы продолжим разговор об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе. Точнее о темах и героях народного эпоса.

Учитель: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним, что такое героический эпос и его разновидности (Ответы учащихся, «эпос» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.)

Учитель: Совершенно верно. Назовите отличительные черты эпоса?

(1.Эпическое повествование ведется от лица повествователя, свидетеля и истолкователя происшедшего

2. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени

3. Сказочно-фантастическое в эпосе не отделено от реального

4. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо усвоили предыдущий материал и давайте приступим к изучению нового.

Для начала определим цели и задачи нашего урока (слайд 3)

Учитель: Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической обстановке, он имел много общего. Прежде всего, темы и сюжеты, а также характеристика главных героев.

Любой эпос начинается с истории о сотворении мира (Слайд 4)

Он включает в себя историю создания богами гармонии мира из бездны хаоса.

Например, в древнеисландском эпосе «Сташая Эдда»(X в.) (слайд 5) представлена следующая картина мироустройства:

Верховный бог Один (слайд 6) пытается узнать у провидицы вёльвы историю начала жизни и будущее. Она рассказывает ему о временах, когда еще не проросло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (слайд 7) , пронизывающий все 9 миров Вселенной. Его ветви определяют границы Земли. Высшие боги во главе с Одином подняли землю из мировой бездны. Возле источника, где растет дерево, появляются 3 «девы судьбы»-норны. Вёльва предсказывает гибель богов.

В других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и из него появилось первое существо – великан Имир (слайд 8). Боги, живущие в кроне мирового Древа, убили Имира, а из его тела сделали мир. Череп стал небом, плоть – землей, кровь – морем, кости – горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки – источники судьбы человека, его ветви объедают 4 оленя, символизирующие 4 стороны света.

Легенда о сотворении мира в индийском эпосе гласит, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем было рождено Золотое Яйцо, из которого возник Прародитель Брахма. Скорлупа яйца разделилась надвое, обозначив границы земли и неба. (слайд 9)

Учитель: Как вы считаете, какой сюжет представлен в эпосе разных народов? (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Кроме истории о сотворении мира, излюбленным сюжетом эпоса является чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности . (слайд 10)

- Богатырь Манас из киргизского эпоса, был рожден от вкушения его матерью яблока,(слайд 11) а герой осетинского эпоса родился из камня. Вяйнемёйнен – герой «Калевалы» (слайд 12)- родился от матери-воды уже взрослым.

Учитель: Вспомним любимые нами народные сказки. Какой сюжет рассказывает нам семейной жизни героя?(ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, распространенным сюжетом народного эпоса было сватовство героя , во время которого перед ним ставят трудновыполнимые задания) (слайд13)

Учитель: Давайте подумаем, что может следовать за сватовсвом героя? (ответы учащихся)

Учитель: Вы снова угадали. Значительная часть эпоса посвящена описанию битвы и гибели героя (слайд 14) Во время неравной схватки, герой проявляет настоящие чудеса отваги и гибнет. Например, трагическая судьба героя гомеровского эпоса – Ахилла (слайд 15) Погибает доблестный рыцарь Роланд, (слайд 16) ценой своей жизни защищая короля и Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса (слайд 17). Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». (слайд 18) Они вынуждены покинуть отчий дом, и совершают тяжелый путь к вершинам Гималаев. Только старшему из братьев удалось достичь цели.

Учитель: Мы обозначили центральные темы эпоса разных народов. Назовите героев русского эпоса (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Богатыри. Богатыри-люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (слайд 21 )Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев (слайд 20).

Учитель: Назовите черты главного героя героического эпоса?(ответы учащихся)

Действительно, героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша по Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса(слайд 21)

Учитель: Подведем итоги.

Что вы узнали нового?

С какими темами и героями народного героического эпоса мы сегодня познакомились?

(ответы учащихся)

Учитель: Домашнее задание: Подготовить рассказ о наиболее понравившемся герое

1 из 24

Презентация - Герои и темы народного эпоса

Текст этой презентации

Тема: Герои и темы народного эпоса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса. В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу?

Словарная работа Ру́ны - письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле -карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Страница из рунической рукописи Codex Runicus
Карело-Финские музыканты играющие на ка́нтеле. 1949 год.

Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много об­щих черт и сходных признаков: повторяемо­сть тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжеты героических эпосов: сотворение мира, чудесное рождение героя, первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания, описание битв, защита и освобождение отчизны, прославление верности и дружбы.
Бурятский героический эпос

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначаль­ной бездны хаоса.

В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Миро­вом Древе - ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой без­дны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гар­монии.
Иггдрасиль

У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица.
Легенда о Гамаюне

Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпо­се. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух.
Брахма

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рож­дён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от мате­ри воды.
Вяйнямёйнен
Манас

Распространённым сюжетом народного эпоса становится сва­товство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполни­мые условия (добывание огня, изго­товление орудий труда и т. д.).

Зна­чительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Калмыцкий народный эпос Джангар

Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас.
Гибель Ахилла. П.П.Рубенс
Гибель Роланда

Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Братья Пандава из эпоса «Махабхарата»

Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу.
Илья Муромец. В.Васнецов
Илья Муромец и Идолище поганое. Георгий Юдин.

Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляет­ся в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса
Иллюстрации к эпосу «Гильгамеш»

Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озёр и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. Просто и торжественно звучат руны о далёких временах мира и о первых героях.

Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изо­билия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо.

Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погру­жая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыски­вает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружи­ла пропажу

Но хо­зяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болез­ни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям.

Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна
Народный эпос «Калевала» был собран и записан в середине XIX века Э. Ленротом

Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что пред­ставляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0 http://briefly.ru/_/kalevala/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей), а их судьбы – судьба всего народа и государства. Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе. Эп.герой – звено между отдельным человеком и всем человечеством. Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же.

В основе художественных эпосов лежит величественная героика. Герои эпоса - особый герой, «заменяющий собой целое войско», его судьба есть судьбы общества и государства (монументальная картина мира). Героем в эпосе выступает род и человек, но он несёт в себе как бы всё эпическое человечество.

В Гомеровском эпосе между человеком и человечеством есть связывающее звено – эпический герой. Человек оказывается героем потому, что он лишён мелких эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом. Он мужественный в плане силы духа (как говорят учёные «нравственно беспроблемный»). Он стоически относится ко всему, прекрасно понимает, что смертен, что всё зависит от судьбы. Но при этом он радуется жизни, принимает свою смерть спокойно. Он может быть победителем или побежденным, сильным или бессильным, он может любить и ненавидеть – словом, обладать разнообразными свойствами человеческой личности, но всё это при одном условии: он должен быть един с общенародной и общеплеменной жизнью.

Эпический герой – вовсе не тот, кто лишен свойственной ему личной психологии, но эта психология в основе своей должна быть у него общенародной. Это и делает его героем монументального эпоса.

Так же все герои создаются по определённому принципу: обладают одинаковым количеством качеств – эпических доблестей, однако они развиты по-разному. Эти «доблести» даны герою от рождения и могут развиваться на протяжении всей его жизни.

Гектор - храбрейший вождь троянского войска, сын Приама и Гекубы.

Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и, тем не мене, открыто идущий в бой.

Гектор - особый герой. Порой кажется, что он сражается в одиночку, так как при описании батальных сцен он как бы заменяет собой целое войско (как впрочем и Ахилл).

«Тою порой от судов, между рвом и стеною, пространство

Всё наполнено было и коней и воев толпа ́ ми

Страшно теснимых данаев: теснил их, подобно Арею,

Гектор могучий, когда даровал ему славу Кронион.

Он истребил бы свирепым огнем и суда их у моря…»

Одиссей – «многохитрый муж»; герой, известный своим умом, хитростью, дипломатичностью, ораторским искусством.

Одиссей у Гомера: человек, который может выйти из любого тяжелого положения. Прежде всего, Одиссей очень предан интересам своей родины и не может её забыть в течение 20 лет. Вторая черта, без которой Одиссей немыслим – это его невероятная и бесчеловечная жестокость. Прибавив к этому его постоянную храбрость, отвагу как в мелких, так и в больших делах, бесстрашие перед смертью, неистощимую терпимость и вечные страдания, нужно признать, что этот Гомеровский характер далёк от какого-либо скучного однообразия и полон самых глубоких противоречий. В приключениях ему помогают не столько воинская доблесть, сколько ловкость, находчивость и изворотливость.

Генрих Шлиман родился в 1822 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. История его юности очень бурная: он нанимается на шхуну юнгой, шхуна терпит кораблекрушение, Шлиман попадает на необитаемый остров. В 19 лет он попадает в Амстердам и устраивается там работать мелким клерком. Оказывается. Что он очень восприимчив к языкам, поэтому скоро он отправляется в Санкт-Петербург, открывает свое дело – поставка хлеба в Европу. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Бунарбаши в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Бунарбаши было слишком далеко от моря. Шлиман нашел мыс Гиссарлык и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу все слои. В самом низу (слой 3А) он нашел золото. Но он боялся, что его непрофессиональные рабочие разворуют его, поэтому велел им идти праздновать, а сам с женой перетаскал золото в палатку. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.

Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был 7А, этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом Шлиман вел раскопки в Тиринфе и откопал родину Геракла. Потом раскопки в Микенах, где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени. Но он доказал существование древнейшей цивилизации, так как обнаружил глиняные таблички с письменами. Также он хотел вести раскопки на Крите, но у него не хватило денег выкупить холм. Совершенно нелепа кончина Шлимана. Он ехал домой на Рождество, простудился, упал на улице, его отвезли в приют для бедных, где он замерз до смерти. Хоронили его пышно, за гробом шел сам греческий король.

Аналогичные глиняные таблички были найдены на Крите. Это доказывает, что очень давно (12 век до н э) на Крите и в Микенах была письменность. Ученые называют ее «линейное догреческое доалфавитное слоговое письмо», причем существует две разновилности: а и б. А не поддается расшифровке, Б расшифровали. Нашли таблички в 1900, а расшифровали уже после второй мировой. Франц Зиттини расшифровал 12 слогов. Прорыв совершил Майкл Вентрис, англичанин, который предположил, что за основу надо брать не критский, а греческий диалект. Так он расшифровал почти все знаки. Перед ученым миром встала проблема: почему в момент своего расцвета на Крите писали по-гречески? Точно определить дату уничтожения Трои сначала попытался Шлиман – 1200 г до н э. Он ошибся всего на десять лет. Современные ученые установили, что ее разрушили между 1195 и 1185 годом до н э.